Гвэ по обществознанию в 9 классе
Содержание:
- Как подготовиться к изложению ГВЭ 2020?
- Как написать творческое задание?
- Различие между ГИА, ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ
- Подготовка к ГИА
- Категории участников ОГЭ
- Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ
- Приемы сжатия текста
- Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ
- Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ?
- Кто может сдавать экзамены ГИА в формате ГВЭ
- ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
- В чём основные отличия ОГЭ и ГВЭ?
- Темы для подготовки
- Критерии оценивания собеседования по русскому языку в 9 классе
- Структура собеседования по русскому языку в 9 классе
- Как подготовиться
- Как подготовиться к собеседованию по русскому языку в 9 классе
- Как оцениваются результаты ГВЭ?
- Оценивание устных работ
- Сроки и формат проведения итогового собеседования
- Темы итогового собеседования
Как подготовиться к изложению ГВЭ 2020?
Сначала решите, какого алгоритма придерживаться во время его написания. Самый эффективный и простой — метод трех шагов.
Первый шаг. После первого прочтения текста определите на черновике его тему. Постарайтесь понять, в чем хочет убедить вас автор.
Второй шаг. После второго прочтения выделите микротемы – то есть основные смысловые части текста. На этом этапе вы должны почувствовать, что текст состоит из кусочков. Содержание каждого кусочка нужно сформулировать одним небольшим предложением – это и есть наши микротемы. К концу второго шага у вас должен получиться краткий план текста из нескольких предложений-микротем.
Третий шаг. Во время третьего прочтения запишите опорные слова каждой смысловой части. Постарайтесь еще раз понять, в чем заключается позиция автора.
После этого вам останется собрать все наработки в один текст. Проверьте его на наличие ошибок и перепишите в чистовик.
Метод трех шагов отлично помогает разбирать текст и правильно писать изложение. Но лучше тренироваться вместе с преподавателем, который поможет скорректировать ошибки.
Как написать творческое задание?
На этом этапе ученикам предлагается раскрыть в сочинении одну из проблем текста – того самого текста, из изложения. Но проблема выбирается составителями ГВЭ. Из приятного: проблема всегда формулируется в виде вопроса. Например: почему нужно изучать историю и природу родного края?
Вам предстоит в своем сочинении понять, как отвечает на заданный вопрос автор текста. И ответить на него самостоятельно. Не забудьте подкрепить свою позицию аргументами, почему вы считаете именно так, и завершить сочинение выводами.
Подсказка! Для того, чтобы быстрее и увереннее писать творческое задание, воспользуйтесь клише для сочинений.
Теперь вы знаете, как написать изложение ГВЭ 2020. И напоследок: на каких текстах можно тренироваться? На сайте ФИПИ в разделе ГВЭ вы найдете несколько образцов текстов для разных категорий детей, с них и можно начать подготовку.
Если хотите быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Мы выстраиваем программу личной подготовки к ЕГЭ, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика
Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания. Пробный урок бесплатно!
Различие между ГИА, ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ
Всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд: ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ – это установленные законом об образовании способы проведения ГИА (этой аббревиатурой сокращенно называется государственная итоговая аттестация). Она дважды завершает изучение взаимосвязанных программ: сначала основного (9-летнего), а потом и общего среднего образования (всего школьного курса).
ГИА-11 – это преимущественно ЕГЭ, который сдается одиннадцатиклассниками (но по географии можно «отстреляться» и после 10-го, так как весь курс уже изучен и в 11 классе не преподается). Чтобы получить аттестат, хватит проходных отметок (троек и соответствующих им итоговых тестовых баллов ЕГЭ) по двум обязательным экзаменам: русскому и базовой математике. Для поступления в любой вуз придется сдавать как минимум еще одну дисциплину – какую именно, зависит от требований конкретного университета или института. При желании можно попробовать силы хоть во всех 14 предметах, но пока на такой бессмысленный подвиг не решился еще ни один российский выпускник: чтобы подать документы на разные направления, достаточно достойных результатов ЕГЭ по двум-трем дисциплинам.
ГИА-9 тоже обязательна абсолютно для всех школьников (без ее результатов не получить аттестата – выдадут только справку, кроме того, не переведут в 10 класс), но знания проверяются в формате ОГЭ – под этой аббревиатурой подразумевается основной государственный экзамен.
Для некоторых категорий выпускников и 11, и 9 классов предусмотрено проведение ГИА в виде ГВЭ – государственного выпускного экзамена.
Подготовка к ГИА
Итоговая аттестация требует от обучающихся не только системных знаний, но и довольно специфических умений: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки.
Важно не только знать школьную программу, но и формат конкретного экзамена. Для этого необходимо регулярно тренироваться, решая демоверсии, пробники и экзаменационные варианты прошлых лет
ГИА подразумевает непрерывное «набивание руки».
Можно готовиться к государственным экзаменам самостоятельно, а можно подключать репетиторов, дополнительные курсы или онлайн-школы.
<<Перелинковка>>
Вот несколько преимуществ подготовки к государственной итоговой аттестации в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».
Персональные маршруты
Подготовка к государственным экзаменам в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» начинается с восьмого класса. Прокачивать предметы, необходимые для сдачи экзаменов, можно в рамках индивидуального образовательного маршрута. В «Домашней школе Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный. В каждом маршруте есть модуль подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Профориентация
Ребёнок не знает, что сдавать в качестве дополнительных предметов и какую специальность выбрать? Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя тест, разработанный платформой Skillfolio, и консультацию с тьютором. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности. А тьютор поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного образовательного маршрута.
Классные преподаватели
В «Домашней школе Фоксфорда» работают лучшие преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами государственной итоговой аттестации. Они горят своим делом и стремятся заразить учеников любовью к предмету.
Лайфхаки для учеников
К каждому ученику может быть прикреплён персональный наставник. Его задача — помогать в разрешении любых вопросов, мотивировать учиться и поддерживать. Большинство наставников — умные и талантливые студенты старших курсов или недавние выпускники. И они с удовольствием делятся своим опытом сдачи государственных аттестаций.
Доступность
Все занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в любой удобный момент и с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу.
Категории участников ОГЭ
Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:
- со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
- с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
- с опорно-двигательной системой;
- с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).
Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.
Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ
Разобраться в требованиях к тому или иному формату аттестации и отточить навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ, помогут специальные сборники тренировочных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Участники с ОВЗ выполняют задачи того же уровня сложности, что и остальные выпускники, но составленные и оформленные с учетом возможностей здоровья особенных детей.
Математика
По объему проверки изученного материала варианты ОГЭ по математике для детей с ОВЗ не отличаются от обычных. Вопросы охватывают основные разделы учебного курса 5–9 классов: арифметику, алгебру, геометрию, вероятность и статистику.
На устном экзамене ученик должен решить одно из предложенных в каждом из пяти разделов билета заданий и дать краткий или развернутый ответ, поясняя вычисления или обосновывая порядок математических действий и т. д.
На подготовку к ответу дается не менее 60 минут.
Составить представление о типе и сложности вопросов поможет спецификация контрольно-измерительных материалов для устного ОГЭ по математике.
В ЭМ (экзаменационных материалах) для письменной ГИА-9 есть задачи:
- с выбором варианта ответа;
- на установление соответствия;
- для полного решения.
По уровню сложности задания устного и письменного форматов ОГЭ не отличаются:
Ознакомиться с критериями оценивания и вариантами заданий на письменном ОГЭ по математике для детей с ОВЗ можно в спецификации ЭМ.
Русский язык
Задания ОГЭ по русскому языку для детей с ОВЗ составлены с учетом специфики заболеваний или особых состояний здоровья выпускников. Для устной аттестации используются билеты с текстами и заданиями для проверки навыков логического мышления, знания грамматических, пунктуационных, орфографических правил. Письменный экзамен проводится в виде:
- сочинения;
- изложения с творческой частью;
- диктанта – особая форма оценивания для детей с аутистическими расстройствами.
Экзаменационные материалы составлены с учетом различных типов заболеваний:
- маркированные буквами «А» и «С» рассчитаны на учеников со слабым слухом, зрением, проблемами опорно-двигательного аппарата;
- литерой «К» помечаются задания для глухих детей, выпускников с тяжелыми речевыми расстройствами или задержкой психического развития.
Критерии оценивания ответов, перечень тем и правил, знание которых проверяется на ОГЭ для выпускников с ОВЗ, а также образцы ЭМ представлены в спецификациях к материалам устного и письменного экзаменов.
Сегодня делается все возможное для того, чтобы трудности, связанные с ОВЗ, не влияли на образовательные и карьерные амбиции молодых людей. Воспользовавшись на ОГЭ дополнительными правами, предоставленными законодательством, участники с ограниченными возможностями здоровья могут получить на экзамене справедливые баллы, которые не испортят аттестат.
Приемы сжатия текста
Это необходимый навык, чтобы написать изложение ГВЭ 2020. Среди основных приемов – исключение, упрощение и обобщение.
Исключать нужно подробности и детали – в сжатом изложении им нет места. Так же это относится к иллюстрациям, цитатам, примерам, причастным оборотам и однородным членам.
Упрощение подразумевает замену прямой речи косвенной, разбивку сложного предложения на простые и короткие.
Обобщение используйте в случае, если слышите однородные члены. Просто заменяйте их на одно обобщающее слово.
Используя эти приемы, вы приведете текст изложения в тот вид, который наиболее высоко оценится экспертами.
Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ
Государственный выпускной экзамен проводится в те же сроки, что и обычная итоговая аттестация, но имеет несколько отличий:
- Возможность самостоятельно выбрать форму экзамена по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). Определиться с ними можно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для изложения.
- Увеличение времени экзамена на полтора часа для ребят с ОВЗ.
- Проведение аттестации на дому, если у ученика нет возможности приехать в школу лично. В этом случае приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения.
- Разработка контрольно-измерительных материалов с учётом специфики разных заболеваний. Например, для ребят с нарушением зрения задания будут предоставлены устно либо шрифтом Брайля, выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешают прибегать к помощи сурдопереводчика, а при тяжёлых речевых расстройствах можно сдать абсолютно всё письменно.
- Применение пятибалльной системы оценки — даже на ГВЭ–11, хотя результаты обычного ЕГЭ принято переводить в стобалльную систему.
- Присутствие ассистентов и врачей в течение экзамена. Ученику в любой момент придут на помощь — в случае и технических проблем, и плохого самочувствия.
Формы ГИА
Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ?
ГВЭ – это государственный выпускной экзамен. Его сдают школьники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, учащиеся закрытых учебных заведений и отбывающие наказание в исправительных колониях. Обязательно сдавать только ГВЭ по математике и русскому, остальные сдаются по желанию учащегося.
Подготовиться к экзаменам самостоятельно — очень непростая задача для ребенка. Если хотите готовиться быстрее и эффективнее, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Главная задача наших занятий — ваш максимальный результат. Мы выстраиваем личную стратегию подготовки к экзамену, и репетитор помогает вам каждый день приближаться к поставленной цели
Кто может сдавать экзамены ГИА в формате ГВЭ
И ОГЭ, и ЕГЭ в форме ГВЭ предназначен для четырех категорий обучающихся:
- Дети с ОВЗ, при этом КИМы разрабатываются с учетом специфики разных заболеваний (для слепых – одни задания, для участников ГВЭ с задержкой психического развития – совершенно другие).
- Школьники, отбывающие наказание в исправительных колониях.
- Воспитанники специализированных коррекционных закрытых интернатов.
- Ученики любых заграничных образовательных организаций, проводящих обучение по аккредитованным (то есть полностью соответствующим ФГОСам) программам.
В 9 классе ГВЭ проводится по четырем дисциплинам: две из них обязательны для всех – это русский язык и математика, остальные выбираются каждым учеником самостоятельно из восьми преподававшихся в школе предметов.
Это могут быть:
- обществознание;
- литература;
- ИКТ и информатика;
- физика;
- история;
- химия;
- один из четырех иностранных языков: либо испанский, либо английский, либо французский, либо немецкий; сейчас апробируется экзамен по китайскому языку – через год-два его намерены включить в список дисциплин для сдачи ОГЭ и, соответственно, его разновидности – ГВЭ;
- биология.
Школьники, изучившие язык и литературу народов РФ, могут сдавать их как дисциплины по выбору.
ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
ГВЭ как альтернативная форма аттестации за 11 лет учёбы в школе существует уже давно. Многие об этом не знают, но ГВЭ каждый год сдают (вместо ЕГЭ) школьники с ОВЗ, воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и ученики, находящиеся в местах лишения свободы.
Схема поступления в вузы у выпускников, сдавших ГВЭ, другая. Они имеют право участвовать в конкурсе на бюджетные места в вузах не по баллам ЕГЭ, а по результатам внутренних вузовских экзаменов. Этот алгоритм очень похож на систему поступления в вузы в советское время: сначала сдаёшь экзамены в школе, получаешь аттестат и затем сдаёшь вступительные экзамены в вузе.
ГВЭ — это всегда облегчённый вариант экзамена (по сравнению с ЕГЭ), но не надо думать, что всё так просто. Во-первых, получить возможность сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ можно только при условии прохождения ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссии), и любой желающий до 2021 года не мог получить право заменить ЕГЭ на ГВЭ без справки от ПМПК.
Во-вторых, многие выпускники с ОВЗ, имеющие полное право не сдавать ЕГЭ, всё равно не подают документы на сдачу ГВЭ, поскольку проще сдать один раз ЕГЭ, чем сначала ГВЭ, а затем вступительные в вузах. У каждого такого школьника есть выбор (ГВЭ или ЕГЭ), и многие выбирают ЕГЭ с целью экономии времени и сил.
Как будут сдавать ГВЭ школьники с ОВЗ в 2021 году
В этом году выпускники с ОВЗ будут сдавать только два обязательных экзамена: ГВЭ по русскому языку и ГВЭ по математике. Успешно сдав ГВЭ, выпускники с ОВЗ получат аттестаты и смогут подать заявления на участие в конкурсе на бюджетные места высших учебных заведений. Для поступления в вузы они должны будут, как и во все предшествующие годы, пройти вузовские вступительные испытания.
Задания ГВЭ-2021 у выпускников с ОВЗ будут свои
Демоверсии этих ГВЭ для выпускников с ОВЗ давно опубликованы разработчиками ФИПИ:
Ещё раз обращаем внимание: эти задания не подходят для основной массы выпускников 2021 года, которым дали возможность в этом году сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ. Об этой категории выпускников тоже рассказываем подробно, чтобы не было путаницы
В чём основные отличия ОГЭ и ГВЭ?
1. ГВЭ – это почти всегда большая контрольная работа, а не тест по КИМам (хотя облегченные варианты тестирования тоже встречаются).
Форм экзаменов несколько. Например, по русскому языку, это может быть и диктант, и изложение, и сочинение. По математике предусмотрены контрольные работы как в устной, так и в письменной формах. В каком формате будет тот или иной выпускник с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) сдавать экзамен, определяется на основании заключении медицинской комиссии. Иногда право выбора формы экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения. Обычно выпускники выбирают то задание, которое показалось им проще и понятнее.
2. Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.
3. Участники ГВЭ-9 и ГВЭ-11 могут пользоваться необходимыми им техническими средствами (списывать при помощи смартфона, правда, всё равно не получится).
4. В аудитории экзамена вместе с участников ГВЭ может находиться ассистент, оказывающий помощь.
5. Для участников ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья организуется питание и перерывы на экзамене (причём это время не будет засчитываться как время экзамена).
6. Иногда ограничивается число выпускников, находящихся в одной аудитории во время экзамена, их количество может быть уменьшено, например, с 15 до 5 человек.
7. Для тех выпускников с ОВЗ, которые не могут явиться на экзамен, организуется сдача ГВЭ прямо на дому: приходят 2 организатора, а квартира или дом оснащаются системой видеонаблюдения оффлайн.
Темы для подготовки
При подготовке к ГВЭ важно обязательно повторить все темы, которые перечислены в спецификации. Это даст гарантию того, что ни один нюанс не будет упущен
Следует вспомнить следующие разделы обществознания:
суть общества, его взаимодействие с природой, сферы общественной жизни;
основные формы деятельности человека (игра, учеба, труд), межличностные отношения, мирное разрешение конфликтов;
человек и общество;
особенности духовной культуры, роль науки и образования в России, мораль, свобода совести, гуманизм, религия, патриотизм;
важность экономики, потребности и ограниченность ресурсов, услуги и товары, производство, рыночные отношения, собственность, экономические системы;
трудовая деятельность, предпринимательство, деньги и зарплата, налоги;
социальная структура общества, социальные нормы, ценности и роли, семья, межнациональные отношения;
власть, государство, демократия, выборы, местное самоуправление, политические партии, гражданское общество;
роль права в обществе, нормативные акты, правонарушения, юридическая ответственность (административная и уголовная);
Конституция РФ, устройство страны, правоохранительная и судебная система, свободы и права человека, ребенка, механизмы их защиты, конституционные обязанности;
трудовые, семейные, гражданские правоотношения, обязанности и права детей и родителей, право собственности.
В спецификации перечень тем раскрыт более глубоко. Кроме того, там указан уровень сложности каждого задания и количество баллов, которое можно получить за его верное выполнение.
Критерии оценивания собеседования по русскому языку в 9 классе
На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти демонстрационные варианты, критерии оценивания и спецификацию итогового собеседования для 9 класса текущего учебного года. В критериях ФИПИ указаны детальные требования к каждому из заданий.
Пример оценивания первого задания в собеседовании
Основными критериями для чтения текста вслух являются интонация и темп чтения. Для пересказа текста — сохранение микротем, факты, подбор высказывания, способы цитирования и подробность пересказа
В задании на монолог важно будет сказать всё по делу, использовать не менее 10 предложений, хорошо и связно оформить речь. В диалоге критерии примерно те же самые — выполнение коммуникативной задачи и учёт речевой ситуации
На протяжении выполнения всех заданий собеседования по русскому в 9 классе нужно соблюдать грамматические, орфоэпические, речевые нормы.
Общее количество баллов за выполнение всей работы — 20. Участник устного собеседования получает зачёт и допускается к ОГЭ в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
<<Форма аттестации>>
Структура собеседования по русскому языку в 9 классе
Собеседование является составной частью ОГЭ по русскому языку. Чтобы быть допущенным к экзамену в мае-июне, необходимо пройти устное собеседование.
Задача этой части экзамена — проверить умение девятиклассника создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Собеседование по русскому состоит из четырёх частей:
- чтение текста вслух,
- подробный пересказ прочтённого текста с включением приведённого высказывания,
- монологическое высказывание,
- диалог с экзаменатором.
<<Форма демодоступа>>
Как подготовиться
Подготовку к сдаче обществознания начинают заранее, чтобы успеть охватить все пройденные темы. Повторять материал можно, начиная с осени, а в последние два-три месяца работать максимально настойчиво и каждый день.
Спецификация
Для начала ученику необходимо ознакомиться с таким документом, как спецификация. В нем подробно описаны следующие моменты:
- условия проведения испытания (время, разрешенные дополнительные материалы и оборудование);
- содержание и структура экзаменационной работы;
- инструкция по выполнению работы;
- правила заполнения бланков ответов;
- система оценивания работы, применяемые при этом критерии;
- перечень элементов содержания, которые будут проверяться в ходе экзамена;
- образец билета (для устного экзамена);
- демоверсия письменного задания.
Тренировочные сборники
В тренировочных материалах есть две части. В первой приведен перечень 30 теоретических вопросов, включаемых в билеты при сдаче испытания в устном виде. Вторая часть намного больше и содержит упражнения для тех, кто будет сдавать ГВЭ по обществознанию письменно. Здесь материалы скомпонованы в несколько крупных разделов:
- человек и общество;
- сфера духовной культуры;
- экономика;
- социальная сфера;
- сфера политики и социального управления;
- право.
В каждый из разделов включены задачи с разным уровнем сложности, чтобы участники могли проверить свои знания и выявить слабые места. Желательно сначала прорабатывать вопросы самостоятельно, и только после этого сверять свои ответы с правильными, приведенными в конце каждого раздела
Также стоит обращать внимание на критерии, используя которые, преподаватели выставляют ученику оценки, и стараться подгонять свои ответы под их требования
Список литературы
Большого количества литературы по подготовке к ГВЭ по обществознанию, к сожалению, нет. Поэтому учащимся придется опираться на школьные учебники за 6–9 класс и тренировочные сборники ФИПИ. Экзаменационные вопросы составлены таким образом, чтобы ученик не зависел от какого-то конкретного учебника. Поэтому участники могут использовать для подготовки любые пособия, рекомендованные Минобрнауки.
Среди методических материалов, на которые стоит обратить внимание, можно отметить такие:
- серия академических школьных учебников за 6-9 класс (авторы Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова и др.);
- Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова «Обществознание 9 класс»;
- Л.Н. Боголюбов «Промежуточная аттестация по обществознанию 6–9 класс»;
- Н.Ю. Воробей «Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ»;
- С.Н. Дыдко «Контрольные и проверочные работы по обществознанию»;
- И.С. Хромова «Тесты по обществознанию. 9 класс».
Сразу нужно отметить, что для некоторых детей с ОВЗ учебники, разработанные для проработки ОГЭ, могут оказаться сложными. В таком случае лучше пользоваться тренировочными материалами ФИПИ, периодически включая в процесс подготовки наиболее простые задания из сборников упражнений для ОГЭ.
Онлайн-ресурсы
Что касается интернет-ресурсов для подготовки к ГВЭ по обществознанию в 9 классе, то здесь участников ждет разочарование: специальных тестов в режиме онлайн найти им, скорее всего, не удастся. В принципе, можно попытаться потренироваться на онлайн-тренажерах для школьников, выбравших ОГЭ по этой дисциплине.
Как подготовиться к собеседованию по русскому языку в 9 классе
Изучите регламент
В спецификации на сайте ФИПИ вы найдёте подробное пошаговое объяснение того, как проходит эта часть экзамена. Изучите алгоритм досконально — так вы будете знать, чего ожидать от экзаменатора, и не растеряетесь от непривычной ситуации.
Пошаговый порядок проведения — на пятой странице документа «Спецификация»
Тренируйтесь на демонстрационных вариантах
Подготовка обязательно включает в себя непосредственную отработку формата. Практикуйтесь на доступных в Сети демоверсиях. Следите, чтобы ваши ответы соответствовали критериям оценивания, указанным в официальных материалах.
Введите чтение в привычку
Если вы хорошо владеете русским языком, грамотно пишете, умеете складно изъясняться и обладаете богатым словарным запасом — устное собеседование в 9 классе не составит проблемы.
Много читайте, чтобы обогатить словарный запас и сделать речь выразительной. Читайте вслух, если переживаете за интонацию или темп речи — ведущие критерии первого задания.
<<Блок перелинковки>>
Участвуйте в открытых вебинарах
В «Фоксфорде» регулярно проводятся занятия, посвящённые подготовке к государственным экзаменам — в том числе бесплатные. Например, на одном из открытых занятий обсуждались трудные задания из ОГЭ-2021. Это отличная практика как перед самим экзаменом, так и для общего развития перед устным собеседованием.
Как оцениваются результаты ГВЭ?
Критерии оценивания ГВЭ отличаются от ОГЭ и ЕГЭ. Связано это с тем, что на ГВЭ задания упрощены. Однако, критериев оценивания больше: например, для слепых школьников задания будут одного формата, для глухонемых – другого.
Результаты экзамена оцениваются по балльной системе, баллы переводятся в школьные оценки — определенное количество баллов соответствует определенной оценке. Например, чтобы сдать ГВЭ в 9 классе, необходимо набрать количество баллов, которое соответствует тройке.
Внутри каждого экзамена есть разделение типов заданий для детей с разными особенностями. Рассмотрим подробнее русский язык и математику.
Система оценивания ГВЭ по русскому языку
И в 9, и в 11 классе ГВЭ по русскому языку можно сдавать в форме сочинения, изложения и диктанта — об этом подробнее читайте здесь. Распределение заданий происходит по номерам, каждый из которых соответствует определенным отклонениям.
В документе ФИПИ представлена таблица критериев оценивания по каждому типу заданий по русскому языку.
Система оценивания ГВЭ по математике
Что касается математики, здесь система оценивания отличается от русского языка. Математика требует меньше усилий для письма и воспроизводства письменной речи — поэтому там меньше номеров для деления школьников по критериям.
В математике количество баллов и заданий различаются в зависимости от номера, присвоенного ученику. Участники ГВЭ с 100-ми номерами получают 10 заданий базового уровня с кратким ответом и еще 2 задания профильного уровня с развернутым ответом. Набрать можно 14 баллов в сумме.
Участники ГВЭ с 200-ми номерами получают 10 заданий с кратким ответом, где необходимо написать целое число или дробь. Максимум баллов, которое можно набрать – 10.
Участники ГВЭ с 300-ми номерами получают 12 заданий, где с 1 по 10 – это базовые задания, требующие краткого ответа, а 11 и 12 – развернутого. Макисмум баллов в данном случае – 14. Схожая система оценивания и на других предметах. Подробнее с ней можно ознакомиться в методических рекомендациях ФИПИ.
Теперь вы знаете, по какой системе оцениваются результаты ГВЭ. Несмотря на некоторые возможные ограничения, ГВЭ предусматривает все сложности, с которыми могут столкнуться школьники. Система оценивания подстроена под запросы как проверяющих, так и сдающих.
Если хотите быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Мы выстраиваем программу личной подготовки к ЕГЭ, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика
Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания. Пробный урок бесплатно!
Оценивание устных работ
Оценивание ГВЭ в устной форме отличается от письменного экзамена. Каждый вопрос в билете «стоит» до 3 баллов. То есть ученик, полно и правильно ответивший на оба задания, может рассчитывать на 6 первичных баллов
При этом экзаменаторы обращают внимание на такие моменты:
- владение основными понятиями предмета;
- способность описывать социальные объекты, их признаки и социальные роли;
- умение высказывать суждения о человеке и обществе, сравнивать разные социальные объекты, находить сходства и различия между ними;
- понимание важнейших взаимосвязей между социальными объектами (государство и гражданин, природа и общество и др.);
- способность приводить примеры деятельности людей, ситуаций, которые регулируются социальными отношениями.
Баллы по каждому вопросу выставляются, исходя из следующих критериев:
- 3 пункта – полное и правильное изложение ответа на вопрос, указанный в билете;
- 2 пункта – ответ в целом правильный, однако допущены неточности, не искажающие сути вопроса;
- 1 пункт – ученик, в общем, понимает сущность относящихся к вопросу обществоведческих понятий, однако допустил серьезные ошибки;
- 0 пунктов – участник оказался не способен ответить на поставленный вопрос.
Итоговые оценки выставляются по шкале, приведенной в таблице ниже
Первичный балл | Итоговая отметка |
---|---|
0–1 | 2 |
2 | 3 |
3–4 | 4 |
5–6 | 5 |
Таким образом, девятиклассники с ОВЗ или обучающиеся в учреждениях закрытого типа, сами выбирают формат сдачи экзамена – ОГЭ или ГВЭ. Такой подход позволяет им получить аттестат об основном общем образовании в максимально комфортных для них условиях, с привлечением необходимых специалистов и соответствующей материально-технической базы. ГВЭ по обществознанию достаточно несложен, но дает ученикам важные навыки, касающиеся жизни в социуме.
Сроки и формат проведения итогового собеседования
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Всё собеседование занимает примерно 15 минут. Экзаменатором будет учитель по любому предмету, не преподающий в классе испытуемого школьника.
Экзамен состоит из нескольких частей. Вы приходите, знакомитесь с экзаменатором и приступаете к выполнению заданий. Если структура знакома и изучена заранее, трудностей не возникнет.
Разберёмся, что представляет из себя итоговое устное собеседование для девятиклассников.
Темы итогового собеседования
На сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти демонстрационные варианты, критерии оценивания и спецификацию итогового собеседования для 9 класса текущего учебного года.
Примерные темы, которые будут на экзамене, можно узнать из демонстрационных версий работ. Например, первая часть демоверсии 2021 года включает в себя текст о Юрии Гагарине.
Один из текстов в демоверсии 2021 года посвящён Юрию Гагарину
Во второй части демонстрационного варианта 2021 года — темы для беседы: «Праздник», «Поход», «Мода». Нужно выступить с монологическим высказыванием, а затем поучаствовать в диалоге с экзаменатором по выбранной теме.
Темы для беседы из второй части демоверсии
Как правило, для устного собеседования выбираются довольно простые темы. Большинство школьников легко справляются с заданиями. По отзывам девятиклассников, темы экзамена иногда могут показаться немного странными — как будто предназначены для разговора с иностранцем.