Культуры и искусств вузы россии
Содержание:
- Хореографические вузы Санкт-Петербурга
- Академия русского балета имени А. Я. Вагановой
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры
- Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Условия поступления в университет культуры
- Факультеты, направления, специальности
- Как поступить в хореографический институт
- Новые издания
- Где работают выпускники
- Основные проекты
- Наука
- Как поступать в театральный вуз
- Мифы и реальность артистических профессий
- Где работать после окончания
- Правила приема
- Проходные баллы
Хореографические вузы Санкт-Петербурга
Питер не зря гордится статусом культурной столицы России: хореографических вузов здесь не меньше, чем в Москве.
Академия русского балета имени А. Я. Вагановой
Один из старейших вузов России, был основан еще в 18-ом столетии, до 1991 года — Ленинградское хореографическое училище. Также является одной из признанных балетных школ мира, ее выпускники востребованы в ведущих театрах не только стран СНГ, но и Европы, Австралии, США. Ведет набор на 2 специальности:
- Хореографическое искусство (педагогический факультет).
- Хореографическое исполнительство (исполнительский факультет).
Цена контракта — 360 000 рублей — одна из самых дорогих среди хореографических университетов в Питере. Это не отпугивает абитуриентов: сюда поступают для того, чтобы получить классическое балетное образование у преподавателей с большим сценическим опытом.
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
На факультете искусств этого вуза СПб абитуриентам предлагают специализацию «руководство хореографическим любительским коллективом».
Университет идет в ногу со временем и активно использует в образовательной деятельности дистанционные технологии.
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Одна из ведущих консерваторий страны также готовит специалистов по направлению «хореографическое искусство» (вокально-режиссерский факультет). Здесь один из самых высоких конкурсов: бюджетных мест всего 6, а стоимость контракта — более 480 000 рублей.
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
На факультет искусств СПбГУП есть специальность «руководство хореографическим коллективом» (бальный и народный танец). Вуз заботится о разностороннем развитии учащихся, часто устраивает интересные культурные мероприятия и приглашает для проведения лекций практикующих профессионалов.
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
В РГПУ широкий выбор направлений, в их число входят и хореографические. Институт музыки, театра и хореографии предлагает специальности:
- искусство балетмейстера;
- педагогическое образование в области хореографии.
Последнее направление привлекает поступающих доступной стоимостью платного обучения — 160 000 рублей.
Чем лучше у абитуриента танцевальная подготовка, тем больше шансов на поступление
Условия поступления в университет культуры
Чтобы поступить на специальности, связанные с искусством или культурой, кроме надо дополнительно сдать, как правило, литературу или историю, реже обществознание (это нужно уточнять в конкретном учебном заведении) и пройти творческое испытание, характер которого зависит от направления обучения. Абитуриенты театральных институтов могут играть этюды, художественных академий – рисовать эскизы, хореографических училищ – танцевать. Также во многих вузах проводят профессиональное собеседование.
При всей кажущейся недостижимости творческого образования проходные баллы в институты культуры не заоблачные. Конечно, чтобы стать студентом-бюджетником программы «Менеджмент креативных проектов» в РАНХиГС или поступить на «Историю искусств» во ВШЭ, ЕГЭ по каждому предмету надо сдать не меньше чем на 90 баллов. Но в стопроцентно творческих вузах к школьным академическим успехам абитуриентов приемные комиссии более снисходительны. К примеру, проходной порог в ГИТИСе – на уровне 61,5–79, во ВГИКе на кинооператорстве – и вовсе 54. Главное – талант, потенциал и харизма.
К тому же при немалой (от 50 до 395 тысяч рублей) стоимости коммерческого обучения в художественных, хореографических, музыкальных и других творческих вузах довольно внушительные квоты на бесплатный набор студентов.
Перечень институтов культуры и искусства с большим количеством бюджетных мест:
1 | Академия имени Гнесиных | 225 |
2 | Консерватория имени Чайковского | 225 |
3 | РГУ имени Косыгина | 167 |
4 | ВГИК | 128 |
5 | Академия имени Строганова | 125 |
6 | МГПУ | 125 |
7 | ГИТИС | 89 |
8 | Музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова | 60 |
9 | Академия имени Сурикова | 52 |
10 | Институт имени Шнитке | 49 |
11 | Театральный институт имени Щукина | 46 |
12 | Академия Глазунова | 45 |
13 | МГУ 35 (на программе «История искусств») | 35 (на программе «История искусств») |
14 | Московский строительный университет | 30 («Реставрация») |
15 | ВШЭ | 28 («История искусств») |
Факультеты, направления, специальности
Поступить в хореографический институт можно на один из факультетов (точное название зависит от вуза, но суть подготовки оно отражает в любом случае):
- факультет искусств;
- театральный факультет;
- хореографического искусства;
- балетмейстерский;
- исполнительский;
- вокально-режиссерский и ряд других.
В некоторых вузах хореографию преподают кафедры, например, в Институте славянской культуры РГУ им. А. Н. Косыгина – кафедра искусства хореографа, открытая в 2015 г.
В число возможных направлений подготовки входит:
- народная художественная культура;
- хореографическое искусство;
- хореографическое исполнительство;
- педагогика бального, современного, народно-сценического и спортивного бального танца;
- искусство балетмейстера, а также балетмейстера-репетитора.
В профильных хореографических институтах студенты могут выбирать одну из специализаций:
- руководитель хореографического коллектива бального танца;
- руководитель хореографического коллектива народного танца;
- художественный руководитель любительского хореографического коллектива;
- балетмейстер-постановщик;
- балетмейстер-педагог;
- балетмейстер-хореограф;
- балетмейстер-репетитор;
- хореограф;
- артист ансамбля народно-сценического танца.
Как поступить в хореографический институт
Во вступительные экзамены в хореографических институтах Москвы или других городов входят:
- ЕГЭ по литературе;
- ЕГЭ по русскому языку;
- испытание по специальности (одно или два).
Последний экзамен зависит от конкретного вуза и специализации. Это может быть экзерсис, вариация или фрагмент из классического балета (для исполнителей) или организация и проведение танцевальной комбинации (для педагогов).
Также члены комиссии могут провести собеседование для выявления уровня знаний абитуриента. В этом случае преимущество будет у выпускников училища, которые знакомы с базовыми сведениями из истории и теории хореографии.
Во время обучения в хореографических институтах России студенты не только танцуют или участвуют в постановках. Они учат специальные дисциплины (ритмика, пластика, история балета и пр.), а также общие предметы (русский и иностранный язык, социология, психология и т. д.).
Чтобы с обучением не возникло проблем, учащимся стоит вовремя обращаться в студенческий сервис. Его эксперты оперативно помогут с учебной работой любого профиля.
Новые издания
Театр XXI. Экономика, социология, право. Ред. А. Я. Рубинштейн. СПб.: Алетейя, 2022. – 386 с.ISBN 978-5-00165-390-5
Савицкая, Елена Александровна.Прогрессив-рок: герои и судьбы. Часть 2: От советского арт-рока к российскому прогрессив-року. М. : Государственный институт искусствознания, 2021. – 352 стр.: ил. ISBN 978-5-906326-19-5
Сараскина, Людмила Ивановна.Достоевский и предшественники: подлинное и мнимое в пространстве культуры. М. : Прогресс-Традиция, 2021. – 544 с., ил.ISBN 978-5-89826
Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени: сборник статей. Ред.-сост. Е. А. Бобринская, А.С. Корндорф, А.С. Лосева. М. : Государственный институт искусствознания, 2021. – 520 c., ил.ISBN 978-5-98287-167-1
Наука о фольклоре в ХХ веке: традиция и метод. Материалы научных чтений, посвященных 125-летию Петра Григорьевича Богатырёва. Ред.-сост. Л. В. Фадеева, С.В. Алпатов, С.П. Сорокина. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. – 400 с., ил.ISBN 978-5-98287-174-9
Где работают выпускники
У выпускника, получившего высшее хореографическое образование, есть множество вариантов трудоустройства в сфере культуры и искусства. Наиболее вероятные места работы:
- дворцы и дома культуры;
- концертные организации;
- профессиональные балетные группы;
- дома творчества;
- вузы культуры и искусств;
- клубы спортивного бального танца;
- хореографические колледжи;
- школы искусств.
Выбирая профессию хореографа, следует заранее приготовиться к тому, что карьера не всегда складывается так, как задумано. Всероссийская и мировая слава часто бывает делом случая. На каждое имя, прославившее то или иное учебное заведение, приходятся тысячи талантливейших выпускников, так не сумевших реализовать свой потенциал.
Основные проекты
История русского искусства
«История русского искусства» в 22-х томах — фундаментальный проект, впервые в истории отечественного искусствознания решающий задачу создания комплексной истории искусства, в которой наряду с архитектурой, изобразительным и декоративно- прикладным искусством представлены музыка и театр, мода и фотография, кино и развлекательная культура.
Искусство Западной Европы
Научно-справочное энциклопедическое издание, дающее представление о сохранившихся памятниках истории и культуры во всех регионах России. Основано на материалах экспедиций по выявлению сохранившихся памятников архитектуры и монументального искусства, их натурному обследованию с подробной фотофиксацией и обмерами, а также на изучении архивных источников.
Свод памятников
Научно-справочное энциклопедическое издание, дающее представление о сохранившихся памятниках истории и культуры во всех регионах России. Основано на материалах экспедиций по выявлению сохранившихся памятников архитектуры и монументального искусства, их натурному обследованию с подробной фотофиксацией и обмерами, а также на изучении архивных источников.
Академическое полное cобрание cочинений П.И. Чайковского
Это проект государственного и общенационального значения, направленный на сохранение культурного достояния страны. Он призван с исчерпывающей полнотой отразить огромное творческое наследие выдающегося русского композитора, выявленное к началу XXI века (свыше 400 музыкальных и 150 литературных сочинений), с максимальной точностью и документальной достоверностью воспроизвести тексты его произведений.
Полное собрание сочинений М.П. Мусоргского
Проект по созданию первого Полного академического собрания сочинений М.П. Мусоргского призван представить все творческое наследие великого русского композитора – оперы и камерно-вокальное творчество, фортепианные, хоровые и оркестровые сочинения, произведения М.П. Мусоргского в редакции и оркестровке Н.А. Римского-Корсакова, – а также эпистолярное наследие композитора и воспоминания современников.
Русская духовная музыка
В томах серии публикуются архивные, эпистолярные и другие материалы, связанные с церковно-певческой жизнью в России XIX–XX веков и посвященные значимым событиям в истории Русской Православной церкви (Поместный собор 1917–1918 годов, Афонская экспедиция 1906 года), церковным хорам и музыкальным учебным заведениям, отдельным периодам в истории церковного пения и выдающимся деятелям церковно-певческого искусства.
Наследие Мейерхольда
Уникальный проект по публикации архива великого русского режиссера и архивных материалов, связанных с его деятельностью. Призван на документальной основе воссоздать этапы творческого пути Мейерхольда, дать представление об эволюции его исканий в сфере театральной режиссуры и педагогики, творческих открытиях и достижениях на фоне широкой панорамы художественной жизни в России первой половины XX века.
В.А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров
Многотомное издание, в котором представлены дневниковые записи выдающегося русского театрального деятеля, последнего директора Императорских театров, которые он вел на протяжении 20 лет. В ежедневной летописи жизни московских и петербургских императорских театров нашли отражение их репертуар, организация театрального дела, отношение к театру императорского двора и царской фамилии, общества и театральной критики.
Наука
Наука как социальный институт представляет собой организацию, которая обеспечивает эффективность научной деятельности и использование ее результатов. Наука удовлетворяет потребность общества в объективном знании.
Для своего функционирования как социального института наука выработала следующие ценности и нормы ( по Р.Мертону):
- универсализм (убежденность в объективности положений научного знания, его независимости от субъекта);
- всеобщность (знание является всеобщим достоянием);
- бескорыстность (запрет на пользование наукой в личных корыстных интересах);
- организованный скептицизм (ответственность ученых за оценку работ коллег).
Научное открытие является достижением, которое обменивается ученым на признание и вознаграждение. Именно научное достижение определяет статусность и престиж ученого.
Наука как профессиональный вид деятельности начала складываться во время первых научных революций в XVI–XVII веках. Уже с XVIII — первой половины XX столетия научная деятельность находит отражение в следующих системах:
- отношение к природе;
- отношения между учеными как членами профессиональной группы;
- заинтересованное отношение общества к науке, главным образом к ее результатам и достижениям.
Наука становится социальным институтом со своей организацией(научным сообществом), системой ролей, своими особенностями и присущими ей чертами.
В XX веке наука является производительной силой общества, она выстраивается в систему экономических, технологических, нравственных и других отношений. Так, наука становится социальным институтом, который организует и регулирует производство и применения знания.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Как поступать в театральный вуз
Для поступления в театральный институт мало получить высокий балл по ЕГЭ, необходимо подготовиться к ДВИ. Это творческое испытание, во время которого абитуриент должен продемонстрировать свои таланты. Бо́льшая часть успеха при поступлении зависит от этого этапа. Поразить жюри достаточно сложно. Недостаточно выучить стих наизусть.
Желательно начинать готовиться заранее, сразу как только приняли решение стать звездой. Запишитесь в театральный кружок или студию. Если вы хотите покорить эстраду, начните заниматься вокалом с преподавателем, учитесь танцевать. Все это вам пригодится для успешного прохождения этого этапа. Вид ДВИ зависит от факультета, на который вы хотите поступать.
В качестве творческого испытания могут быть:
- Чтение монолога, стиха, басни
- Актерское мастерство
- Исполнение песни
- Танец
Пример творческого испытания в Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ):
https://vk.com/video_ext.php
Многие стараются произвести впечатление на комиссию и совершают следующие ошибки при поступлении в театральный институт:
- Попытка произвести «правильное» впечатление. Среди студентов и абитуентов ходят разные сплетни о том, как понравится приёмной комиссии – внешность, образы, манеры. И абитуриенты стараются выглядеть как можно оригинальнее доходя до эпатажа. Это самая распространенная ошибка. На просмотрах недостаточно (и не нужно) запомниться розовыми волосами, надо показать свой талант и умение вжиться в образ.
- Неправильно выбранный образ. Если вам 19 лет и вы выбираете себе образ умудренного старика, то это будет ошибкой. Лучше всего выбирать себе героя одного с вами возраста и пола, для перевоплощения вам не потребуется прилагать много усилий, и у вас будет больше шансов успешно пройти это испытание.
- Не успеть вжиться в роль. Многие пытаются отыграть определенного героя и «задавить» эмоциями, которые они на самом деле не испытывают. Попробуйте представить, как бы вы действовали на месте героя, какие бы эмоции испытывали.
- Выбирать учебное заведение, а не мастера. Если вы хотите стать профессионалом своего дела, то в первую очередь определите, какой наставник вам ближе по духу – своим творчеством, опытом и просто по-человечески. Решите для себя, какой мастер лучше всего сможет раскрыть ваш талант.
- Отказаться от мечты. Да, поступить в заветный театральный вуз – это непростая задача. Для этого нужно очень много работать. Но не нужно настраиваться на провал изначально. Просто делайте все, что в ваших силах, а остальное в любом случае от вас не зависит, поэтому и переживать лишний раз не стоит. Можно пробовать еще и еще. Многие известные актеры поступили в театральное училище не с первого раза.
Еще больше информации об ошибках при поступлении вы сможете узнать из этого видео:
Как увеличить свои шансы попасть в театральный вуз? Как мы уже говорили, начинайте готовиться заранее:
- Много репетировать. Актерский труд – это тяжелая работа и часы репетиций с небольшими перерывами.
- Воспитывать в себе харизму. Заурядные личности никому не интересны, учитесь раскрывать все грани своей личности.
- Читать много художественной литературы. Классика поможет вам прочувствовать героев тех времен.
- В интернете много роликов по актерскому мастерству. Подпишитесь на каналы и узнавайте что-нибудь новое каждый день.
- Ходите в театры и перенимайте опыт профессиональных актеров. Это пригодится вам при поступлении.
- Подпишитесь на группу вашего любимого театрального вуза ВКонтакте, следите за новостями, там тоже можно узнать много полезного.
Выпускник МХАТа Безруков Сергей Витальевич в роли Есенина
Мифы и реальность артистических профессий
Есть несколько фактов об артистических профессиях, которые могут показаться вымыслом.
Один из распространенных мифов о том, что артистическая профессия только одна — актер. На самом деле существует различные её виды:
̶ Драматический актер
̶ Артист театра и кино
̶ Артист кукольного театра
̶ Клоун, комик.
- Многие считают, что внешность решает всё, и девушке с милой наружностью легче получить заветное место на актерском факультете. Однако проще поступит на актера… юноша, даже не очень симпатичный. Дело в том, что среди поступающих в актерскую школу девушек почти в два раза больше, чем молодых людей, а потребность театра обычно обратная. Актеры более востребованы, нежели актрисы. Поэтому к парням относятся более лояльно, чем к девушкам, к последним предъявляются повышенные требования.
- Жизнь актера — это вечный праздник, слава, популярность, гонорары. Это миф! Только очень востребованные актеры получают заоблачные деньги. Но это не значит, что жизнь их проста и прекрасна. Съемки и репетиции могут длиться до 16 часов подряд! Съемки могут проходить в дождь, метель, жару, а также на высоте, на глубине – где угодно. Здоровье актеров измотано ненормированным режимом, часто неправильным питанием и тяжелыми физическими и психологическими нагрузками. Но если быть актером – мечта, все это не будет иметь большого значения, ведь ради мечты можно пойти на что угодно.
- Окончив престижное театральное училище, вы обязательно станете звездой театра и кино. К сожалению или к счастью, из сотен выпускников театральных вузов, лишь единицы достигают звездной карьеры путем непрерывного тяжелого труда. Большинство не пользуются такой огромной популярностью, чаще они начинают свою карьеру в скромных театрах, пытаются делать авторское кино, становятся радиоведущими, актерами дубляжа и аниматорами на детских праздниках, ведущими корпоративов. Средняя зарплата выпускника-актера – 50 000 рублей.
Здание РГИСИ в Санкт-Петербурге вдохновляет быть великим актером
Быть актером — это не выбор, это призвание, предназначение. Поступить в театральное непросто, еще сложнее закончить его с успехом. А уж стать известным актером и любимцем публики — это задача для самых целеустремленных. Постоянная работа над собой и развитие — вот основные ключи к успеху. И только вам решать, стоит ли оно того или нет.
Где работать после окончания
Согласно мониторингу рынка труда последних пяти лет, наиболее востребованы выпускники вузов кинематографии и живописи, средние позиции достались музыкантам. Многие актеры начинают с должности аниматора со средней зарплатой 40 тыс. рублей. Большим спросом пользуются дизайнеры – в зависимости от профиля размер стартовых гонораров составляет от 20 до 80 тысяч. Представители музыкальных специальностей могут работать концертмейстерами, преподавать в учебных заведениях, выступать на сцене. Средняя зарплата учителя по классу фортепиано в зависимости от региона варьируется от 20 до 50 тысяч. Художники предпочитают фриланс, официальное трудоустройство предполагает доход в 20–60 тыс. руб. Карьера искусствоведа может начинаться с работы в музее каталогизатором объектов, представляющих культурную ценность, и развиваться в самых разных направлениях: от должности автора в арт-журнале до консультанта антикварного магазина или эксперта крупной аукционной компании уровня Christie’s.
Какое бы направление обучения вы ни выбрали в институте культуры и искусства, полученная профессия обязательно будет в жизни источником позитива: что же тогда можно назвать счастьем, если не возможность получать деньги за работу, которая приносит удовольствие и творческое удовлетворение.
Правила приема
Процесс поступления в учебное заведение, занимающееся подготовкой хореографов, значительно отличается от приема на другие специальности. Баллы, набранные на ЕГЭ, по большому счету играют второстепенную роль. В приоритете – танцевальные навыки и пластичность.
Единых правил проведения дополнительных вступительных испытаний в вузы, специализирующиеся на хореографическом направлении, не существует. Каждый из институтов и университетов определяет собственный набор экзаменов. В частности, Петербургский гуманитарный университет профсоюзов требует наличие результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе (как и большинство хореографических вузов). Кроме того, абитуриенты проходят творческое и профессиональное испытания. В пакет документов, который прилагается к заявлению на поступление, входит обязательная справка об отсутствии медицинских противопоказаний к обучению.
Чтобы поступить в ГИТИС придется пройти 4 уровня испытаний:
- Письменный экзамен по русскому языку.
- Устный экзамен по литературе.
- Устное собеседование проходит с целью определения таких профессиональных качеств абитуриента, как уровень интеллекта, культурный кругозор, чувство вкуса и стиля. Проверяются знания в области хореографии, литературы и музыки (в том числе элементарной теории музыки).
- Практическое творческое испытание хореографического искусства, в ходе которого абитуриент демонстрирует собственную технику и точность движений, пластическую выразительность, чувство ритма и актерское мастерство. Вступительный экзамен состоит из 2 разделов: исполнительские навыки в виде презентации двух танцевальных номеров, а также методический или срежиссированный абитуриентом показ на выбор. В ходе первого демонстрируется точность соблюдения и техника исполнения хореографических элементов. Постановочный же показ включает собственное сочинение и импровизацию.
Некоторые учебные заведения принимают только абитуриентов, окончивших профильную школу, колледж или училище. Так что точный набор требований и порядок поступления нужно уточнять в приемной комиссии каждого конкретного учебного заведения.
Проходные баллы
Конечно, баллы ЕГЭ важны, но решающее значение для зачисления в хореографический вуз России имеют результаты, полученные на дополнительном вступительном и собеседовании.
Навыки и таланты абитуриентов оцениваются по 100-балльной шкале. Максимум складывается из критериев, отображенных на рисунке.
Прошлогодние проходные баллы в ведущие хореографические вузы России представлены в таблице и на диаграмме.
Название вуза | Проходной балл |
---|---|
СПбГИК | 237 |
СПбГУП | 357 |
Академия русского балета им. А. Я. Вагановой | 288 |
Российский педагогический университет им. А. И. Герцена | 225 |
РГУ им. А. Н. Косыгина | 277 |
ГИТИС | 293 |
МГАХ | 279 |
МГИК | 301 |
КГИК | 402 |
ВГИК | 269 |
ЧГИК | 323 |
ОГИК | 222 |
УГАИ | 323 |
КазГИК | 285 |
АГИК | 253 |
ИСИ | 236 |
ОмГУ им. Ф. М. Достоевского | 231 |
ЕАСИ | 175 |