Как написать 25 задание егэ по истории на максимальный балл?
Содержание:
Критерии оценки сочинения по истории
Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.
К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.
К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий
Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса
К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.
К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.
К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.
Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:
К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.
К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.
Задание № 25. Историческое сочинение.
Требования, критерии оценивания, баллы.
Для успешной сдачи экзамена в сочинении необходимо:
- описать не менее двух важных событий (явлений, процессов), связанных с указанным периодом истории;
- указать минимуи две исторические личности, деятельность которых связана с событиями (явлениями, процессами) в задании, охарактеризовать роли указанных ранее личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
ВАЖНО! При описании роли каждой названной Вами личности важно указать конкретные действия этого человека, в значительной степени оказавшие влияние на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)
- описать не менее двух причинно-следственных связей, повлиявших на причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период;
- оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода, повлиявших на дальнейшую историю России.
В ходе сочинения необходимо правильно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В количестве баллов есть одно изменение.
Итого за историческое сочинение можно получить 12 баллов (по данным 2020 г.)
Критерии оценивания. |
Баллы. |
К1. Указание событий (явлений, процессов). |
|
Правильно указаны оба события (явления, процесса). |
2 |
Правильно указано только одно событие (явление, процесс). |
1 |
События (явления, процессы) не указаны или указаны с ошибкой. |
|
К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории. |
|
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. |
2 |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события (явления, процесса)). |
1 |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно или правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России. Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы. |
|
К3. Причинно-следственные связи. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2. |
|
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
2 |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в указанный период. |
1 |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны. |
|
К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России |
|
Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с использованием на исторических фактов |
1 |
Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов, либо значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано |
|
К5. Использование исторической терминологии. |
|
При изложении верно использована историческая терминология. |
1 |
Все исторические термины, понятия использованы неправильно, либо исторические термины, понятия не использованы. |
|
К6. Наличие фактических ошибок. 1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
В экзаменационном сочинении отсутствуют фактические ошибки. |
3 |
Допущена одна фактическая ошибка. |
2 |
Допущено две фактические ошибки. |
1 |
Допущено более трех фактических ошибок. |
|
К7. Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов. |
|
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, ясное изложение материала). |
1 |
Ответ представлен не корректно, в виде отрывочных предложений. |
|
Максимальный балл |
12 |
Оценивание ЕГЭ 2022 по истории
В 2022 году за выполнение 19 заданий на ЕГЭ по истории можно максимально получить 38 первичных баллов. Из начисление будет осуществляться по такому принципу:
Часть | Кол-во заданий | Баллы |
1 | 11 | 19 |
2 | 8 | 19 |
Итого | 19 | 38 |
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 8–10 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 5–7, 11 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами; если допущены две-три ошибки – 1 баллом; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Ответы на задания части 2 проверяются предметной комиссией. Выполнение заданий части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 12–15 и 18 ставится от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов
Далее первичный балл будет переведен в тестовый (вторичный) по таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ
Обратите внимание, что таблица, которая использовалась до 2022 года уже не актуальна
Важно! Оценка ЕГЭ в 2022 году не подлежит переводу в классическую 5-бальную систему
Структура КИМа
В 2021 году ФИПИ не будет вносить изменения в структуру КИМов и формат проведения ЕГЭ по истории. При этом актуальными останутся все нововведения 2020 года.
Основным нововведением будет новая модель исторического сочинения. Если раньше выпускникам предлагалось написать текст по одному из 3-х предложенных исторических периодов (они были неизменными для всех вариантов КИМ), то в 2021 году экзаменуемым будут предложены для размышлений 3 исторических процесса либо деятельность 3-х исторических личностей.
Таким образом, задача для выпускников осложняется, ведь уже нельзя заучить текст об одном из периодов – в разных вариантах КИМов могут встретиться совершенно разные наборы «исторических троек».
В КИМе 2021 года экзаменуемым будет предложено 25 заданий (а точнее 31 вопрос с учетом 7 критериев оценивания сочинения), среди которых 16 – базового уровня сложности, 8 – повышенного, и 7 – высокого.
Задания будут разделены на два блока:
Часть | Кол-во | Тип ответа |
1-я | 19 шт. (№1-19) | краткий |
2-я | 6 шт. (№20-25) | развернутый |
При этом краткий ответ в тестовой части работы может быть представлен последовательностью цифр, словом либо словосочетанием.
В заданиях №20-22 экзаменуемому будет необходимо выполнить анализ исторических источников, а в заданиях №23-25 продемонстрировать применение причинно-следственного, структурно-функционального, временного или пространственного анализа.
Самым сложным, по мнению выпускников, является задание №25 – историческое сочинение. Согласно тексту задания, в сочинении необходимо:
- указать минимум 2 важных события, относящихся к выбранной теме;
- охарактеризовать минимум 2 исторические личности, оказавших весомое влияние на ход истории;
- указать между событиями минимум 2 причинно-следственные связи;
- дать оценку влиянию описанных событий на ход истории (можно с опорой на исторические факты и мнение историков).
Важно! В тексте сочинения должны присутствовать исторические термины и понятия, относящиеся к выбранной теме. Также смотрите подробный разбор новых КИМ для ЕГЭ 2021 года по истории:
Также смотрите подробный разбор новых КИМ для ЕГЭ 2021 года по истории:
Изменения в ЕГЭ-2022 по истории
- Исключили задания 6, 10 и 22 на работу с письменным историческим источником, задание 7 на знание фактов, предполагающее множественный выбор, задание-задачу 23.
- Отменили историческое сочинение, то есть задание 25.
- Задания 3 и 4 КИМ-2021 на проверку знания исторических понятий с кратким ответом преобразовали в задание с развёрнутым ответом на проверку знаний исторических терминов и умения их объяснять. Теперь это задание 18.
- Из задания 11 КИМ-2021 на работу с информацией, представленной в форме таблицы, исключили материал по истории зарубежных стран. Теперь это задание 4. Оно нацелено на проверку знания важных событий из истории России и её регионов, а также связанных с ними дат и географических объектов.
- Задание 15 на работу с исторической картой (схемой) преобразовали в задание 10 на проверку умения соотносить историческую карту и текст.
- Задания 18 и 19 с краткими ответами на работу с изображениями преобразовали в задания 14 и 15 с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельный анализ изображения и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания 8 с кратким ответом включено задание 16 с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны.
- Задание 24 на аргументацию усовершенствовали: в него добавили материал по истории зарубежных стран, теперь это задание 19. Количество необходимых аргументов в этом задании сократили с четырёх до двух.
- В экзаменационную работу добавили новое задание 17 на установление причинно-следственных связей.
- Из заданий, предполагающих множественный выбор, исключили указание количества правильных ответов.
- Продолжительность экзамена сократили с 235 до 180 минут.
Что изменилось в ЕГЭ в 2022 по обществознанию?
Так какие же конкретно произошли изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию? Экзамен изменен буквально полностью: от набора заданий до количества баллов. И, естественно, изменились критерии оценивания варианта.
Перевод баллов
Количество первичных баллов по сравнению с прошлым годом сократилось на семь: вместо 64 можно получить максимум 57. Из них 29 — за первую часть с тестами, а 28 — за вторую часть с развернутыми ответами.
Из-за изменения максимального балла преобразуют и шкалу перевода первичных баллов во вторичные. Однозначно сказать, с какого результата начнется 90+ за ЕГЭ, сейчас нельзя: шкала будет доступна только после экзамена
Поэтому особенно важно готовиться на максимум!
Критерии оценивания
Из-за изменения ЕГЭ 2022 по обществознанию нумерация заданий в варианте сильно поменялась. Это стоит учитывать при изучении критериев оценивания работы.
В первой части за правильный ответ (прописанный в ключах) можно получить от одного до двух баллов:
- № 1, 9, 12 — максимум 1 балл,
- № 2–8, 10–11, 13–16 — максимум 2 балла.
Ко второй части даны только примерные ответы, на которые будут опираться эксперты при оценке, и критерии к проверке работы.
Задание №17 — это три вопроса, на которые нужно дать три развернутых правильных ответа. Максимальный балл — 2.
При этом, за приведение дополнительных положений балл может быть понижен:
Задание №18 — это определение понятия, которое можно дать в одном или нескольких предложениях. Главное — с двумя существенными отличительными признаками. Максимальный балл — 2.
Согласно изменениям в ЕГЭ 2022 по обществознанию, в этом задании также придется идти четко по вопросам:
Задание №19 — это задание на приведение развернутых примеров, то есть отдельные словосочетания засчитаны за пример не будут. Здесь также действует правило о лишней информации, как и при оценивании №17 и №18.
Максимальный балл — 3.
Задание №20 — это задание на формулирование развернутых положений по заданной теме. Также не засчитываются словосочетания и снимаются баллы за лишнюю информацию.
Максимальный балл — 3.
Задание №21 — это график спроса и предложения, по которому нужно ответить на три вопроса. По изменениям в ЕГЭ 2022 по обществознанию, это вопросы о том, как изменился один из показателей, что могло вызвать такое изменение и как изменятся показатели при определенном условии. Все ответы должны характеризовать именно тот рынок, который представлен на графике, иначе они обнуляются. Также второй и третий вопрос засчитываются только при правильном ответе на первый. Пункт о лишней информации также действует.
Максимальный балл — 3.
Задание №22 — это традиционные вопросы по гипотетическому государству. Максимальный балл — 4.
Помимо положения о лишней информации, для оценки задания существует еще одно указание:
Задание №23 — это основное изменение в ЕГЭ 2022 по обществознанию: проверка знания Конституции РФ и российского законодательства в принципе. Нужно будет привести развернутые примеры с опорой на конкретные положения закона. При этом, указывать номера статей не нужно. Правило о лишней информации действует.
Максимальный балл — 3.
Задание №24 — это сложный план по теме для доклада. Критерии оценивания особо не изменились. Пункт о лишней информации действует. Максимальный балл — 4.
Задание №25 — это элементы эссе, такие как обоснование одного из пунктов, приведение функций и примеров к ним. Пункт о лишней информации действует. Максимальный балл — 4.
Варианты
Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию в самом варианте касаются в основном нумерации. Также исключили бывшие задания № 1, 2, 20, 22, 26, а задание на график перенесли во вторую часть. Также задания на план и эссе объединили в одну группу — доклад (план остается почти без изменений, вместо эссе — его элементы).
Отдельно добавили во вторую часть задание на знание законодательства, в особенности Конституции РФ.
Критерии оценивания
2 балла | |
Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель | 2 балла. |
Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель | 1 балл. |
События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно | 0 баллов. |
2 балла | |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 2 балла. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) | 1 балл. |
Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов). ИЛИ Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно |
0 баллов. |
2 балла | |
(По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2) | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 2 балла. |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена) | 1 балл. |
Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны | 0 баллов. |
1 балл | |
Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти | 1 балл. |
Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано |
0 баллов. |
1 балл | |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 балл. |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |
0 баллов. |
3 балла | |
(1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 3 балла |
Допущена 1 фактическая ошибка | 2 балла. |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 балл. |
Допущены 3 или более фактические ошибки | 0 баллов. |
1 балл | |
(1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов) | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 балл. |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 баллов. |
Максимальный балл — 12
Решай по истории.
План сочинения по истории ЕГЭ
Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:
- Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
-
Основная часть:
- Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
- Второй процесс — причина + роль второго человека + следствие.
- Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.
- Заключение: оценка в контексте истории России (к каким явлениям другого временного периода привели выбранные события?).
ЕГЭ по математике
Второй обязательный предмет ЕГЭ — математика. Экзамен разделён на два уровня — базовый или профильный — и уже в самом начале нужно выбрать один из них. На что это влияет? Успешная сдача ЕГЭ по математике базового уровня даст возможность поступить в вузы, где не требуется математика, то есть этот предмет отсутствует в перечне вступительных испытаний при приёме на обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриат и специалитет). Сдав ЕГЭ по математике профильного уровня абитуриент сможет поступить в вузы, где математика значится в перечне вступительных испытаний. К слову, если профильный экзамен не получится сдать с первого или второго раза, то в сентябре можно пересдать математику, но тогда необходимо будет выбрать базовый уровень.
Структура экзамена и минимальные проходные баллы
Базовый уровень. На выполнение ЕГЭ по математике базового уровня отводится 3 часа (180 минут), минимальный порог — 3 балла по 5-балльной шкале. Экзамен состоит из одной части, которая включается в себя 20 заданий базового уровня сложности, на которые нужно дать краткий ответ. Это может быть целое число, конечная десятичная дробь, последовательность цифр. Все задания ЕГЭ по математике базового уровня направлены на то, чтобы проверить, насколько экзаменуемый освоил базовые умения и практические навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Профильный уровень. На выполнение ЕГЭ по математике профильного уровня отводится 3 часа 55 минут (235 минут), минимальный порог — 27 баллов по 100-балльной шкале (однако обсуждается вопрос об увеличении балла до 39). Экзамен состоит из двух частей и включает в себя 19 заданий. В части 1 содержится 8 заданий с кратким ответом базового уровня сложности. Часть 2 включает в себя 4 задания с кратким ответом повышенного уровня сложности и 7 заданий с развёрнутым ответом повышенного и высокого уровней сложности. Ответы к заданиям 1−12 необходимо записать в виде целого числа или конечной десятичной дроби, ответы к заданиям 13−19 представляют из себя запись полного решения с обоснованием выполненных действий.
Содержание экзамена
С перечнем тем ЕГЭ по математике можно ознакомиться в спецификации, а примеры заданий с ответами изучить при помощи демо-версии ЕГЭ по математике за 2021 год, а также материалов прошлых лет.