Магистр это уже ученая степень или еще нет
Содержание:
- Что такое ученая степень?
- Ученые степени в ВУЗах
- Для чего нужно поступать на вторую ступень высшего образования?
- Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
- Соединенные Штаты
- О преимуществах
- Форма обучения
- Что такое ученые звания?
- Виды степеней
- Диплом магистра в России: возможные направления обучения
- Соискательство без аспирантуры
- Что такое магистратура
Что такое ученая степень?
Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.
Виды
Российская наука позволяет получить степени двух уровней:
- Кандидата наук.
- Доктора наук.
Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.
Кандидат наук
Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:
- Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
- Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.
Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.
Доктор наук
Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.
Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.
Ученые степени в ВУЗах
Важно не путать ученое звание с официальной должностью, на которой работает сотрудник. В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней
И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок
В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней. И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок.
Должностная лестница определяется внутренним регламентом ВУЗа примерно по такой иерархии:
- лаборант;
- старший лаборант;
- ассистент;
- преподаватель;
- старший преподаватель;
- доцент;
- профессор;
- завкафедрой;
- декан;
- проректор;
- ректор.
То есть можно состоять в должности профессора, но не иметь никакого ученого звания, или иметь ученое звание профессора, а работать на должности доцента.
Зачастую преподаватель, занимающий профессорскую должность, далеко не всегда располагает званием профессора, а заведующий кафедрой может быть всего лишь доцентом по званию.
Чаще всего само звание присваивается после опыта работы в одноименной должности.
Пример официального перечисления всех научных регалий будет звучать так: Симонова И.С., кандидат филологических наук по специальности 10.02.03 «Славянские языки», доцент по специальности «Славянские языки», раньше к этому добавили бы «доцент кафедры русского языка».
При этом занимаемая должность может быть разной.
Для чего нужно поступать на вторую ступень высшего образования?
Получение степени магистра необходимо для карьерного роста и развития. Обладатель заветного диплома получает:
- Формальное право занимать многие места. Педагогические должности, требования к ним описаны в законах, подзаконных актах. Частое требование — наличие высшего профессионального образования. Считать ли оконченный бакалавриат ВО — вопрос, который остается на усмотрение нанимателя. Магистры же однозначно считаются лицами с оконченным высшим.
- Конкурентное преимущество. Выпускник второй ступени обладает широким массивом знаний, навыков, считается профессионально более состоятельным. Особенно, если имеет достаточно практического опыта.
- Отсюда — большая востребованность. Возможность выбирать место работы.
- Возможность прибавки к зарплате. Диплом можно назвать основанием для повышения заработной платы сотрудника или изначального найма на более выгодных для педагога условиях.
- Престиж: магистры считаются более квалифицированными кадрами.
Академическая степень в области педагогики — необходимое условие для карьерного роста.
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Соединенные Штаты
Степень магистра наук ( Magister Scientiæ ), как правило, представляет собой двухлетнюю очную степень, часто обозначаемую аббревиатурой «MS» или «MS». Это основной тип по большинству предметов и может быть полностью основанным на курсе, полностью основанным на исследованиях или ( чаще) комбинация двух. Комбинация часто включает написание и защиту диссертации или выполнение исследовательского проекта, который представляет собой кульминацию изученного материала.
Прием в магистратуру обычно зависит от наличия степени бакалавра, а для перехода на докторскую программу может потребоваться степень магистра. В некоторых областях или программах магистратуры работа над докторской степенью может начинаться сразу после получения степени бакалавра. Некоторые программы предусматривают получение совместной степени бакалавра и магистра примерно через пять лет. Некоторые университеты используют латинские названия степени и благодаря гибкости порядка слов в латинском , Artium Magister (AM) или Scientiae Магистр (SM или Sc.M.) может быть использована в некоторых учреждениях.
О преимуществах
Статусы профессора или доцента, как и степени в науке дают обладателям несколько преимуществ, привилегий:
- Возможность занять высокий преподавательский пост. Карьера в академической среде строится поэтапно: от ассистента, старшего преподавателя до профессора. Университеты предпочитают нанимать титулованных, признанных специалистов. Это вопрос престижа, уровня образования. К кандидатам на преподавательские должности предъявляют существенные требования.
- Возможность влиять на образовательный процесс. Именитые ученые, педагоги высокого статуса занимаются разработкой, внедрением авторских подходов, методических материалов.
- Облегченные условия публикации материалов в журналах. Периодические издания более лояльны к именитым ученым. Уровень кандидата сказывается на скорости рецензирования.
Регалии, статусные атрибуты играют в ученом сообществе огромную роль. Они сказываются на перспективах карьерного роста, продвижения в науке. Также имеют прикладное значение, поскольку могут стать выгодным конкурентным преимуществом.
Форма обучения
В целом методика обучения в магистратуре сейчас стандартная. Слушателю предстоит посещать аудиторные занятия и заниматься практической деятельностью. Молодые люди пытаются совмещать такое обучение с работой, но это не так просто на очной форме, как и при обучении на бакалавриате. А в некотором плане даже сложнее из-за углубленного изучения специальности.
