Орфоэпические нормы

Содержание:

↑ Список наречий меры и степени

Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.

Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.    

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Смешанные

  • Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить
  • Годичный — годовалый — годовой
  • Гуманистический — гуманитарный — гуманный
  • Деловитый — деловой — дельный — деляческий
  • Действительный — действенный — действующий
  • Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный
  • Дружный — дружественный — дружеский
  • Информативный — информационный — информация — информированность
  • Исходный — исходящий
  • Красочный — крашеный — красящий
  • Коренастый — коренной — корневой
  • Комфортабельный — комфортный
  • Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый
  • Мороженый — морозильный — морозный
  • Покупательный — покупательский — покупной
  • Производительный — производственный — производительность
  • Почтенный — почтительный — почетный
  • Царский — царственный – царствующий

Практика ЕГЭ по русскому языку: 

  • решай 5 задание 
  • тренировочные варианты

Языковые средства выразительности

Фонетические средства выразительности

  1. Аллитерация — это повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Например: Город грабил, грёб, грабастал.
  2. Ассонанс — повторение гласных. Например:

    Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела…(Б.Пастернак)

  3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:

    Как носят капли вести о езде, И всю-то ночь всё цокают да едут, Стуча подковой об одном гвозде То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

Лексические средства выразительности (тропы)

  1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Например: золотая роща, весёлый ветер
  2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
  3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве. Например: Ситец неба голубой.
  4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. Например: Спит черёмуха в белой накидке.
  5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Например: Я три тарелки съел.
  6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотребление целого вместо части (и наоборот). Например: Швед, русский колет, рубит, режет…
  7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости
  8. Гипербола — преувеличение. Например: Двести лет тебя не видел.
  9. Литота — преуменьшение. Например: Подожди 5 секунд.
  10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку. Например: Царь зверей (лев).
  11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии. Например:

    Сев в такси, спросила ТАКСА: «За проезд какая ТАКСА?» А водитель: «Денег с ТАКС Не берем совсем. Вот ТАК-С!»

  12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов. Например: звонкая тишина, горячий снег
  13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов. Например: зарыть талант в землю.
  14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.

Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)

  1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго.
  2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
  3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять. Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…
  4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы. Например: Как заработать миллион?
  5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение. Например: Кто ж не сможет его догнать?
  6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций. Например: О Море! Как же я скучал!
  7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк. Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
  8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
  9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.
  10. Анафора — единоначатие. Например:

    Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте.

  11. Эпифора — повтор конечных слов. Например: Лес не тот!

    Куст не тот! Дрозд не тот!

  12. Парцелляция — разделение предложения на части. Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

  • Решай задание 26 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

↑ Теория. Правописание приставок

Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ-: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерныйПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый 

Приставки на З, С

Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .

Приставки ПРЕ и ПРИ 

Написание зависит от значения.

При— имеет значения: 

1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить) 

2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 

3. пространственная близость (приморский, пришкольный) 

4. Доведение действия до конца (придумать, приучить) 

5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь) 

Пре— имеет значения: 

1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) 

Премилый, презабавный 

2. То же, что и приставка пере- 

Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)

Исключения и сложности 

Сложности при написании приставок, оканчивающихся на -З, -С

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно (в этих словах з- входит в состав корня).

Правописание С/СС перед корнями ЧЁТ-ЧИТ

2) Обратите внимание на слова:

Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)

Исключение: бессчётный

Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)

3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

Правописание приставок РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-). Написание приставок РАЗ-(рас-) и РОЗ-(рос-) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.

Исключение: розыскной.

5) Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.

Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные подряд в русском языке не пишутся.

6) Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения

Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения

прибывать (приезжать) — пребывать (находиться)призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь)притворить (закрыть) — претворить (воплотить)приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)придать (добавить) — предать (предаться, выдать)приходящий (являющийся) —  преходящий (временный)притерпеться (привыкнуть) —  претерпеть (пережить)приемник (радио) — преемник (ученик)приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть)привратник (сторож) — превратности (неприятности)приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый)придел (пристройка в церкви) — предел (граница)Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами. 

7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).

Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить

ПРИ-: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить 

ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.

↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения (план работы):
1) Внимательно прочитайте все слова.2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
1

Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.2

Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить.3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4…СЛОГИ
бАнты тОрты  тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы  кОнусов лЕкторы  лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей  (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4… СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ 2-3…СЛОГИ
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго

Суффиксальные

(смотрим на буквенные сочетания)

Н-ВЕНН

  • Бедный — бедственный
  • Безответны безответственный
  • Благодарный — благодарственный
  • Великий — величественный
  • Единичный — единственный
  • Искусный — искусственный

ЧЕСК-ЧН

  • Артистический — артистичный
  • Гармонический — гармоничный
  • Демократический — Демократичный
  • Дипломатичный — дипломатический
  • Драматический -драматичный
  • Иронический — ироничный
  • Микроскопический — микроскопичный
  • Органический — органичный
  • Практический — практичный
  • Публицистический — публицистичный
  • Романтический — романтичный
  • Сценический — сценичный
  • Технический — техничный
  • Фактический — фактичный
  • Хищнический — хищный
  • Экономический — экономичный — экономный
  • Эстетический — эстетичный
  • Этический — этичный

НН — СК

  • Враждебный — вражеский
  • Звериный — зверский
  • Жизненный — житейский
  • Зрительный — зрительский
  • Изобретательный — изобретательский
  • Популярный — популистский
  • Просвещенный — просветительский
  • Ритмичный — ритмический
  • Соседний — соседский
  • Конный — конский

ИСТ-Н

  • Болотистый — болотный
  • Глинистый — глиняный
  • Каменистый — каменный
  • Лесистый — лесной

Прил. на ТЕЛЬ

  • Благотворительный — благотворный
  • Сравнительный — сравнимый
  • Унизительный — униженный
  • Желательный — желанный
  • Длительный — длинный
  • Обвинительный — обвиненный
  • Представительный — представительский
  • Признательный — признанный

ТН

  • Высокий — высотный
  • Скрытый — скрытный

ОВОЙ — ЧН

  • Вековой — вечный
  • Звуковой — звучный

ОВАНН

  • Гарантированный — гарантийный
  • Лакированный — лаковый

ОСТН — Н

  • Личностный — личный
  • Целостный — цельный (целый)

Материал на — ЯН

  • Костный — костяной
  • Ледовый — ледяной

Существительные на — ОСТЬ

  • Выгода — выгодность
  • Наличие — наличность
  • Гордыня — гордость
  • Гуманизм — гуманность
  • Раздражение — раздражительность
  • Эффективность — эффектность
  • Сопротивление — сопротивляемость

ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)

  • Дождливый — дождевой
  • Доверчивый — доверительный
  • Неудачливый — неудачный
  • Памятливый — памятный
  • Удачливый — удачный
  • Продуктивный — продуктовый
  • Эффективный — эффектный
  • Пугливый — пуганый

↑ Функциональные стили речи

Научный стиль

Научный стильОсновная сфера использования/употребления научного стиляЦели и функции:Адресат:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры научного стиля:

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль Основные сферы использования:Цели и функции: Адресат: Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Разговорный стиль

Разговорный стильУстная речьСфера использования:Цели и функции:Форма речи:Вид речи:Тип речи:Стилевые черты:Жанры

Художественный стиль

Художественный стильОсновная сфера использования/употребления:Цели и функции: Форма речиСтилевые черты:Жанры:

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

↑ Теория для задания 24

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. 

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). 

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). 

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). 

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье). 

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова 

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать — размышлять).

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)) 

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.   

Фразеологизмы  — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. 

Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков. 

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского). 

Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная) 

Историзмы

Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты — щёки, длань-ладонь) 

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.) 

Ограниченная в употреблении лексика 

Диалектизмы

Примеры: жОна вместо жена, векша — белка (северный диалект). 

Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок. 

Жаргонная лексика — слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь) 

Сленг— чаще понимается как «молодежный». 

Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык). 

Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т.д. 

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Нейтральная лексика — используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать). 
Книжная лексика
Разговорная лексика — используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга).

↑ Формулировка задания 1 из демоверсии ФИПИ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову)Задание 1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.Ответ:1234

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector