Технологии дистанционного обучения
Содержание:
- 6 современных технологий дистанционного обучения
- Типы и разновидности дистанционного обучения
- Как регламентировать такую деятельность?
- Различия электронного и дистанционного обучения
- История электронного обучения
- Требования к рабочему месту педработника
- Общие сведения
- Требования к материальному обеспечению
- Помогаем получить высшее образование дистанционно
- Как организовать обучение с применением онлайн технологий
- Онлайн-обучение как современная технология в образовании
- Трудности онлайн обучения и как их решить
6 современных технологий дистанционного обучения
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий включает не только знакомые всем вебинары и конференции в Zoom. На сегодняшний день инструментарий настолько широкий, что уже составляются энциклопедии форматов онлайн-образования. Рассмотрим самые эффективные и перспективные технологии, используемые в онлайн обучении.
Обучающие игры
Информационные технологии дистанционного обучения не обязательно подразумевают тонны материала в аудио- и видео формате. Зачастую для эффективного решения каждодневных задач бизнеса подходит моделирование реальной рабочей ситуации. Современные виртуальные средства позволяют легко внедрить обучающую игру в систему онлайн-обучения персонала в любой компании. Это могут быть как персональные, так и многопользовательские обучающие игры. Сотрудник будет приобретать необходимые навыки, как говорится, без отрыва от производства.
Например, в онлайн игре механику сервиса технического обслуживания нужно принять новый автомобиль и в правильной последовательности выполнить работу.
Диалоговые тренажеры
Диалоговый тренажер — это не заучивание избитых фраз, а незаменимый помощник в сфере продаж. Он представляет собой виртуального персонажа, с которым нужно правильно провести беседу. Например, в туристическое агентство пришел человек, чтобы заказать тур. Сотрудник должен так построить диалог, чтобы не только не отпугнуть клиента, но и сохранить у него положительный образ компании.
Такой текстовый кейс хорошо формирует навыки общения при переговорах, презентации продукта, заключении сделки, коммуникации с коллегами или партнерами на иностранном языке.
Скрайбинг
To scribe — с англ. «писать», в данном контексте подразумевается больше как «рисунок от руки». Суть скрайбинга в сопровождении текстовой информации визуальными образами. Наш мозг гораздо лучше запоминает то, что видит, чем то, что слышит. К примеру, в PR и маркетинге без скрайбинга не обойтись. Графические и динамические презентации хорошо воспринимаются и запоминаются. Сотрудники быстро усваивают большие объемы сухой теории и тут же применяют полученные знания в работе.
Скрайбинг-презентации — «маст-хэв» для топ-менеджеров, бизнес-тренеров, коучей и собственников бизнеса.
Чат-бот
Чат-бот — специальная программа для мессенджеров и социальных сетей, которая «умеет» задавать вопросы и отвечать на них, искать информацию, принимать заказы и выполнять простые поручения в автоматическом режиме. Это такие себе роботы, запрограммированные на общение с пользователями.
Современные чат-боты обладают искусственным интеллектом и хорошо имитируют живое общение. С каждым днем они становятся «человечнее», учатся распознавать эмоции и проводить аналитику. Это образовательная технология будущего, которая сочетает в себе индивидуальный подход и вовлеченность в процесс обучения. Некоторые исследования доказывают, что тренинги в формате чат-бота гораздо популярнее среди пользователей и проходятся в разы быстрее обычных онлайн-уроков.
Виртуальная реальность
С технологией виртуальной реальности (VR, virtual reality) знакомы многие благодаря играм. Но она расширяет свои горизонты и уже активно используется в образовательных целях. С помощью VR можно создавать эффектные симуляторы: человек надевает очки и попадает в рабочее пространство — например, пилот самолета попадает в виртуальную кабину. Профессиональные навыки отрабатываются очень быстро, при этом в полной безопасности.
Электронные курсы
Онлайн курс может объединять в себе сразу несколько упомянутых методик, а также содержать привычные всем форматы и типы контента — видео, текст, вебинар, подкаст, анимированную инфографику, учебный чат и практические упражнения. А организаторы тренингов могут проводить экзамены и онлайн тестирования, контролировать скорость и результаты обучения всех участников.
Например, вам нужно обучить новых продавцов. При этом они должны знать всю информацию о представленных в магазине товарах, уметь правильно общаться с клиентом, отрабатывать возражения и еще, желательно, постоянно повышать продажи. Все эти задачи можно объединить в один обучающий курс, добавив презентации, диалоговый тренажер, видеолекцию и тесты. Читайте подробней как создать онлайн курс.
Все эти технологии легко внедрить в любой бизнес, если пользоваться специальными инструментами.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
- среднее образование — школа;
- среднее профессиональное образование — колледж;
- высшее:
- первое (бакалавриат);
- второе (бакалавриат);
- вторая ступень высшего (магистратура);
- послевузовское: аспирантура;
- BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
- MBA – мастер делового администрирования.
- дополнительное образование:
- переподготовка на уровне СПО и ВО;
- повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
- освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
- изучение иностранных языков;
- участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.
Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
По стоимости
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
- бесплатное,
- платное,
- «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).
По времени
- Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
- Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.
По авторству
- Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
- Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.
По количеству участников
- Без ограничения
- С ограниченным количеством слушателей
По процессу
- Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
- С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Как регламентировать такую деятельность?
В целях регулирования порядка оказания образовательных услуг с применением дистанционных технологий в организации должно быть разработано соответствующее положение. Остановимся на некоторых аспектах того, что должно в обязательном порядке быть предусмотрено в таком положении.
Приказ о ДОТ предусматривает, что при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Приказом о ДОТ предусмотрено, что при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. Выбранная форма учета должна быть также отражена в положении.
Отдельно стоит отметить, что учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В положении должны быть прописаны основания для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий, перевода и отчисления с данной формы обучения.
Основанием для зачисления (перевода) учащегося на форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий является заявление родителей (законных представителей). На основании этого заявления зачисление в образовательное учреждение (перевод с одного вида форм обучения на другую), так же как и в случае обучения в очной форме, оформляется приказом руководителя образовательного учреждения на основе полного пакета документов.
Следует обратить внимание на то, что, так же как и в случае приема на очное обучение, при приеме на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий образовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с:
- уставом образовательного учреждения;
- лицензией на право ведения образовательной деятельности;
- свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения;
- основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением;
- правилами приема;
- другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (например, положение о реализации образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий).
Особых требований к организации дистанционного обучения законодательство не предъявляет. Но самое главное — для самого обучения не нужна лицензия — она нужна для проведения аттестации и выдачи документов об образовании.
Различия электронного и дистанционного обучения
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ), при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии. К ним в том числе относятся:
- дистанционные образовательные технологии;
- электронное обучение.
Под первыми понимаются образовательные технологии, в основном осуществляемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. А вот электронным обучением признается организация образовательной деятельности с применением:
- данных, содержащихся в базах;
- информации, используемой при реализации образовательных программ;
- информационных технологий, технических средств, обеспечивающих обработку информации;
- информационно-телекоммуникационных сетей, помогающих передавать по линиям связи указанную информацию.
При этом взаимодействие обучающихся и педагогических работников играет немаловажную роль (п. 1 ст. 16 Закона № 273-ФЗ).
Для применения учреждениями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ был разработан соответствующий Порядок, утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2. Его положения необходимо учитывать при применении следующих нормативно-правовых актов и документов:
- Методических рекомендацийпо организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые утверждены письмом Минобрнауки России от 10 декабря 2012 г. № 07-832;
- распоряжения Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 985-24 о расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий;
- письма Минобразования России и Рособрнадзора от 11 июня 2004 г. № 01-17/05-01 о применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
Образовательным учреждениям следует руководствоваться и Методическими рекомендациями, представленными в письме Минобрнауки России от 10 апреля 2014 г. № 06-381 (далее –Рекомендации № 06-381).
Кроме того, приказом Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, по которым не допускается реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – Перечень № 22). (Перечень № 22 включает только те профессии и специальности, обучение по которым ведется в учреждениях среднего профессионального образования. Это, в частности, доменщик, автомеханик, художник по костюму, переплетчик, ювелир, пчеловод, сборщик изделий электронной техники).
История электронного обучения
Первые шаги и этапы в дистанционном обучении были сделаны еще в начале 19 века в Англии. Преподаватель по стенографии пересылал учебные материалы письмами и принимал экзамены по почте. Почти одновременно «корреспондентское обучение» начали практиковать в высших учебных заведениях Европы и Америки. Идея пользовалась популярностью, потому что открывала доступ к образованию людям разного вероисповедания, национальности и социального статуса.
В 20 веке у почты появились достойные конкуренты — радио и телевидение. Все желающие могли слушать дискуссии, лекции и получать задания, а позже – смотреть обучающие курсы по ТВ. В конце прошлого века обучение с применением дистанционных методик начали использовать и в России. Но это было все еще одностороннее взаимодействие. Все изменилось с появлением Всемирной паутины, которая сделала учебный процесс интерактивным и двухсторонним.
Сегодня дистанционная форма обучения больше не является вспомогательной. Видеоуроки, размещенные в интернете, уже не так привлекают людей. Новые онлайн-курсы в большинстве своем не обходятся без обратной связи, анализа результатов и проверки эффективности обучающей программы.
Дистанционные технологии активно внедряются не только в область школьного и университетского образования, но и в корпоративную культуру. По статистике 60% молодых специалистов отдают предпочтение работодателю, который предлагает своим сотрудникам обучение на рабочем месте. Так называемый онбординг (onboarding — с англ. «адаптация») в дистанционном формате особенно популярен в условиях пандемии и будет только набирать обороты в меняющемся мире.
Требования к рабочему месту педработника
Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано:
- персональным компьютером;
- компьютерной периферией: микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками (для аудиоконференций, вебинаров), веб-камерой (для видеоконференций).
При этом конкретные требования к рабочему месту педагога необходимо установить во внутреннем локальном нормативном акте образовательного учреждения.
Например, в таком акте могут быть упомянуты:
- интерактивная доска с проектором;
- принтер, сканер (или многофункциональное устройство).
В отношении предметов естественнонаучного цикла в локальном акте можно предусмотреть:
- цифровой микроскоп;
- комплект цифровых измерителей (датчиков);
- лабораторное оборудование.
А для занятий музыкой и изобразительным искусством могут использоваться специализированные средства ввода информации, такие как:
- музыкальная клавиатура;
- графический планшет.
Общие сведения
Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей на расстоянии, предусматривающие взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Функции учителя Цифровой школы:
- Формирование системы ценностей сетевого общества
- Создание мотивации к поиску, познанию
- Навигация в потоках информации
- Автоматизация образовательного процесса и удаленное учение
- Работа с открытыми образовательными ресурсами
- Сетевая безопасность
- Организация и управление совместной деятельностью обучающихся (проектная деятельность)
Перечень компетенций ученика
- Компетенция ценностного выбора
- Компетенция планирования и организации деятельности
- Компетенция осуществления деятельности
- Компетенция самоуправления и саморазвития
- Компетенция оценки и учета последствий эффективной деятельности
Требования к материальному обеспечению
В зависимости от выбранной модели дистанционного обучения и в соответствии с Рекомендациями № 06-381 учреждение обеспечивает функционирование информационно-образовательной среды, включающей:
- электронные информационные и образовательные ресурсы;
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств.
Благодаря взаимодействию вышеперечисленных ресурсов и технологий происходит освоение образовательных программ (полностью или частично) независимо от местонахождения учащихся.(Условия закупки услуги подключения к интернету должны предусматривать предоставление доступа к сети в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю (без учета потребляемого трафика). Правда, за исключением перерывов для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ (при обеспечении общей доступности услуг не менее 99,5 процента в месяц)).
Помогаем получить высшее образование дистанционно
Наше сопровождение бесплатное, потому что мы – часть партнерских учебных заведений, а не посредники. Наши функции:
- Профориентируем. Помогаем определиться со специальностью и учебным заведением. Рассказываем о возможностях программ, о том, как происходит учеба, о перспективах, которые получает выпускник.
- Готовим к поступлению. Даем список материалов для поступления на дистанционную форму обучения в магистратуру и бакалавриат.
- Оформляем поступление, перевод и зачисление. Работаем с документами, берем на себя формальности.
- Помогаем адаптироваться к электронной платформе. Рассказываем о функциях, возможностях, о том, как пользоваться ПО.
- Обеспечиваем моментальную связь между студентом и факультетом или кафедрой. Если что-то не работает, не загружается, не устанавливается, не отвечает преподаватель, вы чего-то не поняли или не знаете –поможем и решим.
- Рассказываем новости и следим за вашими академическими успехами.
С заявки на консультацию до последнего учебного дня с вами работают три наших сотрудника: менеджер по работе с абитуриентами, сотрудник приемной комиссии, менеджер по работе со студентами. На каждом этапе у вас есть поддержка. По любым вопросам связывайтесь удобным способом: по звонку или в мессенджер +79581117203, через онлайн консультанта.
Образовательные платформы вузов с дистанционной формой обучения
- Moodle. Самое популярное в мире программное обеспечение электронных учебных заведений. ПО используют в 150 странах. На этой системе построены: ТулГУ, ММУ, БНТУ, ТУСУР, МФЮА, МИТУ-МАСИ.
- Росдистант. Разработка ТГУ на основе Moodle, но с уникальными оболочками для контроля знаний. Работодатели участвуют в разработке учебных программ Росдистанта.
- InStudy. Собственная разработка МИП, полностью оснащенные контентом и функционалом платформа и приложение.
- ЭИОС. Электронная образовательная среда ММА на базе Moodle с адаптированными функциями: полностью переводится на английский и подключает колледж.
- СЭО. Собственная платформа БГУИР, созданная для обучения по ИТ специальностям.
- MegaCampus. Электронная сеть российских вузов с дистанционным обучением и библиотек. Внутри нее расположен МосАП.
Каждый сервис повторяет обязательные компоненты физического вуза: теория, выработка навыков, практика, контроль. Для этого разработчики бесконечно оснащают и расширяют электронные версии вузов. Мы изучаем платформы изнутри, знаем функционал, следим за обновлениями: научим своих студентов всему, что умеем, поможем разобраться, использовать все возможности.
Как организовать обучение с применением онлайн технологий
Технология дистанционного обучения — только звучит сложно. Существует множество удобных и понятных инструментов для организации обучения как в онлайн-школах, так и в компаниях. Больше не нужно нанимать специалиста, с нуля писать обучающую программу для персонала, лично контролировать каждого сотрудника и вручную проверять выполнение заданий. Есть готовые решения для бизнеса — специальные онлайн-платформы.
Образовательная платформа — одновременно сервис и информационное пространство, в котором вы можете:
- Загружать свои материалы и хранить в облаке
- Назначать обучение всему персоналу или отдельному новичку
- Собирать аналитические данные
- Проверять домашнее задание
- Создавать онлайн тесты
- Генерировать статистику
- Получать быстрые и прозрачные результаты
Например, онлайн-платформа Unicraft позволяет автоматизировать обучение, подстраивать курс под себя и давать доступ неограниченному количеству учеников. Вы можете воспользоваться готовыми шаблонами курсов для разных сфер бизнеса, постоянной поддержкой для быстрого запуска онлайн-обучения в любом формате. Интеграции с другими сервисами позволяют проводить и хранить вебинары, создавать интерактивные курсы в формате SCORM, разрабатывать диалоговые тренажеры и подключать чат-ботов.
За технологиями дистанционного обучения будущее, стоит начинать его строить прямо сейчас.
Онлайн-обучение как современная технология в образовании
Раньше ребята из регионов стремились уехать учиться в крупные города. Теперь качественное образование потеряло привязку к месту и обучение не по прописке реально — можно заниматься с педагогом любого ранга и национальности, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке.
Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта. Например, Microsoft уже выпустил обучающее приложение для изучения китайского языка. В нём ученик отвечает на короткие печатные и аудиосообщения преподавателя-бота в чате. Искусственный интеллект анализирует ответы и подбирает нужную нагрузку.
<<Форма демодоступа>>
Современные технологии онлайн-обучения делают образование доступным каждому, у кого есть доступ в интернет, и возможно, в будущем традиционные очные занятия полностью изживут себя.
Трудности онлайн обучения и как их решить
Развеем несколько самых популярных мифов о недостатках дистанционного образования:
- Отсутствие живого общенияВо время онлайн-занятия мы не можем потрогать собеседника, но зрительный и эмоциональный контакт присутствует даже во время обычного видеозвонка по Skype. Обмениваться опытом, дискутировать, задавать вопросы и совместно выполнять практические задания можно и онлайн. При этом отсутствует множество раздражителей и отвлекающих факторов реального общения, а информация доступна круглосуточно.
- Недостаточное техническое оснащениеЕсли у ученика старый компьютер или медленный интернет, сложно обучаться онлайн. Но есть и «ложка меда»: большинство дистанционных курсов доступны в мобильном формате, а телефоны есть у каждого; пройти их можно в любом месте.
- Большая вероятность прокрастинацииКто не хочет учиться и постигать что-то новое, тот всегда найдет способ избегать этого и при оффлайн обучении. А для желающих освоить новую профессию или повысить квалификацию в онлайн-обучении возможности безграничны.
- Трудности в освоении техники людьми старшего возрастаПростая инструкция к программе или тесту быстро решает эту проблему. Современные информационные технологии оснащены удобными опциями, инструкциями и понятным интерфейсом. При необходимости можно обратиться за помощью в техническую поддержку курса.
Дистанционный подход к образованию имеет свои слабые стороны, но мы живем в 21 веке, а значит, можно найти решение.