Чем логопед отличается от дефектолога?
Содержание:
Ребенок «находиться в своем мире»
В раннем и дошкольном возрасте ребенок может так увлечься какой-то игрой, деятельностью, что может отключиться от окружающего мира. И это нормально, если только его можно переключить на что-то другое, едва коснувшись или заговорив с ним.
Обязательно следует обратиться к специалисту, если:
- ребенок плохо реагирует на прикосновения
- нельзя достучаться до ребенка, пока чем-то занят
- вызывают интерес только игрушки, которые звучат, двигаются, светятся
- ребенок постоянно играет в одни и те же монотонные игры: бросает игрушки, бегает по квартире, кружиться, расставляет предметы в ряд. При попытке взрослых переключить на начинает нервничать, пытается вернуться снова в свою игру
- ребенка не интересует, что происходит вокруг него
- малыш не подражает взрослой деятельности
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.
Дефектология и её виды
Эта наука подразделяется на несколько отраслей в зависимости от типа заболевания. Существуют следующие виды дефектологии:
- логопедия — занимается коррекцией различных речевых отклонений (в том числе при диспраксии);
- ортопедагогика — работа с дефектами опорно-двигательной системы;
- сурдопедагогика — исследует проблемы слуха;
- тифлопедагогика — изучает нарушения зрения;
- олигофренопедагогика — наука, специалисты которой сосредоточены на оказании помощи детям, страдающим снижением интеллекта.
Задачи педагога при работе с детьми такие:
- полное и тщательное исследование особенностей развития ребёнка;
- выявление отклонений и дефектов любого рода;
- обучение ориентации в пространстве, грамоте и математическим основам;
- улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия у детей;
- развитие речи, моторики, коммуникативных навыков;
- помощь в социализации и адаптации ребёнка к реальной жизни.
Помимо проведения групповых или индивидуальных занятий, дефектолог консультирует родителей, обучает их всем необходимым навыкам для правильного воспитания ребёнка с особенностями. Лечить заболевания, которые стали причиной развития дефектов, коррекционный специалист не должен, этим занимаются только врачи.
Отличия от логопеда
Многие не знают, в чём заключается различие, поэтому когда есть необходимость получить консультацию, возникает вопрос, к какому из специалистов нужно обращаться. На самом деле разница ощутимая.
Логопед работает со здоровыми детьми, у которых наблюдается неправильное произношение определённых звуков или слов. Такой узконаправленный специалист выполняет с ребёнком разные упражнения для корректировки речи, развивает правильное произношение.
Дефектолог же помогает детям, у которых речевые дефекты вызваны различными заболеваниями или задержкой в развитии. Это специалист широкого профиля.
Как понять, что нужно обращаться
Профессиональная консультация дефектолога позволит выяснить, есть ли какие-то нарушения у ребёнка и нужно ли проводить лечение. Посещение специалиста необходимо, если у малыша есть хотя бы один из этих признаков:
- в 7 месяцев не реагирует на речь родителей, обращённую к нему, не поворачивает голову, когда его зовут по имени;
- в год ещё не лепечет 8—10 самых элементарных слов;
- в 2 годика не говорит лёгкие слова, общается в основном с помощью жестов;
- в 2 года и 6 месяцев не способен сформулировать простую фразу;
- в 3 годика есть проблемы с артикуляцией, не высовывает язык по просьбе, не глотает слюну;
- В 5 лет дошкольник не может составить простое предложение, описать картинку своими словами;
- ребёнок заикается;
- отстаёт в умственном развитии;
- имеет нарушения ЦНС;
- присутствуют проблемы со слухом или зрением;
- страдает психическими отклонениями.
https://youtube.com/watch?v=zZrZDDpmjRc
Методы работы
Основная обязанность педагога-дефектолога — создание условий для максимально возможного развития и адаптации детей с отклонениями к обычной жизни. Работа включает в себя обследование пациентов и определение степени выраженности отклонения, комплектацию групп для проведения совместных занятий, разработку индивидуального плана обучения с учётом всех особенностей, консультирование родителей и педагогических работников по методам воспитания.
Где можно получить профессию дефектолога?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для дефектологов. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
.
Как мы уже упоминали выше, дефектология «стоит» на стыке многих наук. Однако преобладающее направление, все-таки педагогика
Поэтому, если вы чувствуете в себе призвание и хотите получить профессию дефектолога, то обратить свое внимание вам придется на педагогические ВУЗы, на базе которых работает кафедра дефектологии. Отметим, что в процессе обучения студентам приходится не только изучать основы педагоги и особенности работы с неполноценными людьми, но и учиться оказывать первую необходимую психологическую и медицинскую помощь в чрезвычайных ситуациях
Другими словами, вы получите педагогическое образование с медицинским уклоном.
Многих людей интересует, можно ли получить специальное дефектологическое образование на профильных курсах (то есть, по ускоренному варианту), при условии что будущий специалист уже имеет «за плечами» диплом о педагогическом или медицинском образовании. Нет, нельзя. Вам все равно придется поступать в педагогический ВУЗ на кафедру дефектологии. Правда, срок обучения в этом случае составит не традиционные 5 лет, а всего 2-3 года.
Ну и конечно же, при выборе учебного заведения лучше всего отдавать предпочтение ведущим педагогическим ВУЗам России, в число которых входят:
- Московский педагогический государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
- Томский государственный педагогический университет;
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет;
- Челябинский государственный педагогический университет.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Якутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 215 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 50 000,00 ₽ |
Российский новый университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 47 632,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 201 756,00 ₽ |
Московский городской педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 190 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 110 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 76 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очно-заочная | 120 000,00 ₽ |
Московский городской психолого-педагогический университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 75 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 150 000,00 ₽ |
Мурманский государственный гуманитарный университет
Мурманск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 134 880,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 90 000,00 ₽ |
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт
Коломна
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 85 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 132 080,00 ₽ |
Иркутский государственный университет
Иркутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 498,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 42 713,00 ₽ |
Российский государственный социальный университет
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 128 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 60 000,00 ₽ |
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Пушкин
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 121 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 68 000,00 ₽ |
Дальневосточный федеральный университет
Владивосток
Общие сведения
Логопед-дефектолог – это специалист, который получил специальное образование на кафедре дефектологии педагогического университета по профилю «Логопедия».
К сфере дефектологии (коррекционной педагогики) относится поиск эффективных методов обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. В зависимости от вида патологии, с которой приходится сталкиваться дефектологу, дефектологию подразделяют на более узкие специальности – сурдопедагогику, логопедию и др.
Логопедия – это раздел дефектологии, который сосредоточен на изучении причин, симптомов и структуры нарушений речевой деятельности, механизмов их развития, а также на разработке системы коррекционного воздействия.
Логопед – это специалист, который помогает развивать речь здоровых детей, обучая их правильному произношению звуков и других единиц речи, правильному построению предложения и т.д.
Логопед-дефектолог – это специалист, который работает с “особенными” детьми (отличаются психофизическими недостатками), поэтому кроме развития речевых навыков он также корректирует другие патологии.
Логопед проводит занятия с детьми, которые достигли трехлетнего возраста, так как фонематическое восприятие звуков и акустический аппарат у ребенка окончательно формируется к 4 годам, и только в этот период можно диагностировать проблемы с произношением звуков у здоровых детей.
К логопеду-дефектологу можно обращаться с детьми даже с 2-3 месяцев, если у малыша отсутствует гуление, лепет, а также в тех случаях, когда ребенку поставлен диагноз, сопровождающийся задержкой развития речи (минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, спинальная мышечная атрофия). Так как образование логопеда-дефектолога включает изучение медицинских дисциплин, он считается специалистом широкого профиля.
К задачам логопеда-дефектолога относятся:
- Обследование ребенка, которое включает изучение особенностей развития (познавательной, речевой и социальной сторон развития), медицинской карты и педагогической характеристики – полученные данные позволяют в процессе работы с ребенком максимально подкорректировать выявленные недостатки.
- Выбор действенных методических приемов, которые позволяют преодолеть выявленные отклонения и помогают адаптации ребенка в социуме.
- Разработка программы развития речи конкретного ребенка (постановка звуков и пр.).
- Консультирование и поддержка родителей ребенка с особенностями психофизического развития.
Логопед-дефектолог кроме соответствующего образования должен обладать сострадательностью, терпением, внимательностью, эмоциональной устойчивостью, психической выносливостью, коммуникабельностью, а речь этого специалиста должна быть внятной и грамотной.
Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. .
Показания к прохождению индивидуальных занятий с дефектологом
Дети с особенностями развития испытывают определенные сложности в изучении нового материала, контроле своих эмоций и поведения, умении выстраивать отношения со старшими людьми или ровесниками. Нередко они не могут усваивать знания так же легко, как окружающие ребята, теряется интерес к учебе. Особенности, связанные с темпом развития, заболеваниями приводят к тому, что учителя или родители других детей реагируют на них как на хулиганов и требуют «правильного» поведения.
Родители таких особенных детей в силу отсутствия специального образования не всегда могут понять, как им трудно учиться, адаптироваться. Растет уровень претензий к своему ребенку, к окружающим, к учебному заведению. Консультация дефектолога поможет мамам и папам:
- объективно оценить причины трудностей в учебе, социализации;
- понять, что они могут сделать для изменения ситуации;
- получить информацию, какие занятия помогут в данном случае.
Не следует оценивать рекомендацию посетить специалиста как беглую оценку умственного состояния ребенка. Индивидуальные занятия с дефектологом показаны в следующих случаях:
- дети с нарушениями слуха или зрения;
- дети с расстройствами аутистического спектра;
- дошкольники и школьники с нарушениями речи;
- дети с приобретенными или врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- ребята с поражениями центральной, периферической нервной системы;
- дети с задержкой психического, психомоторного развития;
- пациенты с умственной отсталостью;
- дети, испытывающие сложности с обучением в детском саду, школе.
Своевременное начало работы дает лучшие результаты: чем младше ребенок, тем пластичнее его мозг. Усвоение материала, коррекция необычного поведения проходят легче. И у родителей раньше появляется возможность принять ситуацию, не требовать от ребенка невыполнимого.
Оценивая поведение и развитие детей, следует обращать внимание на такие особенности, как:
- отсутствие любой речи до 2 лет и малый словарный запас;
- отсутствие любой фразовой речи после 2 лет;
- ребенок от 2,5-3 лет не имитирует деятельность родителей, не повторяет простые действия по их просьбе (принести вещь, отбить ритм, показать язык);
- нарушение произношения слов в возрасте 4 лет (говорит отдельные слоги, переставляет слоги, путает звуки);
- дошкольник не составляет предложения, рассказ, речь аграмматична, нет союзов и предлогов,
- ребенок от 4 лет не может выучить стихотворение, не называет предметы, не может классифицировать их, не знает, чем они различаются;
- дошкольник или школьник не выполняет действия со счетом, не может научиться считать;
- ребенок не может составить целое из частей (пазлы, разрезные картинки)
- не развита или с задержкой развивается мелкая моторика.
Место работы
Работать дипломированные специалисты могут в различных частных и государственных образовательных заведениях:
- в школах-интернатах;
- детских центрах;
- в санаториях;
- в специализированных школьных учреждениях;
- в медицинских центрах.
Во многих государственных школах есть кабинет дефектолога, оборудованный специальной компьютерной техникой, укомплектованный методическими пособиями.
Опытные дефектологи ведут и частную практику, работая с одним ребенком или группой воспитанников. Востребованы коррекционные педагоги в тех учреждениях, которые специализируются на лечении, обучении, социализации школьников и подростков.
Среди профессиональных знаний, которыми должен обладать такой специалист, выделим владение коррекционно-педагогическими методиками. Сложно представить себе дипломированного дефектолога, не имеющего базовых психологических и медицинских знаний.
Общие сведения
Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.
В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:
- Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
- Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
- Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
- Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
- Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.
При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.
Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).
К задачам дефектолога относятся:
- проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
- оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
- развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
- проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
- консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
- оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.
Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:
- способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
- умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
- умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
- умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).
Какие выводы можно сделать?
Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри
Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки
Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.