У кого никогда не получится сдать егэ по литературе. интервью с педагогом

Обществознание

Виталий Исаков, репетитор по обществознанию, г. Санкт-Петербург

Для выпускников 2022 года есть две новости: хорошая и плохая. Начну с хорошей: содержательно ЕГЭ не изменился. Если вы уже готовились — все не напрасно. Если не готовились, то вам не придется экстренно изучать материал, о котором вы никогда не слышали. Более того, некоторые виды заданий, например, эссе, канули в лету, так что можете забыть о них, как о страшном сне. 

Плохая новость заключается в том, что экзаменационные варианты наполнились заданиями, формулировки которых оставляют желать лучшего. Задание с графиком и план усложнились: теперь придется самостоятельно определять, спрос или предложение изображены на графике, а один из пунктов плана нужно будет расписать по содержанию. В задании № 8 появился дополнительный вопрос: „Определите, изменение какого экономического показателя изображено на графике“. Задание № 23 также дополнено: „Объясните содержание любого детализированного пункта вашего плана, раскрывающего тему по существу“. 

Однако принцип остается неизменным: при грамотной регулярной подготовке любое задание станет понятным и решаемым.

Наталия Бакатина, преподаватель по обществознанию, г. Санкт-Петербург

На текущий момент можно сказать, что в проекте в целом все проще, однако задания № 23 и № 25 нуждаются в комментариях ФИПИ, так как не очевидны пределы и тематика заданий, и предположить их, исходя из представленного проекта, нет возможности. Задание № 21 может с непривычки вызвать трудности, но при адекватном изучении темы проблем быть не должно. Сокращение продолжительности экзамена может оказаться неприятным нововведением, так как многие учащиеся, на мой взгляд, не готовы к ускоренной работе. 

Как учатся в университете те, кто поступил по ЕГЭ

Попытки определить, предсказывают ли баллы ЕГЭ будущие успехи первокурсника в вузе, начались сразу после введения обязательного экзамена. Если по баллам ЕГЭ можно спрогнозировать будущую успеваемость в университете, это означает, что способность сдать ЕГЭ на высокий балл совпадает с умением учиться. Такие исследования отвечают на важный практический вопрос: можно ли использовать ЕГЭ как вступительный экзамен в вуз, отражает ли он академические способности выпускников?

Крупное исследование ВШЭ на выборке из 19 тысяч студентов, поступивших в российские вузы в 2009–2011 годах, дало положительный ответ. Оказалось, что по суммарному баллу ЕГЭ можно прогнозировать успеваемость на первом курсе университета, причём это работает для любых факультетов. Эта предсказательная способность оказалась не очень большой — авторы статьи называют её всего лишь «приемлемой», — но устойчивой.

И до этого масштабного исследования, и в последующие годы другие исследовательские коллективы искали связь между баллом ЕГЭ и учёбой в вузе по своим данным. Вот несколько примеров работ, в которых успехи первокурсников удалось предсказать по результатам единого госэкзамена:

  • Для студентов, поступивших в Международный институт экономики и финансов ВШЭ в 2009–2011 годах, баллы ЕГЭ позволили прогнозировать рейтинги по успеваемости после первого, второго и отчасти (для экзаменов по английскому языку и математике, но не по русскому языку) третьего курсов. При этом учащиеся, поступившие в вуз по результатам олимпиад, а не только ЕГЭ, на всех трёх курсах показывали рейтинги выше.
  • Похожая картина — по баллу ЕГЭ можно предсказать успехи студента, но олимпиадники учатся лучше — наблюдалась в те же годы на химическом факультете МГУ.
  • В 2014–2016 годах в Ярославском государственном медицинском институте баллы ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку вполне позволяли предсказать академический рейтинг студента по итогам первого курса.
  • В 2015 году авторы из Петрозаводского госуниверситета на основе данных за четыре года не просто показали связь между баллами ЕГЭ и успеваемостью в вузе, но и предложили использовать эту находку на практике. По их мнению, стоит выделять первокурсников, поступивших с самыми низкими баллами ЕГЭ, в «группы риска» и проводить для них дополнительные занятия.
  • Исследование в 2017 году в Саратовском техническом университете закончилось с тем же результатом: сумма баллов ЕГЭ предсказывала средний балл первого курса.

Но далеко не все исследования подтверждали, что выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ становятся лучшими студентами. Похоже, что результаты единого госэкзамена в принципе не обладают предсказательной силой для некоторых форм обучения:

  • В Уральском медуниверситете баллы ЕГЭ сопоставлялись с оценками за курс анатомии в 2014–2015 годах. И не у всех студентов эти параметры были связаны. Для тех первокурсников, кто обучался по целевому набору за счёт местного бюджета, результаты ЕГЭ вообще не предсказали успеваемость в вузе.
  • Не нашлось связи между баллами ЕГЭ и успеваемостью в Школе перспективных исследований Тюменского госуниверситета. Только у первокурсников с самыми низкими баллами ЕГЭ были проблемы в учёбе в вузе. У тех же, кто поступил с приличными баллами, нельзя было предсказать дальнейшие успехи по результатам ЕГЭ.

Возможная причина — необычные условия приёма или обучения в университете. Например, в Школе перспективных исследований практикуется модель свободного образования: студенты бакалавриата выбирают профиль только после второго курса, и в течение всего обучения выбирают сами около трети всех курсов. ЕГЭ не оценивает нужные для такой учёбы характеристики и поэтому не информативен. А в случае медицинского университета балл ЕГЭ не был показателен, вероятно, потому, что не он определял шансы на поступление при целевом приёме.

Но есть ещё один нюанс: ЕГЭ по математике из года в год даёт ничтожно мало информации о том, как выпускник будет обучаться на технической или другой профильной специальности.

  • Попытка в 2014 году выяснить, будут ли оценки по математике в вузе выше у тех, кто получил высокий балл на ЕГЭ по этому предмету, результата не дала.
  • Данные 2019 года из другого вуза подтверждают, что экзамен не даёт информации для прогнозов по предметам: балл ЕГЭ по математике и оценка за экзамен по той же дисциплине по итогам первого курса не связаны.
  • В исследовании 2018 года авторы сделали вывод, что первокурсники и с 70-ю, и с 90 баллами ЕГЭ по математике демонстрируют примерно одинаковый уровень реальных математических компетенций — достойный только оценки «удовлетворительно».

Химия

Лия Менделеева, основатель онлайн-школы BuboUnicus, автор канала о ЕГЭ по химии на YouTube, популяризатор науки, преподаватель химии, Москва

Глобальных перемен я не вижу. Задание № 5 осталось практически неизменным, только теперь вещества — в табличке, а классы веществ вынесены списком. Принципиального отличия, кроме «подачи» задания, нет. 

Появился расчет по растворимости — теперь нужно лучше ориентироваться в pH. Лично для меня это в радость. За 6 лет работы с одинаковым материалом устаешь, а тут нужно пораскинуть мозгами, подумать, как лучше решать и как это доступно донести. 

Для учеников не вижу проблемы. Как правило, ребята начинают основательно готовится с 11 класса. А если и начали готовились раньше, то прекрасно! А пару новых задач за год разобрать уж точно можно.

Виктор Викторов, репетитор по химии

При должной подготовке никаких проблем у выпускников 2022 года возникнуть не должно. Адаптация учеников к новому формату не займет более одного-двух занятий. 

Однако стоит заметить, что суммарное количество баллов значительно уменьшилось — с 60 до 56, что может незначительно увеличить процент стобальников, и в то же время немного уменьшить средний балл остальных сдающих.

Как заработать свои баллы

Выпускники задаются вопросом: «Как сдать ЕГЭ на высокий балл»? Действительно, каждый год в единый госэкзамен вносятся некоторые изменения (заметьте, речь не идет обязательно о его усложнении). Может меняться порядок заданий, слова в формулировке, количество вариантов ответа и подобное. Само же содержание остается в целом прежним, как и сама школьная программа. На сегодняшний день даже в тестовой части ЕГЭ нужно не просто указать какую-либо букву или цифру из нескольких предложенных вариантов, а обдумать и записать правильный ответ (например, по обществознанию – найти термин, «выпадающий» из общего ряда перечисленных) или даже несколько ответов (при этом уточнить, сколько их должно быть).

Зачем? Это делается для того, чтобы свести к минимуму «угадывание» ответов на экзамене. От учеников требуется более серьезный подход к решению заданий. Но серьезный не означает непосильный. Как обычно, в любом тесте есть более и менее сложные вопросы.

Для вас не составит большого труда пройти базовое тестирование, если у вас есть основные знания по предмету, главное — очень внимательно прочитать задание (например, найти необходимое значение на графике в тесте по математике). Решив такие задания, вы можете рассчитывать на минимальное количество баллов ЕГЭ и получить аттестат, но стать претендентом на поступление в вуз явно не получится. Всегда найдутся ученики, чьи баллы будут приближаться к 100, а не к нижней границе.

Поэтому хорошенько подумайте, какую вы ставите перед собой цель и сколько баллов потребуется для ее достижения. Например, можно посмотреть проходные баллы прошлого года на сайте вузе, в который вы хотите поступать. Может, конкурс на вашу специальность не так велик? Сдать ЕГЭ – это лишь промежуточная задача, основная же – поступление в вуз.

Советы ученикам

  1. Конечно, это нужно было составить еще в начале учебного года, но и сейчас, когда так немного до экзаменов, можно что-то успеть. Составьте подобие расписания, чтобы было не в нагрузку: например, заниматься или тренироваться в инете по 2 теста каждого предмета, обязательно с перерывами. Долгое, многочасовое занятие даст результатов меньше, чем кратковременные подходы с перерывами на отдых на свежем воздухе.
  2. Не ограничивайте себя в еде, особенно девушки, которые хотят выглядеть идеально перед выпускным. Ешьте сейчас и готовьтесь к экзаменам полноценно, избавиться от пары лишних килограммов поможет яично-грейпфрутовая диета, тем более, что до выпускного вечера останется еще полмесяца. Если не хватает сил, все время засыпаете, то нужно подумать, какие витамины выбрать.
  3. Сильный стресс вызывает постоянное эмоциональное напряжение, поэтому нужно научиться расслабляться с помощью дыхания (плюс еще решить проблему похудения не за счет ограничения в еде а всего лишь используя дыхание для похудения). Делайте зарядку, выйдете на пробежку или примите контрастный душ – все это хорошо расслабляет и освежает мозги.
  4. Настройтесь на положительный результат, если есть какие-то приметы, используйте их – они скорее всего помогут, так как являются банальной установкой на результат. Главное – не переусердствовать в надежде, что примета поможет больше, чем собственные знания.
  5. Еще один психологический прием на запоминание: не удается запомнить правило, попробуйте следующее. В тот момент, когда ваши мозги будут очищены (желательно с утра) – сожмите кулак (это просто действие концентрирует энергию в мозгу) и проговорите то, что хотите запомнить. Не более 3-х правил в день.

Может кому-то и не трудно сдать экзамен ЕГЭ и сильный стресс он не испытывает, надеясь на метод научного тыка. Но большинство находятся в перевозбуждении. Успокойтесь, погуляйте и съешьте легкий десерт. Все будет хорошо.

Олимпиадники начинают и выигрывают

Школьные олимпиады в последние годы стали полноценной траекторией поступления в вузы: многие школьники вообще не рассчитывают пройти в университет по баллам ЕГЭ. Есть направления в престижных вузах, где все бюджетные места традиционно достаются только олимпиадникам.

В этом учебном году льготы для поступления дают 83 олимпиады из перечня Минобрнауки. В их числе — Всероссийская олимпиада школьников по 24 дисциплинам. И победа, и призовое место в ней позволяют поступить в любой вуз без экзаменов. Какие ещё олимпиады из перечня учитывать и какие льготы по ним предоставлять абитуриентам — приём без экзаменов или приравнивание победы к ста баллам ЕГЭ по этому же предмету, — решают сами вузы.

В масштабах страны число победителей олимпиад выглядит небольшим. Даже в 2020 году, когда из-за пандемии провести заключительные туры Всероса не удалось, и призовые места автоматически достались всем участникам, в списке призёров-одиннадцатиклассников оказались 1 598 человек. В год Минобрнауки распределяет сотни тысяч бюджетных мест в вузах! Казалось бы, тысяча-другая олимпиадников погоды не сделают. Но есть нюансы.

Более 85% победителей и призёров олимпиад выбирают вузы Москвы и Санкт-Петербурга. На популярных программах они обычно в большинстве. Например, в 2020 году ВШЭ приняла призёров Всероса на 108 мест из 125 на программе «Прикладная математика и информатика». И это не считая победителей других олимпиад, у которых тоже есть льготы. С результатами только ЕГЭ на поступление на бюджет по таким программам можно не рассчитывать.
Условий для подготовки к олимпиадам больше в крупных городах. На Всеросе дисбаланс виден невооружённым глазом: даже по китайскому языку в финал вышли 16 московских школьников, а по более массовым предметам команда Москвы выставила на заключительный этап по 100–150 человек. Например, 123 из 283 участников по обществознанию. В то же время многие регионы из года в год на этой олимпиаде представляют «команды» из одного участника

Одна из причин — московские школьники получают крупные денежные премии за участие и победу во ВСОШ, и это может быть стимулом для ребят из других регионов переезжать в Москву уже в школьные годы.
Вокруг системы школьных олимпиад периодически вспыхивают скандалы: то министр заявит, что некоторые призёры олимпиад сдают ЕГЭ по своему предмету меньше чем на 60 баллов, то задания важного регионального этапа сразу по нескольким предметам продают в Сети. Для Всероса недавно был утверждён новый порядок проведения, который призван исключить списывание и другие нарушения

Но многочисленные вузовские олимпиады под такое регулирование не попадают.

Что в итоге? Некоторые эксперты считают, что за счёт олимпиад произошло фактическое возвращение к прежней системе вступительных экзаменов, но только на новом уровне.

Да, ЕГЭ расширил и упростил доступ в региональные вузы, но в самые престижные университеты по-прежнему не попасть без нескольких лет специальной подготовки. Просто хорошо учиться в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл недостаточно.

При этом подготовка к олимпиаде доступна не каждому старшекласснику — так же, как было с посещением курсов при вузе до введения ЕГЭ. Во многих регионах и школах нет специалистов, способных подготовить школьника к соревнованиям федерального уровня. У многих родителей нет средств, чтобы отправлять ребёнка на олимпиадные сборы и на очные туры в другие города.

Словом, ЕГЭ, может быть, и стал социальным лифтом, но поднимается он далеко не на все этажи.

География

В 2019 году ЕГЭ по географии в основной период сдавали более 17 тысяч человек, примерно столько же, сколько годом ранее. Участники ЕГЭ успешно справились с решением типовых задач. Сложности у выпускников вызвали задания, требующие объяснить географические процессы и явления, задания по страноведению и географии России.

Успехи на ЕГЭ по географии

Большинство выпускников умеют читать географические карты, определять по ним координаты и расстояния, составлять профиль рельефа местности по топографической карте, анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм.

Самые трудные задания на ЕГЭ по географии

Типичной ошибкой остается неумение сопоставлять ответ с вопросом. Так, до 5% ошибок было связано с тем, что вместо требуемого в вопросе субъекта РФ экзаменуемые в качестве ответа записывают страну и наоборот.

  • понимание географических процессов и явлений в геосферах
  • задания по страноведению, в которых проверялось знание особенностей природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира
  • знание особенностей природы, населения и хозяйства крупных географических районов России, особенностей географии промышленности и сельского хозяйства нашей страны
  • умение использовать географические знания для объяснения различных географических процессов и явлений. Немногие выпускники смогли проследить цепочки причинно-следственных связей географических явлений и процессов
  • климатообразующие процессы и факторы, закономерности изменения климата, особенности и следствия движения Земли

Советы по подготовке к ЕГЭ по географии

  • Отработать планы характеристик географических объектов: рек, климатических поясов, природных зон. При правильном составлении комплексных характеристик, в соответствии с планом, более четко проявляются взаимосвязи и взаимообусловленности всех оболочек Земли.
  • Уделить время упражнениям, нацеленным на отработку физико-географических понятий, установление причинно-следственных и пространственно-временных связей между природными процессами (явлениями) для объяснения особенностей их проявления на определенных территориях.
  • Избежать досадных ошибок, вызванных непониманием текста заданий, поможет их внимательное чтение.

Химия

Число сдающих ЕГЭ по химии ежегодно увеличивается. Чтобы успешно сдать этот предмет, будущим участникам экзамена стоит потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время.

Успехи на ЕГЭ по химии

Наиболее легкие темы для выпускников:

  • строение атомов химических элементов
  • степени окисления атомов
  • принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ
  • классификация химических реакций
  • уравнения реакций ионного обмена и гидролиза
  • зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.

Трудности на ЕГЭ по химии

Ежегодно существенные затруднения у экзаменуемых вызывают следующие задания:

  • о способах получения и областях применения веществ (задание 26)
  • качественных реакциях на вещества (задание 25)

Советы по подготовке к ЕГЭ по химии

Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков.

Для повторения изученного материала рекомендуется использовать комбинированные задания, в которых для решения требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие им химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции с составлением электронного баланса.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом

Поэтому в процессе подготовки к экзамену надо обратить внимание на отработку записи решения задач, в том числе выходящих за рамки ЕГЭ. Для расчетных задач в ряде случаев можно предложить учащимся прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов

Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.

Выполнение ряда заданий основывается на опыте проведения реального химического эксперимента. Учитывая распределение данного материала практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится составление обобщающих таблиц, в которых фиксируются необходимые сведения о веществах: реактивы для распознавания, области применения, способы получения.

Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы

В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта

Советы сдающим ЕГЭ

Топ-7 советов тем, кто решил сдать Единый государственный экзамен по литературе:

Заведите тетрадь для записей. В тетрадь можно выписывать краткие сюжеты произведений, цитаты, характеристику персонажей, основные мысли и проблемы в текстах. Также можно записывать заготовленные фразы-клише, которые могут помочь в построении логической композиции сочинения.
Используйте термины. Это покажет ваш уровень знаний и эрудированность в данной дисциплине

Важно научиться оперировать словами правильно и вставлять их только в нужные места, потому что неправильно употребленный термин комиссия может рассмотреть как недочет и снять за него баллы.
Пишите сочинения как можно чаще. Лучше всего выделить несколько часов в неделю для написания сочинений, анализа текста и подбора аргументации, это повысит продуктивность и шансы сдать ЕГЭ на хорошие баллы.
Используйте материалы ФИПИ

На сайте представлены демонстрационные варианты и критерии оценивания, а также банк заданий с большим количеством примеров для закрепления своих знаний и отработки практических навыков. На сайте университета «Синергия» представлен раздел с разбором заданий по всем предметам, который может облегчить абитуриентам их учебный процесс.
Читайте ежедневно. Чтение расширяет объем долговременной памяти и словарный запас, повышает эрудированность и учит ориентироваться не только в сюжетах и персонажах, но также в жанрах и эпохах. Помимо этого чтение учит грамотно излагать свои мысли и обогащает речь.
Изучайте произведения вне рамок школьной программы. Это расширит ваш кругозор и даст больше представлений о мире литературы. Вы сможете познакомиться с новыми стилями зарубежных и русских писателей и подберете много нового для изучения.
Чередуйте учебу и отдых. Делайте зарядку, гуляйте и отвлекайтесь на что-то другое. Мозгу необходимы кислород и периодическая смена деятельности, это защищает от выгорания и повышает продуктивность работы.

ЕГЭ по литературе пригодится тем, кто хочет в будущем поступить на творческую специальность, разбираться в филологии и работать со словом. Экзамен требует много сил и времени, поэтому лучше начинать усердно учиться за 1−2 года до сдачи.

Ученикам важно научиться решать КИМы, для этого необходимо много читать и анализировать прочитанные произведения. Такой подход дает шансы на хорошие баллы и возможность поступить в любое учебное заведение

Как облегчить подготовку?

Чтобы повысить свои шансы сдать на высокие баллы, нужно научиться решать обе части экзаменационного КИМа. Для этого можно распределить задания из первой части по уровню сложности и темам, чтобы решать их блоками. Решение однотипных заданий дает шанс понять их принцип и отработать нужный навык.

Для второй части КИМа лучше всего выбрать отдельные дни. Важным аспектом сочинения являются аргументы, поэтому необходимо писать их ежедневно, можно даже завести для них отдельную тетрадь. Готовиться лучше начинать как можно раньше, это повысит шансы на успешную сдачу.

Важно изучить как можно больше произведений в полном варианте, избегая кратких содержаний. Список рекомендованных авторов представлен на сайте ФИПИ

Можно разделить все произведения на группы по эпохам. Такой подход учит ориентироваться в литературе разных веков и даст представления о каждой из эпох. В школе изучают произведения Древней Руси, а также XVIII—XXI вв.еков.

Математика. Профильный уровень

Дмитрий Амелин, учитель математики, директор частной школы «Пролицей», Санкт-Петербург

В профильном варианте изменений чуть больше, чем в базовом. Во-первых, убрали пару совсем элементарных заданий. Во-вторых, стало две задачи на теорию вероятностей и статистику вместо одной: совсем простая — под № 2, и чуть сложнее — под № 10. В-третьих, добавилось задание на понимание функций и их графиков, но ребятам, выбирающим профильный уровень, оно не должно доставить особых проблем. 

В письменной части содержательных изменений не произошло, но система оценивания, на мой взгляд, стала чуть справедливее. У выпускников чаще всего возникают проблемы с геометрическими задачами, а за реально непростую для учащихся стереометрическую задачу № 13 раньше давали всего два первичных балла. Теперь — три. Относительно же простая „экономическая“ задача под № 15 стала наоборот „дешевле“ на один первичный балл — теперь за нее дают всего два балла вместо трех.

В целом, изменения не глобальные. Сильно сложнее не стало. Проще тоже. Рестайлинг или фейслифтинг, одним словом.

История возникновения

Первый ЕГЭ за рубежом появился в США в начале 20 века. Президент Гарвардского университета Джеймс Брайнт Конант ввел SAT (Scholastic Aptitude Test). Этот тест должен был помочь найти Гарварду самых способных абитуриентов, дать возможность получить высшее образование не только детям из элитных школ. Автор теста Генри Чонси создал систему отбора, которая не столько проверяла знания учеников, сколько определяла их способность к обучению и нераскрытые таланты. После этого нововведения тесты распространились в Европе и по всему миру.

ЕГЭ в России впервые был опробован в 1997 году, в эксперименте приняли участие несколько школ. Тогда глава Министерства образования Владимир Филиппов начал процесс присоединения России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Одним из необходимых условий этого процесса было введение стандартизированного способа оценки знаний школьников по всей стране. В 2001 году ЕГЭ по восьми предметам прошел в 5 субъектах РФ, в эксперименте приняли участие более 30 тыс. школьников и около 50 вузов. Экзамен проходил в формате теста, что привело к отсутствию индивидуального подхода и критике. Реформы шли до 2009 года, пока ЕГЭ не стал единственной формой выпускных экзаменов для школьников.

Неравенство стало многоуровневым

Значит, всё прекрасно — неравенство сглажено? Увы, но географическая мобильность, которой поспособствовал ЕГЭ, ещё не означает мобильности социальной. Для вчерашнего выпускника возможность учиться в большом городе далеко от дома по-прежнему определяется, кроме баллов ЕГЭ, ещё и доходами родителей. Больше того: сам результат экзамена, по многочисленным данным, может быть предопределён тем, в какой семье ребёнок вырос и в какой школе учился.

Можно выделить три уровня, на которых по-прежнему существуют серьёзные причины для неравенства в шансах на поступление.

Уровень 1: где ты учился

Сравнение средних для разных регионов баллов ЕГЭ по русскому языку и математике с 2010 по 2014 год показало: выпускники сдают экзамены лучше в регионах с более высоким валовым продуктом, с лучшим финансированием школ, с большим числом педагогов с высшим образованием. Баллы в среднем выше в лицеях, гимназиях, школах с углублённым изучением отдельных предметов, а также в крупных школах и там, где работают учителя высшей квалификационной категории.

Конечно, усреднённые данные не означают, что в экономически слабых регионах и в обычных школах выпускники никогда не сдают ЕГЭ на высокие баллы. Но эти данные показывают, что получить максимальные результаты там удаётся реже, чем в более благополучной среде.

Уровень 2: кто твои родители

Сами школьники, их родители и даже учителя считают, что школьных занятий недостаточно для подготовки к ЕГЭ. Тут в игру вступают репетиторы: по некоторым сообщениям, уже год назад рынок частных уроков в России оценивался в 100 млрд рублей.

До введения единого госэкзамена репетиторство тоже было распространено. Например, в 2006–2009 годах больше половины студентов сообщали в опросах, что перед поступлением занимались на платных подготовительных курсах, с репетитором из выбранного вуза или других учебных заведений. После введения ЕГЭ подготовительные курсы при вузах стали менее популярными. Но в целом доля расходов на образование в семейных бюджетах россиян в последний школьный год ребёнка выросла на 70%. Высокую цену подготовки к экзамену некоторые исследователи считают одной из причин ухода выпускников 9-го класса в колледжи.

Насколько увеличивается от занятий с репетиторами балл ЕГЭ, вопрос спорный. Возможно, эффект родительских инвестиций в подготовку совсем небольшой. Но не нулевой, а это значит, что выпускник из обеспеченной семьи получает шанс нарастить свои баллы за счёт платных занятий.

Деньги — не единственный фактор неравенства. На образовательные результаты в целом влияет и культурный капитал семьи. В школе, особенно в старших классах, ненужные для поступления в вуз предметы занимают всё меньше места. Задача всестороннего развития ребёнка или подростка становится в основном ответственностью родителей. И если у семьи нет средств возить его по кружкам и секциям или нет достаточного опыта и образования, чтобы подобрать дополнительные занятия, то развитие оказывается очень ограниченным.

Уровень 3: куда ты поступаешь

Итак, чем беднее семья, тем сложнее набрать высокий балл ЕГЭ. Но не только он определяет доступность престижных вузов. Даже при одинаково хороших результатах экзаменов выпускники из семей с разным экономическим положением выбирают разные вузы. Те, у кого ситуация хуже, гораздо реже поступают в университеты с высоким уровнем отбора. Есть связь и с образовательным капиталом семьи: установлено, что больше шансов попасть в престижные вузы у выпускников, родители которых, прежде всего отец, имеют более высокий уровень образования.

Для выпускников из менее ресурсных семей ЕГЭ создал новый вариант в выборе образовательной траектории: «Поступлю туда, куда хватит баллов». Преподаватели вузов давно заметили приток первокурсников, которые ничего не знают о выбранной специальности и не мотивированы её осваивать.

Об этом говорится в опубликованном в 2015 году исследовании по опросам преподавателей — в вузы, по мнению части респондентов, приходят «случайные» люди. Исследователи из Тюменского индустриального университета считают, что этот механизм уже привёл к выходу на рынок труда тысяч немотивированных специалистов.

Чтобы проверять ЕГЭ, учителя сами сдают экзамен

— Как вы попали в проверяющую комиссию — по своему желанию, или это такое предложение, от которого обычно «нельзя отказаться»?

— Я уже очень давно проверяю ОГЭ, с самого начала его появления, а вот в комиссию по проверке ЕГЭ решила пойти только два года назад. Туда попадают по личному желанию — я пошла совершенно осознанно. Заявка на отбор в эксперты подаётся в начале учебного года (через завуча своей школы). Чтобы стать экспертом ЕГЭ, учителю нужна определённая экспертная квалификационная категория — первая или высшая. Учитывают педагогический стаж и работу в выпускных классах. Потом надо пройти обучение (в январе-марте) и сдать итоговый экзамен.

Кстати, экспертов ЕГЭ не так уж много, в отличие от экспертов ОГЭ (в ОГЭ бывает и так, что все учителя школы сидят на проверке экзамена). Связано это с тем, что одиннадцатиклассников меньше, чем девятиклассников, соответственно — экзаменационных работ тоже меньше. К тому же ЕГЭ — это более серьёзная подготовка и оценивание, потому что на кону поступление в вуз, конкуренция.

— Если учитель хочет стать экспертом ЕГЭ, он соответствующее обучение проходит единоразово или каждый год заново?

— Каждый год заново — с учётом всех поправок и нововведений в ЕГЭ. Есть очные и дистанционные занятия, и там нам дают много самостоятельных и проверочных работ, по которым оценивают, насколько мы готовы к проверке. Каждый раз в конце обучения проводится итоговая аттестация, и по её результатам принимается решение, может ли учитель стать экспертом ЕГЭ на этот год.

— Почему вы стали заниматься проверкой ЕГЭ — что вас мотивирует? Это же дополнительная нагрузка.

— Долгое время я готовила детей к экзамену, просто читая все необходимые материалы, и этого было достаточно, чтобы быть в теме. Но требования к сочинению начали усложнять, поэтому в первую очередь я записалась на проверку потому, что мне захотелось понять, как изнутри выглядит этот процесс, какие детали необходимо знать проверяющему. Без этого взгляда изнутри было не всегда понятно, чему нужно учить детей.

Во-вторых, мне это просто интересно. Для практикующего учителя это возможность посмотреть, что получается на выходе не только у своих, но и у других выпускников, какой уровень интеллекта, рассуждений, насколько сильнее или, наоборот, слабее получился выпуск. Какой-то год кажется выпуском сплошных интеллектуалов, а в какой-то видишь сплошь провальные сочинения.

— Доплачивают ли за эту нагрузку педагогам? И даёт ли эта работа ещё какие-то преимущества?

— За саму проверку платят по количеству проверенных работ. Время учёбы на курсах не оплачивается. В школе эта моя занятость никак не учитывается, это моё личное дело

Но есть такой плюс: на курсах по подготовке к проверке ЕГЭ нам выдают удостоверения о повышении квалификации, то есть для аттестации учителей это важно

Несколько слов о шпаргалках

Изобретательные ученики считают, что первый «способ» сдать ЕГЭ хорошо – это постараться списать. Безобиднее всего, если средства связи и шпаргалки заберут до экзамена перед входом в аудиторию. Списывать рискованно и небезопасно, вас попросят удалиться и вашу работу аннулируют. Пересдать можно, но из обязательных предметов в этот же год допускается повторно проходить только один, остальные – через год. Система наблюдения в местах проведения ЕГЭ постоянно усиливается и совершенствуется, поэтому стоит задуматься, нужен ли лишний повод для беспокойства и стресса. Конечно же, нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector