Среднее образование в россии

Содержание:

Основные виды

К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.

Индивидуальная

Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.

Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.    

Групповая

Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.

Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.

Фронтальная

Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.

Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.

Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.

Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.

Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.

Как оформить обучение вне организации

По желанию родителей можно организовать обучение в семье. Сообщите, что для этого надо подать заявление и уведомить учредителя о переходе на семейную форму, даже если хотят обучать в семье дошкольника (п. 4 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014). Издайте приказ об отчислении ребенка на семейную форму.

 Образцы:  

  • Заявление об отчислении на семейную форму образования
  • Приказ об отчислении на семейную форму

Вопрос: надо ли учитывать ФГОС дошкольного образования при организации обучения в семейной форме

Родители вправе, но не обязаны использовать ФГОС дошкольного образования, если дети получают образование в семейной форме (п. 1.1 ФГОС дошкольного образования). Они имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ). Поэтому родители могут самостоятельно определять содержание и направление их образования, контролировать их результаты, корректировать образовательный маршрут.

Вопрос: можно ли совместить семейную форму с образованием в школе?

Да, можно.

Родители и ученик вправе сочетать различные формы образования и обучения (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, по нескольким предметам организовать обучение ребенка в семейной форме, а на остальные водить в школу. В таком случае примите от родителей заявление. Проконтролируйте, чтобы там был перечень предметов, которые будут осваиваться в семье и которые будет преподавать школа. Разработайте индивидуальный учебный план с учетом выбора родителей (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой приглашает учеников, находящихся на семейном обучении на промежуточную аттестацию и изучение электронных уроков.

Промежуточная аттестация в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой – оптимальный выбор родителей, обучающих своих детей самостоятельно, так как качество образовательного процесса можно определить именно её результатами. Для промежуточной аттестации в школе (колледже) Анны Муратовой создан уникальный электронный образовательный ресурс, содержание которого представляет собой систему тестовых заданий по всем предметам с 1 по 11 класс.

Тестовые задания сгруппированы не только по отдельным предметам, но и по отдельным четвертям, полугодиям, годам. Это значительно облегчает прохождение годовой промежуточной аттестации, так как позволяет дозировать нагрузку на ребенка, самостоятельно определять период времени, который потребуется для её завершения. Каждый родитель лучше знает способности и особенности своего ребенка, особенности жизни семьи в тот или иной момент времени (отъезды, соревнования, лечение и проч.), поэтому возможность самостоятельно определить временной «отрезок» для прохождения промежуточной аттестации является явным преимуществом.  Более того, в связи с тем, что законодательство делегирует образовательной организации право самостоятельно определять сроки промежуточной аттестации, то существенным отличием школы (колледжа) Анны Муратовой от других учебных заведений является то, что аттестоваться дети могут и в летний период.

В школу (колледж) Анны Муратовой можно зачисляться для прохождения промежуточной аттестации не только по предметам комплексного школьного курса за определённый класс, то есть по всем предметам образовательной программы определенного класса, но и аттестоваться по отдельным предметам совершенно независимо от наличия аттестации по каким–либо другим предметам.

Ученик, который учится на уровне среднего общего образования или достиг 18 лет, вправе уйти на самообразование. Попросите его написать заявление об отчислении и отчислите в общем порядке.

Вопрос: надо ли школе разрабатывать локальный акт о получении образования в форме семейного образования и самообразования?

Нет, не надо.

Семейное образование и самообразование – формы образования вне школы. Поэтому вы не вправе устанавливать правила. Однако обязаны регламентировать порядок организации и прохождения промежуточной аттестации экстернов. Это можно сделать двумя способами: принять отдельный локальный акт или включить нормы об аттестации экстернов в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Чтобы организовать промежуточную и итоговую аттестацию детей, которые находятся на самообразовании или обучаются в семейной форме, попросите написать заявление. Издайте приказ и зачислите экстерна в школу на период прохождения аттестации.

 Образцы:   

  • Заявление на прохождение промежуточной аттестации экстерном
  • Приказ о зачислении экстерна на аттестацию

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Подробности

Определение видов обучения

Дополнительное образование в виде курсов – это достаточно интенсивный формат. Для людей, которые стремятся получить практические знания, подойдут семинары и тренинги. Здесь большой упор делается на выдачу практической части курса.

Важно! Тренинги и семинары построены так, что обучающий процесс – это анализ действий и ситуаций. Обязательно предусмотрена обратная связь для слушателей, на примере других людей здесь всегда можно подчерпнуть что-нибудь для себя

Мастер-классы обычно ведут эксперты в своей области. Их методики подачи материала позволяют слушателям участвовать в искусственно созданных ситуациях для получения опыта в их решении.

Для авторских программ характерны две цели:

  • удовлетворение меняющихся детских потребностей;
  • максимальное развитие творческого потенциала;
  • ознакомление с культурными ценностями.

Важно! Детское дополнительное образование, в зависимости от модели, включает в себя несколько обязательных дисциплин для развития

Формы детских занятий

Существуют разные формы и направленности занятий в дополнительном детском образовании:

Кружок – это одна распространенных форм образования. Он может развивать творчески способности или подкреплять предметные знания. В кружках дети распределяются согласно интересам и уровню знаний. Это дает возможность преподавателю применить творческий подход в учебном процессе. Занятия формируются согласно подготовленному плану, но с корректировкой в реальном времени.

Ансамбль является творческим коллективом, который нацелен на музыкально-танцевальные постановки. Такие занятия развивают личность ребенка через эстетическое восприятие.

Театр – это творческая группа, цель которой создание художественного спектакля на сцене для развития творческих способностей. На таких занятиях проводятся уроки по театральному искусству, художественной практике, сценической речи.

В студии объединены люди с общими интересами, с одинаковыми задачами и деятельностью. Здесь также в приоритете развитие талантов в сфере или получение углубленных знаний, в каком либо предмете.

Факультатив – это распространенная форма занятий в дополнительном образовании. Он характеризуется как второстепенный процесс обучения. Факультатив нацелен на удовлетворение детских интересов. Может практиковаться исследовательская деятельность, развитие творческих способностей, изучение иностранного языка, развитие мыслительной деятельности и подготовку к олимпиадам. Они могут организовываться в школе. Любое бюджетное учреждение может проводить факультативы в одном из профилей.

Репетиторство – это форма обучения, которая отличается от общеобразовательной программы, здесь акцент на полностью индивидуальный подход. Такие занятия зачастую платные, и проходят согласно заранее установленному графику. На занятиях потеряется уже пройденный материал в школе и закрепляется путем практических заданий. Репетиторство всегда в приоритете при наличии проблем с конкретным предметом.

Деятельность центров творчества нацелена также на всестороннее развитие детей. Такое дополнительное обучение помогает освоить спортивные дисциплины, творческое искусство. На занятиях могут быть дети с 1,5 лет. Для самых маленьких применяются известные методики по развития мозговой деятельности. Для старшеклассников доступны профильные подготовки к экзаменам.

Сегодня практически каждый обучается дополнительно в разных формах. С новыми технологиями это возможно уже на более высоких уровнях. Знания передаются дистанционно, на онлайн уроках. Для многих это прекрасная возможность учится без отрыва от основной деятельности. Дополнительное образование расширяет кругозор и дает знания, адаптированные под текущее время.

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.  

Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.

Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.

Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.

Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним

Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.   

Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения.

Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость

Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.

Дистанционная

Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.

Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.

В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.

Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.

Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался . Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет. 

Дистанционное обучение

Широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение (ДО), которое оправдано, прежде всего, с экономической точки зрения, т.к. не требует перемещение большого количества сотрудников к месту обучения.

Дистанционное обучениеe-learning

При синхронном методе обучения (on-line) общение сотрудников и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы.

В ТБМ используются такие виды on-line обучения, как вебинары и видеоконференции.При асинхронном подходе (off-line) студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп и время обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. В этом случае вся ответственность за прохождение курса, чтение литературы т.п. целиком ложится на плечи учащихся, т.к. преподаватель остается «за кадром».

В ТБМ используются такие виды off-line обучения, как электронные курсы, видео- и аудио- материалы, электронные библиотеки, корпоративная Википедия.

К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:

  • Возможность обучения территориально удаленных слушателей. Россия — огромная страна. Из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие рас стояния достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается на стоимости обучения.
  • Экономия времени. Когда человек сидит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. Дистанционное обучение позволяет составить гибкий график обучения, учиться в свободное время.
  • Адаптированный под слушателя стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, то электронное обучение для него — идеальный механизм.
  • Частые изменения. Меняется законодательство, внутренние регламенты. У большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения.

Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей, т.к. достаточно сложно добиться, чтобы сотрудники всегда следовали расписанию, внимательно изучали материал, прорабатывали все необходимые задачи, искали нужные решения без серьезного внешнего контроля, если они не обладают высоким уровни самоорганизации и самодисциплины.

Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются.

Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.

Популярные формы дополнительного образования в России

Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)

Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.

Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.

Воскресный лекторий

Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.

Семинары

Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.

Конференции

Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.

Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой

Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.

Учебно-воспитательные комплексы (УВК)

Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.

В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование

Такого понятия тоже с
2013 года не существует. В

статье 108

Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО
приравнено среднему профессиональному по программам подготовки
квалифицированных рабочих.

Ранее его получали в
профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные
заведения следующих форм:

  • профессиональные
    училища;
  • профессиональные
    лицеи.

Они дают возможность за
короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую
специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами,
мастерами-отделочниками, автомеханиками.

И тех, и других учебных
заведений осталось очень мало. Примеры:

  • ПУ при
    Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
  • ПУ №15 в
    Курске;
  • ПЛ №25 в
    Красноярске;
  • Сальский
    казачий кадетский ПЛ.

Большая часть советских
ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.

Чем они отличаются

Лицей по статусу
несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных
дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим
физического труда, – например, парикмахер или секретарь.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

      1. Общее:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

      2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Законодательная база

Согласно части 2

статьи
10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ

«Об образовании в Российской
Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:

  1. Общее

    . Под
    этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4
    класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса)
    образование.

  2. Профессиональное

    .
    Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.

  3. Дополнительное

    .
    Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное
    профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).

Отдельно в законе
рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не
предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из
профессий или должностей, приведенных в

Приказе
Минобрнауки России от 02.07.2013 №513

.

Сравнение форм обучения

Любая форма обучения имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при построении эффективной системы обучения обычно используются разные формы в зависимости от целей обучения, установленных сроков, количества участников, выделенного бюджета и т.д.

Выбирая способ обучения, важно помнить, что в результате мы получим разный уровень освоения знаний. На рисунке представлена примерная шкала по степени освоения материалов при разных формах обучения. Но даже выбрав наиболее эффективную по данной шкале форму обучения, нет гарантии, что сотрудник отлично усвоит новый материал, т.к

на процесс обучения влияет множество , начиная от качества самого учебного материала до интеллектуальных способностей обучаемого.

Но даже выбрав наиболее эффективную по данной шкале форму обучения, нет гарантии, что сотрудник отлично усвоит новый материал, т.к. на процесс обучения влияет множество , начиная от качества самого учебного материала до интеллектуальных способностей обучаемого.

Классно-урочная система как основная форма организации обучения

Выделяют две основные формы организации обучения в педагогике. Это:

  • классно-урочная система;
  • внеурочная работа.

Определение 2

Урок – это главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию.

Один урок посвящен изучению вопросов по одному предмету из программы. Урок является продолжением занятий, проведенных ранее. Материал, полученный в ходе урока, является базисом для продолжения обучения.

Определение 3

Урок – это автономная, логически завершенная организационно-структурная единица образовательного процесса.

Менторинг и коучинг

Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:

  • добровольный стиль работы;
  • ментор старается выслушать и вникнуть в суть запроса или помочь сформулировать запрос менти;
  • ментор поощряет самостоятельность;
  • у ментора не всегда есть готовые ответы на все вопросы;
  • менти принимает ответственность за собственное развитие и на равных управляет процессом.

Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:

  1. Установочная встреча — ментор и подопечный определяют цели развития, согласуют план активностей, определяют принципы работы.
  2. Развивающие активности — проходят встречи один-четыре раза в месяц, на которых разбирается запрос менти, его кейс или вопрос. На этом этапе ментор делится своим опытом, дает обратную связь, направляет и поддерживает, а менти составляет план дальнейших действий.
  3. Подведение итогов — финальная встреча, на которой ментор и менти обсуждают прогресс в обучении и дают друг другу обратную связь.

Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.

Экономика образования

Инструкция по применению: как эффективно общаться с коучем

Очно-заочная

Это гибрид очного и заочного образования. При очно-заочном обучении соотношение времени, которое студенты проводят в учебных заведениях и тратят на самостоятельную работу, – 50/50 или 60/40.

На занятия студенты ходят 2–4 раза в неделю, обычно по будням, во второй половине дня, поэтому эту форму обучения еще называют вечерней. Иногда могут добавляться занятия по выходным.

У студентов очно-заочной формы обучения нет установочных сессии – пары они должны посещать регулярно, только по вечерам, а не с утра, поэтому экзамены и зачеты сдают в то же время, что и очники.

Стипендию и отсрочку от армии студенты-вечерники не получают. Очно-заочная форма есть не на всех направлениях подготовки. Сроки обучения, как и для заочников, увеличиваются минимум на полгода и не больше чем на 12 месяцев.  

На платных отделениях очно-заочно и заочно учиться намного дешевле, чем на дневных, а в дипломах не указывается, как именно студент проходил курс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector