Профессия авиадиспетчер

Краткое описание профессии авиадиспетчер

В России задача управления судами — это целый комплекс мероприятий, которые направлены на взаимодействие между бортом и центром управления на земле. Авиадиспетчер контролирует взлёты и посадки самолётов в зависимости от типа задач, а также они делятся на категории. Это:

  • пункт планирования, где прокладывается маршрут;
  • пункты диспетчеров, которые непосредственно занимаются управлением самолётов с земли.

Все данные по передвижению самолётов собираются, планируются и контролируются в процессе полета. Это позволяет избежать столкновений и ускорить время перемещения пассажиров или грузов. Авиадиспетчер обладает всей необходимой информацией, которая собирается и обрабатывается в электронном виде. С помощью разделения этапов сообщения стран по воздуху, контролируются даже малейшие отклонения самолёта от курса.

Работают такие специалисты на вышках в аэропортах. Располагаются они на нескольких десятках метров от земли и имеют большие окна. Рабочие места оснащены компьютерами и различными установками, с помощью которых можно отслеживать как передвижение судов, так и погодные условия по пути следования. На таких вышках установлены радиотехнические средства, с помощью которых осуществляется передача информации.

Обычно над диспетчером стоит начальник смены и контролирует каждое его движение. Авиадиспетчер кто это? Это такой человек, который может одновременно контролировать и управлять несколькими десятками бортов, параллельно отслеживания их курсы, погодные условия на пути следования, ближайший аэродром и прочее.

Особенностью диспетчеров является то, что они должны вникать в ситуации, а также при появлении экстренных неполадок или других проблем контролировать действия пилотов, показывая им нужные направления с соблюдением графика. При этом следует отметить, что с самолётом может случиться, что угодно, это может быть:

  • отказ радио;
  • отказ шасси;
  • туман на пути следования;
  • потеря груза и прочее.

Также для диспетчеров разрабатывается специальный план, который помогает им в работе, а для того, чтобы выполнять свои функции, необходимо предварительно ознакомиться с основными действиями при возникновении чрезвычайных ситуаций. Когда специалист заступает на работу, он обязательно проходит медицинский осмотр и его рабочий день длится 7 часов. Также есть перерывы через каждые 2 часа по 20 минут.

В это время он может попить кофе, размяться, снять напряжение и предупредить появление ошибок в работе. Так как диспетчеры работают под высокой эмоциональной и психической нагрузкой, они раньше выходят на пенсию.

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Зарплата авиадиспетчера

Глядя на все эти требования хочется затронуть немаловажную тему, как зарплата авиадиспетчера.

В Новосибирске и Самаре и вовсе около 50000 рублей в месяц. Если сравнивать среднюю зарплату других специалистов в данных городах, то зарплата авиадиспетчера значительно превышает среднюю зарплату других специалистов. Исходя из статистики взятой по всей России средняя зарплата авиадиспетчера составляет около 120000 рублей, больше получает только пилот гражданской авиации.

Можно сравнить зарплаты авиадиспетчера в России и заграницей. Самые высокие зарплаты у авиадиспетчеров США, они получают около 480000 рублей в месяц. Не сильно отстают от них зарплаты в Германии и Великобритании, переводя на рубли около 420000 рублей в месяц. А авиадиспетчеры Польши и Латвии получают зарплату меньше авиадиспетчеров России, около 100000 рублей в месяц. Поэтому работать авиадиспетчером в России престижно и финансово выгодно. А если прибавить туда все те бонусы, которые выдает работодатель для профессионального авиадиспетчера, то о рассмотрении данной профессии стоит серьезно задуматься. Тем более, профессия авиадиспетчера достаточно востребованная и в каждом городе России нуждаются в молодых специалистах.

Минусы

К минусам можно отнести высокий уровень нагрузки. Приходится работать, не отвлекаясь ни на минуту, а с этим может справиться далеко не каждый человек.

Сменный график работы также для некоторых людей может стать минусом, поскольку отсутствуют постоянные выходные и рабочие дни. Нет возможности распоряжаться своим временем в полной мере.

И самым главным недостатком является недопустимость совершения ошибки. Если она будет допущена, появятся жертвы или испортится дорогостоящая техника, именно авиадиспетчер понесет серьезное наказание в виде увольнения или даже привлечения к уголовной ответственности.

Виды диспетчерских пунктов

В зависимости от того, на чем специализируется диспетчерский пункт, он может быть одним из трех основных их видов:

  1. Так называемый ГЦ. Расшифровывается аббревиатура, как Главный Центр.
  2. ЗЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Зональный центр.
  3. РЦ. Аббревиатура расшифровывается, как Районный центр.

Каждый из пунктов специализируется на том, что разрабатывает разнообразные планы полета, согласно которым будут перемещаться самолеты. Также, они следят за различными видами рейсов. Как за теми, которые летают регулярно. Так и за теми, которые с определенной периодичностью. 

Рейсы эти могут быть абсолютно любыми. Начиная с международных. Заканчивая теми, что проводятся внутри государства.

Также, авиадиспетчеры специализируются на том, что анализирует воздушное пространство. График полетов. И делают прогнозы по поводу того, как улучшить расписание полетов самолетов. 

Особенности работы авиадиспетчером

Работа авиадиспетчера — очень сложная и необычная. Иногда сотрудникам аэропорта приходится одновременно поддерживать полеты 20-30 самолётов. Следить за тем, чтобы погода была благоприятной для рейсов. Чтобы в механизмах самолета оптимальное давление. И чтобы никакие внешние условия не поставили под угрозу целостность самолета.

Тинейджер должен быть готов к тому, что профессия авиадиспетчера требует стрессоустойчивости. Нередко происходят внештатные ситуации. Которые требуют от специалиста быстрой реакции

И принятия важного решения. Которое может повлиять на жизнь определенного самолета

И даже пилотов.

Специалист в обязательном порядке должен идеально знать инструкции. Понимать, как действовать в разных ситуациях. Помогать пилоту садить самолет даже при форс-мажорах. Когда полосу совсем не видно из-за погодных условий. Или из-за любых других проблем.

Дополнительные бонусы

Условия работы авиадиспетчера сложные. Диспетчерская служба работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому работаю специалисты по управлению воздушным транспортом сменами.

Типичный график — смена с 14.00 до 22.00, отдых в профилактории, следующая смена 8.00 до 14.30. Разбор полетов и изучение полетной документации с 14.30 до 16.30. Ночное дежурство с 21.30 до 8.30. Каждые два часа работы чередуются 20-ти минутным перерывом, если же работа высокой интенсивности 10-ти минутные перерывы делаются через каждый час. Между сменами трое суток выходных. В неделю рабочее время авиадиспетчера не более 36 часов.

Работникам, обеспечивающим безопасность полетов, авиакомпании предоставляют дополнительные льготные программы и бонусы, например:

  • молодые специалисты могут рассчитывать на денежную компенсацию первоначального взноса для покупки квартиры, размеры компенсаций в некоторых авиакомпаниях могут достигать 1,9 млн. руб.;
  • единовременная материальная помощь положена молодым специалистам, приступившим к работе в авиакомпании;
  • специалисты, не имеющие своего жилья, имеют право на 50% компенсацию на аренду жилья;
  • после пяти лет работы, предоставляется право раз в год полететь в любую точку мира бесплатно;
  • билеты для супругов и детей, путешествующих вместе с родителями-авиодиспетчерами, обойдутся им в половину стоимости;
  • есть возможность бесплатного посещения спортивных и тренажерных залов, бассейнов;
  • ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санатории и профилактории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск 67 дней.

Особенности профессии

Мы вместе узнали определение профессии, теперь же настало время ответить на вопрос об особенностях данной работы.

Повторимся, что авиадиспетчер – такой человек в аэропорту, служащий важным звеном между землёй и пилотами самолёта. Проще говоря, он передаёт крайне важную информацию для пилотов и помогает им со взлётом и посадкой.

Поэтому к нему применяются серьёзные требования, без которых допуск на данную работу просто запрещён:

  • отличное знание своего дела. Не допускается неполное знание деталей работы и её тонкостей. Здесь не бывает ненужных мелочей;
  • быстрота реакции. В экстренных ситуациях решения нужно принимать без промедлений, поэтому данная работа не подойдёт для неактивных людей, боящихся ответственности и тех, кто не может самостоятельно принять решение;
  • хорошая физическая форма и отсутствие серьёзных заболеваний. На диспетчеров ложится большая ответственность и ошибочные действия из-за проблем со здоровьем недопустимы;
  • эмоциональная устойчивость.
  • отличная память. Если постоянно рыться в справочниках и обращаться за помощью в интернет, то будет потеряно драгоценное время, а пилот в самолёте ждать не может.

Таким образом, мы чуть подробнее узнали, что за профессия авиадиспетчер. Это крайне ответственная должность, требующая собранности, внимательности от человека. Лучше всего она подходит людям способным концентрироваться на чём-то одном и не отвлекаться на посторонние дела!

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

Государство Заработная плата (EUR)
1. Польша 1 340
2. Латвия 1 785
3. Франция 6 500
4. Великобритания 7 000
5. Германия 7 000

Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира

Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

Где учиться на авиадиспетчера?

Исходя из вышесказанного, стать авиадиспетчером или, как его еще называют – специалистом по аэронавигации – очень непросто.

Поступающих учиться на авиадиспетчера кандидатов ждет серьезное конкурсное испытание. От них требуется достаточно высокая осведомленность в области специальных знаний: навигация, метрология, аэродинамика, радиотехническое оборудование, хорошее владение английским языком, психоэмоциональная устойчивость.

Частично недостаток знаний студент сможет восполнить, поступив на обучение диспетчеров гражданской авиации в учебное заведение, но рассчитывать только на знания, полученные во время учебы, не приходится. Очень много учащемуся придется осваивать самостоятельно.

Где же обучают авиадиспетчеров в России?

Выбор не богат. Всего в России насчитывается 10 учебных заведений, где готовят авиадиспетчеров. Это семь высших и три средних образовательных учреждения, которые подотчетны Росавиации.

Также учиться на авиадиспетчера приходится и на курсах повышения квалификации. Для прохождения подобных курсов существует образовательное учреждение некоммерческого типа дополнительного образования «Институт аэронавигации», входящий в структуру ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Попасть учиться на курсы могут лишь те, кто уже работает в профессии, а вот всем, кто только желает ее освоить с нуля – прямая дорога в одно из 10 учебных заведений.

Вузы, где учат авиадиспетчеров в России:

  1. Южно-Уральский государственный университет – крупнейшее учебное заведение на Южном Урале, где учат на диспетчеров гражданской авиации жителей Челябинска и студентов, выбирающих этот вуз в качестве приоритетного.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – престижный авиационный вуз северной столицы России, который, в первую очередь, известен как один из всего нескольких вузов, где можно пройти обучение на пилота и, в том числе, где готовят авиадиспетчеров в СПБ.
  3. Тульский государственный университет – здесь есть направление подготовки «Системы управления движением летательных аппаратов», которая как раз и нужна абитуриентам, выбирающим для себя вариант обучения на авиадиспетчера гражданской авиации.
  4. Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева. Здесь также проходят подготовку студенты, обучающиеся на пилотов и летчиков. Здесь же можно и выучиться на авиадиспетчера.

Больше всего повезет тем, кто проживает в столице. Здесь к выбору абитуриентов сразу несколько учебных заведений, куда можно пойти учиться на специалиста по аэронавигации.

Организация перевозок и управление на автомобильном …

Подготовка специалистов в области организации перевозок и управления ими на внутреннем и международном рынке транспортных услуг.

Cр. проходной балл бюджет 2020от 39.7 бал.бюджет

Ср. проходной балл платно 2020от 33 бал.платно

Бюджетных мест 2021 482 места бюджет

Платных мест 2021 1В 341 место платно

Средний проходной балл на бюджет в 2020 году от 39.7

Средний проходной балл на платные места в 2020 году от 33

Количество бюджетных мест в 2021 году 482

Количество платных мест в 2021 году 1В 341

Что такое средний проходной балл64 варианта в вузахПроверить шансыот 28В 900 / годИнформация о стоимости года обучения предоставлена за 2021 год</span><divspan>2 вуза2 города23.03.01</divspan>

Доходы других сотрудников аэропорта

Водитель, который работает прямо в аэропорту, может претендовать примерно на 45-50 000 рублей/месяц. В то же время инженер-эколог может получать 70 000 рублей/месяц. Инженер или техник получают от 30 000 рублей/месяц.

Перечень других сотрудников аэропорта и их ежемесячный оклад:

  • бортпроводники имеют доход от 41 650 рублей;
  • пилоты получают 117 485 рублей;
  • погрузчики в среднем имеют оклад в 34 155 рублей;
  • менеджеры имеют зарплату от 47 486 рублей;
  • носильщики багажа в среднем получают 36 487 рублей;
  • механики самолета имеют оклад 51 988 рублей;
  • водители лимузина получают 25 355 рублей;
  • уборщики имеют оклад от 9 460 рублей;
  • агенты по аренде авто получают примерно 25 460 рублей;
  • водители в шаттле имеют доход от 22 366 рублей;
  • водители такси имеют средний оклад в 23 550 рублей;
  • работники стоянки имеют зарплату от 18 850 рублей.

Сложно точно сказать, сколько получают диспетчеры в аэропорту. Все зависит от компании и страны, в которой работает человек.

Видео «Как все устроено: работа авиадиспетчера»

Читайте далее:

Сколько можно заработать в такси в России и за границей

Пора узнать правду, сколько реально получают актеры в России

Сколько зарабатывает инженер в России сегодня: сравнение с СССР, США и Европой

Резать или не резать — какая зарплата у хирурга

Достойная ли зарплата у сварщика

Авиационный английский для пилотов и диспетчеров УВД

Курсы авиационного английского языка по стандартам ИКАО для пилотов и диспетчеров в Авиационном учебном – это наше неуклонное стремление к обеспечению безопасности полетов за счет подготовки современного поколения пилотов и диспетчеров, безупречно владеющих авиационным английским языком. В основе всех курсов авиационного английского для пилотов лежит развитие необходимых языковых навыков для сдачи теста на уровень ИКАО – понимания на слух, разговорной речи, навыков коммуникации.

Курсы авиационного английского для начинающих и продолжающих в Москве в АУЦ «Комп Лэнг»

проводятся по программам, утвержденным полномочным органом в области ГА (Росавиацией) и разработанным в точном соответствии с требованиями ИКАО к уровню владения английским языком пилотами и диспетчерами УВД (Doc 9835).

Курсы авиационного английского по стандартам ИКАО проводятся по следующим программам:

  • Курс общего и авиационного английского языка для начинающих (с 2 на 3 уровень по Шкале ИКАО) продолжительностью 120 акад. Часов (1 уровень).
  • Курс общего и авиационного английского языка для продолжающих (с 3 на 4 уровень по Шкале ИКАО) продолжительностью 216 акад. часов.
  • Экспресс-курс интенсивной подготовки к тестированию на уровень ИКАО TELLCAP, продолжительностью от 1 до 5 дней.
  • Поддержание Рабочего уровня владения общим и авиационным английским языком – 120 акад часов.

Кто может стать авиадиспетчером

Требования к такой профессии и кандидатам достаточно серьезные, поэтому требуют обучения и стажировки. В результате проходит один кандидат из 10. Предъявляются требования к знаниям:

  • аэродинамики;
  • радиотехнического оборудования;
  • навигации.

Также важно владеть иностранными языками, быть психически и морально устойчивым. Эти люди находятся в группе риска, и их профессия требует постоянного наблюдения со стороны психологов

Потому, кроме общей медицинской комиссии, такие специалисты должны проходить тесты на профпригодность. Нередко бывает, что человек не может справиться со стрессом на рабочем месте, а потому ему предоставляется дополнительный отпуск чаще, чем другим. Существует и возрастное ограничение. Авиадиспетчером может быть человек, возраст которого не превышает 40 лет.

Spread the love

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная».

Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

Женщины-диспетчеры — давно не редкость

Сейчас в коллективе  более 300 авиадиспетчеров, работающих в шесть смен. Среди них есть девушки. 

— Каковы бытовые особенности вашей профессии? Есть ли ограничения — например, обязательный здоровый образ жизни?

— Мы такие же люди, как и все. Отдыхать активно мы тоже любим. Просто наша профессия требует постоянного медицинского контроля и прохождения регулярных медицинских обследований. Перед каждым заступлением в смену, необходимо пройти медицинский контроль – без него к работе не допустят. Мы активно занимаемся спортом. В нашем центре есть даже своё футбольное поле. Регулярно проводятся чемпионаты России среди авиадиспетчеров по футболу, волейболу, хоккею. Более того, победители принимают участие в чемпионатах мира и Европы среди авиадиспетчеров.

— Как сейчас выглядит коллектив? Сколько в нем женщин?

— Сейчас в коллективе более 300 авиадиспетчеров – это шесть смен. Женщины-авиадиспетчеры уже давно не редкость, и они, как и во всём мире, находят себя и в этой, раньше считавшейся сугубо мужской, профессии. В этой смене работает четыре девушки. 

— Есть ли какие-то приметы или суеверия у авиадиспетчеров? Не боитесь сами летать на самолетах?

— У каждого наверно они свои, но я не верю в такие вещи. Летать не страшно хотя бы потому, что когда ты уже сел в самолет, от тебя уже ничего не зависит. Тем более, что в своих коллегах я уверен.

— А как к вашей работе относится семья? 

— Я думаю, что большинство наших семей благодарны этой профессии. Мы выжили в трудные времена, и сейчас, по мере того, как растет престиж и интерес к нашей профессии, понимаем, что не ошиблись с выбором. И самое главное, что это интересная и непохожая ни на какую другую работа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector