Как подготовиться к огэ по литературе в 2021: план и материалы для подготовки
Содержание:
- 7 Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.
- 6 Из русской литературы второй половины XIX в.
- Как подготовиться
- Зачем сдавать литературу в 9 классе?
- Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
- Литература конца XIX – начала XX в.
- Древнерусская литература
- Изменения 2022 года
- Оценивание работ
- Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
- Литература первой половины 19 века
- Как писать сочинение
7 Из русской литературы ХХ в. – начала XXI в.
7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
7.2 А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…»*, «О, я хочу безумно жить…»*, «О доблестях, о подвигах, о славе…»*
7.3 В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
7.4 С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся…»*
7.5 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.6 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*)
7.7 В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
7.8 А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
7.9 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)
7.10 Поэзия второй половины XX в. И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору)
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Ещё шумел весёлый день…»*, «Чародейкою-зимою…»*
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…»*, «Ещё весны душистой нега…»*, «На заре ты её не буди…»*
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
Как подготовиться
Подготовка к ОГЭ по литературе – это не просто прочтение всех предусмотренных школьной программой произведений. Необходимо осмыслить их, разобраться в авторских позициях, оценить их влияние на русскую и мировую культуру.
Важно отметить, что наличие собственного мнения о писателях и их творениях не заменяет знания фактического материала (самих текстов, критики, биографий авторов, исторического периода, когда создавались те или иные произведения). Для систематизации материала желательно вести дневник, в который нужно записывать:
- фабулу;
- имена и характеристики главных героев;
- проблематику, поднятую автором;
- избранные цитаты.
Отдельное внимание рекомендуется уделить теории литературных жанров. Ученик должен четко разбираться, что такое повесть, роман, рассказ, чем они отличаются
Для анализа лирики нужно уверенно ориентироваться в средствах художественной выразительности – гиперболах, аллегориях, метафорах, перифразах и т.д.
Несмотря на кажущуюся сложность, к ОГЭ по литературе вполне реально подготовиться с нуля, даже имея пробелы в знаниях за прошлые годы. Главное – начать целенаправленно заниматься хотя бы за 8-9 месяцев до экзамена, поскольку потребуется «начитать» и усвоить большой объем информации.
Демоверсия
Демонстрационный вариант – возможность получить наглядное представление о структуре и ходе экзамена. Этот документ ежегодно публикуется разработчиками ОГЭ и служит главным инструментом для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации.
Демоверсия ОГЭ по литературе – это фактически экзамен в домашних условиях
Школьнику важно наработать навык составления связных текстов нужного объема, без «воды» и отвлеченных рассуждений
Кодификатор
Еще один важный документ-помощник – кодификатор ОГЭ по литературе
Именно в нем дан перечень всех тем, на которые учащемуся следует обратить внимание при подготовке к испытанию. Он состоит из двух частей
Первая содержит основные требования к освоению школьной программы. Каждый ученик, выбравший для сдачи литературу, должен:
- понимать содержание произведений, образную природу литературного творчества;
- знать основные факты биографии М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя;
- уметь анализировать художественный текст, выделять основную идею, проблематику, давать характеристики главным и второстепенным героям и сравнивать их, разбираться в композиции и сюжете;
- понимать авторскую позицию, уметь формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
- иметь практический навык создания связного письменного текста для оценки литературных произведений.
Во второй части перечислены основные теоретико-литературные понятия, которыми должен владеть школьник. Также отсюда можно извлечь список литературы для сдачи ОГЭ.
Перечень скомпонован по историческим эпохам. Для большинства авторов приведены конкретные названия произведений, которые необходимо знать.
По некоторым писателям и поэтам учащимся дается свобода выбора. В частности, самому можно определиться, какую читать былину, повесть Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева, пьесу А.Н. Островского и Ж.-Б. Мольера, стихи и прозу второй половины XX-XXI века.
Зачем сдавать литературу в 9 классе?
Литература нужна для большинства творческих профессий: от режиссера и хореографа до архитектора и дизайнера. Даже если вы хотите петь, необходимо сдавать литературу. Еще этот ЕГЭ понадобится для таких популярных профессий, как филолог и журналист.
Подготовиться к ЕГЭ по литературе достаточно сложно. Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться (вы уже видели, что весь экзамен построен на развернутых ответах)
Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать
На курсах MAXIMUM Education я ежегодно помогаю ученикам, которые обладают хорошим слогом и даже писательским талантом, но без знания критериев не могут набрать высокий балл.
Даже победители олимпиад по литературе не всегда хорошо сдают экзамен, потому что не умеют работать с форматом. ОГЭ и ЕГЭ сильно связаны, и, готовясь к литературе в 9 классе, вы значительно повышаете шансы на успех в будущем.
Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
- Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
- Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
- Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса.
- Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.
Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.
- На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
- В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
- Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.
Литература конца XIX – начала XX в.
Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи.
Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе будет состоять из произведений А.П. Чехова и творений поэтов серебряного века.
- «Студент» (анализ и краткое содержание);
- «Ионыч» (анализ и краткое содержание);
- «Человек в футляре» (анализ и краткое содержание);
- «Дама с собачкой» (анализ и краткое содержание);
- «Смерть чиновника» (анализ и краткое содержание);
- «Хамелеон» (анализ и краткое содержание)
- Пьеса «Вишневый сад» (анализ и краткое содержание).
Часть «В» «порадует» нас нововведениями:
- «Крыжовник» (анализ и краткое содержание);
- «О любви» (анализ и краткое содержание);
- «Попрыгунья» (анализ и краткое содержание);
- «Три сестры» (анализ и краткое содержание);
- «Чайка» (анализ).
В части «С» могут быть упомянуты:
- «Душечка» (анализ и краткое содержание);
- «Скучная история»;
- «Любовь»;
- «Дядя Ваня» (анализ и краткое содержание).
Поэзию серебряного века мы систематизируем следующим образом:
Категория | Автор | Список стихотворений |
В | И.А. Бунин | «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» |
С | В.Я. Брюсов | «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы…», «Неколебимой истине…», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я». |
С | К.Д. Бальмонт | «Безглагольность», «Будем как солнце, Забудем о том…» «Камыши», «Слова-хаме- леоны», «Чёлн томленья», «Я мечтою ловил ухо- дящие тени…», «Я – изысканность русской мед- лительной речи…». |
С | Н.С. Гумилев | «Андрей Рублёв», «Жираф», «За- блудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капи- таны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дер- виш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слонёнок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы». |
С | В.В. Хлебников | «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Куз- нечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звёздам тыкать…», «О достоевскиймо бегущей тучи…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…». |
С | В.В. Набоков, И.Ф. Анненский, А. Белый, М.А. Волошин, Н.А.Клюев, И. Северянин, Ф.К.Сологуб, В.Ф. Ходасевич | Не учтены |
Древнерусская литература
В первую очередь, подготовка к ЕГЭ по литературе включает в себя ознакомление с содержанием произведений школьной программы, а также их осмысление и анализ. Представляем Вам список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года. Их должен прочитать каждый выпускник, стремящийся к поступлению на творческую специальность. Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии.
Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику.
- Краткое содержание «Слова о полку Игореве»;
- Анализ «Слова о полку Игореве».
Другие материалы по этому значимому произведению Вы можете найти через поиск по сайту — у нас их очень много.
Изменения 2022 года
- В Кодификатор добавилось 39 зарубежных авторов (ранее на экзамене использовалась только русская классика), причем зарубежное стихотворение может попасться и в обязательной части по лирике (в отличие от прозы, которая будет дана только в сочинении 17 на выбор из 5 тем).
- Добавились новые тексты русской литературы.
- Изменился итоговый первичный балл: был 58, стал 55.
- В сочинениях добавился новый критерий «Грамотность», где проверяются орфография, пунктуация, грамматические нормы. Этот критерий добавляет 5 баллов, но проставляется только в случае, если ученик написал не менее трех сочинений из пяти. Таким образом, если написанных сочинений меньше — вы автоматически теряете еще 5 баллов!
- В заданиях с кратким ответом изменилось количество заданий: в части по прозаическому, драматическому или лироэпическому тексту из 7 заданий стало 4, а в части по лирике из 5 заданий — 3.
- Вместо обязательного 8 задания мини-сочинения на анализ отрывка в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ отрывка).
- Вместо обязательного 15 задания на анализ стихотворения в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ стихотворения; но не забывайте, что здесь может быть и зарубежная поэзия).
- В «бывших» 9 и 16 мини-сочинениях на сопоставление вместо 2 примеров можно приводить только один (включая зарубежную литературу), при этом балл за задание уменьшился, а критерии не изменились.
- В «бывшем» 17 задании (большое сочинение) количество тем на выбор увеличилось с 4 до 5, а вместе с этим увеличился и максимальный балл (с 14 до 15: на это повлиял дополнительный балл за использование терминов).
- Объем сочинения также вырос: если раньше требовалось написать не менее 150 слов, то теперь — 200, иначе сочинение не будет проверяться.
Оценивание работ
На ОГЭ по литературе в 9 классе можно набрать максимум 39 первичных баллов, которые распределяются по схеме, приведенной в таблице ниже.
Часть экзамена | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного первичного балла |
---|---|---|---|
Первая | 2 | 12 | 31 |
1 | 8 | 21 | |
Вторая | 1 | 13 | 33 |
Оценка за грамотность | Учитываются все задания | 6 | 15 |
Всего | 4 | 39 | 100 |
Как видим, для учеников, которые рассчитывают на высокий результат, имеют значение все заданий, поскольку их ценность сопоставима. Первые два упражнения – базового уровня сложности, третье – повышенного, а четвертое – высокого.
В отличие от экзаменов по точным наукам, оценивание ОГЭ по литературе грешит определенной субъективностью и в какой-то мере зависит от понимания критериев каждым экзаменатором.
Номер задания | Перечень критериев |
Важные нюансы |
---|---|---|
1,2 |
1. Соответствие ответа заданию. 2. Использование для аргументации текста. 3. Соблюдение норм речи и логичность изложения. |
За выполнение каждого критерия можно получить по 2 балла. Если за первый критерий выставляют 0 баллов, то задание считается невыполненным, и дальше его не проверяют. Если его оценили в 1 балл, то за второй оценку выше не ставят. Если второй критерий не выполнен (0 баллов), то за первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают. |
3 |
1. Сопоставление произведений. 2. Использование текста произведения для аргументации при сопоставлении. 3. Логичность и соблюдение речевых норм. первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают. |
Ценность первого и третьего критериев – по 2 балла, второго – 4 балла. Ноль за первый критерий – и задание считается невыполненным. Ноль за второй критерий – и третий уже не проверяется. |
4 |
1. Соответствие теме и ее раскрытие. 2. Использование текста для аргументации. 3. Применение теоретико-литературных понятий. 4. Логичность и композиционная цельность. 5. Соблюдение норм речи. |
Первый, второй и четвертый критерии стоят по 3 балла, третий и пятый – по 2. Основной – первый критерий. Если за него выставляют ноль, то задание отбрасывается как невыполненное. Причиной такой оценки может быть несоответствие заданной тематике или количество слов менее 150. |
Девятиклассникам также следует обратить внимание на грамотность. С 2020 года за это можно получить до 6 баллов, но только если ученик выполнил хотя бы два задания первой части и справился с сочинением
Набранные школьниками первичные баллы после проверки работ переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале:
- 0–13 баллов – двойка, экзамен не сдан;
- 14–22 балла – тройка;
- 23–31 балл – четверка;
- 32–39 баллов – пятерка.
В профильный литературный класс рекомендуют зачислять учеников, набравших на ОГЭ не меньше 26 первичных баллов. Каждая школа устанавливает свои требования к таким классам, но обычно они ориентируются на рекомендации ФИПИ.
Литература – сложный выбор для сдачи на ОГЭ. От школьника требуется начитанность, эрудиция, грамотность, наличие своего мнения и способность его аргументировано излагать в письменном виде. Те, кто хочет просто сдать экзамен и забыть о нем, обычно не записываются на литературу. Этот вариант больше подходит ученикам, которые планируют поступать в гуманитарные вузы на специальности, связанные с филологией, преподаванием или журналистикой.
Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.
- Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
- Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
- Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
- Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
- Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
- Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).
Литература первой половины 19 века
Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость.
Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:
Поэзия В.А. Жуковского представлена двумя стихотворениями (ссылки ведут на анализ по плану):
- «Море»;
- «Невыразимое»;
- «Светлана»;
- «Лесной царь».
Из репертуара А.С. Грибоедова обязательно встретится пьеса «Горе от ума»:
- Анализ пьесы «Горе от ума»;
- Краткое содержание пьесы «Горе от ума» по действиям;
Также выпускнику стоит подробнее изучить творчество А.С. Пушкина (ссылки ведут на анализ по плану):
- «Деревня»
- «Узник»
- «Во глубине сибирских руд…»
- «Поэт»
- «К Чаадаеву»
- «Песнь о вещем Олеге»
- «К морю»
- «Няне»
- «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
- «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)
- «Пророк»
- «Зимняя дорога»
- «Анчар»
- «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
- «Я вас любил: любовь еще, быть может…»
- «Зимнее утро»
- «Бесы»
- «Разговор книгопродавца с поэтом»
- «Туча»
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- «Погасло дневное светило…»
- «Свободы сеятель пустынный…»
- «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)
- «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»),
- «…Вновь я посетил…»
Крупныепроизведения Пушкина не менее важны:
- «Капитанская дочка» (вот анализ и краткое содержание);
- «Медный всадник» (вот анализ и краткое содержание);
- «Евгений Онегин» (вот анализ и краткое содержание).
Нельзя забыть и о том, кто так сожалел о гибели Пушкина, — М.Ю. Лермонтове. Его стихотворения требуют изучения:
- «Нет, я не Байрон, я другой…»
- «Тучи»
- «Нищий»
- «Из-под таинственной, холодной полумаски…»
- «Парус»
- «Смерть Поэта»
- «Бородино»
- «Когда волнуется желтеющая нива…»
- «Дума»
- «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
- «Три пальмы»
- «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)
- «И скучно и грустно»
- «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
- «Родина»
- «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
- «Пророк»
- «Как часто, пестрою толпою окружен…»
- «Валерик»
- «Выхожу один я на дорогу…»
В список входят и более крупные произведения — две поэмы и один роман:
- «Песня про… купца Калашникова» (вот краткое содержание);
- «Мцыри» (вот анализ и краткое содержание);
- «Герой нашего времени» (вот анализ и краткое содержание).
Произведения Н.В. Гоголя завершают этот перечень книг для подготовки к ЕГЭ по литературе:
- «Ревизор» (вот анализ и краткое содержание);
- «Шинель» (вот анализ и краткое содержание);
- «Мертвые души» (вот анализ и краткое содержание);
Как писать сочинение
Вы получите за сочинение максимальное количество баллов, если:
- оно соответствует теме;
- авторская позиция не искажена;
- тема раскрыта полностью;
- в качестве аргументов приведены примеры из текста;
- использованы теоретико-литературные понятия;
- композиция отличается цельностью;
- мысли изложены последовательно и логично;
- нет речевых ошибок.
Основная часть
- Начните работу с основной части.
- Составьте план будущего сочинения.
- Сформулируйте три пункта, которые раскрывают тему.
Например, тема — любовная лирика Михаила Лермонтова. Чтобы её раскрыть, выпишите названия трёх стихотворений поэта о любви и проанализируйте их. Вы получите минимум три абзаца осмысленного, содержательного текста и рассмотрите три аспекта указанной темы, что вполне достаточно для её раскрытия.
Запишите цитаты, которые иллюстрируют вашу мысль.
Их не должно быть слишком много (это перегружает текст) или слишком мало. Придерживайтесь правила: один абзац — одна мысль — одна-две цитаты. Если вы пишете о поэзии, лучше использовать прямые цитаты. С прозаическими произведениями подойдут и косвенные: «Пушкин писал, что…»
Выберите отсылки к тексту произведения.
Это могут быть фрагменты, эпизоды, образы, события, поступки героев, которые иллюстрируют вашу мысль.
Подумайте, какие теоретико-литературные термины вы можете использовать.
Они должны соответствовать теме. Если это тема любви в творчестве поэта, подойдут термины «любовная лирика», «лирический герой», «метафора», «сравнение».
Напишите основную часть по плану, используя подготовленный материал.
Избегайте простого пересказа и словоблудия — так называемой «воды». Они обеспечивают объём, но не помогают раскрыть тему, а время отнимают. Следите за тем, чтобы правильно передать позицию автора.
Вступление и заключение
Переходите к вступлению и заключению после написания основной части.
Вступление должно быть кратким — не более двух-трёх предложений. Не используйте штампы и пустые, ничего не значащие фразы: «великий русский поэт», «известное произведение», «все мы знаем» и тому подобные. Они замусоривают текст и тратят ваше время.
Во вступлении можно сказать об актуальности темы или проблемы для самого автора, для всего человечества или для вас лично, упомянуть исторические факты или факты биографии автора. Можно заходить через сюжет: «Тема семьи — одна из главных в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“».
В качестве подсказки используйте ключевые слова в формулировке темы. Возьмём тему «Над какими философскими вопросами размышляет Ф. Тютчев в своих стихотворениях?». Ключевые слова здесь — «философские вопросы». Значит, во вступлении можно говорить о том, что такое философская лирика и какое место она занимает в поэзии вообще и в творчестве Тютчева в частности.
Ещё один вариант начала — кратко перечислить мысли, которые вы раскроете в основной части. К примеру, если тема — «Семья в романе М.А.Шолохова „Тихий Дон“», во вступлении можно не просто указать, что она важна для писателя, но и перечислить, на примере каких семей мы видим события начала XX века..
Заключение состоит из двух-четырёх предложений, в которых необходимо подвести итог и сделать краткий вывод из всего вышесказанного. В заключении не должно быть никакой новой информации. Вернитесь к теме, перечитайте её. Теперь пишите заключение. Здесь можно ещё раз кратко повторить основные тезисы или написать о том, как повлияло на вас творчество автора.
Не забудьте несколько раз медленно прочитать черновик. Возможно, где-то прячутся речевые или даже фактические ошибки.