Кодификатор егэ по истории 2021-2022 фипи
Содержание:
- Какие ВУЗы принимают сертификат по истории?
- Новейшая история
- О плюсах и минусах планируемых изменений
- Что изменилось в ЕГЭ-2021 по истории?
- Древность и Средневековье
- Изменения 2022 года
- Основная информация
- Оценивание ЕГЭ 2022 по истории
- Время сдачи и формат обязательного экзамена по истории в 2021 году
- Основные изменения
- Секреты подготовки
- Задание № 25. Историческое сочинение.
- Требования, критерии оценивания, баллы.
- Секреты подготовки
- Новое время
- Как будут теперь сдавать экзамен по истории?
Какие ВУЗы принимают сертификат по истории?
В рейтинге предметов ГИА-11 по выбору история находится на 4 месте. Именно эту дисциплину в 2020 году решили сдавать около 17,3% участников ЕГЭ (123 240 человек).
Для большинства ребят, уже выбравших для себя будущую специальность, и четко знающих, где они планируют продолжить обучение, история – обдуманный выбор. Но и для тех, кто даже за год до ЕГЭ все еще не определился с будущим направлением, история будет правильным выбором, ведь такой сертификат откроет двери самых разных ВУЗов.
Так, сдав на высокий балл ЕГЭ по истории, русскому языку, а также иностранному либо обществознанию (в зависимости от требований ВУЗа) в 2021 году можно подавать документы на такие специальности, как:
- история (46.03.01);
- история искусств (50.03.03);
- международные отношения (41.03.05);
- правовое обеспечение нацбезопасности (40.05.01);
- политология (41.03.04);
- юриспруденция (40.03.01);
- судебная и прокурорская деятельность (40.05.04);
- туризм (43.04.02);
- социальная работа (39.03.02);
- издательское дело (42.03.03);
- культурология (51.03.01).
Как видите, список направлений достаточно большой, что предоставляет широкие возможности, даже если принимать окончательное решение вы будете уже после получения сертификатов ЕГЭ.
Новейшая история
3.1. Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
3.1.1*. Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество (, , , )
3.1.2*. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы (, )
3.1.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание (, , , )
3.1.4*. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны (, , )
3.1.5.
3.2. СССР в 1922–1991 гг.
3.2.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство (, )
3.2.2. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г. (, , , )
3.2.3. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация (, , )
3.2.4. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования (, )
3.2.5*. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны (, )
3.2.6*.
3.2.7*. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны (, , )
3.2.8*.
3.2.9*. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира (, , )
3.2.10. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. (, )
3.2.11*. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы (, , , )
3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста (, , )
3.2.13*. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г. (, , )
3.2.14*. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности (, , )
3.2.15*. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы (, , , )
3.2.16*.
3.3. Российская Федерация
3.3.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР (, )
3.3.2*. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств (, , )
3.3.3*.
3.3.4*.
3.3.5*.
3.3.6*.
О плюсах и минусах планируемых изменений
Положительные моменты
1. Исчез довольно-таки бесполезный, по сути, критерий «использование исторической терминологии» в историческом сочинении. Ведь трудно представить, как вообще можно написать исторический текст без употребления тех или иных научных понятий.
Т.о. меньше становится баллов, которые получались выпускниками практически «автоматом».
2
Уточнена достаточно спорная ситуация с существовавшей у некоторых исторических деятелей разницей между временем «отхода от дел» и временем смерти, что было важно для выполнения К4 (см. выше пример с Н.С
Хрущёвым). Это облегчает выполнение задания в целом и повышает шансы участников экзамена на его успешное написание.
3. Самое сложное, на мой, и думаю не только на мой взгляд, задание в ЕГЭ по истории – на аргументацию (№ 24), стало более лояльным к выпускникам. Теперь даже за один правильный аргумент в любую сторону («за» или «против») можно получить хотя бы 1 балл. Это, безусловно, увеличивает шансы школьников на более высокие результаты экзамена.
4. То же самое (о большей лояльности к участникам ЕГЭ) можно сказать и по поводу уменьшения до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 (отсутствие ошибок) и К6 (связность текста).
