Университет, академия, институт: в чем разница

Университет, академия, институт: различия

Подведем итоги: чем отличается универ от института и академии:

  1. Он имеет более высокий статус.
  2. В университете активно ведется научная работа.
  3. Он должен отвечать большему количеству требований в научной, образовательной и материально-технической сфере.

При соответствии требованиям институт или академия могут быть преобразованы в университет.

Независимо от типа вуза, его студентам может потребоваться помощь в написании учебных работ. Обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты всегда проконсультируют, раскроют секреты подготовки и оформления лабораторных, рефератов, курсовых и дипломов.

Институт

Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.

Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:

  • Институт русского языка и культуры;
  • НИИ (Научно-исследовательский институт) ядерной физики;
  • Астрономический институт;
  • Институт регенеративной медицины;
  • НИИ механики и другие институты.

В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:

  • Права и национальной безопасности;
  • Общественных наук;
  • Экономики, математики и ИТ;
  • Отраслевого менеджмента;
  • Финансов и устойчивого развития и др.

Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.

Когда и где возникли первые университеты в России?

Быть может, вы хоть раз задумывались о том, как происходило обучение раньше: кто и как учился? где учился? И когда появились первые университеты в России?

Ошибался ли Пушкин?

Величайший из русских поэтов – А.С. Пушкин – называл первым по-настоящему российским университетом – Московский университет, проект которого был разработан М.В. Ломоносовым.

Как известно, историю любят переписывать, и нашлись люди, которые утверждают, что Пушкин де был не прав. В информационном пространстве вы можете наткнуться на рассказы о том, что первый университет в России был открыт в Калининграде в далеком 1544 году.

К счастью, дезинформация легко поддается критике, и те, кто хоть немного полистают учебники истории, сами смогут одной лишь логикой разрушить всякую ложь. Дело в том, что никакого города Калининграда в XVIвеке не было, был прусский, то есть немецкий, город Кёнигсберг, где в 1544 году и был открыт университет. Кёнигсберг отошел к Советскому Союзу лишь по окончании ВОВ в XX веке и через некоторое время получил новое наименование – Калининград. Это имя было подарено городу в честь советского политика М.И. Калинина.

Однако не все так просто, потому как действительно в России существует ВУЗ, который был открыт раньше 1755 года – года основания МГУ. Это Санкт-Петербургский университет, созданный к 1724 году по образцу европейских университетов благодаря воле Петра I. Надо воздать должное и другим правителям, старшим коллегам императора. Об университете в стране мечтали еще в XVII веке. Следовательно, Пушкин и в самом деле немного ошибался, выражая скорее восторг от деятельности ученого, чем факты.

История создания первых университетов в России

Итак, первые университеты в России появились в XVIII веке. В 1724 году по приказу императора Петра Великого был организован Академический университет Санкт-Петербурга. Вместе с гимназией университет образовывал Академию наук. К сожалению, в 1766 году университет был расформирован, и его возрождение произошло уже в следующем веке, спустя 53 лета, в 1819 году.

Самым легендарным и самым популярным ВУЗом России по праву является МГУ. Созданный в 1755 году, университет существует и по сегодняшний день, являясь при этом самым престижным ВУЗом России, который неоднократно попадает в рейтинг самых лучших ВУЗов мира.

В начальные годы своего существования университет показал себя настоящим героем. Тогда в стенах ВУЗа недоставало кадров, и многим профессорам приходилось читать все лекции своего факультета. Мало того, сами профессора иной раз не могли найти между собой общий язык и нередко ссорились.

Первые университеты в России испытывали на себе огромные трудности: это и отсутствие научных кадров, и некомфортные условия обучения. Но, несмотря на все преграды университеты, выстояли и продолжали развиваться. Так, уже в 1756 году МГУ начинает выпускать собственную газету, номера которой расходились по всей стране, а ее информация помогала распространению научной мысли на территории России.

Чем академия отличается от университета и института

Кроме университетов (центры образовательной и научной деятельности) и институтов (учреждения, где готовят специалистов для конкретной сферы), существуют академии.

В чем отличие академии от института

Академия похожа на институт своей профильной специализацией: здесь готовят специалистов для конкретной области (искусство, менеджмент, маркетинг, здравоохранение и т. п.). В то же время в академии, как и в университете, ведется активная научная и методическая работа.

Кстати! А мы активно предлагаем нашим читателям скидку 10% на любой вид работы

Чем отличается академия от университета

Отличия академии от университета почти те же, что и различия между университетом и институтом (число аспирантов и количество кандидатов и докторов наук). Кроме того, в академии не ведется переподготовка кадров.

Академии возникли в Древней Греции, университеты — в Европе в эпоху Средних веков.

Откуда к нам пришло слово «университет»

Прежде, чем говорить о появлении первых университетов, давайте разберёмся, что означает сам этот термин.

Слово «университет» пришло к нам из латинского языка и имеет :

  1. Совокупность, целость.
  2. Вселенная.

Эти определения отлично описывают первые университеты, которые появились в Западной Европе. Ведь изначально это были не здания, а отдельные сообщества студентов и преподавателей, которые объединялись по определённому признаку: религиозному, языковому, национальному и так далее. Они создавали свою «вселенную», которая не подчинялась ни государству, ни местной церковной власти, а только Папе Римскому.

И сегодня университеты — это сообщества учёных, преподавателей и студентов

В большей мере такие «университеты» напоминали гильдии мастеров или городские коммуны, чем современные образовательные учреждения.

Первые университеты в Европе образовывались на основе монастырских и других начальных школ и назывались «studium generale» — «всеобщая школа». Эти учебные заведения обладали правом выдавать учёные степени, которые признавались в других странах. Потом их стали называть «университетами», а прежнее название осталось в истории.

Чем отличается институт от университета

Отличие универа от института заключается в том, что в первом активнее ведется научная деятельность, больше педагогов с научной степенью, а спектр изучаемых специальностей шире.

Перечислим конкретные показатели:

  • институт обычно готовит специалистов для конкретной отрасли, университет ведет подготовку по разным отраслям обучения (минимум 7);
  • в институте количество студентов и аспирантов соотносится как 100 к 2, в университете — 100 к 4;
  • в институте ученые звания и научные степени должны быть как минимум у 55% педагогов, в университете — как минимум у 60%;
  • в институте сотрудники сами решают, хотят ли они заниматься научными исследованиями, в университете научная работа обязательна (минимум в 5 сферах деятельности).

Учеба в институтах более прикладная и узкопрофильная. Сотрудники университетов активно ведут научные разработки, действуют научные школы, создается большая библиотека с современной литературой.

Но есть у этих типов вузов и общие черты:

  • проводят обучение на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;
  • ведут курсы переподготовки и повышения квалификации.

Чем отличается институт от факультета в вузе

В состав некоторых крупных университетов могут входить институты. В этом случае основное отличие факультета от института заключается в количестве научно-педагогических сотрудников и характере их деятельности.

В институт обычно объединяют несколько факультетов, сходных по направлениям подготовки и специфике научной работы, которую ведут преподаватели.

И факультеты, и институты остаются структурными подразделениями университета.

Различия между университетом, институтом и академией в требованиях, которым они должны соответствовать

Виды вузов

Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении . Сейчас все образовательные организации на типы в зависимости от , по которым они учат своих учащихся.

На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.

Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия. 

Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.

Первые университеты Античности

Мы уже рассказывали, когда, как и зачем появились первые университеты в Европе и России. Так что повторяться не будем. Лишь отметим, что образовательные учреждения — это цивилизационное явление, которое можно найти в любой культуре, не только европейской.

Так, в Императорском Китае создание первого учебного заведения в Нанкине приходится на II век до нашей эры. В V веке появляется образовательный институт в Индии, а VI — академия на территории современного Ирана.

История же возникновения университетов в Европе уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Именно там в VI до нашей эры появились Академия Платона и Лицей Аристотеля.

Если хотите узнать, как выглядели античные школы, посмотрите фильм «Агора». В исторической драме Алехандро Аменабара описываются события, происходившие в начале V века в Александрии.Философ Гипатия проводит урок астрономии. Кадр из фильма «Агора»

Наследие античных университетов

Какие же традиции античных институтов можно найти в современных российских и западных вузах? Вы не поверите, но очень много, ведь древние философы:

  • развивали саму идею высшего образования;
  • дали основу для развития болонской системы и трёх уровней образования: бакалавриата, магистратуры, докторантуры;
  • знали толк в soft skills, активно развивая критическое мышление, умение задавать вопросы и коллективно решать задачи;
  • применяли полевые исследования в учебном процессе.

Виды деятельности вузов

Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:

  • заниматься повышением квалификации или профпереподготовкой;
  • учить студентов по программам среднего профобразования (СПО) – как правило, в колледжах, входящих в структуру университетов, институтов, академий, или на отдельных факультетах;
  • открывать подготовительные курсы для поступления в университеты, институты или академии;
  • вести всевозможные общеобразовательные кружки для детей и взрослых.

Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов. 

Похожие термины:

  • далее — ИСПИ) — структура, образованная в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь в сентябре 1997. В настоящее время ИСПИ является ведущим научным центром в области социальных и политич

  • образован постановлением Совета Министров БССР от 16.01.1990 № 12 на базе пяти отделов Института философии и права АН БССР (теории, методологии и методики социологических исследований — зав. отделом С.А

  • (с 1934 г. – Институт демографии и санитарной статистики) первое в истории бывшего СССР государственное научно-демографическое учреждение. Организован в 1919 г. в Киеве, директором постоянно был М.В. П

  • ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ АН УССР (с 1934 — Ин-т демографии и санитарной статистики), первое в истории СССР гос. науч.-демографич. учреждение. Создан в 1919 в Киеве. Его бессменным директором был м В. Птуха. Осн.

  • единственный демографический институт на территории России за всю ее историю; работал в Ленинграде в 1930-1934 гг., был создан по инициативе В.В. Паевского, который вместе с С.А. Новосельским вел в нем о

  • организован в 1922 г. по инициативе Д.Н. Анучина в Москве. Является одним из крупнейших мировых центров, занимающихся биологической антропологией.

  • крупный научный центр Соединенного Королевства, изучающий проблемы эффективности производства через взаимоотношения между технологией производства и социально-психологическими технологиями.

  • далее — ОИСИ) — официальная социологическая организация в БССР, открытая в 1965 (решение Секретариата ЦК КПБ от 09.11.1965; директор заведующий кафедрой истории КПСС МГПИ кандидат исторических наук Молоч

  • ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИИ Римского ун-та (Istituto di Demografia, Universila di Roma), учебно-науч. подразделение ф-та статистич. и демографич. наук Римского ун-та. Осн. в 1957. Наряду с педагогической деятельностью сотрудник

  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИИ ИНСТИТУТ ПО ДЕМОГРАФИИ (Ne pesegtudomanyi Kutalo Intezet) при Центр. статистич. управлении Венгрии, гос. н.-и. учреждение. Создан в 1963 в Будапеште. Гл. направления науч. деятельности: изуче

  • ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ при Гетеборгском ун-те (Demografiska Institutionen), гос. специализир. н.-и. учреждение. Осн. в 1969; имеет статус независимого подразделения в структуре ун-та, подотчетен Шведскому совет

  • НИДЕРЛАНДСКИЙ МЕЖУНИВЕРСИТЕТСКИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Nederlands Interuniversitair Demografisch Instituut, NIDI), гoc. учебно-науч. учреждение Мин-ва просвещения и науки Нидерландов, осн. в 1970 в Ворбурге. Ведет изучени

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ, ИНЕД (Institut national d´etudes dernographiques — INED), гос. н.-и. учреждение Мин-ва социальных дел Франции, осн. в 1945 в Париже. Состоит из ряда отделов: общие пробл

  • далее — МНИИСЭПП) — социологический исследовательский институт, созданный по решению Минского городского исполнительного комитета в 1993. Деятельность МНИИСЭПП обусловлена необходимостью постоян

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, ФРГ (Bundesmstitut fur Bevolkerungs forschung), гос. науч.-исследоват. учреж дение. Создан в 1973 в г. Висбаден. Осн. направления деятельности изучение проблем народона

  • организация, занимающаяся проведением общенациональных опросов общественного мнения (США). Официальное название — Американский институт общественного мнения. Еженедельно фиксирует общественно

  • ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА при Высшей школe планирования и статистики (Instytut Gospodarstwa Spoiecznego Szkota Gtowna Planowania i Statystyki), ПНР, науч. учреждение. Осн. в 1957 в Варшаве. Направления науч. деятельности: изме

  • структура (далее — МИРСПИ), созданная на базе Социологического центра при Могилевском облисполкоме, который работал с 1991. Директор — доцент, кандидат философских наук Н.Е. Лихачев. Основной задачей

  • создан в марте 1991 г. решением Президиума Российской академии наук как результат разделения Ин-та социологии РАН на два академических ин-та — Ин-та социологии (ИС) и Ин-та социально-политических иссл

  • НАУЧНО-ИССЛEДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ в Хельсинки (Vaestontutkimuslaitos), осн. в 1946 Финской федерацией народонас. и благосостояния семьи. Гл. направления науч. деятельности: изучение рождаемос

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector