Подготовка егэ по литературе: как сдать экзамен на 100 баллов?
Содержание:
- Сочинение
- Структура развернутых ответов
- Совет №4: практика
- Английский язык
- Как оцениваются задания
- Особенности подготовки
- Время проведения экзамена
- Как действовать на экзамене
- Зубрить или запоминать
- Классики стало меньше
- Книга не за семью печатями
- ЕГЭ по литературе
- Тексты
- Требования на испытании. Сочинения
- Советы сдающим ЕГЭ
- К ЕГЭ готовятся долго: год или даже два. Этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. Ребята получают не только знания, но и жизненные уроки.
- Лирика
Сочинение
Основное внимание при подготовке к ЕГЭ по литературе надо уделить сочинению. В КИМ предлагаются четыре темы на выбор
Они охватывают главные этапы историко-литературного процесса с древности по настоящее время. Прежде чем приступить к работе, надо внимательно проанализировать формулировку тем: акцент может быть сделан на литературоведческий аспект или на проблематику.
Некоторые темы предполагают написание сочинения-обзора на основе одного-двух самостоятельно выбранных произведений на одну тему или по одной проблеме. Встречаются темы, которые можно раскрывать в формате записи в читательском дневнике, однако они лишь условно «свободные» – нельзя отступать от указанного литературного материала.
Особую сложность представляют, конечно, сочинения по лирике: цитирование должно быть точным, значит, стихи надо знать наизусть. Жестких требований к композиции нет, но рекомендуется придерживаться структуры рассуждения, особенно если подготовка к ЕГЭ по литературе была самостоятельной: это позволит не отвлекаться от темы.
Требования к сочинению:
- соответствие теме и авторской позиции;
- правильная аргументация;
- четко сформулированная собственная точка зрения;
- фактическая точность;
- уместное и верное употребление литературоведческих терминов;
- опора на текст произведения;
- композиционная стройность;
- грамотная речь.
Структура развернутых ответов
Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе. Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать
Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.
Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.
Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).
Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.
Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее
Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.
Совет №4: практика
Теория без практики — мертва
Безусловно, для вас эти слова совсем не новость. Хотя бы два-три раза в неделю полностью решайте тренировочный вариант ЕГЭ по литературе. Обратите внимание, полностью — значит вместе с сочинениями, да-да! Если вы думаете, что писать сочинения нет смысла, раз их никто не проверит, вы ошибаетесь
Во-первых, в сборниках для подготовки к экзаменам всегда есть ответы и, как правило, примерные темы сочинений в ответах тоже есть. Во-вторых, не забывайте про прекрасный сайт Решу ЕГЭ, где обязательно можно сверить свой ответ с примерным возможным. Ну, и в-третьих, не забывайте про своих учителей по литературе.
Как бы то ни было, чем больше вы будете писать — тем больше набьете свою руку.
Английский язык
Елизавета Гончарова, репетитор по английскому языку, автор канала |
В целом, этот новый формат легче, чем чисто эссе или доклад. Генерировать свои идеи не нужно. Бери данные из диаграммы и описывай их. Соблюдай нейтральный стиль, следи за словами и получи свои 14 баллов.
Евгения Михайлова, преподаватель английского языка, автор канала |
Изменения в устной части довольно значительные. Заданий по-прежнему четыре, но вместо Task 3, где нужно было описать фото, обращаясь к воображаемому другу, в новой версии появилась хорошо знакомая всем по ОГЭ форма — диалог с электронным ассистентом. Есть ощущение, что так разработчики пытались увеличить долю спонтанной речи в устной части ЕГЭ.
С одной стороны, отвечать на вопросы проще, чем придумывать монолог. Но с другой стороны, в «задании с картинками» была вариативность — для описания можно было выбрать одно фото из трех. К тому же, некоторые преподаватели заранее разрабатывали «канву» ответа, в которую ученику оставалось только вставить нужную «фактуру». Теперь «схитрить» получится только в задании № 4, где сохранился формат связной монологической речи. Но и здесь есть новшество: вместо простого сравнения двух картинок ученику предлагается представить, что он готовит проектную работу — нужно оставить голосовое сообщение другу, кратко описав две фотографии-иллюстрации. Обязательно надо объяснить, почему эти фото подходят для вашего проекта, и выразить своё мнение по его теме. Кстати, став сложнее по коммуникативной задаче, задание «подорожало» — в 2022 году за него можно набрать от 4 до 10 баллов.
