Справочник российского совета по международным делам

Содержание:

Воспитание как социальный институт.

В современных развитых обществах образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения определенных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и т. д.).

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации относительно социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.

Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:

1) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;

2) воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);

3) в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;

4) появляется коррекционное воспитание;

5) складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;

17б 6) меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;

7) растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.

Воспитание как социальный институт включает в себя:

1) совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;

2) набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп; воспитательные организации различных видов и типов;

3) системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;

4) набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;

5) ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания – детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и др.).

Карта компетенций

39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (профиль: Социология социальной жизни)

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;

  • Умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций;
  • Способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
  • Способностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук в аналитической работе. Консультировании и экспертизе в рамках производственно-прикладной деятельности;
  • Способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп;
  • Способностью разрабатывать основанные на результатах проведенных исследований предложения и рекомендации по решению социальных проблем, по согласованию интересов социальных групп и общностей;
  • Способностью использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности;
  • Способностью обосновывать практическую целесообразность исследований, направленных на изучение различного рода социальных явлений, планировать и осуществлять исследование общественного мнения с использованием методов сбора и анализа социологической информации.

39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (профили: Социология цифрового общества; Социология культуры;)

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями: 

способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения;

  • способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий;
  • способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования;
  • способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории;
  • способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистратуры);
  • способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
  • способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии).

Список

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Абрамова Ирина Олеговна
  • Аватков Владимир Алексеевич
  • Авдеев Александр Алексеевич
  • Авдеев Евгений Николаевич
  • Авдеев Юрий Алексеевич
  • Авксентьев Виктор Анатольевич
  • Агаджанян Виктор Сергеевич
  • Адамишин Анатолий Леонидович
  • Адмидин Андрей Генрихович
  • Айдынбеков Эльмар Феррухович
  • Акимов Александр Владимирович
  • Александров Даниил Александрович
  • Алексеев Александр Иванович
  • Алексеева Татьяна Александровна
  • Алексеенкова Елена Сергеевна
  • Алешковский Иван Андреевич
  • Аликберов Аликбер Калабекович
  • Алимардонова Турсин Холмуродовна
  • Амвросова Марина Николаевна
  • Амелин Веналий Владимирович
  • Аминов Баходир
  • Андреева Юлия Витальевна
  • Андриченко Людмила Васильевна
  • Анисимов Александр Леонидович
  • Антонов Анатолий Иванович
  • Антошин Валерий Алексеевич
  • Антюшин Сергей Сергеевич
  • Арбатов Алексей Георгиевич
  • Арбатова Надежда Константиновна
  • Арефьев Александр Леонардович
  • Арзуманов Игорь Ашотович
  • Арин Олег Алексеевич
  • Артоболевский Сергей Сергеевич
  • Арутюнов Сергей Александрович
  • Арутюнов Михаил Георгиевич
  • Арутюнян Юрик Вертанович
  • Аршинцева Ольга Алексеевна
  • Астахов Евгений Михайлович
  • Атаниязова Юлдуз Аминовна
  • Аукуционек Сергей Павлович

Пред.

1

След.

Приобретаемые навыки

Выпускник направления будет иметь компетенцию для решения следующих важных задач:

  • подготовка и проведение исследовательских кампаний: социологических, аналитических, консалтинговых;
  • подготовка отчетов и аналитических записок;
  • работа над информационными материалами и профессиональными публикациями;
  • обработка баз данных, оформление презентаций и отчетов в графическом виде;
  • изучение современных социальных проблем и поиск их решения в контексте работы конкретного предприятия/организации;
  • разработка рекомендаций, которые нацелены на улучшение организационных моментов работе предприятий с точки зрения трудовой дисциплины;
  • анализ изменений кадровой политики;
  • организационно-управленческие задачи в организациях государственной власти и органах местного управления;
  • преподавание социологии и параллельных дисциплин.

