Чем отличается институт от университета и академии
Содержание:
Факультеты, направления и формы подготовки
Магистратура в МГУ есть на всех факультетах, которые учат студентов по программам высшего образования. С силу особенностей системы подготовки врачей, предусматривающей шестилетнее (клинические психологи, стоматологи и фармацевты учатся 5–5,5 лет) обучение в специалитете, а затем, минуя магистратуру, – в ординатуре или аспирантуре, исключение составляет факультет фундаментальной медицины (ФФМ).
Направления подготовки в магистратуре МГУ соответствуют федеральным стандартам, в рамках каждой укрупненной группы предлагается в среднем 5–10 программ. К примеру, по специальности 46.04.01 на истфаке можно выбрать один из 18 профилей – от археологии до исторической информатики.
Интегрированная и внешняя магистратура
Все факультеты МГУ предлагают обучение на программах магистратуры двух видов:
- Интегрированная (ИМ) – ориентирована на полученную в бакалавриате специальность.
- Внешняя (ММ) – ее еще называют двухлетней, классической или просто магистратурой МГУ; предназначена она для тех, у кого уже есть высшее образование любого уровня, причем необязательно соответствующее профилю или даже направлению будущей учебы.
Большинство студентов (примерно 95 %) интегрированной магистратуры – выпускники бакалаврских программ МГУ. И это неудивительно: сдать вступительные экзамены им гораздо проще, чем тем, кто осваивал специальность на первом уровне высшего образования в другом вузе.
Московский университет – единственный вуз России, который официально перешел на шестилетнее высшее образование. Процесс учебы предполагает последовательное, непрерывное освоение специальности сначала в течение четырех лет в бакалавриате, а затем еще два года знания углубляются в интегрированной магистратуре. Ее программы составляются по единому для всех уровней образовательному стандарту МГУ с учетом всех основных и специальных курсов, изученных студентами соответствующей кафедры во время обучения в бакалавриате, – в отличие от учебных планов классической магистратуры, которые разрабатываются только на базе универсальных основных дисциплинарных модулей.
В этом и заключается главное отличие интегрированной магистратуры МГУ от британской Integrated Master’s Degree, тоже объединенной с бакалаврской программой. В Англии учебные планы строятся иначе, к примеру, в Оксфорде на изучение курса химии отводится 4 года, при этом один – полностью посвящается исследовательской работе. По завершении учебы выпускник сразу получает степень Master. Поэтому по некоторым дисциплинам в британских вузах просто-напросто нет отдельных двухлетних магистерских программ, на которые можно поступить после бакалавриата.
В МГУ, несмотря на наличие интегрированной с бакалавриатом магистратуры, на всех факультетах есть программы, на которые могут поступать выпускники других вузов. Справедливости ради надо отметить, что таких образовательных курсов меньше, чем «внутренних», иногда разница существенна: например, ФМК предлагает 22 интегрированные магистерские программы и только 7 внешних, а исторический факультет – 17 и 1 соответственно.
Чем отличается институт от университета и академии
Институт, как высшее учебное заведение, отличается от академии профильной направленностью: здесь готовят специалистов для производства, промышленности, изучают технологии, точные и социальные науки. Специальностей и направлений в таких вузах меньше, чем в академиях с таким же профилем.
Университеты в шутку называют «многостаночниками», потому что они готовят профессионалов для разных сфер и проводят научные изыскания в разных отраслях знаний, а институты и академии занимаются узкоспециализированной подготовкой, в этом их разница.
Мнение экспертаКарнаух Екатерина ВладимировнаЗакончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
В университетах более развитая инфраструктура (по большей части это город с множеством зданий, самым большим количеством студентов) и материально-техническая база, что позволяет проводить фундаментальные научные исследования. Научная школа университета позволяет гармонично интегрировать науку с образованием. Поэтому выпускники имеют полное право заниматься наукой, в отличие от института.
Институты часто входят в состав структуры академий и университетов и подконтрольны им.
Поступление и требования к претендентам
Для поступления в вуз на общих основаниях абитуриент должен иметь аттестат о получении общего среднего образования или диплом о профессиональном образовании.
В большинство учебных учреждений требуется сдать ЕГЭ по предметам, которые указаны в перечне вступительных испытаний для выбранной специальности или направления. Некоторые вузы организуют дополнительные вступительные испытания. Об этом можно узнать на сайте учебного заведения.
Часто конкурс и проходной балл для поступления в университеты и академии выше, чем в институты. Это связано с популярностью таких учебных заведений, престижем обучения в них.
Особенности образовательной программы
Образовательные программы для институтов, академий и университетов составляются по одним и тем же нормативным документам – ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Только в университетской программе больше часов отводится на научную работу.
Главное – учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, чтобы в будущем выпускник получил диплом государственного образца.
Отличия в преподавательском составе
В университетах предъявляются самые строгие требования к профессорско-преподавательскому составу. 60 % от общего количества педагогов должны иметь научные степени и звания. Эти учебные заведения являются методическими центрами.
В академиях также предъявляются строгие требования, здесь 55 % педагогов должны быть с научными степенями и званиями. В преподавательском составе института и академии предусматривается не менее двух аспирантов на сотню обучающихся, в университете – не менее четырех.
Сложность обучения
По сложности обучения высшие учебные заведения не отличаются. Те абитуриенты, которые планируют в будущем заниматься наукой, скорее всего, выберут обучение в университете. Им придется не только получать готовые знания от преподавателей, но и реализовывать свой творческий потенциал.
Будущие студенты, желающие после выпуска работать в отраслях народного хозяйства и быть практиками, предпочтут учебу в институте.
Другие отличия
Есть еще отличия университетов и институтов:
- Научная работа в вузах финансируется государством. В университетах эта сумма вдвое больше, чем в институтах.
- Университеты, в отличие от институтов, осуществляют подготовку и переподготовку преподавателей образовательных учреждений ВПО России.
- В университете студенты могут получить все ступени высшего образования. В институте первые три ступени (бакалавриат, специалитет, магистратура) есть в каждом учебном заведении, а аспирантура – только в тех, которые прошли специальную аттестацию.
Что лучше выбрать?
Многие абитуриенты думают, что любое высшее образование ценится одинаково, а работодатели обращают внимание только на опыт работы. Но это не так
Нужно хорошо разобраться, в чем разница между институтом и университетом. Во многих областях ценится образование, полученное в конкретных вузах. Это касается в первую очередь медицинских учреждений, транспортных и культурных организаций. Для этих областей нужна качественная узконаправленная профессиональная подготовка, которую могут дать только специализированные институты.
Если же профессия требует широту взглядов, развитие большого количества навыков и умений, то стоит выбрать университет. Много специальностей позволяют найти идеальную для себя профессию, чтобы в будущем работа приносила радость. А большой выбор факультативов сделает обучение интересней и поможет научиться чему-то новому.
Большая часть поступающих не интересуются заранее, в чем разница между институтом и университетом, а по окончанию обучения жалеют о потраченном времени и средствах. Для начала стоит выбрать желаемую профессию, а уже потом подбирать высшее учебное заведение под цели и задачи.
Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.
Как сдать курсовую и дипломную работу
Курсовую и дипломную работу пишут и в колледже, и в университете. Всегда эти работы проверяют на уникальность. Преподаватели уже научены, что многие учащиеся просто копируют тексты из интернета, а затем добавляют их в свой документ. Для того, чтобы проверить работу используют сервис Антиплагиат. Почти во всех вузах и колледжах установлен сервис Антиплагиат ВУЗ. Это специальный пакет, который позволяет проверить текст через миллионы ресурсов за пару минут.
Вы сами можете проверить работу через Антиплагиат ВУЗ на нашем сервисе. Мы не только предоставим вам результат, но и пришлем полный отчет и справку Антиплагиат.
Если вас не устроит результат, то вы сможете повысить уникальность текста самостоятельно на сервисе Killer-antiplagiat.ru. Достаточно всего лишь загрузить документ и указать нужный показатель. Уже через минуту программа выдаст вам нужный результат. Причем сам текст в документе никак не изменится. Если вы хотите узнать, как это работает, то предлагаем вам бесплатное повышение 2 страниц.
Так вы сможете пройти любую проверку на плагиат.
Таким образом, для каждого человека может найтись свой отчет, что лучше — колледж или университет. Никто не может вам запретить поступить сначала в колледж, а потом в университет. Как мы выяснили, это может даже пригодиться вам в качестве знаний и опыта для будущей работы.
Куда поступать лучше?
Сегодня перед современными студентами стоит выбор, куда лучше поступать, где получать то высшее образование, которое обеспечит светлое будущее и колоссальный финансовый доход?
Выбор учреждений огромен, однако стоит подумать, что это будет институт или все-таки университет?
Конечно, лучше всего поступать в университет, поскольку здесь и список специальностей гораздо больше, и льготы значительные, и перспективы радужные и благоприятные для будущего.
Советуем почитать: Филиалы ВУЗов — это почти 100% поступление!
Студент по окончанию университета становится специалистом широкого профиля, а работодатель с радостью пополнит свой штат столь ценным сотрудником.
Однако это вовсе не означает, что обучение в институте менее перспективное. В нем также имеется ряд преимуществ, которые положительно отразятся на будущем студента.
Например, из него вырастит действительно квалифицированный специалист пусть даже и узкого профиля.
Он прекрасно будет разбираться в своей работе, а у начальства вызывать только положительные эмоции и приятные ассоциации, что также немаловажно. А вообще, сколько работодателей, столько и противоречивых мнений
Одним хочется, чтобы сотрудник был подкован в любой сфере жизни, а выкрутиться умел из каждой жизненной ситуации
А вообще, сколько работодателей, столько и противоречивых мнений. Одним хочется, чтобы сотрудник был подкован в любой сфере жизни, а выкрутиться умел из каждой жизненной ситуации.
Другие, наоборот, считают, что «полиглот» им точно ни к чему, поскольку знать в совершенстве свое дело может только узкий специалист.
Здесь как повезет, но известно одно: грамотный специалист с высшим образованием будет всегда востребован, и неважно, что он закончил – университет или институт. Эта истина уже много лет подтверждена практикой, а сомнений в ее актуальности по-прежнему не возникает
Эта истина уже много лет подтверждена практикой, а сомнений в ее актуальности по-прежнему не возникает.
Так что учиться нужно хорошо и всегда помнить о золотом правиле: «Не место красит человека (в нашем случае студента), а человек место». Тогда и сомнения в правильности своего выбора одолевать не будут.
Вывод: Теперь понятно, чем отличается университет от института. Любое из представленных учебных заведений имеет свои специфические особенности, а что думаешь ты? Куда лучше всего поступать? Какое выбрать учебное учреждение, чтобы по выпуску не остаться без работы и перспектив?
C уважением, команда сайта советстуденту.рф
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Различия между институтом, университетом и академией
При определении вида устанавливается соответствие ВУЗа примерно 13-ти критериям. Ключевые из них:
- Программы подготовки.
- Соотношение аспирантов и студентов-очников.
- Степени профессоров, преподавательский состав.
Соответственно, здесь важно соблюсти формальности. После нововведений, инициированных экс-министром образования РФ, в России должно было сократиться число университетов
По мнению законодателей, это должно было повысить качество образования в стране и обеспечить четкую градацию высших учебных заведений. Тогда же представители Рособрнадзора стали подходить к определению вида ВУЗа более строго. В результате были сформулированы многие дополнительные критерии, на основании которых и выявляются различия.
Чем отличается институт от университета
В институте меньше специальностей. Соответственно он готовит студентов по узкому кругу специальностей. Важные различия:
- Число аспирантов на 100 студентов-очников – менее 2-х человек, а в университете не менее 4-х.
- Финансирование (учитывается объем средств, переданных государством за 5 лет) – 1.5-5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей и более.
- Минимум 60% профессоров имеют научные степени, а вот институтские показатели могут быть существенно ниже.
Чем отличается академия от института
Тогда как институт проводит подготовку студентов в 1-й области профессиональной деятельности, академия – готовит специалистов в 1-й области человеческой деятельности. А значит, существует и разница в числе специальностей, а также в образовательных возможностях. Ключевые различия:
- На 100 студентов-очников в академии приходится от 2-х аспирантов, в институте соотношение бывает ниже.
- Финансирование 5-10 миллионов рублей против институтских показателей 1.5-5 миллионов.
- Академия имеет в преподавательском составе минимум 60% профессоров с научными степенями, а институтский процент может быть существенно ниже.
Здесь также важно говорить о традициях. Те же знаменитые сельскохозяйственные академии были на первых полосах газет еще во времена СССР
А вот институты начали приобретать известность намного позже. Но со временем классификация стиралась – сегодня о ключевых различиях большинство абитуриентов даже не догадываются.
Отличие академии от университета
Если университет готовит студентов по широкому кругу специальностей, то в академии их число ограничено подготовкой кадров для одной области. Другие важные различия:
- На 100 студентов очного отделения в университете приходится минимум 4 аспиранта, в академии – не менее 2-х.
- Финансирование академии составляет 5-10 миллионов рублей, университета – минимум 10 миллионов рублей.
Данные критерии установлены законодательно. Но стоит понимать, что помимо Федерального закона комиссии руководствуются и рядом других нормативно-правовых актов. Именно поэтому ВУЗам так сложно переходить из одного вида в другой.
Вместо заключения: где лучше учиться
Казалось бы, ответ очевиден, ведь выстраивается четкая статусная иерархия: сначала университет, потом академия и только потом институт. На практике все выглядит иначе. Многие различия в показателях, в частности в профессорско-преподавательском составе и в финансировании, не говорят о качестве образования. Прежде всего, ввиду численности студентов: в тех же институтах она почти всегда ниже, чем в университетах. Соответственно огромные суммы денег и десятки профессоров со степенями институту попросту не нужны.
Иначе вы рискуете погнаться за высоким статусом ВУЗа и получить образование низкого качества. Помните, что в вашем дипломе не будет указан статус вашего учебного заведения. Работодателю может быть известна лишь его репутация – а к какому виду относится ВУЗ ему абсолютно все равно.
Соответственно вы не можете делать выводы о перспективности и качестве образования на основании одного только вида из классификации
Заранее узнайте, как выбрать ВУЗ для обучения, на что обратить внимание. Это поможет вам не путаться в формальностях и организационных формах, а учитывать только по-настоящему важные для образования и трудоустройства критерии
Изучайте рейтинги, читайте отзывы и выбирайте самое перспективное место для обучения из всех возможных.
Чем отличается институт от университета и академии
На данный момент в системе российского образования выделяют три основных типа высших учебных заведений: институт, академия и университет
Принято считать, что различия между ними малозначительны, поэтому совершенно не важно, куда именно вы собираетесь поступать. Тем не менее, разница между университетом, институтом и академией существует
В чём же она заключается?
Институты
Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:
- Санкт-Петербургский государственный университет:
- Институт химии;
- Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
- Высшая школа журналистики;
- Институт философии;
- Институт педагогики;
- Высшая школа менеджмента;
- Институт истории.
- МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
- Горный;
- Новых материалов и нанотехнологий;
- ИТ и компьютерных наук;
- Экотехнологий и инжиниринга;
- Экономики и управления промышленными предприятиями.
В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:
- факультет дизайна и моды;
- факультет управления бизнесом.
Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.
Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
- заниматься повышением квалификации или профпереподготовкой;
- учить студентов по программам среднего профобразования (СПО) – как правило, в колледжах, входящих в структуру университетов, институтов, академий, или на отдельных факультетах;
- открывать подготовительные курсы для поступления в университеты, институты или академии;
- вести всевозможные общеобразовательные кружки для детей и взрослых.
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.