Инструкция по написанию эссе: виды, план, структура и рекомендации
Содержание:
- Темы эссе по социальной психологии
- Как написать эссе
- Характерные признаки жанра
- Инструкция по написанию эссе
- Раскрытие проблемы
- Распространенные ошибки при написании эссе
- Какую работу писать сложнее: чем эссе отличается от сочинения
- Определение эссе
- В чем разница между эссе и сочинением
- Темы эссе по философии
- Якою має бути структура есе?
- Чего делать не следует?
- Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Темы эссе по социальной психологии
- «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». Аристотель
- «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения». М. Форбс
- «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». Р. Музиль
- «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития». Б.Д. Парыгин
- «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». С.Л. Рубинштейн
- «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». В.Г. Белинский
- «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми». А.М. Яковлев
- «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и осознает, что оно себя проектирует в будущее». Ж.П. Сартр
- «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть». Ж.П. Сартр
- «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать». Ж.П. Сартр
- «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком». Л. Фейербах
- «Личность – это человек как носитель сознания». К.К. Платонов
- «Семья является первичным лоном человеческой культуры». И. Ильин
- «Люди существуют друг для друга». М. Аврелий
- «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший». Л. Толстой
- «Вы посмотрите на моих детей. Моя былая свежесть в них жива. В них оправданье старости моей». У. Шекспир
- «В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность». И. Кант
- «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». А.Н. Леонтьев
- «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах». Ю.М. Лотман
- «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Демокрит «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с
- ними общего». Д. Рескин
- «Расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он
- должен продолжать образовываться» П. Тейяр де Шарден
- «Роль – не личность, а … изображение, за которым она скрывается». А.Н. Леонтьев
- «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Конфуций
- «Независимость и свободомыслие – суть творчества». Ф. Миттеран
- «Простое отсутствие пороков еще не предполагает присутствия добродетели». А. Мачадо
- «Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру… видеть мир, таким, как он есть, и не бояться его». Б. Рассел
- «Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». Саади
- «Безусловной противоположности между традицией и разумом не существует… Сохранение старого является свободной установкой человека». Х.Г. Гадамер
- «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации». Г. Лебон
- «Учитесь властвовать собою» А.С. Пушкин
- «Великая тайна любого поведения – это общественное поведение… Ни в самой малой степени я не осмелился бы утверждать ничего, о том, как человек поведет себя в группе». Ф. Бартлетт
- «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности – не наша индивидуальность, а наша личность». П. Тейяр де Шарден
- «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию». У. Годвин
- «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
- «Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные». Ф. Бэкон
- «Все браки удачны. Трудности начинаются тогда, когда начинается совместная жизнь». Ф. Саган
- «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Б.Брехт
- «Великая цель образования – не знания, а действия» Г. Спенсер
- «Мораль не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами» Д. Дьюи
Как написать эссе
Если вы прочли всю статью, поняли, что такое эссе, разобрались с планом и его структурой, узнали какие бывают типы и виды эссе, а также разобрались с возможными проблемами при написании, то, безусловно, у вас назрел вопрос: «Как написать свое эссе».
На этот вопрос сможете ответить лишь вы сами. Главное начать. Для того, чтобы что-то написать — нужно писать. Это одинаково правильно и при написании современного эссе, и реферата по обществознанию в школе и для небольшого эссе для любимого человека; для любого текста.
Но, наверняка, чтобы получше понять, что такое эссе, каждому хочется увидеть пример.
Примеры эссе:
— Гоголь Николай Васильевич: Правило жития в мире;
— Джером Джером Клапка: Люди будущего;
— Толстой Лев Николаевич: Философические замечания на речи Ж.Ж. Руссо;
— Ницше Фридрих: О пользе и вреде истории для жизни;
— Достоевский Федор Михайлович: И. Ф. Анненский. Искусство мысли.
Этот список касается классики. Современное эссе можно найти на просторах интернета, практически, в любой электронной библиотеке.
Характерные признаки жанра
От других видов сочинений эссе отличают специфичные признаки:
- Острая злободневность темы. Затронутые вопросы должны быть актуальными здесь и сейчас.
- Субъективность суждений. В сочинении через отношение к проблеме и индивидуализированные оценки должна быть отчетливо выражена личность автора.
-
Движение в повествовании от частного к общему
. Часто роль точки отсчета играет цитата, которая может выноситься в эпиграф. От единичного случая автор постепенно переходит к обобщающим аналитическим или философским рассуждениям о поставленной в начале эссе проблеме. В силу отсутствия стандартов написания композиция может быть и обратной – от глобальных выводов к подтверждению их в финале притчей, пословицей, мудрой цитатой классика, неоспоримым фактом.