Таким образом, не стоит думать о том, что магистратура это некая прикладная стадия обучения. Ее форма также может быть очной и заочной. Учебе предстоит уделять много времени. Неплохим выходом становится откладывание процесса построения карьеры на некоторое время. Поддержание приемлемого образа жизни параллельно учебе можно добиться при помощи работы со свободным графиком. Зато потраченное время в дальнейшем позволит добиться больших успехов в получении желаемой работы. Альтернативой становится поступление на заочное отделение с полноценным рабочим графиком на месте своего трудоустройства.
Что такое ученые звания?
Если научные степени — это статусы, которые отражают достижения человека в науке, ученые звания говорят о преподавательских успехах.
Виды
Академическая среда РФ выделяет два звания:
- Доцента.
- Профессора.
Не стоит путать ученые звания и одноименные позиции в ВУЗах. Называются они одинаково. Однако в первом случае заслуги преподавателя признают на высшем уровне, объективно. Вторые же существуют для ранжирования педагогического состава конкретного университета, распределяются руководством ВУЗа по собственному усмотрению. Вопросы подобного уровня рассматривает созданный при заведении совет. Например, преподаватель с ученым статусом профессора вполне может занимать должность доцента учебного заведения.
Доцент
Преподаватель со степенью доктора или кандидата. Звание присваивают педагогам со стажем университетской работы не менее 5-и лет, при занятости от 0.25 ставки. Есть требование к методической, научной деятельности. Соискатель должен опубликовать не менее 20 работ учебного и/или исследовательского характера.
Заявление о присвоении подает сам университет. Решение о признании каждого соискателя принимает Минобрнауки. Статус подтверждается аттестатом, который преподаватель получает на бессрочной основе.
Профессор
Профессора — педагогические кадры высшего уровня. Требования к соискателям выше, чем при получении звания доцента.
- Наличие докторской степени. Уровня кандидата наук будет недостаточно.
- Опыт преподавания не менее 10 лет.
- Звание доцента, которое получено ранее. Претендовать на профессорский статус можно минимум через 3 года после достижения предыдущего уровня.
- Опыт научного руководства. Педагог должен подготовить минимум 3-х человек с научными достижениями, степенями кандидатов наук.
- 50 или более работ малого формата, статей, опубликованных авторитетными журналами.
Соискатели звания профессора должны быть активны и в науке. Претенденты на академический статус, должны опубликовать минимум 3 методических, учебных материала, 5 исследований за последние 5 лет.
Подобно доцентам, потенциальные профессора выдвигаются от ВУЗов. Заявителей проверяют на каждом этапе: от подачи документов до рассмотрения заявки. Даже авторитетные ученые могут получить отказ без объяснения причин.
Виды степеней
В России действует следующая классификация ученых степеней: бакалавр, магистр и доктор наук. Рассмотрим каждую из них подробно.
Бакалавр
Бакалавриат – это первая академическая степень, которая присуждается после освоения программы высшего образования.
Впервые понятие «бакалавр» появилось в 1757 году в газете «Московские ведомости». С латинского бакалавр дословно переводится как «молодой рыцарь». В России степень бакалавра введена в 1996 году и действует до сих пор. Срок обучения на бакалавра составляет 4 года, после чего лицо сдает выпускную работу и получает квалификацию. Степень бакалавра свидетельствует о получении студентом профессионального образования.
С этим дипломом выпускник вправе претендовать на получение должности, которая соответствует профессиональной подготовке лица. Квалификация бакалавра дает возможность поступить на магистратуру и повысить свой профессиональный навык.
Магистр
Обучение в магистратуре дает более глубокое знание и освоение теоретической науки по соответствующему профилю.
Возможности, которые предоставляет диплом магистра:
- статус магистра котируется во всех странах;
- предоставляется возможность переводиться в другой вуз;
- степень магистра высоко ценится зарубежными работодателями.
Впервые понятие «магистр» появилось при Александре I в указе «Об устройстве училищ». Степень являлась промежуточной между степенью кандидата и доктора. В 1918 году данный научный статус был отменен и не действовал вплоть до 1996 года.
Сегодня нормативный срок обучения на магистратуре равен 2 годам. Для получения степени необходимо защитить магистерскую диссертацию.
Доктор наук
Лицу, получившему кандидатское научное образование, окончившему докторантуру и защитившему докторскую работу, присваивается степень доктора наук. Для этого необходимо одобрение Высшей Аттестационной Комиссии.
Условия для поступления в докторантуру:
- опыт педагогического или научного стажа – 5 лет;
- трудовой стаж в направляющей организации – от 1 года;
- наличие научных работ в рецензируемых изданиях.
Защита докторской работы происходит на заседании диссертационного совета, который создан при вузе или Научно-Исследовательском Центре. Срок обучения равен 3 годам.
Диплом магистра в России: возможные направления обучения
Магистерские программы несколько отличаются от тех, что предназначены для бакалавриата и специалитета. Они также связаны с определенными направлениями: юридическим, инженерным, экономическим и так далее – но предполагают более узкое профилирование. Другими словами, нельзя поступить на магистратуру, например, по профилю «Экономика» или «Менеджмент». Но можно по профилю «Статистический анализ в экономике», «Международная торговая политика», «Аналитик деловой разведки», «Менеджмент в ритейле» и многим другим.
Конкретные программы предлагают конкретные вузы: их нужно смотреть на официальных сайтах учебных заведений. Многие из них проводят дни открытых дверей, в рамках которых можно получить полезную информацию, в том числе, о магистерских программах. Условия обучения: например, форма получения образования, количество бюджетных мест – также зависят от вуза.
В рамках прохождения программ будущие специалисты изучают теорию, приобретают практические навыки, проводят научные исследования.
Считается, что лучше всего поступать в магистратуру в вуз, для которого выбранное направление является профильным. В технический вуз для инженеров, в экономический для экономистов, и т.п. Это позволит получить более качественные знания и повысит ценность будущего магистранта на рынке труда.
Соискательство без аспирантуры
Многих интересует можно ли стать кандидатом наук без аспирантуры? Такое обучение не является обязательным условием, при этом убираются возрастные ограничения для соискателя. Претенденты сдают кандидатский минимум, после чего допускается к научным исследованиям, могут работать консультантами, руководителями и дальше по возрастанию.
Требования к такому претенденту:
- диплом специалиста, выданный в вузе;
- наличие публикаций в определенных изданиях;
- прикрепление к научному учреждению, готовящему аспирантов на соответствующей кафедре.
Для прикрепления подаются документы, список которых можно узнать в секретариате. Ученый совет утверждает тематику будущей работы и руководителя проекта. Подготовка к защите проводится претендентом самостоятельно. Срок прикрепления оговаривается дополнительно, уточняются условия продления, при этом минимальное время составляет полгода, а максимальное период подготовки соответствует 3 годам.
Соискатель не ограничивается жесткими временными рамками, он сам определяет дату сдачи экзаменов, чаще всего такие проверки проводятся совместно с аспирантами. Иногда претендент имеет диплом не по той специальности, которую выбрал для диссертации. В таком случае назначается дополнительное испытание для проверки знаний.
Характерные отличия
Соискатель может заниматься подготовкой к защите не 4 года, а 5 лет. Стоимость обучения в таком статусе значительно ниже по сравнению с учебой в аспирантуре. У соискателя нет права на отсрочку от армейской службы, но после получения ученой степени он может не призываться.
Такой формат подготовки к защите диссертации подходит особам женского пола, которые имели в прошлом серьезную практику и решили всерьез заняться научными изысканиями. Соискательство без аспирантуры выбирают молодые теоретики, которые не смогли окончательно выбрать профиль предполагаемой работы. Работники научно-исследовательских институтов с накопленным багажом практических знаний также выбирают эту форму обучения, если готовы подниматься на новый уровень.
Защита диссертации
Руководителя следует выбирать тщательно, т. к. его авторитет и мнение влияет на процесс защиты. Он должен обладать знаниями по выбранной специальности и иметь ученую степень кандидата или доктора наук. Соискатель должен выступить на семинаре или диссертационном совете, при этом инстанция выбирается еще до готовности работы. Лучше всего озвучить доклад в подразделении, где функционирует выбранный совет, чтобы исправить замечания до начала заседания.
Работа должна пройти экспертизу и получить заключение организации, которое дается в течение двух месяцев после представления комиссии. Это главное условие приема труда для рассмотрения на диссертационном собрании. Экспертиза утверждается ректором и подтверждает компетенцию претендента. Совет принимает работу или дает письменный отказ в течение двух месяцев.
Комиссия проверяет:
- соответствие содержания специальности и названию;
- совпадение темы реферата с темой диссертации;
- публикацию результатов работы.
О защите объявляется не позднее, чем за 1 месяц. Печатный текст объявления вывешивается на стенде и представляется в электронном виде на сайте совета, одновременно приводится текст реферата. Работа направляется двум оппонентам, которые оценивают актуальность темы, обоснованность выводов, соответствие работы заданным критериям. Организация пишет отзыв, который утверждается руководителем.
Защита диссертации проходит в виде открытой дискуссии, автор делает доклад, затем поступают вопросы. Выступает научный руководитель, слово дается оппонентам. В работе участвуют члены диссертационного совета, председатель подводит итоги. После тайного голосования объявляется решение, положительным оно считается, если «за» проголосовало более 2/3 заседателей.
Что такое магистратура
Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.
Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).
Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.
Магистратура может быть использована в качестве:
- повышения квалификации специалиста;
- продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
- освоения новой профессии.
В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек
Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно
Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.
Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:
- стипендия;
- всевозможные льготы по студенческому билету;
- проживание в общежитии;
- участие в жизни университета.
Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.
Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр
Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.
Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:
- дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
- позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
- интересная программа обучения;
- позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
- дает возможность проявить себя в качестве ученого;
- после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
- можно пройти практику в качестве преподавателя;
- диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.
Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:
- ведут исследовательские проекты;
- приобретают аналитические умения;
- осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).
Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.
Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.