Учёная степень и звание: как не ошибиться в должности преподавателя
Содержание:
- Обучение в вузе
- Ученые степени в ВУЗах
- Как становятся доцентом
- Различия между специалитетом и магистратурой
- Подготовка кадров высшей квалификации
- Будьте отзывчивы
- Личные качества
- Виды факультетов в вузах России и университетах мира
- Плюсы и минусы профессии
- Квалификационные требования
- Иерархия ученых степеней в России
- Как получить зачёт или экзамен автоматом: необходимые условия
- Сколько получают
- Заработная плата
- Карьерный путь
- Профессиональные знания
- «Человек университетский — тот, кто преобразует среду вокруг себя»
- Что главнее: кафедра или факультет
- Разница между бакалавриатом и магистратурой
Обучение в вузе
Существуют два принципиально разных определения влияния статуса заведения, в котором учится студент. У выпускника, окончившего разные вузы, возможности трудоустройства различные. Некоторые убеждены, что нет разницы между университетским дипломом и институтским, но работодатель заинтересован в способностях потенциального работника и смотрит на его документ об образовании.
К слову, это мнение часто подтверждают выпускники, которые хотят достичь определённых профессиональных высот. Действительно, университет, как и институт, обеспечивает базовое образование, обучение в обоих вузах гарантирует получение диплома. Во многих рабочих сферах есть возможность оценить образование в конкретном учреждении.
В то же время институт обладает огромным потенциалом для получения хорошего образования, ведь там более прогрессивная материально-техническая база, сильные преподаватели и лучшие возможности для повышения образовательной ценности. В результате абитуриенты, которые мечтают о карьере и планируют чего-то достичь в своей профессиональной деятельности, хотят попасть в вуз, имеющий статус института, а не академии или колледжа. Речь идёт не только о репутации, но и о возможности получения более качественных и универсальных знаний.
Таким образом, различие между терминами «университет» и «институт» состоит в том, что первое понятие является кумулятивным, обозначающим определённую категорию организаций, а второе означает особый преподавательский состав.
Если абитуриент собирается попасть в высшее учебное заведение, то он должен определить удобную для себя форму обучения. Образовательные учреждения имеют также свои ступени, структуры, филиалы и кафедры для иностранных студентов. Как правило, престижный институт располагает широким книжным хранилищем. Государственный институт имеет широкий спектр образовательных программ и научно-исследовательской работы, внутри заведения можно переводиться с одного отделения на другое.
Если абитуриент на 100% уверен в факультете, считает, что выбранная профессия ему подходит, и его мнение не изменится через 5 лет, тогда можно поступить в университет или институт. Но в любом случае нет гарантии, что выпускнику не придется работать в тех местах, где он не планировал, а также не по своей специальности. Чтобы работа человека, окончившего вуз в России, не разочаровала его, нужно отдавать предпочтение востребованным во все времена специальностям.
Ученые степени в ВУЗах
Важно не путать ученое звание с официальной должностью, на которой работает сотрудник. В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней
И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок
В учебных и научных организациях термины «доцент» и «профессор» обозначают еще названия должностных ступеней. И степень, и звание утверждаются за человеком на всю жизнь – вступают в должность же лишь на определенный срок.
Должностная лестница определяется внутренним регламентом ВУЗа примерно по такой иерархии:
- лаборант;
- старший лаборант;
- ассистент;
- преподаватель;
- старший преподаватель;
- доцент;
- профессор;
- завкафедрой;
- декан;
- проректор;
- ректор.
То есть можно состоять в должности профессора, но не иметь никакого ученого звания, или иметь ученое звание профессора, а работать на должности доцента.
Зачастую преподаватель, занимающий профессорскую должность, далеко не всегда располагает званием профессора, а заведующий кафедрой может быть всего лишь доцентом по званию.
Чаще всего само звание присваивается после опыта работы в одноименной должности.
Пример официального перечисления всех научных регалий будет звучать так: Симонова И.С., кандидат филологических наук по специальности 10.02.03 «Славянские языки», доцент по специальности «Славянские языки», раньше к этому добавили бы «доцент кафедры русского языка».
При этом занимаемая должность может быть разной.
Как становятся доцентом
Получить это звание можно при соответствии кандидата определенным требованиям.
Главные из них:
- педагог обладает ученой степенью кандидата или доктора наук;
- имеется стаж работы от 3 лет по специальности;
- преподаватель имеет публикации в отечественных и зарубежных образовательных журналах, принимал участие в издании учебников, методических пособий;
- наравне с преподавательской работой занимается научно-исследовательскими разработками, является научным руководителем студентов;
- обладает богатыми знаниями в своей профессиональной области, читает лекции по своему предмету, ведет практику.
Автоматически звание доцента могут получить выпускники аспирантуры, обладающие кандидатской степенью. Для этого им необходимо иметь преподавательский опыт работы от трех лет.
Выступить претендентами на вакансию доцента имеют возможность педагоги, которые получили ученое звание доцента.
Различия между специалитетом и магистратурой
Если разница между бакалавром и магистром ясна, то здесь у некоторых возникают сложности. В специалитете идет освоение третьего уровня получения высшего профессионального образования. Тут можно выбрать 2 программы основных типов:
- Программа современного специалитета.
- Программа магистратуры.
Так в чем же отличие бакалавриата от магистратуры, и что лучше – магистр или бакалавр? Бакалавриат – это базовая первая ступень высшего образования, а магистратура представляет второй уровень.
Специалитет стоит на особом месте, потому как программа обучения начинается как первый базовый уровень, но ее выпускник рассматривается работодателями как специалист-магистр. И если сравнивать, что лучше – специалитет или бакалавриат, то у первого несколько больше карьерных перспектив. Вот в чем основная разница между ними.
Подготовка кадров высшей квалификации
Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».
Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:
- образования;
- педагогической деятельности;
- практики;
- научно-исследовательской работы.
При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.
Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.
Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:
- ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
- адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
- ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.
В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.
Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.
Уровни российского вузовского образования
Образование |
Уровень |
Базовое образование для поступления на учебу |
Срок очного обучения |
Квалификация после завершения учебы |
---|---|---|---|---|
Бакалавриат |
I |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
4 года |
Бакалавр |
Специалитет |
II |
Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании) |
5 лет |
Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.) |
Магистратура |
II |
Любое высшее |
2 года |
Магистр |
Аспирантура |
III |
Магистратура или специалитет |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ординатура |
III |
Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое |
2 года |
Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.) |
Адъюнктура |
III |
Специалитет или магистратура |
3–4 года |
Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук |
Ассистентура-стажировка |
III |
Специалитет или магистратура в области искусства и культуры |
2 года |
Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы |
Будьте отзывчивы
Как считаете, что студенты будут ожидать от вас? Никак не своевременную подачу пропусков или заполнение тем лекций. От вас будут ожидать готовность помочь. Поначалу вы не сможете отвечать на все поступающие вопросы, и это нормально. Для вас студенческая среда настолько же нова и неизведанна, как и для любого первокурсника. Но именно вы являетесь тем, кто должен поинтересоваться, спросить, узнать и рассказать. Тем, кто прикроет, заступится, даст совет. Деканату вы нужны для того, чтобы заполнять бумаги, а одногруппникам – отстаивать их интересы. Целую группу не устраивает преподаватель или расписание. Кто должен действовать? Староста.
Личные качества
Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик
Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость
Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам
Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.
Виды факультетов в вузах России и университетах мира
Корпус журналистики в МГУ
Прежде всего, стоит отметить, что во всех государственных вузах России обучение может проводиться как бесплатное, так и платное. Бесплатное образование может получить каждый гражданин страны на основе успешно сданных вступительных экзаменов, но только в том случае, если оно первое. Каждый вуз может предоставлять разное количество бюджетных мест для поступающих. Для каждого факультета это количество, как правило, варьируется. Некоторые негосударственные учебные заведения также постепенно вводят бесплатные места.
Внебюджетные факультеты чаще всего существуют в негосударственных вузах, обучение на них студент должен оплачивать сам. Государственные вузы имеют хотя бы несколько бюджетных мест.
Количество факультетов в российских университетах зависит от размера учебного заведения и его направленности. Если это узконаправленный вуз, который работает над подготовкой студентов в определенном профильном направлении, то их количество составляет примерно от пяти до десяти. В крупных классических вузах их может быть гораздо больше. Лидером среди российских вузов является МГУ им. М.В. Ломоносова, который насчитывает 43 факультета. Каждый из них ежегодно может принять в среднем от 80 до 200 человек. Все зависит от масштабности учебного заведения и актуальности конкретного направления.
В вузах России существует большое количество различных направлений и факультетов, самыми популярными из них являются:
- Психология
- Педагогика
- Юриспруденция
- Экономика
- Журналистика
- Медицина.
Мировые университеты, как правило, имеют узкую специализацию, которая выпускает студентов определенной направленности. Американские вузы имеют большое количество факультетов, они отличаются от прочих университетов с мировым именем качеством обучения, а также его стоимостью. Обучение в США обойдется в копеечку, наука и образование в этой стране являются весьма дорогим удовольствием. Самыми популярными направлениями являются технические специальности и журналистика.
Выбирая из множества вузов и специальностей, стоит помнить о том, что выбор этот очень важен. Фактически, он является судьбоносным. Абитуриенты часто подают документы сразу на несколько факультетов, надеясь, что куда-нибудь да поступят. А если результаты высокие и одновременно открывается много дверей, то сложность выбора стоит еще острее, чем в начале. От этого решения будет зависеть и дальнейшая жизнь, и карьера.
Чтобы немного упростить эту сложную задачу, посмотрите видео о том, какие профессии самые востребованные в современном мире.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Широкий выбор направлений подготовки и сфер деятельности.
- Много вакансий в вузах, колледжах, техникумах.
- Доступно множество способов, позволяющих увеличить доход.
- Постоянное повышение квалификации. Стоимость курсов и других образовательных программ нередко компенсирует работодатель.
- Можно принимать участие в программах, направленных на международный обмен преподавателями.
Минусы
- Преподаватели получают невысокие заработные платы, однако этот минус нивелирует возможность заниматься репетиторством. Также можно найти подработку в коммерческом образовательном учреждении.
- Преподаватели постоянно контактируют с родителями студентов, которые могут высказывать недовольство или выдвигать претензии, касающиеся выбранных образовательных технологий.
- Длительное обучение, сложный карьерный путь.
Квалификационные требования
Компетентность педагога складывается из многих характеристик. Это не только профессиональные знания, но и другие качества. К ним относятся:
- умение чувствовать, насколько учащийся понимает материал;
- способность подбирать оптимальные средства и методики обучения;
- стремление к самообучению и профессиональному совершенствованию;
- умение формировать у обучающихся мотивацию, находить индивидуальный подход.
А также преподаватель должен быть в состоянии объяснить один и тот же материал разными способами, чтобы все могли его усвоить
Помимо этого, важно обмениваться опытом с коллегами, быть способным к обучению на чужих примерах
Педагог должен уметь управлять своим поведением, переключать внимание, проявлять эмпатию. Кроме того, необходимо обладать развитыми навыками речевого общения
Иерархия ученых степеней в России
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) рассматривает диссертации, защищенные в вузах и НИИ, и утверждает решение диссертационных советов. Стаж трудовой деятельности, должность и то, где именно работает человек, не имеют в данном случае никакого значения. Рассматриваются только его теоретические достижения и качество представленной работы.
В Российской Федерации существует двухступенчатая система, заимствованная в XIX веке в Германии: а) кандидат и б) доктор наук. Быть доктором престижнее, это более высокая ступень квалификационной структуры. Чтобы стать им, необходимо наличие ученой степени кандидата, полученной ранее.
Такая градация сохранялась в советский период и дошла до нашего времени. Сейчас в мире подобную систему практикуют некоторые страны, но в большинстве принята одноступенчатая структура.
Как получить зачёт или экзамен автоматом: необходимые условия
Как же получить автомат в техникуме, институте или любом другом вузе? Студентов первого курса часто волнуют подобные вопросы, в то время как старшекурсники уже давно разобрались в деталях и знают, кто из преподавателей может поставить автомат и на каких условиях.
Если вам пока не понятно, прислушайтесь к нашим советам. Они помогут лучше учиться и получать автоматы на сессии:
- Присутствуйте на всех занятиях.
- Выполняйте домашние задания.
- Пишите конспекты и делайте пометки.
- Сдавайте в срок контрольные, лабораторные и другие задания.
- Успешно проходите перед сессией итоговую аттестацию.
- Внимательно слушайте личные условия преподавателя
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Давайте подробнее рассмотрим каждое из вышеперечисленных условий.
Присутствовать на всех занятиях
Как получить зачёт или экзамен автоматом в колледже или в вузе? Самое важное условие — не пропускать лекции и практические занятия. Во-первых, это покажет преподавателю, что вы ответственно относитесь к обучению
А во-вторых, если вы будете посещать пары, вас запомнят и уже до экзаменационной сессии составят мнение о вашем уровне знаний.
Все мы люди и иногда можем пропустить несколько лекций. Это не значит, что вы не сможете получить зачёт или экзамен автоматом. Главное — чтобы у вас была справка, объясняющая прогул.
Однако не стоит обольщаться. Посещение занятий не гарантирует права на безусловное получение автомата. Всё-таки присутствовать на лекциях и практикумах — это первая и самая главная обязанность каждого студента.
Выполнять домашние задания
Чтобы вам автоматом поставили зачёт, мало только присутствовать на занятиях. Необходимо ещё и выполнять домашние задания. Ведь многие преподаватели не только проверяют домашку, но ещё и выставляют за неё оценки. И да, они влияют на общий результат в конце семестра.
Поэтому внимательно отнеситесь к домашним заданиям. Они помогут набить руку, выучить нужный алгоритм действий и показывать хорошие результаты на практических занятиях. А там и до зачёта или экзамена автоматом недалеко.
Писать конспекты и делать пометки
Думаете подобным образом? А зря! Ведь конспектируя, мы подключаем механическую память, а значит — можем запомнить больше, даже если не выспались и не очень внимательно следим за словами лектора.
Поэтому наличие подробного конспекта — это одно из обязательных условий, чтобы получить автомат у многих преподавателей.
Сдавать в срок контрольные, лабораторные и другие задания
Как ставят автомат в колледже или вузе? Смотрят, выполнил ли студент все письменные работы. Так что не откладывайте на потом лабораторные, контрольные, рефераты и другие задания. Вам их обязательно припомнят и могут вообще не допустить до сессии.
Затянули со сроком сдачи лабораторной или контрольной работы? Обратитесь к преподавателю за помощью. Он скорее всего оценит вашу открытость и подскажет, как лучше разобраться. А заодно запомнит и не будет валить на экзамене.
Успешно проходить перед сессией итоговую аттестацию
В конце каждого семестра преподавательский состав проводит итоговую аттестацию. Во время неё педагоги проверяют, успели ли студенты сдать все письменные работы, нет ли у них хвостов и какие отметки в среднем учащиеся получали во время учёбы.
Если у вас есть долги, обязательно закройте их до итоговой аттестации. Иначе вопрос: «Можно ли получить автомат на сессии?» — станет не актуальным. А вот мысль: «Как закончить учебный год и не вылететь из вуза?» — вполне.
Помните, что вначале вы работаете на зачётку, а потом — она на вас. Поэтому стоит думать о репутации сразу и хорошо учиться уже на первых курсах.
Внимательно слушать личные условия преподавателя
Каждый преподаватель на первых занятиях чаще всего делится собственными условиями, которые нужно соблюдать студентам, чтобы претендовать на автомат.
Поэтому внимательно слушайте каждого педагога и интересуйтесь, как можно получить автомат именно у него.
Не все преподаватели готовы ставить автоматы
Сколько получают
Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.
Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.
Заработная плата
Преподаватели в вузах получают более высокий оклад, чем, например, школьные учителя или педагоги-организаторы. На уровень оклада чаще всего оказывают влияние:
- наличие/отсутствие подготовки в аспирантуре;
- наличие/отсутствие ученой степени;
- стаж, а также уровень вуза, в котором специалист работает.
Дополнительным источником дохода может стать репетиторство, ведь услуги преподавателей вузов, которые готовят ребят к вступительной кампании, очень хорошо оплачиваются.
Карьерный путь
Преподаватель может в перспективе занять более высокую должность. Например, ассистентом может стать выпускник аспирантуры или человек с опытом работы свыше одного года. Старшим преподавателем — соискатель, который является кандидатом наук или же имеет стаж работы в вузе (3 года и более). Доценты и профессора – самые престижные специалисты, для достижения этих высот необходимо окончить аспирантуру, вести исследовательскую деятельность и публиковать научные труды, а также иметь большой опыт работы.
Профессиональные знания
- Преподавательская деятельность.
- Правила разработки методических материалов.
- Психология деятельности студенческого коллектива.
- Конфликтология.
- Иностранный язык.
«Человек университетский — тот, кто преобразует среду вокруг себя»
— В чём выводы по проекту не совпали с вашими ожиданиями?
— Удивило многогранное и противоречивое отношение к проекту «5–100». Многие сотрудники вузов на самом деле — сторонники этой программы. Даже после закрытия проекта они говорят, что программа была классной, что многое из неё надо сохранить в «Приоритете».
Второй момент связан с восприятием профессии. Нам казалось, что действительно в вузах сохраняется большое советское наследие и соответствующее отношение к своей роли у преподавателей. Это не подтвердилось.
Третий момент — поразило, что у многих информантов есть готовность к настоящей интернационализации, к вступлению во взаимодействие с международным сообществом. Люди готовы искать коллег, создавать совместные проекты с ними, перейти от лозунгов про мировой уровень к деятельности.
Неприятные моменты тоже были. Например, зачастую есть проблемы информационного пузыря, когда очень много шума вокруг того, чего нет. Многие сотрудники отмечают, что работают над одними проблемами в своих проектах, много вкладываются в это, выдают результаты, но шум идёт не по этому поводу, а по поводу того, что не произошло и не произойдёт. Это оборотная сторона поворота вузов к открытости, к медийной видимости: это приводит к хайпу на том, что громко звучит для аудитории СМИ.
Среди недостатков проекта «5–100» также отмечают невозможность прогнозирования в средне- и долгосрочной перспективах, низкую степень осведомлённости и понимания сути изменений, акцент на рейтингах в ущерб национальным задачам, приоритет научной деятельности в сравнении с учебной и другие.
— Что, на ваш взгляд, вузам стоит сохранить из университетской культуры XX века? Есть ли что-то такое, что нельзя терять при трансформации?
— Мне кажется, что в вузах нужно сохранять культуру инновационности, понимая под ней способность создавать новое знание, а на его основе — новые технологии, которые будут менять в лучшую сторону нашу жизнь и взаимодействие человека с окружающей средой. «Человек университетский» — тот, кто преобразует среду вокруг себя. Эту культуру инновационности, деятельной активности точно нужно поддерживать.
При этом какие-то нормы профессиональной деятельности будут меняться. Это происходило всегда и будет происходить и дальше. Это не значит, что создание нового — обязательно перечёркивание старого. Например, к лекционной форме я отношусь очень позитивно.
Преподаватель, по моему мнению, должен уметь говорить отчётливо и интересно на протяжении полутора часов, при этом иметь предмет для разговора и механики для вовлечения обучающихся. Это важный навык, потому что лекция — это всегда вызов. Иногда проще провести десять семинаров, чем прочитать одну хорошую лекцию.
Поэтому вопрос не в том, чтобы от чего-то отказываться, а в отношении к тем формам, которые есть. Можно изобретать новые, а можно преобразовывать существующие. Но вернусь к началу — «человек университетский», если в позитивном смысле смотреть, всё-таки преобразует жизнь, создаёт что-то новое. А нормы и механики, которые он при этом использует, можно адаптировать.
Что главнее: кафедра или факультет
Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?
Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.
В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.
В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.
На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.
Разница между бакалавриатом и магистратурой
До 2009 года высшее образование в нашей стране получали по «советской» системе. Выпускник обычной школы поступал в ВУЗ, где его в течение 5-6 лет готовили по определенной программе специалитета. Зачисление в высшее учебное заведение осуществлялось по итогам вступительных экзаменов. Закончив обучение, из института или университета выходил уже готовый специалист. По желанию выпускник ВУЗа мог поступить в аспирантуру, чтобы завоевать ученую степень.
- бакалавриат – первая и обязательная ступень высшего профобразования;
- магистратура – второй и необязательный этап высшего профобразования.
Какая между ними разница?
Определение и значение
Бакалавриат – доступная для всех выпускников общеобразовательных школ, гимназий и колледжей первоначальная ступень высшего образования. Закончивший обучение человек становится обладателем диплома бакалавра, открывающего доступ ко второй ступени высшего профессионального образования, магистратуре.
Магистратура – дальнейшая, вышестоящая образовательная ступень после бакалавриата. На ней студенты получают узкоспециализированные знания по выбранному направлению.
Сравнение бакалавриата и магистратуры
Фото: выпускники бакалавры
Несмотря на то, что бакалавриат является начальной, первой ступенью высшего образования и продолжается 4 года, он дает полноценный объем знаний. После его окончания дипломированный выпускник – уже специалист в той или иной области и может устраиваться на соответствующую работу. В бакалавриате проходят обучение как по общеобразовательным дисциплинам, так и по избранной специальности.
Таким образом, диплом бакалавра – свидетельство о приобретении качественного высшего образования. Он открывает доступ к профессии или же к продолжению обучения, но уже на втором уровне – в магистратуре.
Фото: магистратура
Чему же обучают в магистратуре? Простыми словами, там готовят ориентированных на науку специалистов. Поступление на этот уровень проводится на конкурсной основе. Будущие магистры занимаются совершенствованием уже полученных знаний. А на первый план выходит научно-исследовательская деятельность, в ходе которой развиваются аналитические и академические навыки; математические, проектные и другие высокие способности.
В отличие от знаний «широкого профиля», полученных в бакалавриате, магистратура – определенно шаг вперед в саморазвитии и совершенствовании профессиональных навыков. Диплом магистра выдается после 2-х лет обучения. Дальше с ним можно выходить на работу или поступать в аспирантуру. Практика показывает, что выпускников магистратуры охотнее принимают в штат престижных отечественных и зарубежных компаний.
Фото: магистратура гуманитарного института, вручение диплома выпускникам
Важный момент: в магистратуру не принципиально поступать сразу же после окончания бакалавриата. Между двумя ступенями высшего профессионального образования может быть перерыв. Через некоторое время, если человек захочет повысить свой профессионализм в более узкой специализации или вообще сменить направление деятельности, он может подать документы в магистратуру. Однако придется выдержать конкурс.
Интересно, что бакалавром можно быть в одной выбранной специализации, а магистром стать в совершенно другой области. С дипломом бакалавра российского вуза можно обучаться в магистратуре многих зарубежных вузов, причем как весь двухлетний срок, так и его часть.
Согласно Болонской декларации, бакалавр и магистр должны одинаково оцениваться работодателем, то есть их шансы при приеме на работу равны. Однако на практике, как мы уже писали выше, этот закон не всегда соблюдается.
Отличие бакалавриата от магистратуры: выводы
1. Обучение в бакалавриате по результатам ЕГЭ доступно любому выпускнику общеобразовательной школы, гимназии, колледжа. В магистратуру можно поступить только после того, как получен, диплом бакалавра.
2. На бакалавра учатся четыре года, диплом магистра получают через два года обучения в магистратуре.
3. Бакалавриат дает своим студентам знания «широкого профиля» и основы, достаточные для работы по избранной специальности. Магистратура выпускает узких специалистов в выбранной деятельности и совершенствует научно-исследовательские навыки.
4. По закону магистр и бакалавр равны в шансах при приеме на работу. Однако на практике, особенно в зарубежных компаниях, преимущество у обладателей диплома магистра.
5. Чтобы поступить в аспирантуру, быть бакалавром – мало, нужно пройти обучение в магистратуре.