Прикладной бакалавриат позволяет выбрать траекторию обучения

Лучшие программы магистратуры в России и за рубежом

За рубежом магистерские программы делятся на три основные группы:

  • Master of Arts (MA), после окончания которых выпускники получают степень магистра искусств в области гуманитарных наук, искусств, дизайна.
  • Master of Science (MSc) с получением степени магистра наук в области инженерии, естественных наук, технологий.
  • Master of Business Administration (MBA), которые дают степень магистра бизнес-администрирования со специализациями в бизнес-дисциплинах.
  • Master of Laws (LL.M.), которые дают степень магистра права и соответствующую квалификацию юриста.

Помимо этого, в некоторых вузах доступны программы Master of Research (MRes) и Master of Philosophy (MPhil), после которых идут в докторантуру.

Все программы магистратуры делятся на академические и исследовательские.

В немецких университетах также можно получить диплом Master of Engineering (M.Eng.) или Master of Education (M.Ed.) для соответственно инженерных профессий и педагогических профессий (будущих преподавателей). Это связано, в том числе, с особенным подходом к этим профессиям в Германии и их особым статусом — регламентированные профессии.

Профиль академических программ более широкий, он, скорее, является продолжением и углублением бакалавриата, в то время как исследовательские программы посвящены, в основном, научно-исследовательской деятельности, поэтому их чаще выбирают студенты, которые стремятся к научной карьере.

Важно!Длительность обучения может зависеть от страны и конкретного вуза и составлять от 1 до 2 лет.

При выборе подходящей магистерской программы естественным образом возникает вопрос, какой вуз и какую программу выбрать, чтобы не ошибиться. Самый распространенный вариант — это магистратура в университете, в котором был получен диплом бакалавра. У этого варианта немало достоинств: знакомый вуз и преподаватели, удобство, завязавшиеся во время учебы связи.

Однако правильнее было бы рассматривать магистратуру как возможность получить дополнительное высшее образование в другом, возможно, более солидном и престижном вузе.

Так же и с выбором программы

Необходимо задуматься, какое направление станет для вас пропуском к карьере, позволит наиболее полно реализовать свой потенциал и, что не менее важно, будет востребованным на рынке труда

Со всеми этими вопросами надо обращаться к специалисту, чтобы выбрать действительно оптимальный вариант.

Прикладная форма

Программа прикладного бакалавриата является относительно новым видом. В момент ее утверждения решался вопрос о 3-годичном или 4-годичном периоде обучения. В результате споров было решено создать учебный курс на 4 года. Такой временной промежуток считается оптимальным для получения необходимого академического уровня образования.

Выбирая между этими вариантами, будущие студенты отдают предпочтение прикладной форме. Это связано с возможностью без промедления трудоустроиться после выпуска. На рынке труда прикладной бакалавр имеет на порядок больше преимуществ, нежели академический.

Согласно действующей практике у бакалавра нет конкретной квалификации. По итогам обучения по прикладной форме студент получает образование с ориентиром в практическую сторону вопроса. Подобная организация учебного процесса присваивает студенту квалификационный уровень.

По итогам учебного процесса выпускаются специалисты высокого уровня и профессиональные рабочие. Отличия выпускника прикладного бакалавриата заключаются в его способности разобраться в функционировании сложных устройств, электронных систем и машин.

Практический вид, в отличие от академического, позволяет студенту сразу после выпуска отправляться на производство. Специалисту не потребуется дополнительно оканчивать курсы повышения квалификации.

Его знаний и навыков будет достаточно для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице.

Главное, чем прикладной вид выделяется, упор на практические стороны производства. Это проявляется в получении студентом прикладной квалификации по выбранной профессии. Такая программа создает повышенный спрос со стороны работодателей.

Среди специальностей, по которым существует подготовка на прикладного бакалавра, принято выделять следующие направления:

  • картографическое,
  • химическое,
  • экологическое,
  • геоинформатическое,
  • корабельное вооружение,
  • архитектурное,
  • прикладная информатика,
  • оптотехническое,
  • рекламное,
  • материаловедческое,
  • менеджмента,
  • социологическое,
  • хореографическое,
  • экономическое,
  • социальная работа,
  • информатическое,
  • документоведения,
  • материаловедения,
  • вычислительной техники.

В рамках прикладного бакалавриата существует вопрос о его равнозначности обучению в колледжах и техникумах. Это связано с 3-3,5-летней продолжительностью обучения в этих заведениях. Несмотря на относительно схожий срок, окончание техникума или колледжа не дает нужной квалификации.

Бакалавр и бакалавриат — что это, отличия от других видов (магистратуры и специалитета)

Другой особенностью программ бакалавриата является количество принятых модулей: для того чтобы стандартизировать обучение и сделать его статистически верифицируемым, свобода брать желаемые предметы (до тех пор, пока они засчитываются в учебный план) была заменена на возможность выбирать между различными блоками курса — модулями.

Поскольку в гуманитарных и социальных науках часто невозможно четко определить возможные профессиональные области, изучаются два или три предмета, которые дополняются содержанием из области общих наук. В естественных науках, инженерных и экономических дисциплинах, как правило, вначале выбирается один предмет.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата — дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат — это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат — это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня — инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Авторские образовательные программы подготовки магистров

Магистратура является следующим (после бакалавриата и специалитета) уровнем высшего образования, предполагающим более углубленную подготовку с обязательными элементами исследовательской работы и практики.

Степень (квалификация) «магистр» принята в большинстве стран мира и позволяет ее обладателю претендовать на более высокие позиции (по сравнению с выпускниками – бакалаврами и специалистами). Дипломы магистров очень котируются за границей, они свидетельствуют о том, что их обладатель – настоящий мастер своего дела. Кроме того, двухуровневая система высшего образования (бакалавр – магистр) позволяет «скорректировать» индивидуальный образовательный маршрут (например, тем, кто в процессе обучения в бакалавриате или после него решил изменить выбранное ранее направление подготовки). Теперь после окончания вуза в статусе бакалавра (или специалиста) Вы можете поступить на магистерскую программу по любому интересующему Вас направлению подготовки. Фактически речь идет о втором высшем образовании.

РХГА – один из немногих негосударственных вузов, которые реализуют все уровни образовательных программ: колледж – бакалавриат – магистратура – аспирантура. Значительная часть негосударственных вузов ведет подготовку только по программам бакалавриата, так как магистратура (и тем более – аспирантура) предполагают повышенные требования к квалификации профессорско-преподавательского состава и научному потенциалу вуза. Академия славится интенсивной и продуктивной научной работой, что формирует хорошие условия для подготовки магистров. Научными руководителями магистерских программ РХГА являются известные в соответствующей проблемной области ученые, доктора наук, профессора. Читать далее

Уникальный психологический климат Академии, индивидуальный подход к магистрантам, возможность посещения аспирантских сессий позволят Вам поднять свой интеллектуальный уровень, включиться в процесс научно-исследовательской работы, а в образовательном плане – дополнить Вашу квалификацию специалиста.

Многие люди в нашей стране обладают дипломом «специалиста», который в отличие от диплома бакалавра формально позволяет сразу продолжить обучение в аспирантуре (минуя магистерский уровень). Однако, по нашему убеждению, именно магистратура является первой ступенью к получению ученой степени. Магистерская диссертация может стать базой (например, отдельной главой) будущей кандидатской диссертации. На первый взгляд, магистратура удлиняет путь к научной степени кандидата наук, но на самом деле представляет собой более удобный и реалистичный маршрут.

Используйте возможность получить образование, которое может стать «трамплином» в Вашей карьере.

Основные преимущества обучения в магистратуре РХГА:

  • Гарантия высокого качества образования. Занятия по авторским магистерским программам (предлагается на выбор около 20 программ) проводят профессора и доценты РХГА и ведущих вузов Санкт-Петербурга, лучшие преподаватели–практики, а также приглашенные зарубежные специалисты.
  • Учеба, научные исследования и культурная жизнь в историческом центре Санкт–Петербурга: наб. реки Фонтанки, 15. Несколько минут пешком от Гостиного двора, Аничкова моста и Летнего сада. Творческая атмосфера, научно-практические исследования и элитное гуманитарное образование – фирменный стиль магистратуры РХГА.
  • Уникальная возможность получить второе высшее образование: новые знания и компетенции, новый диплом государственного образца о высшем образовании (дополнительно к Вашему диплому специалиста или бакалавра).
  • Обучение по индивидуальному учебно-научному плану позволяет Вам при желании осваивать магистерские и аспирантские программы одновременно.
  • Вы можете параллельно осваивать основную образовательную программу магистратуры и выбранную Вами программу дополнительного образования (например, в области иностранных языков, психологии, информационных технологий или искусствоведения).
  • Магистрантам, имеющим склонность к научно-исследовательской работе, личному и карьерному росту, предоставляется возможность продолжить образование в аспирантуре Академии (предусмотрены бонусы и льготы при поступлении и оплате обучения).

Чем отличается бакалавриат от магистратуры

Что такое бакалавриат и все его плюсы и недостатки представлены выше.

Теперь предстоит разобраться, что такое магистратура. Магистратура – это следующая за бакалавриатом ступень высшего образования, которая дает возможность углубить знания по специальности бакалавра либо приобрести другую профессию. Студенты осваивают:

  • глубокие теоретические и практические знания;
  • основы научно-исследовательской деятельности;
  • азы преподавательской профессии.

В конце обучения магистрант защищает магистерскую диссертацию. Уровень образования позволяет лицам осуществлять преподавательскую деятельность в вузах, в отличие от бакалавров. В этом состоит ключевая разница между двумя данными ступенями (уровнями).

Подводя итог, следует отметить следующие моменты:

Важно помнить, что магистратура не является обязательной. Уровень бакалавра уже считается высшим образованием

Однако карьерные перспективы существенно отличаются. Наибольшие возможности предоставляются магистрантам. Затем в рейтинге идет специалист. Как правило, у работодателя нет повода сомневаться у них в надлежащем уровне знаний.

Уровень бакалавра же принято считать неполноценным вузовским уровнем в силу сложившихся стереотипов. Но с точки зрения перспектив продолжения образования за границей эта ступень оптимальна.

Каждый абитуриент выбирает ступень в соответствии со своими возможностями и потребностями. Решает впоследствии, нужна ли магистратура после бакалавриата или можно ограничиться уже имеющимся образованием.

Как это помогает в будущем?

Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.

Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.

Прикладной бакалавриат пришел на помощь молодым специалистам

Термин «Прикладной бакалавриат» появился относительно недавно и многие из нас не до конца понимают в чем его суть. Какой смысл получить подобный диплом, если нам всем хорошо известна старая и привычная система образования? Все мы после окончания школы размышляем над тем, что дальше делать. Какой ВУЗ выбрать? Какую специальность? Где работать после вуза? Это три основных вопроса каждого абитуриента. Выбираем ВУЗ, выбираем специальность, которая по душе.

Впереди 4 года обучения и по окончанию в кармане диплом бакалавра. Что делать дальше? Интернет переполнен предложениями о поиске новых молодых сотрудников. Но по приходу на собеседование все говорят одну фразу: «У Вас нет опыта работы» или «Ваши теоретические знания нам могут пригодиться, но необходима платная (бесплатная) стажировка». И это позитивный ответ. Что делать таким выпускникам, спросите Вы? Министерство образования ответило на этот вопрос: Программа «прикладного бакалавриата».

Что это за программа и когда она появилась? Она стала активно использоваться несколько лет назад, а именно с 2009 года. Этот, так называемый, эксперимент, должен был стать новой альтернативой для студентов рабочих специальностей.

Зачем это нужно?

Мы живем в веке стремительно развивающихся технологий. Следовательно, требования работодателей к своим сотрудникам, к их знаниям и навыкам, растут с каждым днем. И сейчас многие специальности требует намного больше квалификации, чем было раньше.

К, примеру, знание работы с компьютером, с нанотехнологиями, знание иностранных языков даже для технических специальностей необходимо в наше время. Любому работодателю нужны высококвалифицированные специалисты, молодые, продвинутые, способные к обучению. По окончанию вуза у каждого выпускника на руках имеется диплом, будь то бакалавр или магистр. И, естественно, все планируют далее трудоустраиваться по своей специальности. Но каждого ли студента возьмут с набором теоретических знаний и с отсутствием малейшего представления, как их использовать на практике?

Что это всё даёт?

Диплом «прикладного бакалавра» ориентирован не только на программу высшего образования длительностью в 4 года, с целью получения теоретических знаний, но и на получения практического опыта. Это выражается в том, что студентов будут готовить, учитывая пожелание работодателей, для конкретных работ и предприятий. Выпускник, после получения такого диплома, сможет устроиться на работу без дополнительной стажировки и начать сразу работать по специальности. Это и является главной целью данной программы.

Иными словами, эта программа – нечто среднее между колледжем и университетом, после которой студент полноценно может работать, а в будущем, при желании, получить диплом магистра.

И так, в чем же сходства и различия академического диплома и прикладного бакалавриата?

1. Оба диплома можно получить через 4 года после обучения.2. Академический курс приближен к классической форме обучения с целью получения теоретических навыков, в то время как в программе прикладного бакалавра половина учебных часов отведена на практику или на стажировку.3. Академический диплом предусматривает дальнейшее обучение на магистра. Прикладной диплом дает возможность трудоустройства за специальностью.4. Оба диплома равноценны.5. Прикладные бакалавры в дополнение получают документ о СПО (среднее профессиональное образование), в том случаи, если учеба была организована на базе техника и колледжа.6. Дальнейшее обучение на магистра, академическим бакалаврам достаточно пройти экзаменационную проверку (зависит от Вуза).

Плюсы и минусы

Прикладные бакалавры, обычно начинают дальнейшее обучение только через несколько лет после работы на предприятии по специальности, так как их задача после окончания Вуза, в первую очередь практически доказать приобретенные навыки на производстве, к которым их готовили.

Прикладной бакалавриат – это возможность не только освоить общеобразовательную программу теории, но и возможность стать компетентным в решения различного рода задач социально-экономической или технологической деятельности, с целью приступить к трудовой деятельности сразу по окончанию высшего учебного заведения. Он решает одновременно две проблемы: проблема выпускника, который ищет работу после окончания Вуза и работодателя, который ищет молодого и перспективного специалиста.

Другие ступени высшего образования – от бакалавриата, специалитета и магистратуры до ассистентуры-стажировки

Теперь вы знаете о том, в чем заключается разница бакалавриата и специалитета, рассмотрим другие ступени ВО.

  1. Магистратура. Доступна для бакалавров и специалистов, которые поступают в вуз на конкурсной основе. Первые могут занять бюджетное место, вторые – нет. Позволяет углубить специализацию, а также получить новую специальность. В программе отсутствуют общие дисциплины, учебный план рассчитан на людей, которые уже прошли первичную подготовку в рамках базового ВО.
  2. Аспирантура. Доступна для магистрантов и специалистов, срок обучения по очной форме составляет 3-4 года (зависит от специальности). Образовательный процесс направлен на самостоятельную работу, научные исследования и т. д. Аспирантура – это престижно, она дает возможность в перспективе получить ученую степень. В системе военных учебных учреждений функцию аспирантуры выполняет адъюнктура.
  3. Ординатура. Этот уровень высшего образования ориентирован исключительно на врачей. Последние проходят в вузе общую подготовку, ординатура позволяет им получить узкую профессиональную специализацию.
  4. Ассистентура-стажировка. Ориентирована на ребят, которые прошли первичную подготовку по профилям, связанным с творческой сферой: актеры, режиссеры, вокальные исполнители и другие. Форма обучения только очная.

В ординатуре, магистратуре и ассистентуре обучаться необходимо в течение двух лет.

История проекта

Эксперимент проходил в 2010-2014 годах. Некоторые вузы набирали студентов в прикладной бакалавриат и позже, но пик активности университетов в приеме на практико-ориентированные варианты бакалаврских программ пришелся на 2013-2014 гг.

Например, РЭУ им. Плеханова приглашал поступать на направления:

  • «Менеджмент» с профилем «Менеджмент торговых сетей»;
  • «Дизайн» на профиль «Графический дизайн»;
  • «Экономика» с профилями «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»;
  • «Технология продукции и организация общественного питания» на профиль «Технология и организация предприятий быстрого питания»;
  • «Прикладная информатика» с профилем «Прикладная информатика в экономике».

ТюмГУ (ректором которого до 2020 года был действующий министр высшего образования и науки В. Фальков) на направления:

  • «Экология и природопользование»;
  • «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»;
  • «Информационные системы и технологии»;
  • «Физическая химия»;
  • «Химия окружающей среды, экологическая безопасность и химическая экспертиза».

В общей сложности Тюменский госуниверситет в 2015-2016 годах предлагал абитуриентам около 40 очных программ бакалавриата, больше 20 из них — прикладного. В плане приема 2014 года четко указывались особенности подготовки: академический или прикладной вариант, конкурс проходил отдельно для «теоретиков» и «практиков». Но уже в 2017 году в информации для абитуриентов о количестве мест на направлениях и профилях ТюмГУ дифференциации на прикладников и академиков не было — бакалавриат снова стал «общим».

Южный федеральный университет последний набор в прикладной бакалавриат провел в 2018 году. Вуз принимал абитуриентов на 43 направления подготовки (с несколькими профилями на каждом) — от адаптивной физкультуры, дефектологии, туризма до нанотехнологий, инноватики и радиоэкологии.

Примерно такая же ситуация сложилась и в остальных вузах. К 2017-2018 годам университеты в основном прекратили прием в прикладной бакалавриат. В конце 2017-го Минобрнауки отредактировало свой приказ № 1061 с перечнем специальностей высшего образования — убрало деление на «академиков» и «теоретиков».

Сравнение редакций приказа № 1061 — актуальной и действовавшей на 2015/16 учебный год

И все-таки не все вузы распрощались с идеей подготовки прикладных бакалавров. На сайте РЭУ им. Плеханова остались описания программ, на которые университет принимал в 2013-2016 годах.

Направления прикладного бакалавриата в РЭУ им. Плеханова

Но информации о факультете прикладного бакалавриата Плехановского университета уже (или пока) нет.

МИРЭА тоже не спешит удалять сведения о своей программе прикладного бакалавриата «Системное программирование и компьютерные технологии» (направление 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». Она аккредитована до 2023 года.

Программа прикладного бакалавриата в РТУ МИРЭА

Но на сайте информация о приеме на эту программу только в 2016 году.

Список вузов с прикладным бакалавриатом

Предполагается, что, освоив четырехлетнюю программу практико-ориентированного бакалавриата, студенты станут ценными инженерными, техническими, социальными работниками с фундаментальной теоретической подготовкой высшего образования. Дефицит таких специалистов сейчас налицо, и их востребованность не вызывает сомнений. Поэтому решать, что лучше — прикладной или академический бакалавриат, практика или теория — только абитуриенту, опираясь на собственные представления о том, как должна сложиться карьера после окончания вуза.

P. S. В марте 2018 года Минобрнауки изменениями в приказе № 1061 утвердило новый список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него исключены формулировки «академический» и «прикладной» бакалавр.

В предыдущей редакции предлагалось делать записи в вузовских дипломах с уточнением академический или прикладной бакалавриат окончил выпускник.

В актуальной версии приказа бакалавров унифицировали.

Конкретного документа, официально объявляющего о завершении эксперимента с делением бакалавров на прикладников и академистов, редакции не удалось найти. Но ведущие вузы страны уже корректируют формулировки на своих сайтах.

Перейти же на страницу факультета прикладного бакалавриата РЭУ имени Плеханова не получается.

А в интервью «Независимой газете» в январе 2017 министр тогда еще единого Минобрнауки Ольга Васильева отметила:

«Спорным моментом является и прикладной бакалавриат. Сегодня нет единого мнения насчет необходимости его повсеместного введения. Например, для педагогов».

В 2019-м Ольга Юрьевна уже не вершит судьбы высшего образования (она возглавила Минпросвещения, курирующее детсады, школы и ссузы), но ведь в интервью она озвучила не свою собственную точку зрения. Да и в законе об образовании нет ни одного упоминания о прикладном или академическом бакалавриате, так что, скорее всего, эксперимент если и не окончен, то вошел в стадию анабиоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector