Система образования: понятие и элементы

Содержание:

Содержание обучения

Чем обуславливаются цели и содержание обучения?

Определение 3

Содержанием обучения называют информацию, используемую в процессе обучения.

Его структура выделяет компоненты процесса обучения:

  • целевой;
  • стимулирующе-мотивационный;
  • содержательный;
  • операционно-действенный;
  • контрольно-регулировочный;
  • оценочно-результативный.

Обучение базируется на четырех элементах: знаниях, умениях, опыте творческой деятельности и опыте эмоционально-ценностного отношения к действительности. Информация, предназначенная для проведения учебного процесса, зависит от выдвигаемых требований системы образования со стороны личности, общества и государства. При смене исторических эпох порождается новая культура, создаются свойственные ей педагогические теории, перестраивается само содержание обучения.

Для определения содержания документов применяется стандарты, учебные планы, программы, учебники.

Содержание общего образования способствует участию в социальной и непрофессиональной деятельности, формированию гражданской позиции и отношения к миру, позволяя определиться со своим местом в жизни, наделяет человека знаниями, умениями, необходимыми для конкретной деятельности профессиональной области.

При определении содержания важно соблюдение определенных требований:

  • правильно дидактически обработанный материал, адаптированный для обучения;
  • учитывание психологических особенностей, возраста, уровня подготовки учащихся при выборе информации;
  • обеспечение наличия связи между теорией и практикой, обучением и воспитанием;
  • соответствие содержания обучения социальным целям развития человека, общества и государства с разным характером цивилизаций, культуры и уровня развития науки.

Структура

Система образования в России состоит из нескольких компонентов:

  • Государственные требования и стандарты образования, разрабатываемые на федеральном уровне.
  • Программы образования, состоящие из разных видов, направлений и уровней.
  • Учреждения в сфере образования, а также педагогический состав, непосредственно сами ученики и их законные представители.
  • Органы управления образованием (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) и созданные при них органы совещательного или консультативного характера.
  • Организации, призванные обеспечивать образовательную деятельность и проводить оценку ее качества.
  • Различные объединения, работающие в образовательной сфере (юридические лица, работодатели, общественные структуры).

Как функционирует

Российская система образования — это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение — это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

  • Первое звено — дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии).
  • Второе звено — общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование.
  • Третье звено — среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи).
  • Четвертое звено — высшее образование (университеты, институты, академии).
  • Пятое звено — послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ. 

Состав

Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах — носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет.

Следующий этап обучения — важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование. В систему общего образования включены три уровня:

  1. Начальный.
  2. Базовый (основной).
  3. Средний.

Начинают учиться дети после детского садика примерно в семилетнем возрасте с того, что постигают основы чистописания, счета и чтения в комплексе с первоначальными сведениями о природе, человеке, устройстве общества и страны. Юным школьникам прививаются навыки гигиены и здорового образа жизни. Базисное образование привносит в детский разум систему новых знаний, прививает умения и навыки, которые будут нужны на общем этапе обучения и на старте профобразования.

Начальное, основное и среднее образование обязательно для всех детей, освобождение возможно только по медицинским показаниям. Общее среднее образование получают в школах, гимназиях, лицеях и других частных или государственных заведениях. В них дети накапливают общеобразовательные знания, достаточные для формирования выпускников как полноправных граждан, подготовленных к самостоятельной жизни в обществе. По окончании учебы после сдачи экзаменов бывшим школьникам вручаются свидетельства установленного образца.

Вузовское обучение необязательно, но на нынешнем этапе развития науки и технологий полноценно трудиться без фундаментальных знаний по общим и специальным предметам попросту нереально. Работодатели неохотно берут в свои компании бакалавров, поскольку эта ступенька лишь начало, а вот специалисты и магистры пользуются успехом на рынке труда техногенного общества.

Управление образованием в России

Управление системой образования происходит в рамках нескольких уровней: федеральном, региональном и муниципальном.

На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки РФ, в функции которого входят выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в образовательной сфере. Документы принимаются на уровне Президента и Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) занимается лицензированием, аттестацией учреждений образования, аттестацией научных работников и педагогов ВУЗов, аттестацией выпускников, подтверждением документов об образовании.

Управление образованием на региональном уровне находится в ведении министерств, департаментов образования, образованных в субъектах РФ. Контролирует исполнение федерального и регионального законодательств в сфере образования Рособрнадзор.

На муниципальном уровне управлением образованием, а также исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования, находящихся на территории муниципальных образований.

Какие сады выбрать?

В последнее время управление образовательными системами привело к тому, что люди начали открывать большое количество частных или же получастных детских садов, но их объем на данный момент составляет еще менее 8% от общего. Даже в современных муниципальных садах сохраняется тенденция к тому, чтобы родители оплачивали приблизительно 10-15% от предоставляемых услуг, причем система их посещения является достаточно гибкой, и при желании взрослые всегда могут выбрать какой-то определенный вид посещения их ребенком, который они посчитают наиболее удовлетворительным – это полный или неполный рабочий день, полная или неполная рабочая неделя и т. п.

Также стоит отметить, что сохраняется тенденция построения откровенных и доверительных отношений между родителями и персоналам, благодаря чему воспитатели могут узнать множество интересных факторов о личности и каких-либо индивидуальных потребностях конкретного ребенка. За счет этого постепенно выстраивается и индивидуализация обучения.

Как было раньше

Предыдущая советская система отличалась наличием достаточно жестких учебных планов, составление которых осуществлялось централизованно. Такие планы основывались на том, что ученики постоянно зарабатывали факто-логические познания в различных предметах, направленных на узкие специализации. Основной акцент делался на науку, а также на инженерное дело, в то время как каким-либо педагогическим инициативам со стороны учителей или школьного руководства практически не отводилось никакого места.

Образовательные системы СССР предусматривали наличие общего учебного плана для всех обслуживаемых школ, и его составление осуществлялось под пристальным руководством со стороны правительственных учреждений. Производство учебников осуществлялось монопольно государством, и при этом они были абсолютно бесплатными. Таким образом, полностью отсутствовала структурированная система оценки образовательных стандартов в масштабе нации, а все потребности определялись в соответствии с централизованным планированием распределения рабочих сил.

Характеристика основных компонентов и их закономерная зависимость

  1. Целевой компонент образовательной деятельности направлен на постановку цели и задач перед педагогом и учеником. Они уточняются на основе требований программ, ФГОС, которые соответствуют уровню подготовленности обучающихся (возрастных, психологических и т.п.), уровню подготовки педагога, материально-технической оснащенности учебного заведения и других факторов.
  2. Стимулирующе-мотивационный компонент направлен на стимулирование интересов учащихся в обучении и получении новых знаний, а также мотивация их на успех в данном процессе.
  3. Содержательный определяется учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами, учебно-методическими указаниями. Он применяется как к одной определенной дисциплине по отдельности, так и ко всему процессу обучения в целом. Преподаватель должен донести его до учащихся так, чтобы все хорошо усвоили. Именно через него происходит воздействие со стороны преподавателя на знания, чувства, нравственную культуру обучающихся.
  4. Через операционно-деятельностный компонент отражается вся суть процесса обучения. А именно какими методами, способами, приемами достигается поставленная цель.
  5. Реализация контрольно-регулировочного компонента происходит за счет проведения разнообразных проверочных работ и включает в себя ряд составляющих, таких как: контроль педагога за ходом выполнения задач учащимися и самоконтроль со стороны самого ученика. В первом случае, это могут быть лабораторные работы, тесты, опросы, зачеты и экзамены, а во втором — выполнение самостоятельных заданий для проверки своих знаний.
  6. Оценочно-результативный подразумевает оценку результатов процесса обучения, как педагогом, так и самооценку самим обучающимся. А также их соответствие поставленным целям и задачам.

Компоненты любого процесса, так или иначе, взаимосвязаны между собой, процесс обучения не является исключением. Цель обучения связана со всеми элементами системы, т.к. играет в ней определяющую роль. Исходя из нее формируется содержание обучения, которое, в свою очередь, требует определенных методов и средств для стимулирования и организации учебного процесса. Для достижения поставленной цели необходимо регулировать и контролировать его деятельность.

Весь образовательный процесс происходит в несколько этапов:

  1. Первичная диагностика и актуализация имеющихся знаний обучающихся.
  2. Постановка преподавателем цели и задач. А именно: озвучивание темы, постановка проблемы, решение некоторых задач, направленных на активизацию рабочего процесса обучения.
  3. Изучение нового материала и его восприятие учеником.
  4. Процесс осмысления изученного материала.
  5. Закрепление и совершенствование новых умений и навыков.
  6. Применение на практике.
  7. Контроль качества усвоенного материала.

Иногда необходима коррекция полученных знаний. Это происходит тогда, когда по результатам процесса обучения выявлены отклонения от поставленной цели познавательной деятельности. При таком ходе развития действий, преподаватель применяет другие способы и методы обучения, но строение структуры и порядок процесса обучения остаются прежними.

Зачем они нужны?

Достаточно важным является тот факт, что детские сады представляют собой многофункциональные учреждения, которые вдобавок к образовательным берут на себя социальные, попечительские и здравоохранительные функции.

Немало внимания уделяется тому, чтобы стараться выявлять различные недостатки в интеллектуальном и физическом развитии учеников. Серьезную роль в разработке всевозможных учебных программ и планов, а также в дальнейшей диагностике детей отводится профессиональным психологам. Для лечения ребят, имеющих какие-либо физические отклонения, принято приглашать физиотерапевтов, в то время как в некоторых садах предусмотрено наличие бассейнов и спортзалов, где проводятся коррекционные работы. Также могут привлекаться логопеды, оказывающие помощь в области коррекции глотания и дефектов речи.

Социально-экономические функции образования

С количественной точки зрения, профессиональное и образованное общество воспроизводит именно система образования в целом. Инновационность и производительность населения возрастает вместе с развитием образования. Правильный образовательный ценз привносит в жизнь человека рациональность, способствует становлению экономического положения отдельного индивида и формированию его позитивной окружающей среды. Бытует заключение, что самое выгодное вложение любого капитала – это вложение в образование.

Определение 2

Социальная селекция – одна из важнейших функций формального образования.

Гуманистическая функция является основой социальной селекции. Поиск и воспитание талантливых индивидов – это одна из основных задач современного общества, ведь активное развитие различных сфер культуры и науки требует постоянного прироста одаренной молодежи. Процесс селекции автоматизирован в обществе, ведь внутренняя образовательная система по умолчанию нацелена на дифференциацию учеников по соответствию способностям.

Основная функция социально-культурных изменений заключается в создании базы знаний для будущего непрерывного образовательного процесса. Реализация задуманного происходит в ходе научных исследований. Одной из аспектов прироста талантливых людей является организация профориентационной работы среди учащихся.

Найдено научных статей по теме — 15

IT-технологии как необходимый компонент системы образования

Мамедова Кунаш Аскеровна

Отмечено, что на сегодняшний день информационные технологии это важнейший фактор, который оказывает влияние на качество системы образования.

Билингвальный компонент в системе физкультурного образования

Аслаханов Саид-али Махмудович, Эльмурзаев Махмутгири Атуевич

В статье рассмотрен вопрос использования билингвального терминологического аппарата в процессе решения задач образовательной области «Физическая культура».

Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования

Абрамова Мария Алексеевна, Кошеутова Ольга Леонардовна

Статья посвящена анализу трансформаций одного из компонентов системы непрерывного образования в России дополнительного образования.

Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования

Баженова Наталья Геннадьевна, Луценко Екатерина Леонидовна

Качество высшего профессионального образования является существенной основой в создании единого образовательного пространства Российской Федерации.

Компоненты ретренинга в системе дополнительного профессионального образования

Швецова Валентина Михайловна

В статье рассмотрена сущность компонентов ретренинга в системе дополнительного профессионального образования и их роль в инструктировании кадров.

Компоненты модели воспитательного пространства в системе открытого образования

Какалина Елена Викторовна

В статье рассматриваются модель создания и развития воспитательного пространства в системе открытого образования и его компоненты, единство процессов воспитания и обучения, взаимодействие всех сред, в которых происходит жизнедеяте

Научно-инновационная компонента — неотъемлемая составляющая системы образования

Журавков Михаил

Наличие хорошо сбалансированной, наукоемкой, качественной, экономически эффективной, отвечающей требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня системы образования залог успешногоразвития государства и общества, важнейший фактор эконом

Национально-региональный компонент в системе художественного образования школьников

Раджабов Исмаил Магомедович, Шахбиева Хулимат Хамидовна

В статье рассматриваются возможности национально-регионального компонента в художественном образовании школьников, дается подробный анализ и использование творческого опыта наследие предков в образовательно-воспитательной деятельн

Информационно-образовательная среда — важнейший компонент новой системы образования

Ковалева Алевтина Ивановна

В статье рассмотрены тенденции развития образования в условиях информационного общества.

Региональный компонент в системе образования современной России: проблемы и значение

Бородина Светлана Николаевна

В статье автор обращает внимание на ситуацию, получившую развитие в российской системе образования на рубеже ХХ-ХХI вв.

Содержание формирования компетенций студентов вуза как компонент системы образования

Кагакина Елена Андреевна

В статье рассматриваются основания проектирования содержания формирования компетенций студентов вузов в целостном процессе их обучения в вузе.

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Как сейчас

Российское общество постоянно перестраивается и параллельно старается переоценивать свои цели и ценности, что влечет за собой демократизацию в образовательной сфере. Индивидуализация, гуманизация, а также использование новых концепций гражданского образования – образовательные системы нынешнего времени выделяют место для указанных этих факторов. Во многом это обеспечивается за счет широчайшего разнообразия доступных типов общеобразовательных заведений (наподобие ФРГ), а также вариативности образовательных программ, что имеет непосредственную связь с развитием нынешней сети негосударственных общеобразовательных учреждений.

Начальные школы

Система образовательных организаций рассматривает начальную школу как первую ступень образования, когда детям даются фундаментальные знания, необходимые им для последующего обучения. На данный момент в школе представлены три основные системы начального образования, основывающиеся на традиционной системе и различных теориях, разработанных видными отечественными педагогами. Все эти системы в основном направляются на нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, а доступ в школу открыт для всех детей, достигших возраста шести лет. На данный момент будущие первоклашки в обязательном порядке должны проходить процедуру тестирования перед зачислением в школу, где они проходят проверку интеллектуального уровня.

Вместе с различными общепринятыми образовательными предметами многие современные школы уже со второго класса начинают преподавать детям иностранные языки, что в дальнейшем собираются сделать повсеместно. Также стоит отметить, что в недалеком будущем уже планируется введение такой системы, при которой дети со второго класса будут обучаться навыкам работы на компьютере.

Виды систем образования и формы обучения

Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.

  • Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
  • Начального (детский сад, школа).
  • Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
  • Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .

Профессиональное:

  • Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
  • Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).

Дополнительное подразумевает:

  • Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
  • Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.

Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.

Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.

К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.

Общее среднее образование

Развитие образовательной системы привело к тому, что общее среднее образование включает в себя начальное, пять классов общей средней школы, а также два старших класса. Таким образом, уже в возрасте десяти лет, то есть после полного завершения начальной школы, ребенок переходит на младшую ступень средней, где получает знания на протяжении пяти лет. В соответствии с действующим законодательством, данная ступень должна заканчиваться в пятнадцать лет, после чего ребенку выдается аттестат о неполном среднем образовании. После этого он может или продолжить свое обучение в школе, или же поступить в средние или начальные профессиональные училища.

Постепенно в РФ установился обновленный алгоритм получения знаний, существенно трансформировалось и само образование (образовательные системы, конечно же, изменились со времен СССР). Обязательное образование на протяжении одиннадцати лет вводилось в Москве, с течением времени данная практика распространилась и на другие области. Ранее в качестве обязательного воспринимался исключительно девятилетний курс школьного образования. Обучаются школьники совместно шесть дней в неделю, и дифференциация в данном случае затрагивает только уроки труда и физкультуры в старших классах. Общее количество часов в неделю составляет от 30 до 36.

За последние несколько лет система образовательных учреждений претерпела массу изменений, что привело к значительному расширению доступных школ на базовом уровне среднего образования. Все современные школы полностью отвечают за освоение базовых программ, а аттестат, который получает ученик, впоследствии признается всеми регионами России, а также различными республиками СНГ.

Методы обучения

Определение 4

Методами обучения называют различные способы исследования, подходы к изучению материала для постепенного научного познания и получения результата.

В качестве метода используются системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.

Характеризуя общедидактические методы, выделяют те, которые используют в обучении и применяют для любой дисциплины. К эффективным общепедагогическим методам относят:

  • лекции, при помощи которых сообщается новый материал, содержащий описание сложных систем, связей, зависимостей причинно-следственного характера;
  • упражнения, которые нацелены на активизацию двигательно-моторных способностей человека, на отрабатывание умений и навыков при постоянном их повторении;
  • учебная дискуссия, основанная на организации учебной группы для обмена взглядами и мнениями по конкретному вопросу;
  • работа с учебными пособиями, что способствует получению информации, находясь в любом месте;
  • видео-метод, являющийся комплексной дидактической технологией;
  • метод обучающей игры, основанный на создании, имитации реальных ситуаций.

Выбор метода для обучения не может быть случайным. Он основывается на требованиях теории обучения о соответствии методов, содержании обучения, особенностях учащихся и временном ресурсе. Обучение является творческим процессом и зависит от имеющихся средств обучения и опытности, личных способностей, качеств педагога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector