Программы подготовки и проходные баллы в спбгу
Содержание:
- Учебная деятельность
- Научные группы
- Научные лаборатории
- Практики, исследовательские и другие проекты
- Результаты освоения программы
- Бакалавриат «Психология»
- Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности
- Практики, исследовательские и другие проекты:
- Основные учебные дисциплины
- Поступление на бакалавриат и специалитет
- Советы абитуриентам-2022
Учебная деятельность
Объявления учебного управления:
ψ Внимание! Обучающиеся первого курса должны пройти постановку на воинский учет в Военно-учетном столе СПбГУ — подробнее
ψ О допуске к занятиям по физической культуре и занятиям в спортивных секциях СПбГУ
ψ С учебными планами и методической документацией программ можно ознакомиться здесь
Приказом №2711/1 от 05 апреля 2021 года утвержден порядок зачета СПбГУ результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ
Приказом №5027/1 от 3 июня 2020 года утверждено Положение о порядке распределения обучающихся 2 курса основных образовательных программ высшего образования специалитета по специальностям 37.05.01 «Клиническая психология», 37.05.02 «Психология служебной деятельности» по профилям (профессиональным траекториям) обучения в 2020 году и состав Конкурсной комиссии.
Результаты распределения обучающихся 2 курса основных образовательных программ высшего образования специалитета по специальностям 37.05.01 «Клиническая психология», 37.05.02 «Психология служебной деятельности» по профилям (профессиональным траекториям) обучения в 2020 году.
Студенты, обучающиеся по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета по направлению психология, загружают материалы курсовых работ в системе информационной поддержки образовательного процесса – Blackboard СПбГУ в электронном виде в срок не позднее, чем за 2 (два) календарных дня до даты проведения зачета (экзамена) по данной дисциплине, установленной расписанием проведения промежуточной аттестации. Обучающимся необходимо подать заявление о выборе научного руководителя в срок до 15.04.2021 (включительно) на корпоративную почту сотрудникам Учебного отдела по направлению психология:
Элективные дисциплины (дисциплины по выбору)
О выборе элективных дисциплин на 2020/2021 учебный год
Информация для студентов 1-6 курсов:В соответствии с п. 2.11.13 Правил обучения «В течение двух недель с начала учебного периода, в котором осуществляется реализация элективных учебных дисциплин, студентам предоставляется право подать личное заявление об изменении ранее выбранных элективных дисциплин в случае, если такое изменение не приведет к уменьшению количества студентов, выбравших данную элективную дисциплину, меньше установленной минимальной численности или увеличению более установленной максимальной численности». Сроки подачи заявлений на изменение выбора элективных учебных дисциплин через Личный кабинет на портале СПбГУ: с 11.02.2021 по 25.02.2021 (включительно).
Факультативные дисциплины
Уважаемые студенты, сообщаем вам, что в соответствии с п.п. 2.11.15 и 2.11.5 Правил обучения (с полным текстом Правил обучения вы можете ознакомиться здесь) вы можете подать заявление о выборе факультативных дисциплин, предусмотренных учебным планом в первых двух семестрах
Обучающиеся Санкт-Петербургского государственного университета имеют возможность изучения онлайн-курсов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) (подробнее)
Научные группы
Научная группа В.М.Аллахвердова
Научная группа В.М.Аллахвердова
«..В своих исследованиях мы изучаем неосознаваемое восприятие и память, имплицитное научение, принятие решения в ситуации неопределенности, сознательный контроль, эффекты позитивного и негативного выбора и их последействие»
Научные семинары, организованные участниками научной группы В. М. Аллахвердова
- 12-14 сентября 2012 года: семинар «ВЕЛИКАЯ ИЛЛЮЗИЯ-2: СОЗНАНИЕ И КОГНИТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ». Тезисы основных докладов
- 9-10 ноября 2012 года: семинар «Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы».
- 6-7 марта 2013 года: семинар «От вазы к лицам» (проблема интерпретации многозначной информации).
- 15 апреля 2013 года: репортаж с лекции Брайана Роджерса, профессора Университета Оксфорда: «Восприятие глубины, искусство и иллюзии» («3-D Perception, Art and Illusion»).
- 11 и 13 мая 2013 года в гостях у факультета — Аксель Клирманс (Axel Cleeremans), профессор Свободного университета Брюсселя. Круглый стол «Иллюзорные заблуждения» (проф.Б.Роджерс, ун-т Оксфорда, СПбГУ): 17 октября 2013 года.
- 25-28 октября 2013 года на факультете прошел научный семинар
- 11 апреля 2014 года — «Смотреть на мир статистически: современная теория перцептивной организации».Материал пресс-службы СПбГУ.Видеозапись лекции
- 18 апреля 2014 года в рамках конференции «Психология XXI века» прошла выставка «Время иллюзий», организованная научной группой В. М. Аллахвердова. Были выставлены постеры иллюзий и объяснения наблюдаемых эффектов, демонстрировалась инсталляция «Иллюзии в коробках», а также функционировал мини-кинотеатр с видео иллюзиями. Выставку посетили более 150 человек. Подробная информация — в группе вконтакте.
- 25 апреля 2014 года состоялась лекция «Общий искусственный интеллект и универсальные рациональные агенты». Докладчик: Алексей Сергеевич Потапов, доктор технических наук, доцент; профессор кафедры Компьютерной фотоники и видеоинформатики НИУ ИТМО, профессор кафедры Проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ. Презентация выложена здесь.
- 12 и 13 мая в рамках международной конференции «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого» прошли четыре открытые лекции (В. М. Аллахвердова, А. Клирманса, Р. Скотта и Э. Норман).
- 30 мая состоялась лекция А.С. Сергеевой «Инженерная психология: строим мосты между человеком и машиной». Материал о ней опубликован на сайте СПбГУ.
Презентации участников:
- А.Гайсина, О.Кольцова
- О.Кольцова, П.Сафонова и др.
- О.Тусова, В.Вексберг
- А.В. Шаболтас, Ю.Батлук
Открытые лекции:
— профессора Школы общественного здоровья Йельского университета (США) Роберта Хаймера: «Наркотическая аддикция: на пересечении биологии и психологии», 20 ноября 2013 года — Презентация
— д.пс.н., профессора Ирины Анатольевны Мироненко (ЛГУ им.А.С. Пушкина) «Современная российская психология в контексте мировой науки: мотивы и проблемы интеграции», 11 декабря 2013 года
— Т.Н. Балашовой (ун-т Оклахомы) «Профилактика нарушений у детей, связанных с употреблением алкоголя женщинами во время беременности: итоги 10-летия международного сотрудничества», 25 декабря 2013 года
— Алекса Когана (ун-т Кембриджа) «Connections, Cooperation, and Emotions: Big Data Insights into Classic Psychological Questions» («Связи, кооперация и эмоции: ответы на классические вопросы психологии благодаря работе с Big Data»), 19 мая 2014 года.
— Рассела В. Чана (ун-т Южной Австралии) «Неврологические заболевания: как йога и медитация улучшают двигательную координацию и эмоциональное состояние пациентов», 19 июня 2014 года.
Научные лаборатории
Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека
(Проект поддержан мегагрантом Правительства РФ № 14.Z50.31.0027)
Руководитель — ведущий ученый, профессор, PhD, доктор психологических наук Елена Леонидовна Григоренко
До мая 2018 года Лаборатория носила название «Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства».
На базе Лаборатории с 2014 года реализуется исследовательский проект «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка». Данный проект включает в себя цикл исследований, посвященных установлению межгрупповых различий в био-поведенческих показателях развития у детей, воспитывающихся в домах ребенка, замещающих и биологических семьях.
С 2017 года тематика работы Лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства расширилась новым циклом исследований. Он посвящен изучению отсроченных эффектов ранней психосоциальной депривации на био-поведенческие показатели развития подростков и взрослых. Цель исследований в установлении связи опыта проживания в сиротском учреждении в детстве и дальнейшего познавательного развития подростков и взрослых, а также сравнение полученных показателей с данными сверстников, воспитанных в биологических семьях.
Изучение познавательного развития подростков и взрослых включает в себя оценку развития языка и речи, грамотности, навыков чтения и правописания, особенностей мышления, выявление уровня качества жизни и адаптивного поведения, анализ психофизиологических показателей активности головного мозга (с помощью метода ЭЭГ) и его структуры (метод МРТ), а также эпигенетический анализ (образцов слюны).
Результаты проекта внесут уникальный вклад в развитие представлений о влиянии ранней институционализации на развитие мышления, языка и речи и адаптивных способностей у подростков и взрослых. Полученные данные послужат базой для разработки программ поддержки детей-сирот и выпускников сиротских учреждений.
См.также:
«Эффекты сиротства отражаются в речи» — статья об исследованиях размещена в журнале «Санкт-Петербургский университет» №5 (3906) от 4 сентября 2017 года
Лаборатория поведенческой нейродинамики
(Проект осуществляется при поддержке гранта Правительства РФ № 14.W03.31.0010)
Руководитель лаборатории — доктор Юрий Штыров, руководитель лаборатории магнито- и электроэнцефалографии в Орхусском университете (Дания).
Лаборатория поведенческой нейродинамики СПбГУ проводит исследования в области когнитивных нейронаук, уделяя особое внимание процессам научения и восприятия языка и речи. Лаборатория создана в 2017 году
при поддержке правительства РФ в рамках инициативы П220 (т.н. «мегагранты») и нацелена на реализацию масштабной исследовательской программы по изучению нейрокогнитивных основ научения и освоения языка.
Наши цели — расширение существующих представлений о нейрокогнитивных процессах, лежащих в основе овладения новыми речевыми стимулами у взрослых и детей, в том числе прояснение природы сверхбыстрых нейропластических изменений, сопровождающих такие процессы.
Помимо установления механизмов вербального научения, одной из основных целей является уточнение мозговых основ хранения и обработки вербальной информации как таковой — посредством оценки работы задействованных в этом процессе структур, временной динамики их активации и взаимодействия между различными участками мозга, а также функциональных и анатомических связей между ними, — с выходом на установление потенциальных причинно-следственных связей.
В настоящее время работа лаборатории ведется по двум основным направлениям:
- исследования нейрофизиологических основ овладения новыми словоформами в зависимости от различных характеристик стимулов и условий их предъявления
- исследования нейрокогнитивных основ овладения новыми семантическими единицами
См.также:
- Как лучше запоминать слова?
- Попугаи жако доказали, что думают, когда говорят
- Как мозг превращает картинку в действие, а движение — в звук
- Удивительное взаимопонимание
Практики, исследовательские и другие проекты
Базы практик:
- Дом детского творчества «Олимп»
- Отдел профилактики наркозависимости Выборгского района
- ООО «Архитектура будущего»
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт психотерапии и консультирования «Гармония»
- ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»
- ООО «Келли Сервисез Си-Ай-Ес»
- ПАО «Сбербанк России»
- Санкт-Петербургское бюджетное учреждение Центр «Адмиралтейский» по работе с подростками и молодежью
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-Интернат для престарелых и инвалидов №1»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга»
- ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова»
- ФГБУН Социологический институт РАН и др.
Основные направления научно-исследовательской деятельности:
- когнитивные исследования
- разработка, совершенствование и внедрение новых методов дифференциальной психодиагностики
- изучение интеллектуального потенциала человека, комплексное изучение индивидуального развития человека
- разработка превентивных программ в области здоровья
- исследование влияния раннего социально-эмоционального опыта на последующее развитие личности и психологическое функционирование человека, психологические аспекты социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- разработка модели измерения и описания стратегий формирования социального капитала
- разработка новых педагогических технологий и изучение условий эффективного их применения в школе и вузе
- методология психологической помощи в кризисных и экстремальных ситуациях
- психология профессионального и соматического здоровья
Результаты освоения программы
Теоретические знания о:
- психологических феноменах и категориях
- методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики
- основных подходах и программах психологического вмешательства на уровне индивида, группы и сообщества
- принципах организации учебно-воспитательного процесса
- основных стандартах и принципах конструирования и применения психодиагностических методик
Практические навыки:
- умение давать характеристику психических процессов и различных видов деятельности
- навыки психологической диагностики и консультирования
- владение приемами коррекции психических состояний и профилактики психоэмоционального стресса
- навыки оценки качества процессов диагностики и психологического консультирования
- навыки использования программ психологической интервенции для эффективного решения профессиональных проблем и усовершенствования используемых методов
- умение оказать помощь в оценке личностных компетенций, ценностей, целей
Бакалавриат «Психология»
Область профессиональной деятельности выпускников программы включает исследовательскую и практическую деятельность в сфере психологии в учреждениях образования и здравоохранения, в общественных, социальных и бизнес-структурах, органах государственной власти, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также в сфере частной практики.
В результате освоения программы студенты получают квалификацию (степень) «Бакалавр».
Основные сведения о программе
Направление подготовки, в рамках которого реализуется образовательная программа: 37.03.01 «Психология»Форма обучения — очная (дневная)Продолжительность обучения – 4 года
Ключевые моменты
- старейшая в России программа базовой подготовки психологов, сочетающая классические традиции университетского образования и современные научные знания
- фундаментальная академическая подготовка, включающая прохождение тренингов, деловых игр, обучение с помощью кейс-методов
- программы международного обмена студентами
- возможность получения студентами основ консультативной практики на базе Психологической клиники СПбГУ
- возможность участия в международных и российских научных исследованиях, реализуемых на базе исследовательских лабораторий СПбГУ, включая 2 лаборатории, созданные в рамках Мегагрантов Правительства РФ
Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности
Заведующий кафедрой — Герман Сергеевич Никифоров
Кафедра была открыта 1 сентября 1989 г. В основу ее названия и, соответственно, методологической, научно-практической деятельности, организации учебного процесса была положена концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, предложенная профессором Г.С. Никифоровым. Впервые она была изложена им в докладе на Всесоюзном съезде Общества психологов СССР, проходившем в 1989 г. в Москве.
Центральная идея этой концепции заключается в том, что речь должна идти о сквозном психологическом сопровождении субъекта профессиональной деятельности от его «входа» в профессию и до «выхода» из нее
На этой, в сущности, самой длительной и важной дистанции в жизни человека, процесс непрерывного психологического сопровождения следует рассматривать в качестве обязательного условия становления специалиста и его последующего профессионального совершенствования. Концепция ориентирует на максимально возможную включенность психологического знания в профессиональный маршрут человека с целью достижения им соответствующих требований в части надежности, эффективности, качества выполнения своих профессиональных функций
Введенное автором понятие «сопровождение» с учетом его смысловой трактовки получило в дальнейшем широкое распространение, как в психологической, так и в педагогической литературе. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности обусловила формирование нового научного направления в области практической психологии и получила к настоящему времени широкое признание среди научной общественности. Она используется сегодня как методологическое основание при выполнении диссертационных исследований.
Психология менеджмента и психология здоровья — это две новые области знания в отечественной психологии, в постановке и разработке которых кафедре психологического обеспечения профессиональной деятельности принадлежит приоритетная заслуга.
Никифоров Герман Сергеевич, заведующий кафедрой
Гофман Ольга Олеговна
Рубеко Яна Юрьевна
Научная деятельность
Научные направления
Научные направления на кафедре психологического обеспечения профессиональной деятельности охватывают широкий спектр фундаментальных и прикладных аспектов современной психологии:
- Психология менеджмента
- Психология здоровья
- Психология профессионального здоровья
Диссертации:
Профессор Г.С. Никифоров выступил в качестве научного консультанта при подготовке докторских диссертаций, подготовленных на кафедре психологического обеспечения профессиональной деятельности:
- С.Н. Макшанов «Психология тренинга: теория, методология, практика», 1997.
- С.М. Шингаев «Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджеров», 2014.
Как научный руководитель профессор Г.С. Никифоров выступил при подготовке 30 кандидатских диссертаций. В том числе:
- С.Р. Демидов «Изучение психических свойств личности в летной деятельности», 1980.
- Ю.Н. Сливкин «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера», 1993.
- Р.А. Березовская «Отношение менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности», 2001.
- А.И. Анисимов «Социально-психологические критерии оценки социального здоровья учителей», 2011.
- А.Г. Буенок «Юмор как фактор профессионального здоровья менеджеров», 2014.
- Н.К. Комарова «Формирование пригодности к военной службе как заданный результат личностного саморазвития курсанта военного вуза», 2016.
Гранты:
- «Исследование психологического стресса в профессиональной деятельности», 2005-2009, Мероприятие 2.
- «Разработка концепции отношения человека к своему здоровью», 2009-2010, Мероприятие 2.
- «Психология профессионального здоровья преподавателей высшей школы», 2011-2013, Мероприятие 2.
- «Теоретико-методологические основы ресурсного подхода к психологическому обеспечению профессионального здоровья руководителей», 2015-2017, РГНФ, № 15-06-10638
Партнерство
Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности поддерживает творческие связи с научно-исследовательскими институтами РАН, организациями и вузами психологического профиля.
Учебная деятельность
Преподаватели кафедры участвуют в преподавании следующих учебных дисциплин:
- Психология менеджмента
- Психология здоровья
Практики, исследовательские и другие проекты:
Виды практик:
учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (индивидуальная и групповая супервизия)
Базы практик:
- ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М.Бехтерева»
- ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова»
- СПбГБУЗ «Психиатрическая больница №1 им. П.П.Кащенко» и другие психиатрические больницы города
- СПбГБУЗ «Городская наркологическая больница»
- ООО «Центр Клинической неврологии»
- СПБГБУЗ «Психоневрологический диспансер №1»
- СПбГБУЗ «Городская больница Святого Великомученика Георгия» и другие взрослые и детские соматические клиники
- СПбГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»
- СПбГБУ «Кризисный центр помощи женщинам»
- СПбГБУ Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
- СПбГБУ Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт»
- Городские центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
- СЗФКУ «Центр экстренной психологической помощи Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
- ФГБОУ ВО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта»
- ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П.Павлова»
- ЧОУ ДПО Институт психотерапии и консультирования «Гармония» и др.
Основные направления научно-исследовательской деятельности
- современные проблемы психосоматики и психоонкологии
- адаптация личности и семьи к соматическим и психическим заболеваниям
- профилактика саморазрушающего (суицидального и зависимого) поведения подростков
- изучение адаптивных ресурсов человека, снижающих риск криминального поведения
- изучение личности преступника и криминальной агрессии
- современные проблемы судебно-психологической экспертизы
- профилактика ВИЧ-инфекции
- изучение развития детей в учреждениях и семьях замещающего типа
- изучение психологических факторов экстремизма и фанатизма
- исследование психологических проблем адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ (с разработкой психологических основ переговорного процесса в кризисных ситуациях)
- современные проблемы психологического сопровождения спортсменов
Основные учебные дисциплины
- Введение в психологическое консультирование
- Клиническая психология
- Общая психология
- Общий психологический практикум
- Основы когнитивной психологии
- Основы психодиагностики
- Основы психологического вмешательства
- Основы психологического сопровождения в образовании
- Основы семейной психологии
- Основы экзистенциальной психологии
- Психологический анализ поведения
- Психологические основы рекрутинга, отбора и оценки персонала
- Психология личности
- Психология образования
- Психология общения
- Психология профессионального самоопределения
- Психология развития
- Социальная психология
- Социально-психологический тренинг
- Экспериментальная психология
Поступление на бакалавриат и специалитет
В 2020 году в Петербурге было 95 тысяч первокурсников, учитывая все программы и формы обучения в вузах. В этом году снизиться показатель не должен. На бюджетные места очной формы обучения на бакалавриате и специалитете прием уже завершен, зачислено 28 650 студентов.
В 2021 конкурс в петербургских вузах стал еще жестче: в этом году на одно место претендовало 17,6 человек. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составил 14,6 человек. Однако на пресс-конференции, проведенной ТАСС 24 августа, проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич отметил: конкурс — необъективный показатель. Если установить низкий проходной балл, претендовать на места в вузе будут и абитуриенты, которые получили слабый результат и точно не пройдут на бюджет.
Что насчет баллов? Средний результат ЕГЭ студентов, которые уже зачислены в университеты, — 84. Однако в СПбГУ, ИТМО и НИУ ВШЭ СПб этот показатель превысил 90. И это там, где победители и призеры олимпиад не заняли весь «бюджет». На той же конференции ТАСС первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова отметила: если все места заняли олимпиадники, средний балл ЕГЭ — 100. Кажется, для успешного поступления высоких баллов уже давно недостаточно. Но стали ли олимпиады панацеей? Определенно — нет. Например, в этом году на факультет телерадиожурналистики в СЗИУ РАНХиГС на три бюджетных места было подано шесть заявлений от победителей и призеров олимпиад.
Советы абитуриентам-2022
На пресс-конференции мы спросили, что, по мнению проректоров, оказалось для поступающих в этом году самым сложным и как это можно изменить. В СПбГУ считают, что самое главное — как можно раньше определиться с будущей профессией и вовремя начать подготовку: изучать информацию о разных программах, оценивать шансы на поступление
Не менее важно — быть уверенным в своем выборе и грамотно расставлять приоритеты. Также проректоры посоветовали быть внимательным при подаче документов
Избежать ошибок помогут инструкции, которые публикуются на сайте вузов
Также Александр Бабич обратил внимание на то, что нужно заранее подавать согласие на зачисление. По статистике, 64% абитуриентов отправляют документ в последние два дня, а 12% — в последние два часа
Проректор считает, что так поступать не стоит: это мешает оценивать реальную конкурсную ситуацию.
Конечно, пока говорить о завершении приемной кампании-2021 рано: прием документов на некоторые программы, например, магистратуры, продлится до конца сентября. Однако бОльшая часть пути уже позади, и совсем скоро начнутся занятия у тех, кто успешно поступил на бакалавриат или специалитет.