Список аграрных (сельскохозяйственных) колледжей россии, поступление, специальности

Список лучших вузов России, рейтинг 2021 года

Зато в регионах аграрные специальности и сельское хозяйство не теряют своей значимости. Знакомим вас с топ-10 лучшими сельскохозяйственными вузами РФ согласно рейтингу «Национальное признание»-2020:

  1. Ставропольский государственный аграрный университет. Вуз имеет богатую историю. Был основан в 1930 году в Москве как Московский институт овцеводства. В 1932 году был перемещен в Ставрополь. За время своего существования учебное заведение расширялось путем присоединения других общеобразовательных учреждений и не раз меняло название. В 1994 году институт стал называться академией, с 2001-го университет носит современное название. 
  2. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар). Годом основания вуза является 1922-й, когда аграрному отделению при Кубанском политехникуме присвоили звание института. В 1991 году университет получил современное название. Сегодня это одно из крупнейших сельскохозяйственных высших учебных заведений страны. 
  3. Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева. Старейший аграрный вуз России, который был основан в декабре 1865 года в качестве Петровской земледельческой и лесной академии. За время существования учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 2017 году вуз был признан основной организацией Минсельхоз РФ по повышению квалификации работников в аграрном секторе. 
  4. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова. Вуз был основан в 1913 году как Высшие сельскохозяйственные курсы. Сегодня это крупнейшее учебное аграрное заведение Поволжья. Благодаря тому, что в университете в свое время (1917-1921 гг.) преподавал известный генетик Николай Иванович Вавилов, образовательное учреждение позже стало носить его имя.
  5. Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I. Стал первым высшим учебным заведением в городе, основанным в 1912 году по указу императора Николая II. В истории вуза были не только положительные моменты: так, в 2017-м университет потерял аккредитацию, которая позже была восстановлена. Сегодня это крупнейшее высшее сельскохозяйственное учебное заведение в центральной части России. 
  6. Башкирский государственный аграрный университет (г. Уфа). Возник в 1930 году как Башкирский сельскохозяйственный институт. Звание университета вуз получил в 1993 году.
  7. Донской государственный аграрный университет (пос. Персиановский). Крупнейший сельскохозяйственный вуз юга России, который находится в Ростовской области. История учебного заведения берет начало в 1840 году, с открытия в Варшаве ветеринарного института, в Первую мировую войну переведенного в Новочеркасск. С 1907 года в станице Персиановская успешно развивается агрономическое отделение вуза. В 1993-м учебному заведению присвоен статус университета.
  8. Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина. Учебное заведение возникло в Великую Отечественную войну, с образованием в 1943 году Ульяновской области, на базе эвакуированного из Воронежа зооветеринарного института. 
  9. Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина. Учебное заведение было основано в 1975 году, спустя 20 лет вуз получил статус академии. В 1999 году академия была преобразована в университет. В истории вуза были как светлые, так и темные времена. Так, вуз в 2007 году стал победителем среди высших учебных заведений, занимающихся внедрением инноваций в образовательные программы. А спустя 10 лет получил запрет от Рособрнадзора на прием студентов, который, впрочем, был снят в апреле того же года после устранения вузом ранее выявленных нарушений.
  10. Пензенский государственный аграрный университет. Вуз основан в 1950 году как Пензенский сельскохозяйственный институт. В 1995 году получил название Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Современное название университет приобрел в 2016 году.

Какие профессии можно освоить в сельхоз академии

Сельскохозяйственная отрасль – это не только выращивание овощных и фруктовых культур. Она предлагает множество разных и интересных профессий. Вы можете выбрать на кого пойти учиться исходя из своих интересов и способностей. Получить высшее образование в области сельского хозяйства несложно, средний проходной балл ЕГЭ сравнительно низкий. Сельхоз академии выпускают следующих специалистов: 

Агроном, в точном смысле этого слова, занимается посадкой и сбором урожая, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями. Он должен разбираться в биологии, химии, ботанике, современных технологиях в области сельского хозяйства и климатических условиях. Зарплата агронома сильно колеблется — от 25 000 до 150 000 рублей. Чтобы получить эту профессию, нужно поступить на бакалавриат по программам 35.03.04 Агрономия и 35.03.05 Садоводство.

Ландшафтный дизайнер занимается разработкой и созданием садов, парков и прочих участков. Он должен обладать художественным вкусом, любить природу, разбираться в ботанике и уметь рисовать. Зарплата ландшафтного дизайнера от 30 000 и выше. Для получения этой профессии, поступайте по программе подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура.  

Агроинженер – это специалист по сельскохозяйственной технике и оборудованию. Он должен обладать техническим мышлением, иметь рациональный подход к использованию ресурсов и общие знания в области биологии и ботаники. Зарплата агроинженера от 20 000 до 45 000 рублей. Получить эту профессию можно, поступив на бакалавриат по программе подготовки 35.03.06 Агроинженерия. 

Агрохимик, почвовед занимается изучением состава, свойств, развития и рационального использования почвенного покрова. Он должен знать биологию, землеустройство, почвоведение, разбираться в географии и геологии, уметь отбирать пробы грунта и удобрений. Зарплата агрохимика от 15 000 до 60 000 рублей. Обучиться этой профессии можно по программе подготовки 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение. 

Ихтиолог-рыболов работает на рыбном производстве, то есть искусственное разведение рыб.  Он должен уметь выращивать не только саму рыбу, но и ее корм. Зарплата ихтиолога-рыболова может достигать 120 000 рублей. Получить эту профессию можно по программам подготовки 35.03.09 Промышленное рыболовство и 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура.

Зоотехник более известен под названием животновод. Занимается он уходом и разведением домашнего скота и птицы. Помимо самой зоотехнии, специалист должен знать основы ветеринарии, уметь составлять оптимальный рацион питания скота и владеть технологиями заготовки кормов. Зарплата зоотехника составляет от 20 000 до 90 000 рублей. Этой специальностью можно овладеть, поступив на бакалавриат по программе подготовки 36.03.02 Зоотехния.

Ветеринар более понятная профессия, особенно для любителей домашних питомцев. Он, как Айболит, лечит животных. Ветеринар по роду своей деятельности должен любить живность. Зарплата у ветеринара начинается от 25 000 рублей и достигает 120 000 рублей. Получить эту специальность можно по программе подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза.  

Технолог деревообработки – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Он занимается обработкой древесины с помощью различных технологий. Еще он отвечает за разработку новых методов деревообработки, контроль качества их выполнения и ищет способы снижения бракованной продукции. Минимальная зарплата технолога деревообработки составляет 30 000 рублей и достигает 150 000 рублей. Получить эту профессию можно по программам подготовки 35.03.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств и 35.03.01 Лесное дело.

Сельхоз-технолог – это специалист широкого профиля, он занимается как выращиванием сельхоз культур, так и разведением домашнего скота. Он должен иметь знания в области, биологии, зоологии, животноводства, ветеринарии и ботаник. Зарплата сельхоз технолога от 25 000 рублей до 100 000 рублей. Эту профессию можно освоить, поступив на бакалавриат по программе подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции. 

Зарубежный опыт

Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.

Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».

Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.

Ключевые компоненты высшего аграрного образования США

Есть два ключевых компонента, на основе которых выстраивается модель высшего аграрного образования США и обеспечение его качества:

 компетентностный подход — создание для выпускника наилучших условий, позволяющих максимально быстро и эффективно включиться в реальную трудовую деятельность;

 создание наилучших условий для реализации потенциала талантливых и мотивированных студентов, их профессионального выбора и закрепления в профессии.

Для достижения этих целей используется кредитно-модульная система, а также практически-ориентированное обучение. Кредитно-модульная система позволяет сохранять преемственность и делает возможным переход студентов между образовательными учреждениями и на более высокие ступени образования.

Ориентация обучения на практику поддерживается на всех уровнях и ступенях образовательного процесса, начиная со средней школы и заканчивая повышением квалификации состоявшихся специалистов. Одним из компонентов практически-ориентированного обучения является партнёрство бизнеса и университетов, основанное в том числе на грантовой политике.

Условия поступления

Для поступления в аккредитованные государственные учебные заведения необходимо набрать достаточное количество баллов по ЕГЭ. Список вступительных экзаменов изменяется в зависимости от вуза и выбранной специальности, причем от абитуриентов может потребоваться знание как точных, так и гуманитарных наук. Однако чаще всего для зачисления придется сдать:

  • русский язык;
  • биологию;
  • математику;
  • географию;
  • обществознание.

Детальную информацию о вступительных испытаниях можно узнать на официальных сайтах учебных заведений.

Проходные баллы в сельхозакадемии относительно невысоки и составляют от 43 до 63 в зависимости от вуза. В прошлом году лидером вступительной кампании в аграрные университеты страны стал Башкирский ГАУ. Средний балл ЕГЭ абитуриентов этого вуза, – 62,7. Второе место занял Российский ГАУ им. К. А. Тимирязева с показателем 59,7.

Низкие проходные баллы свидетельствуют о невысоком интересе абитуриентов к сельхозуниверситетам, но аграрные специальности постоянно востребованы на современном рынке труда.

Факультеты и специальности

Принимая решение о поступлении в сельскохозяйственный университет, студент получает шанс освоить одну из востребованных и перспективных на современном рынке специальностей. Список факультетов может видоизменяться в зависимости от конкретного заведения. Наиболее распространенные представлены в таблице:

Факультет Специальности
Агротехнологический агрономия, земельный и городской кадастр
Ветеринарный ветеринария, ветсанэкспертиза
Землеустроительный землеустройство, геодезическое обеспечение кадастра
Зоотехнический зоотехния, технология производства и переработки сельхозпродукции, продуктов питания
Агрохимии, почвоведения, экологии и водопользования агрохимия и агропочвоведение, водные биоресурсы и аквакультура

На сегодняшний день подготовка кадров для сельскохозяйственной отрасли ведется по 70 направлениям и более 120 специальностям (бакалавриата и магистратуры). Общее число учащихся аграрных институтов (включая очников и аспирантов) превышает 400 тыс. человек. Причем стать профессионалом в агропромышленной области можно, обучаясь как на очном, так и заочном отделении, а также дистанционно.

Примечания

  1. В 1890 году, после постройки трёхэтажного здания общежития (1887) по проекту С. И. Тихомирова, флигель был переделан под учебные нужды, в частности, для кафедр частной зоотехнии и кафедры зоологии и энтомологии.
  2. В 1883 году, спустя 3 года после пожара, здесь по проекту Китнера было выстроено новое двухэтажное здание, в котором разместились различные лаборатории, в том числе агрономическая лаборатория Прянишникова и бактериологическая лаборатория, а на втором этаже 4 квартиры для профессоров и ассистентов. В 1914 году оно было капитально перестроено по проекту П. П. Смиренкина.
  3. . Памятники архитектуры Москвы & области.
  4. .
  5. ↑ , с. 50.
  6. , с. 53.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  8. Иверонов — статья из Большой советской энциклопедии. 
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2012.
  11. Михаил Иванович Придорогин (1862—1923)

Агроинженерия — бакалавриат (35.03.06)

Во время обучения по данному профилю будущие агроинженеры-бакалавры изучают:

  • эффективное использование сельхозтехники и оборудования по производству, обработке, хранению продукции животноводства и растениеводства;
  • создание условий для хранения сельхозмашин;
  • обеспечение стабильной работы техники за счет ремонта и восстановления изношенных деталей машин;
  • техобслуживание и ремонт энергетических сельскохозяйственных установок, электрооборудования, контрольно-измерительных приборов, средств связи и автоматики;
  • контроль качества производимой, перерабатываемой, хранимой сельхозпродукции;
  • монтаж и наладку установок и машин, поддержание в рабочем режиме автоматизированных и электрифицированных технических процессов ;
  • использование систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
  • создание новых сельхозмашин и установок;
  • утилизацию отходов сельскохозяйственного производства;
  • проектирование современных технических производственных процессов, а также условий хранения и переработки сельхозпродукции;
  • организацию и контроль за работой коллектива;
  • использование информационных технологий в проектировании машин;
  • расчет стоимости производственных ресурсов.

Кем работать

Бакалавры по специализации «Агроинженерия» имеют возможность работать на предприятиях, которые занимаются разработкой и производством сельхозтехники, на машиноиспытательных станциях, сервисных фирмах по обслуживанию техники, в электроэнергетических комплексах, агропромышленных комбинатах, сельскохозяйственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и специализированных цветоводческих, садоводческих, овощных хозяйствах. При этом выпускники бакалавриата могут занимать должности агрономов, агроинженеров, наладчиков технологического оборудования, монтажников электрооборудования, специалистов по системам электроснабжения, трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, теплоэнергетиков.

Оставить нельзя модернизировать

Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.

Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.

Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.

В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.

Известные выпускники

Алексей Оверчук — заместитель председателя Правительства Российской Федерации. Кандидат экономических наук.

Шухрат Миталипов — учёный, первым в мире клонировал сначала приматов, а затем человеческий эмбрион. Его главная цель — с помощью CRISPR победить большинство генетических заболеваний. Один из главных специалистов по генной инженерии в мире.

Евгений Савченко — губернатор Белгородской области с 18 декабря 1993 года. На сегодняшний день является лидером по времени пребывания на посту среди всех глав российских регионов — более 27 лет. Доктор экономических наук, член-корреспондент РАСХН, член-корреспондент РАН. Член Высшего совета партии «Единая Россия».

Анатолий Артамонов — председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Доктор экономических наук.

Антон Кобяков — советник Президента Российской Федерации. Профессор, кандидат биологических наук, доктор экономических наук.

Омурбек Бабанов — Кыргызский политик и государственный деятель.

Бекен Алимжанов — Член Президиума Международной Ассоциации «Интервуз»; член Международного биографического центра IBC Кембриджского университета (Великобритания, 2008) с присуждением почетной медали и почетной грамоты в номинации «Ведущие деятели мира в области образования», с включением биографических сведений в справочное издание биографий людей, внесших значительный вклад в развитие образования на национальном и международных уровнях.

Сергей Данкверт — руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Роман Юнусов — Российский юморист, резидент «Comedy Club», популярный киноактёр и ведущий.

Елена Бондарева — многократная чемпионка мира и обладательница Кубка мира по самбо. Заслуженный мастер спорта России, 3-кратная чемпионка мира, 2-кратная чемпионка Европы, 3-кратная чемпионка России, победитель Кубка мира, победитель Универсиады-2013 в Казани.

Силла Шейк Талиби — Министр энергетики и водного хозяйства Гвинейской республики.

Сергей Головкин — серийный убийца и педофил, известный под псевдонимом «Фишер».

Зарубежный опыт

Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.

Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».

Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.

Пять причин выбрать аграрную профессию

Непростые отношения с другими странами положительно влияют на развитие отечественного сельского хозяйства. В России уже научились делать сыр, колбасу и другие продукты, которые не уступают западным по качеству и вкусу. Пищевая промышленность напрямую зависит от аграрного сектора. Все, что мы едим, это результат деятельности в первую очередь агрономов. И от них в большей степени зависит качество продуктов питания, а соответственно нашего здоровья.

Если вы не знаете куда поступать, выбирайте сельхоз вуз, и вот почему: 

  1. Вы никогда не останетесь без работы. Сельскохозяйственная промышленность развивается ежегодно. Конкуренция на рынке труда аграриев мала, потому что эта профессия не популярна в наши дни. Найти хорошего специалиста не так просто, поэтому, если вы станете одним из них, у вас всегда будет стабильная работа и вы будете востребованы. 
  2. Возможность открыть свое дело. Если вы не просто любите биологию, но у вас есть предпринимательская жилка, то эта профессия для вас. По национальной программе РФ вы можете получить средства от государства на переезд в регион, где сельхоз промышленность слабо развита и начать там свой агробизнес. 
  3. Постоянное развитие. Аграрная промышленность растет и расширяется. Специалисты сельскохозяйственной отрасли все чаще пользуются новыми технологиями. Проводятся крупные выставки, такие как «Агропродмаш», на которых можно узнать о новинках оборудования и техники. 
  4. Крепкое здоровье. Большую часть времени вы будете проводить на свежем воздухе, поэтому будете всегда здоровы. А общение с животными снижает стресс. Эта профессия не понравится вечным тусовщикам, а для любителей живой природы станет самой подходящей. 
  5. Вам никогда не будет скучно. Это не монотонная работа в офисе, ваша работа будет меняться в зависимости от сезона: весной засадить поля и теплицы, летом контролировать рост урожая и защищать его от вредителей, осенью собрать урожай, а зимой самое время для занятий научными исследованиями. 

Как вы видите, у профессии агронома много плюсов. На hh.ru минимальная зарплата агрария – 25 000 рублей. А заведя свою веселую ферму в реальной жизни, а не на планшете, можно стать бизнесменом и хорошо зарабатывать. Поступая в аграрный вуз, вы не только обретете интересную профессию, но и внесете свой вклад в своей страны. 

История

Почтовая марка СССР, 1965 год

Почтовая марка России, 2015 год

Датой основания считается 3 декабря 1865 года, когда вышло распоряжение об открытии Петровской земледельческой и лесной академии. 25 января 1866 года состоялось открытие лекций.

Имперский период

Основная статья: Петровская сельскохозяйственная академия

27 октября 1865 года утверждён Устав академии. 3 декабря 1865 года объявлено распоряжение правительства об её открытии; открыты два отделения — сельскохозяйственное и лесное.

25 января 1866 года прочитаны первые лекции. С 1871 года началось преподавание садоводства и огородничества.

По новому Уставу от 16 июня 1873 года академия стала государственным вузом. В 1878—1879 годах в академии был организован лесохозяйственный музей, заложен лесной питомник, на опытном поле открылась метеорологическая станция.

В 1889 году принят новый Устав; ликвидируется лесное отделение; изменяется название: до 1894 года — Петровская сельскохозяйственная академия.

1 февраля 1894 года академия была закрыта. В июне 1894 года учреждён Московский сельскохозяйственный институт. В 1895—1898 годах заложен ботанический сад.

Советский период

Памятник Клименту Тимирязеву на территории академии

В 1917 году восстановлено название — Петровская сельскохозяйственная академия, изменены устав и организационная структура, созданы новые учебные планы и программы.

В декабре 1923 года вуз получил новое название — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева; обучение было трёхгодичным, существовало 3 факультета: агрономический, экономический и инженерный.

В начале 1930-х годов на базе факультетов академии созданы Гидромелиоративный институт, Институт инженеров сельскохозяйственного производства, Институт рыбной промышленности.

В 1941 году Сельскохозяйственная академия имени Тимирязева являлась вузом Наркомзема СССР и имела почтовый адрес: город Москва, Новое шоссе, дом 10.

Основная деятельность Тимирязевской академии не прерывалась в военные годы. Временно она находилась в Самарканде, но уже в 1943 году возобновились занятия в Москве.

Современный период

В 1994 году утверждён Устав и название Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (МСХА). В 2001 году принят новый Устав академии.

20 июня 2005 года академия переименована в Федеральное государственное образовательное учреждение «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева).

11 сентября 2008 года указом президента Российской Федерации № 1343 в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации университет включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2009 году университет получил статус базовой организации государств — участников СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования.

20 мая 2013 года приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была начата реорганизация университета путём присоединения к нему ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства». 4 апреля 2014 года присоединение было завершено.

В 2017 году РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева признан базовой организацией Министерства сельского хозяйства РФ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области агропромышленного комплекса.

В ноябре 2019 года приказом министра сельского хозяйства на должность ректора назначен Академик РАН, профессор В. И. Трухачев. Учёный является председателем Ассоциации аграрных вузов РФ «Агрообразование» и входит в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

ТОП-5 крупнейших отраслевых вузов России

Наименование (описание) Количество обучающихся
1 Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина
(медицина и биотехнологии)
34 717
2 Сибирский федеральный университет
(нефтегазовое дело)
31 573
3 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
(инженерные направления)
30 671
4 Казанский (Приволжский) федеральный университет
(педагогические направления)
28 414
5 Казанский национальный исследовательский технологический университет
(сельскохозяйственные направления)
20 479

Итого: 145 854

Место

Название вуза

Количество обучающихся

Медицина и биотехнологии

1

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

34 717

2

МГУ имени М. В. Ломоносова

30 671

3

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

4

Дальневосточный федеральный университет

24 753

5

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

6

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

20 133

7

Воронежский государственный университет

18 877

8

Российский университет дружбы народов

17 603

9

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

13 573

10

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

6 620

Инженерные направления

1

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

30 671

2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

3

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

4

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

18 691

5

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

17 477

6

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

15 677

7

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

8

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

8 510

9

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

6 620

10

Московский физико-технический институт (государственный университет)

5 611

Педагогические направления

1

Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина

34 717

2

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

30 671

3

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

4

Дальневосточный федеральный университет

24 753

5

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

24 627

6

Южный федеральный университет

24 365

7

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

8

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

20 133

9

Российский университет дружбы народов

17 603

10

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

Нефтегазовое дело

1

Сибирский федеральный университет

31 573

2

Казанский (Приволжский) федеральный университет

28 414

3

Дальневосточный федеральный университет

24 753

4

Санкт-Петербургский государственный университет

21 817

5

Казанский национальный исследовательский технологический университет

20 479

6

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

18 691

7

Российский университет дружбы народов

17 603

8

Уфимский государственный нефтяной технический университет

12 844

9

Санкт-Петербургский горный университет

12 280

10

Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

8 493

Сельскохозяйственные направления

1

Казанский национальный исследовательский технологический университет

20 479

2

Тюменский государственный университет

19 928

3

Оренбургский государственный университет

19 727

4

Кубанский государственный университет

18 485

5

Российский университет дружбы народов

17 603

6

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского

17 460

7

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

16 250

8

Национальный исследовательский Томский государственный университет

14 359

9

Пермский государственный национальный исследовательский университет

10 948

10

Московский государственный университет пищевых производств

8 431

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие вузы по пяти направлениям: «Медицина и биотехнологии», «Инженерные направления», «Педагогические направления», «Нефтегазовое дело», «Сельскохозяйственные направления». Основанием для ранжирования стало общее число студентов по состоянию на 2019 год. Данные для составления рейтинга взяты из отчетов о самообследовании либо, в случае отсутствия свежих данных, запрошены в вузах. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Оставить нельзя модернизировать

Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.

Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.

Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.

В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector