Как правильно определить проблему в сочинении егэ по русскому
Содержание:
- Шаг 1. Введение, формулировка проблемы — 1 абзац
- Позиция автора текста
- Структура комментария
- Как правильно сформулировать
- Как начать сочинение?
- Любовь
- Как находить примеры в тексте?
- Родина и патриотизм
- Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
- Способы выражения позиции автора
- Формулируем проблему
- Способы найти проблему в тексте
- Прочие варианты аргументов
- Как оформить связь?
- Разновидности проблем
- Начинаем и заканчиваем
- Примеры сочинения ЕГЭ по русскому языку
Шаг 1. Введение, формулировка проблемы — 1 абзац
Вариант А. Пишем пару вступительных предложений, чтобы подвести читателя к проблеме.
Вариант Б. Сразу, без вступлений, формулируем проблему.
Важно!
Автор СТАВИТ проблему. Не поднимает, не рассматривает, не рассуждает. Пишите так, и у вас получится избежать речевой ошибки.
Проблема и тема текста — в чём разница?
Тема произведения — то, о чём в нём рассказывается.
Например, помните рассказ Тургенева «Муму»? О немом крепостном Герасиме, у которого было одно-единственное любимое существо — собачка Муму. Но когда барыня повелела утопить собачку, он не мог её ослушаться.
Так вот, тема рассказа — жизнь крепостных.
А что с проблемой?
Проблема — тот вопрос, который волнует автора. То противоречие, которое он хочет разрешить.
Например, проблема, которую ставит автор в «Муму», — жестокость и бесчеловечность крепостного права. Её можно сформулировать в виде вопроса (в отличие от темы). Например, «Почему существует крепостное право, которое даёт полную власть одному человеку над другим?»
Итак, если коротко, тема — то, о чём говорится в тексте. Проблема — вопрос, который автора волнует.
Позиция автора текста
Позиция автора текста тесно взаимодействует с предыдущими пунктами плана, ибо формулировка проблемы, комментирование проблемы и позиция автора связаны между собой и должны раскрывать содержание одной и той же проблемы, рассматриваемой в тексте.
Позиция автора – это ответ на поставленный в начале сочинения вопрос.
Задача данной части: показать, как автор представленного текста отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме, прокомментированной в сочинении.
Объём: 1-2 предложения.
Например, если вопрос звучит так: «Какую роль в жизни человека играет воображение?», ответ на вопрос может быть таким: «Позиция автора такова: способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, сообщает жизни то свойство, которое называют поэзией».
После формулировки позиции автора необходимо показать своё отношение к прокомментированной проблеме и авторской позиции по ней.
Структура комментария
Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.
В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.
Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.
Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:
- Пример-иллюстрация (из исходного текста).
- Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
- Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
- Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
- Смысловая связь между примерами иллюстрациями.
Как правильно сформулировать
Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.
Как начать сочинение?
Еще один совет, как писать сочинение ЕГЭ по русскому на высокие баллы – займитесь вступлением и заключением в конце, после работы над основной частью сочинения. Так будет легче подвести к сути и подвести итог. Вот несколько советов о том, как начинать сочинение ЕГЭ:
- Говорим об актуальности проблемы, вызываем интерес к прочтению всего сочинения;
- Рассказываем о писателе;
- Делимся впечатлениями от текста;
- Пишем что-то общее по теме, плавно подводим к сути.
Формулируем проблему и даем комментарий
Формулируем проблему. В тексте бывает больше одной проблемы. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому и не ошибаться в выборе темы? Выбирайте тему, которая более очевидна.
Комментируем проблему. Пройдемся по ошибкам:
- Пересказывать текст вместо цитирования;
- Слишком много цитат текста в сочинении;
- Плохой пример текста к комментарию.
Теперь о том, как написать сочинение и получить баллы за второй абзац:
- Внимательно читаем и перечитываем текст;
- Определяем предложение с основным смыслом/проблемой текста, либо читаем «между строк», чтобы найти проблему.
Чтобы быстро ориентироваться на экзамене, запомните несколько вопросов, которые можно задать самому себе:
В каком стиле написан текст? Художественный, научный или публицистический?
Какое предложение самое важное в тексте? Скажите об этом в сочинении.
Какие типы речи использует автор? Рассуждение, описание или повествование?
Обозначаем авторскую позицию
Теперь разберемся, как писать сочинение ЕГЭ по русскому и получить баллы за третий абзац. Чтобы обозначить авторскую позицию, нужно ее определить. А это сделать сложно, потому что она бывает неочевидна. Если так, то написать можно: «Автор оставляет читателю выбор самому разобраться в том, какой позиции ему придерживаться». Если позиция ясна, то можно начать абзац одним из нижеперечисленных способов:
- Автор считает, что…
- Позиция автора такая, что…
- Основная цель автора — это…
- Автор осуждает…
Выражаем и аргументируем свою позицию
По запросу в поисковике «Как писать сочинение ЕГЭ» вы прочитаете о двух обязательных аргументах для успешной сдачи экзамена. Это не так. Чтобы написать сочинение хватит одного аргумента для успешной сдачи экзамена. Но так вы не наберете достаточное количество слов, поэтому, скорее всего, будете приводить два и больше аргументов.
В качестве аргументов можно использовать:
- Факты (реальное общеизвестное событие)
- Опыт (общечеловеческий, исторический)
- Традиции, авторитетное мнение
- Теоретические знания, терминология (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
- Литературный аргумент
Можно приводить аргументы из своих любимых книг, фильмов и сериалов. Но придерживайтесь такого правила – аргументы должны быть:
- Точными
- Развернутыми и убедительными
- Доказывающими вашу точку зрения
Подведение итога
Заключение должно быть коротким, кратко подводящим итог тому, что было раскрыто в сочинении. Можно закончить, начав предложение с «таким образом…», этого будет достаточно.
Любовь
Проблема любви — многогранная и сложная, ведь в ЕГЭ по русскому языку встречается множество текстов, где описываются нестандартные и непростые чувства
В сочинении важно понять, какие именно чувства находятся в центре внимания автора. Вот весьма показательный пример задания 27, где раскрывается проблема любви
Книг для описания данной темы найдется великое множество, но нужно выбрать именно ту, что ближе всего именно к Вашему случаю.
- «Гранатовый браслет» (А. Куприн). Здесь в центре внимания платонические чувства Георгия Желткова к Вере Шеиной. Чиновник всю жизнь писал письма княжне и любил ее, не надеясь на взаимность. Когда ее родственники попросили его прекратить, он покончил с собой и прислал женщине прощальное письмо с просьбой послушать сонату Бетховена, которая раскрыла его возвышенную страсть.
- «Олеся» (А. Куприн). Героиня произведения беззаветно любит Ивана, но понимает, что ее чувство обречено. Им не быть вместе из-за сословных преград и общественного мнения. Простая девушка — не пара дворянину. Сам мужчина проявил слабость в любви и не смог удержать Олесю, которая взяла на себя всю тяжесть разлуки.
- «Горе от ума» (А. Грибоедов). Софья ошиблась в любви и приблизила к себе лицемерного и эгоистичного мужчину, который любил не ее, а высокое положение Фамусова. Это ненастоящая «книжная» любовь, в которой нет места подлинному знанию человеческой души. Сама героиня предпочла покорного и заискивающего Молчалина гордому и умному Чацкому. Александр тоже ошибся в любви, не найдя в Софье того, что сблизило бы его с женщиной. Он нашел в Москве лишь иллюзии, которые разбились о реальность.
- «Бедная Лиза» (Н. Карамзин). Несчастная крестьянка стала жертвой несчастной любви — утопилась, узнав об измене жениха. Несчастная девушка отдала всю себя дворянину, который не сдержал слова и не женился на ней. Он предпочел брак по расчету, но о своем обмане всю жизнь жалел.
- «Анна Каренина» (Л. Толстой). Здесь немало любовных линий. Мать безумно любит Вронского, поэтому не может простить Анне самоубийства. Сама Анна страстно влюбилась в Алексея и бросила мужа, но привязанность к сыну, с которым ее разлучили, не давала ей почувствовать душевую гармонию в новой семье. Каренин любил жену, но не умел выразить своего чувства. Левин любил и ревновал Кити, которая не сразу ответила ему взаимностью. Кознышев так и не смог сделать предложения Вареньке. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам с аргументами.
Комментарий о проблеме любви лучше делать по средствам выразительности, отмечая слова, которыми автор выражает чувства. Пример: Любовь в тексте ощущается в каждой интонации. Так, Анна называет Якова «любимым», «нежным», «красивым» и «ярким» человеком. Ее чувства окрашены прилагательными «ласковые», «заботливые», «искренние». Эмоции Якова более скупы, но не менее глубоки. Он «нежно» обвивает талию возлюбленной, «дрожащим голосом» говорит, что разлука их ненадолго. Таким образом, автор не говорит о любви, но читатель и так понимает, что связывает героев.
Как находить примеры в тексте?
Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.
Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.
Для этого нужно обратить внимание на:
- мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
- события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.
Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.
Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.
Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».
Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.
Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.
В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.
Примеры-иллюстрации в художественном тексте
В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.
Для этого нужно обратить внимание на:
Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.
Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.
Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.
Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.
Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».
Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.
Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.
Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.
Родина и патриотизм
Есть великое множество книг, где можно найти подходящие по смыслу примеры для аргументации собственной позиции.
- «Записки охотника» (И. Тургенев). В цикле рассказов автор описывает беды России, источником которого является крепостное право. Но при этом писатель демонстрирует сильную привязанность к стране, которую критикует, любя всем сердцем. Так, в рассказе «Хорь и Калиныч» он с поразительной точностью описывает, чем отличаются орловские мужики от калужских. Он точно и верно подмечает разницу, ведь общался и с теми, и с другими. Он не отделяет страну от народа и восхищается ими, рисуя бесконечно прекрасный образ отчизны.
- «Мертвые души» (Н. Гоголь). В лирическом отступлении писатель вдохновенно описывает полет птицы-тройки, в этом образе скрывается могущественная и удалая Русь. Несмотря на описанные в поэме проблемы, автор с гордостью и торжеством объявляет, что другие страны уступят дорогу его родине, которая обгонит всех в своем полете к вершинам. Гоголь верит в будущее отчизны, где обитает творчески одаренный и сильный народ.
- «Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов). Поэт воспевает свободную от оков крепостного права Русь и предрекает ей бурное развитие. Извечную «голодную песню» крестьян он рад заменить новым патриотическим гимнов свободе и народу-гражданину, сбросившему оковы рабства. Подлинно счастливым он назвал именно того человека, который служит родине и народу, способствуя процветанию общества. Вот подробное краткое содержание для подготовки аргументов.
- «Василий Теркин» (А. Твардовский). Главный герой сильно переживает об оккупированном доме в деревне под Смоленском. Он с нетерпением ждет, когда же его полк двинется в сторону дома, куда он хочет прийти хозяином и освободителем. Но Смоленск возвращают России без него, что глубоко печалит солдата. Он просит у своего края прощения за то, что сам не пришел на выручку.
- «Гой ты, Русь моя родная» (С. Есенин). В лирике поэта много стихов о любви к родине, но главное из них — это то, где лирический герой отказывается от рая в пользу отчизны.
Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
Авторская позиция. Способы и средства её выражения.
Итак, в начале сочинения вы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выявление позиции автора.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.
Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора тесно связаны: они должны соотноситься как вопросно – ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
Авторская позиция может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т.п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, в отношении автора к изображаемым событиям, с помощью различных художественных средств).
При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться ирония – употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония – это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников
(Н. Гоголь) Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.
Средства выражения авторской позиции.
Слова-маркеры: это слова типа главное, самое важное, надо, нужно и т.п. (Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости!)
Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, великолепный – скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный и т.п
( Любящий человек – это великое благо.)
Средства выразительности: отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания. (Как много во всём этом ума и чувства красоты!)
Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: к сожалению, к счастью, к несчастью, ко всеобщей радости и др. (К счастью, есть предприятия, которые жёстко следят за качеством своей продукции.)
Побудительные предложения содержат различные призывы автора, обращённые к читателю (Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя.)
Способы выражения позиции автора
В экзаменационных текстах, предложенных для анализа выпускникам, существует два способа выражения авторской позиции в исходном тексте:
- прямой, когда позиция автора прямо заявлена в одном из предложений текста;
- косвенный, когда автор по разным причинам стремится избегать однозначных оценок.
Правильному выбору способа выражения позиции автора поможет языковой анализ текста, который должен быть направлен на:
- определение типа и стиля речи исходного текста;
- выяснение того, как, каким образом автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста.
Поэтому важно не только точно определить части текста (абзацы, предложения, словосочетания), наиболее полно выражающие главную мысль и позицию автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней. В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней
В зависимости от стиля исходного текста (публицистического или художественного) выпускник должен использовать соответствующий способ для нахождения проблемы в тексте , а когда проблема текста найдена, нужно определить позицию автора по ней.
Выражение позиции автора в исходном тексте зависит не только от стиля экзаменационного текста, но и от режима повествования (от какого лица ведётся повествование: от первого лица или от третьего лица).
В публицистическом тексте
В публицистическом тексте, в котором повествование ведётся от первого лица, позиция автора всегда выражена прямо, чётко и непосредственно.
В таком случае средствами выражения позиции автора в исходном тексте могут быть:
- название текста (если есть);
- отдельные предложения в тексте;
- различные аргументы, факты.
Например:
В , автор, размышляя о проблеме переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне, в 38, 39, 42 предложениях текста чётко и непосредственно заявляет о своей позиции по данной проблеме: «в годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу».
Это очерки, которые похожи на рассказы, относящиеся к текстам художественного стиля, но при этом они отличаются тем, что написаны на фактическом, документальном материале, герои их не вымышленные автором лица, а вполне реальные люди, с которыми автор встречался, беседовал и о которых рассказал в своём произведении, не меняя имя и фамилию реального человека.
Примером подобного произведения может служить очерк В.А.Катаева «Сила сильных», сокращенный вариант которого вы можете прочитать в .
Так как очерк похож на рассказ, то позиция автора в нём чаще всего выражена так же, как и в тексте художественного стиля.
В художественном тексте
В художественном тексте, как правило, явно выражена позиция героев рассказа, а позиция автора зачастую скрыта и выражается через языковое оформление содержания текста.
Поэтому средствами выражения позиции автора в художественном тексте могут быть:
- риторические вопросы;
- порядок слов в предложении;
- лексические повторы;
- оценочная лексика;
- модальные слова и частицы;
- ряд вводных слов, словосочетаний, предложений и т.д.
Например:
В , позиция автора по проблеме проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу дана через ряд вводных слов «конечно», «разумеется» (предложения 35, 49), повтор слов «боялась» (предложения 52, 53), «спасибо» (предложение 55), парцелляцию – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений (предложения 58-59): «тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны».
После того, как выпускник нашёл авторскую позицию по сформулированной им проблеме, он должен грамотно сформулировать её в своём сочинении.
Формулируем проблему
Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.
В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).
Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:
- Что такое Х?
- Что не так с Х?
- Какова роль Х в нашей жизни?
- Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.
Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:
А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.
Способы найти проблему в тексте
Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.
Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами
Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.
Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:
слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).
Пример:
Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.
Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса
Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.
Вот пример:
Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.
Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования
Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.
Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.
Примеры:
«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).
«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).
«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).
Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений
Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.
Пример:
Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.
Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.
Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.
Некорректная формулировка проблемы:
В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.
Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.
Прочие варианты аргументов
В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.
Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков
При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме
И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.
Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.
Как оформить связь?
Связь между примерами также важна. Она не только делает сочинение логически правильным, но и приносит выпускникам дополнительный балл. Какими бы замечательными не были приведенные примеры, они не принесут 5 баллов без связывающего из предложения. Связка объединяет две разные мысли, два примера. Ее также можно оформить несколькими способами. Обратимся к тексту В. А. Солоухина о выхухоли и на его примере посмотрим, как оформить связь. Для начала определим проблему этого текста. В нем, как и во многих текстах, автор затрагивает не один проблемный вопрос. Остановимся на проблеме родительского самопожертвования (На что способны родители ради спасения своих детей?). В качестве примеров возьмем следующие факты из текста:
- выхухоль, которая так боится человека, не скрылась при виде рассказчика, ведь в беде были ее дети, которых она самоотверженно защищала;
- рассказчик поставил себя на место выхухоли и представил, как было бы тяжело ему смотреть на своих детей, которые могли бы оказаться в беде, и он тоже бы сделал все, чтобы их спасти.
Перед примерами
- Автор на протяжении всего текста рассуждает о силе родительской любви.
- В прочитанном тексте можно найти подтверждение моей точки зрения о том, что родители способны на многое ради своих детей.
- Родительская любовь настолько сильна, что они не пожалеют собственной жизни ради спасения детей. В тексте есть этому подтверждение.
После примеров
- Эти примеры доказывают тот факт, что родители готовы пожертвовать всем, лишь бы их дети были живы и здоровы.
- Приведенные мной примеры показывают роль родительской заботы в жизни детей.
- Примеры, приведенные мной, свидетельствуют о жертвенной любви родителей к своим детям.
Разновидности проблем
Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.
Нравственные проблемы
Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.
Примеры проблем:
- Влияние любви на человека.
- Что делает человека жестоким?
- Долг и ответственность в жизни человека.
- Причины одиночества человека.
- Нуждаются ли старики в заботе?
- Проблема нравственного выбора.
- Истоки непонимания между отцами и детьми.
Эстетические проблемы
Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.
- Роль красоты в жизни человека.
- Важна ли внешняя красота?
- Что делает душу красивой?
- Роль чтения в жизни человека?
- Эстетический вкус.
- Нужен ли интернет школьнику?
- Проблема восприятия искусства.
Социальные проблемы
Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.
Примеры проблем:
- Социальная несправедливость.
- Проблема экстремизма.
- Место человека в обществе.
- Влияние компьютера на человека.
- Что может сплотить людей?
- Толерантное отношение к окружающим.
- Проблема воспитания.
Философские проблемы
Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.
Примеры проблем:
- В чем заключается смысл жизни?
- Роль мечты в жизни человека?
- Что делает человека счастливым?
- Что такое доброта?
- Когда человек чувствует себя любимым?
- Выбор жизненного пути.
- Сила веры.
Политические проблемы
Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.
Примеры проблем:
- Проблема взяточничества.
- Ущемление человеческих прав.
- Нужны ли реформы в государстве.
- К чему может привести недовольство властью.
- Роль политики в жизни человека.
- Проблема бюрократизма.
- Проблема международных конфликтов.
- Как избежать политических конфликтов?
Экологические проблемы
Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.
Примеры проблем:
- Нужно ли беречь природу?
- Что может сделать человек для сохранения природы?
- Место человека в природе.
- Может ли природа повлиять на душу человека?
- Ответственность за братьев наших меньших.
- К чему может привести небрежное отношение к природе?
- Природа как источник прекрасного.
Начинаем и заканчиваем
Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.
Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.
Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.
В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.
Примеры сочинения ЕГЭ по русскому языку
Чтобы ты чётко понимал, каким должно быть сочинение ЕГЭ по русскому языку, мы попросили экспертов продемонстрировать примеры хороших работ. Вот что нам показала Олеся Косовская, преподаватель по русскому языку.
Сочинение на максимальный балл:
Сочинение на средний балл:
Посмотрите, как эксперты оценили это сочинение:
В 2020 году по сочинению можно было набрать максимум 24 балла
Если ты сомневаешься в своих силах и думаешь,что от самостоятельной подготовки не будет толка, запишись на курсы. На них ты изучишь теорию, закрепишь полученные знания на практике, будешь прорешивать пробники и учиться писать сочинение.
Чтобы получить результат, важно выбрать хорошую школу и опытного преподавателя. Это не тот случай, когда сапожник может быть без сапог, поэтому нужно убедиться в его квалификации
Но даже если преподаватель действительно опытный, это не значит, что нужно сразу записываться на курс и платить деньги. Для начала посмотри, как он преподносит материал. Хорошо, если он ведёт страницу в соцсетях. Идеально, если у него есть канал на YouTube — по видео сразу станет понятно, насколько комфортна лично для тебя манера подачи информации и насколько понятно преподаватель объясняет.
За месяц подготовки ты заплатишь от 1 000 до 5 000 рублей, в зависимости от статуса школы, квалификации преподавателя, формы обучения и формата подготовки.
Даже если ты выбрал самую лучше школу и самого крутого преподавателя, это не даёт никаких гарантий. Конечно, преподаватель сделает всё возможное, чтобы ты сдал экзамен на высокий балл, но и от тебя тоже зависит немало. Например, учитель не может заставить тебя посещать все занятия и делать все домашние задания, поэтому тут важны и твои усилия.
Читай также:
- Как Подготовиться к ЕГЭ? 6 Эффективных Советов, Как Подготовиться к ЕГЭ Самостоятельно и Сдать Его на 80+ Баллов
- Как Заработать Студенту? 11 Актуальных Идей, Как Найти Подработку и Без Особых Знаний Заработать Студенту от 10 000 Рублей
- Чем Заняться Дома? 20 Интересных Занятий Для Тех, Кто Не Знает, Что Делать Дома
- Йога Для Начинающих в Домашних Условиях: 12 Пошаговых Инструкций по Выполнению Простых Асан
Тебе может подойти это обучение:
- Лучшие Занятия ЕГЭ Онлайн от 400 Рублей
- 10 Лучших Курсов Подготовки к ЕГЭ в Москве
- Онлайн-Курсы Подготовки к ЕГЭ по Истории от 400 Рублей
- Лучшие Онлайн-Курсы Подготовки к ЕГЭ по Базовой и Профильной Математике
- Курсы Подготовки к ЕГЭ по Биологии от 500 Рублей