К юбилею выборгского авиационного училища

Как поступить в ВАТУГА

Для поступления в училище абитуриент должен явиться в указанные сроки в приемную комиссию и иметь при себе стандартные документы:

  1. Заявление о приеме в оригинале.
  2. Паспорт претендента (возможна подача как копии, так и оригинала).
  3. Оригинал или копия аттестата из школы.
  4. Фотографии 3*4 см в количестве 4 экземпляров.
  5. Справку из медучреждения нужной формы, подтверждающая пригодность абитуриента к обучению по выбранному направлению.

Так как училище не связано с пилотированием, медицинская комиссия ВЛЭК не требуется. При желании можно предоставить копии справки о прививках, медицинского полиса и удостоверения пенсионного страхования. Они могут пригодиться в дальнейшем обучении. В заявлении абитуриент указывает реквизиты паспорта, выбранную специальность и информацию о своем образовании. Также уточняется желание поступать на платную форму обучения при необходимости и потребность в общежитии.

Отбор претендентов осуществляется по среднему баллу по математике, физике, информатике и английскому языку. Если один из предметов отсутствует в табеле успеваемости, его балл засчитывается как нулевой. Не зачисленные на бюджет абитуриенты могут попробовать поступить на платной основе. В случае недобора попасть в училище можно до 1 декабря текущего года. В ВАТУГА могут обучаться лица с ограниченными возможностями и инвалиды при условии, что их состояние здоровья позволяет учиться в данном колледже. Поступить сюда могут и иностранные граждане.

История ВАТУГА

Как и многие современные авиационные училища, авиационный технический колледж гражданской авиации в Выборге изначально базировался в другом городе, а именно в Калининградской области. Там в 1949 году формируется школа механиков авиатехники, которая спустя три года трансформируется в авиационное училище. Здесь производится подготовка курсантов к работе с истребителями МиГ. В 1956 году образовательное учреждение меняет адрес на город Выборг, где оно и находится на сегодняшний день.

Новое здание училища было в неблагоприятном состоянии, поэтому курсанты и работники колледжа активно взялись за его восстановление. Через восемь лет реконструкция закончилась, а также был построен клуб для учащихся. В тот же период строится аэродром для обучения курсантов, расширяется модельный ряд изучаемой техники.

Выборгский авиационно-технический колледж гражданской авиации

В 1957 году училище переходит под непосредственный контроль ВВС СССР. В список изучаемых судов попадает вертолет Ми-4 — на тот период качественно новый образец авиатехники. 1960 год становится ключевым для направленности училища. Теперь оно переходит к подготовке техников гражданской авиации. Список эксплуатируемых машин включает в себя самолеты серии Ми и вертолет Ка-26. Последующие два десятилетия ознаменовываются обновлением училища: оно получает нынешнее название, а на территории аэродрома появляются ангары, вертолетные стоянки и собственная авиатехническая база. Строится новый учебный корпус, где расположены аудитории, лаборатории, библиотека и спортзалы — все, что требуется для качественной подготовки будущих специалистов.

Расширяется и парк техники училища, число которой достигает 30 единиц. Курсанты и преподаватели колледжа активно участвуют в жизни учебного заведения: они конструируют стенды, тренажеры и собственными силами собирают легендарный вертолет АНТ-4. Старания учащихся и их наставников находят отражение в многочисленных Всесоюзных выставках и соревнованиях, где работы ВАТУГА многократно получают награды.

В 1970-е годы активно развивается нефтедобывающая отрасль СССР в Западной Сибири, из-за чего страна остро нуждается в большом количестве специалистов в отрасли авиатехники. ВАТУГА в связи с этим увеличивает набор курсантов и осуществляет переподготовку кадров. 1990-е годы становятся испытанием для всей страны, и эта участь постигает и гражданскую авиацию. Тем не менее, училище остается на плаву, расширяя специфику изучаемых специализаций: теперь здесь обучаются будущие техники-электроники, бухгалтеры и техники по обслуживанию автотранспорта.

