Эффект моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Воздействие музыки Моцарта на детей

Моцарт – “самый подходящий» композитор для малышей. Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, что гармоничная, светлая и изысканно простая музыка Моцарта оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, интеллекта и творческого начала.

Возможно, Моцарт, будучи музыкальным Гением от Природы, стал композитором уже в возрасте 4 лет, и привнесло в его музыку чистое детское восприятие, которое подсознательно чувствуют все “почитатели» его творчества – в т.ч. и самые маленькие слушатели.

Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта (впрочем, как и любой другой) у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи – т.н. синапсы – уже сформировались.

На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями (“цепями»), прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности.

На основании данного факта Ф. Раушер выдвинула “революционную» гипотезу о том, что музыка может оказывать СТРУКТУРНОЕ влияние на образование нейронных цепей в детском мозге.

Из этого предположения (если оно верно) следуют выводы о том, что грамотное музыкальное воздействие именно на детей может, во-первых, в терапевтическом плане быть более эффективным (во всех отношениях), чем на взрослых, во-вторых, — значительно быстрее, чем у взрослых, развить в них мощный интеллектуальный потенциал, который (при наличии благоприятных условий) будет активно работать на них на протяжении всей дальнейшей жизни, а в-третьих (как следствие первых двух выводов), – стать альтернативой применению традиционных психотропных химиопрепаратов.

Профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института психологии РАН Владимир Морозов был участником следующего эксперимента, недавно проведенного российскими психологами.

Ученые попросили маленьких детей – воспитанников одного из детских дошкольных учреждений Москвы – во время прослушивания различных музыкальных произведений нарисовать несуществующее (вымышленное, фантастическое) животное, а сами по характеру этих рисунков определяли, какое настроение вызвала та или иная музыка у каждого конкретного ребенка.

Оказалось, что когда звучала музыка Моцарта, то животные на детских рисунках были миленькими, ласковыми и безобидными (наподобие Чебурашки). Когда же включали рок-музыку, дети рисовали страшных и уродливых животных с раскрытой пастью, огромными клыками и острыми когтями.

Музыка помогающая сосредоточиться

Занимаясь каким-то сложным делом, мы далеко не всегда можем полностью сконцентрировать на нем свое внимание. Музыка отлично поможет сбалансировать нервную систему

Таким образом, заострять долгое внимание на одном деле будет гораздо легче. Интеллект — сложная штука, и чтобы заставить его полноценно действовать, иногда нужно отвлекаться на творчество. Мелодии способны восстановить стимуляцию всего организма.

Во время звучания музыки, человеческий слух тут же ловит определенные звуковые вибрации, которые оказывают благотворное действие. Поэтому такую музыку нередко называют лечебной. Постепенно сменяющиеся ноты вдохновляют и позволяют придумывать гениальные идеи.

Достаточно побыть в таком спокойном состоянии полчаса, и вы обновите вашу способность заострять внимание на работе или другой важной деятельности. Слушать приятные музыкальные мотивы можно в неограниченном количестве, лишь бы хватало времени. Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память

Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется

Совсем скоро вы точно заметите, как улучшилась ваша память. Так что повышать количество прослушиваний только приветствуется.

Классический стиль музыки

Для развития умиротворенности разума отлично подходит Моцарт. Он и вдохновляет на новые мысли и идеи. Еще давно классический музыкальный стиль считался прерогативой интеллектуальных людей. В наше время ситуация, конечно же, поменялась из-за обилия самой разной музыки, но в целом умные люди и сегодня нередко слушают классику. Кроме этого, Моцарт оказывает позитивное влияние на развивающихся детей.

Мелодии, написанные Моцартом, заслуженно считают целебными, потому что в ней содержится огромное количество различных музыкальных комбинаций. Они помогают пробудить мозговую активность. Но следует отметить, что далеко не вся классика оказывает столь положительное воздействие. Например, музыка Баха к таковым не относится.

Зачем учиться играть на музыкальных инструментах?

Но все вышеописанное касается прослушивания музыки с целью стать умнее. А что происходит, если человек учится играть на музыкальном инструменте? При игре вовлечены практически все участки мозга одновременно, чего не наблюдается при обычном прослушивании. Задействуются зрительная, моторная, слуховая функции коры головного мозга.

Так что игра на музыкальных инструментах, как и любая другая структурированная и дисциплинированная практика, укрепляет силы интеллекта и позволяет применять их в смежных и принципиально других видах деятельности, например, связанных с творчеством.

Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение

Темп

Канадские исследовали, меняя различные музыкальные настройки, пришли к выводу, что результаты IQ-тестов улучшаются при прослушивании более динамичной музыки.

Сравнивая во время тестов разные варианты, они отметили, что лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко. Данные канадцев подтвердили исследователи из Балтимора. А малазийцы обнаружили ещё и признаки физической релаксации во время прослушивания мелодий в ритме 60 ударов в минуту, что приблизительно соответствует темпу, который обозначается термином «ларгетто».

Громкость

По данным исследователей сразу 4-х университетов:

  • тихая музыка, при прочих равных, почти не влияет на мышление,
  • средняя и громкая музыка способствует абстрактному мышлению, но громкое звучание затрудняет обработку информации,
  • среднее по громкости звучание идеально для творческого мышления и запоминания.

Песни или «инструменталка»

48% испытуемых демонстрируют переключение внимания и снижение сосредоточенности при включении песенных композиций со словами. Этот эффект не наблюдается, если для фонового сопровождения включать инструментальные произведения.

Практически все музыкальные треки для онлайн прослушивания, созданные для улучшения работы мозга, концентрации, снятия стресса, не содержат слов. Такая музыка часто исполняется на гитаре, пианино или ксилофоне, который создаёт ощущение природных звуков. Например:

Звуки природы

Своеобразную музыку для работы мозга можно «слушать онлайн», даже не прибегая к помощи технических средств. Исследовали Политехнического института Ренсселера продемонстрировали, как природные звуки улучшают способность к концентрации, память и другие когнитивные функции

Среди звуков природы, улучшающих внимание, лидируют пение птиц, шум дождя, журчание ручья и звуки горной реки

Доверчивая Америка

При этом в оригинальном исследовании 1993 года не говорилось о долгосрочном влиянии классики на интеллект. Речь шла лишь о выполнении небольшого задания сразу после прослушивания. Более того, дети не упоминались вообще – опыт проводился на студентах. Не существовало ни одной научной работы, где бы проверялось влияние классики на новорожденных. Однако это уже не имело значения: медиа распространили ложную сенсацию.

Псевдонаучная теория захватила США и весь мир. Компании начали производить диски с музыкой Моцарта «для улучшения интеллекта» у младенцев. Уже к 2003 году было продано более 2 млн подобных товаров. К 2004 году более 80% американцев знали об «эффекте», а 73% студентов на начальных курсах психологии считали, что «прослушивание Моцарта усиливает интеллект». Политики тоже поверили в это. В 1998 году губернатор штата Джорджия Зелл Миллер внес в бюджет расходы на диск или кассету с классикой для каждого новорожденного. Его примеру в Теннесси, а сенат Флориды законодательно потребовал, чтобы во всех финансируемых штатом детских садах каждый день проигрывались классические композиции.

Музыка Моцарта слушать онлайн

Влияние музыки Моцарта на душевное состояние и здоровье
человека

Классические произведения
композитора из Австрии – В.А. Моцарта, способны оказывать на публику
оздоровительное действие. В повседневной практике встречаются случаи,
подтверждающие полное выздоровление некоторых пациентов от неизлечимых
болезней.

Подобные факты уже давно стали
достоянием общественности, благодаря исследованиям знаменитых ученых, врачей и
психоаналитиков.

Насладиться классической
музыкой композитора можно на сайте your-melody.ru. Здесь также можно найти много других произведений от
мировых знаменитостей-классиков.

Приобщение детей к музыке Моцарта

Многие отмечают, что именно
Моцарт является подходящим композитором для ознакомления детей с прекрасным.
Ученые со всего мира подтверждают, что его музыка наполнена особой гармонией,
простотой и изысканностью, которые побуждают развиваться детскую психику,
интеллект и творческое начало. Другими словами, интеллектуальная
музыка действует на детей так:

  1. Улучшается мыслительная деятельность за счет начала формирования нейронных связей.
  2. Учащиеся в музыкальной школе более 2 лет подряд, демонстрируют устойчивые способности к пространственному мышлению.

На основе этих данных, Ф.
Раушер предположила, что классическая музыка способствует образованию нейронных
цепей в мозге ребенка. Исходя из этого, она оказывает комплексное
терапевтическое действие, развивает сильный интеллект, и является более
приемлемым методом лечения, заменяющим всевозможные лекарства.

Терапевтическое действие классики, написанной Моцартом

Научные труды специалистов из
США подтверждают, что если человек слушает фортепианные партии Моцарта в
течение 10 минут, коэффициент его интеллекта повышается до 10 пунктов.
Например, пациенты, страдающие Альцгеймером, способны показать существенное
улучшение навыков после прослушивания сонаты для двух пианино до-мажор Моцарта.

Помимо этого, музыку
композитора применяют по всему миру при лечении ряда патологий:

  • Благодаря звукам, имеющимся в сонатах Моцарта, у пациентов уменьшается число приступов эпилепсии.
  • При серьезных неврологических недугах, у людей наблюдаются улучшения в моторике.
  • Шведские медики регулярно дают роженицам слушать Моцарта (они уверены, что за счет этого в стране снизилась детская смертность).
  • Классика этого композитора способна избавить людей от душевных расстройств, улучшить их речевые навыки и слух.

Помимо прочего, произведения
известного автора помогают пациентам, имеющим проблемы с пищеварительным
трактом. Для этого достаточно во время еды включать произведения Австрийского
музыканта.https://valenciatowncenterpharmacy.com

Вундеркиндов не создашь искусственно

Во многом «эффект Моцарта» захватил Америку и мир в 2000-х годах из-за того, что за 20 лет до этого уже эксплуатировалась псевдонаучная идея о том, что большая часть интеллекта людей развивается в первые несколько лет их жизни. Вследствие этого в США в 1980-х родители включали своим новорожденным детям курсы по высшей математике и иностранным языкам. Даже сейчас существует масса роликов и брошюр на эту тему.

Однако исследования доказывают обратное: лучше всего младенцы учатся во время обычной игры. Сначала должно развиться умение познавать мир. Только после этого ребенок будет готов к получению знаний. Включать же музыку детям можно любую. Главное, чтоб параллельно младенец мог самостоятельно ползать, рисовать и играть.

Опровержение через опыт

Несмотря на огромный энтузиазм, ученые не смогли повторить результаты исследования 1993 года. В нескольких научных работах : “эффект Моцарта” крайне невелик и длится не больше часа. Чуть более поздний эксперимент выявил важную вещь: студенты, слушавшие Моцарта, были в состоянии эмоционального возбуждения из-за музыки. Оно ненадолго ускорило ум, что привело к лучшему результату в мыслительной задаче. Как авторы книги «50 великих мифов популярной психологии», когда исследователи использовали статистические методы, чтобы уравнять эффект эмоционального возбуждения в трех экспериментальных уровнях, “эффект Моцарта” исчез. То есть к ускорению мышления с такой же долей вероятности привел бы любой вызывающий эмоции стимул: от чашки чая до приятного сообщения от близкого человека.

«Эффект Моцарта»

В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:

  • первая слушала музыку Моцарта,
  • вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
  • третья – проходила тест в тишине.

Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.

Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:

  • 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
  • В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
  • В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.

О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.

Эффект моцарта для ребенка

Музыка Моцарта особенно положительно влияет на детей. Малыши лучше развиваются, становятся более спокойными. Приучать карапуза к волшебной музыки Моцарта можно начинать с самого рождения, а ещё лучше, когда малыш находится в утробе. Формируя музыкальный вкус ребёнка с пелёнок и занимаясь музыкальным развитием, он сохраняется на протяжении жизни.

Доказано, что плод, находящийся в утробе матери воспринимает звуки, слышит голос мамы, биение её сердца, внутренние процессы в её организме. Также малыш слышит и внешние звуки. Врач Томатис, которому принадлежат эти открытия, лечил детей, находящихся в утробе с помощью классической музыки. Он рекомендовал будущим мамам регулярно слушать музыку Моцарта для развития малышей, так как именно его произведения схожи с тембром человеческого голоса.

Музыка Моцарта благоприятно влияет и на развитие недоношенных детей. Это можно заметить как на физическом развитии, так и по показаниям определенных приборов. Слушая произведения Моцарта, такие малыши лучше едят, быстрее набирают вес, болеют реже. Они становятся более спокойными. По физическому и умственному развитию они быстро догоняют деток, которые появились на свет в срок. А некоторые даже и опережают их в развитии.

Удивительно, что музыка Моцарта помогает быстрее восстановить поражение нервной системы малыша, которые бывают при родах («родовая травма»). Благодаря лечебным мелодиям Моцарта такие младенцы восстанавливаются за неделю.

Музыка Моцарта для детей полезна ещё и тем, что способна дать положительный заряд для мозга и всего организма. А это, в свою очередь, благоприятно сказывается и на общем самочувствии малыша

Дети, которые слушают музыку Моцарта лучше развивают творческое мышление, у них улучшается память и внимание, речь и слух, а также такая музыка способствует лучшей работе мозга, тем самым повышая интеллект ребёнка

Благодаря потрясающей музыки Моцарта, малыш становится более коммуникабельным. Ему легче найти общий язык с людьми, он лучше формулирует свои мысли.

Лечебная музыка Моцарта способна повысить иммунитет, укрепить здоровье.

Какой инструмент выбрать?

Принять решение о выборе музыкального инструмента, на самом деле, не так уж и сложно. Однако к этому лучше всего подходить рационально, ориентироваться можно на личные предпочтения, на свои физические возможности, на значимость мобильности инструмента, его доступность, а также климат, от которого напрямую зависит его будущая сохранность.

Давайте познакомимся с некоторыми нетипичными, но интересными представителями:

Укулеле – гавайская миниатюрная четырехструнная гитара. Находясь в надежных руках любящего музыку человека, ничуть не уступает в художественной составляющей классическому варианту.

Губная гармоника – наверное, этот инструмент знаком каждому из нас, гармошка широко используется в блюзе, джазе, фолке, кантри и других музыкальных направлениях. Она предельно мобильна, что не может не радовать, ведь практиковать свое умение можно даже в самых заурядных условиях, например, стоя в пробке.

Ханг – это ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер, появился он на свет в недалеком 2000 году и произвел настоящий фурор в музыкальной сфере из-за полноты, насыщенности и оригинальности звука. Ханг выпускается достаточно малым тиражом, из-за чего стоит для рядового покупателя дорого.

Лира – старинный струнный щипковый инструмент, станет отличным другом для фанатов истории Древнего Рима и Древней Греции.

Флейта Пана (сиринга) – деревянный этнический духовой инструмент, состоящий из пустотелых трубок различной длины. Прелесть этой флейты заключается в простоте освоения техники игры и в бесконечных возможностях по импровизации уже на самых начальных этапах.

Расскажите, игру на каких музыкальных инструментах вы постигаете? Какая музыка вас тонизирует, а какая наоборот вводит в состояние умиротворения?

Эффект Моцарта

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано (K. 448) Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи. Положительные эмоции увеличивают количество дофамина в префронтальной коре. Согласно относительно новой теории именно этот факт объясняет, почему многие когнитивные задачи испытуемые выполняют гораздо быстрее и успешнее при наличии стимуляции умственной деятельности. Может, решающим фактором в вопросе, как все группы справятся с заданием, был именно уровень возбуждения, а также связанная с ним способность приложить некое усилие?

Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.

В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако неудивительно, что все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.

Интеллект и образование

Существуют задокументированные свидетельства того, что в среднем люди, которые учились музыке, имеют более высокий уровень образования и IQ. Но чем вызвана эта связь? Может ли один общий скрытый фактор (например, социально-экономическое положение родителей) объяснить оба явления — или есть прямая связь между интеллектом и музыкальностью, не зависящая от других факторов? Ответов на эти вопросы по-прежнему нет.

Канадский психолог профессор Э. Гленн Шелленберг в нескольких исследованиях пытался сделать поправку на социально-экономическое положение родителей. Он обнаружил положительную корреляцию между обучением музыке и IQ у детей 6‒11 лет, а также связь между обучением музыке в детстве, IQ и академическими успехами молодых людей. Был проведен целый ряд длительных исследований, во время которых детей наблюдали в течение долгого времени. Эти исследования показали те же результаты. По всей видимости, обучение музыке все-таки оказывает положительный эффект на общий уровень IQ, а также на академические успехи. Большинство исследователей полагает, что обучение музыке напрямую влияет на исполнительные функции

Этому есть разумное объяснение: обучение музыке предъявляет серьезные требования к ребенку и развивает координацию рук, а также способность концентрироваться на чем-то в течение долгого времени, внимание и рабочую память. Благодаря этому в организме ребенка происходят изменения, поддающиеся измерениям, например, увеличивается размер мозолистого тела, что улучшает связь между полушариями

Кроме того, вероятно, раннее обучение музыке дает ребенку опыт того, что интеллектуальный труд, требующий концентрации, выдержки и постоянной практики, приносит радость и положительные результаты. Этот опыт повышает вероятность того, что ребенок будет упорнее трудиться в школе и в будущем решит уделить как можно больше внимания обучению.

Эффект от игры на музыкальном инструменте в детстве и юности сохраняется на долгое время. В исследовании Ханны-Плэдди и Маккей приняли участие люди в возрасте от 60 до 83 лет. Оказалось, что у тех, кто в детстве и юности более 10 лет играл в оркестре, в среднем лучше память, кроме того, они также зрительно лучше воспринимают пространство — по сравнению с людьми, у которых не было такого опыта. Музыканты не теряют своих способностей. Но начать учиться музыке никогда не поздно — даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия. Их результаты сравнивали с результатами группы тех, кто занимался другими видами деятельности (например, физическими упражнениями и рисованием). В 2014 году группа шведских ученых под руководством Бальбага исследовала 157 возрастных пар близнецов. Оказалось, что у тех, кто играл на музыкальном инструменте всю жизнь, вероятность развития деменции в старости была намного ниже, чем у их братьев и сестер, никогда не занимавшихся музыкой.

Экономика образования

Багаж знаний: как уровень образования влияет на развитие деменции

Возраст мозга можно определить с помощью МРТ. Ученые исследовали МРТ мозга пациентов, хранившиеся в базе данных, выведя некие средние показатели, характерные для разных возрастов. А потом сравнили эти показатели с хронологическим возрастом испытуемых. Это слегка напоминает калькулятор возраста: необходимо ввести пульс в состоянии покоя, рост, вес, объем талии и так далее, и вы получите свой биологический возраст, который может сильно отличаться от хронологического. В 2018 году группа исследователей под руководством Рогенмосера сравнила мозг профессиональных музыкантов, музыкантов-любителей и тех, кто никогда не занимался музыкой. Выяснилось, что в среднем мозг музыкантов был моложе (то есть выглядел моложе на МРТ-снимках) настоящего возраста испытуемого. Однако по результатам исследования вовсе не была выявлена зависимость вида молодости мозга от количества занятий музыкой. Оказалось, что моложе всего именно мозг музыкантов-любителей. У профессиональных музыкантов мозг в среднем был моложе — но в меньшей степени. Результаты вызвали дискуссию: может, профессиональный музыкант испытывает такой сильный стресс, что он снижает положительный эффект от занятий музыкой? И приносит ли музыканту-любителю пользу наличие других интеллектуальных задач, возникающих в течение рабочего дня? Исследование показало, что для стимуляции работы мозга разнообразие видов деятельности полезнее, чем однообразие. И к музыке это тоже относится.

Влияние музыки Моцарта на физиологию людей

В 1993 г. невролог Франк Роше из университета штата Висконсина (США) первым в мире обнаружил весьма необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека музыки Моцарта, как никакой другой.

В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами (эти животные, как считается, не обладают эмоциональной реакцией на музыку).

Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение – соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине.

Эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный “механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет нейробиологическую, а не эмоциональную природу.

Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т.ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания).

Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки.

У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. В 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее).

Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов, и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты.

Во-первых, эти звуки укрепляют мускулатуру среднего уха.

Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это напрямую стимулирует мышление и улучшает память).

Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом. Музыка этого композитора не заставляет мозг “перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют в произведениях, к примеру, Баха или Бетховена.

Музыка Моцарта гениально проста, чиста, светла, солнечна, искренна. Не случайно ее автора во всем мире называют “солнечным» композитором. Кстати, большинство своих произведений Моцарт создал в «ключе» РЕ (D)!..

Согласно выводам турецких ученых, исследовавших “эффект Моцарта», в сонатах этого композитора присутствуют все музыкальные частоты, которые активно действуют на слух (а значит – и на головной мозг).

Эти ученые занимались данными исследованиями на протяжении многих лет и пришли к выводу, что музыка Моцарта – лучшее лечебное средство при аутизме и дислексии. Турецкие ученые не без оснований утверждают, что их открытие может стать настоящим прорывом в практике лечения этих двух (и подобных им) недугов.

Все секреты целебной силы музыки Моцарта не раскрыты полностью до сих пор и вряд ли когда-либо будут раскрыты, поскольку самые главные из них “скрыты» в непостижимых человеческим разумом сферах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector