Олигофренопедагог
Содержание:
- Над чем работает логопед-олигофренопедагог
- Обязанности
- Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
- «Дефектолог» или «логопед»?
- Основные качества
- Как олигофренопедагогу повысить квалификацию
- Лечение ГЭРБ
- Методы обучения
- Симптомы олигофрении
- Кто такой олигофренопедагог?
- Получение знаний
- Особенности профессии
- Дефектология и её виды
- Клиническая картина олигофрении
- Какие выводы можно сделать?
Над чем работает логопед-олигофренопедагог
Основная задача — помочь детям с отставаниями в умственном развитии адаптироваться в обществе. Формирование навыков социального общения, умения правильно говорить, понимать направленную речь стоит на первом месте при работе с особыми детьми.
Коррекционная работа в каждом случае планируется индивидуально, однако всегда преследует основные цели:
- Работа по формированию полноценной коммуникативной речи у ребенка.
- Стимулирование высших функций психики — мышления, памяти, произвольного внимания.
- Развитие у ребенка навыков и умений, характерных для данного возраста.
- Максимально возможная коррекция отставаний в развитии.
Особенностью работы олигофренопедагога становится необходимость регулярно отслеживать и контролировать темп и структуру занятия, опираясь на возможности ребенка. Таким образом, в основе эффективной работы лежит глубокое знание медицинских и психологических особенностей каждого состояния и доброжелательный индивидуальный подход.
Обязанности
В узком понимании дефектолог — это коррекционный педагог. В зависимости от того, какие проблемы он устраняет и в каком учреждении работает, его круг обязанностей может существенно разниться. Но есть и то, что объединяет всех специалистов. Они должны:
- вести осмотр пациентов и оценивать их состояние, уровень развития;
- проводить индивидуальные и групповые занятия с маленькими пациентами с особенностями развития;
- вести первичную документацию;
- подбирать методику работы индивидуально с каждым пациентом;
- корректировать методику в соответствии с результатами обследований;
- взаимодействовать с родителями, педагогами;
- помогать с выбором профессии и с социальной адаптацией;
- заниматься научной работой.
- особенности возрастной и специальной педагогики, психологии;
- анатомические, физиологические, клинические азы дефектологии;
- методику и способы корректировки отклонений в развитии, а также недопущения их появления;
- программу и методику работы с обучающимися с нарушениями развития;
- последние достижения в области дефектологии и педагогики;
- современную методику и технику развивающего обучения.
- осуществления психолого-педагогических обследований;
- проектирования, планирования и воплощения педагогического процесса, базируясь на анализе изменений в развитии и обучаемости маленьких пациентов;
- подготовки личной программы по развитию, образованию и корректировке для каждого пациента, отталкиваясь от психолого-педагогического анализа его личности;
- использования разных методик и приёмов для коррекции и развития, учитывая при этом индивидуальные черты, возможности каждой личности;
- консультативной помощи детям, имеющим нарушения развития, а также их родителям и педагогам.
Направления коррекционной деятельности олигофренопедагога
Занятия по коррекции развития речи с детьми, имеющими интеллектуальные или психические отставания, включают:
- Работу по развитию произвольного внимания.
- Артикуляционные упражнения.
- Стимулирование фонематического слуха.
- Формирование правильного грамматического построения высказываний.
- Развитие высших психологических функций (внимания, памяти и мышления).
- Упражнения для мелкой моторики.
- Применение мозжечковой стимуляции.
- Стимулирование восприятия (зрительного и слухового) и памяти.
- Упражнения для улучшения координации движений и пространственной ориентации.
- Коррекция психических и эмоциональных нарушений.
- Обучение анализу и синтезу, умению формировать логические связи.
- Повышение уровня познавательной активности.
- Обучение коммуникативной речи и деятельности.
Особые дети нуждаются и в особом подходе. Специалист преподносит обучающий материал в той форме, которая доступна на данный момент ребенку. В работе используются игровые методы, дидактические занятия, частая смена типов занятий для поддержания внимания.
«Дефектолог» или «логопед»?
В чем отличие «дефектолога» от «логопеда»?
«Нам необходимы занятия с логопедом, а нам — с дефектологом». Родители часто спрашивают и задают вопросы по этому поводу. Чем же отличаются и что общего у этих формулировок?
Одному ребенку необходим логопед, другому — дефектолог, а кому-то и логопед, и дефектолог.
При выборе педагога уточняйте у профессионала: невролога, психолога, дефектолога и др., что необходимо вашему ребенку для коррекции и дальнейшего развития речи.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии.
Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития.
Дефектолог – это коррекционный педагог в области развития детской речи, изучения, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.
Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения.
Специализация дефектолога по развитию речи
Существует несколько дефектологических специальностей, способствующих развитию речи с 3, 4 и 5 лет:
- Тифлопедагог – дефектолог, занимающийся с детьми с проблемами зрения;
- Сурдопедагог – дефектолог, профессиональный интерес которого представляют дети, имеющие нарушения слуха, вплоть до полного его отсутствия;
- Олигофренопедагог – дефектолог, который работает с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии.
- Логопед изучает причины и структуру нарушений речи, определяет пути исправления речевых дефектов, подбирает обучающие и воспитательные приемы и средства для правильного развития речи.
Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте. Также работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.
Кто лучше: дефектолог или логопед?
Все дефектологические специальности тесно связаны между собой, поэтому каждый коррекционный педагог может работать с любой категорией детей.
Главное здесь опыт работы специалиста с детьми, с такими нарушениями.
В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист, который смог бы на профессиональном уровне заняться развитием детской речи.
В настоящее время дети часто имеют особенности психофизического развития, обусловленные не индивидуальными особенностями или особенностями воспитания, а влиянием неблагоприятных факторов на развитие ребенка (частые болезни, пороки развития, хронические заболевания, экология и др.). Поэтому детям дошкольного и школьного возраста необходима помощь со стороны таких специалистов как дефектолог, логопед.
Основные формы работы специалистов: подгрупповые и индивидуальные занятия.
В практической деятельности дефектолога или логопеда преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главная задача определить индивидуальный маршрут развития детской речи, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям.
Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития речи, так и родителям, в форме консультаций и рекомендаций.
Основные качества
Олигофренопедагог не сможет работать без доброты и любви к детям. Кроме того, нужны такому специалисту трудолюбие и ответственность, настойчивость, а также умение радоваться любым, пусть даже незначительным успехам своих подопечных. Немаловажным условием для такой специфической профессии является желание получения новых знаний. Ведь наука постоянно движется вперед, и педагог должен быть готовым освоить и применить предложенные ею новые технологии и методики. Для получения новых знаний можно пройти курсы по олигофренопедагогике. Это позволит повысить имеющуюся квалификацию и узнать о новых разработках исследователей в данной области.
Как олигофренопедагогу повысить квалификацию
Чтобы профессионально расти и развиваться, олигофренопедагог может:
- читать отраслевую литературу и периодические издания;
- участвовать в профессиональных мероприятиях: конкурсах, конференциях и т. д.;
- делиться опытом с коллегами на отраслевых ресурсах и т. д.
Но самостоятельное получение знаний трудозатратно и не подтверждается документами, без которых не получится устроиться на работу, пройти аттестацию. А дистанционные* курсы повышения квалификации дают актуальную и полную информацию по интересующей специалиста теме, позволяют получить официальное удостоверение.
В АНО «Академия дополнительного профессионального образования» вы можете дистанционно* пройти обучение на программах по отдельным методикам и технологиям деятельности педагога-дефектолога, работе с детьми с различными отклонениями в развитии и т. д. Вот несколько примеров таких курсов:
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметных областей «Технология» и «Искусство» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
3200 руб. 1719 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Олигофренопедагогика. Инклюзивное и специальное образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
9200 руб. 3598 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Язык и речевая практика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС
144 часа (1 мес.)
3200 руб. 1719 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Эксперты-практики регулярно разрабатывают новые программы для олигофренопедагогов. Все они анонсируются на этой странице.
В ближайшие годы педагоги, работающие с детьми с нарушениями интеллекта, будут все более востребованы не только в коррекционных, но и в общеобразовательных учебных заведениях, ведь в России формируется система интегрированного и инклюзивного образования. Поэтому получение профессии олигофренопедагога открывает хорошие перспективы в плане трудоустройства.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Рекомендуемые программы обучения
Все программы направления
Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения, коррекция нарушений развития и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» (1080ч)
39900 руб. 29870 руб.
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметных областей «Технология» и «Искусство» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144ч)
3200 руб. 1719 руб.
Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (340ч)
17100 руб. 9130 руб.
Олигофренопедагогика. Методика преподавания предметной области «Математика» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС (144ч)
3200 руб. 1719 руб.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Лечение ГЭРБ
При ГЭРБ часто назначается консервативное лечение: постоянный прием препаратов, снижающих кислотность желудочного сока и строгий пищевой режим. Однако стоит его прекратить, все проявления ГЭРБ возвращаются. К тому же, длительное использование таких медикаментов повышает риск рака желудка и ухудшает весь пищеварительный процесс. Поэтому нередко прибегают к операции.
Она становится необходимой, если консервативная терапия неэффективна, ГЭРБ сочетается с грыжей пищеводного отверстия диафрагмы (ГПОД) или возникли осложнения, особенно, пищевод Барретта. В России почти всегда – это фундопликация по Ниссену, в ходе которой из дна желудка вокруг пищевода формируется замкнутая манжета.
Она помогает избавиться от рефлюкса, но нарушает функции нижнего пищеводного сфинктера. Теряется возможность таких физиологических защитных механизмов, как отрыжка и рвота, затрудняется глотание. К тому же, в двух из трех случаев после операции по Ниссену ГЭРБ рецидивирует через один-два года.
Методы обучения
Составителям курса важно было сделать программу разнообразной, поскольку в этом – ключ успешного обучения. Ведь если весь необходимый массив информации предоставить только в виде текста или, скажем, аудиокнига, вам быстро наскучит изучать одни и те же источники
Поэтому в дистанционной программе переподготовки к вашим услугам:
- Электронные учебники: текст, аудио;
- Цифровые конспекты лекций: текст, аудио, видео;
- Интерактивные обучающие приложения: тесты, игры, симуляторы;
- Онлайн-мероприятия: вебинары, тренинги, мастер-классы, конференции.
Благодаря такому многообразию информационных потоков, вам будет нескучно, теоретическая составляющая подготовки будет достаточно полной, а практические навыки – сформированными на достаточном уровне.
Симптомы олигофрении
Нарушение абстрактного мышления.
Задержка психического развития всесторонняя.
Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные.
Внимание рассеянное.
Память ослаблена.
Задержка личного развития.
Задержка физического развития
В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.
Кто такой олигофренопедагог?
Олигофренопедагог – педагог-дефектолог, который работает с детьми с нарушениями интеллекта. Это дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, деменцией, возникшими в силу:
- заболеваний, обусловленных генетическими изменениями (аутизма, синдрома Дауна, синдрома Реттаи т. д.);
- повреждений центральной нервной системы;
- неврологических и с психологических расстройств.
Также к олигофренопедагогам попадают социально запущенные дети. Интеллектуальные нарушения у них связаны не с психическими или физическими дефектами, а со средой, в которой они росли.
Часто специалистам приходится работать с детьми, у которых отмечаются комплексные нарушения, например, проблемы в интеллектуальной сфере сочетаются со слабым зрением или слухом, отсутствием речи и т. д.
Учитель-олигофренопедагог решает комплекс задач, в который входят:
- психолого-педагогическое обследование для определения уровня психического развития ребенка, его соответствия возрасту;
- дифференциальная диагностика для выявления типа интеллектуальных нарушений;
- консультирование лиц с отклонениями в развитии, их родителей и опекунов, педагогов;
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), коммуникационных навыков ребенка;
- воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта по программам общеобразовательных и специальных коррекционных учреждений;
- профилактическая работа по созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семьях детей, образовательном учреждении;
- выявление, коррекция и профилактика привычек, которые могут наносить ущерб здоровью воспитанников;
- психологическая помощь детям с нарушениями интеллектуального развития в стрессовых ситуациях;
- научно-исследовательская работа в сфере олигофренопедагогики.
Получение знаний
Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми, должен понимать физиологию имеющихся у них нарушений, владеть коррекционными способами и уметь оценить итоги проделанной им работы. А для этого необходимо пройти соответствующее обучение олигофренопедагогике. Для этого можно поступить в Московский государственный педагогический университет. В этом вузе имеется дефектологический факультет, готовящий специалистов по данному направлению. Профилем обучения является олигофренопедагогика.
Получить профессию олигофренопедагога можно и в некоторых других высших учебных заведениях регионов России.
Особенности профессии
Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.
Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.
Причин, по которым у человека нарушается интеллект, очень много: травмы, генетические проблемы, влияние ядов, тяжёлые инфекции (как до, так и после рождения), последствия неудачных прививок и т.д. Помогая таким детям, общество не может исправить ошибку генов, врачей, судьбы. Но оно может сделать так, чтобы у детей-инвалидов была достойная жизнь.
Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту. Однако работать в этой сфере может не каждый.
Первый принцип работы олигофренопедагога – педагогический оптимизм, без которого нет смысла заниматься с детьми, которые нуждаются в особой помощи. Человеческая доброта и вера в каждого ребенка – это то, без чего педагогические методики просто не работают. Настоящий педагог в ребёнке-инвалиде видит уникальную личность, и работает ради неё. Такая работа связана с большими эмоциональными, а иногда и с физическими нагрузками. Но видеть, как ребёнок делает шаг за шагом, делая всё новые и новые успехи – это главная радость в работе с такими детьми.
Работает педагог не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.
Дефектология и её виды
Эта наука подразделяется на несколько отраслей в зависимости от типа заболевания. Существуют следующие виды дефектологии:
- логопедия — занимается коррекцией различных речевых отклонений (в том числе при диспраксии);
- ортопедагогика — работа с дефектами опорно-двигательной системы;
- сурдопедагогика — исследует проблемы слуха;
- тифлопедагогика — изучает нарушения зрения;
- олигофренопедагогика — наука, специалисты которой сосредоточены на оказании помощи детям, страдающим снижением интеллекта.
Задачи педагога при работе с детьми такие:
- полное и тщательное исследование особенностей развития ребёнка;
- выявление отклонений и дефектов любого рода;
- обучение ориентации в пространстве, грамоте и математическим основам;
- улучшение внимания, памяти, мышления, восприятия у детей;
- развитие речи, моторики, коммуникативных навыков;
- помощь в социализации и адаптации ребёнка к реальной жизни.
Помимо проведения групповых или индивидуальных занятий, дефектолог консультирует родителей, обучает их всем необходимым навыкам для правильного воспитания ребёнка с особенностями. Лечить заболевания, которые стали причиной развития дефектов, коррекционный специалист не должен, этим занимаются только врачи.
Отличия от логопеда
Многие не знают, в чём заключается различие, поэтому когда есть необходимость получить консультацию, возникает вопрос, к какому из специалистов нужно обращаться. На самом деле разница ощутимая.
Логопед работает со здоровыми детьми, у которых наблюдается неправильное произношение определённых звуков или слов. Такой узконаправленный специалист выполняет с ребёнком разные упражнения для корректировки речи, развивает правильное произношение.
Дефектолог же помогает детям, у которых речевые дефекты вызваны различными заболеваниями или задержкой в развитии. Это специалист широкого профиля.
Как понять, что нужно обращаться
Профессиональная консультация дефектолога позволит выяснить, есть ли какие-то нарушения у ребёнка и нужно ли проводить лечение. Посещение специалиста необходимо, если у малыша есть хотя бы один из этих признаков:
- в 7 месяцев не реагирует на речь родителей, обращённую к нему, не поворачивает голову, когда его зовут по имени;
- в год ещё не лепечет 8—10 самых элементарных слов;
- в 2 годика не говорит лёгкие слова, общается в основном с помощью жестов;
- в 2 года и 6 месяцев не способен сформулировать простую фразу;
- в 3 годика есть проблемы с артикуляцией, не высовывает язык по просьбе, не глотает слюну;
- В 5 лет дошкольник не может составить простое предложение, описать картинку своими словами;
- ребёнок заикается;
- отстаёт в умственном развитии;
- имеет нарушения ЦНС;
- присутствуют проблемы со слухом или зрением;
- страдает психическими отклонениями.
https://youtube.com/watch?v=zZrZDDpmjRc
Методы работы
Основная обязанность педагога-дефектолога — создание условий для максимально возможного развития и адаптации детей с отклонениями к обычной жизни. Работа включает в себя обследование пациентов и определение степени выраженности отклонения, комплектацию групп для проведения совместных занятий, разработку индивидуального плана обучения с учётом всех особенностей, консультирование родителей и педагогических работников по методам воспитания.
Клиническая картина олигофрении
Выраженность клинической картины при олигофрении определяется степенью недоразвитости, о чем говорится выше. В то же время любому проявлению олигофрении свойственен комплекс отклонений, на основании которых возникают подозрения на соответствующий диагноз, в дальнейшем производится дифференциация. Клиническая картина олигофрении характеризуется:
диффузным слабоумием — страдает и познавательная деятельность, и личностное развитие;
признаками недоразвития интеллекта и мышления, а также другими психическими функциями, как то восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля;
преимущественным недоразвитием онтогенетически молодых функций — мышления и речи, а значит, неспособностью к обобщению, отвлеченным ассоциациям, преобладают сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений;
сформированными на фоне слабого абстрактного мышления особенностями восприятия, внимания, памяти; память недоразвита;
задержкой физического и психического развития (статических и локомоторных функций, понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка);
пороками развития отдельных органов и систем — различными дисгенезиями и дисплазиями, наблюдающимися еще на этапе внутриутробного развития;
Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия.
Какие выводы можно сделать?
Нужна комплексная диагностика развития ребенка. Если ребенок не говорит — это лишь один симптом, который может указывать на различные проблемы. Два неговорящих ребенка могут оказаться полностью разными по структуре нарушения. Например, у одного ребенка может быть задержка речевого развития, в то время как все остальные сферы (познавательная, эмоционально-волевая, поведенческая) сохранны. А у другого ребенка поражены/не созрели подкорковые отделы головного мозга, вследствие чего развивается то, что сейчас называют расстройством аутистического спектра (может сопровождаться нарушением пищевого поведения, сна, моторной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной расторможенностью/заторможенностью). Значит, и коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогический консилиум, то есть обследование и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом/клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать и про неврологическое обследование, в том числе аппаратные методы диагностики. Наши специалисты при необходимости дают направление на дополнительные обследования.
Как правило, при сочетанных нарушениях и сложных диагнозах коррекция также нужна комплексная. Требуются занятия с несколькими специалистами и аппаратная нейрокоррекция (например, Томатис и Форбрейн). Идеально, если специалисты могут обмениваться информацией между собой. То есть педагоги и психологи проводят занятия «снаружи», а аппаратные методы помогают мозгу «дозреть» изнутри
Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
Для понимания процесса коррекции родителям важно для себя определить «мишени», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть в контакте с педагогами, психологами, обязательно уточнять, какие упражнения на что направлены, что нужно делать дома для ускорения результата.
При выборе специалиста желательно узнать опыт его работы, особенности подготовки
Например, многие родители обжигаются на том, что водят ребенка к логопеду, который не имел опыта работы со сложными нарушениями речи и действует наугад (например, «ставит звуки» неговорящему ребенку с алалией, что в корне неверно).
В нашем Центре все специалисты проходят тщательный отбор, который предусматривает наличие дефектологической подготовки и опыт работы с сочетанными нарушениями. Поэтому этапы коррекционной работы выстраиваются в той последовательности, которая отвечает естественному развитию ребенка для достижения максимальной компенсации.