Признаки, функции и виды социальных институтов

Традиционно функции социальных институтов выглядят следующим образом:

  • закрепление и воспроизводство общественных отношений. Так, для всех социальных институтов свойственна собственная система норм и ценностей, которые в свою очередь формируют пределы, как жизни деятельности, так и поведения людей;
  • регулятивная. Ее реализация происходит при помощи регуляции общественных отношений, а также при непосредственной помощи норм и образцов поведения;
  • интегративная. Так, для каждого социального института присуще интегративные процессы, включающие в себя отношения взаимоответственности членов социальных групп. При помощи данной функции происходит упорядочивание системы взаимодействий, существующих между людьми;
  • транслирующая. В рамках данной функции происходит передача общественных отношений социальными институтами.
  • коммуникативная. Так, социальные институты формируют условия, необходимые для формального и ролевого общения отдельных индивидов.

Признаки социальных институтов:

  • сложившиеся образцы поведения, а также установки. К примеру, института образования присуще стремление к приобретению определенных знаний;
  • символы культурного характера. Для семьи это могут быть обручальные кольца, а также брачный ритуал;
  • кодексы поведения устной и письменной направленности. Для государства это кодексы;
  • утилитарные культурные компоненты;

Социальный институт содержат в себе достаточно большую совокупность различных компонентов, которые имеют отличия по некоторым признакам. В результате этого принято выделять следующие виды социальных институтов:

  1. Институт образования, включающий в себя науку и образование.
  2. Институт экономики. Сюда входят различные производства, банки, предприятия.
  3. Институт армии. Это может быть таможенная служба, внутренние войска и многое другое.
  4. Система медицинского страхования, а также социальная защита населения.

О профессии

Как известно, социология — наука об обществе. Она изучает общественные процессы, явления и другие факторы и ситуации. А общество предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Смысл работы социолога — анализ, сбор и оценка общественных явлений, происходящих в группе, обществе или отдельной общности.

В задачи истинного социолога-профессионала входит:

  1. Постоянное самосовершенствование в профессии;
  2. Сбор и анализ данных;
  3. Мониторинг;
  4. Планирование рабочего графика;
  5. Составление отчетности.

Это лишь некоторые задачи, которые выполняют работники социологической сферы. Помимо этого специалист в области социологии должен знать на уровне уверенного пользователя профессиональное программное обеспечение. Социологи работают чаще всего с таблицами, их стандартная программа — Microsoft Excel. Также специалисты составляют программы, консультируют респондентов по тем или иным вопросам.

Социология охватывает много сфер и отраслей: от культуры до политики. Тем социология и привлекает. Специалистам в области социологии можно работать где угодно: СМИ, рекламные агентства, банки, социальные службы и другие отрасли.

Специфика работы социолога зависит от направления его деятельности и подхода к ней. Профессионалы-аналитики в перечень работы, где могут трудиться социологи, включают сотрудников, которые помогают гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В эту сферу входят:

  1. Социальные работники;
  2. Социальный педагог;
  3. Специалисты органов опеки и попечительства;
  4. Специалист по работе с молодежью;
  5. Сотрудник службы занятости;
  6. Медиатор.

Другая сфера специальности предполагает работу с людьми, которые нуждаются в психологической поддержке и помощи:

  1. Работа полицейским;
  2. Психолог;
  3. Консультант по юридическим вопросам;
  4. Педагог;
  5. Работа в сфере медицины;
  6. Журналистика, корреспонденция;
  7. Государственная служба;
  8. Благотворительность;
  9. Работа в детских домах.

Истории успеха социологов

Ермакова Валентина, 43 года

Окончила НГТУ, очную форму обучения, специальность “социология”, работаю в ООО БиСиГрупп социологом. Профессионального успеха достигла благодаря в первую очередь своему образованию. В университете получила достаточно сильную теоретическую базу, которая пригодилась и на практике.

Из своей работы я извлекаю опыт и знания, которые помогают и в жизни. О выбранной профессии не жалею, рада, что приношу пользу нашему обществу. По работе имею возможность ездить по различным регионам, изучать жизнь людей и социальные проблемы, помогать населению в их решении.

Какими личностными качествами должен обладать социолог

По роду деятельности социологу приходится анализировать большое количество информации

Поэтому очень важно чтобы он умел длительное время концентрировать внимание исключительно на своей работе и при этом мог замечать детали на фоне общей картины. Нужно также, чтобы он имел способность оценивать данные, выделять закономерности и частные случаи. Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость

Для этого, помимо прочего, ему необходимо обладать такими личностными качествами как дисциплинированность и усидчивость.

Нельзя переоценить и такую черту характера, как ответственность. От того, насколько качественно специалист по изучению общества выполнит свою работу, зависит успешность всех проектов, ради оптимизации которых и проводятся социологические исследования.

Для данного специалиста важно уметь находить нестандартные способы решения нестандартных ситуаций, а также понимать психологию человека. Это необходимо, поскольку одна из основных задач социолога – предлагать варианты того, как решить проблемы сотрудников компании

Современный специалист обязан уверенно работать на ПК и владеть, в частности, такими программами как Microsoft Excel, Microsoft Access, MSQL.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Институт социологии (ИС РАН)

Основные этапы развития

В 1968 г. Институт социологии открылся и работал под названием Институт конкретных социальных исследований АН СССР.

Руководство

Высший орган — Ученый совет
Директор: Горшков Михаил Константинович, академик РАН, доктор философских наук
Первый заместитель директора: Козырева Полина Михайловна, доктор социологических наук
Заместители директора по научной работе:

Голенкова Зинаида Тихоновна, доктор философских наук

Тихонова Наталья Евгеньевна, доктор социологических наук

Малышев Михаил Львович, доктор социологических наук
Заместитель директора по международным связям: Мансуров Валерий Андреевич, доктор философских наук
Заместитель директора по общим вопросам: Мурышкин Валерий Фёдорович
Заместитель директора по финансовой деятельности: Найденко Ирина Валентиновна
Ученый секретарь: Ключарев Григорий Артурович, доктор философских наук

Основные направления исследований и проектной деятельности

1. История социологии и общей социологической теории.

2. Методология и методы социологических и политологических исследований.

3. Трансформация социальной структуры российского общества и социальная мобильность.

4. Трансформация социальных институтов и формирование гражданского общества.

5. Динамика ценностей российского общества.

6. Политическая и социокультурная модернизация российского общества.

7. Сравнительные исследования социальных и политических систем.

8. Социология политических отношений и электоральных процессов.

9. Формирование новых идентичностей и процессы интеграции и дифференциации российского общества.

10. Трансформация семьи и гендерных отношений.

11. Социология управления.

12. Социокультурные функции религии в современной России.

Периодические издания

Институт является учредителем и соучредителем журналов: «Социс (Социологические исследования)», «Социологический журнал», «Полис (Политические исследования)», «Социология: 4М», «Власть», «ИНТЕР», «История и современность», «Социологическое обозрение», «Sociologos». В 2010 году вышел первый номер нового научного электронного журнала «Вестник Института социологии», учрежденный Институтом социологии Российской академии наук.

Структура института

В структуре Института 11 исследовательских Центров, Центр социологического и политологического образования и два Филиала (Южнороссийский в Ростове-на-Дону и Приволжский в Нижнем Новгороде). Международной проблематикой в Институте занимаются Центр исследования межнациональных отношений и Центр политологии и политической социологии.

Информационная база исследований

Библиотека Института социологии РАН была создана в 1969 году и располагает уникальным фондом литературы по социологии, насчитывающим более 58 000 томов и единиц журнального фонда(в том числе: книги и брошюры 40 400 единиц, журналы — 17 000, диссертации — 600). Ценность этого собрания заключается в том, что оно является единственным в России, где имеется полный комплект отечественных изданий, начиная с 1969 года (то есть с момента возобновления социологических исследований после длительного перерыва с 1930-х гг.), изданий отечественных социологов дооктябрьского периода, а также около 4000 томов иностранной литературы. В Институте есть кабинет научной литературы и научный архив.

Банк социологических данных

Институт социологии РАН располагает уникальным архивом эмпирических данных. Архив содержит результаты более чем 700 социологических исследований, проведенных Институтом социологии РАН и другими социологическими центрами страны.

Образовательная деятельность

На базе Института социологии РАН работает Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН).
Декан: Ядов Владимир Александрович, доктор философских наук, профессор
Направления деятельности: современные социологические теории, общая социология и отраслевые социологические дисциплины, методология, история мировой и российской социологии, количественные и качественные методы исследований, психология личности, социальная психология, социология труда, основы менеджмента, социология организаций, социология культуры, социология религии, социология семьи, этносоциология, инвайронментальная социология, PR-технологии, маркетинг и др.

В рамках Института действуют три диссертационных совета Д 002.011.01, Д 002.011.02, Д 002.011.03.

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Охрана правопорядка как социальный институт

Охрана правопорядка включает в себя целый комплекс мер, которые призваны упорядочить общественные отношения, а именно добиться правопорядка, который будет полностью соответствовать правовым предписания, которые действуют. По своей сути, охрана правопорядка – это определенные меры, которые нацелены на то, чтобы полностью устранить самые различные сложности, которые мешают воплотить в жизнь требования права.

**В область их полномочий входит традиционно входит: **

  • создание законов и нормативных актов, при помощи которых можно преодолеть противоправные действия;
  • осуществление повседневной деятельности со стороны уполномоченных государственных органов по активному использованию юридической ответственности и восстановлению прав и свобод каждого человека.

Главными объектами охраны в работе органов внутренних дел выступают:

  • общественный порядок;
  • безопасность.

Специфика общественных и правовых категорий, которые полностью охватывают сферу общественных отношений, состоит в следующем:

  • общественный порядок и безопасность касаются всех граждан, исключений быть не может;
  • общественный порядок и безопасность касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей;
  • данная область находится в прямой зависимости от различных опасных явлений, таких как наркомания или пьянство.

Где можно получить профессию социолог?

Для того чтобы работать в данной сфере, необходимо получить среднее специальное или высшее образование по направлению «Социология». Также можно пройти курсы профессиональной переподготовки.

Стоит отметить, что работодатели, как правило, отдают предпочтение соискателям, которые окончили высшее учебное заведение. Кроме того, ВУЗы во время обучения обеспечивают практику в крупных компаниях, и студенты, которые хорошо проявили себя, нередко получают хорошую должность сразу же после окончания обучения.

На сегодняшний день, лучшие факультеты социологии предлагают следующие ВУЗы России:

  • НИУ ВШЭ;
  • МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • СПбГУ;
  • МГТУ Н. Э. Баумана;
  • НГУ.

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 516 000,00 ₽

Московский гуманитарный университет

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 80 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 350 000,00 ₽

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 325 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 189 130,00 ₽

Национальный университет «Высшая школа экономики»

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 300 000,00 ₽

Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽

Тюменский государственный университет

Тюмень

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 250 000,00 ₽

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 243 000,00 ₽

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽

Российский университет дружбы народов

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 225 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 132 000,00 ₽

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Москва

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Факультет социологии: предметы

Основная задача преподавателей социологических факультетов — учить студентов разбираться в основной области, грамотно собирать данные, исследовать и анализировать их, а также правильно описывать выводы и прогнозировать возможное развитие социалогических явлений и процессов.

Для этого учащимся предлагают комплексную программу обучения, состоящую из трёх блоков:

  • общие предметы;
  • профильные предметы;
  • специальные предметы.

Общий модуль

В этот общеобразовательный блок, который студенты изучают на первом и втором курсах, входят базовые дисциплины. Их главная задача — привить навыки работы с данными и грамотно их интерпретировать. Для этого студентам преподают:

  • русский язык;
  • историю;
  • информатику;
  • философию;
  • социологию;
  • основы статистики;
  • математику;
  • анализ данных;
  • и другие предметы.

Профильный модуль

На третьем курсе студенты выбирают специализацию. С этого момента они начинают изучать те предметы, которые помогают им понять специфику выбранной области и изучить, как применять социологические методы в ней.

Специальные предметы

Если на третьем курсе студенты только знакомятся с профессиональной областью, то на четвёртом у них появляется возможность качественно усилить свои знания. Для этого в программу добавляют специальные предметы. Например, в ВШЭ студентам выпускного года предлагают изучить курс «Data Mining в социальных науках: методы факторизации и кластеризации».

Конечно, обучение на социологическом факультете невозможно без организации и участия в опросах, подготовке к научным семинарам и конференциям, а также написания курсовых и дипломных работ.

↑ Виды социальных институтов

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения,  материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Семья

Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Кем может работать социолог: ТОП-7 специальностей

Как уже было сказано выше, специалисту с образованием социолога можно работать в любой сфере деятельности. Сейчас самыми востребованными (по зарплатной нарастающей) являются следующие профессии.

#1. Бренд-менеджер

Средний уровень зарплаты такого специалиста составляет 33000 рублей. В задачи работника входит продвижение одного или нескольких продуктов конкретной торговой марки. Бренд-менеджер анализирует запросы целевой аудитории; проводит рекламные акции, направленные на увеличение продаж и услуг компании.

Плюсы:

  • творческая составляющая;
  • высокая востребованность в сфере рекламы.

Минусы:

  • ненормированный график;
  • даже если проект провалился общими усилиями, винить все равно будут менеджера.

#2. Медиатор социальных конфликтов

Средняя зарплата такого специалиста составляет 35000 рублей. В задачи медиатора входит устранение конфликтных ситуаций, возникающих на фоне религии, культуры, политики или национальной почве.

Плюсы:

  • высокий уровень зарплаты;
  • возможность помогать людям.

Минусы:

  • необходим обширный уровень познаний, чтобы разбираться во всех тонкостях профессии;
  • профессиональное выгорание;
  • возможный «синдром Бога».

#3. Специалист по адаптации инвалидов через интернет

Это профессия будущего. Работники этой сферы делают поистине великую вещь: помогают людям с ограниченными возможностями найти себя, свой путь и ощутить себя полноценным человеком. Средняя зарплата составляет 40000 рублей.

Плюсы:

  • возможность работать удаленно;
  • свободный график.

Минусы:

  • большое количество времени за компьютером;
  • слишком частое сопереживание может негативно отразиться на психологическом здоровье специалиста.

#4. HR-аналитик

Специалист такого рода занимается подбором подходящего персонала; следит за эффективностью работы сотрудников; составляет отчеты, в том числе и для филиалов фирмы; принимает решение об увольнении. Заработная плата аналитика начинается от 50000 рублей.

Плюсы:

  • высокая оплачиваемость;
  • престижность;
  • востребованность.

Минусы:

  • высокий уровень ответственности;
  • ведение обширного объема документации;
  • частые стрессовые ситуации.

#5. PR-менеджер

Престижная профессия, предполагающая не только постоянное общение с людьми, но и «вращение» в высших кругах общества. Задача сотрудника состоит в формировании положительного мнения не только о конкретных товарах компании, но и о ней самой в целом. Суть работы пиарщиком — из ничего создать что-то. Заработок специалиста составляет в среднем 53000 рублей.

Плюсы:

  • возможность проявить себя с творческой стороны;
  • общение с интересными и влиятельными людьми.

Минусы:

  • присутствие человеческого фактора, где работа не будет успешной без общих усилий;
  • понимание границ дозволенного.

#6. Тренд-вотчер

Профессия будущего, предполагающая отслеживание различных тенденций. Такая отрасль востребована в рекламном бизнесе. Другое ее название — специалист по стратегическому планированию. Средний заработок составляет 83000 рублей.

Плюсы:

  • перспективность;
  • возможность работать удаленно.

Минусы:

  • вред для здоровья от продолжительной работы за компьютером;
  • высокий уровень моральной нагрузки.

#7. Специалист по интеллектуальной обработке данных

В задачи таких специалистов входит сбор необходимой информации из разных источников. После анализа сведений принимается бизнес-решение. Средняя зарплата сотрудника составляет 100000 рублей.

Плюсы:

самосовершенствование и высокая востребованность;

Минусы:

чтобы быть успешным в этой сфере, нужен аналитический склад ума, поэтому работать могут не все.

Специалист по обработке данных должен хорошо знать математику, статистический учет, экономику, информатику и разбираться в компьютерных технологиях.

Есть и другие профессии, которые еще не так востребованы, но их уже называют перспективными направлениями будущего.

К ним относятся:

  1. Игромастер;
  2. Инфостилист;
  3. Социальный инженер;
  4. Специалист по научным коммуникациям;
  5. Корпоративный антрополог.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector