Стихи для взрослых: что они делают с мозгом
Содержание:
- МОЛИТВА (М.Цветаева)
- РОССИЯ (К. Бальмонт)
- Стихи для взрослых
- Звучные и простые стихи для заучивания наизусть детям 3-4 лет по программе Васильевой
- Полезные рекомендации
- Как учить стихи ребенку?
- Поэзия для детей
- Методики
- Как выучить стих с ребенком
- Я СЧАСТЛИВ (В. Маяковский)
- Используйте метод снежного кома
- Почему после инсульта нарушается память?
- Так стоит ли тратить время на заучивание стихотворений?
- Хитрости
- Я помню чудное мгновенье (А. Пушкин)
- Короткие стихи, которые легко учатся
- Стихи Есенина, которые должен знать каждый
- Как выучить стих быстро
- Как правильно учить стихотворения взрослому?
- Как выучить очень большое стихотворение
- Технология для объемных текстов
- Самые простые стихи для заучивания — песенные
- Причины плохого запоминания
МОЛИТВА (М.Цветаева)
Христос и Бог! Я жажду чудаТеперь, сейчас, в начале дня!О, дай мне умереть, покудаВся жизнь как книга для меня.Ты мудрый, Ты не скажешь строго:— «Терпи, еще не кончен срок».Ты сам мне подал — слишком много!Я жажду сразу — всех дорог!Всего хочу: с душой цыганаИдти под песни на разбой,За всех страдать под звук органаи амазонкой мчаться в бой;Гадать по звездам в черной башне,Вести детей вперед, сквозь тень…Чтоб был легендой — день вчерашний,Чтоб был безумьем — каждый день!Люблю и крест, и шелк, и каски,Моя душа мгновений след…Ты дал мне детство — лучше сказкиИ дай мне смерть — в семнадцать лет!
РОССИЯ (К. Бальмонт)
Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.В нем воркованье голубино.Я чую поле, в сердце хмель,Позвавший птиц к весне апрель.На иве распустились почки,Береза слабые листочкиРаскрыла — больше снег не враг,Трава взошла на каждой кочке,Заизумрудился овраг.Тоска ли в сердце медлит злая?Гони. Свой дух утихомирь.Вновь с нами ласточка живая,Заморского отвергшись края,В родимую влюбилась ширь.И сердце, ничего не зная,Вновь знает нежно, как она,Что луговая и леснаяЗовет к раскрытости весна.От солнца — ласка властелина,Весь мир — одно окно лучу.Светла в предчувствии долина.О чем томлюсь? Чего хочу?Всегда родимого взыскую,Люблю разбег родных полей,Вхожу в прогалину лесную —Нет в мире ничего милей.Ручьи, луга, болота, склоны,В кустах для зайца уголок.В пастушью дудку вдунул звоны,Качнув подснежник, ветерок.Весенним дождиком омочен,Весенним солнцем разогрет,Мой край в покров весны одет,Нерукотворно беспорочен.Другого в мире счастья нет.
Стихи для взрослых
В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.
Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.
Методика запоминания
Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:
- Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.
- Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.
- Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.
- Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.
- Написать стихотворение от руки по памяти.
- Повторить стих на следующий день.
Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.
В детском возрасте хорошая память служит залогом развития речи у малышей трёх — четырёх лет и успеваемости у школьников. Учить стихи – значит постоянно пополнять словарный запас.
Звучные и простые стихи для заучивания наизусть детям 3-4 лет по программе Васильевой
Детский сад для малыша (если он действительно хороший) становится вторым домом. Здесь ребятишки получают первый опыт взаимоотношений в коллективе, приобретают необходимые навыки, обзаводятся друзьями. Программа М. А. Васильевой пользуется популярностью среди родителей и воспитателей. Сущность ее в следующем: правильно организованное обучение приводит к гармоничному развитию ребенка. Программа включает элементы умственной, физической подготовки, привитие культурных навыков, приучение к труду. Мы включили в подборку несложные стихи для заучивания наизусть детьми 3-4 лет.
***Пять зелёных лягушатВ воду броситься спешат —Испугались цапли!А меня они смешат:Я же этой цаплиНе боюсь ни капли!Агния Барто «Лягушата»
***Купили в магазинеРезиновую Зину,Резиновую ЗинуВ корзинке принесли.Она была разиней,Резиновая Зина,Упала из корзины,Измазалась в грязи.Мы вымоем в бензинеРезиновую Зину,Мы вымоем в бензинеИ пальцем погрозим:Не будь такой разиней,Резиновая Зина,А то отправим ЗинуОбратно в магазин.Агния Барто «Резиновая Зина»
***Маленький бычок,Рыженький бочок,Ножками ступает,Головой мотает:— Где же стадо? Му-у-у!Ску-у-учно одному-у-у!Валентин Берестов «Скучно одному»
***Ходит Оленька, вздыхая.
— Что с тобою?
— Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,На пол бросила картошку,Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!..Не пора ли Оле спать,Чтоб опять хорошей стать!Зинаида Александрова «Плохая девочка»
***В лесу недолго до беды,Но заяц — не простак,Умей запутывать следы —Вот так!
Туда, сюда петляет след,Вперёд, назад и вбок.Где заяц был, там зайца нет.Прыг-скок!Валентин Берестов «Заячий след»
***В дверь вошло животное,До того голодное:Съело веник и метлу,Съело коврик на полу,
Занавеску на окнеИ картину на стене,Со стола слизнуло справкуИ опять пошло на травку.Валентин Берестов «Коза»
***Куд-куда? Куд-куда?Ну-ка, ну-ка все сюда!Ну-ка к маме под крыло!Куд-куда вас понесло?Валентин Берестов «Курица с цыплятами»
***Я — учёная Лисица,Медицинская сестрица.Уважаемый больной,Успокойтесь, вы — со мной!
Я с врачом детей лечуВ белом кабинете.Чтобы смело шли к врачуМаленькие дети!
Я весёлая Лисица,Медицинская сестрица.Разрешаю вам, больной,Поиграть чуть-чуть со мной!Валентин Берестов «Лисица-медсестрица»
***Что ни сутки,По минуткеДень длинней,Короче ночь.Потихоньку,ПолегонькуПрогоняем зимуПрочь!
***Петушки распетушились,Но подраться не решились,Если очень петушиться,Можно пёрышек лишиться.Если пёрышек лишиться,Нечем будет петушиться.
***День настал. И вдруг стемнело.Свет зажгли. Глядим в окно.Снег ложится белый-белый.Отчего же так темно?Валентин Берестов «Снегопад»
Полезные рекомендации
Если запомнить стихотворение никак не удается и процесс «не идет» — лучше не мучаться и на некоторое время отложить это занятие. Часто происходит так, что сегодня выучить материал не удается, а вот завтра тот же стих получается усвоить довольно легко. Если не выходит учить стихотворение в вечернее время, можно попробовать сделать это вечером, и наоборот.
Некоторым отлично помогает метод чтения стиха перед зеркалом. Можно устроить настоящее выступление в домашних условиях. Кроме того, будут актуальны следующие советы:
- Не стоит учить строфы разрозненно — если запоминать их отдельно друг от друга, в дальнейшем стих не удастся соединить воедино, будут появляться заминки на стыке строф.
- Если возникли проблемы с запоминанием, стоит попробовать пропеть текст. Не зря слова прослушанных песен так просто укладываются в голове. Можно спеть стих и посмотреть на результат.
- Люди, которым приходится учить очень много подобного материала, рекомендуют несколько раз читать текст вслух с различной интонацией: громко, тихо, медленно, стремительно, пафосно, грустно, злобно и т. д. Способ зарекомендовал себя очень хорошо, кроме того, он довольно веселый и интересный.
- Если при чтении стихотворения по памяти возникла заминка, лучше не стараться вспоминать текст долгое время. В таких ситуациях эффективнее подсмотреть слова, нежели прерывать декламирование.
Как учить стихи ребенку?
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>pan itemprop=»image» itemscope itemtype=»https://schema.org/ImageObject»>
Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:
- Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
- Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
- Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
- Следует объяснять ребенку непонятные слова;
- Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.
Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.
Источники
- Буреш Я: Методика и основные эксперименты по изучению мозга и поведения / Я. Буреш, О. Бурешова, Дж.П. Хьюстон. -М.,1991. 400с.
- Cavanaugh, J. C., & Poon, L. W. (1989). Metamemorial predictors of memory performance in young and older adults. Psychology and Aging, 4, 365-368. doi: 10.1037/08827974.4.3.365
- Ковалев Г.В. Ноотропные средства,/ Ковалев Г.В. Волгоград, 1990.
- Verhaeghen, P., Marcoen, A., & Goossens, L. (1992).Improving memory performance in the aged through mnemonic training: A meta-analytic study. Psychology and Aging, 7(2),242-251.doi:10.1037/0882-7974.7.2.242
- Cronbach, L. J. (1951). Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16, 297-335.
- Воронина, Т. А. Современные проблемы фармакологии ноотропов: состояние и перспективы / Т. А. Воронина // Фармакология и токсикология. 1987. -№ 3.
Поэзия для детей
Родителей дошколят и детей младшего школьного возраста часто волнует проблема выбора стихотворений для тренировки памяти ребёнка. Критерии удачного выбора:
- Выбранное стихотворение должно быть понятным для ребёнка, содержание и смысл – соответствовать возрастным особенностям психического развития.
- Для тренировки памяти рекомендуется выбирать поэзию с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным содержанием.
- Сложных конструкций при выборе лучше избегать. Слова в стихах должны легко выговариваться.
- Оптимальным выбором послужит творчество известных поэтов, таких как Агния Барто, Корней Чуковский. Для школьников подойдут стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.
Стихотворения для ребёнка 3–4 лет
Для ребёнка 3–4 лет рекомендуется выбирать четверостишия, состоящие преимущественно из глаголов и существительных. Содержание стихов должно быть увлекательным и описывать уже знакомые ребёнку игрушки, предметы или животных, их действия.
Петушок, петушок, золотой гребешок
Маслена головушка, шёлкова бородушка
Что так рано встаёшь, голосисто поёшь
Детям спать не даёшь?
Чтобы разучить стихотворение с малышом, нужно несколько раз с интонацией и выразительной мимикой прочитать его ребёнку. Родитель читает начало строки, малыш – продолжение.
Стихи для малыша 4–5 лет
Для детей 4–5 лет характерно развитие отчётливой мотивации. Дети заучивают стихи, чтобы рассказать их маме, бабушке или отцу. Содержание стихотворений осложняется, в них говорится о явлениях природы, детсадовской жизни.
Мама чашку молока Маше налила
«Мяу, – киска говорит. – Вот и я пришла!»
Киске в миску отольём – веселее пить вдвоём.
Ну-ка кто скорей допьёт? Кто ни капли не прольёт?
Разучивая стишок, рекомендуется разыгрывать сценку, читать его по ролям, употреблять игрушки и различные предметы во время чтения.
Стихотворения для пяти — шестилетних детей
Для разучивания подбираются стихи с более сложными понятиями, чем для детей младшего возраста. Также произведения для шестилетних ребят отличаются объёмностью. Задавайте ребёнку вопросы, обсуждайте и проанализируйте содержание, замысел, поступки и главных героев произведения.
Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вслед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом.
Произведения для детей 6–7 лет
У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»
Мы – бежать во все Бежалки,
А водитель Проезжалки
Как в Оралку заорёт,
Что открутит нам Бежалки,
Оторвёт Соображалки
И Сиделки надерёт!
Укатила Проезжалка,
Улетела вдаль Леталка.
Грелка по небу плывёт…
Мы сидели на Сиделке
И свистели в две свистелки:
Может Гавкалка пройдёт?!
Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.
Методики
Слышали ли вы когда-нибудь или, может, видели в фильмах, как разведчик, мельком взглянув на документ или секретную схему, запоминал ее моментально? Думаете, это миф? А вот и нет. Такая поразительная способность есть у каждого. Это давно установлено наукой, и используется для обучения сотрудников спецслужб.
Например, такая: человек одномоментно может воспринять (запомнить) 7 блоков по 7-8 слов. К тому же, стихи учат по строфам, а не по предложениям или рифмам
В запоминании важно задействовать артикулярный аппарат, проговаривать вслух всю строфу – это затронет слуховую память. Между строфами важно делать паузы по 4 секунды – это позволяет осмыслить прочитанное, ассоциировать, выработать отношение к написанному, задействовать эмоции
Не все стихи делятся на строфы или не все, что нам потребуется запомнить, подпадает под стихотворную ритмику и делится на блоки. К тому же, если требуется запомнить цифровой ряд, то трудно задействовать весь комплекс триггеров (событие или фактор, которое вызывает определенную реакцию).
В этом случае попробуйте другой метод: пронумеруйте каждое слово в стихотворении, прочитайте несколько раз, вслух называя цифру. Попросите кого-нибудь называть отдельные слова из стиха, а вы, не подглядывая, называйте его номер.
Попробуйте с помощью этого руководства потренироваться
Обращайте внимание на свое отношение к написанному. Прочитайте 2-3 раза и перескажите, как помните, делая упор на свое восприятие
Если позаниматься так с неделю, то можно заметить улучшения каждый день. Однако этого все равно недостаточно.
Для развития мнемонических способностей нужно использовать не только стихи, а также игры, картинки, задания на логический вывод.
Как выучить стих с ребенком
Заботливым родителям на заметку! В стремлении облегчить страдания чада мы часто не замечаем, как оказываем ему «медвежью услугу», беря на себя важные этапы заучивания. Помогать ребенку, конечно, можно и нужно. Например, можете взять на себя чтение вслух, но сделать это можно только пару раз, и только после того, как он сам уже много раз прочел произведение. Его переписывание, создание «шпаргалки» — это то, что он должен сделать сам.
В вопросе того, как легко и быстро выучить стих, крайне важна обстановка, в которой это происходит. Дискомфорт – худший спутник заучивания. Если ребенок привык делать важные вещи в тишине, то необходимо ее обеспечить, а если ему, например, нравится это делать под музыку, пусть будет музыка.
Я СЧАСТЛИВ (В. Маяковский)
Граждане,у меняогромная радость.Разулыбьтесочувственные лица.Мнеобязательноподелиться надо,стихамихотя быподелиться.Ясегоднядышу как слон,походкамоялегка,и ночьпронеслась,как чудесный сон,без единогокашля и плевка.Неизмеримовырослиудовольствий дозы.
Дни осени —баней воняют,а мнецветут,извините,-розы,и я их,представьте,обоняю.И мыслии рифмыпокрасивелии особенные,аж вытаращитглазаредактор.Стал выносливи работоспособен,как лошадьили даже —трактор.Бюджети желудокабсолютно превосходен,укреплени приведен в равновесие.Стопроцентнаяэкономияна основном расходе —и поздоровели прибавил в весе я.Как будтона языкза кусом кускладутвоздушнейшие торта —такойустановилсяфеерический вкусв благоуханныхапартаментахрта.Головаснаруживсегда чиста,а теперьчиста и изнутри.В деньпридумываетне меньше листа,хоть Толстомуноздрю утри.Женщиныокружили,платья испестря,всеспрашиваютимя и отчество,я сталопределенныйвесельчак и остряк —ну просто —душа общества.Япорозовели пополнел в лице,забыли гриппыи кровать.Граждане,васинтересует рецепт?Открыть?или…не открывать?Граждане,выутомились от жданья,готовыкорить и крыть.Не волнуйтесь,сообщаю:граждане —ясегодня —бросил курить.
Используйте метод снежного кома
Это и есть заучивание. Запоминайте первую строку, за ней – вторую, потом соединяйте их и проговаривайте. Таким же образом заучивается весь текст. В этом случае не приходится говорить о том, как выучить быстро стих, если он длинный. Но если он небольшой, то даже это сделать вполне возможно с использованием этого метода. Для запоминания больших произведений этот способ тоже весьма эффективен.
Важно после каждой новой строчки декламировать весь освоенный отрывок с самого начала. Это обязательное условие, которое поможет при воспроизведении сразу после произнесения первой строки вспомнить все стихотворение, чтобы «от зубов отскакивало»
Почему после инсульта нарушается память?
Момент, когда сосуд в мозге закупоривается или разрывается, человек может и не заметить, т.к. последствий нарушения кровообращения может и не быть. Однако в ситуациях, когда кровеносная система значительно пострадала, и кровь не доставляет кислород к тому или иному участку головного мозга, его клетки перестают функционировать с должной эффективностью и постепенно умирают.
Некроз клеток – основная причина, по которой после инсульта происходят различные осложнения: паралич, дисфункция речи, потеря памяти.
Вовремя оказанная медицинская помощь и интенсивные реабилитационные занятия дают шанс ликвидировать негативные последствия. Клетки здорового участка могут взять на себя функции пострадавших.
Ученые, основываясь на передовых результатах исследований мозга, рассматривают память человека в свете трёх неотъемлемых составляющих, которые участвуют в её формировании и функционировании:
- Кратковременная. Способность сохранять материал в небольшом временном промежутке и небольшим объемом – около 20 секунд и нескольких элементов.
- Долговременная. Не ограничена по времени и объему. Обеспечивает длительное хранение информации.
- Оперативная. Способность удержать какой-либо объем информации и производить с ней различные операции за короткий промежуток времени.
Фиксация, хранение и воспроизведение информации – одна из главных функций, делающих человека дееспособным и обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность. Каждый новый источник способствует формированию новых нейронных связей. В ситуации, когда человеку необходимо воспользоваться полученными когда-либо знаниями, нейронная связь активируется.
Однако, после нарушения мозгового кровообращения погибает бесчисленное количество нейронов, а связи, которые между ними образовались, разрушаются. Именно таким образом происходит процесс потери памяти. Вместе с убитыми нейронами уходит масса материала, которую человек успел накопить за свою жизнь.
От того, какая область была разрушена, в каком полушарии мозга произошли критические изменения, зависит характер нарушений. Полушария работают сообща, ежесекундно обмениваясь между собой миллионами импульсов. Их нормальная работа без задействования механизмов памяти невозможна. Поэтому конкретизировать и с точностью утверждать, какие изменения повлечет за собой гибель того или иного участка памяти, как это отразится на человеке – очень сложно.
В любой ситуации пациенту с инсультом требуется незамедлительная медицинская помощь и долгий процесс восстановления.
Так стоит ли тратить время на заучивание стихотворений?
А если они вам не понадобятся в жизни?
Стоит. Развитый с помощью стихов интеллект окажет человеку помощь в накоплении полезной информации, которая поможет в достижении поставленных целей.
Богатый лексикон, хорошая дикция окажут неоценимую услугу в налаживании отношений с людьми, а также в личностном росте.
Об этом стихотворение Б.Пастернака. (Сможете его выучить?)
Какие стихи заучивать
Дети до 5 лет любят активные, с глаголами и существительными. В этом возрасте им нравятся считалки, которые применяются в игре, тренируют возможности запоминания и развивают речь. Один из таких примеров:
Пятилетнему ребенку для усовершенствования мыслительной деятельности подойдут стихотворения примерно такого стиля:
Ребенок с 6 лет должен знакомиться уже с более объемными стихотворениями и серьезным смыслом. Например, с таким:
Н. Антонова
Детская память активная, цепкая. Как только ребенок начинает осознанно разговаривать, можно начинать знакомить его со стихами. Тогда заучивание их будет не только тренировкой мозга, но и обогащать лексикон.
- Корней Чуковский
- Агния Барто
- Самуил Маршак
- Сергей Михалков
- Эдуард Успенский
- Борис Заходер
и многие другие поэты – создатели стихов для детей любого возраста, помогающих стать лучше в плане развития мышления и личностного роста.
Взрослые сами решают вопрос подбора литературы для развития или укрепления памяти. Конечно, выбор у них огромный. Все зависит от вкуса и желаний выбирающего.
Человеку, знающему много поэтических строф, легче воспринимать окружающее. Ему до конца жизни не грозит потеря ясного ума и твердой памяти.
Хитрости
Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.
При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:
Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой
Их легче запомнить.
Я помню чудное мгновенье (А. Пушкин)
Я помню чудное мгновенье:Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежныйРассеял прежние мечты,И я забыл твой голос нежный,Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:И вот опять явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье,И жизнь, и слезы, и любовь.
Короткие стихи, которые легко учатся
Белла Ахмадулина
Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…
Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.
1955 г
Валентин Гафт
Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, М ой путь закончен, я – пришёл.
Александр Блок
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
1914 г
Любовь Козырь
Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.
Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?
1917 г
Степан Щипачев
Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.
1939 г
Николай Заболоцкий
Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.
1957 г
Даниил Хармс
Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.
1933 г
Стихи Есенина, которые должен знать каждый
Письмо матери
Сергей Есенин
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
1924 г
Сергей Есенин
Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок, Только помню с далекого дня — На лежанке мурлыкал котенок, Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигренок, На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку, А еще через несколько лет Из кота того сделали шапку, А ее износил наш дед.
1925 г
Автор фотографии — Луиза Гельтс
Как выучить стих быстро
Способы, как быстро выучить стихотворение:
- Для начала нужно прочесть произведение несколько раз (минимум 3). Делать это следует громко, с выражением, не спеша, вдумчиво – что называется, с чувством, с толком, с расстановкой;
- Не помешает изобразить сюжет – нарисовать его или хотя бы обозначить схематически. Нелишним будет сделать несколько изображений, раскрывающих динамику сюжета;
- Разделите произведение на части, состоящие, например, из двух строк каждая, запоминая их последовательно;
- Проговаривайте выученные строки, соединяя их в одно стихотворение.
Как быстро выучить стих по литературе вам удастся, зависит и от того, насколько вы проникнитесь его сюжетом
Именно для этого важно его изображать, продумывать, декламировать с выражением
И еще один секрет – в процессе заучивания делайте небольшие перерывы – хотя бы минут 10-15. Причем в это время старайтесь абсолютно абстрагироваться, думать о чем-то другом. Информация, которую воспринимает наша память, записывается на подкорке, и, если дать ей немного времени, она дословно зафиксирует ее.
Отличный метод того, как очень быстро выучить стих – записать его на диктофон и постоянно прослушивать эту запись. Даже занимаясь посторонними делами при прослушивании, вы запомните его. Надиктован текст должен быть четко, с выражением. Благодаря этому методу можно даже справиться с таким заданием, как выучить за 5 минут стих. Безусловно, речь идет о небольших текстах, но это удастся сделать, даже если они кажутся сложными в запоминании.
как быстро выучить длинный стих
Как правильно учить стихотворения взрослому?
Методик заучивания существует несколько, однако большей популярностью пользуется классическая схема:
- Начинать заучивание за несколько (2-3) дней до срока;
- Прочитывать текст несколько раз подряд, лучше вслух — так к визуализации добавится звуковое восприятие;
- Представить образы и события, описываемые в произведении. При возможности — даже зарисовать;
- Выделить главных действующих лиц стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремится передать автор;
- Переписать текст на бумагу, так усилится визуальное восприятие;
- Еще раз медленно прочитать стихотворение вслух, запоминая формы слов и их время;
- Начать заучивание по принципу «снежный ком»: запомнить первую строчку, затем первые 2 строчки, затем — первые 3 и т. д.;
- Составить шпаргалку из первых букв строчек.
При заучивании не бойтесь подсмотреть отдельное слово, однако не старайтесь выучить сразу все стихотворение. Учите вслух — мозг воспринимает звуковую информацию так же хорошо, как и зрительную, а иногда — даже лучше.
Как выучить очень большое стихотворение
Это можно считать высшим пилотажем, но наша память и к такому вызову готова. Конечно, это не тот случай, когда быстро можно выучить стих за минуту (а это возможно, если он небольшой и вы используете те советы, что даны выше). Если же произведение большое, следуйте таким важным общим рекомендациям:
- Как быстро выучить длинный стих – задача, в которой нужно понимать, что означает быстро и насколько он длинный. Если речь идет о заучивании большой поэмы, то даже при хорошо развитой памяти одного вечера для такого задания будет мало. Тут уже не будет стоять вопрос о том, как быстро выучить стих за 10 минут, потому что не исключено, что это время потребуется на однократное его прочтение. Поэтому начинайте заучивание хотя бы за несколько дней до того, как эта задача должна быть выполнена;
- Читайте произведение каждый раз перед сном. Во время глубокого медленного сна память надолго и максимально точно фиксирует полученную информацию;
- Приступайте к запоминанию следующего фрагмента текста, только досконально заучив предыдущий, чтобы потом не нарушалась последовательность воспроизведения. С освоением каждого нового отрывка воспроизводите всю заученную часть текста;
- Несколько раз в день повторяйте выученный фрагмент. Обязательно делайте это с утра.
быстрое изучение стиха наизусть
Технология для объемных текстов
Если предстоит выучить длинную и сложную прозу, методика запоминания будет отличаться от способа изучения более простых стихов. В таких случаях может рекомендоваться следующая последовательность:
- Объёмный материал лучше всего учить непосредственно перед сном. Перед тем как лечь спать, нужно прочитать стихотворение максимальное количество раз.
- Выписать первые слова каждой строчки. После этого можно попробовать рассказать стих по памяти. Постепенно слова, выполняющие функцию помощников, следует убирать. Например, изначально можно ориентировать на первые слова в каждой строке, а потом оставить подсказки только в каждой четвертой строке.
- Не нужно учить отрывок про себя или шепотом, стоит читать стихи только вслух, громко, четко и с расстановкой.
- Современный метод заучивания стихов, опробованный множеством подростков — чтение текста речитативом. Можно добавить бит и получится настоящий рэп. Это очень веселый метод запоминания, главное — не забыть рассказать стих у доски в традиционном формате.
Запомнить стихотворение не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Существует множество разнообразных методик на всякие случаи жизни. Каждый сможет выбрать именно тот способ, который подходит ему больше всего.
Самые простые стихи для заучивания — песенные
Они хороши не только простотой текста и быстротой запоминания, но и тем, что превратившись в песню, помогут вам скоротать время на пешей прогулке в лесу, за баранкой автомобиля, на бревнышке у лесного костра на берегу озера, в ожидании поклевки.
Здесь можно обратиться к творчеству поэта Михаила Исаковского, по простой случайности ставшего поэтом-песенником.
Какой необычный случай привел его к написанию песен
Однажды, в 1934 году, он услышал по радио песню, слова которой были ему до боли знакомы — ведь он сам их и написал. Удивился, порадовался и встретился с автором музыки. Оказывается для хора им. Пятницкого требовались песни для обновления репертуара и один из руководителей хора Владимир Захаров увидел в отрывном календаре стихи «Вдоль деревни». Автор не был указан. Он и написал музыку к этим простым и веселым стихам.
Совместное творчество продолжалось очень долго.
Лучше нету того цвету
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет,
Лучше нету той минуты,
Когда милая придет.
Как увижу, как услышу —
Все во мне заговорит,
Вся душа моя пылает,
Вся душа моя горит.
Далее
Мы в глаза друг другу глянем,
Руки жаркие сплетем,
И куда — не знаем сами —
Словно пьяные, бредем.
Мы бредем по тем дорожкам,
Где зеленая трава,
Где из сердца сами рвутся
Незабвенные слова.
А кругом сады белеют,
А в садах бушует май,
И такой на небе месяц —
Хоть иголки подбирай.
За рекой гармонь играет —
То зальется, то замрет…
Лучше нету того цвету,
Когда яблоня цветет.
Это стихотворение написано в мае 1944 года, когда во всю бушевала война, а сердцу Михаила хотелось мира и любви, о чем он и хотел поделиться со всем миром.
Снова замерло всё до рассвета
Снова замерло всё до рассвета —
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.
Только слышно — на улице где-то
Одинокая бродит гармонь:
То пойдёт на поля, за ворота,
далее То обратно вернется опять,
Словно ищет в потёмках кого-то
И не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой…
Ты признайся — кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.
Может статься, она — недалёко,
Да не знает — её ли ты ждёшь…
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даёшь?!1945
Причины плохого запоминания
На практике нередко наблюдаются случаи, когда у ребенка происходит нарушение памяти. Это состояние характеризуется невозможность и неспособностью ребенка сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную ребенком при взаимодействии с окружающим миром.
Причин развития такого патологического состояния достаточно много. Можно выделить следующие наиболее распространенные факторы, негативно влияющие на развитие памяти у ребенка 8-11 лет, а именно:
- постоянные стрессы и переутомления, которые негативно влияют на общее психофизическое состояние ребенка,
- перенесенные в прошлом соматические заболевания, а также следствие сезонного гиповитаминоза,
- неудачная вакцинация, произведенная в раннем детстве,
- перенесенные ребенком черепно-мозговые травмы,
- развитие различных поражений в структурах головного мозга, в том числе рост опухоли,
- диагностированная задержка речевого и общего развития,
- проявление острых и хронических нарушений кровообращения в голове, атеросклероз, спазм мозговых сосудов и прочие патологические изменения.