Зачем нужна философия в вузах?
Содержание:
- История появления
- Профессия Философ
- Филолог – кто это такой?
- Как поступить на философский факультет
- Преподавание философии в школах
- Что такое философия
- Диплом философа: куда идти работать?
- Карьерные возможности
- Кому подходит
- О профессии Филолога (филолога-исследователя)
- Личностные качества
- Как работают философы-консультанты в бизнесе
- Философ
- Требования к философу
- Кафедры
История появления
Философия стала отдельной наукой ещё в Древней Греции. Примерно с VI века до н. э. в цивилизации наблюдался активный технологический подъём. Стремительное развитие экономики привело к возникновению нового социального класса. Люди этого слоя населения отстранились от физического труда и посвятили свою жизнь культурным и духовным ценностям.
Несмотря на бурное развитие экономических отношений с другими странами, между народами возник мировоззренческий конфликт. Из-за различных религиозных взглядов и укладов жизни люди часто вступали в противоречия не только в областях медицины и астрономии, но и в других отраслях. Именно разные мнения породили спрос на учёных, которые могли бы рационально объяснить суть бытия и иные метафизические понятия.
В течение многих лет формировались различные направления философии: идеализм, позитивизм, материализм, иррационализм и т. д. Первая школа философов появилась в Древней Греции. Благодаря ей начали зарождаться такие науки, как биология, география, физика и математика. Позже они отделились от философии и стали самостоятельными сферами познания. А сегодня с помощью философских подходов строятся принципы этики и гуманизма в разных областях, связанных с человеческой деятельностью.
Профессия Философ
В чем суть профессии Философ?
Философы имеют дело с духовными основами и условиями существования человека. Это востребовано, например, в области редакционных, общественных отношений, образования для взрослых или науки и образования.
От публикации к общественным отношениям
В издательствах философы ищут авторов, корректируют и редактируют рукописи. Философы пишут, например, специализированные статьи или отчеты для издательств, телевидения, радио или других средств массовой информации, исследования для материалов на философские и культурно-исторические темы и в качестве, например, научных журналистов или журналистов готовят материалы на философские и другие социально значимые темы для широкой аудитории. Для деятельности в журналистике обычно в дополнение к завершенному образованию философа необходима стажировка или соответствующая практическая журналистская квалификация.
В образовании для взрослой аудитории философы разрабатывают и проводят непосредственно мероприятия по философским, культурным или культурно-историческим темам. Они также могут начать свой бизнес с философской практикой и консультациями клиентов. Темы варьируются от карьерных решений и целей до личных проблем, таких как конфликты пары, с более абстрактными вопросами о нравственности или осмысленности. Философский диалог стоит на переднем плане: соответствующая проблема отрабатывается с точки зрения причины и мышления.
Деятельность в области общественных отношений, например, связана с подготовкой пресс-конференций и дат и написанием пресс-релизов.
Для руководящих должностей часто требуется степень магистра.
В научных исследованиях и образовании
В академических исследованиях философы занимаются субдисциплинами, такими как онтология и метафизика (смысл и цель бытия), когнитивные и научные теории, логика и этика. Кроме того, существуют и другие области, такие как философия религии, философия права или философия истории. Философы анализируют и интерпретируют исторические и современные труды философских авторов, получают обзор литературы, делают ссылки и развивают теории дальше. Они сравнивают и оценивают теории с точки зрения их убедительности и обобщаемости. В основном речь идет о понимании человеческого существования и основных возможностях познания и понимания.
Философы формулируют и сохраняют результаты исследований в статьях или книгах, делая их доступными для других ученых и студентов. На конференциях и конгрессах они рассказывают о своих находках и достижениях. В лекциях они передают знания студентам, контролируют научную работу и принимают экзамены.
Для самостоятельных научных исследований требуется степень магистра и докторская степень.
Филолог – кто это такой?
С греческого языка то, что значит филолог, переводится примерно как «любящий слово». В емком древнем названии кроется вся суть профессии. Специалисты в области филологии занимаются изучением культуры страны или народа через тексты. Они анализируют письменные артефакты и современные труды. Досконально изучают природу определенного языка, его происхождение и историю, функции и всевозможные классификации, особенности. То есть это творческий умственный труд, связанный с прочтением и анализом большого количества текстов, систематизацией полученных выводов и открытий.
Что изучает филолог?
Чтобы полностью понять, кто это за специалист филолог, необходимо узнать, что изучает такой профессионал. В сферу его компетенции входит:
- Языкознание или лингвистика, то есть технический подход к изучению языка: его форм и оборотов, окончаний, количества определенных слов и прочее.
- На факультете филологии в обязательном порядке идет изучение литературоведения. Сюда относится как история литературы, так и ее развитие, влияние на культуру народа, современные процессы в области письменных текстов.
- Фольклористика или изучение народного творчества, мифов и легенд.
- Текстология, занимающаяся глубинным изучением произведений разных авторов и их влияния на развитие языка в период написания и издания.
- Палеография или изучение древних рукописей, их форм и стилей. Соотнесение времени и места создания с имеющимися данными.
- Перевод и переводоведение, ведь зачастую специалист знает не один язык, а несколько из определенной группы: романо-германской, славянской, восточной и так далее..
Что делает филолог?
Научная и исследовательская направленность специальности вводят в заблуждения некоторых абитуриентов, которые не понимают практического применения дисциплины. Основные же задачи филолога сводятся к:
- Исследованию связей между древними и современными группами языков. Выяснению происхождения и этиологии слов, грамматических форм и языковых оборотов.
- Анализу информации в области языкознания, ее систематизации и унификации.
- Проведению работ по унифицированную научных терминов на разных языках.
- Участию в рецензировании и разработке учебных пособий, словарей, методических рекомендаций и научных работ.
- В описании профессии филолог, кто это и чем занимается, значится и умение проводить письменный перевод как художественной, так и научной, технической литературы.
- Разработке машинных языков и систем ЭВМ, позволяющих производить автоматический перевод текстов.
- Преподавании своей дисциплины в школах и высших учебных заведениях.
Как поступить на философский факультет
Поступление в вузы проводится на конкурсной основе по результатам ЕГЭ. Нужно представить документы с баллами по истории, русскому языку, обществознанию. В некоторых вузах обязательным предметом при поступлении является иностранный язык.
В престижных вузах, где конкурс традиционно большой, нужно еще сдать дополнительные вступительные испытания (ДВИ) по обществознанию. Конкретную информацию абитуриент всегда может найти на сайте вуза, в который он решил поступать.
Практически во всех вузах обучение начинается с программы бакалавриата, которая длится 4 года. Продолжить обучение можно в двухгодичной магистратуре, не обязательно в том же вузе. С дипломом магистра можно поступать в аспирантуру и готовить кандидатскую диссертацию по выбранной теме, согласованной с научным руководителем.
Преподавание философии в школах
В российских государственных школах философию пока не преподают. Есть факультативные курсы по истории философии в некоторых частных школах. Но выпускники-философы могут вести уроки по таким предметам, как «Основы религиозной культуры», «Основы светской этики», «Мировая художественная культура», а также разрабатывать и вести факультативы по гуманитарным предметам.
В процессе изучения философии школьники могли бы научиться грамотно вести дискуссии по различным вопросам, осмысленно подходить к решению проблем человеческого бытия
Это особенно важно в максимально автоматизированном мире 21-го в. Но, чтобы преподавание было качественным, нужно решить проблему учебников и подготовки (или переподготовки) преподавателей. Ведь учить школьников и студентов одинаково не только невозможно, но и бессмысленно
Ведь учить школьников и студентов одинаково не только невозможно, но и бессмысленно.
Что такое философия
Что же такое философия? В переводе с греческого — это «любовь к мудрости». А одно из официальных определений самого понятия звучит так:
Британский философ Бертран Рассел
Однако сколько философов — столько мнений. Особенно нам нравится цитата Бертрана Рассела, британского учёного и общественного деятеля:
Студенты философских факультетов очень хорошо знакомы с этим ощущением, когда открываешь что-то новое в обычных на первый взгляд вещах. Но чтобы получать удовольствие от философских рассуждений, необходимо разбираться в различных концепциях, помнить множество имён мыслителей и связанные с ними идеи и не путать методы познания между собой. Непосильная задача для учащихся других факультетов, у которых и своих профильных предметов хватает.
В философии существуют так называемые «предельные вопросы». Это вопросы, однозначные ответы на которые найти не удалось до сих пор. Среди них следующие: «Познаваем ли мир?», «Что первично — материя или сознание?», «Что есть Человек?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?» и так далее.
В итоге студенты других вузов вместо удовольствия испытывают лишь страдания, из года в год записывая философию в одни из самых сложных университетских предметов. Давайте попробуем изменить это отношение, осознав для чего на самом деле нужно изучать древних и современных философов в наше время.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Диплом философа: куда идти работать?
Любовь к мудрости называется философией.
Цицерон
Что такое философия?
Давайте заглянем в самый популярный энциклопедический источник — Википедию. Итак, филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Кто такой философ?
И опять давайте обратимся к Википедии: «Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος — любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего
В связи с тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни занимается поиском истины (как говорили древние: каждый человек — философ), философами называют тех людей, которые этому занятию уделяют первоочередное внимание»
Получается, что каждый из нас философ. Ведь все мы время от времени, а бывает, и большую часть времени думаем над вопросами: «Кто я? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни и есть ли он? Что выбрать и какой дорогой пойти?»
И если Вы делаете поиск ответов над вопросами делом всей жизни, вы официально называетесь философом. Если же вы иногда рассуждаете на философские темы и о своем месте в этом мире, то для окружающих, выражаясь повседневным языком, вы погрузились в хандру.
Рассмотрим первый вариант, вы – философ! Что вас ждет?
С детства вы были задумчивы, читали книжки не по годам. Или, наоборот, непоседливы, энергичны, легки… Теперь вы студент философского факультета. И это становится объектом нашего повышенного внимания. Возникает совсем не философский вопрос – а куда идти выпускнику с дипломом, в графе которого указана специальность «философ»?
Я училась на факультете социологии и политологии, где в течение 2-х лет преподавали предмет «философия». И это был один из моих любимых предметов. Судите сами, где еще все вами сказанное есть истина? Математика? Литература? Или может быть история? Нет, таких наук больше нет и в этом уникальность философии!
И все же, кем работают философы? С этим вопросом я обратилась в деканат философского факультета. Вот, что мне сказали: «Наши выпускники везде находят себя, в разных отраслях». Согласитесь, ответ вполне в духе факультета. Но ведь это действительно так. Если Вы философ, Вы можете делать научную карьеру, а можете уйти в журналистику или открыть свой бизнес.
Подтверждением этому служит и небольшое интервью с бывшим студентом философского факультета, который, спешу отметить, в настоящее время работает в одном крупном рекламном агентстве.
— Роман, кем могут работать выпускники философского факультета?
— Журналистика, реклама, в основном там и работают, но есть знакомый в турсфере.
— Какие планы на будущее у среднестатистического студента философского факультета?
— Реклама, журналистика, секретариат, в общем куда возьмут. По-моему, это сейчас касается почти всего образования. Заканчиваешь одно, а работаешь там, куда берут. Ну а особые счастливцы работают где захочется. Так что, философский факультет не исключение.
— Какие минусы и плюсы учебы на философском факультете?
Среди плюсов можно отметить хорошую атмосферу, почти все преподаватели вызывают уважение, можно высказывать свое мнение, отличное от преподавательского, ну и фундаментальное изучение философских дисциплин — это вообще добро.
Таким образом, философское образование универсально по своей сути и, прежде всего, делает Вас всесторонне развитой личностью, личностью, чьи знания становятся базой дальнейшей жизни. И, тем не менее, любая учеба – это огромный труд. А на философском факультете придется трудиться очень серьезно. И, если вам философия действительно интересна, тогда дерзайте и не бойтесь. Сартр говорил, что человек – это чистый лист бумаги, и вы сами пишете себя и свою историю!
P.S. Вот и мне пригодились 2 года философии, что еще раз подтверждает ценность, вернее бесценность, данной науки! Удачи!
Ксения Третьякова
Мне нравится
17
Карьерные возможности
Современные философы в основном являются философоведами. Они подробно изучают имеющиеся направления в науке, а не создают новые.
Сегодня специалистам в области философии подойдут следующие места трудоустройства:
- книжные или газетные издательства;
- радио;
- телевидение;
- рекламные агентства;
- образовательные учреждения;
- библиотеки и архивы;
- исследовательские институты;
- культурные организации.
В издательствах специалисты могут работать редакторами, писателями или корреспондентами. Кроме того, выпускники факультета философии часто становятся журналистами. Из специалистов с философским образованием выходят хорошие аналитики, репортёры, сценаристы и обозреватели. Критическое мышление может понадобиться в сфере рекламы. Коммуникабельность необходима в общении и установке связей с необходимыми людьми. Поэтому отличным вариантом будет должность менеджера. Люди, у которых есть диплом философа, умеют грамотно выстроить речь и организовать работу.
Часто специалисты устраиваются преподавателями философии в школы, колледжи или университеты. Другие связывают жизнь с научной деятельностью. Они могут работать лаборантами, профессорами или научными сотрудниками.
Некоторые добиваются карьерных высот в политике. Настоящие профессионалы могут стать помощниками депутатов или советниками министров образования и науки. Некоторые открывают собственный бизнес в виде частных школ или организаций с различными направлениями науки.
Кто-то после окончания вуза пишет и издаёт собственные научные труды. Такая деятельность требует усидчивости и внимательности. В этом случае философ сталкивается с теми же сложностями, что и писатель. Ему необходимо искать издательство, которое согласится выпустить его труды. Если специалист реализовал себя в области науки, тогда у него больше шансов найти организацию, где оценят его работу.
https://youtube.com/watch?v=8KiFwL2aVUE
Кому подходит
Профессия филолога подойдет далеко не каждому обывателю, ведь данный специалист должен обладать рядом качеств:
Усидчивость. Большая часть работы данного специалиста заключается в монотонных процессах вычитывания, исправления, перевода и редактирования.
Любовь к чтению. Филолог в основном занят изучением литературы, которое заключается в постоянном прочтении различных произведений.
Богатое воображение и внутренний мир.
Грамотность. Данный специалист часто занимается устранением ошибок в тексте, поэтому этот показатель один из самых весомых.
Внимательность
Важно не упустить ни одной детали изучаемого текста.
Коммуникабельность. Данный специалист часто собирает информацию из уст ее носителей. Это требует высоких навыков в общении и умения найти общий язык с каждым.
Ораторское искусство
Многие филологи работают преподавателями. Важно не просто изложить материал, а держать максимум внимания аудитории к себе.
Это требует высоких навыков в общении и умения найти общий язык с каждым.
Ораторское искусство. Многие филологи работают преподавателями
Важно не просто изложить материал, а держать максимум внимания аудитории к себе.
Востребованность
Сама по себе данная профессия не слишком востребована, ведь места в научно-исследовательских центрах расписаны на годы вперед и редко появляются вакансии. Однако филологу сложно остаться без работы. Так, специалист может устроиться преподавателем, репетитором, редактором или журналистом. Знатоку языка большинство отраслей покорны.
О профессии Филолога (филолога-исследователя)
Бакалавриат и специалитет137
Магистратура83
Вузы161
Филолог (филолог-исследователь) – это эксперт в области филологии, изучающий духовную культуру народа, выраженную в языке и закреплённую в литературном творчестве, в письменных текстах.
Филология – комплекс гуманитарных наук, посвященных историческому происхождению и развитию языков, их строению, взаимосвязи, а также влиянию на культуру народов. Филология включает в себя и ряд самостоятельных дисциплин, например: литературоведение, этнографию, фольклористику, языкознание.
У
Филолог (филолог-исследователь) – это эксперт в области филологии, изучающий духовную культуру народа, выраженную в языке и закреплённую в литературном творчестве, в письменных текстах.
Филология – комплекс гуманитарных наук, посвященных историческому происхождению и развитию языков, их строению, взаимосвязи, а также влиянию на культуру народов. Филология включает в себя и ряд самостоятельных дисциплин, например: литературоведение, этнографию, фольклористику, языкознание.
У филологов существуют две основные специализации – литературоведение и языкознание. Предмет исследования литературоведов: литературный процесс (обычно определенного периода и региона, например, «Русская литература XIX века»), творчество отдельных писателей, поэтов и драматургов, их произведения, а также устное народное творчество. Предмет исследования языковедов (лингвистов) – процессы становления и развития языка, устной и письменной речи, отдельных говоров, диалектов, жаргонов.
Работа филолога предполагает следующие виды деятельности:
- Научные исследования по изучению связей между древними и современными группами языков, происхождению и эволюции слов, грамматических, языковых форм;
- Комплексное описание феноменологии словесности.
- Консультирование по вопросам литературоведения и языкознания;
- Разработка, рецензирование и подготовка к изданию научных работ, исследовательских публикаций, методических пособий, словарей, грамматик, систем языковых классификаций;
- Диагностика и анализ художественной, научной и различной специальной литературы.
Возможностей для карьерного роста филолога-исследователя в научной деятельности немного, однако, это компенсируется тем, что данные специалисты могут работать в разных областях и смежных профессиях. Например в сфере образования в качестве педагога или репетитора по профильному языку и литературе, тренинг-менеджером по подготовке к публичным выступлениям и ведению переговоров или методистом, в области СМИ в качестве журналиста, репортера, выпускающего редактора, главного редактора, корректора, в сфере IT и Интернет-технологий техническим редактором или писателем, контент-менеджером.
РазвернутьСвернуть
Личностные качества
Чтобы достичь успеха в работе, философу потребуется обладать целым рядом важных личностных качеств. На первом месте – уравновешенность и вдумчивость. Такой специалист должен все время стремиться к расширению своего кругозора и проявлять интерес к науке. Пытливость и коммуникабельность – настоящие двигатели карьеры философа. Они отлично помогают в профессиональной реализации. Ведь квалифицированный специалист с хорошим философским образованием и перечисленными качествами может стать, по сути, кем угодно: от журналиста до управленца.
Что если эти личностные качества отсутствуют? Тогда у поступающего в вуз на специальность «философия» есть 2 варианта. Первый заключается в том, чтобы как можно быстрее приступить к их развитию. Второй – лучше сразу сменить направление подготовки и выбрать другой факультет.
Как работают философы-консультанты в бизнесе
предоставляют компаниям услуги в виде консультаций, воркшопов, лекций, интенсивов и т. д. Одним из популярных методов является так называемый сократический диалог, в ходе которого обнаруживаются противоречия и заблуждения в рассуждениях участников. Также есть философы, которые читают лекции или обучают авторскому методу. Как правило, они работают с определенным запросом.
Например:
Вынесенность философа за пределы организации — его самое важное преимущество. Это позволяет ему делать свою работу, не будучи зависимым от личных отношений и внутренних политических игр
Обсуждение норм, ценностей, принципов — плодотворное пространство для манипуляций и путаницы, поэтому философ, который решит работать с бизнесом, должен иметь действительно ясное мышление и моральную устойчивость, чтобы сохранять нейтральность. В сущности, философ не должен действовать ни в интересах компании, ни в личных интересах. Он должен только мыслить и быть преданным истине (как он ее понимает).
Другой случай, пока более редкий, — это , Chief Philosophy Officer. Его полномочия и рабочие задачи могут чрезвычайно широко варьироваться.
Каким бы новым ни казалось взаимодействие философов и бизнеса, фактически в России уже есть для него мощная база. Я имею в виду методологическую и лекционную работу Г.П. Щедровицкого. Он начал проводить мыследеятельностные игры в 1954 году, а с 1979 года организовывал их осознанно. Мыследеятельностные игры проводились на предприятиях и позволяли эффективно перестроить их работу. Сейчас эту работу продолжает его сын, П.Г. Щедровицкий.
Философ
Почти для всех абитуриентов философский факультет является своего рода «темной лошадкой». Возникает вопрос: какие преимущества дает философское образование в процессе поиска работы?
Прежде всего следует понять, что после философского факультета выпускник не становится философом в полном смысле слова. Философ – это не профессия, сводящаяся к набору знаний и умений. Это определенный тип мышления и миропонимания. Философом можно стать, и для этого необязательно оканчивать философский факультет. Тогда что может дать такое образование в современном мире?
Исторически философские факультеты готовили и продолжают готовить в первую очередь преподавателей, педагогическую элиту страны. Получив степень бакалавра, выпускник имеет право преподавать в средних и средних профессиональных образовательных учреждениях. Степень магистра дает возможность претендовать на пост преподавателя вуза. А это прямой путь к академической карьере.
В то же время понятно, что далеко не каждому абитуриенту профессия преподавателя интересна. Но это вовсе не значит, что философский факультет для него закрыт. На вопрос «где работают выпускники философского факультета?» самым простым и честным ответом является – «везде».
Философское образование – это фундаментальное образование, которое дает умение свободно мыслить, учит критичности, нестандартным подходам к обыденным вещам, развивает гибкость ума и способность к креативным решениям. Эти качества ценятся в любой сфере, какую бы ни избрал для себя выпускник. Также данное образование не является чисто гуманитарным, но включает естественно-научные дисциплины.
При этом выпускники философского факультета нередко оказываются даже в лучшем положении, чем более узкие специалисты. Приобретенная однажды специальность может устареть или стать неприбыльной. Но способность ориентироваться в современном мире, умение выделять стратегически важные вещи, осваивать новые знания остаются ценными во все времена.
Выпускники философских факультетов работают в сферах, связанных с переводческой и редакторской деятельностью, аналитикой в области культурной политики и СМИ, реализацией медийных и арт-проектов, в журналистике, политической сфере, бизнесе и творческих профессиях.
Получить философское образование можно практически во всех крупных университетах России, среди которых ведущими являются философские факультеты таких университетов, как МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, РУДН, СПбГУ и УрГУ.
Другие профессии из данной тематической группы
- Социолог
- Египтолог
- Этнограф
- Религиовед
- Орнитолог
- Конструктор
- Микробиолог
- Ботаник
- Вирусолог
- Химик
- Нанотехнолог
- Генный инженер
- Наноинженер
- Политтехнолог
- Палеонтолог
- Математик
- Востоковед
- Искусствовед
- Астроном
- Биоинженер
- Почвовед
- Эколог
- Библиограф
- Историк
- Биолог
- Культуролог
- Лингвист
- Ихтиолог
- Метеоролог
- Архивариус
- Геолог
- Политолог
- Археолог
- Биохимик
Вернуться к списку профессий
Требования к философу
На сегодняшний день выдвигаются довольно строгие требования к возрасту и личным качествам:
- Предпочтение отдают людям младше сорока лет, с опытом работы не менее двух лет в других организациях.
- Это должны быть специалисты, разбирающиеся в современных тенденциях развития общества, науки и техники.
- Такой специалист должен быть или философски одарённым, или образованным, что позволяет ему претендовать на звание профессионала с большим кругозором.
- Он должен иметь нестандартный взгляд на вещи и уметь быстро находить решение любых проблем, что проверяется путем психологических тестов на креативность. Это человек, который делает своё дело с интересом.
- Углублённое знание конкретных специальностей является преимуществом.
Философ — это не только профессия, это образ мышления и способ справляться с поставленными задачами. Эта профессия допускает как обучение в университете, так и самообразование для приобретения необходимых навыков. Пригодность специалиста к работе определяется по результатам психологических тестов и специального тестового задания.
В зависимости от опыта работы и личных качеств философы получают разную оплату и имеют разные перспективы карьерного роста. Чтобы устроиться на работу по этой специальности, необходимо искать вакансии в сфере образования, журналистики, юриспруденции и торговли.
Кафедры
- Кафедра логики. Создана в 1947 году, первая кафедра логики в истории СССР. Заведующие: П. С. Попов (1947—1948), В. И. Черкесов (1948—1957), В. Ф. Асмус (1957—1958), М. Н. Алексеев (1958—1965), И. С. Нарский (1965—1966), А. А. Зиновьев (1967—1968), А. А. Старченко (1968—1982), Ю. В. Ивлев (1982—2003), В. И. Маркин (с 2003).
- Кафедра истории и теории мировой культуры (заведующие акад. Вяч. Вс. Иванов, А. Л. Доброхотов, Т. Ю. Бородай, В. К. Шохин, А. А. Кротов)
- Кафедра онтологии и теории познания (в 1960—1993 годах — кафедра диалектического материализма, в 1993—2000 годах — кафедра теоретической (или систематической) философии). С 1998 по 2020 год заведующим кафедрой был декан философского факультета МГУ (1998—2020), доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАН В. В. Миронов . С ноября 2020 года и.о. заведующего кафедрой стала доктор философских наук, профессор З.А. Сокулер.
- Кафедра социальной философии и философии истории (зав. кафедрой К. Х. Момджян)
- Кафедра философии и методологии науки (зав. кафедрой В. Г. Кузнецов)
- Кафедра этики. Была учреждена в 1969 году и стала первой специализированной кафедрой этики в стране. Первый заведующий профессор С. Ф. Анисимов. Зав. кафедры — А. В. Разин.
- Кафедра эстетики (и. о. зав. кафедрой Кондратьев Е. А.)
- Кафедра истории русской философии (в 1955—1988 годах называлась кафедрой истории философии народов СССР, в 1988—1991 годах — кафедрой истории отечественной философии; создана в 1943 г. по инициативе М. Т. Иовчука, заведующие: 1943—1947 М. Т. Иовчук, 1947—1983 И. Я. Щипанов, 1983—1985 и. о. В. В. Богатов, 1985—1992 В. А. Кувакин, c 1992 М. А. Маслин)
- Кафедра истории зарубежной философии (образована в 1939 г. в МИФЛИ как кафедра истории философии, с 1943(4?) кафедра истории западноевропейской философии, с 1950-х кафедра истории зарубежной философии; заведующие: 1939-40 акад. Г. Ф. Александров, 1940-44 Б. С. Чернышев, 1944-48 В. И. Светлов, 1949-68 акад. Т. И. Ойзерман, 1968-85 Ю. К. Мельвиль, 1985—2004 А. Ф. Зотов, с 2004 г. В. В. Васильев)
- Кафедра философии религии и религиоведения (зав. кафедрой О. Ю. Бойцова)
- Кафедра философской антропологии (зав. кафедрой Гиренок Ф. И.)
- Кафедра философии политики и права (зав. кафедрой Е. Н. Мощелков)
- Кафедра философии языка и коммуникации (зав. кафедрой А. А. Костикова)
- Кафедра философии образования (зав. кафедрой Е. В. Брызгалина)
- Кафедра философии гуманитарных факультетов (Возникла в 1953 году. Вначале именовалась кафедрой диалектического и исторического материализма, затем кафедрой марксистско-ленинской философии, пока не получила нынешнее название. Обеспечивает преподавание философии на историческом, юридическом, филологическом, экономическом, психологическом факультетах, а также на факультетах журналистики, иностранных языков и государственного управления). Первый заведующий З. Я. Белецкий: также кафедрой руководили Д. М. Угринович и др. Ныне заведующий — А. П. Алексеев.
- Кафедра философии естественных факультетов (зав. кафедрой В. А. Шапошников)