Решу егэ по литературе 2021
Содержание:
Какая структура заданий ЕГЭ по литературе?
Структура экзаменационного теста состоит из 2-х частей. Предлагается пять заданий, которые содержат опросы и объединённых в три блока.Первый блок предлагает проанализировать отрывок из произведения в прозе и написать два маленьких сочинения на пятьдесят слов, тему можно взять на выбор. Эти сочинения считаются развёрнутым ответом на задание.Следующий блок проверяет способность проводить интерпретацию и анализировать поэтическое произведение.Третий блок является уровнем повышенной сложности . На этом этапе пишется будет большое развёрнутое сочинение на предлагаемую тему. Задание включает в себя четыре темы для написания сочинения. Требования к объёму сочинения высокие. Например, количество слов в сочинении должно быть не меньше 250-ти. Сочинение должно содержать детальный анализ, раскрывающий проблему сюжета, его интерпретацию, а также иметь своё аргументированное мнение.
Как устроен экзамен
Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.
Первая часть
В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.
Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.
Вторая часть
Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.
При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.
Как переводить первичные баллы в тестовые?
Для того, чтобы оценить экзамен по литературе в 2021 году используют два способа, а именно первичные и вторичные баллы. Для того, чтобы перевести тестовые баллы во вторичные Рособрнадзор создал специальную таблицу.
В том случае, если выпускник наберёт до 14 первичных баллов, что соответствует 30 вторичным, экзамен не будет сдан. Первичные 20 баллов (38 вторичных) позволят сдать экзамен, но их не будет хватать для поступления в большинство ВУЗов. Для того, чтобы сдать экзамен хорошо и поступить в хороший университет необходимо набрать первичных от 21 до 58 баллов или вторичных 40-100. Эти показатели необходимо учитывать в том случае, если выпускник планирует поступить в определённый ВУЗ, где требуется точное количество баллов.С нами каждый ученик сможет решить тренировочные тесты ЕГЭ по русской литературе на высокие баллы, и тем самым, быть уверенным на экзамене.
Часть 1
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!
Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.
Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение
родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Кабанов. Я, маменька…
Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?
Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?
Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом
снохе не угодить, ну, и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.
Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдёт, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Кабанов. Да отсохни язык…
Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.
Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?
Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли,
отводит от меня, уж не знаю.
Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!..
(А.Н. Островский. «Гроза»)
1Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».
2Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».
3В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?
4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- Кабаниха
- Катерина
- Варвара
- «Отчего люди не летают!»
- «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
- «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»
- «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!»
А
Б
В
5Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).
6Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?
7Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В поле ответов впишите без пробелов, запятых и других
дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый ______________ между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый ______________ двух поколений.
СЕНТЯБРЬ
Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой,
С рощей играет багряной,
С россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул
На златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю,
И ничего не хочу!
И никому не известно
То, что, с зимой говоря,
В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября…
(Н.М. Рубцов, 1970)
10Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?
11Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?
12Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами:
Солнечный блеск твой чудесный
С нашей играет рекой…
13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н. М. Рубцовым в данном произведении.
- эпитет
- ирония
- гротеск
- анафора
- звукопись
14Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).
Ваше имя:
Проверка
Что изменилось в ЕГЭ-2021 по русской литературе?
Изменения в ЕГЭ 20021 по литературе начались начавшиеся в прошлом году закончатся в 2021-м
В настоящее время особое внимание уделяется не умению владеть литературной терминологией, а общему знанию произведений – содержанию, героев, различных цитат. Это изменение позволит увеличить область знаний в литературе.Во время подготовительных работ рекомендуется уделить много времени стихотворениям
Обычно выпускники думают то, что в экзаменационных билетах им необходимо будет найти определенное произведение автора, которое изучено по школьной программе. Необходимо отметить, что новые КИМы требуют от экзаменующихся навыков анализировать все творчества поэта и предлагаться будет любое стихотворное произведение. ЕГЭ по литературе будет творческим процессом, поэтому некоторые пункты претерпят основательные изменения. Главной задачей КИМов станет проверка знаний, которые дают глубочайшее понимание литературных произведений, а не навыки использования терминов и теоретико-литературных понятий.
Как распределить время?
Только правильно распределив время, можно сдать экзамен по литературе на достаточное количество баллов.ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Согласно мнению экспертов и составителей экзамена этого достаточно для того, чтобы выполнить всю экзаменационную работу и набрать нужное количество баллов. Однако не стоит забывать, как и на другом экзамене на ЕГЭ по русской литературе необходимо правильно спланировать время. Это поможет не только хорошо выполнить все задания, но и избежать ситуации, когда время экзамена уже заканчивается, а выпускник не успел сделать все задания.Специалисты советуют спланировать время на ЕГЭ по русской литературе в 2021 году следующим образом.На тестовую часть, а именно на задания под номерами 1-7, 10-14 лучше потратить около 15 минут. На мини-сочинение ( задания 8 и 15) также лучше потратить по 15 минут.На задания под номером 9 и 16 лучше потратить около 20 минут на каждое. На большое сочинение ( задание под номером 17) можно потратить около 150 минут. Для того, чтобы рассчитать время на экзамене по русской литературе заранее необходимо много тренироваться и прорешивать демонстрационные варианты. В этом случае каждый выпускник сможет индивидуально спланировать своё время и определить, какие задания требуют большего времени, а какие можно выполнить относительно быстро.
Типы заданий
Первая часть, задания 1–16
В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. К первому типу относятся задания, где нужно исключить два признака или понятия, «выпадающих» из общего ряда.
Пример задания на исключение двух признаков из демоверсии 2022 года
Задания второго типа предполагают выбор от двух до четырёх верных суждений из пяти.
Пример задания на выбор нескольких верных суждений из демоверсии 2022 года
В традиционном задании третьего типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.
Пример задания на установление соответствия из демоверсии 2022 года
Четвёртый тип заданий предполагает анализ смоделированной ситуации и выбор от двух до четырёх правильных ответов из шести возможных.
Пример задания на выбор нескольких верных вариантов ответаиз демоверсии 2022 года
Экзамен включает графическое задание, которое строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.
Пример задания на анализ графической информации из демоверсии 2022 года
Тема заданий 12 и 13 известна заранее. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека (1 и 2 главы Конституции РФ), а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации.
Пример заданий 12, 13 на знание Конституции РФ из демоверсии 2022 года
Вторая часть, задания 17–25
Блок заданий с 17-го по 20-е — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему.
- Чтобы ответить на задание 17, достаточно внимательно прочитать и проанализировать текст.
- В ответах на задание 18 нужно продемонстрировать умения дать определение предложенному термину. В этом году требования к ответу сделали более чёткими: в объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.
- В задании 19 нужно проиллюстрировать примерами положения текста.
- В задании 20 необходимо продемонстрировать умение рассуждать на ту или иную тему, связанную с проблемой, затронутой в тексте.
ЕГЭ по обществознанию в 2022 году включает новое задание второй части — задание 21. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены.
Пример задания 21 на анализ графиков спроса и предложенияиз демоверсии 2022 года
Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно.
Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23. Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ.
Пример задания 23 на знание Конституции и законодательства РФиз демоверсии 2022 года
В задании 24 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме: например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
В ЕГЭ-2022 убрали мини-сочинение, а задание на составление сложного плана объединили тематически с новым заданием 25. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания.
Пример заданий 24, 25 на подготовку доклада из демоверсии 2022 года
Распространённые ошибки и как с ними справиться
— Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении.
— Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как»
Фактические ошибки
— Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию.
— Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла.
— Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните.
Пересказ вместо анализа произведения
— Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения. — При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении
— При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении.
Логические ошибки
— Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же.
— Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего.
— В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними.
Изображение на обложке: Eric Nyffeler / Dribbble