При отсутствии финансов со стороны государства коллектив колледжа самостоятельно изучает вертолет Ми-8МТВ и выпускает пособие по его эксплуатации. С приходом в 2006 году нового директора училища производится обновление условий для проживания курсантов, а также учебно-лабораторного комплекса, расширяется список изучаемой техники. В следующем году колледж входит в состав СПбГУГА в качестве филиала.

Учеба в Кирсановском училище гражданской авиации

Чтобы получить профессию авиатехника в Кирсановском авиационном колледже, курсантам предстоит изучить ряд дисциплин, которые условно можно разделить на блоки

В первую очередь, внимание уделяется общим предметам: русскому и иностранному языку, истории, математике, ОБЖ, физкультуре. Далее идет предмет на выбор из списка, состоящего из информатики, физики, биологии, обществознания, химии и биологии

В программу обязательно включаются общегуманитарные дисциплины: философия, иностранный язык, социология, политология, история России. Далее идут профессиональные предметы: направления химии, математики и информатики, а также узкоспециализированные дисциплины. Несколько раз курсанты проходят практику разных направлений, а по окончании обучения получают диплом с присвоением выбранной специальности.

Подавляющее число выпускников КАТУГА не испытывает проблем с трудоустройством. Многие по окончании проходят службу в РА. Часть выпускников продолжает обучение в высшем учебном заведении. Учащиеся других учебных заведений могут перевестись в Кирсановский колледж при наличии вакантных мест. Их число указывается на сайте училища.

Семинар в училище

Авиационно-технические училища

Иркутское авиационно-техническое училище гражданской авиации.

664009, г. Иркутск, ул. Советская, 139.

Кирсановское авиационно-техническое училище гражданской авиации.

393350, г. Кирсанов, Тамбовской обл.

Троицкое авиационно-техническое училище гражданской авиации.

457100, г. Троицк, Челябинской обл.

Фрунзенское авиационно-техническое училище гражданской авиации.

720084, г. Фрунзе, ул. академика Лущихина, 60.

Указанные училища готовят техников-механиков по технической эксплуатации самолетов и авиадвигателей.

Выборгское авиационно-техническое училище гражданской авиации имени маршала авиации С. Ф. Жаворонкова готовит техников-механиков по технической эксплуатации вертолетов и авиадвигателей.

188900, г. Выборг, Ленинградской обл.

Егорьевское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит техников-механиков по технической эксплуатации самолетов и авиадвигателей и техников-эксплуатационников по транспорту и хранению нефти и газа.

140303, г. Егорьевск Московской обл.

Красноярское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит радиотехников по технической эксплуатации наземных радиосредств самолетовождения и посадки.

660022, г. Красноярск, Аэровокзальная, 14.

Криворожское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит радиотехников по технической эксплуатации радиооборудования самолетов и техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов и электрооборудования самолетов.

324020, г. Кривой Рог, Днепропетровской обл.

Ленинградское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит техников-технологов по организации авиационных перевозок.

192104, г. Ленинград, Литейный проспект, 48.

Минское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит радиотехников по технической эксплуатации радиооборудования самолетов и техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов и электрооборудования самолетов.

220105, г. Минск, ул. Чижевская, 69.

Рыльское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит радиотехников по технической эксплуатации наземных радиосредств самолетовождения и посадки.

307330, г. Рыльск, Курской обл.

Славянское авиационно-техническое училище гражданской авиации готовит техников-механиков по технической эксплуатации самолетов и авиадвигателей, техников-электриков по технической эксплуатации средств светотехнического обеспечения полетов и электроустановок аэропортов, техников-электриков по эксплуатации авиационных приборов и электрооборудования самолетов и техников-механиков по технической эксплуатации средств механизации в аэропортах.

343213, г. Славянск, Донецкой обл.

Срок обучения в авиационно-технических училищах 2 года 9 месяцев, в Ленинградском — 2 года 5 месяцев.

Под винтом вертолета

Приехали на учебную базу, которая, как и прежде, находится на недостроенной в военное время взлетно-посадочной полосе в 14 километрах от Выборга. Сфотографировались перед учебным корпусом аэродрома, и пошли к вертолетам. Нас сопровождали три добрейших крупных пса, видимо, аэродромная охрана.

Редко кому удается проникнуть сюда, где курсанты проходили практику: учились ремонтировать двигатели, несущую и гидросистемы… Увертолетовкаждая лопасть по 11 метров, вместе со втулкой -22 метра, этодиаметр несущей системы. Расхождение между лопастями в момент вращенияне должно превышать 10 мм. Большой транспортный вертолет МИ-26 мог перевезти 72 пассажира, раньше туда заезжали бронетранспортеры, КРАЗы, асейчас, говорят, это запрещено.

Бывшие курсанты вспоминали, рассказывали забавные случаи, приводили интересные факты, понятные, впрочем, только специалистам. Кто-то засмеялся: родственники присылали курсантам посылки с салом, и те по очереди их брали с собой на аэродром, и всем взводом ели там сало и лук.

Александр НАДЕЕНСКИЙ сейчас живет в Выборге:

Сергей Ишимцев приехал на встречу из Тюмени, а Сергей ЛОПАЙТИС из Вильнюса (сам родом из Калининградской области):

Кстати, по трубе лазил не одинЛопайтис: Александр Надеенский тоже отважился на такой подвиг, когда его отстранили от танцевального вечера.  Многие читатели (а особенно читательницы) старшего поколения помнят, что на танцы в училище билетов было не достать, многие девочки туда стремились.

Евгений ШУТОВ прилетелиз Екатеринбурга, но довелось поработать на Чукотке, видел полярное сияние, белых медведей, общался с местным населением:

Сергей Карманов вздыхает, глядя на вертолеты:

Заметив два «кукурузника» (самолет АН-2) без крыльев, Сергей раскинул руки:

Об этом напишется книга

Весомый вклад в работу Аэрофлота внесло и Выборгское авиационное училище гражданской авиации, которое подготовило не одну тысячу специалистов, работающих по всей стране, особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, в тех самых местах где в основном эксплуатируются вертолеты. В 1974 году, на момент празднования 25-летия, в училище работало 87 ветеранов войны и труда, 59 из которых были участники Великой Отечественной и Советско-финляндской войны. Даже если коротко описать боевые и трудовые заслуги работников ВАТУГА, понадобится ни один десяток страниц — это тема отдельной книги, которая когда-нибудь будет написана.

Некоторые из бывших учеников, после окончания высших учебных заведений возвращались и работали в училище. Назначенный директором училища в 1990 году М.Г. Русский, был одним из его выпускников. В эти трудные, как для страны, так и для училища годы, он смог не только продолжить начатое, но и осуществить переход от однопрофильного учебного заведения к многопрофильному. Училище стало готовить не только техников-механиков, но и техников-электроников, бухгалтеров-экономистов и техников по обслуживанию автомобильного транспорта. При фактическом отсутствии финансирования и помощи со стороны государства был освоен новый вертолет Ми-8МТВ с двигателем ТВЗ-117ВМ, вышли подготовленные авторским коллективом училища методические пособия по данному вертолету и двигателю. За весь период работы училища под редакцией таких авторов как А.Д. Богданов, В.А. Данилов, И.И. Железняк, В.В. Мордик, В.Н. Романчук, Д.А. Рыжинский, В.В. Красильников, Ю.А. Степанов, И.Л. Крученок, было выпущено 14 учебников и методических пособий по эксплуатации и ремонту вертолетов и авиационных двигателей, которые нашли применение не только в учебном процессе самого училища, но и в аэрофлоте.

За 60 летний период своей работы училище выпустило около 2 000 военных техников-механиков и более 15 000 специалистов для гражданской авиации. При штатной численности преподавательского и учебно-вспомогательного состава 309 человек, число курсантов достигало 2 160 человек, а ежегодный выпуск составлял от 670 до 690 человек. В 1970 году на учебном аэродроме было построено учебное здание авиационно-технической базы, смонтированы ангары, оборудованы стоянки для вертолетов, на которых со временем стала появляться и новая авиационная техника — вертолеты Ми-8, Ми-2, Ка-26, Ми-24, Ми-26. В 1973 году начал свою работу новый просторный учебно-лабораторный корпус с 28 аудиториями, двумя спортивными классами, библиотекой и тиром-манежем.

Несколько лет подряд училище принимало участие в ВДНХ, в результате было получено четыре серебряных и восемь бронзовых медалей, два человека участвовали в международной выставке в Италии и Вьетнаме.

Каждый пятый курсант училища участвовал в рационализаторской деятельности. Были разработаны и изготовлены сотни действующих макетов, стендов, тренажеров и моделей. В 1957 году старшему технику — лейтенанту Б.П. Гневашову было выдано удостоверение на техническое усовершенствование, к использованию был принят действующий объемный макет работы форсажного насоса.

Каждый третий курсант участвовал в художественной самодеятельности. На смотре художественной самодеятельности Аэрофлота училище завоевало почетное второе место, танцевальный и хоровой коллектив стали лауреатами этого смотра. Агитбригада «Орбита» неоднократный победитель смотров агитбригад Ленинградской области.

Каждый курсант был спортсменом и комсомольцем. В 1977 году на 21 спартакиаде учебных заведений МГА, спортивный коллектив училища занял третье место, а двумя годами ранее в училище был подготовлен первый мастер спорта СССР по тяжелой атлетике — курсант В. Петлин. Комсомольская организация училища была самой многочисленной среди организаций нашего города и за успешную работу была занесена в Книгу трудовой славы ЦК ВЛКСМ, была награждена переходящим вымпелом, дипломами и наградами.

Курсантские строительные отряды были частыми гостями на стройках Комсомольска-на-Амуре, Нарьян-Мара, Сыктывкара и даже на родине В.И. Ленина — Ульяновске. За годы 10-й пятилетки освоено 1 млн. 180 тыс. рублей капитальных вложений.

Перечень документов, предоставляемых абитуриентами для поступления:

1. Заявление о приёме (только оригинал).

2. Оригинал или копия документа, удостоверяющего личность поступающего.

3. Оригинал или копия документа государственного образца о среднем общем (основном общем) образовании.

4. 4 фотографии 3х4 см.

5. Медицинская справка по форме 086/у с заключением о годности к обучению, заверенная главным врачом, штампом и печатью лечебного учреждения, с указанием даты выдачи (срок годности – 4 месяца). Прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) поступающими не предусмотрено.

В целях организации обучения в Выборгском филиале поступающие по желанию могут дополнительно представить следующие документы:

1. Копия сертификата о прививках;

2. Копия страхового медицинского полиса;

3. Копия свидетельства государственного пенсионного страхования.

Вступительные испытания при приёме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не проводятся , соответственно, апелляции по результатам вступительных испытаний также не проводятся .

Согласно пунктам 69-78 раздела 9 Правил приема на 2019/2020 учебный год зачисление на обучение производится по рейтингу аттестатов. Высчитывается средний балл набора 4 предметов: математики, физики, русского языка, иностранного языка.

Согласно пункту 46 раздела 4 Правил приема на 2019/2020 учебный год, прием заявлений и других необходимых документов, предусмотренных данными Правилами, в электронной форме не производится .

Согласно пункту 78 раздела 9 Правил приема на 2019/2020 учебный год, порядок поступления по договорам об оказании платных образовательных услуг аналогичен приёму на бюджетные места.

Прием документов начинается 20.06.2019 и осуществляется до 15.08.2019 (включительно) .

Для зачисления на обучение поступающий представляет оригинал документа об образовании и (или) документа об образовании и о квалификации в приемную комиссию не позднее 15:00 местного времени 15.08.2019 .

Экзамены

Опытные преподаватели не только давали глубокие знания курсантам, но и спрашивали. Строго принимал предмет «материаловедение» Сергей Иванович Журавлев — по прозвищу «Ледебурит», некоторые курсанты ходили к нему на пересдачу по несколько раз. На шпаргалки у Сергея Ивановича был особый «нюх», бывало, чтобы не попасться, студентам приходилось съедать свои шпаргалки. Сергей Иванович подходил к жующему курсанту и пожелав приятного аппетита говорил: «Ты прямо, как партизан – съел секретное донесение, чтобы врагу не досталось!». Но курсанту Володе Сайгакову однажды все-таки удалось списать. Он старательно нацарапал формулы на ногтях булавкой. Сергей Иванович чувствовал неладное, но так и не смог рассекретить «талантливого» курсанта с большими ногтями.

Дай бог им лучше нашего летать!

Выпускник 1971 года — чемпион мира по высшему пилотажу и акробатике Юргис КАЙРИС работал летчиком-испытателем в Опытно-конструкторском бюро имени П.О.Сухого, Когда после развала Союза  решил вернутьсяв Литву, то ОКБ Сухого подарило ему два самолета.

Родился Юргисв Красноярском крае в мае 1952 года.Когда семья вернуласьна родину, то возле их нового дома мальчикмог наблюдать за самолётами, приземлявшимисяна взлетно-посадочную полосу. Это, по-видимому, и послужило толчком для поступления в Выборгское училище авиационных техников-механиков, определив главное дело его жизни.Позже, начав летать на самолетах в Каунасском авиаспортивном клубес 1973 года, он на республиканских соревнованиях завоевываетсвою первую медаль. С 1976 годаКайрис входит в сборную Литовской ССР, а с 1977 по 1989 годы выступает в соревнованияхпо высшему пилотажуза сборную команду СССР.

Его инженерные навыки и навыки пилотирования были признаны, и последовало приглашение в ОКБ Сухого, где ЮргисКайрис помогал разрабатыватьсемейство спортивно-пилотажных самолетов Су-26, Су-29, Су-31. Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ завоевала на чемпионатах мира и Европы330 медалей, из них156 золотых.Для полной картины заслуг этого пилота, признанного одной из ярких звезд мировой элиты, добавим список его побед: чемпион мира (1982, 1990, 1994) и Европы (1981, 1989) в отдельных видах программы; в составе сборной команды СССР чемпион мира (1982) и Европы (1981,1983, 1985, 1987, 1989); чемпион Южно- Африканской Республики 1992 года;призер кубка мира Брайтлинг 1992-1995 годов; победитель Гран-При ФАИ (серии 1990-2000, 2004-2005), призер Гран-При ФАИ (серия 2002); абсолютный чемпион Литвы 1994 года;победитель кубка С.Дарюса и С.Гирэнаса 1994 и 1996 (кубок разыгрывался как открытый чемпионат Литвы);бронзовый призер чемпионата мира 2011года по высшему пилотажу в программе фристайл.

На спортивных самолетах пилот демонстрировал показательные программы в разных уголках мира. На Су-26М 4 июля 1996 года пролетел под пешеходным мостом в  Каунасе, а через три года промчался за 25 минут,под десятью мостами подряд над рекой Нерис в Вильнюсе (Лаздинайским, Зелёным,Жверинским, с высотой пролёта всего 6 м), едва не касаясь колесами воды, завершив программу пилотажа «мертвой петлей».

Через год после этого в Каунасе былполет под пешеходным мостом (вверх шасси), а еще через десять лет на празднике Риги — под вантовым. Что это, лихачество? Вовсе нет! Он испытывал все возможности машины. И придумывал новые: изобрел несколько пилотажных маневров, в том числе «Кайрисколесо», «Маленькая лупа», и был первым, кто успешно выполнил маневр по навешиванию самолета с пропеллером, как вертолета. Интересно, вспоминает ли пилот свое училище, однокашников, педагогов?..

Дядя Петя

С особой «любовью» относились курсанты к заместителю начальника училища по военной подготовке Петру Довгалюку, ласково называя его между собой «дядя Петя». Иногда в училище объявляли сбор по тревоге с последующим марш броском на 10 км. Время за полночь, на плацу училища стоит восемь рот, хлесткий февральский ветер со снегом обжигает тысячу курсантских лиц. Комбат Фалеев и полковник Довгалюк вместе с командирами рот проверяют готовность курсантов к марш броску. По правилам курсанты должны быть одеты в соответствии с погодными условиями и иметь при себе необходимые документы. В результате осмотра курсантов первого курса было выявлено, что далеко не каждый имеет шнурки в ботинках, носки на ногах, перчатки на руках и шарф на шее, у многих отсутствовали документы. Курсанты вышли налегке, в полной уверенности, что сразу после переклички вернутся обратно в теплую казарму. Довгалюк провел профилактическую беседу с курсантами и подержав часок на морозе, отпустил.

В 23 взводе был курсант Иосиф Ханукаев (Ёська) из Азербайджана, он имел уникальную способность пародировать чужие голоса. В самый неподходящий момент в роте раздавался голос полковника Довгалюка. Дневальный, стоящий «на тумбочке», вытягивался по стойке «смирно», курсанты вскакивали с кроватей, а в роте наступала гробовая тишина. Любил Ёська голосом любимого начальника и по телефону с другими ротами поговорить, сея страх и панику на другом конце провода.

В июне 1968 года, после окончания второго курса, четыре роты курсантов уезжали на сборы в Прибылово. В училище была традиция — накануне отъезда выбрасывать из окон на плац старое х/б и ботинки, поливать друг друга из пожарных шлангов. Курсанты, изловив где-то собаку, написали на боку синей краской «ДОВГАЛЮК» и выпустили погулять на плац. Под курсантские крики и свист, доносившийся из открытых окон, дежурные по КПП во главе с дежурным по училищу по прозвище Валера Коленвал, до ночи ловили бедного пса. Утром все разъехались, собаку как следует отмыли и накормили.

В 70-х годах в Тюменском управлении ГА выпускник ВАТУГА А. Петкевич организовал комсомольско-молодежную бригаду коммунистического труда по ремонту авиационной техники из восьми человек, шесть из которых были выпускниками ВАТУГА. Бригада, носившая имя Алексея Стаханова, взяла на себя обязательства выполнить пятилетний план за три с половиной года, за каждую смену давать полторы нормы и более. Многие из выпускников ВАТУГА служили примером для подражания не только в Тюменском управлении, но и в Аэрофлоте в целом. Газеты разных городов страны пестрили хвалебными статьями, а командиры и преподаватели ВАТУГА гордились своими вчерашними подчиненными и учениками.

Специальности ВАТУГА

Выборгский филиал университета гражданской авиации предоставляет возможность получения среднего специального образования по следующим направлениям:

  1. Техник по работе вертолетов. Срок обучения равен 2 годам 10 месяцам после 11 классов школы и 3 годам 10 месяцам после 9 или 10 классов.
  2. Техник (работа с электрифицированным и пилотажно-навигационным оборудованием вертолетов). Сроки обучения те же, что и в первом случае.
  3. Специалист сервиса воздушных транспортных средств. Здесь обучение длится год и 10 месяцев после окончания 11 классов школы.

Основные единицы изучаемой техники — вертолеты Ми-2, Ми-8Т, Ми-8МТВ. Получить образование можно очно на бюджетной или платной основе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector