Есть ли место субъективности в оценке егэ? на примере проверки сочинений по русскому

Содержание:

К4 Композиционная цельность и логичность — 3 балла

3 балла

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2 балла

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

1 балл

В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

И/ИЛИ

мысль повторяется и не развивается

0 баллов

В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Олимпиады и конкурсы

Олимпиады. В России очень много олимпиад. Самая известная — Всероссийская олимпиада школьников. Победители и призёры ВсОШ поступают в вуз без экзаменов или получают 100 баллов по профильному предмету. О том, как проходит каждый этап олимпиады, мы уже писали.

Ещё есть олимпиады школьников от «Российского совета олимпиад». У каждой из них есть свой уровень — от 1 до 3. Такие олимпиады обычно организуют вузы. Вузы сами решают, сколько баллов добавить победителям и призёрам этих олимпиад. Их 88 штук. Посмотрите сравнительную таблицу всероссийской и вузовских олимпиад — станет понятнее.

Творческие и интеллектуальные конкурсы вузов. За них тоже можно получить баллы. Например, в ВГУ проходит конференция «Научное Общество Учащихся» (НОУ). На ней школьники представляют свои проекты и доклады по профилю одного из факультетов. Оценивают работы преподаватели, аспиранты и студенты. Призёры НОУ получают дополнительные баллы при поступлении в ВГУ.

Подобные конкурсы есть у многих вузов. Потому изучите перечень индивидуальных достижений на сайте вуза, чтобы знать, за что можно получить баллы.

Внимательно читайте правила приёма вуза. Учебное заведение может ограничивать количество баллов за одно достижение и запрещать суммировать несколько. Например, если вы участвовали в конкурсе и победили в олимпиаде из перечня, вуз может учесть только одно достижение. Какое — указываете вы.  

Часть № 1

В каждом из тестовых заданий первой части КИМов на экзамене проверяется умение выпускника применять то или иное правило русского языка.

  • В задании № 1 от экзаменующегося требуется найти главную информацию, изложенную в небольшом тексте научного типа. За правильный выбор ответа из предложенных тезисов ученик получит только 1 балл.
  • В задании № 2 выпускник продолжит анализировать научный текст, с которым он работал в первом задании. Но теперь понадобятся знания частей речи, используемых как средства связи в текстах. За правильный ответ выпускник добавит в свою копилку еще 1 балл.
  • В задании № 3 выпускник снова будет работать с научным текстом, состоящим из 3-4 предложений, который был предложен в первом и втором заданиях. От выпускника потребуется знание лексического значения слова, использованного в анализируемом фрагменте, и работа со словарной статьей, которая приведена в задании. (1 балл.)
  • В задании № 4 экзаменующийся должен продемонстрировать свои орфоэпические знания, найдя ошибку в словах с расставленным ударением (1 балл).
  • В заданиях под № 5 и 6 снова понадобится использовать знания по теме «Лексика», исправив ошибку в употреблении слова и отредактировав предложение. (По одному баллу.)
  • В задании № 7 выпускник поработает с образованием грамматических форм (единственное/множественное число, согласование, сравнительная степень, падежи) различных частей речи. (1 балл.)

Отдельно о восьмом задании

Его называют «дорогостоящим», так как за полный правильный ответ выпускник зарабатывает 5 баллов. Что нужно сделать? Правильно определить тип грамматических ошибок в предложениях правого столбика и соотнести их с категорией, указанной в левом столбце.

5 видов ошибок надо найти в 9 предложениях (скрин неполный).

За каждое верно классифицированное нарушение грамматики предложения дается 1 балл.

Задания с 9 по 15 – на знание орфограмм, с 16 по 21 – пунктуационных правил. Ответы на 22–26 вопросы покажут, насколько выпускник владеет навыками работы с текстом – разбирается ли в художественных тропах, умеет ли определять тип повествования и соотносить предложенные тезисы с содержанием анализируемого отрывка произведения. Задания № 16 и 26 тоже относятся к «дорогим», так как оцениваются в два и четыре балла соответственно.

4 балла за 26 задание можно заработать, если правильно определить все термины, которые должны соответствовать средствам выразительности, которые использованы в анализируемом тексте.

Это могут быть, например, фразеологизм, эпитет, метафора, парцелляция. За каждое правильно указанное соответствие выпускник получит по 1 баллу.

Критерий 4 – качество речи

Чтобы получить 2 балла по этому критерию, нужно точно выражать мысли, использовать разнообразную лексику и синтаксические конструкции (простые предложения с причастными и деепричастными оборотами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), верно и по назначению употреблять термины.

При однообразии грамматического строя работы выставляется 1 балл.

Если речевое оформление работы затрудняет смысловое понимание сочинения, автор сочинения не продемонстрировал богатство словарного запаса и использовал однотипные синтаксические конструкции, выставляется 0 баллов.

Исключения из правил

Несмотря на критерии оценивания, преподаватель в любом случае должен учитывать оригинальность написания, уровень речевого оформления и креативность замысла учащегося.

Не исключено, что, если в сочинение будет допущено ошибок больше допустимого для отличной отметки, но сам текст написан красивым литературным языком, с оригинальной задумкой, вы все равно сможете получить «5».

Поэтому все эти критерии достаточно условны. Многие учащиеся не любят напрягаться и предпочитают переписывать готовые сочинения с других источников. Такие работы оцениваются в ноль баллов.

Не исключено, что в сочинении может быть употреблены цитаты, но их нужно выделять в тексте и обязательно комментировать. В противном случае, такой текст будет считаться плагиатом.

В этом видео вы узнаете о подборе аргументов для сочинения:

Основные задания экзамена

Задание 1. Изложение

Текст из 150–170 слов нужно прослушать, а затем письменно восстановить его сжато, оставив ключевую информацию и исключив второстепенную. Текст должен быть небольшим по объёму, но не бедным по содержанию.

Задания 2–8. Тест

В тест входят семь заданий с кратким ответом. В некоторых нужно выбрать один вариант ответа, в других — несколько (от двух до четырёх), а также предлагается записать либо цифры, либо слова.

Задание 2. Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, виды односоставных предложений, второстепенные члены предложения, однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, ССП, СПП, типы придаточных, типы подчинения придаточных, БСП.

Задание 3. Постановка запятой, двоеточия, тире, кавычек.

Задание 4. Типы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Трансформация словосочетания из одного типа в другой.

Задание 5. Гласные и согласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Гласные после шипящих, И и Ы после приставок. Правописание суффиксов разных частей речи, правописание Н/НН. Окончания существительных и глаголов. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Падежная форма существительного в сочетании с производным предлогом. Правописание наречий. Мягкий знак.

Задание 6. Анализ текста. Фактическая информация текста.

Задание 7. Средства выразительности: метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение, противопоставление, слова разговорного стиля.

Задание 8. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, просторечная и устаревшая лексика, книжный и разговорный стиль.

Задание 9. Сочинение

Задание третьей части выполняется на основе текста из тестового задания 6. Работу нужно написать по одной из тем на выбор: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Пример. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста…: «…».

Сочинение 9.2. Сочинение по фрагменту текста.

Пример. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «…». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

Сочинение 9.3. Сочинение по заданному понятию.

Пример. Как вы понимаете значение слова «…»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно считать …?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой — из вашего жизненного опыта.

Учитесь бесплатно

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели

Получить демодоступ на неделю

Критерий 2 – использование аргументов из литературы

Данный критерий также дает два балла. Получить их можно, приведя аргументы из различных литературных источников: романов, повестей, рассказов, публицистической литературы, дневников, мемуаров, произведений устного народного творчества и др. При этом, произведение, которое приводится в качестве доказательств, должно быть тематически сходно с самой работой. В работе может быть допущено не более одной фактической ошибки (неверное указание автора, названия произведения, имен литературных героев, фактов, описанных в произведении).

При наличии абстрактных высказываний относительно текста, не вполне уместного обращения к произведению, простого пересказа или 2-4 фактических ошибок данный критерий принесет лишь 1 балл.

Если же в работе нет примеров из литературы или сюжет произведения передан неверно, произведение лишь упоминается без необходимого анализа, автор более 5 раз указывает неверные факты из произведения, по второму критерию выпускник не получит ни одного балла.

За что в вузе дают дополнительные баллы?

Второй важный момент, который вы должны учитывать: вуз сам решает, за какое достижение сколько дополнительных баллов давать. Как вы уже поняли, за каждый пункт вуз может добавить от 0 до 10 баллов. 

Олимпиады

Не все олимпиады дают льготы при поступлении в вузы, поэтому речь пойдёт, в первую очередь, о Всероссийской олимпиаде школьников, которая даёт возможность не только поступить в вуз мечты, но и получить денежный приз, а во вторую – об олимпиадах из перечня (утвержденных Минобрнауки). Имейте в виду, что баллы за индивидуальные достижения – меньшее, что может дать вам диплом победителя или призёра, ведь по результатам олимпиад ребята поступают на бюджет либо автоматом получают 100 баллов за предмет. Имейте это в виду, когда будете думать, участвовать или нет.

Итоговое сочинение

Сочинение проверяет очень небольшое количество вузов, например, МГУ, РГГУ и, конечно же, ВШЭ. Этот вуз даёт до 10 баллов за декабрьское сочинение, проверяет его по собственным разработанным критериям, поэтому каждый, кто планирует идти в вышку, знает: к итоговому сочинению нужно будет подготовиться особенно тщательно. 

Остальные вузы, если и дополнительные дают баллы, то немного, да и каких-то особых требований к работе не предъявляют. Просто нужно узнать, учитывает вуз сочинение или нет, если да – не забыть вписать в список индивидуальных достижений!

Золотая медаль

Аттестат с отличием оценивают высоко, поэтому недавно ввели правило, что каждый медалист должен подтвердить свой результат минимум 70 баллами ЕГЭ по русскому и профильной математике (либо пятеркой по базовой). 

Если есть диплом колледжа с отличием, за него также дадут дополнительные баллы.

ГТО

Значок ГТО в некоторых вузах ценится даже больше, чем красный аттестат, поэтому стоит задуматься заранее о своей физической подготовке, ведь вам нужен именно золотой значок! Пробежать дистанцию в 100 метров и 3 километра, подтянуться и сделать наклоны из положения стоя – и вот, вы ещё чуточку ближе к бюджетному месту!

Спорт

Статус чемпиона или призёра Олимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, олимпиады по физкультуре, статус кандидата в мастера спорта оценят, как и ГТО, во многих вузах, так что не стоит в старшей школе прерывать занятия спортом, если вы делаете успехи в этой области.

Волонтерская деятельность

Если у вас есть личная книжка волонтера, некоторые вузы готовы добавить пару баллов творцам добрых дел. Если этот род занятий вам близок, обязательно заводите волонтерскую книжку и имейте документальное подтверждение вашей деятельности. Кто знает, может, дополнительный балл станет решающим?


Дополнительные баллы дают только за настоящую волонтерскую книжку

Портфолио

Участие в различных творческих кружках, соревнованиях, конференциях (особенно от вуза), которое вы можете подтвердить сертификатом или дипломом, сможет сыграть решающую роль, если, например, у вас будет одинаковое количество баллов с другим абитуриентом. Поэтому всё-всё-всё до момента зачисления стоит бережно хранить в отдельной папочке.

Критерий 1- соответствие теме

За этот критерий можно получить максимум 2 балла. Это возможно, если в работе прослеживается замысел, раскрывается тема сочинения и прослеживается верный путь рассуждения по предложенной проблемой или ответа на проблемный вопрос. Убедительность выпускника играет большую роль в данном критерии.

Если же выпускник поверхностно рассуждает над предложенной темой, или приводит рассуждение на близкую тему, то по первому критерию выставляется 1 балл.

Отсутствие в работе доказанного тезиса, приведенного в соответствии с названной темой, лишает выпускников всех баллов по первому критерию.

Оценивание тестовой части

Тестовая часть представлена 7 заданиями, проверяющими полученные за период обучения навыки грамматического анализа текста. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Задание Балл
Задание 2. Синтаксический анализ текста В задании представлен  небольшой текст, который требуется проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. 1
Задание 3. Пунктуационный анализ текста Требуется повести пунктуационный анализ предложенного текста: определить, где нужен обозначенный в задании знак препинания (запятая, тире, двоеточие), а где нет. 1
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания Задание проверяет умение анализировать словосочетание с точки зрения синтаксиса: определять главное и зависимое слов, вид связи слов, умение перестраивать словосочетание. 1
Задание 5. Орфографический анализ Данное задание требует отличное знание всех правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения в школе. 1
Задание 6. Анализ содержания текста Чтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст и понять его содержание. Из предложенных утверждений нужно выбрать те, которые соответствуют тексту. 1
Задание 7. Анализ средств выразительности Требуется определить предложения, в которых используется указанное в задании средство выразительности речи. 1
Задание 8. Лексический анализ текста В этом задании нужно найти в тексте указанное в задании слово. Это может быть как троп, так и синоним, антоним. Или же в задании указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. 1
ИТОГО   7

Таблица с баллами по русскому языку

В таблице представлено количество баллов, которое можно набрать при выполнении определенного вида задания в ОГЭ.

№ задания Количество баллов
Задание 1 Сжатое изложение по прослушанному тексту 7
Задания 2-8 Задания с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа 7 (по 1 баллу за верно выполненное задание)
Задание 9 Сочинение-рассуждение на одну из выбранных тем 9
Грамотность Учитывается количество ошибок в сумме за изложение и сочинение 10
ИТОГО   33

Теперь перейдем непосредственно к заданиям и расскажем, как можно получить максимальный балл за каждое из них.

Как устроен экзамен

Экзаменационная работа по истории состоит из двух частей и содержит 25 заданий: 19 — в первой и 6 — во второй. ЕГЭ длится 3 часа 55 минут.

Первая часть

В первых 19 заданиях требуется дать краткий ответ: выбрать верные варианты из перечня, расположить элементы в определенной последовательности, установить соответствие, например, между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками или определить понятие по признакам. Ответ — последовательность цифр, слово или словосочетание — необходимо внести в бланк без пробелов.

Верный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18 и 19 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16 и 17 принесет максимум 2 балла. За одну ошибку снимут 1 балл, а при двух и более ошибках выпускник получит 0 баллов. Самое «дорогое» в первой части — задание 11. За правильный ответ на него дают 3 балла, при одной ошибке снимают 1 балл, при 2-3 ошибках — 2. Если допустить четыре и более ошибок, ответ оценят в 0 баллов.

Вторая часть

Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. В заданиях 20–22 выпускникам предстоит проанализировать исторический источник, в 23 — изучить историческую проблему или ситуацию. Задание 24 проверяет умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Задание 25 — самое объёмное. Выпускнику необходимо написать сочинение с характеристикой одного из трёх предложенных периодов истории России.

При оценке ответов на задания второй части эксперты учитывают полноту и точность формулировок. Верные ответы на задания 20–22 принесут до 2 баллов, задание 23 — до 3, задание 24 — до 4 баллов. За правильный ответ в задании 25 можно получить максимальный балл — 11.

ОГЭ сколько дают баллов за сочинение: все про основной экзамен

Основной государственный экзамен проводится для контроля знаний, полученных учениками за 9 лет учебы в школе. По окончанию 9 класса учащиеся сдают ОГЭ по четырем предметам, 2 из них являются обязательными и еще 2 на выбор. Обязательные ОГЭ установлены по предметам русский язык и математика.

Для выбора предоставлены такие предметы как обществоведение, физика, химия, биология, история, литература, информатика, география, английский, французский, немецкий, испанский языки.

ОГЭ проходит в 3 периода. Досрочный период проводится одним из первых. К нему допускается определенная категория учеников, это спортсмены, которые в ближайшее время уедут на соревнования, ученики, принявшие участие в олимпиадах и других соревнованиях, учащиеся, которые отправляются на лечение, а также те, кто выезжает за рубеж для учебы, или те, кто учился за рубежом.

Основной период – это сдача ОГЭ учащимися 9 классов, не входящих в список по критериям для сдачи в досрочный период.

Дополнительный период проводится для тех, кто по уважительной причине не смог явиться на ОГЭ в основной, а так же для тех, кто учился за рубежом и для учащихся, не сдавших ОГЭ в предыдущие периоды.

Критерий 7 – орфографические нормы

Этого критерия чаще всего боятся школьники, ведь орфографическая зоркость присуща далеко не каждому. На протяжении всего обучения в школе ребята постигают азы орфографии, с каждым годом узнавая все новые и новые правила. Их так много, что в сознании школьников они не всегда умещаются. Однако данный критерий наряду со следующим является самым весомым – максимальный балл составляет 3. Чтобы получить этот максимальный балл, нужно избегать орфографических ошибок, допускается лишь одна негрубая. При наличии 2-3 ошибок выставляется 2 балла. Если ошибок 5 и более, то по данному критерию выставляется 0 баллов.

Критерии, по которым ставятся баллы

Для каждой оценки разберем конкретно каждый критерий, по которому она будет выставляться.

«Отлично» (5):

  • полное соответствие содержания выбранной теме;
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (допускается приводить не более одной ошибки к каждому из видов);
  • сочинение написано красивой и грамотной речью с соблюдением нужного стиля написания;
  • соблюдена логичность и последовательность изложения;
  • также допускается один недочет в содержании сочинения.

«Хорошо» (4):

в содержании имеются незначительные отклонения от заданной темы;
последовательность изложения слегка нарушена;
речь в достаточной мере выразительна и разнообразна с соблюдением определенного стиля;
в содержании допускается не более двух недочетов;
грамматических ошибок должно быть не больше четырех: две пунктуационные и две орфографические, либо одна такая и три таких

Не важно как они будут варьироваться,
главное для отметки «хорошо» — не допустить больше четырех ошибок во всей работе в целом.. «Удовлетворительно» (3):

«Удовлетворительно» (3):

  • значительное отклонение от заданной темы;
  • нарушение логичности изложения в некоторых абзацах текста;

  • стиль написания затрагивает только отдельные аспекты текста;
  • текст написан однообразной, скучной речью, далеко не отличающейся выразительностью;
  • разрешено допустить не более восьми грамматических ошибок и четыре-пять недочетов.

«Плохо» (2):

  • полное несоответствие заданной теме сочинения;
  • отсутствие логичности изложения;
  • несоблюдения стиля написания;
  • текст написан однообразной и бедной речью, с употреблением коротких, простых предложений;
  • множество пунктуационных и орфографических ошибок.

Теперь становится понятно, что нужно сделать, чтобы получить желаемую оценку.

Оценивание изложения

Это задание является творческим и проверяет умение выпускников понимать и передавать своими словами содержание прослушанного два раза текста. Текст представляет собой аудиозапись продолжительностью около двух минут. Количество слов в исходном тексте обычно составляет  около 150 слов с предлогами и союзами. В основном тексты представлены рассуждением на морально-нравственную тему и могут перекликаться по тематике с заданием 9.3 (сочинением). Темп чтения не быстрый, диктор говорит громко и разборчиво. Благодаря этому его содержание запомнить не так сложно

Главное, на что нужно обратить внимание перед прослушиванием, это общий смысл текста, его тема. Предлагаем рассмотреть критерии оценки 1 задания

Критерий Баллы (максимум)
Содержание полученного при изложении текста В вашем изложении должен быть передан основной смысл исходного текста. Писать нужно своими словами, не пытайтесь запомнить конкретные фразы из аудиозаписи. Ваша задача – передать суть прослушанного. 2
Применение сжатия при написании изложения Под сжатием подразумевается исключение ненужных подробностей, упрощение слишком объемных синтаксических конструкций и обобщение подробностей. В работе можно использовать как один способ, так и три. При этом упрощение, обобщение или исключение должно присутствовать в каждом абзаце работы (их всегда три). 3
Смысловое оформление работы То, что вы услышите и успеете записать на черновик, нужно собрать в логически правильный и понятный текст. При этом нужно правильно разделить свое творение на абзацы. Обычно между абзацами диктор делает более длительные паузы. При первом прослушивании их нужно определить и дальше уже строить свой текст на основе такого деления. 2
ИТОГО   7

Общий оценочный балл

Эксперты выставляют суммарный балл за весь экзамен, складывая оценки за выполнение заданий тестовой (это первые 26 вопросов) и творческой частей работы (это № 27 – сочинение).

1 балл выпускник получит за каждое выполненное задание с 1 по 7, с 9 по 15 и с 17 по 25. В остальном баллы распределяются следующим образом: за задание № 16 максимально 2 балла, за № 8 – 5, за № 26 – 4, а за 27-е (так обозначается сочинение во второй части экзаменационной работы) максимальный балл выставляется по отдельным критериям, и в сумме может составить 24.

Схематично распределение баллов выглядит так.

Задание Максимальный балл
1–7; 9–15 и 17–25 по 1 баллу за каждое
8 до 5
16 до 2
26 до 4
27 24
Итого: 58

Всего выпускник может набрать 58 первичных баллов (в переводе на тестовые – это максимальные 100).

Оценивание грамотности

Грамотность является важным и во многом решающим критерием при проверке работы

Если вы претендуете на высокий балл, обязательно уделите внимание правилам грамматики и речевому оформлению работы. Критерии оценки грамотности выглядят так:

Критерий Требования Баллы (максимум)
Орфографическое оформление По всем критериям максимальный балл выставляется при отсутствии каких-либо ошибок. В критериях 1 и 3 допускается один негрубый недочет, в критериях 2 и 4 позволительно ошибиться два раза. 2
Пунктуационное оформление 2
Грамматическое оформление 2
Речевое оформление 2
Фактическое содержание 2
ИТОГО 10

Новый критерий в задании № 27

Что изменилось

За сочинение сейчас можно получить до 25 первичных баллов. Максимальное количество баллов за содержательную часть дадут при условии выполнения всех требований:

  • в комментарий включены два примера-иллюстрации из прочитанного текста — 2 балла;
  • каждый пример сопровождается пояснениями — 2 балла;
  • указана смысловая связь между примерами — 1 балл;
  • за анализ смысловой связи (новое требование) — 1 балл.


Пример формулировки задания № 27 из демоварианта ЕГЭ на сайте ФИПИ

Указанная смысловая связь и её анализ не будут засчитаны, если не засчитывается хотя бы один из примеров. Такое может быть из-за фактической ошибки или в случае, когда пример не соответствует сформулированной проблеме.

Если выпускник пишет: «Эти примеры противопоставлены друг другу», — это указание смысловой связи. Теперь необходимо проанализировать и пояснить, с какой целью автор приводит примеры, к какой мысли читатель должен прийти на основе этого противопоставления. Например, в тексте противопоставлено поведение двух героев в экстремальной ситуации: один стремится выполнить свой долг до конца, другой думает только о своих интересах, о личной выгоде. Таким образом, автор показывает, что люди могут вести себя совершенно по-разному в одних и тех же обстоятельствах. Это и будет анализ смысловой связи.

Как научиться анализировать смысловую связь

Определение смысловой связи хорошо знакомо выпускникам. Вспомните, как строится сложноподчинённое предложение в русском языке. Есть придаточное причины, цели, следствия — всё это мы можем увидеть и в связи примеров. В бессоюзном сложном предложении вторая часть либо поясняет первую, либо является следствием, либо части противопоставлены. Аналогичным образом можно определить отношения между примерами в комментарии.

Критерии оценивания итогового сочинения

Критерий 1: соответствие теме.

В рамках каждого из пяти направлений формулируется тема. Она может звучать в форме вопроса, утверждения или цитаты. При выполнении работы необходимо четко придерживаться указанной темы. Например, если тема сочинения «Добрыми рождаются или становятся?», нужно писать именно об истоках доброты в душе человека. Если в сочинении будет идти речь только о том, что такое доброта и кто из литературных героев был добрым, то по первому критерию автор сочинения получит незачет.

Критерий 2: аргументация.

Итоговое сочинение представляет собой рассуждение, обязательными составляющими которого являются тезис, аргументы и вывод. Сформулированный в первом абзаце тезис, основанный на предложенной теме, должен быть подтвержден аргументами из литературных произведений. При этом произведение должно стать опорой для рассуждения, а не просто приведением факта из жизни героев. Также особую роль играет фактическая точность изложения. Если содержание произведения искажено, то обучающийся потеряет балл по данному критерию. Количество аргументов строго не регламентировано: можно привести одни, а можно и два. Для доказательства сформулированного тезиса можно использовать два примера из одного произведения, или же два примера из разных произведений. При оценивании это не играет роли. Главное — соответствие примеров содержанию работы.Первый и второй критерии являются основными. Незачет хотя бы по одному из них приведет к незачету за работу в целом. Зачет будет в том случае, если школьник набрал минимум три балла. Чтобы работа была принята, нужно набрать два балла по первым двум критериям и хотя бы один балл по следующим трем.

Критерий 3: композиция.

Как уже говорилось, итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение. При построении работы обязательно нужно учитывать все структурные элементы текста типа рассуждения (тезис — аргументы — вывод) и логическую связь между ними. Здесь учитывается и правильное деление текста на абзацы, и связь между предложениями, и правильное построение причинно-следственных отношений, логическое завершение текста сочинения, правильное употребление вопросно-ответной формы и др. Грубые логические ошибки или отсутствие тезисно-доказательной части приводят к потере балла по данному критерию.

Критерий 4: качество речи.

При проверке работы по данному критерию учитывается качество речи обучающихся: точность и ясность в формулировании мыслей, умение грамматически правильно строить предложения, достаточно богатый словарный запас, отсутствие в речи штампованных выражений. Присутствие в работе незначительных речевых ошибок допускается, однако они не должны затруднять понимание текста.

Критерий 5: грамотность.

В подсчет идут речевые ошибки, грамматические, орфографические и пунктуационные. Данный критерий вызывает трудности у большинства школьников, т. к. далеко не каждый школьник может запомнить все правила орфографии и пунктуации. Но это не значит, что можно сразу отчаиваться и проститься с баллом по этому критерию. Требования не слишком жесткие: на 100 слов допускается 5 ошибок в сумме. Если объем сочинения составляет 350 слов, то количество возможных ошибок больше — 17 в сумме. Соответственно, если слов меньше, то и ошибок должно быть меньше.

Таким образом, чтобы получить зачет за итоговое сочинение, необходимо:— соблюдать количество слов;— писать самостоятельно;— не отвлекаться от заданной темы;— привести хотя бы одни пример из литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector