Лучшие технические вузы россии в 2021 году: рейтинг столичных и топ региональных университетов
Содержание:
- Московский физико-технический институт
- Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах
- Современная проблема нехватки технических специалистов
- Топ IT университетов России.
- Новосибирский государственный технический университет
- Популярные рейтинги вузов
- Санкт-Петербург
- Особенности получения технического образования
- Чем хороший рейтинг отличается от плохого?
- Проблемы технических вузов страны
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
- Многопрофильные или узкоспециализированные
Московский физико-технический институт
Это учебное заведение можно по праву считать ведущим техническим вузом России. Студенты, помимо учёбы, участвуют в различных исследованиях государственных и международных научных центров. В МФТИ используется уникальная «Система Физтеха», разработанная основателями института и его первыми профессорами Петром Капицей, Николаем Семеновым и Львом Ландау. Более того, университет включён в программу 5 — 100. В этот список включены ведущие вузы страны, которые способны конкурировать с мировыми научно-исследовательскими центрами.
Специализации: Биотехнология, Информатика и вычислительная техника, Компьютерная безопасность, Прикладная математика и информатика, Прикладная математика и физика, Техническая физика, Системный анализ и управление.
Про все остальные программы, количество мест, формы обучения смотри в каталоге учебных заведений Адукар.
Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах
Разработка методологии рейтингов производилась с учетом экспертных мнений представителей академического и научного сообщества. По итогам проведенных консультаций с представителями Экспертного совета рейтингов RAEX сформированы методологические подходы к составлению рейтингов и определены коды укрупненных групп направлений подготовки высшего образования, по которым надлежит производить оценку университетов.
При оценке контингента студентов решено рассматривать учащихся по следующим укрупненным направлениям:
Для рейтинга вузов в естественно-математической сфере:
01 – Математика и механика;
02 – Компьютерные и информационные науки;
03 – Физика и астрономия;
04 – Химия;
05 – Науки о Земле;
06 – Биологические науки.
Для рейтинга вузов в инженерно-технической сфере:
08 – Техника и технологии строительства;
09 – Информатика и вычислительная техника;
10 – Информационная безопасность;
11 – Электроника, радиотехника и системы связи;
12 – Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;
13 – Электро- и теплоэнергетика;
14 – Ядерная энергетика и технологии;
15 – Машиностроение;
16 – Физико-технические науки и технологии;
17 – Оружие и система вооружения;
18 – Химические технологии;
19 – Промышленная экология и биотехнологии;
20 – Техносферная безопасность и природообустройство;
21 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;
22 – Технология материалов;
23 – Техника и технологии наземного транспорта;
24 – Авиационная и ракетно-космическая техника;
25 – Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;
26 – Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;
27 – Управление в технических системах;
28 – Нанотехнологии и наноматериалы;
29 – Технологии легкой промышленности.
При этом ряд показателей рейтинга характеризуют общий уровень научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза в оцениваемой рейтингом области (естественно-математические науки или инженерно-техническая сфера) и не ограничиваются напрямую связанными с этими областями подразделениями, а применимы ко всему вузу в целом. Это, в частности, относится к научным публикациям (не имеет значения, в каком подразделении вуза работает автор публикации), к количеству патентов в этой сфере (не имеет значения, какое подразделение занималось разработкой изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.д.), к количеству побед в международных студенческих олимпиадах, количеству открытых онлайн-курсов соответствующей тематики на общедоступных платформах.
Формирование шорт-листа участников
В шорт-лист рейтингов было включено 209 вузов России, соответствующих хотя бы одному из следующих критериев отбора:
- суммарный набор на бюджет на естественно-математические направления составляет не менее 50 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на естественно-математические направления не ниже 55;
- суммарный набор на бюджет на естественно-математические направления составляет не менее 20 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на естественно-математические направления не ниже 73.
- суммарный набор на бюджет на инженерно-технические направления составляет не менее 250 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на инженерно-технические направления не ниже 55;
- суммарный набор на бюджет на инженерно-технические направления составляет не менее 50 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на инженерно-технические направления не ниже 73.
После завершения анкетирования вузов, проходившего с 14 января по 19 февраля 2021 года, шорт-лист был скорректирован, а именно: были исключены вузы, масштабы подготовки в которых по рассматриваемым направлениям признаны несущественными (менее 100 обучающихся очной формы на всех курсах бакалавриата и специалитета).
Современная проблема нехватки технических специалистов
В постсоветское время экономикам стран бывшего Советского Союза нужна была скорая помощь. Поэтому в ходу были самые серьезные специальности – юристы и экономисты. Так как технических специалистов в стране было полно, университеты стали делать упор на подготовку «мозгов».
Как выяснилось совсем недавно, в этом была роковая ошибка. Из университетов выпустилось много поколений высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов. В результате на рынке труда переизбыток таких работников.
Зато экономика стала испытывать острую нехватку представителей технических специальностей – механиков, физиков, инженеров, про которых так незаслуженно забыли с тех времен.
При составлении этого рейтинга мы учитывали расположение вузов, конкурс на место, перспективность относительно будущего трудоустройства, проходной балл, наличие бюджетного и коммерческого обучения, а также примерную зарплату.
Топ IT университетов России.
Решили стать программистом и получить образование в области информационных технологий? Мы подготовили топ ВУЗов.
Топ 3 рейтинга стал МГУ им. М.В. Ломоносова, второе место у МФТИ, третье место у Университета ИТМО из Санкт-Петербурга.
В таблицу топ IT университетов России (топ-50) сильнейших вузов вошли учебные заведения из 27 российских городов.
Место | Название | Балл |
1 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 76.156 |
2 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) | 73.019 |
3 | Университет ИТМО | 62.132 |
4 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 59.958 |
5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 59.793 |
6 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) | 53.175 |
7 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 49.817 |
8 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 47.05 |
9 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 43.449 |
10 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина | 42.391 |
11 | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) | 40.72 |
12 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 35.84 |
13 | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | 32.554 |
14 | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова | 32.508 |
15 | Южный федеральный университет | 32.383 |
16 | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского | 31.747 |
17 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 30.805 |
18 | Технологический университет | 30.802 |
19 | Сибирский федеральный университет | 30.765 |
20 | Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова (Ленина) | 30.531 |
21 | МИРЭА — Российский технологический университет | 30.269 |
22 | Новосибирский государственный технический университет | 29.387 |
23 | Уфимский государственный авиационный технический университет | 29.373 |
24 | Национальный исследовательский Томский государственный университет | 29.047 |
25 | Воронежский государственный университет | 28.332 |
26 | Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова | 28.114 |
27 | Российский университет дружбы народов | 27.585 |
28 | Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) | 26.65 |
29 | Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет | 26.105 |
30 | Московский технический университет связи и информатики | 25.463 |
31 | Волгоградский государственный технический университет | 25.397 |
32 | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | 25.384 |
33 | Белгородский государственный национальный исследовательский университет | 25.267 |
34 | Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова | 25.163 |
35 | Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва | 25.084 |
36 | Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова | 25.013 |
37 | Петрозаводский государственный университет | 24.996 |
38 | Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова | 24.704 |
39 | Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева | 24.605 |
40 | Кубанский государственный технологический университет | 24.552 |
41 | Алтайский государственный университет | 23.065 |
42 | Самарский государственный технический университет | 22.606 |
43 | Волгоградский государственный университет | 22.059 |
44 | Тюменский государственный университет | 22.027 |
45 | Воронежский государственный технический университет | 21.221 |
46 | Северо-Кавказский федеральный университет | 20.904 |
47 | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | 20.837 |
48 | Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева | 20.213 |
49 | Донской государственный технический университет | 20.19 |
59 | Дальневосточный федеральный университет | 19.753 |
Возможно вам будет интересно — Книги по программированию для детей.
Новосибирский государственный технический университет
Учёные НГТУ постоянно участвуют в конференциях и конкурсах, публикуют статьи в российских и зарубежных научных журналах. Для студентов доступно новейшее программное обеспечение, бизнес-тренажеры и симуляторы, а также элементы дистанционных образовательных технологий. В состав университета входит 17 факультетов, которые располагаются в 8 корпусах. Все занятия сопровождаются новым оборудованием и современными технологиями.
Специализации: Авиастроение, Баллистика и гидроаэродинамика, Боеприпасы и взрыватели, Мехатроника и робототехника, Приборостроение, Техносферная безопасность, Химическая технология и другие.
Популярные рейтинги вузов
Информацию об учебных заведениях помогают получить не только официальные сайты, но и различные тематические форумы, общение со студентами. Каждый вуз проводит День открытых дверей для будущих абитуриентов. Есть и ресурсы, которые ежегодно представляют топы лучших учреждений образования.
Вот два популярных независимых рейтинга, на основании которых проще определиться с вузом:
Социальный навигатор – портал представляет рейтинг российских учебных заведений, выпускающих наиболее востребованные на рынке кадры. Исследования проводятся по трем направлениям: процент трудоустройства молодых специалистов, продаваемость интеллектуальных наработок, объем и популярность научных исследований.
Данные за 2017 год включают в себя и реорганизационные изменения, проводимые в сфере высшего образования – слияние институтов, реструктуризацию университетов.
Superjob для студентов – исследования в области зарплатных ожиданий для молодых специалистов по разным направлениям; информация о размере проходного балла, проценте трудоустроившихся выпускников.
Поступление в лучшие технические вузы будет сложным, но обучение даст огромное количество знаний и старт карьере
Санкт-Петербург
В Северной столице лучшим является Санкт-Петербургский университет. Это классический многопрофильный университет, который имеет сильные технические факультеты — математико-механический и прикладной математики.
Следующим по списку идет профильный университет — Санкт-Петербургский политех. Он уверенно укрепляет свои позиции на мировой арене, повышая конкурентоспособность своих студентов на рынке и развивая научную работу.
Университет ИТМО являет собой вуз европейского уровня, привлекая студентов к организационной жизни, давая возможность, что называется, “прокачивать” свои деловые и управленческие навыки, и это помимо основного образования, что, безусловно, повышает ценность диплома будущего выпускника.
Особенности получения технического образования
Перечень технических специальностей, на которые ведется набор в вузах России, настолько велик, что охватить их все довольно сложно. Только специализированных факультетов существует более 250, а технических вузов по стране можно насчитать более тысячи.
Все их объединяет, естественно, учебный стандарт. Согласно ему, все технари учатся 5 лет на очном отделении (или 6 на заочном), в ходе которых получат примерно одинаковые курсы по гуманитарным и социальным наукам (русский и иностранный языки, философия, история). Безусловно, все студенты прослушают курс естественных наук, который будет включать матанализ, линейную алгебру, компьютерное моделирование и т. п. А вот узкоспециализированные блоки у всех направлений будут совершенно разные. Курсы, которые предлагает студентам, например, Московский авиационный институт и Институт газа и нефти в той же Москве, будут отличаться. Для будущих энергетиков, железнодорожников, авиастроителей, автомобилистов, ядерщиков, нефтяников и прочих технарей разработаны свои учебные программы и производственные практики.
Чем хороший рейтинг отличается от плохого?
Для начала давайте определим, чем хороший рейтинг отлчиается от плохого. Хороший рейтинг — это целое исследование:
1) Сначала надо определить методику оценки технического вуза, и тут сказать проще, чем сделать
Что действительно важно для хорошего универа:>
- Преподавательский состав? — Конечно!
- Количество желающих поступить? — Пожалуй, да;
- Стоимость года обучения? — Не-а!
- Количество опубликованных научных работ? — Точно!
Придется немало подумать, прежде чем сформируется нужный список критериев для выбора технического вуза.
2) Следующий важный аспект – определение коэффициента значимости для каждого параметра. Например, что сильнее влияет на качество универа: квалификация преподавательского состава или количество студентов? Над этими вопросами размышляют специально отобранные эксперты, которые и присваивают каждому параметру коэффициент значимости или вес.
3) Теперь самый очевидный этап: посчитать. И тут могут быть трудности. Если количество научных публикаций подсчитать относительно просто, то как оценить мнение студентов? Тут намечается целое отдельное социологическое исследование.
В итоге мы отобрали 3 рейтинга. Они немного отличаются, потому что оценивают разные параметры универа. Но оно и хорошо, ведь не каждый идет в технический вузза карьерой ученого, кто-то хочет быстро найти работу и много зарабатывать!
Проблемы технических вузов страны
Уровень качества технического образования традиционно высок благодаря преемственности советских методик и научных разработок. Однако главной проблемой специалисты считают средний возраст преподавательского состава. В технических вузах и на кафедрах он достаточно высок и составляет 53 года, что на 7 лет больше, чем у преподавателей в других сферах.
С одной стороны, это говорит о большом научном и преподавательском опыте, а с другой — об отсутствии свежих умов и молодых кадров. Вполне возможно, что вскоре в этой отрасли образования полностью сменится преподавательский состав.
В целом же перспективы у технарей самые радужные — по оценкам рекрутинговых агентств, на специалистов технических направлений наблюдается повышенный спрос при общем их дефиците на рынке труда. Для сравнения: предложения экономистов на 80 % превышают спрос.
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
НИТУ «МИСиС» входит в топ-450 лучших вузов мира и занимает ведущие позиции в предметных и отраслевых международных рейтингах. В вузе представлено более 30 научно-исследовательских лабораторий и 3 инжиниринговых центра мирового уровня. Студенты НИТУ учатся по единственной в России программе обучения инженеров английскому языку Touchstone@MISIS. Она была разработана совместно с Кембриджским университетом и даёт возможность получить сертификат IELTS при успешной сдаче экзамена в университете.
Специализации: Информационные системы и технологии, Металлургия, Наноматериалы, Нанотехнологии и микросистемная техника, Прикладная математика, Технологические машины и оборудование, Физические процессы горного или нефтегазового производства и другие.
Многопрофильные или узкоспециализированные
Споры о том, где лучше техническое образование — в специализированном вузе или на кафедре многопрофильного университета, — не умолкнут никогда. Однако не стоит бояться классических университетов, если технические кафедры на них сильны и славятся десятилетиями. Это доказывает и рейтинг — сразу 8 таких университетов попали в 20-ку лучших.
Объясняется это зачастую тем, что такие вузы имеют большое количество не только преподавателей-теоретиков, но и практиков, что резко повышает ценность образования в любой сфере, а уж в технической особенно. Кроме того, лучшие профильные технические вузы России расположены преимущественно в столице, поэтому абитуриентам из регионов, чтобы получить престижное образование, придется или ехать в Москву, или поступать в свои многопрофильные университеты. Правда, это не касается Томска и Новосибирска: их научные традиции с советских времен на передовой отечественной науки.
Также в современных рыночных условиях наметилась тенденция к укрупнению и универсализации вузов. Так, технические вузы России начинают готовить менеджеров и экономистов, а экономические — технарей. Однако пока это происходит не слишком успешно — ни те, ни другие не могут составить конкуренцию профильным заведениям. Разве что Высшая школа экономики, поглотив Институт энергетики и математики, стала многопрофильной и даже попала в 20-ку лучших вузов России.