Профессиональная переподготовка: виды, программы, сроки
Содержание:
- Кто может пройти обучение
- Долгосрочные и среднесрочные программы
- Краткосрочные курсы
- Специальности
- Профессиональная подготовка
- Где пройти профессиональную переподготовку врачам
- Какой документ выдаётся
- Когда проходить аккредитацию после снятия моратория
- Виды переподготовки
- Плюсы профессиональной переподготовки
- Как применяется профстандарт педагога
- Виды профессиональной переподготовки
- Любимая профессия и уровень дохода: как найти компромисс
Кто может пройти обучение
Курсы профессиональной переподготовки можно пройти:
- с оконченным высшим образованием: после университета, института, академии;
- с оконченным средним профессиональным образованием: после техникума или колледжа;
- во время учёбы в высшем или среднем профессиональным образовательном учреждении.
При выборе программы необходимо внимательно изучить требования к квалификации специалиста, например, переподготовку по специальности «Медицинский психолог» можно пройти, только имея высшее психологическое образование.
Нюансы есть и в получении педагогического образования. Согласно единому квалификационному справочнику человек, претендующий на должность учителя, должен иметь «высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету … либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении».
То есть человек, изучавший лингвистику в высшем учебном заведении, может претендовать на должность педагога с условием прохождения профессиональной переподготовки по профилю педагогической деятельности.
Долгосрочные и среднесрочные программы
К этой группе можно отнести среднесрочные программы длительностью от 72–100 часов и больше. Они чаще всего отраслевые, акцентируются на проблемах регионального уровня или отдельной организации, предприятия (например, РЖД). Все более длинные курсы предполагают глубокое погружение в насущные вопросы по определенному профилю, изучение актуальных аспектов науки, техники и технологии. Завершается обучение аттестацией – это может быть зачет, экзамен, реферат. Выпускник получает свидетельство о повышении квалификации.
Длинные или средние программы требуются в таких сферах, как:
- строительство;
- горное дело;
- государственная и муниципальная служба.
Наибольшей популярностью пользуются 108-часовые курсы повышения квалификации, разработанные для преподавателей, поскольку такой объем прописан в госстандартах по основному общему и среднему общему образованию. Столько же учиться понадобится сотрудникам контрактных служб и закупочных комиссий заказчика, которые работают по ФЗ о госзакупках. Для педагогов и госслужащих предлагается много программ объемом 144 часа.
Выбирая курсы повышения квалификации, учитывайте, что заявленная длительность – это не только занятия в аудитории. В общий объем входят еще и часы самостоятельной работы, практики, стажировки, время на контрольные или экзамены. Но все программы составляются так, чтобы в целом очная недельная нагрузка не превышала 54 академических часа, а многое можно изучать с помощью дистанционных технологий.
Краткосрочные курсы
Официального деления программ допобразования по критерию продолжительности нет, но к краткосрочным относят программы повышения квалификации от 16 до 72 часов. Их проводят по конкретным узкоспециализированным темам, выпускники получают удостоверения или свидетельства. Форма обучения (очная, дистанционная или гибридная), сроки и содержание – все это указывается в пояснительных записках к программам.
Курсы, тренинги, вебинары и прочие формы дополнительного профобразования, которые иногда содержат много полезного для работы, курсами повышения квалификации считаться не могут, если длятся меньше 16 часов и по ним не проводится итоговая аттестация.
Краткосрочными считаются, например, следующие программы:
- 18- и 36-часовые курсы повышения квалификации для медиков и фармацевтов, относящиеся к «формальному образованию», которое составляет часть пятилетнего модуля НМиФО (непрерывного медицинского и фармацевтического образования). За 5 лет занятий медработники должны накопить не менее 180 «формальных» часов и еще 70 – нужно набрать в рамках «неформального образования» – участвуя в научно-практических конференциях, семинарах и т. д.
- 40-часовые курсы – часто встречающийся объем программ повышения квалификации, которые разрабатываются на базе примерных программах обучения, рекомендованных Минтруда для целого ряда должностей, в том числе уполномоченных по охране труда и руководителей организаций-заказчиков в сфере госзакупок. Столько же часов повышают квалификацию адвокаты и судьи.
- 72-часовое повышение квалификации, очное или дистанционное – типичная длительность программ допобразования по педагогике. Требования ФГОС подразумевают именно такой объем дополнительного образования для учителей начальной школы, с регулярностью раз в пять лет.
Специальности
Современная система переподготовки располагает огромным выбором обучающих программ и дает возможность получить практически любую профессию. Например, большим спросом пользуются следующие специальности:
Направления | Специальности профессиональной переподготовки | Необходимый образовательный уровень | Требования к профилю базового образования | |
---|---|---|---|---|
На базе высшего профессионального образования | На базе СПО | |||
ИТ-технологии | Программист | + | + | Технический, математический |
Системный администратор | + | + | Желательно технический | |
Веб-дизайнер | + | + | Желательно художествен-ный или технический | |
Администратор баз данных | + | + | Желательно технический или математический | |
Юриспруденция | Юрисконсульт, налоговый юрист, медицинский юрист, семейный юрист, адвокат и т. д. | + | + | Желательно юридический |
Финансы и бухгалтерский учет | Бухгалтерский учет | + | + | Любой |
Бухгалтерский учет и аудит | + | + | Любой | |
Внутренний аудит | + | — | Финансовый или экономический | |
Охрана труда и безопасность | Инженер по пожарной безопасности | + | + | Любой |
Специалист по ГО и ЧС | + | — | Любой | |
Техносферная безопасность | + | + | Любой | |
Информационная безопасность | + | + | Технический или ИТ-профиль | |
Специалист по охране труда | + | + | Любой | |
Психология | Психолог-тренер (коуч) | + | — | Желательно психологический |
Педагог-психолог | + | — | Педагогический или психологический | |
Дошкольный психолог | + | — | Педагогический или психологический | |
Семейный психолог | + | — | Психологический | |
Психоаналитик | + | — | Медицинский или психологический | |
Клинический психолог | + | — | Медицинский или психологический | |
Социальный психолог | + | — | Психологический | |
Социальная работа | Специалист по работе с семьей | + | — | Педагогический, психологический |
Руководитель организации соцобслуживания | + | + | Любой | |
Госслужба | Государственное и муниципальное управление | + | + | Любой |
Управление закупками | + | + | Любой | |
Менеджмент | Менеджмент в ритейле, в СМИ, в промышленности, в туризме и т.д. | + | + | Любой |
Оценочная деятельность | Специалист в оценочной деятельности | + | + | Любой |
Возможностями системы дополнительного профессионального образования широко пользуются медицинские работники. Они не только постоянно проходят обязательные курсы повышения квалификации, но и нередко меняют специализацию, пройдя профпереподготовку. Например, терапевты переквалифицируются в педиатров, аллергологи и иммунологи – в инфекционистов и т. д.
Подготовкой и переподготовкой кадров регулярно занимаются силовые ведомства – Министерство обороны и ФСБ. Например, для военнослужащих, которые уходят в запас, курсы переподготовки организуются непосредственно при военных вузах. Выбор гражданских специальностей достаточно широк:
- управление персоналом;
- безопасность жизнедеятельности;
- менеджмент;
- педагогика высшей школы;
- техобслуживание и ремонт транспортных средств;
- радиосвязь, радиовещание и телевидение;
- компьютерная графика и веб-дизайн;
- защита информации и т. д.
Сотрудники ФСБ при уходе со службы никак не ограничиваются в выборе учреждения ДПО и новой гражданской специальности.
Профессиональная подготовка
Целью получения профессионального образования является приобретение гражданином определенной квалификации.
Закон об образованиипредусматривает следующие виды образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
В соответствии с Законом об образовании первой ступенью профессионального образования является среднее профессиональное образование (СПО). Ее основной целью является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование может осуществляться с отрывом или без отрыва от работы в образовательных подразделениях организации (работодателя), в учреждениях среднего профессионального образования
Важно отметить, что оно не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося
Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые функции, работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Программы СПО включают теоретическое и производственное обучение, а также производственную практику.
Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Учебная и производственная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе гражданско-правовых договоров. Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.
В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики. В этом случае на них распространяется трудовое законодательство, им выплачивается заработная плата.
По договору с организацией (работодателем) может проводиться ускоренная профессиональная подготовка.
Знания и профессиональные навыки рабочих при присвоении им квалификации должны соответствовать требованиям, установленным в тарифно-квалификационных справочниках. На основании справочников производится тарификация работ, присвоение квалификационных разрядов рабочим, составление программ подготовки и повышения квалификации во всех отраслях экономики, за исключением тех, где применяются уставы и специальные положения.
Освоение профессиональных образовательных программ может иметь несколько ступеней, число которых зависит от требований заказчика (работодателя). Каждая ступень заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Лицам, успешно прошедшим курс профессиональной подготовки и аттестацию, учреждение профессионального образования присваивает соответствующую квалификацию по профессии (специальности) и выдает документ установленной формы.
Документ государственного образца об уровне образования выдается по результатам аттестации только теми образовательными учреждениями, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации.
Работодатель может направить работников на обучение не только по программам среднего профессионального образования, но и по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения.
К освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются только лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Где пройти профессиональную переподготовку врачам
Профессиональная переподготовка врачей 2020 может проходить очно или дистанционно. Не принципиально, на базе каких учебных заведений ведется обучение. Главное, чтобы они входили в число аккредитованных центров, список которых размещен на портале непрерывного медицинского образования.
Стоимость курса зависит от направления и того, где проходит профессиональная переподготовка врачей. Центр Оценки Квалификации и Обучения №1 предлагает большой список программ по приемлемой цене. Рассчитать стоимость или оставить заявку вы можете через форму на сайте.
Выбрать курс переподготовки>>
Учитывайте, что профессиональная переподготовка врачей дистанционно не отличается от очных курсов. В программу включена та же информация, а после успешного тестирования медик получает диплом или сертификат. Главное преимущество дистанционного формата в том, что человек может учиться и работать, а также осваивать новую специальность в комфортных для себя условиях.
Кто должен платить за профпереподготовку медиков
В профессиональной переподготовке врачей заинтересованы обе стороны трудовых отношений. Если инициатором выступает работодатель, он может оплатить профессиональную переподготовку за счет средств ОМС. В случае его отказа медик вправе выполнять прежние трудовые функции и проходить только базовые циклы в рамках НМО, которые обязана оплачивать медицинская организация. Это следует из ст. 196 ТК РФ, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 года №332 и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года №575н.
Минздрав анонсировал некоторые изменения на 2020 год. Предполагается запустить ряд программ, согласно которым у врачей появится больше источников для оплаты обучения:
- федеральные, региональные и местные бюджеты;
- источники негосударственных внебюджетных фондов;
- бюджеты физических и юридических лиц по договорам.
Пока новые законы не вступили в силу, врачи могут обратиться к работодателям с просьбой отправить их на обучение или оплатить профессиональную переподготовку за свой счет. Благо, что такие затраты быстро окупятся, ведь иное направление деятельности откроет новые горизонты.
Какой документ выдаётся
Образец диплома о профессиональной переподготовке
После окончания обучения и успешного прохождения аттестации выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного организацией образца.
Так могут существовать следующие варианты записей в документах:
- с наименованием квалификации;
- с наименованием квалификации и указанием нового вида профессиональной деятельности;
- с указанием нового вида профессиональной деятельности (в рамках имеющейся ранее квалификации).
Если слушатель находится в процессе получения высшего или среднего профессионального образования, то диплом он сможет получить только после того, как закончит основное обучение и предъявит подтверждающие документы.
Когда проходить аккредитацию после снятия моратория
Врачи и провизоры, которые завершили обучение по программам профпереподготовки, ординатуры, специалитета и допущенные к работе в период действия моратория в соответствии с полученной квалификацией, должны уточнять даты в подкомиссиях. В идеале нужно пройти аккредитацию до 1 января 2022 года, однако учитывайте, что председатель подкомиссии вправе переносить сроки.
Не пропустите важную информацию. Аккредитация медицинских работников: правила прохождения процедуры
Сроки проведения первичной аккредитации медицинских и фармацевтических работников, которые завершили обучение в 2020-2021 годах всегда устанавливает аккредитационная подкомиссия конкретной площадки, а не всех в целом. Везде эти даты разные — даже в одном городе они могут сильно отличаться.
Крайние сроки прохождения периодической аккредитации зависят от того, когда истекает сертификат. Те документы, которые продлены в связи с требованиями постановления Правительства от 6 апреля 2020 года № 440, будут действовать 12 месяцев с момента их истечения. Например, если сертификат истек 1 октября 2021 года, то новый нужно получить не позднее 1 октября следующего года.
Обратите внимание! Некоторые учебные центры начали распространять заведомо ложную информацию о том, что сертификаты аннулируют 1 января 2022 года. На самом деле этого не произойдет, но лучше уже сейчас начинать набирать баллы для прохождения следующей аккредитации.. Шпаргалка: сколько часов нужно для допуска к аккредитации
Шпаргалка: сколько часов нужно для допуска к аккредитации
Первый этап может быть как в очном, так и в дистанционном формате. Это связано с тем, что не во всех регионах стабильная эпидемиологическая обстановка. Остальные этапы оценки проводят в традиционном формате, то есть очно. Если будут новые указания Правительства, Роспотребнадзора или Минздрава, то правила и формы прохождения первичной аккредитации могут изменить.
Подавайте документы для допуска к аккредитации за три месяца до даты окончания действия сертификата. Если вы сделаете это позже, то не исключено, что до момента подтверждения аккредитации вас не отстранят от работы. Кстати, вы можете пройти оценочные процедуры и раньше того времени, как у вас закончится сертификат в 2022 году. Например, если он истекает 1 сентября, то вы вполне можете пройти аккредитацию в начале года.
Виды переподготовки
На рынке представлены курсы профессиональной переподготовки с разным сроком обучения, чем же они отличаются друг от друга. Существует два вида профессиональной переподготовки:
- Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида деятельности, которая позволяет сменить профиль в рамках ранее полученной специальности. Обучение длится более 250 академических часов. В дипломе указывается специальность без присвоения квалификации.
- Профессиональная подготовка для получения новой квалификации. Как правило, обучение длится более 1000 академических часов, после чего слушателю присваивается новая квалификация. Практически является аналогом второго высшего профессионального образования. В дипломе указывается присвоенная квалификация.
Плюсы профессиональной переподготовки
-
Переподготовка помогает как расширить знания по уже выбранной специальности (и увеличить конкурентоспособность на рынке труда), так и получить совершенно новую.
-
Программы создаются с ориентацией на профессиональные стандарты и требования работодателей.
-
Обучение по программе профессиональной переподготовки проходит в максимально короткие сроки, нет общих предметов, которые не относятся к изучаемой дисциплине.
-
Учеба обходится сравнительно недорого.
-
Можно выбрать любую удобную форму обучения: заочную, вечернюю, дистанционную.
-
После профпереподготовки можно продолжить обучение в аспирантуре.
Профессиональная переподготовка помогает сотрудникам продвинуться по карьерной лестнице, найти работу с лучшими условиями труда и более достойной оплатой. Профпереподготовка показана профессионалам, которые давно находятся на своем посту и нуждаются в актуализации знаний и навыков.
Удобство профпереподготовки в том, что для обучения иногда даже не нужно посещать образовательное учреждение: есть возможность получить знания дистанционно, без отрыва от основной работы.
Тем же, кто хочет получить принципиально новые знания и новую работу, эксперты рекомендуют в первую очередь исходить из своих предпочтений и склада ума. Людям с развитым логическим мышлением подойдут профессии экономиста или финансиста; тем, кто хорошо ладит с людьми, – менеджера. А если определенных навыков и стремлений нет, но есть желание сменить профессию, лучше остановиться на нейтральной специальности (оператор, продавец-консультант и так далее).
Как применяется профстандарт педагога
Переход на профстандарты стал еще одним поводом задуматься о повышении квалификации педагогического состава. О неизбежности такого перехода заговорили еще в 2012 году, когда стало понятно, что замена морально устаревших тарифно-квалификационных справочников новыми стандартами, разработанными в соответствии с реальным состоянием рынка труда, жизненно необходима. И тогда же в российском трудовом кодексе впервые появилась статья, раскрывающая понятие «профстандарт».
Несмотря на то, что профстандарт педагога был разработан одним из первых, вопрос его практического применения долгое время оставался нерешенным. Но сегодня педагогические профстандарты, которых с того времени стало больше, получили статус обязательных, и работодатели обязаны считаться с их требованиями при наборе, аттестации и обучении научно-педагогических работников.
Обратите внимание! Иметь диплом педагога, чтобы работать в школе, теперь не обязательно. Учитель, получивший среднее профессиональное или высшее образование в своей предметной области, имеет полное право преподавать эту дисциплину в школе
Подробнее читайте здесь >>>
По мере внедрения новых требований и ограничений оказалось, что им соответствуют не все педагоги, работающие в детских садах, школах, техникумах, летних лагерях и других учебных и воспитательных учреждениях. Дело в том, что многие сотрудники принимались на работу еще до вступления профстандарта в силу. Но закон не позволяет работодателю оформить увольнение, опираясь лишь на несоответствие профессиональному стандарту. «Несоответствие профстандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации», предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — это разные вещи. И письмо Минтруда России №14-0/10/В-2253 лишний раз это подтверждает.
Как же поступить? Ситуация далеко не безвыходная, поскольку сотрудника всегда можно направить на обучение в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ. Регулярные аттестации педсостава помогут держать процесс под контролем, заранее планировать расходы на профессиональное обучение и развитие педагогов, поддерживать качество образования на стабильно высоком уровне.
Виды профессиональной переподготовки
1. Профпереподготовка с целью усовершенствования профессиональной деятельности
Этот вид профессиональной переподготовки рекомендуется для работников в рамках их специализации. Обучение поможет усовершенствовать или дополнить знания для более компетентной работы специалиста. Учебные программы разработаны под конкретную профессию и с учетом квалификационных требований. Для прохождения профпереподготовки наличие законченного высшего или среднего профессионального образования обязательно.
Длительность обучения, как правило, составляет 6 месяцев. После удачной сдачи аттестации студент получает диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.
2. Профпереподготовка с целью получения дополнительной квалификации
Получить дополнительную квалификацию на курсах переподготовки могут специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. Этот вид профессиональной переподготовки можно назвать альтернативой, хотя и не на 100%, второму высшему образованию (в отличие от предыдущего вида). Если учащийся – студент и уже сдавал некоторые дисциплины, то их результаты будут зачтены.
Однако следует учитывать, что получение дополнительной квалификации и второе высшее образование это не одно и тоже. Курсы профпереподготовки могут быть лишь очень достойным дополнением к нему. Обучения длится около двух лет и по окончании занятий слушатель получает диплом государственного образца о дополнительном образовании.
Также следует отметить программы дополнительного профессионального образования (в рамках получения новой квалификации), относящиеся к бизнес сфере. Ведь программы МВА являются полноценными программами профессиональной переподготовки, рассчитанными на представителей топ-менеджмента.
Кстати, начиная с 1 января 2013 года, форма диплома о профессиональной переподготовке заменена на форму установленного образца. Такую ротацию применили из-за отсутствия на данный момент Федеральных Государственных требований к образцу диплома этого вида дополнительного образования. Дипломы государственного образца (выданные до 2013 г.) и установленного образца имеют одинаковую юридическую силу.
Любимая профессия и уровень дохода: как найти компромисс
Наверное, каждый сможет назвать несколько своих друзей или знакомых, которые являются хорошими специалистами своего дела и любят свою работу, но их не устраивает уровень доходов. Профессиональная переподготовка это реальный шанс изменить свою жизнь к лучшему! Человек может получить новую квалификацию и расширить сферу своей деятельности. Смежную профессию можно получить вследствие совмещения разных профессий и получения новых профессиональных навыков. Но она обязательно должна быть связана с основным видом деятельности: например, токарь-слесарь, парикмахер-визажист, медсестра-массажист, водитель-экспедитор, терапевт-педиатр.
Дополнительная профессия повысит ваши шансы на рынке труда и поможет сохранить рабочее место. Чтобы определиться с выбором дополнительной профессии, проанализируйте, чем вы давно хотели заниматься в пределах своего рода деятельности, но не могли раньше. Бухгалтер может стать аудитором, налоговым консультантом, финансовым менеджером, экономистом, а педагог без проблем сможет работать в реабилитационных центрах, частных детских садах, органах опеки, репетитором. Юрист также сможет быть экономистом, оказывать консалтинговые услуги, стать HR-менеджером, риелтором.