Структура итогового сочинения
Содержание:
- Как сочинение поможет поступить в вуз
- Критерии оценки
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- Что нужно учитывать при написании эссе?
- Формулировка проблемы текста
- Как подготовиться к сочинению
- 1-7
- Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ
- Как начать сочинение?
- Бесплатно
- Позиция автора текста
- Тема родной природы в поэзии С. А. Есенина
- Почему писать сочинения полезно
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ
- Заключение
Как сочинение поможет поступить в вуз
Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.
Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.
Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.
Примерный перечень
- МГУ — до 2 баллов;;
- МИФИ — до 2 баллов;
- Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
- Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
- Российский государственный гуманитарный университет — .
Критерии оценки
Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.
Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.
- Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
- Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
- Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
- Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
- Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.
Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно
Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
- А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
- А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
- В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
- А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
- А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
- М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
- И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
- А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
- Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
- И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
- А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
- Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
- Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
- И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
- И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
- М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
- А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
- А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
- К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.
Что нужно учитывать при написании эссе?
Должна быть чётко определена как главная тема и цель эссе, так и темы и цели отдельных его разделов.
Для захвата внимания читателя можно использовать яркую фразу, парадокс, аллегорию, интересный факт и т.п.
Во вступительной и заключительной частях внимание должно быть сфокусировано на основной проблеме (введение – постановка проблемы, заключение — резюме).
Должны выделяться абзацы, разделы и красные строки, а также должна присутствовать логическая связь между абзацами и разделами эссе – так достигается целостность работы.
Изложение должно быть экспрессивным, эмоциональным и художественным. В большей мере этому способствует использование простых, коротких и разнообразных по интонации предложений.
Формулировка проблемы текста
Формулировка проблемы текста влияет на очень многое, поскольку с проблемой тесно связано содержание третьего и четвёртого пунктов плана.
Поэтому при анализе экзаменационного текста важно найти и выделить позицию автора и примеры для комментирования проблемы. Проблема – это общественно значимый вопрос, на который автор текста ищет ответ
Проблема – это общественно значимый вопрос, на который автор текста ищет ответ.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой будут подобраны примеры-иллюстрации из предложенного текста.
Объём: 1-3 предложения.
Проблема текста может быть выражена различными способами:
1) в виде риторических вопросов.
Например:
Каковы составляющие успешной деятельности? Является любовь к своей профессии важной в жизни каждого человека? Ответы на эти вопросы пытается найти в своём тексте известный писатель 19 века А.П.Чехов. 2) в форме утверждения того, о чём размышляет автор текста
2) в форме утверждения того, о чём размышляет автор текста.
Например:
Известный писатель 19 века А.П.Чехов анализирует проблему любви человека к своей профессии.
Сразу после формулирования представленной в тексте проблемы необходимо перейти к развёрнутому комментарию этой проблемы.
Как подготовиться к сочинению
Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.
Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.
Примерные темы
Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2021 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:
- «Он и она».
- «Гордость и смирение».
- «Добро и зло».
- «Надежда и отчаяние».
- «Война и мир».
Тема по одному из них попадется на экзамене. Рассмотрим примерные темы направления «Добро и зло»:
- Какого человека можно назвать добрым?
- Можно ли оправдать жестокий поступок?
- Чем доброта отличается от милосердия?
- Почему зло разрушительно?
- Может ли доброта принести человеку разочарование?
Попробуйте ознакомиться с прошлогодними темами и сочинениями. Например, в 2019 году одним из направлений было «Доброта и жестокость», которое очень схоже с направлением «Добро и зло». Почитав образцы прошлогодних работ, связанных с этой темой, вы поможете себе в подготовке и будете на несколько шагов ближе к высшей оценке. Литературный мир имеет большой, но все-таки ограниченный список тем для рассуждений, допускаемых к анализу на экзаменах.
1-7
Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.
Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:
Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:
- Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
- Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
- Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
- Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)
Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.
Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:
Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.
4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.
5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.
Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.
Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ
Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.
Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.
План
Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.
I. Вступление
- ….
- ….
II. Аргументация
- …
- … ….
…
II. Аргументация
- … …
- … …
III. Заключение
- …
- …
Пример:
17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)
I. Вступление
- Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
- Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
- Если они вновь обретают смысл, что получают?
- Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
- Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.
II. Аргументация
- Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Смысл жизни Андрея до Аустерлица
- Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
- Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
- Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?
II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».
III. Заключение
- Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)
Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.
Как начать сочинение?
Еще один совет, как писать сочинение ЕГЭ по русскому на высокие баллы – займитесь вступлением и заключением в конце, после работы над основной частью сочинения. Так будет легче подвести к сути и подвести итог. Вот несколько советов о том, как начинать сочинение ЕГЭ:
- Говорим об актуальности проблемы, вызываем интерес к прочтению всего сочинения;
- Рассказываем о писателе;
- Делимся впечатлениями от текста;
- Пишем что-то общее по теме, плавно подводим к сути.
Формулируем проблему и даем комментарий
Формулируем проблему. В тексте бывает больше одной проблемы. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому и не ошибаться в выборе темы? Выбирайте тему, которая более очевидна.
Комментируем проблему. Пройдемся по ошибкам:
- Пересказывать текст вместо цитирования;
- Слишком много цитат текста в сочинении;
- Плохой пример текста к комментарию.
Теперь о том, как написать сочинение и получить баллы за второй абзац:
- Внимательно читаем и перечитываем текст;
- Определяем предложение с основным смыслом/проблемой текста, либо читаем «между строк», чтобы найти проблему.
Чтобы быстро ориентироваться на экзамене, запомните несколько вопросов, которые можно задать самому себе:
В каком стиле написан текст? Художественный, научный или публицистический?
Какое предложение самое важное в тексте? Скажите об этом в сочинении.
Какие типы речи использует автор? Рассуждение, описание или повествование?
Обозначаем авторскую позицию
Теперь разберемся, как писать сочинение ЕГЭ по русскому и получить баллы за третий абзац. Чтобы обозначить авторскую позицию, нужно ее определить. А это сделать сложно, потому что она бывает неочевидна. Если так, то написать можно: «Автор оставляет читателю выбор самому разобраться в том, какой позиции ему придерживаться». Если позиция ясна, то можно начать абзац одним из нижеперечисленных способов:
- Автор считает, что…
- Позиция автора такая, что…
- Основная цель автора — это…
- Автор осуждает…
Выражаем и аргументируем свою позицию
По запросу в поисковике «Как писать сочинение ЕГЭ» вы прочитаете о двух обязательных аргументах для успешной сдачи экзамена. Это не так. Чтобы написать сочинение хватит одного аргумента для успешной сдачи экзамена. Но так вы не наберете достаточное количество слов, поэтому, скорее всего, будете приводить два и больше аргументов.
В качестве аргументов можно использовать:
- Факты (реальное общеизвестное событие)
- Опыт (общечеловеческий, исторический)
- Традиции, авторитетное мнение
- Теоретические знания, терминология (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
- Литературный аргумент
Можно приводить аргументы из своих любимых книг, фильмов и сериалов. Но придерживайтесь такого правила – аргументы должны быть:
- Точными
- Развернутыми и убедительными
- Доказывающими вашу точку зрения
Подведение итога
Заключение должно быть коротким, кратко подводящим итог тому, что было раскрыто в сочинении. Можно закончить, начав предложение с «таким образом…», этого будет достаточно.
Бесплатно
Stepik
Сайт: https://stepik.org
На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.
В курсе есть:
- Теория по каждому заданию отдельно
- Лёгкие задания на проверку усвоения теории
- Сложные задания-ловушки
- Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)
Всего:
- 125 уроков
- 13 часов видео
- 845 тестов
Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.
Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:
«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).
Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.
В курс входят:
- 25 уроков
- 208 тестов
В курс входят:
- 10 уроков
- 53 теста
ЕГЭ.рф
Сайт: https://егэ.рф
На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.
При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.
По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.
«4ЕГЭ»
Сайт: https://4ege.ru
На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:
- Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
- Написанию сочинения
- Типичным ошибкам
- Обзору изменений в экзамене
и т.д.
Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.
«Синергия»
Сайт: https://synergy.ru
На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:
- Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
- Теория по отдельным типам заданий
- Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
- Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
- Официальная информация и новости
Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.
«РешуЕГЭ»
Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru
На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.
Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.
Здесь собраны следующие материалы:
- Темы
- Структура
- Клише
- Советы
- Шпаргалка
Яндекс.Репетитор
Сайт: https://yandex.ru
На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.
Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.
«Ясно Ясно ЕГЭ»
Сайт: https://www.youtube.com
Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.
Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.
«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»
Сайт: https://www.youtube.com
Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».
Здесь ты сможешь:
- Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
- Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке
«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»
Сайт: https://www.youtube.com
На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:
- Разборы тестовой части экзамена
- Советы и правила написания сочинения
Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).
Позиция автора текста
Позиция автора текста тесно взаимодействует с предыдущими пунктами плана, ибо формулировка проблемы, комментирование проблемы и позиция автора связаны между собой и должны раскрывать содержание одной и той же проблемы, рассматриваемой в тексте.
Позиция автора – это ответ на поставленный в начале сочинения вопрос.
Задача данной части: показать, как автор представленного текста отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме, прокомментированной в сочинении.
Объём: 1-2 предложения.
Например, если вопрос звучит так: «Какую роль в жизни человека играет воображение?», ответ на вопрос может быть таким: «Позиция автора такова: способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, сообщает жизни то свойство, которое называют поэзией».
После формулировки позиции автора необходимо показать своё отношение к прокомментированной проблеме и авторской позиции по ней.
Тема родной природы в поэзии С. А. Есенина
С. А. Есенин – мастер слова, его поэзия отличается образностью и красотой, независимо от выбранной темы, даже если это описание кабаков. Но родная природа неизменно изображается поэтом бережно и с любовью.
Например, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» автор рисует Родину как бескрайнюю, душевную и религиозную страну. Поэт видит неброскую, но дорогую сердцу красоту, чтобы ее передать, использует метафоры «синь сосет глаза», «звонно чахнут тополя», сравнение «как сережки, прозвенит девичий смех», эпитеты «Русь родная», «кроткий Спас». С. А. Есенин подчеркивает свою любовь к отчизне в последней строфе, говоря, что не променяет ее даже на рай.
В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» автор еще раз подчеркивает свою любовь к русской земле, считает, что «хорошо живется на Руси», «отчие поля» нельзя разлюбить. Поэт намекает на социальные катаклизмы, потрясшие страну, но его любовь к отчизне стабильна и сильна, тут он хотел бы умереть. С. А. Есенин характеризует себя эпитетом «поэт золотой бревенчатой избы», он гордится званием певца деревни. Эпитеты и метафоры составляют прекрасную картину любимой природы, которая навсегда остается в сердце.
Любовь к Родине иногда становится трагической. В стихотворении «Запели тесаные дроги» главное чувство – печаль, однако и она окрашена любовью к природе и стране. Эпитет «молитвословный ковыль» ярко характеризует отношение автора. Он преклоняется перед окружающей его красотой, «малиновым полем», «синью, упавшей в реку» и другими прекрасными видами, в которых столько тепла и красоты. Природа воодушевляет и радует поэта, несмотря ни на что.
Природа для С. А. Есенина – объект любви и поклонения. Этот поэт может увидеть прекрасное в том, что другой бы назвал серостью и неприметностью. Все потому, что автор безусловно любит свою Родину, независимо ни от чего. Что бы ни происходило, Россия для него – это природа, близкие люди и счастливые минуты. Многие люди могли бы поучиться этому качеству у С. А. Есенина.
Еще один пример сочинения (задания 17) для ЕГЭ по литературе Вы можете увидеть здесь, он тоже из демоверсии. Данный образец проверен экспертами, поэтому полностью соответствует требованиям 2019 года.
Почему писать сочинения полезно
- Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
- Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
- Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
- Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Важно знать:
- Критерии №1 и № 2 являются основными.
- Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
- При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
- Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
- На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
- Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
- Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме» |
|
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» |
|
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» |
|
Критерий № 4 «Качество письменной речи» |
|
Критерий №5 «Грамотность» |
|
Дополнительная информация по итоговому сочинению:
- 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Клише для итогового сочинения
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Заключение
Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).
Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.
Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.
Рекомендации
- Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
- Отразите свои личные мысли по выбранной теме
- Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.