Отрицательные моменты
1. Увеличение баллов за задание на аргументацию, которое школьники обычно выполняют даже хуже, чем пишут историческое сочинение, точно никак не повлияет на улучшения качества выполнения задания № 24. Очевидно, что некоторые выпускники, рассчитывая теперь даже за откровенно слабые аргументы всё равно получить хотя бы 1-2 балла, вряд ли будут сильно напрягаться с их формулированием.
2. Ситуация с понижением до пяти количества баллов за К1-К4 в историческом сочинении, которые нужны, чтобы получить баллы за К5 и К6, может в свою очередь привести к уменьшению внимания определённой части выпускников к качественному выполнению задания.
3. Уточнение критерия 4 для сочинения по историческим деятелям (возможность оценивать деятельность по последним годам жизни, а не обязательно после смерти) не снимает всех вопросов к методикам отбора исторических личностей для задания № 25.
Например, относительно М.С. Горбачёва, который закончил свою политическую деятельность в 1991 г. однако до сих пор жив, а значит, не вписывается даже в критерий с пояснением. Ведь непонятно, какие годы для него считать «последними».
Ссылка:
___
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa
Что изменилось в ЕГЭ-2021 по истории?
Если вашим решением стала сдача ЕГЭ по истории, то вы можете встретиться с непростыми, но, безусловно, интересными приключениями в период всей подготовки. Получить знания о прошлом страны это увлекательно и нужно для всех уважающих себя людей, который хотят в дальнейшем прийти к поставленной цели.ФИПИ создал КИМ ЕГЭ 2021 по истории. Именно с этого документа необходимо проводить подготовительные работы к ЕГЭ по истории 2021. КИМ обозначает аббревиатуру таких слов, Контрольно-измерительные материалы.Сразу стоит отметить, что ничего в тестах ничего не изменилось, кроме последнего задания 25, где необходимо написать историческое сочинение. Специалисты ФИПИ дополнили 25 задание изменениями в двух вариантах.Вариант 1. Сочинение придётся писать по одному из трех исторических периодов.Вариант 2 . Сочинение пишется по модели написания сочинения по исторической личности. Может быть в дальнейшем «фипишники» создадут информацию по изменениям, но в настоящее время считается, что ничего не изменилось.Общим первичным баллом считается 56, а тестовым баллом — 100. Напомню.Заданиях первой части остались такими, как и были — формат заданий не поменялся. Задания проверяют такие же темы в теории, какие были ранее. Задания 1 и 11, как и прежде, содержат темы по Всемирной истории. Следовательно, ее необходимо учить.
Древность и Средневековье
1.1.1*.
1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян (,
1.2. Русь в IX – начале XII в.
1.2.1*. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства (, , )
1.2.2. Категории населения. «Русская Правда» (, , )
1.2.3*. Международные связи Древней Руси (, )
1.2.4*. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции (, , )
1.3. Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
1.3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики (, , , , )
1.3.2*. Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада (, , , )
1.3.3*. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества (, , , )
1.3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город (, , )
1.3.5*. Культурное развитие русских земель и княжеств (, , )
1.4. Российское государство во второй половине XV – XVII в.
1.4.1*. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига (, , , )
1.4.2.
1.4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян (, , , , )
1.4.4*. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война (, , , , , )
1.4.5*.
1.4.6*. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией (, , , , , )
1.4.7*. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы (, , , , )
1.4.8*. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права (, )
1.4.9.
1.4.10. .
Изменения 2022 года
Федеральный институт педагогических изменений (ФИПИ) официально объявил, что разработчики намерены видоизменить задания ЕГЭ с 2022 до 2024 года. Внедрение обновленных заданий ЕГЭ по всем предметам будет вестись поэтапно, но стартует очередная реформа ИГА уже летом 2022.
Первая важная новость – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории в 2022 году сократили с 3 часов 55 минут до 3 часов, сообщили в Рособрнадзоре. Также в экзаменационную работу включили новые модели заданий на применение предметных навыков.
Из работы исключён ряд заданий, которые дублировали проверку знаний и умений, проверяемых другими заданиями. Это задания
- на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.);
- на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.);
- задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
Из работы исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
- Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
- Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
- Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
- Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом, посвящённого Великой Отечественной войне (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
- Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в задание добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.
Так, в 2022 году ЕГЭ по истории не станет проще, ведь хоть из КИМов исключили историческое сочинение, но добавили новое задание на установление причинно-следственных связей, а задание с кратким ответом, посвященное Великой Отечественной войне, заменили заданием с развернутым ответом, предполагающим работу с историческими источниками о Великой Отечественной войне.
Теперь давайте рассмотрим изменения, которые произошли в ЕГЭ по истории 2022 года более подробно.
Основная информация
Выпускники 2021 года, заблаговременно выбирая для себя дисциплины ЕГЭ и планируя подготовку, переживали, не сделают ли испытание по истории обязательным для всех 11-классников.
Спешим порадовать – в 2021 году ЕГЭ по истории будет одним из предметов по выбору, как и было ранее. Несмотря на громкие заявления, звучавшие несколько лет назад, предмет не будут переводить в категорию обязательных, ведь для этого необходимо:
- разработать упрощенный вариант КИМов;
- пересмотреть систему оценивания;
- провести апробацию.
Вероятно, повлияет на решение не внедрять инновации именно в 2020-2021 учебном году и сложная эпидемиологическая ситуация во время проведения ЕГЭ 2020 года. Сегодня перед специалистами ФИПИ и Минобрнауки стоят новые вызовы – как организовать безопасное проведение экзаменов в условиях пандемии, если вакцина против коронавируса не будет доступна до конца 2020-2021 учебного года.
Таким образом, для испытаний 2021 года по истории актуальными будут такие основные факты:
- единая дата экзамена для всех выпускников РФ, указанная в календаре ГИА-2021;
- отсутствие существенных отличий между КИМами 2020 и 2021 года;
- количество заданий – 25;
- отведенное на выполнение время – 3 часа 55 минут (235 минут);
- максимальный ПБ (первичный балл) – 56;
- минимальный ТБ (тестовый балл) – 32;
- разрешенных к использованию дополнительных материалов нет.
Важно! Хотя общая структура работы и максимальный балл в 2021 году останутся без изменений, некоторые нововведения все-таки будут и коснутся они задания №27 — исторического сочинения
Оценивание ЕГЭ 2022 по истории
В 2022 году за выполнение 19 заданий на ЕГЭ по истории можно максимально получить 38 первичных баллов. Из начисление будет осуществляться по такому принципу:
Часть | Кол-во заданий | Баллы |
1 | 11 | 19 |
2 | 8 | 19 |
Итого | 19 | 38 |
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 8–10 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 5–7, 11 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущены две-три ошибки – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Ответы на задания части 2 проверяются предметной комиссией. Выполнение заданий части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 12–15 и 18 ставится от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов
Далее первичный балл будет переведен в тестовый (вторичный) по таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ
Обратите внимание, что таблица, которая использовалась до 2022 года уже не актуальна
Важно! Оценка ЕГЭ в 2022 году не подлежит переводу в классическую 5-бальную систему
Время сдачи и формат обязательного экзамена по истории в 2021 году
Согласно новым образовательным стандартам сдача ЕГЭ по новым правилам будет проходить в школе, где обучаются выпускники. Для всех регионов РФ предусмотрена единая сдача экзамена, которая указывается в календаре ГИА-2021. Работу необходимо выполнить за 3 часа.
В последних новостях сайта ФИПИ представлен новый проект календаря сдачи экзамена по истории в 2021 году:
- досрочная сдача экзамена предусмотрена в основной день 29 апреля и резервные дни 5 и 14 мая;
- основной день сдачи экзамена — 25 мая, резервные дни 22, 23, 24 и 29 июня, 1 июля;
- пересдача экзамена осенью запланирована в основной день 9 сентября или в резервные даты 16, 17, 21 и 22 сентября.
Уже сейчас школьники могут воспользоваться демоверсией ФИПИ, чтобы познакомиться со всеми новыми вопросами и проверить свои силы в сдаче экзамена по истории по новым правилам. На официальном сайте ФИПИ в открытом доступе есть кодификатор и спецификации, в которых изложены основные требования к экзаменационной работе по истории.
Основные изменения
Новацией в КИМах по истории стали новые типы заданий. Ученик должен продемонстрировать экзаменаторам ряд важных навыков, приобретенных в процессе изучения истории:
- умение работать с исторической картой;
- проводить обработку информации, представленную в графике;
- уметь анализировать полученную информацию;
- разбираться в особенностях культур разных исторических периодов.
Интересно! Сколько баллов нужно набрать на ОГЭ 2021 года
Содержание билетов 2021 года по истории существенно меняться не будет. Билеты 2020 года не использовались из-за отмены экзамена по истории для выпускников 9-х классов, который до этого входил в категорию экзаменационных предметов по выбору.
Изменения в ЕГЭ по истории в 2021 году не должны пугать выпускников. Билеты не сильно поменяются, а график сдачи экзамена резервирует больше дней для досрочной сдачи, выполнения работы в основные дни экзаменов и при осенней пересдаче.
Итоги
Школьникам и родителям про изменения в ЕГЭ по истории в 2021 году следует запомнить следующее:
Секреты подготовки
Согласно статистике, результат в диапазоне от 90 до 100 баллов показывают менее 10% выпускников, что говорит о недостаточно качественной подготовке к экзаменам и подчеркивает ряд проблем, существующих сегодня в школах.
Можно ли самостоятельно выучить историю и получить желаемый сертификат с высоким баллом ЕГЭ? Если на протяжении всех лет обучения в школе вы действительно учили данный предмет и при этом способны организовать самообучения на систематической основе, то повторить теорию и отработать необходимые практические навыки вполне реально без обращения к дорогостоящим репетиторам.
Подготовка к ЕГЭ 2021 по истории должна включать в себя:
- повторение теоретического материала (по учебникам, печатным изданиям или видео урокам);
- составление дневника, в котором рекомендуется сохранить информацию о важных событиях и личностях разных временных периодов;
- решение тестовых заданий, представленных в открытом банке на сайте ФИПИ;
- написание сочинений (если ранее можно выбрать один из 3-х заранее известных периодов и максимально качественно проработать именно его, то в 2021 году потребуется более тщательная проработка исторического материала);
- решение демонстрационных вариантов (можно сверить правильность ответов с доступными видео-разборами).
Облегчить задачу составления исторического дневника поможет полный перечень событий и дат, который вы можете скачать себе на устройство для дальнейшей работы в режиме офлайн.
Особое внимание на этапе подготовки стоит уделить написанию исторических сочинений. Опытные педагоги рекомендуют придерживаться такого алгоритма в ходе написания сочинения:
- Определитесь с темой.
- Выпишите на черновик важную информацию – даты, данные правителей и личностей, влиявших на ход истории.
- Выделите важные и второстепенные события.
- Установите причинно-следственные связи между событиями выбранного периода.
- Определите причину такого поворота событий.
- Составьте план сочинения.
- Напишите текст на черновике.
- В конце обязательно добавьте несколько предложений с вашей оценкой выбранного периода.
- Вычитайте текст на предмет логических, стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок.
- Перепишите сочинение в Бланк ответов №2.
Конечно, в сети можно найти много готовых сочинений для ЕГЭ по истории, но в 2021 году не стоит просто заучивать чужой текст. Если вас уличат в плагиате, такие необходимые для поступления 12 баллов будут потеряны, тогда как написать эссе самостоятельно, основательно подготовившись заранее вполне реально. Разобраться в тонкостях написания исторического сочинения в 2021 году вам поможет этот видео-урок:
- ЕГЭ по литературе в 2021 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2021 году
- ЕГЭ по физике в 2021 году
Задание № 25. Историческое сочинение.
Требования, критерии оценивания, баллы.
Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:
- описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
- указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)
- описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период;
- оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.
В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В количестве баллов есть одно изменение.
Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
|
Правильно указаны оба события (явления, процесса). |
2 |
Правильно указано только одно событие (явление, процесс). |
1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой. |
|
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. |
|
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. |
2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). |
1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы. |
|
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
|
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. |
|
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России |
|
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов |
1 |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано |
|
К5. Использование исторической терминологии. |
|
При изложении верно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы. |
|
К6. Наличие фактических ошибок. 1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две фактические ошибки. |
1 |
Допущено более трех фактических ошибок. |
|
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений. |
|
Максимальный балл |
12 |
Секреты подготовки
Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории
Выпускникам 2022 года рекомендуем обратить особе внимание в ходе подготовки к ЕГЭ по истории на такие важные блоки
История России
Все этапы, от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивные порции:
- древняя история до династии Романовых (IX в.-1613 г.);
- сами Романовы (1613-1917 гг.);
- отдельно XX век.
Лучше уделить каждой из порций равное количество времени, ХХ веку — чуть больше. Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В.В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д.А. Медведева.
Всеобщая история
Общемировой исторический контекст проверяется в 1 и 11 заданиях. Для их решения нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в кодификаторе, их чуть больше сотни.
Культура
В заданиях 17-19 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов.
Картографический блок
В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — огромная карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война или экономическое развитие страны. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими
Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие
В заданиях 13-16 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.
Великая Отечественная война
Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной. Ей посвящено отдельное 8 задание. А еще в КИМах она всплывает несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление.
Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР.
Также рекомендуем посмотреть на видео разбор новой демоверсии КИМов по истории для ЕГЭ 2022 года:
- Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам
- Нормы ГТО 2022: таблица нормативов
- ЕГЭ по математике в 2022 году
Новое время
2.1. Россия в XVIII – середине XIX в.
2.1.1. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации (, , , )
2.1.2*. Северная война. Провозглашение Российской империи (, )
2.1.3*.
2.1.4*. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота (, , )
2.1.5*.
2.1.6*. Превращение России в мировую державу в XVIII в. (, )
2.1.7*. Культура народов России и её связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. (, , )
2.1.8. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в. (, )
2.1.9*. Отечественная война 1812 г. (, , )
2.1.10. Движение декабристов (, )
2.1.11*. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм (, , )
2.1.12*. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны (, , )
2.2. Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
2.2.1. Реформы 1860–1870-х гг. (, , )
2.2.2.
2.2.3*. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны (,
2.2.4*. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте (, )
2.2.5*. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков (, , )
2.2.6*. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов (, , )
2.2.7*. Русско-японская война (, )
2.2.8*. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования (, )
2.2.9. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения (, , , )
2.2.10. Реформы П.А. Столыпина (, )
Как будут теперь сдавать экзамен по истории?
В 2021 году планируется ввести изменения в сдачу экзаменов по истории. Многие эксперты давно говорили о том, чтобы экзамен по истории стал обязательным. В условиях пандемии специалисты провели в 2020 году масштабную реформу системы контроля качества знаний школьников. В результате КИМы ЕГЭ доработали и привели в соответствие с новыми действующими стандартами проверки знаний по всем предметам.
Начиная с 2021 года, экзамен по истории становится обязательным для всех девятиклассников.
Ввиду пандемии в 2020 году не удалось апробировать новые билеты из-за отмены экзаменов, поэтому для школьников создали специальную демоверсию, по которой они смогут проверить свои знания по истории и потренироваться в сдаче экзаменов по этому предмету.
Об этом сообщают последние новости ФИПИ, в которых выложены ссылки на примеры новых экзаменационных билетов по истории. Из официальных материалов видно, какие произошли изменения в структуре новых экзаменационных работ:
- увеличилось количество заданий с 21 до 24;
- в общей экзаменационной работе появились три задания (15, 16,17), на которые нужно дать три кратких ответа по истории зарубежных стран;
- увеличилась и максимальная первичная оценка за выполнение всей экзаменационной работы по истории с 34 до 37 из-за увеличения количества заданий.
Сдача экзамена по истории и по остальным обязательным предметам ОГЭ будет проводиться в очной форме в 2021 году.