Как оцениваются задания
Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ по литературе, нужно знать критерии оценивания заданий. Они прописаны для номеров 8,9,15,16 и 17 с развернутым ответом. Сейчас разберёмся в самых важных из них, но для начала запомните: «Необходимо всегда указывать название произведения и его автора!»
В первую очередь экзаменатор обращает внимание на соответствие ответа вопросу. Если сочинение не соотносится с заявленной темой, его результат обнуляется.
Также требуется использовать текст произведений для аргументации, т.е
анализировать образы героев или конкретные фрагменты, подтверждающие выдвинутый тезис. Например, мысль о том, что Базаров – нигилист, необходимо доказать цитатами или анализом определенных сцен романа.
Баллы могут снизить за фактические, логические и речевые ошибки. Под фактическими ошибками подразумевается искажение сюжета, фактов и т.д. К логическим ошибкам относятся смысловые неточности. Речевые ошибки предполагают нарушение языковых норм. Обязательно более подробно изучите типы ошибок, когда будете готовиться к ЕГЭ по литературе. Так, вы всегда самостоятельно сможете проверить работу.
Особенности подготовки
Учащиеся чаще всего делают упор на изучение органики и неорганики. Они должны научиться структурировать все изученное и применять это в заданиях.
ЕГЭ по химии состоит из двух частей: в первой части предлагается дать верный ответ на 28 вопросов легкой степени сложности, а вторая часть включает шесть заданий среднего и высокого уровней сложности.
Первая часть включает:
- выбор верных ответов из предложенных вариантов;
- задания на определение соответствия;
- задания на расположение веществ в порядке возрастания или убывания;
- простые расчетные задачи с записью ответа в виде целого или дробного числа.
Номера 29−30 предполагают выбор нескольких верных ответов из предложенных. В номерах 31−32 необходимо продемонстрировать умение писать уравнения, а 33−34-й номера требуют развернутого решения.
Основные разделы, которые затрагиваются:
- строение и конфигурация атомов химических элементов и веществ;
- различные типы химической связи;
- классификация неорганических веществ (свойства, эффекты, варианты получения);
- классы органических веществ (свойства, способы получения);
- электролиз и электролиты;
- различные типы химических реакций и составление химических уравнений;
- различные типы растворов.
Многие задания требуют выполнения элементарных расчетных действий, поэтому учащимся для успешной сдачи необходимо знать не только химию, но и базовую математику. Также нужно выучить формулы для расчета химических показателей: массы вещества и его доли, объема и количества вещества. На основании этих формул можно вывести другие, которые пригодятся в заданиях второй части экзамена.
Время проведения экзамена
Длительность экзамена напрямую зависит от количества заданий или их сложности. К тому же, при долгой концентрации есть вероятность просмотренной ошибки. Так что тем, у кого экзамен короче, может быть гораздо проще его сдать.
Информатика, история, литература, обществознание, профильная математика и физика — самые долгие экзамены, на их сдачу выделяется 3 часа 55 минут. На сдачу биологии, русского языка и химии дается 3 часа 30 минут. Еще меньше, 3 часа 15 минут — на иностранный язык. И быстрее всего закончится экзамен по географии, через 3 часа. Выходит, что по данному критерию выигрывают иностранные языки и география.
Как действовать на экзамене
Как отвечать на вопросы к тексту
️ Внимательно читайте текст задания.
Много ошибок школьники допускают из-за невнимательности: например, в задании спрашивают, как решается конфликт, а выпускник отвечает, где он решается. Каждое слово в формулировке задания имеет значение.
️ Обязательно аргументируйте свой ответ примерами из текста.
При этом можно использовать не только приведённый отрывок, но и другие эпизоды из тех же произведений.
️ Не искажайте авторскую позицию.
В художественной литературе не всегда всё однозначно, и порой об авторской позиции спорят даже литературоведы. Однако подобные спорные вопросы не выносятся на экзамен, и ломать над ними голову вам не придётся. По всем произведениям школьной программы заранее известна «каноническая» авторская позиция — она прописана в учебнике и статьях критиков. Отклоняться от неё или оспаривать её на экзамене не стоит.
️ Не стремитесь выразить своё мнение.
Упоминать о вашем отношении к произведению или героям нужно лишь в том случае, если вас прямо об этом спрашивают. Например, если тема вашего сочинения: «Кто из героев „Войны и мира“ Льва Толстого вам наиболее интересен и почему?», при ответе необходимо опираться на текст, а не на собственные эмоции.
Настаивать на собственной трактовке темы, идеи или проблематики произведения на экзамене вообще не стоит, даже если такая трактовка у вас есть и вы можете обосновать её цитатами из текста
Проверяющему важно, чтобы вы правильно передали авторскую позицию, а не продемонстрировали собственное понимание.. ️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
️ Избегайте логических, фактических и речевых ошибок.
Следите за точностью ссылок на текст и правильностью употребления слов, излагайте мысль последовательно, не перескакивая с одного на другое. Не используйте разговорную лексику и канцеляризмы.
ЕГЭ: как выполнять задания 9 и 16
Эти задания начинаются со слов «В каких произведениях русской классики/русских поэтов…» При этом вопросы могут быть самыми разными, и никакого заранее известного списка не существует. Вас могут спросить буквально о чём угодно: в каких произведениях описан конфликт отцов и детей или встреча героев за столом всей семьёй, в каких стихотворениях есть размышления о «горестях несчастной любви» или образ звёзд.
Если вам достался вопрос, ответ на который сразу не приходит в голову, не паникуйте.
Выполняя задание 9, сосредоточьтесь и начните перебирать в памяти эпические или драматические произведения, которые вы знаете. Лучше делать это письменно. Не бойтесь потратить на это время — так вы, в конечном итоге, справитесь быстрее. Берите ручку и выписывайте в столбик названия произведений. В этот момент вы будете автоматически прокручивать в голове их содержание и анализировать его на предмет «подходит или не подходит». Без списка мысли путаются и такой анализ невозможно провести быстро. Перебирая произведения письменно, вы успокоитесь и обязательно вспомните, где происходили нужные вам события или встречался требуемый образ.
Выполняя задание 16, относящееся к поэзии, не переписывайте все известные вам стихи подряд, это займёт слишком много времени. Задавайте себе наводящие вопросы: кто мог об этом писать, в стихотворениях на какую тему этот образ мог встречаться? Если нужен образ звёзд, записываем всех, в чьих стихах встречаются пейзажи и описания природы, а потом вспоминаем конкретные стихотворные строки.
Зубрить или запоминать
Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: «Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?»
Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.
С ученым видом знатока Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу
Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать
Классики стало меньше
— В последние годы школьная программа часто меняется. Вы, как учитель, согласны с такими переменами?
— Я бы и в программе по литературе кое-что поменяла. Особенно в начальной школе. Сейчас в нее включены современные авторы и нет многих классиков, на которых мы все выросли. Например, в 5-м классе убрали «Дети подземелья», замечательная повесть, которая воспитывала, многому учила, зато вставили произведения, которые детям не очень понятны. Возможно, поэтому и нет особого интереса. Конечно, программа требует изменений, но рассказов, повестей, которые учат состраданию, честности, заставляют ребенка переживать за героя, — становится все меньше.
Также сейчас многие произведения небольшие по объему, буквально на один урок, я считаю, что нужно погружаться в то, что читаешь. Кстати, именно такие произведения потом и запоминаются. Каждый помнит «Капитанскую дочку», «Тараса Бульбу», «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», потому что их разбирали, изучали несколько уроков подряд. Да, может быть, не все поняли, о чем они, кто-то, может быть, читал «по диагонали», но в памяти они отложились. А спросите про те произведения, которые изучали за один урок — не назовут ни автора, ни названия, потому что за сорок минут занятия еще не сформировалось представление.
Статья по теме
«Ненавижу школу!» Что делать, если первоклашка отказывается учиться?
Мы не вправе изменить программу, но можем сказать, что преподавать литературу стало труднее. С одной стороны, у детей нет желания читать, а с другой — они, наверное, не видят пользы в ней. Ведь любая информация сейчас доступна нажатием одной кнопки.
— Правда ли, что те дети, которые много читают, грамотнее?
— Связь между чтением и литературой есть, но она не абсолютная. Правда, такая закономерность наблюдается. Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Может быть, в отношении грамотности и будут какие-то проблемы, потому что она связана со знанием правил, но письменно выражать свои мысли книголюбам легко, слог у них лучше, чем у тех, кто совсем не читает. Те, бывает, и двух слов сказать не могут.
Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Фото: pixabay.com
Книга не за семью печатями
Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.
Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.
ЕГЭ по литературе
«Задания были вполне
решаемые для тех, кто готовился. Всё из курса школьной программы, ничего
неожиданного. Конечно, как у любого человека, срабатывает волнение, и некоторые
хорошие мысли приходят в голову слишком поздно, когда ты уже вышел из аудитории.
А в кабинете гробовая тишина давит на уши. У меня тряслись руки, по остальным
выпускникам тоже было видно, что они волновались. Так что, пожалуй, главный
совет — успокоить себя накануне экзамена. Не надо ничего зубрить в ночь перед днём
Х. Ведь если вы весь год готовились, то экзамен будет вам по силам.
Контроль на экзамене жёсткий.
Телефон из моих знакомых никто не проносил. Да и зачем? Когда вы на экзамене, у
вас в голове каша. Вам надо сосредоточиться и выложиться на максимум. А если
в кармане будет телефон или шпаргалки, то вы будете думать ещё и о том, а не
спалят ли вас, не выпадет ли что-нибудь из кармана.
Для десятиклассников
совет такой: как только настанет 1 сентября, сразу же садитесь за учебники!
Решайте хотя бы полварианта каждый день, и тогда подготовка к ЕГЭ на станет для
вас адом. И не делайте акцент на какой-то предмет. Надо готовить все дисциплины,
которые вы собираетесь сдавать, и уделять им одинаковое время. Я вот готовилась
только к литературе, а через два дня у меня следующий экзамен, и я не знаю, как
его сдавать, потому не готовилась к нему тщательно».
— Аделина Б., Омская
область, Большеречье
«Сам по себе экзамен
сложный, но мне, на удивление, попались лёгкие задания. Тестовую часть я
сделала за 10 минут! В принципе, все работали в спокойной атмосфере
Экзаменаторами
были довольно приятные женщины, которые всё подробно объясняли и, что важно, не
смотрели на нас, как на врагов народа.
Главное — учить стихи. А то
меня в ночь перед экзаменом хватил мандраж, и я боялась, что не смогу ничего
вспомнить. Но когда увидела задания, расслабилась. Держите позитивный настрой,
и тогда всё получится!»
— Анастасия С., Челябинск
«Задания легчайшие! Я интенсивно
готовился всего десять дней до экзамена, остальное время прокрастинировал. Мне
попался хороший вариант: в 16 задании по лирике попалась тема любви, а вот моим
знакомым — тема могилы матери. Семнадцатое сочинение вообще было аккурат по той
теме, которую я прогонял перед экзаменами. Ну как это назвать, если не удачей?
В аудитории стояла
гнетущая атмосфера, как и на последнем пробнике. Мне попалась качающаяся из
стороны в сторону парта и скрипучий стул, нервы медленно сдавали, но в целом
всё было более или менее цивилизованно. В принципе орги (организаторы — прим. ред.)
относились к нам с пониманием. Забавный момент был: я в порыве раздумий прикрыл
глаза и откинул голову назад, чтобы волосы в лицо не лезли — и меня тут же
спросили, как я себя чувствую. Когда выходили из кабинета, тоже спрашивали, всё
ли нормально, сложно ли, не нужна ли помощь сейчас. Заботливо, в общем.
Моя знакомая
пронесла три толстенных тетрадки на экзамен, ради своей пока ещё здравой
психики я всё же решил не спрашивать, где и каким образом. Знаю про то, что на
экзамен проносили шпаргалки, про телефоны не слышал.
Работягам, которые
решили сдавать литературу, посоветую сделать то, что невозможно сделать за те
десять дней, пока я готовился: учить стихи, сначала по кодификатору, потом
другие. Тема могилы матери раскрывается в стихах Щипачёва, Сурикова, Тихонова,
но в кодификаторе такого вообще нет, а если и есть — это из той части
кодификатора, в которой надо выбрать три автора. Вообще, литература — самый несправедливый экзамен, на него отводят мало времени, и тебе приходится без
остановки писать. Рука просто отваливается!»
— Антон Л., Сибирь, город
N
«Задания были несложные. Мне повезло с
вариантом — попался Гоголь. Я очень боялась получить какой-нибудь «Тихий дон». Что
касаемо атмосферы, то она была спокойной. Мы просто пришли и сделали то, что
должны были. Никто не кричал, не плакал. В аудитории были адекватные
организаторы. Когда я шла на экзамен, то представляла себе 10 машин полиции,
а на деле оказалась одна рамка и женщина с ручным прибором. Попросили показать
только пряжку ремня. Остальное не проверяли.
Советую не решать
тесты, а писать задания С-части. И ни в коем случае не думать, что от плохих
результатов закончиться жизнь. Чем проще будешь относиться к экзамену, тем
лучше его напишешь».
— Калерiя А., Томск
Тексты
Полный перечень произведений, которые нужно знать, также содержится в кодификаторе – в разделах со второго по восьмой.
Он объемный, включает материал всего школьного курса литературы, поэтому, готовясь к ЕГЭ, не стоит начинать с перечитывания всех перечисленных книг, а сначала надо сгруппировать их по главным признакам: например, по теме, проблеме, времени действия, жанру и т. п. Одни и те же произведения окажутся в разных списках, при этом материал структурируется, что поможет выполнить задания с развернутым ответом. А вот стихов лучше выучить как можно больше.
Текстами произведений на ЕГЭ по литературе пользоваться нельзя. Ежегодно эксперты обсуждают предложение разрешить выпускникам обращаться к оригиналам произведений для цитирования в сочинениях, но вопрос пока открыт, и приносить с собой на экзамен можно только ручку.
Требования на испытании. Сочинения
Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.
Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.
Советы сдающим ЕГЭ
Топ-7 советов тем, кто решил сдать Единый государственный экзамен по литературе:
Заведите тетрадь для записей. В тетрадь можно выписывать краткие сюжеты произведений, цитаты, характеристику персонажей, основные мысли и проблемы в текстах. Также можно записывать заготовленные фразы-клише, которые могут помочь в построении логической композиции сочинения.
Используйте термины. Это покажет ваш уровень знаний и эрудированность в данной дисциплине
Важно научиться оперировать словами правильно и вставлять их только в нужные места, потому что неправильно употребленный термин комиссия может рассмотреть как недочет и снять за него баллы.
Пишите сочинения как можно чаще. Лучше всего выделить несколько часов в неделю для написания сочинений, анализа текста и подбора аргументации, это повысит продуктивность и шансы сдать ЕГЭ на хорошие баллы.
Используйте материалы ФИПИ
На сайте представлены демонстрационные варианты и критерии оценивания, а также банк заданий с большим количеством примеров для закрепления своих знаний и отработки практических навыков. На сайте университета «Синергия» представлен раздел с разбором заданий по всем предметам, который может облегчить абитуриентам их учебный процесс.
Читайте ежедневно. Чтение расширяет объем долговременной памяти и словарный запас, повышает эрудированность и учит ориентироваться не только в сюжетах и персонажах, но также в жанрах и эпохах. Помимо этого чтение учит грамотно излагать свои мысли и обогащает речь.
Изучайте произведения вне рамок школьной программы. Это расширит ваш кругозор и даст больше представлений о мире литературы. Вы сможете познакомиться с новыми стилями зарубежных и русских писателей и подберете много нового для изучения.
Чередуйте учебу и отдых. Делайте зарядку, гуляйте и отвлекайтесь на что-то другое. Мозгу необходимы кислород и периодическая смена деятельности, это защищает от выгорания и повышает продуктивность работы.
ЕГЭ по литературе пригодится тем, кто хочет в будущем поступить на творческую специальность, разбираться в филологии и работать со словом. Экзамен требует много сил и времени, поэтому лучше начинать усердно учиться за 1−2 года до сдачи.
Ученикам важно научиться решать КИМы, для этого необходимо много читать и анализировать прочитанные произведения. Такой подход дает шансы на хорошие баллы и возможность поступить в любое учебное заведение
К ЕГЭ готовятся долго: год или даже два. Этот период проверяет на прочность, самостоятельность и ответственность. Ребята получают не только знания, но и жизненные уроки.
Анастасия Шереметьева:
— Экзамен научил меня, что ничего в мире не стоит моих нервных клеток. Нужно было больше спать и есть. Даже где-то наслаждаться последними занятиями в школе и ловить ностальгическую волну. Я это упустила из-за боязни не сдать и выбрала подготовку. Но сейчас не жалею, ведь 100 баллов помогают пройти во многие вузы, а поступить в университет я хотела больше, чем гулять с одноклассниками и спать по 9 часов в сутки. Стоит расставить все приоритеты ещё в сентябре, чтобы потом не жалеть. Экзамен — это о работе, об усердной подготовке. Не стоит надеяться на удачу или помощь свыше.
Кристина Михайлова:
— Я поняла, что если хочешь добиться высоких результатов, то нужно прикладывать много усилий для их достижения, ничего не даётся просто так
И, конечно, важно следить за временем и правильно его распределять.
Лирика
Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.
Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.