Методист: чем он занимается?
Содержание:
- Важные качества и навыки
- Сколько получают
- Как заказчики проверяют соискателей на место методолога в проекте
- Кто такой методист?
- Где можно получить профессию дефектолога?
- Методист в начальных образовательных учреждениях
- Обязанности методиста детского сада
- Где искать работу методистам?
- Методолог, методист, Training&Development-менеджер и дизайнер образовательного опыта: в чем разница и имеет ли это значение?
- Права и ответственность
- Чем занимается методист (в педагогике)?
- Должностные обязанности методиста
- Хороший методист — скорее зануда, чем креатор
- Что такое методология
- «В работе методиста сколько усилий ты вложишь — столько результата и получишь»
- Кому подходит
- Общие положения
- Обучение специалиста
- Советы разработчикам онлайн-курсов
- Хайп на образование и место методиста
- Как стать методистом и где учиться?
- Заключение
Важные качества и навыки
Методологу нужны:
- способность вести исследовательскую деятельность;
- рациональность, независимость и оригинальность суждений;
- аналитический склад ума, логическое мышление;
- педагогические и организаторские способности;
- высочайший уровень коммуникативного мастерства;
- эмпатия;
- адаптивность под меняющиеся условия и устойчивый эмоциональный интеллект;
- умение нести ответственность за свои решения, при необходимости быть лидером проекта (если это согласовано с автором).
Важно проявлять прекрасную самоорганизацию и самодисциплину, а также нравственные и морально-этические качества во всех процессах своей работы
Сколько получают
Заработная плата педагогических работников обычно не поражает воображение. В среднем в России методист получает от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. Самая высокая зарплата – в Москве (40 000 рублей) и в отдаленных регионах (Республика Саха, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В Северной столице методисты в среднем зарабатывают 27 тысяч рублей.
В различных организациях платят по-разному. Например, в библиотеках зарплата редко превышает 15 тысяч рублей, в дошкольных заведениях можно рассчитывать на 25–35 тысяч рублей. Методисты учебных отделов и учреждений дополнительного образования могут получать до 30–35 тысяч рублей ежемесячно. Размер дохода зависит также от квалификации и стажа работы педагога.
Как заказчики проверяют соискателей на место методолога в проекте
Любой руководитель онлайн-проекта хочет видеть в своей команде грамотного специалиста по разработке курса, поэтому может предложить ему выполнить некоторые задания. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Что может проверить заказчик?
- Умение работать с презентациями. Задача: переработать черновые слайды в чистовые, готовые для вебинара.
- Умение работать с логикой контента. Задача: структурировать текст, сделать лаконичным, выделить главные мысли и убрать «воду».
- Умение работать с образами. Задача: подобрать образы, ярко и точно раскрывающие смысл предлагаемых фраз и способствующие лучшему запоминанию информации.
- Умение визуализировать информацию. Задача: составить красивую наглядную схему в виде mind map, отражающую основные идеи из фрагмента книги.
Методолог должен быть готов и уметь выполнить задания потенциального работодателя, чтобы показать ему свою компетенцию и подготовленность к работе.
Кто такой методист?
Методист- это специалист, который выполняет ряд функций по организации педагогической и культурной деятельности. Методисты есть в каждой образовательной и воспитательной организации. Должность методиста не предполагает лишь одну теорию, работники не оставляют практику.
Обычно берут на эту должность педагогов со стажем работы не менее трёх лет. Поскольку человек, который знает работу изнутри, более полноценно понимает специфику этой деятельности.
Первейшая задача методиста — выработать план обучения таким образом, чтобы преподаватель мог ясно и грамотно преподнести информацию своим ученикам. Материал должен по смыслу подходить конкретной возрастной группе и максимально способствовать эффективности усвоения.
Где можно получить профессию дефектолога?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для дефектологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика
Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях
Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.
Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.
Ну и конечно же, при выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:
- Московский педагогический государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
- Томский государственный педагогический университет;
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
- Челябинский государственный педагогический университет.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 215 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Российский новый университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 47 632,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 201 756,00 ₽ |
Московский городской педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 190 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 110 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 76 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Московский городской психолого-педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 75 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 150 000,00 ₽ |
Мурманский государственный гуманитарный университет
Мурманск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 134 880,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Коломна
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 85 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 132 080,00 ₽ |
Иркутский государственный университет
Иркутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 498,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 42 713,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 60 000,00 ₽ |
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Пушкин
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 121 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 68 000,00 ₽ |
Дальневосточный федеральный университет
Владивосток
Методист в начальных образовательных учреждениях
Методистом в детском саду становится старший воспитатель, который является главным помощником заведующей в её работе. Правая рука руководителя учебной организации работает над созданием хорошей атмосферы в коллективе. Но главная задача такого сотрудника в дошкольном учреждении — контролировать работу педагогов. Он разрабатывает расписание занятий, обучающие программы, контролирует их исполнение.
Простыми словами, воспитателю, музыкальному работнику, специалисту по физической культуре, психологу и логопеду методист должен выдать официальный документ с планом обучения. В нем содержатся темы и вопросы, которые должны быть рассмотрены за определённый период, указано, сколько конкретной теме отвести часов и какой должен быть результат от обучающей деятельности.
При этом методист консультирует своих коллег, предоставляет им всю необходимую учебную литературу. Особенно это касается молодых педагогов, только закончивших университет. Достаточно часто проводятся беседы с воспитателями по новым направлениям в образовании. Для выявления плюсов и минусов в работе устраиваются открытые уроки в присутствии руководителя. Профессия методиста настолько значимая, что когда отсутствует заведующая, её обязанности временно возлагаются на него.
К подбору кандидата руководство относится очень серьёзно, как правило, человека с улицы не возьмут. Сначала необходимо доказать все свои знания и умения в должности воспитателя.
Следить за наличием игрушек, необходимых развивающих материалов также должен методист. Далее на педагогическом совете решаются возникшие по этому поводу вопросы, выбираются источники финансирования других важных направлений образовательной деятельности.
Должностные обязанности методиста детского сада достаточно разнообразны. Поэтому на эту работу принимаются воспитатели с большим стажем и значительным опытом работы. Бесценный груз знаний используется для улучшения и развития практической деятельности.
Обязанности методиста детского сада
Как правило, старший воспитатель дошкольного учреждения со временем становится правой рукой заведующей. Методист организовывает и курирует педагогическую работу. Он проверяет перспективные и календарные планы, посещает занятия, контролирует учебный процесс, составляет расписание и т. д.
Методист обязан консультировать воспитателей, помогать им и направлять в нужное русло. У него в кабинете должна находиться вся необходимая литература для преподавателей. Когда заведующая отсутствует, методист берёт на себя её обязанности и руководит детским садом.
На эту должность не будут назначать человека с улицы. Сначала необходимо себя зарекомендовать и иметь опыт работы воспитателя не меньше пяти лет. Довольно часто методист вызывает к себе воспитателей и проводит с ними беседу по новым методикам или открытым занятиям. Также в его обязанности входит следить за игрушками и недостающим материалам в группах, а на педагогическом совете решать эти вопросы.
Должностные обязанности методиста детского сада обширны. Именно поэтому приходят на такую должность только те воспитатели, которые имеют значительный опыт и стаж работы.
Где искать работу методистам?
Вакансии методистов есть в EdTech компаниях, и с каждым годом этот рынок растет. Методисты в Москве успешно работают в вузах — в отделах молодежных программ, организации стажировок, а инфобизнес открывает методистам возможности для работы из любой точки мира.
После того, как все ушли в онлайн, методисты и отделы корпоративных коммуникаций должны были рассказывать людям, как им устраивать свою работу. Особенно значимы они для проектирования онлайн-курсов крупных компаний.
Методист поможет сделать качественный курс внутри компании, который будет не хуже предложений на рынке. Это позволяет решить очень важную проблему: когда в 2020 году все оказались в онлайне, преимущества внутреннего курса перед внешним оказались совсем не очевидными.
Если сотрудник внутри корпорации видит плохо сделанный продукт, когда у него есть возможность купить недорогой внешний продукт отличного качества с высоким уровнем сервиса, то ценность внутреннего снижается. Методисты внутри компании могут помочь сделать топовый курс, чтобы сотрудник не уходил на рынок.
Методолог, методист, Training&Development-менеджер и дизайнер образовательного опыта: в чем разница и имеет ли это значение?
На рынке часто путают термины: в вузах используют термин «методист», в EdTech — «методолог». Этот термин хорошо прижился в инфобизнесе: авторы ссылаются на «уникальную методологию», термин «методолог» популяризирован.
Исторически методология в России связана со школой советского методолога и политического технолога П.Г. Щедровицкого и Московским кружком методологии. Для них методолог — тот, кто создает организационно-деятельностный опыт (часто в форме игры) а также среду, стимулирующую практически- и деятельностно-ориентированное мышление.
Новая должность в образовательной среде — Training&Development-менеджер — менеджер по развитию персонала. Он выявляет потребности в обучении сотрудников, формирует предложение, кадровый резерв, проводит аудит результатов и эффективности обучения. О типологии T&D-менеджеров мы рассказывали в этой статье.
Рассмотрим термин «методист». Методист — одна из функций Training&Development-менеджера. Деятельность методиста включает изучение форматов обучения, исследования и эксперименты внутри организации, тестирование новых инструментов и гипотез и исследование запроса аудитории. Должностная инструкция методиста также включает оценку результатов обучения.
Термин «дизайнер образовательного опыта» чаще всего используют прогрессивные образовательные учреждения вроде Universal University и организации, которые делают упор на дополнительном профессиональном образовании, обучении взрослых, повышении квалификации.
Из-за того, что эти организации существуют в условиях конкурентного рынка, им важно оценивать не только качество образования, но и опыт ученика, ведь помимо знаний они должны предоставлять сервис. Дизайнер образовательного опыта — специалист, который разбирается не только в методологии, но и в том, как человеку комфортно учиться, он создает среду для эффективного обучения
Права и ответственность
Должностная инструкция методиста чётко прописывает его права и обязанности.Права методиста:
- он должен знать все новшества, которые собирается внедрить руководство учреждения;
- методист — это тот человек, который имеет право выносить спорные вопросы на обсуждение;
- также он может повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет;
- имеет право разрабатывать и внедрять методические документы по образованию, соответствующие действующим законам;
- может вносить свои предложения по улучшению структуры методической службы.
Должностная инструкция методиста прописывает большую ответственность за весь образовательный процесс. Устав организации и инструкция — основные документы его работы.
Если образовательный процесс не показывает эффективности, то в первую очередь ответственность будет нести методист. Кроме того, он обязан поддерживать в порядке всю необходимую документацию, заполняя все формы и таблицы, и по первому требованию предоставлять их руководству. В противном случае может лишиться премии или получить выговор. Как и любой сотрудник, он несёт ответственность за причинённый материальный ущерб в результате своей деятельности.
Чем занимается методист (в педагогике)?
Служебные обязанности методиста в образовании зависят от места его работы.
Методист в высшем учебном заведении составляет информационные базы данных, учебные планы и программы, обеспечивает документооборот, часто выполняет обязанности секретаря, например, ведет протоколы заседаний кафедры, находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Также методист принимает участие в организации внеучебных мероприятий – капустников, балов выпускников, дня посвящения в студенты.
Методист дополнительного образования контролирует процесс обучения, обеспечивает наличие необходимых технических средств, проверяет правильность заполнения документации, разработка учебных программ и планов. Кроме того, он помогает сформировать группы, проверяет качество уроков и посещаемость, ведет отчётность и подготавливает статистические данные.
Психолог-методист работает с педагогами, проводит семинары, тренинги, индивидуальные консультации.
Также, в обязанности методиста образовательного учреждения входит организация повышения квалификации педагогов, организация конференций, планирует работу образовательного коллектива в целом.
Преимущества и недостатки профессии
Преимущества
- Возможность реализовать свой творческий потенциал
- Востребованность на рынке труда
- Постоянное самообразование за счет изучения и внедрения новых методит
- Возможность оказать влияние на воспитание и образование молодого поколения
Недостатки
- Сложности, связанные со взаимоотношениями внутри коллектива
- Большое количество обязанностей
Важные личные качества методиста (в педагогике)
- организаторские способности,
- любовь к учебе,
- порядочность, честность, высокая ответственность,
- аккуратность, организованность, чувство такта,
- внимательность,
- аналитические способности,
- умение анализировать и систематизировать большой объем информации.
Должностные обязанности методиста
Скачать форму должностной инструкции |
Пришло время обсудить, какие должностные обязанности возлагаются на этого специалиста. Они оговариваются во втором разделе его инструкции. Как правило, к таковым относятся:
- организация и осуществление контроля над организацией трудового процесса в учреждениях, в которых методист работает;
- профессиональное ведение всей необходимой документации;
- проведение различных мероприятий (как плановых, так внеплановых);
- анализ деятельности учреждения, разработка предложений по ее совершенствованию и повышению эффективности;
- изучение конъюнктуры рынка аналогичных услуг и предоставление информации вышестоящему руководству обо всех появившихся на нем новинках;
- участие в разработке информационных и методических материалов;
- прогнозирование и планирование мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников, в том числе руководства учреждения;
- составление тематических планов и программ;
- разработка, рецензирование и подготовка методической документации к утверждению вышестоящим руководством;
- самостоятельное создание необходимых пособий и материалов;
- анализ, обобщение, принятие мер по внедрению более результативных методов работы специалистов подобных учреждений;
- проведение занятий с сотрудниками, демонстрация им наглядных примеров эффективности работы при правильной ее организации;
- оказание консультативной и практической помощи сотрудникам учреждений по направлениям их деятельности;
- осуществление контроля над обеспеченностью методкабинетов необходимой литературой, видео- и аудиоматериалами, определение потребности в таковых;
- проведение работы научного и экспериментального характера.
Хороший методист — скорее зануда, чем креатор
— Так и на чём же стоит фокусироваться? Что можно назвать ключевыми «хардскиллами» (главными профессиональными навыками) методиста?
— Основные «хардскиллы» для методиста — это подбор образовательного решения под конкретный запрос (в зависимости от цели обучения), проектирование модели обучения и создание образовательного контента. Остальные профессиональные навыки, необходимые для создания образовательного продукта, относятся больше к сфере продюсирования, проджект- и продакт-менеджмента. Другое дело, что в разных компаниях и проектах сферы распределения задач, как я уже объяснила, строятся по-разному, поэтому методисту может понадобиться много что ещё из профессиональных навыков.
— А если говорить о личных качествах, «софтскиллах», то каким набором должен обладать хороший методист? Вот, скажем, чтобы создавать отличный образовательный контент, — он должен быть скорее занудой (в хорошем смысле, конечно, то есть очень скрупулёзным человеком) или креатором, творческой личностью?
— Ну, если выбирать между этими двумя крайностями — занудой и креатором, то скорее занудой, потому что больше всего методист работает с информацией и абстрактными моделями. Он придумывает решение для конкретной образовательной задачи, используя свои знания и тот контент, который ему даёт эксперт предметной области.
Методист, общаясь с экспертом, должен разобраться в структуре предметной области (что в ней главное, а что второстепенное, как всё это взаимосвязано) и в том, через какую модель обучения её лучше подать.
Поэтому главное качество методиста — системное мышление
Критическое мышление тоже очень важно — чтобы анализировать готовые образовательные продукты, находить в них недостатки и сильные стороны
Хотя креативность, конечно, тоже включать приходится в известных рамках. Например, чтобы придумать, как визуализировать информацию, которую трудно объяснить словами или которая тяжело воспринимается в формате текста.
— А почему креативность в «известных рамках»? Что её ограничивает?
Что такое методология
Человечество активно развивается и стремится понять, по каким причинам достигается тот или иной результат. В этом помогает методология (от греч. metodos — «путь», «исследование», «прослеживание»). Любая попытка объективно проанализировать объект, событие, ситуацию, процесс — уже методология (в той или иной степени). В каждой науке есть своя методология, и она напрямую зависит от системы, в которой применяется. И везде должна быть обоснованной — в этом задача методологов, которые создают и / или совершенствуют системы, организующие какую-либо деятельность.
Есть методологи технологического проектирования, методологи химических процесов, продуктовые методологи — этот список легко продолжить относительно любой профессии, сферы, ниши. И сейчас, когда появляется все больше новых профессий и учебных программ, особенно нужны методологи образования.
«В работе методиста сколько усилий ты вложишь — столько результата и получишь»
— Почему ты заинтересовалась этой профессией?
— На последнем месте работы я создавала и вела внутренние бизнес-тренинги. В офлайн-формате всё было просто: передо мной сидели люди, и я с ними общалась
Я всегда знала, как вернуть внимание или решить конфликт
Когда обучение перешло в онлайн, возникли вопросы: «Как сделать дистанционные тренинги эффективными? Какие для этого нужны инструменты?» Профессиональный интерес подтолкнул меня найти курс для методистов.
— Нашла ответы? 🙂
— Да, в итоге всё оказалось просто: чтобы онлайн-тренинг стал эффективным, его программу должен составить настоящий методист, и никто другой. И я решила этим методистом стать 🙂
— Опыт проведения тренингов как-то помог?
— На прошлой работе я поняла, как систематизировать информацию и делить её по блокам. Благодаря этому я не перегружаю лишними смыслами один слайд в презентации или урок в модуле.
К тому же мой бэкграунд гораздо шире тренингов: до этого я пять лет строила карьеру в HR. Этот опыт научил меня эмпатии, которая очень важна в работе методиста: я ставлю себя на место студента и легко представляю его боли и желания. Ещё я узнала, как правильно и профессионально общаться, — это помогает при общении с экспертами. Благодаря HR-бэкграунду я понимаю, как:
- Подстраиваться под собеседника и всегда узнавать то, что нужно. Поведение зависит от ситуации: спикер слишком разговорчив — направляю его в нужную сторону, слишком молчалив — вытягиваю информацию.
- Быстро вникать в любую тему и показывать в ней экспертность. На позиции рекрутера я научилась разговаривать с человеком любого уровня на одном языке и быстро оценивать его компетентность.
- Верно себя позиционировать. При беседе я всегда держусь уверенно, вовлекаю человека в диалог и объясняю ему выгоду от нашего общения — только так эксперт не пожалеет о потраченном времени.
— В твоём личном рейтинге профессия методиста побеждает эйчара?
— Однозначно. В работе методиста формула такова: сколько усилий ты вложишь — столько результата и получишь. В подборе такого нет: ты можешь прособеседовать сто человек, потратить уйму энергии, но так и не найти нужного кандидата.
К тому же в новой профессии мне не нужно постоянно общаться с людьми, как это было в рекрутменте. Есть баланс: я не только разговариваю с экспертами, но и погружаюсь в данные, аналитику, провожу исследования для курса.
Фото: Skillbox Media
— Когда ты училась, то смотрела на программу глазами студента, а не методиста. Какие были трудности?
— Первое время было тяжело войти в ритм. В обычной жизни и на работе я привыкла к чёткому расписанию и обязательствам. С онлайн-образованием всё иначе: оно нужно только тебе, и только ты за себя отвечаешь. Приходишь вечером домой, берёшь себя в руки и настраиваешься на учёбу.
Учёба в онлайне удобна тем, что и темп можно подстроить под себя: захотел — взял паузу на месяц. Если пауза затянулась и ты что-то забыл — пересмотри старые уроки и двигайся дальше.
Дело в том, что профессия методиста очень сложна и обширна. Нельзя загуглить запрос «Как сделать аудит курса?» и найти последовательный ответ. Каждая программа — уникальна. Нужно включать логику, изучать источники, опираться на свой и чужой опыт — что я и пыталась сделать.
— Как специалист ты сильно выросла за два месяца стажировки?
— Безусловно. Я закрепила теорию на практике и узнала, как работает удалённая команда методистов, у кого какие роли и обязанности. Что важнее: я почувствовала, что в самом деле хочу стать методистом, ведь моё представление о профессии пришло в соответствие с реальностью.
Кому подходит
Эта профессия подходит опытным педагогам с высшим образованием, которые склонны к аналитической деятельности и работе с документами. Чтобы качественно выполнять свои обязанности, методист должен уметь:
- разрабатывать новые или усовершенствовать существующие методики воспитания и обучения, образовательные программы, технические приемы;
- ориентироваться в действующей нормативной базе;
- пользоваться компьютером и мультимедийными средствами для применения разных информационных технологий в образовательном процессе;
- анализировать полученные данные, сопоставлять сведения, дифференцировать их и сводить вместе в единый документ;
- четко излагать свои разработки с учетом возможности реализации их на практике;
- работать на достижение максимального эффекта от своих методик;
- сочетать бумажную и творческую работу;
- находить контакт с руководством учреждения и каждым педагогом в отдельности;
- вести деловую переписку.
Специалист, которому доверяют должность методиста, должен обладают такими чертами, как:
- ответственность и трудолюбие;
- уверенность в себе и своих знаниях;
- стрессоустойчивость.
Методист должен обладать непререкаемым авторитетом в учительском коллективе. Если у него нет достаточных знаний, творческого потенциала и педагогических навыков, то в учреждении он надолго не задержится, или же его будут подключать в основном к второстепенным мероприятиям
В общении с коллегами важно не скатываться на назидательный тон, методист должен не поучать педагогов, а учить их. Однако не следует забывать, что он отвечает за работу преподавателей, обязан ее контролировать и подправлять
К плюсам профессии можно отнести:
- возможность полностью реализовать свой творческий потенциал в образовательной сфере;
- востребованность среди работодателей.
Минусы – это невысокая зарплата и сложности, связанные с отношениями внутри трудового коллектива.
Общие положения
В разделе «Общие положения» говорится о том, какими навыками и знаниями должен обладать методист и какими нормативными актами ему надлежит руководствоваться в своей работе. Оговариваются здесь и требования, предъявляемые к образованию и трудовому стажу.
Так, например, в туриндустрии к специалисту, не имеющему категории, требований к стажу по специальности обычно не предъявляется. Правда, действительно это лишь при условии, что он имеет высшее образование или прошел спецподготовку. Если же кандидат имеет среднее специальное образование, то для него обязательно прохождение спецподготовки и наличие стажа не менее 3 лет. Для специалиста 2 категории обязательным будет наличие 3-летнего стажа работы. Когда же речь идет о методисте 1 категории, тогда помимо высшего профессионального образования лицо должно иметь 3-летний стаж работы методистом 2 категории.
Что же касается методистов, работающих в образовательных учреждениях различного типа, мультимедийных библиотеках, методкабинетах и центрах, то для них может быть обязательно высшее профессиональное образование и 2-летний трудовой стаж по специальности. Старший же методист для назначения на должность должен проработать в должности методиста не менее 2 лет.
Обучение специалиста
Методист – специалист с оконченным высшим образованием. К сожалению, в ВУЗах сейчас нет такого направления подготовки, поэтому профиль обучения может быть «Психология и социальная педагогика», «Психология образования», «Начальное образование (учитель младших классов)», «Дополнительное образование (воспитательная работа)», «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании».
Выполнять обязанности методиста может и опытный учитель-предметник.
Неполный перечень учебных заведений
- Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского
- Московский городской педагогический университет
- Московский государственный психолого-педагогический университет.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
- Государственный гуманитарно-технологический университет
Советы разработчикам онлайн-курсов
Используя инструментарий различных специальных сервисов по архитектуре курсов, разработчик создает из PowerPoint – слайд-шоу или документа в формате Word – яркий образовательный сценарий
Очень важно при этом не упираться в программу-редактор. Если софт сложный, Вы не можете найти нужную кнопку и подключить анимированный кусок, то создать курс будет проблематично, даже если Вы подключили все свои творческие ресурсы
Нужно быть гибким и решать задачи всеми возможными путями, используя различные программы, которые наиболее отвечают запросам заказчика.
Пройдите обучение на профессию методолога, потому что так Вы сможете получить знания от экспертов и их советы по созданию сценариев курсов. В программах-конструкторах часто даются уже готовые онлайн-курсы, которые можно изучить и понять, как они работают изнутри.
Используйте готовые материалы в сервисах по разработке (образы, макеты, изображения и т.д.). Так Вам не придется подключать к работе дизайнеров и платить им деньги. Методолог сам должен знать основы дизайна и графики, чтобы полноценно решать поставленные перед ним задачи.
В любом деле важна практика. Поэтому практикуйтесь в программах. Начните с самой простой, затем перейдите к более сложной
Чем больше будете работать, тем качественнее будет результат.
Создание сценариев онлайн-курсов – это творческая работа, поэтому для разработчика очень важно вдохновение. А вдохновляться нужно работами профессионалов
Изучайте материалы крутых мастеров, чтобы понять их механизмы, как они устроены и как работают. У методолога должна быть насмотренность.
Хайп на образование и место методиста
Почему же последнее время так востребованна эта профессия?
Методисты понимают, как правильно проектировать образовательные продукты в эпоху, когда каждый человек хочет учиться. Ввиду того, что сама идея Learn how to learn («Научиться учиться») постоянно развивается, методисты становятся обязательным элементом системы.
Пандемия и переход на удаленную работу также стали драйвером роста онлайн-образования и бума методистов. Во многом рост интереса к EdTech-продуктам связан со стремительным переходом к онлайн-обучению в 2020 году.
Растущий спрос на услуги методистов поддержало то, что традиционные игроки рынка образования (университеты, образовательные бутики, тренинг-центры) не могли быстро адаптироваться к онлайну. Они логичным образом обратились к специалистам, которые знали, как создать новый опыт онлайн-обучения.
Как стать методистом и где учиться?
Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.
Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.
Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.
Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:
Название программы и ссылка на нее |
Описание |
Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса. |
|
Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы. |
Заключение
Методолог присутствует на протяжении всего существования онлайн-курса: начиная с его проектирования и заканчивая анализом результатов. Эта профессия входит в десятку самых востребованных на рынке EdTech.
Хороший методолог онлайн-курса создает продукт, который будет пользоваться спросом у большой аудитории и приносить доход руководителю образовательного проекта.
Я максимально подробно, насколько это позволяет формат статьи, рассказал об этом специалисте, его обязанностях, навыках и умениях. Надеюсь, информация окажется полезной не только для соискателей удаленной работы, но и для руководителей, которые ищут себе в штат такого работника. Теперь обе стороны представляют, чем занимается методолог в онлайн-проекте, и каким должен быть профессиональный разработчик сценариев курса.