- Небольшой объем. Каких-либо жестких границ не существует, однако обычно эссе занимают от двух до десяти страниц печатного текста.
- Конкретика. В рамках эссе рассматривается только один вопрос – множества тем или идей не может быть.
- Свободная композиция. Такой вид сочинения не терпит никаких формальных рамок. Часто изложение ведется алогично, подчиняясь случайным ассоциациям, смысловые связи продумываются автором самостоятельно.
- Склонность к парадоксам. Одна из задач жанра эссе – удивить, поразить читателя. Нередко отправной точкой для размышлений становится яркое, колкое высказывание или полемичное определение, задающее тон дальнейшему изложению.
- Непринужденность повествования. В тексте не должно быть непонятных терминов и излишне сложных конструкций. Автору необходимо постараться завоевать доверие и симпатию читателя, завлечь простыми и емкими фразами и предложениями.
- Диалогичность. Разговор с читателем не подразумевает оформления эссе в виде реплик, как это делается в пьесе. Для достижения эффекта полемической беседы часто используются риторические вопросы, требующие мысленного ответа, не всегда совпадающего с тем, который предлагает автор.
- Смысловое единство. Несмотря на композиционную свободу, ключевые тезисы и аргументы должны быть согласованы и не противоречить суждениям, выражающим личную позицию автора.
Несмотря на непринужденность повествования, язык эссе должен восприниматься серьезно. Следует избегать использования сленга, просторечно-сниженных выражений, сокращений.
Инструкция по написанию эссе
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — исправление.
Чтобы хорошо написать эссе, советуем придерживаться следующего плана действий:
- обдумайте тему, осмыслите проблему и напишите план (простой и развернутый);
- логично выстройте текст;
- четко выразите причинно-следственные связи;
- используйте примеры, пояснения;
- выразите цепочку мыслей;
- продемонстрируйте умение использовать различные грамматические средства и выбирать слова;
- аргументируйте собственное мнение;
- выберете тип выводов;
- правильно оформите произведение;
- тщательно проверьте написанное и внесите коррективы при необходимости.
Написание эссе позволит вам научиться выражать мысли и отслеживать причинно-следственные связи. А если у вас не получается или вам не до этого, студенческий сервис с удовольствием сделает это за вас!
Раскрытие проблемы
Это самое главное условие успешного написания эссе. Если по критерию «Раскрытие смысла высказывания» ставится 0 баллов, то по всем остальным критериям также выставляется 0 баллов. Вы должны правильно определить проблему, которая обозначена в теме, и чётко изложить, в чём она состоит.
Раскрыть проблему — значит определить, что хотел сказать автор цитаты.
Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.
В данном случае автор говорит о такой проблеме, как социализация. Это процесс формирования личности, усвоения культуры и ценностей того общества, в котором человек существует
Автор обращает наше внимание, что без общества, которое нас окружает, мы не можем стать полноценными людьми. То, кем мы становимся в процессе социализации, во многом определено обществом
И в этом смысле общество — это то, что мы есть.
Чтобы раскрыть проблему, можно порассуждать о многообразии систем и ценностных установок в различных типах общества. Из курса обществознания мы знаем, что в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе могут быть приняты различные ценности, которые, в свою очередь, оказывают определяющее влияние на развитие и формирование личности.
То, что нормально в данном конкретном обществе, становится нормой и для каждого её члена. Всё это подойдёт для раскрытия проблемы.
Распространенные ошибки при написании эссе
Не менее важно знать самые типичные ошибки при составлении такого труда, чтобы в процессе самому не допустить подобного. Например:
- страх быть непонятым или неинтересным, из-за чего автор убирает фундаментальные тезисы, термины и факты;
- слабая проработанность деталей, когда из-за стремления быть кратким исполнитель не приводит аргументов и примеров;
- слабое понимание сути проблемы, неправильная формулировка и расшифровка темы;
- использование чужих мыслей без уточнения авторства, в результате чего автор н приводит своих мыслей.
Несмотря на то, что предоставляется полная свобода творчества и возможность высказывания своего взгляда, важно избегать жаргонизмов, сленга, слов не по русскому языку, невнятности и отсутствия последовательности
Какую работу писать сложнее: чем эссе отличается от сочинения
В эссе сильнее, чем в сочинении, проявляется авторское начало, а потому готовить его сложнее. В сочинении собственные мысли можно заменить позицией критика, отметив лишь свое согласие или несогласие с его доводами. В эссе это невозможно: оно строится на авторском стержне и личном мнении относительно проблемной ситуации.
Чтобы написать сочинение, достаточно знать сюжет литературного произведения и его оценку критиками. Чтобы написать эссе, нужно хорошо представлять себе смысл проблемы, понимать ее значение для общества и иметь собственное видение борьбы с ней.
Эссе требует не только знания программного текста, но и широкого кругозора, знакомства с актуальными событиями, эрудированности, литературного таланта, поэтому готовить его сложнее.
Работа и над эссе, и над сочинением, требует от студента проявления творческих способностей и занимает много времени. Если не успеваете сдать эссе, сочинение, самостоятельную или реферат в срок, обратитесь в студенческий сервис. Его эксперты помогут выполнить все задания качественно и в срок.
Определение эссе
Перед тем как приступить к выполнению задания, необходимо понять, что такое эссе и в чем его принципиальные отличия от других видов творческих письменных работ. Начнем с определения.
Эссе – это жанр литературной прозы небольших объемов и свободной композиции. В сочинении такого типа передается индивидуальное впечатление или мнение автора, касающееся определенной темы.
Термин происходит от французского essai – «очерк, проба, попытка», которое восходит к латинскому exagium – «взвешивание».
Более полное представление о том, что такое эссе, помогут составить академические определения.
В чем разница между эссе и сочинением
Цель работ
Главное отличие эссе от сочинения — цель работы. Сочинение задают, чтобы ученики или студенты:
- развивали навыки письменной речи;
- учились формулировать собственные мысли;
- анализировали художественные произведения;
- работали с текстом;
- выявляли причинно-следственные связи.
Цель эссе — создание художественно-публицистического текста, который покажет авторское мнение и заставит читателя разделить или оспорить его. Это делает эссе похожим на сочинение-рассуждение, но в эссе должно быть больше аргументов, причем брать их можно не только из литературы, но и из общественной жизни.
Эссе и сочинение: различия в структуре
Сочинение строится по следующему плану:
- Вводная часть (формулировка проблемы).
- Основная (анализ).
- Заключительная (выводы).
В отличие от сочинения, у эссе нет четкого плана и формы, все зависит от темы работы и ее понимания автором. Оно может начинаться как с формулировки проблемы, так и с уже готового решения для нее, которое потом автор подробно аргументирует.
Чем больше вы читаете, тем проще написать хорошее сочинение или эссе
Разница в стилистике
Между эссе и сочинением есть разница и в стилистике. В сочинении употребляется преимущественно нейтральная лексика, небольшое количество художественных средств. Эссе, напротив, дает возможность автору полнее проявить себя, в таких работах используются:
- Риторическое вопросы и обращения.
- Тропы.
- Фразеологизмы.
- Архаизмы, неологизмы, профессиональный сленг.
Разный объем
Работы также могут отличаться по объему. Сочинение предполагает полное раскрытие темы, для которого обычно хватает 250-400 слов. Эссе может быть как гораздо короче (150 слов), так и длиннее (1500-2000 слов). Все зависит от специфики темы и ее авторского восприятия.
Примеры различий
Примеры, чем отличается эссе от сочинения, можно увидеть в темах этих работ. Сочинение: «Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина». Эссе: «Татьяна Ларина — первая феминистка в классической литературе: за и против».
Эссе отличается от сочинения-рассуждения своей публицистичностью: хорошее эссе ближе к газетному материалу, чем к учебной работе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Темы эссе по философии
- «Человек немыслим вне общества». Л. Толстой
- «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему». А. Франс
- «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя». Н.Н. Пирогов
- «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело». П. Сартр
- «История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой». Ж. Кокто
- «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы». Э. Ренан
- «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить». У. Шекспир
- «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим». А. Поп
- «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать». Б. Рассел
- «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить». И. Бердяев
- «Общество не обязательно соответствует политическим границам». С. Тернер
- «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений». Г. Лихтенберг
- «Познание и жизнь неотделимы». Л. Фейхтвангер
- «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». Р. Милликен
- «Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост». И. Гете
- «Познать – это значит вполне понять всю природу». Ф. Ницше
- «Есть два вида познания: одно посредством чувств, другое мысли». Демокрит
- «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Н.Г. Чернышевский
- «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека
- «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, — не только не благо, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой
- «Без борьбы нет прогресса». Ф. Дуглас
- «Человек вне общества или бог или зверь». Аристотель
- «Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще и станет». Аристотель
- «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Ф. Ницше
- «Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человеки». А. Пьерон
- «Человек есть принципиальная новизна в природе». Н.А. Бердяев
- «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он ее должен решить и от нее нельзя никуда уйти». Э. Фромм
- «Муки творчества и радости творчества – единое целое». И. Шевелев
- «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя». В. Шукшин
- «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Т. Эдисон
- «Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником». И. Фихте
- «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний – он постоянно расширяется». Арабская пословица
- «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла». А. Маслоу
- «Все, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». С. Маршак
- «Что бы что-то узнать, надо уже что-то знать». С. Лем
- «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». Л. Фейербах
- «Как много, однако, существует такого, в чем я не нуждаюсь». Сократ
- «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Ф. Лассаль
- «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Д. Дидро
- «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Н.А. Бердяев
- «Без многого человек может обойтись, только не без человека». Л. Берне
- «В человеке обязанности царя осуществляет разум». Э. Роттердамский
Якою має бути структура есе?
Переходимо до найцікавішого – визначення, з чого ж ця робота має складатися.
Звісно, на початку треба сформулювати тему. І це не так просто, як здається. По-перше, треба вибрати те, що вам цікаво (наприклад, улюблена книга). А по-друге, – визначити, яку проблему розкрити (актуальність книги, персонажі, конфлікт тощо).
Головна мета нарису – висунення тези та логічних аргументів на її доказ. Втілити цей задум у життя допомагає структура есе. Серед головних компонентів тексту:
- Назва. Має чітко та лаконічно описувати виклад тексту. Читачам більше запам’ятовуються назви, що містять питання, гру слів, метафори. Назва есеїв не може складатись з одного слова. І так само не може бути довшою за одне речення.
- Вступ. У цьому пункті вам потрібно висунути гіпотезу, яку надалі ви будете підтверджувати або спростовувати. Це може бути риторичне питання, окрема ситуація чи ваше особисте переконання. Чітке визначення тези допомагає найширше розкрити та проаналізувати проблему.
- Аргументи. Обґрунтування тези – основна частина роботи. Аргументом може виступати особистий досвід, суспільні явища, факти, цитати відомих культурних, наукових чи політичних діячів, історичні події, закони та акти. Аргумент має відповідати проблемі а не просто бути вписаним у текст «заради краси».
- Висновок. Не думайте, що висновок – це просто перепис тези. Так, та не так! Звісно, висновок в нарисі ще як оте математичне «що й потрібно було довести». Однак він також має ґрунтуватися на аргументах і вашому особистому погляді на ситуацію. Висновком може бути риторичне питання, резюмування думки автора, заклик до дій. Це невелика частина роботи, що має складати 5-10% від усього нарису.
Однак не забувайте, що в есе структура не є першочерговою. Висновок може знаходитись не лише в кінці, а й на початку тексту (доволі оригінальний хід, чи не так?). Ви також можете почати з аргументів і лише потім описати проблему.
Структура есе – лише допоміжний елемент.
Чего делать не следует?
Пренебрегать нормами языка
Текст должен быть написан грамотно. Почисти его не только от орфографических и пунктуационных ошибок, но и от двусмысленных выражений, неоправданных повторов, тавтологий, неудачных речевых оборотов. Постарайся не использовать сленг, штампы, сокращения, чтобы сочинение воспринималось читателем серьёзно.
Не подкреплять утверждения примерами
Эссе выглядит проигрышным, если в тексте только сухие факты. Иллюстрируй высказывания случаями из жизни. Иначе прочтение работы станет утомительным делом.
Пускать пыль в глаза
Никому не понравится чрезмерное приукрашивание реального положения дел. Будь честным, но позитивным в своём эссе.
Не проверять факты
Плохо скажется на оценке сочинения неправильная интерпретация данных, ошибки в датах и именах. Не поленись лишний раз всё пересмотреть.
Перебарщивать с объёмом
Избегай сложных синтаксических конструкций. Длинные фразы — не показатель экспертности. Не делай абзацы громоздкими. После завершения эссе присвой каждому отрывку буквы S-short (до 10 слов), M-medium (до 20 слов), L-long (более 20 слов). Оптимальная схема MSMLMS.
После того, как закончил эссе, задай себе несколько вопросов: «Хорошо ли я раскрыл тему? и Будут ли понятны мои мысли читателю?» Если всё в порядке, то ты справился с задачей!
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
<<Перелинковка>>
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.
Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.
С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.
<<Форма аттестации>>