Егэ по истории 2021: обзор изменений
Содержание:
- Как и какие ЕГЭ выбрать?
- К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
- План написания исторического сочинения
- Как устроен экзамен
- Критерий 5. Употребление исторических терминов
- Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
- Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
- Какие изменения в 2021 году
- Отличительные особенности нашего Курса
- К6 Форма изложения — 1 балл
- К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
- План написания исторического сочинения
- Критерии оценки сочинения по истории
- Как писать новое сочинение по истории 2021
- Формула перевода баллов ЕГЭ
- Рекомендации по подготовке
- Критерий 2. Указать исторические личности и их роль в названных событиях (явлениях, процессах)
Как и какие ЕГЭ выбрать?
На выбор одиннадцатиклассников влияет сразу несколько немаловажных факторов:
- Природные предрасположенности
Согласитесь, если на протяжении 11 лет вы показывали успехи в литературе, очень нелогично будет выбрать физику, которая даётся в разы сложнее.
- Профессия мечты
Например, с 14 лет видете себя врачом, соответственно для сдачи планируете выбрать биологию и химию. Если мечтаете стать крутым айтишником – профиль и информатику и т.д.
- Рекомендации
Многих выпускников направляют родители или учителя. Особенно полезно прислушаться к советам знающих вас людей тем учащимся, которые так и стоят на распутье.
- Путь наименьшего сопротивления
У вас нет особенных предпочтений при выборе профессии и ВУЗа? Тогда логично выбрать наиболее сдаваемые предметы, получить хорошие баллы и отталкиваться уже от результатов.
В интернете можно найти много мнений и статей на тему самых простых и наоборот сложных ЕГЭ. Однако следует помнить, что все очень индивидуально и в сущности ни один предмет нельзя однозначно назвать легким или очень тяжелым.
Литература
Помимо прочтения большого объема текстов, учащемуся нужно уметь анализировать и мыслить, а также держать в голове “фонд цитат”, без которых получить высокие баллы не получится.
История
Этот экзамен включает очень обширных материал. Придется хорошенько подучить даты, биографию личностей и свободно ориентироваться в историческом пространстве. Также не стоит забывать о выявлении причинно-следственных связей, а также нелюбимой работе с картами.
Биология
Один из самых сложных ЕГЭ. Придется полюбить заучивать научные термины и разбираться в сложных процессах. Этот экзамен требует очень тщательной, а также серьезной время затратной подготовки.
Обществознание
Небольшой лайфхак: общество надо учить! Многие выпускники обжигаются на том, что надеятся на свой жизненный опыт, который, к сожалению, очень мало полезен при написании ЕГЭ.
Химия и физика
Объединяем эти экзамены, так как оба предмета требуют понимания глубоких процессов и качественного нарешивания задач различных типов.
География
Просто разукрасить контурную карту – совсем не про этот экзамен. Помимо знания стран, столиц и умения ориентироваться по атласу, следует посвятить время изучению отраслям хозяйственной деятельности, природным особенностям, а также экономике мировых держав.
К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
2 балла
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
1 балл
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
0 баллов
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно
ИЛИ
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
ИЛИ
Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно
План написания исторического сочинения
Чтобы написать правильное сочинение вам нужно соблюдать следующие пункты:
- Сделать правильное вступление. Вступление – это характеристика выбранного вами периода с указанием дат и исторических событий, произошедших в это время.
- Точно и правильно расписать первое историческое событие данного периода. Также необходимо назвать причину его появления и указать историческую личность, связанную с данным событием.
- Раскрыть второе историческое событие данного периода с указанием причинно-следственной связи его возникновения и приведением исторической личности, оказавшей непосредственное влияние на ход событий.
- Оценить значимость обоих событий и всего выбранного периода для развития России того века.
Теперь мы поговорим конкретнее о каждом аспекте исторического сочинения.
Как устроен экзамен
Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.
Первая часть
В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.
Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.
Вторая часть
Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.
При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.
Критерий 5. Употребление исторических терминов
По этому критерию можно получить 1 балл. Здесь совсем не обязательно давать определение терминам, если этого не требуется для полноты изложения.
Так, например, при описании реформ Петра, лучше указать, что такое коллегии, мануфактуры, Сенат и т.д. Описывая же восстание Степана Разина, можно не объяснять, кто такие стрельцы и казаки. Главное ─правильно использовать понятия. Именно это будет оценивать проверяющий. Здесь нужно быть внимательным в обращении с терминами и не назвать войско Дмитрия Донского армией, войска Суворова ратью, а земледельцев IX крестьянами, не перепутать городового с городничим, жандармерию с полицией, а цеха петровских времён с современными цехами.
Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл
1881-1894
Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации «Народная воля». Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.
Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.
При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг — отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.
Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).
Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.
(автор сочинения — Ирина Айтуганова)
Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
Исторические источники
Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 10, 12-13, 16.
Таблицы на сопоставление
Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
Новинкой 2022 года стало задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.
Установление причинно-следственных связей
С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое отсылает нас к критерию К3 (причинно-следственные связи) из исторического сочинения. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов.
Задание на терминологию
С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.
Задание на аргументацию
Задание 19 помимо своей сложной структуры отныне включает в себя элементы всеобщей истории.
Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.
Какие изменения в 2021 году
Сочинение по истории ЕГЭ 2021 существенно отличается от аналогичного задания в предыдущие годы. В 2020 выпускникам было предложено написать эссе по одному из временных периодов трех эпох: время правления Рюриковичей и Смута, время правления Романовых, ХХ век. Он мог включать в себя глобальный процесс или время правления определенного человека.
В 2021 году в качестве тем, на которые нужно будет написать сочинение по истории ЕГЭ 2021, будут даны не даты, а личности или явления — по одному из каждой указанной выше эпохи. В одно время может происходить огромное количество процессов с участием важных для них людей. Именно поэтому заучивать готовые работы не получится: нельзя предугадать, что попадется на экзамене.
Это хорошая новость для выпускников, которые учатся, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021. Впоследствии это задание отсеет их конкурентов, которые раньше могли схитрить.
Отличительные особенности нашего Курса
«Полный курс истории. Теория и практика» — это уникальная разработка команды ed-star, аналогов которой, на данный момент, в Интернете нет. В сети сегодня можно найти отдельные тесты, в которых либо поверхностно объясняется правильное решение, либо не объясняется вообще, игровые и красочные интерактивы, которые быстро завлекают, стоят дорого, но практически оторваны от реального формата ЕГЭ, отдельные сервисы для проверки эссе, где нужно платить за разбор каждого своего сочинения, а проверять его будут, скорее всего, не эксперты, а студенты и т.д. В свою очередь, наш Курс лишен этих недостатков и выгодно отличается от всех остальных сервисов, предлагающих те или иные инструменты для подготовки к ЕГЭ по истории. В чем же заключаются отличительные особенности нашего Курса?
Полное соответствие требованиям ЕГЭ
Курс составлен в строгом соответствии с форматом ЕГЭ, кодификатором, спецификатором и культурно-историческим стандартом, установленным Министерством просвещения РФ. Вы решаете не просто тесты, но задания, взятые именно из актуальных вариантов ЕГЭ по истории, благодаря чему одновременно происходит закрепление знаний и «натаскивание» на формат.
Вся историяТолько в нашем Курсе во едино собраны все необходимые для ЕГЭ сведения как по истории России, так и по Всеобщей истории.
Регулярные обновленияКурс постоянно обновляется. Мы следим за всеми изменениями в ЕГЭ по истории и оперативно вносим актуальные данные в наши теоретические и практические разделы.
Сотрудничество с реальными экспертамиКоманда ed-star находится в тесном сотрудничестве с реальными московскими экспертами ЕГЭ, практикующими преподавателями Москвы, дополнительные сведения о которых (включая, актуальное удостоверение эксперта) мы можем предоставить по Вашему запросу.
Отработка заданий части 2 ЕГЭИсключительно и только у нашего Курса есть возможность закреплять и отрабатывать задания части 2 ЕГЭ, включая эссе, которые Вы можете отправлять на проверку нашему эксперту. В ответ Вы получите подробный анализ Вашей работы с указанием ошибок, а также все необходимые рекомендации. Вы платите один раз и получаете практически неограниченный доступ к консультациям с реальным экспертом ЕГЭ, сотрудничающим с нашим порталом.
Карты и иллюстрацииТолько наш Курс предоставляет возможность в удобном формате со всеми необходимыми пояснениями и рекомендациями отрабатывать не только простые тестовые задания, но и задания с историческими картами и иллюстрациями.
Учеба с удовольствиемНаш Курс можно использовать для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и любых других экзаменов по истории, а также просто углублять и расширять свои знания, даже если Вы не сдаете истории, но интересуетесь ею – занятия с нашим Курсом приятны, комфортны и интересны!
Самостоятельная подготовкаНаш Курс может полностью заменить репетитора.
На любой вкусГибкая система тарифных планов, среди которых Вы легко можете подобрать то, что наиболее соответствует Вашим целям.
Доступная ценаСтоимость Курса максимально демократичная и доступная каждому, особенно в сравнении с теми сумами, которые старшеклассники платят за услуги репетиторов, при том, что репетиторы очень редко бывают действующими экспертами, а порой не являются даже и практикующими школьными учителями.
Если Вы найдете другой исторический портал, который предоставляет возможность консультаций с реальным экспертом ЕГЭ, которому можно выслать на проверку свои эссе или другие заданий второй части и получить развернутый анализ, и при этом, за каждую такую консультацию не нужно платить отдельно, а достаточно заплатить всего один раз, то мы предоставим Вам доступ к нашему Курсу бесплатно.
К6 Форма изложения — 1 балл
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)
0 баллов
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла
2 балла
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
1 балл
Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса
0 баллов
Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.
ИЛИ
Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)
ИЛИ
Исторические личности названы неверно
ИЛИ
Исторические личности не названы
План написания исторического сочинения
Чтобы написать правильное сочинение вам нужно соблюдать следующие пункты:
- Сделать правильное вступление. Вступление – это характеристика выбранного вами периода с указанием дат и исторических событий, произошедших в это время.
- Точно и правильно расписать первое историческое событие данного периода. Также необходимо назвать причину его появления и указать историческую личность, связанную с данным событием.
- Раскрыть второе историческое событие данного периода с указанием причинно-следственной связи его возникновения и приведением исторической личности, оказавшей непосредственное влияние на ход событий.
- Оценить значимость обоих событий и всего выбранного периода для развития России того века.
Теперь мы поговорим конкретнее о каждом аспекте исторического сочинения.
Критерии оценки сочинения по истории
Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.
К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.
К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий
Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса
К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.
К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.
К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.
Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:
К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.
К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.
Как писать новое сочинение по истории 2021
Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются.
Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:
- Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
- Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
- Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
- Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
- Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.
Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:
- Два события в рамках этого явления.
- Два человека, участвующие в описываемых событиях.
- Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
- Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
- Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.
Формула перевода баллов ЕГЭ
Шкала перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые, приведенная в таблице, получена на основе расчетов по следующей формуле. При желании можно рассчитать самостоятельно.
где t – тестовый балл ЕГЭ (по 100-балльной системе, который идет в сертификат ЕГЭ), θ– первичный балл сдававшего ЕГЭ, θ min – оценка, соответствующая одному первичному баллу θ m
ax
,– оценка, соответствующая первичному баллу, на единицу меньшему максимально возможного. Округление проводится до целого числа по правилам математики. Нулевому первичному баллу соответствует 0 за ЕГЭ, а максимально возможному первичному баллу соответствует 100 баллов за ЕГЭ.
Таблица перевода баллов ЕГЭ в оценки
С 2009 года тестовые баллы ЕГЭ не переводятся в стандартные школьные оценки по пятибалльной системе. Это сделано потому, что баллы ЕГЭ больше не влияют на оценку, которая ставится в аттестат, и пересчитывать их незачем. Но до сих пор очень тяжело отказаться от пятибалльного эквивалента отметок ЕГЭ. Поэтому приводим ниже таблицы, по которым можно приблизительно провести соответствие баллов ЕГЭ стандартной школьной отметке.
Рекомендации по подготовке
Подготовиться к ЕГЭ по истории в 2021 году можно, последовательно изучая новый материал и применяя его на практике.
Во-первых, стоит погрузиться в историческую атмосферу. Для этого можно смотреть документальные фильмы (от StarMedia, цикл «Великая война» и др.), изучать исторические источники и литературу, ходить в музеи и смотреть театральные постановки по важным событиям и личностям.
Во-вторых, залог успеха – структурированность материала. Чертите схемы и таблицы, сопоставляйте личностей и события. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории, повторяйте материал не по учебникам, а по схемам и таблицам (например, из пособия В.В. Кириллова).
В-третьих, пишите как можно больше исторических сочинений и давайте их на проверку знающему человеку: школьному учителю, репетитору, знакомому эксперту ЕГЭ по истории или команде профессионалов, работающих в онлайн-школе.
Критерий 2. Указать исторические личности и их роль в названных событиях (явлениях, процессах)
Можно получить два балла, если указать две исторические личности, правильно описать их роли в событиях и перечислить конкретные действия, оказавшие влияние на ход или итог указанных событий.
Например, период 1700 ─ 1725. Северная война и реформы Петра, направленные на развитие промышленности. Пётр начал Северную войну, чтобы Россия вернула ранее принадлежавшие ей, но утерянные прибалтийские земли и получила в выход к Балтийскому морю. В свою очередь, для того чтобы победить в войне, создать сильные армию и флот, а также догнать ведущие европейские державы по экономическим показателям, нужно было развивать промышленность. Петр был инициаторомстроительства большого количества мануфактур, проведения политики меркантилизма и протекционизма, то есть поддержки российской торговли и промышленности.
Здесь мы описываем роль Петра в обоих событиях, также здесь нужно указать и результаты: Россия победила в Северной войне, её геополитический потенциал значительно возрос, по многим экономическим показателям она сравнялась с развитыми странами, а по некоторым даже их превзошла. Экспорт стал значительно преобладать над импортом.
Вторая личность ─ Александр Данилович Меньшиков. Ближайший сподвижник Петра. Он проявил себя как талантливый администратор, управленец при проведении реформ, а также как талантливый полководец на полях Северной войны. В частности, он руководил строительством Кронштадта и Петербурга, командовал кавалерией в Полтавской битве.
Если же просто указать, что Пётр выиграл войну и провёл реформы, а Меньшиков был его фаворитом, этого будет явно недостаточно.