Аннотация: что это такое и как ее написать, примеры

Как писать

Чтобы правильно написать «формальную характеристику» диплома, нужно знать три момента: какого она должна быть объема, какие структурные элементы в нее входят и как их грамотно оформить. 

Структура

Обязательные элементы пояснительной записки:

  1. Тип научного исследования (дипломная работа).
  2. Выходные данные: название вуза и кафедры, место и время защиты (город и год).
  3. Сведения об авторе работы: ФИО, группа, факультет, специальность обучения.
  4. Сведения о научном руководителе: ФИО, ученая степень и должность.
  5. Тема работы.
  6. Техническая информация: количество страниц, таблиц, иллюстраций, приложений.
  7. Количество глав и их название.
  8. Количество использованных источников.
  9. Ключевые слова.
  10. Объект и предмет исследования.
  11. Цель и задачи.
  12. Актуальность, научная и практическая ценность исследования.
  13. Результаты работы.
  14. Дальнейшие перспективы.

Объем

Рекомендуемый Государственным стандартом средний объем текста аннотации в краткой форме составляет 500 печатных знаков, что соответствует 4-5 абзацам. Такой размер характерен для прикладных наук, когда в дипломе решают практические задачи производства. 

Развернутую записку часто делают к естественнонаучным (биология, химия) и гуманитарным (филология, история, юриспруденция, социология и др.) выпускным работам. При стандартных размерах всей выпускной работы в 50-70 листов объем сопроводительной записки будет колебаться в пределах 1-2 страниц.

10 правил хорошей аннотации:

  • текст должен быть лаконичным, четким, кратким, отличаться точностью и емкостью формулировок;
  • пересказывать содержание дипломной работы или повторять введение не нужно;
  • без лишних слов, вводных фраз, клише, не несущих смысловой нагрузки, и иных «паразитов»;
  • без истории изучения вопроса, то есть вся первая глава диплома не приводится и не описывается, если только историческая справка не является основным содержанием дипломного проекта; 
  • без сложных витиеватых грамматических конструкций, причастных и деепричастных оборотов, излишне длинных и распространенных предложений. Они «утяжеляют» и засоряют текст, занимая ценный объем и усложняя восприятие; 
  • сокращения и условные обозначения лучше использовать за пределами аннотации, чтобы не разъяснять их по тексту;
  • графический материал (таблицы, диаграммы, схемы, чертежи) разрешен, но нежелателен. Его используют в исключительных случаях, если он позволяет сократить объем сопроводительной записки и без него нельзя обойтись, чтобы не упустить сущность дипломной работы;
  • с формулами, если это необходимо. Они оформлены и пронумерованы по правилам ГОСТ; 
  • без списка использованной литературы.

Этапы написания

Чтобы написать пояснительную записку к научному исследованию, ответьте на вопросы: кто и где делал работу? Что сделано? Для чего сделано (кому полезно)? Как сделано? Каковы итоги? Как правило, ответы находятся во введении

Остается их выделить, дополнить технической информацией (здесь важно тщательно все пересчитать и перепроверить) и аккуратно оформить

Примеры готовых работ

Перед написанием аннотации к книге или статье желательно предварительно изучить несколько примеров готовых работ, чтобы максимально точно разобраться в вопросе. Примеры-образцы хорошо составленных аннотаций:

Автор статьи рассмотрел необходимость и важность защиты персональных данных пользователей Всемирной паутины. Были изучены способы исключения утечки информации и несанкционированного её использования. В заключении работы автор представил наиболее удачные варианты безопасного хранения и оптимизации персональных данных, которые можно использовать в различных организациях и учреждениях.
В книге описаны вопросы философского осмысления сетевых коммуникаций в современном мире, которые создают новые формы диалога и дискуссий в любых сферах социума

Наглядно отображена роль сетевой коммуникации: создание ограниченного сознания без креативности или же поискового, развивающегося мышления. Современное образование должно идти по пути сетевой модели, которой присущи коммуникативные и диалогические аспекты. Основная особенность этой модели — открытость для разговора и коммуникации с целью самоорганизации.
Один из самых сложных вопросов в биологии — происхождение всего живого на планете. Есть ли практическая возможность совместить школьную программу с учебниками по биологии, а также взглядами на религию, при этом не навредив содержательной части курса? Каким образом объединить православное учение с наукой на уроке? Что требуется для этого от преподавателя биологии? На эти вопросы подробно отвечает автор статьи.

В заключении работы автор представил наиболее удачные варианты безопасного хранения и оптимизации персональных данных, которые можно использовать в различных организациях и учреждениях.
В книге описаны вопросы философского осмысления сетевых коммуникаций в современном мире, которые создают новые формы диалога и дискуссий в любых сферах социума. Наглядно отображена роль сетевой коммуникации: создание ограниченного сознания без креативности или же поискового, развивающегося мышления. Современное образование должно идти по пути сетевой модели, которой присущи коммуникативные и диалогические аспекты. Основная особенность этой модели — открытость для разговора и коммуникации с целью самоорганизации.
Один из самых сложных вопросов в биологии — происхождение всего живого на планете. Есть ли практическая возможность совместить школьную программу с учебниками по биологии, а также взглядами на религию, при этом не навредив содержательной части курса? Каким образом объединить православное учение с наукой на уроке? Что требуется для этого от преподавателя биологии? На эти вопросы подробно отвечает автор статьи.

Любой творческий человек желает, чтобы его тексты приносили высокий доход и были интересны большому кругу читателей. Для этого недостаточно просто написать выдающуюся работу. Желательно сделать акцент на информативности и ёмкости аннотации. Только в таком случае авторский труд получит популярность.

Не имеет смысла искать сведения о написании аннотации к статье на английском. Пример будет аналогичен русскому. Для такой работы потребуется выполнить такие же пункты, но после стоит грамотно сделать перевод текста на нужный язык.

Ресторан «Sight. Coffee and Dine» в Санкт-Петербурге

Текст с сайта бюро FORM:

Ресторан Sight. Coffee and dine, гастрономическая точка на карте Санкт-Петербурга, появился на Петроградском острове в обновленном историческом квартале.

Ресторан делится на две части: у входа посетитель может выпить кофе, быстро перекусить или поработать с ноутбуком, а в глубине помещения — размеренно пообедать. Часть кухни открыта, чтобы можно было наблюдать за рабочим процессом.

Существовавшие бетонные и кирпичные стены сохранены и дополнены мрамором, деревом, металлом и полупрозрачным матовым пластиком: все материалы выбраны с большой тщательностью, а общая палитра близка к оттенкам человеческой кожи. Пространство построено на органичном синтезе естественного и рукотворного, эту идею хорошо иллюстрирует встреча двух материй: живые растения снизу тянутся к металлическому саду-скульптуре, свисающему с потолка ресторана.

Типичные ошибки

Рассмотрим типичные ошибки при написании аннотации к статье:

Слишком растянутый текст. Большое количество воды и перегруженность сложными конструкциями не только портят текст, но и сводят интерес читателя на нет. Вряд ли кто-то захочет читать текст, в котором сложно докопаться до сути

Все важное и интересное должно быть на поверхности, чтобы зацепить читателя с первых слов. Если вы пишите описание к научной статье, важно придерживаться стандартов по количеству слов.
Не выдержана основная мысль

Из аннотации читатель должен четко понимать, о чем говорится в статье.
Перегруженность терминами. Текст должен быть понятен не только специалистам, а и тем читателем, которые впервые читают статью на определенную тематику.
Нет новизны. Для чего читать статью, если она ничем не отличается от десятков таких же работ?

Из пунктов выше следует, что написать аннотацию к статье или реферату не так уж и сложно. Главное, выделить время на изучение нюансов, четко знать требования и иметь желание заинтересовать читателя.

Приведение доводов для такого дизайна

Если определенная часть вашего дизайна вызывает вопросы, возможно, было бы полезно добавить аннотации, рассказывающие его обоснование. Это особенно полезно, когда вы сталкиваетесь с техническими ограничениями, и при проектировании приходилось идти на компромиссы.

Возвращаясь к нашему примеру с загрузкой файлов, допустим, есть ограничение на размер файла 50 МБ на файл. Ваш идеальный дизайн показывает пользователю немедленную обратную связь, прежде чем файл начнет загружаться, если файл слишком велик для загрузки. Однако, оказывается, что разработчикам в вашей команде трудно обнаружить это заранее. Это не идеально, но вы корректируете свои проекты соответственно, чтобы показать ошибку после неудачной загрузки файла. Это хорошая возможность дать обоснование вашего дизайна с помощью аннотации.

Проведение обоснования дизайна в аннотации

В приведенном выше примере аннотации вы увидите ссылку «Просмотреть операции». Для тех, кто заинтересован, они могут перейти по этой ссылке, чтобы увидеть ваши предыдущие действия, чтобы лучше понять суть вашего замысла и то, что вас привело к окончательному дизайну.

Оформление

Полный список требований к оформлению текста по ГОСТу 2021:

  • сопроводительная записка идет сразу за титульным листом на отдельной странице;
  • поля: верхнее и нижнее — не менее 20 мм, правое — не менее 10 мм, левое — не менее 30 мм;
  • номер страницы 2 проставляется арабской цифрой внизу по центру строки;
  • слово АННОТАЦИЯ является заголовком, его пишут прописными буквами в центре строки, точку в конце не ставят;
  • шрифт — Times New Roman, цвет черный, размер 14, межстрочный интервал полуторный;
  • курсив, полужирное выделение, подчеркивание не допускаются;
  • отступ абзаца составляет 1,25 см;
  • печать на белом листе формата А4 с одной стороны.

Международный язык науки — английский. Поэтому не удивляйтесь, если вам предстоит продублировать сопроводительную записку на английском языке. Перевод делайте самостоятельно либо со специалистом. Требования к структуре и оформлению иностранного текста те же. Перевод на той же странице, что и оригинал, либо на следующей.

Требования к аннотации реферата

Задача аннотации к реферату – сокращенно изложить суть вопросов, затронутых в нем, перечислить основные положения первоисточника, не раскрывая их содержания. Лаконичная характеристика работы должна подчеркнуть ее особенности и достоинства в доступной для понимания широкому кругу читателей форме.

Формально аннотация включает три части:

  1. вводную – библиографическое описание (автор, тема);
  2. основную – перечень рассмотренных проблем;
  3. заключительную (необязательную) – в ней обозначается адресат.

При составлении описания следует придерживаться общих правил и стандартов, которые предусматривают указание:

  • темы и задач реферата, решения которых были найдены в ходе исследования;
  • выводов, сделанных автором;
  • области практического применения результатов работы с указанием сфер использования полученных данных.

Развернутые аннотации могут содержать еще и пункты о композиции (количестве глав, подразделов), иллюстрациях первоисточника.

Стиль написания должен соответствовать тематике реферата. Использование сложной терминологии, объемных предложений и малоупотребительных сокращений недопустимо.

В аннотациях информационного (справочного) типа делается только описание реферата – без какой-либо оценки, в характеристиках рекомендательного – предполагается наличие разъяснений по использованию его материалов, то есть указание целевой аудитории, которую они могут заинтересовать.

В целях обеспечения эффективного автоматизированного поиска в тексте следует использовать ключевые (смыслообразующие) слова из исходного документа.

Распространенные ошибки при написании

Начинающие авторы часто допускают различные ошибки при составлении аннотации.

Самые типичные из них:

  1. Слишком большой объем написанного текста. Значение в 600 знаков является рекомендуемым, и в ряде случаев его целесообразно превысить. Но если текст будет слишком большим, читатель может потерять интерес.
  2. Не отражена научная новизна. Читателю необходимо понимать, что нового по данной теме есть в этом исследовании.
  3. Аннотация не отражает исследования. Это введет в заблуждение тех, кто прочтет ее и начнет читать основной текст.
  4. Длинные предложения со сложными конструкциями. Такую аннотацию будет трудно читать.

Кроме того, не следует повторять тему исследования. Читателю и так понятно, что в работе с названием «Динамика школьной мотивации первоклассников» будет рассказываться о динамике школьной мотивации первоклассников. Не надо указывать это в аннотации.

Как составить аннотацию

После того, как мы разобрались с видами аннотаций, важно понять, как правильно их писать

Помните, что аннотация часто определяет, перейдет ли человек к прочтению статьи

Поэтому, важно использовать приемы, которые помогут завладеть вниманием вашего читателя

Представляем несколько действенных приемов, которые помогут написать цепляющую аннотацию к тексту:

Знать целевую аудиторию тематики, в которой пишете материал. Ведь невозможно написать текст так, чтоб он откликнулся абсолютно любому читателю. Говорите словами своих потенциальных читателей, чтобы они понимали, что данная статья будет им полезна;
Избегать общих фраз и «воды»

Называйте вещи своими именами и четко пишите о чем статья;
Даже если ваша тема не самая оригинальная, это не повод писать банальную аннотацию
Важно выделиться, чтобы привлечь внимание;
Не приукрашивать описание статьи, иначе читатель быстро разоблачит обман и будет крайне разочарован;
Не использовать сложные слова и термины. Читатель может не быть специалистом в сфере, о которой вы пишите
Содержание хорошей аннотации должно быть понятно тем, кто только начинает изучать тему работы.
Работая над написанием аннотации, задавайте себе вопрос: какую пользу статья принесет читателю? Зачем ему читать вашу статью?
Используйте призыв к действию

Подведите потенциального читателя к прочтению основной статьи;
Не стоит перебарщивать с эмоциями. Хорошо, если вы решили добавить в свою статью ярких красок, но каждая эмоция должна быть обоснована;
Еще один способ — использовать провокации в аннотации. Посейте немного интриги, и статья будет прочитана с большей долей вероятности. Но важно не перегнуть палку и ни в коем случае не врать. Смысловая нагрузка аннотации не должна отличаться от темы основной статьи.

Также, современные технологии позволяют создавать аннотации к статье автоматически. Если вбить в поисковой строке фразу “создать аннотацию к статье онлайн”, можно найти несколько сервисов, с помощью которых вы сможете сформировать аннотацию к своей статье. Вам будет достаточно заполнить необходимые разделы информацией, которую запрашивает сервис, после чего описание к статье будет сформировано автоматически.

Аннотация к научной статье

Аннотация к научной статье — это краткая характеристика. В нескольких фразах нужно рассказать о цели исследования, о новизне статьи в данной сфере, какие проводились исследования, их результаты и выводы.

Чтобы аннотация к научной статье была грамотной, важно пользоваться некоторыми принципами написания:

  • объем описания. Чем больше статья, тем больше может быть аннотация. Но не рекомендуется превышать размер в 3000 слов, иначе теряется смысл описания;
  • обоснованность. Не допустимы субъективные оценки статьи вроде “Мне статья нравится, потому, что..”, «Я считаю..» и так далее. Нужно руководствоваться научными данными, а не личным мнением.
  • простота написания. То, что статья научная не говорит о том, что аннотация к ней должна быть перегружена терминами и узкопрофильной информацией. Аннотацию может читать человек, который далек от конкретной темы, поэтому она должна быть написана максимально просто.

Аннотации могут отличаться манерой подачи или содержанием. Что должно быть в ней, зависит от сферы, в которой публикуется статья. Например, в медицине — это использование терминологии. В юриспруденции принято ссылаться на законы, и так далее.

Аннотация к творческой работе

Главная задача аннотации к творческой работе — создать интригу для читателя. Описание к художественным работам называют рецензией. Выделяют несколько видов таких рецензий:

  • рецензия-очерк. Объемная рецензия, которая может включать в себя истории или биографию творческих деятелей;
  • рецензия-интервью. Формат вопрос-ответ или круглый стол;
  • рецензия-статья. Это наиболее популярный формат.

Написание рецензии подразумевает использование наречий со значением оценки: значимо, важно, значительно и так далее

Какие требования предъявляются к тексту?

Стандартные нормы и критерии оформления установлены по ГОСТу 7.9-95 в подпунктах 2.5.4-2.5.10. В соответствии с межгосударственными стандартами при написании аннотации следует применять:

  • Несложные грамматические конструкции, в стиле технической и научной документации.
  • Исключительно обще употребляемые в технической и академической сфере условные обозначения и сокращения. В редких случаях допускается использование авторских аббревиатур и наименований с обязательным пояснением при первом упоминании.
  • Стандартные термины, не допуская малораспространенных дефиниций и пояснений при первом упоминании (за исключением специфических названий).
  • Единицы измерения физических величин в СИ в соответствии с ГОСТом 8.417 (при этом в круглых скобках допустимо указание значений величин в задействованных мерах).
  • Имена собственные. Допускается транслитерация (побуквенное воспроизведение иностранных слов и словосочетаний обозначениями кириллицы) либо транскрипция (передача звучания), при этом в скобках указывается написание на оригинальном языке при первом упоминании.
  • Графические названия.

Следующие требования также предъявляются к тексту:

  1. Принцип лаконичности.
  2. Применение слов с небольшим числом слогов.
  3. Каждое отдельное положение начинается с нового абзаца.
  4. Семантически близкие элементы объединяются в целостные группы.
  5. Принцип обрамления – используется, когда необходимо выделить какие-то группы как самостоятельные.
  6. Принцип автономности – означает то, что на одном экране находится текст, отражающий 1 идею.
  7. Принцип унификации – использование обще употребляемых текстовых сокращений в одинаковой форме.

При написании аннотации к курсовой работе выбираются следующие языковые средства, базирующиеся на общепринятых нормах:

  • Однозначные слова.
  • Краткие прилагательные, обозначающие постоянные свойства.
  • Глаголы в 3 лице, настоящем времени, со значением постоянного действия.
  • Устойчивые речевые обороты (наблюдается развитие …, рассматриваются принципы …, перечисляются особенности …, излагается точка зрения …, интерес вызывает … и т.п.).

Как писать аннотацию к курсовой работе, на примере мы покажем ниже. Инструкцию по оформлению возьмите у методистов кафедры или скачайте с сайта вашего ВУЗа. Стандартная структура аннотации выглядит следующим образом:

  1. Название.
  2. ФИО исполнителя (с указанием факультета, курса и группы).
  3. ФИО научного руководителя (должность, степень учености).
  4. Ключевые тезисы.
  5. Многие ВУЗы вносят в правила написания пункт следующего образца: «Работа состоит из 23 страниц, выполнена с использованием 25 источников, включает 7 графиков, 5 таблиц, 19 фотоизображений и 13 приложений».

Это применительно ко всем направлениям и специальностям.

Если вы сомневаетесь, что самостоятельно справитесь с заданием, всегда можете заказать написание курсовой работы на профессиональном сервисе.

Методы творчества, применяемые при проектировании

Умение организовать проектную деятельность учащихся – показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. И здесь немаловажную роль играет владение методами творчества, постичь которые помогает эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции — вот возможности эвристических методов.

В результате проделанной работы должна быть достигнута поставленная конечная цель — разработан и оформлен сайт участнка проекта. Конечно, полученный результат будет обладать лишь субъективной новизной, но насколько будет важна она для участников проекта. Теперь это их знания, добытые творческим, а значит не скучным трудом. А атмосфера творчества не забывается. Вкус к исследованию и радость труда — это надолго. И это, пожалуй, самый главный результат проекта.

Руководителем проекта был сделан обязательный первый шаг — обозначены вопросы проблемного поля (такие вопросы как подготовка информационно-содержательного наполнения сайта, определение основных форм представления информации) и выявлены потребности, которые должны быть удовлетворены в результате работы.

Информационный проект предполагает работу участников в структуре исследовательской деятельности.

Разрабатываемый проект должен содержать:
• предмет информационного поиска;
• поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
• аналитическую работу над собранными фактами;
• выводы;
• корректировку первоначального направления (если потребуется);
• дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
• анализ новых фактов;
• обобщение и т.д. (до получения результатов, удовлетворяющих решению проблемы информационного поиска);
• заключение, оформление результатов (обсуждение, защита), внешняя оценка, рефлексия).

Определение целей создания сайта

Прежде чем создавать сайт нужно определить его назначение, ответив на вопросы:
• Почему мы создаем свой сайт?
• Для какой аудитории создается сайт?
• Какой информацией мы хотим поделиться на страницах своего сайта?

Планирование структуры сайта

Определив назначение и аудиторию своего сайта, переходим к планированию его базовой структуры. Начинать работу надо, составив список всей информации, которую мы хотели включить. Этот список изменялся по мере возникновения новых идей. Вся собранная информация разбивается на логические группы.

Определив, какую информацию должна содержать каждая страница сайта, мы рассчитываем, сколько страниц должен содержать сайт. После этого мы продумываем систему их связывания с помощью гиперссылок.

Требования к аннотации

Общие требования к аннотации научной статьи укладываются в два пункта:

  1. Ограниченный размер – по ГОСТу не более 500 знаков с учетом пробелов (примерно 70 слов). Но объем может устанавливаться издательствами в количестве предложений или строчек, иногда лимиты вообще не указываются.
  2. В ней должно присутствовать точное и сжатое описание:
    • темы или проблемы представленного в статье исследования;
    • выполненных для достижения цели задач;
    • полученных автором результатов.

Аннотация научной статьи служит:

  1. Для читателя – рекомендацией к прочтению, так как дает представление о содержании публикации и актуальности ее темы.
  2. Для поисковых систем – источником информации для выдачи по определенным запросам.

Поэтому аннотация должна составляться так, чтобы заинтересовать читателей и побудить их ознакомиться с полным текстом работы

Не менее важно использовать при ее написании лексику, чаще всего встречающуюся в самой статье, а также сопроводить краткую характеристику списком ключевых слов (КС), по которым автоматизированные поисковики смогут оценить общее содержание публикации и ее соответствие конкретным тематическим запросам

Как составлять список ключевых слов

Не стоит формировать список КС кое-как, полагая, что и так сойдет. Реалии таковы, что продвижение исследования, описанного в научной статье, в российской информационной среде – дело рук того, кто его проводил. Даже солидные журналы и академические издательства с электронными версиями принимают в печать материалы с аннотациями, написанными авторами, не имеющими ни малейшего представления о том, как делать список КС по всем правилам эффективного интернет-продвижения. Чтобы статья не затерялась в Сети среди десятков тысяч публикаций по сходной теме, к подбору слов, точно раскрывающих содержание текста, надо подходить не просто со всей ответственностью, но и со знанием дела.

Эксперты называют перечень КС поисковым образом статьи и советуют составлять его так, чтобы в итоге получился своего рода минималистский план-конспект, который недвусмысленно и исчерпывающе представит содержание текста. Для достижения такого идеального результата в подборку следует включать термины:

  • из заголовка научной статьи;
  • самой аннотации;
  • первого и последнего абзаца полной публикации.

Для большей эффективности список можно дополнить словами/словосочетаниями из статистики запросов по сходной теме. Где их взять? Проще всего – в ВордСтате «Яндекса». Для тех, кто не совсем понимает, о чем речь, поясним WordStat – сервис сбора информации о том, что и в каких формулировках чаще всего ищут пользователи интернета. Выдача выглядит примерно так:

Наиболее частотные запросы, соответствующие теме публикации, пойдут на пользу списку ключевых слов в характеристике вашей работы, следовательно, и ее продвижению.

Нередко издательства требуют писать аннотацию к научной статье на двух языках: русском и английском. Иностранный вариант будет проиндексирован всеми поисковыми системами и внесен в международные справочники.

Аннотация к исследовательской работе

С этим видом аннотации сталкивается каждый школьник, поскольку в современной школе научно-исследовательские проекты предусмотрены учебной программой почти по каждой дисциплине. Если же проект участвует в каком-либо конкурсе, наличие аннотации на него является обязательным условием участия. 

В аннотацию к исследовательской работе включают все наиболее важные сведения об исследовании:

  • цель работы;
  • уровень разработанности проблемы, которой посвящено исследование;
  • использованные методы исследования;
  • полученные результаты;
  • выводы и предложения.

Аннотация печатается на отдельном листе формата А4. Перед основным текстом обязательно прописывается полное название работы и информация об авторе исследования, его руководителе, учебном заведении и возрастной группе участника. Объем основного текста – не более 20 строк, при 60 знаках (включая пробелы) в строке.  

Торговый остров для компании «Связной»

Текст из портфолио Vostok.Cooperative

Небольшой остров сети «Связной» был спроектирован для размещения в торговых центрах. Вместо типичной крупной витрины, которая подходит любому бренду, мы предложили создать 4 витрины, которые появляются по периметру арендуемой зоны и образуют компактную и узнаваемую торговую точку с кассовой стойкой внутри. Покупатель может обойти небольшой пространство по кругу и зайти внутрь. 

Специально для кассового узла мы разработали многофункциональный стол для размещения ноутбука и принтера, денежного ящика, бумаг и расходных материалов, небольшой мусорной корзины. За стойкой одновременно могут работать 2 человека, а в нерабочее время шкафы со служебной техникой закрываются. 

Структура

Структура краткой аннотации книги зависит от того, принадлежит книга к художественной литературе или нонфикшену. Правило работает для статей, монографий, фильмов.

Если произведение является художественным, то:

цель аннотации к рассказу или роману — с помощью пары предложений заинтересовать читателя, раскрыть жанр, ключевого героя и обрисовать главную проблему;

Чтобы долго не думать, как начать писать, обратитесь к личности автора. Расскажите, кто он, сколько книг уже написал, какие награды получил. Здорово, если информация уместится в предложение.

  • подробности об авторе писать не обязательно;
  • постарайтесь ответить на несколько важных вопросов:
    • в какое время и где происходят события в произведении. Указание времени, места заставит работать читательское воображение. Это поможет людям, целенаправленно ищущим исторические тексты или тексты о будущем;
    • кем является главный герой (героиня или герои). Несколько деталей о его профессии, возрасте или семейном положении сделают героя чуть более уникальным;
    • что герой делает в произведении. Опишите завязку, проблему и задачу, которую нужно решить герою в процессе;
    • есть ли у героя противники и кто они. Как правило, это те люди и обстоятельства, мешающие главному персонажу достичь цели.

Если произведение относится к нонфикшн, то:

  • цель аннотации — раскрыть суть работы, пользу для читателя, чем она выделяется среди подобных в этом жанре;
  • подробности об авторе желательно включить: читатели обычно хотят понять, можно ли ему доверять, разбирается ли он в теме;
  • попробуйте дать ответы на вопросы:
    • о чем рассказывает книга. Называйте вещи простыми и понятными словами. Название может заставить читателя надолго задуматься и выпасть из реальности. Например, «Аштанга-Виньяса» (это вид йоги) или «Биохакинг». Расшифруйте название;
    • кто до вас изучал эту тему, приведите имена экспертов, не стесняйтесь говорить о себе как о первопроходце;
    • обозначьте центральные вопросы, на которые даются ответы (1-2 предложения);
    • выделите целевую аудиторию и обращайтесь к ней напрямую: «эта книга для любителей кошек».

Речевые клише и шаблоны для аннотации к научной статье

С помощью шаблонных фраз можно составить любую подходящую конструкцию для аннотации. 

Смысловая часть
Объект действия
Какое действие выполняется
Готовый пример
Характеристика содержания текста

В книге
В статье
В сборнике
В альбоме

Рассказывается
Описывается
Исследуется
Показано
Занимает огромное место
Рассматриваются проблемы
Ведется исследование
Дается характеристика
Раскрываются вопросы
Собраны 
Вошли

В книге рассказывается (о чем?)
В статье ведется исследование вопросов (каких?)

Характеристика первоисточника

Цель статьи
Задача автора
Автор ставит цель

Изучить
Показать
Объяснить
Уделить особое внимание
Установить критерии
Охарактеризовать
Рассмотреть
Констатировать

Цель статьи установить критерии (чего?)
Задача автора рассмотреть (что?)

Назначение текста

Книга 
Статья
Сборник
Альбом 

Предназначена
Рекомендована
Рассчитана
Адресована
Представляет интерес

Книга предназначена для (кого?)
Сборник представляет интерес (для кого?)

Интерес для читателей

Книга 
Статья
Сборник
Альбом 

Фразы, вызывающие интерес читателя

Роман имеет интригующий сюжет с непредвиденным концом
Учебник включает в себя полный курс по информатике с примерами и комментариями

«Хижина на дне»

Текст из ежегодника МАРШ 2019–2020 о проекте Ильи Пигарева: 

Особым местом на пути Ильи Пигарева от дома до школы стал «остров железной дороги» под стенами Андроникова монастыря. Центр повседневности Илья создал для местного сообщества, обитающего вблизи Курского вокзала.

Хижина длиной 30 метров, вытянутая вдоль железнодорожных путей, появляется на пути в овраге. Хижина выстроена вокруг дровяной печи с двумя дымоходами, которая обогревает помещение и вмещает дюжину спальных мест. В небольшую дверь на глухом торцевом фасаде входят люди, исключённые из социума: они отдыхают в хижине на полатях и за большим столом, а затем выходят через такую же дверь в противоположной стороне, продолжая свой путь. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector