Кто такой музыкальный продюсер и сколько он зарабатывает
Содержание:
- Зарплата продюсера сегодня и в будущем
- Чем занимается продюсер
- Придумать шоу, чтобы путешествовать
- Видео
- «Если я слушаю Slipknot, а аудитория, с которой я работаю, — Ольгу Бузову, то я не буду навязывать песни в стиле Slipknot»
- Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?
- Где его найти
- Резюмируем
- Продюсер – кто это?
- Как найти историю для программы
- Сколько зарабатывает продюсер
- «Чтобы артиста запомнили, а музыка выстрелила, ему нужно торговать лицом»
- Фанаты путешествий
- Плюсы и минусы профессии продюсер
- «Самое главное — это героини»
- Игорь Крутой
- «Господдержка кинематографа требует изменений»
- Начало карьеры
- Где работает продюсер?
- Своя продакшен-студия
- Где и как учат продюсированию?
Зарплата продюсера сегодня и в будущем
Доходы продюсеров считаются одними из самых высоких. Уровень оплаты труда на начальном этапе колеблется в среднем от 50 тыс. до 150 тыс. рублей. Но все зависит от региона, должности и опыта работника.
Так, ассистент продюсера может зарабатывать от 40 тыс. до 80 тыс. рублей. А генеральный продюсер небольшого телеканала получает в 10 раз больше. И это не самый высокий показатель зарплаты для такой должности.
При чем уровень заработной платы таких специалистов растет быстрее, чем во многих других сферах. Поэтому можно утверждать, что и в будущем профессия «продюсер» будут фигурировать в списках самых высокооплачиваемых.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
Чем занимается продюсер
Восемь лет назад у меня не было четкого представления, кто такой продюсер. Расселение людей, покупка билетов, поиск локаций, обсуждение и придумывание, работа редактора, режиссера — все было на мне, я даже снимала как оператор!
Первые годы я не понимала, как можно спать, когда твоя группа летит на другой континент. Когда я забеременела и не летала с группой, они должны были отзвониться мне, что приземлились, заселились, и только потом я ложилась спокойно спать, иногда в четыре утра.
Сначала нам было сложно. Вся команда, даже ведущие Алан и Жанна (Бадоевы. — Прим. ред.), почти не выезжала за границу до «Решки». И тут сразу же Америка. Я заполняла сама каждую декларацию, все эти визы, бумажки… Каждый раз в аэропорту я испытывала дикий ужас, что мы опоздаем на стыковочный рейс. Я боялась, что всех растеряю. Потому что куда все идут первым делом? Правильно, в дьюти-фри: кто-то духи нюхает, кто-то алкоголь покупает, кто-то — игрушки. Приходилось буквально ходить за руки.
Жанна вообще не могла ориентироваться в аэропортах, она выходила из самолета и не понимала, куда ей нужно двигаться, где эти гейты. А если еще и в другой терминал — все, беда. Я думала: главное — не потерять Жанну! Прямо как курица-наседка следила. Хотя я сама ничего не знала, но была так сосредоточена, мне настолько было страшно, что варианта не разобраться просто не было. Я знала: если что, я огребу.
Придумать шоу, чтобы путешествовать
После института культуры я занималась всевозможным видеопроизводством — от съемок свадеб и корпоративов до клипов и малобюджетных реклам. Мотались по заработкам, искали, где бы пробиться. Потом мы познакомились с Нателлой Крапивиной (украинский продюсер, клипмейкер и режиссер, одна из создателей телевизионного проекта «Орел и решка» и продакшен-студии TeenSpirit. — Прим. ред.), которая произнесла судьбоносные слова: «Ребята, придумайте телепрограмму, хочу попробовать сделать свое шоу».
Мы, четверо друзей, сели и написали пять идей, среди которых в четырех предложениях была описана идея «Орла и решки». Тогда она имела рабочее название «Богач-бедняк». Все наши идеи были связаны с путешествиями, потому что мы хотели все вместе кататься по миру, а денег, конечно же, не было. А тут можно будет и работать, и путешествовать — вообще кайф.
Нателла сразу выбрала идею «Богач-бедняк», и мы начали ее разрабатывать. Первый сценарий мы писали месяца три (сейчас за три месяца мы выдаем 9–12 готовых программ), пилот снимали в Барселоне, монтировали его еще два месяца.
Видео
ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА
Продюсеры: Михаил Курбатов, Анна Курбатова, Сергей ОрловРежиссёр: Анна Курбатова Сценарий: Анна Курбатова, Анна Соболевская В ролях: Олег Чугунов, Маргарита Дьяченкова, Влас Кропалов, Елизавета Медведева, Кирилл Кяро, Нонна Гришаева, Ксения Теплова, Александр Нестеров
16-летний Ваня после ссоры с отцом вместо Испании едет в деревню к своей тете Наде и ее маленькой дочке Ане. Там живут его друзья детства — Маша и Кирилл, которых Ваня видел последний раз 4 года назад. После того как Ваня случайно топит свой телефон, ребята решают отказаться на все лето от гаджетов и интернета и придумывают себе интересные занятия и приключения. Мир предстает в новом свете. А Ваня понимает, что влюблен в Машу, как и Кирилл… Друзья встанут перед выбором — соперничать или дружить.
https://youtube.com/watch?v=yf5EoOzM5jg
ОБЩАГА
Продюсеры: Артем Васильев, Игорь МишинРежиссёр: Роман Васьянов Сценарий: Роман Васьянов, Екатерина Богомолова, Павел Селуков В ролях: Геннадий Вырыпаев, Ирина Старшенбаум, Марина Васильева, Никита Ефремов, Илья Маланин, Алена Михайлова, Юлия Ауг, Анна Левит, Сергей Троев, Александр Кудренко
1984 год, Свердловск. Жизнь студенческой общаги течет своим чередом. Ее обитатели, герои фильма,первокурсник Забела, спекулянт Игорь, поэт Иван и местные нимфы Нелли и Света лавируют между внутренней свободой и укладом общаги, деля горе и радости на всех.
Внезапно с одна из студенток кончает жизнь самоубийством. Забелу и его друзей обвиняют в том, что они оставили открытой дверь на крышу, с которой сбросилась девушка. Общага становится моделью мира в миниатюре, со всем диапазоном человеческих страстей, подвигов, стремлений к добродетели и падений, любовью, дружбой и предательством.
ЛЕТЧИК
Продюсеры: Дмитрий Пристансков, Влад Ряшин, Григорий Подземельный Режиссёр: Ренат Давлетьяров Сценарий: Алексей Тимошкин, Сергей Ашкенази, Ренат Давлетьяров Композиторы: Павел Коваленко, Роман Волознев В ролях: Пётр Фёдоров, Анна Пескова, Павел Осадчий, Максим Емельянов, Алексей Барабаш, Елена Дробышева, Евгений Михеев, Гела Месхи, Роман Книжка, Марчин Стец
Декабрь 1941 года. Летчик Николай Комлев успешно выполняет приказ и уничтожает немецкую танковую колонну, движущуюся к Москве. Но самолет Комлева подбит вражескими истребителями, и летчик чудом сажает свой ИЛ-2 на глухую лесную поляну. Кажется, самое страшное позади — он выжил в воздушном бою. Однако испытания только начинаются: раненому Комлеву предстоит проделать немыслимый путь, превозмогая мороз, боль и голод, спасаясь от волков и спецотряда нацистов, чья задача — найти его во что бы то ни стало. Летчика ведут воля к жизни, мужество и, конечно, любовь. Дома его ждет Ольга, именно ее образ согревает его в стужу и помогает двигаться вперед, к спасению. У него лишь один шанс выжить, чтобы вернуться к любимой, снова подняться в небо и победить.
«Если я слушаю Slipknot, а аудитория, с которой я работаю, — Ольгу Бузову, то я не буду навязывать песни в стиле Slipknot»
— Недавно ты окончил курс «Продюсер музыкальных проектов» в Skillbox. Как тебе учёба?
— Благодаря сильному маркетинговому бэкграунду и общению с артистами в студии, учиться мне было легко. Будь я без опыта, наверное, было бы сложно с домашками. Из плюсов — на курсе крутые спикеры из индустрии, они дают много практических знаний. Мне, например, были очень полезны уроки по музыкальному менеджменту, управлению и маркетингу.
— И ты уже продюсируешь музыку сам?
— Да. Я работаю менеджером рэп-исполнителя TRUЕтня. Занимаюсь многим: знакомлюсь с пиарщиками и концертными менеджерами, которые могут помочь в промоушене, с лейблами, музыкальными дистрибьюторами. Налаживаю с ними связи для того, чтобы заключать контракты. Также организую съёмки клипов, сниппетов и занимаюсь рекламой в соцсетях.
Рэп-исполнитель TRUЕтень. Фото: официальная страница TRUЕтня в Instagram
— Помнишь своё первое впечатление от знакомства с TRUЕтнем? Почему ты захотел работать именно с ним?
— Раньше я слышал про TRUЕтня, но не слушал его музыку — песни про тюремную романтику моей душе неформала совсем не откликались. Но потом, когда я узнал историю его жизни, понял, что мы с ним близки по духу, несмотря на разный жизненный опыт. Он очень талантливый поэт, просто он выбрал для себя именно такой жанр.
Прежде чем согласиться поработать с TRUЕтнем, я оценил его как маркетолог. Увидел, что песни этого музыканта — массовый продукт. И подумал, что, если у нас в стране любят его песни, значит, у меня есть шанс поработать с большим и значимым проектом.
— Есть планы по развитию его бренда?
— Вместе мы планируем перерождение TRUЕтня в новом качестве: артист постепенно переходит от хип-хоп-шансона в сторону эстрадной, широкоформатной музыки. Мне это нравится: за такое его творчество я могу топить как менеджер и маркетолог, хотя ещё лет пять назад отказался бы это делать по идеологическим соображениям 😉
— То есть музыкальные предпочтения в работе тебе не мешают?
Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?
Музыкальный продюсер — это совершенно незаменимый человек в процессе успешного продвижения карьеры артиста. В его полномочия входит контроль над определением индивидуального стиля и разработкой уникального имиджа исполнителя, а также конструктивный отбор стихов и музыкальных аранжировок. Кроме этого, продюсер руководит общим процессом записи музакального материала, а также определяет общие тенденции развития конкретного проекта. Данный процесс в разговорной речи называется «раскручиванием публичного образа». Помимо контроля над написанием и записью песен, в обязанности продюсера также может входить съемка новых видеоклипов и организация концертов. Артист — это творческая личность, остро нуждающаяся в администрировании, однако эта зависимость взаимна потому, что продюсера без артиста тоже не бывает.
Существует множество способов поиска музыкального продюсера, это могут быть личные связи с активными деятелями шоу-бизнеса, интернет и различные средства массовой информации. Сегодня можно выделить четыре основных способа поиска продюсера:
1. Лейблы.
В настоящее время профессиональным продвижением творческих проектов занимаются различные продюсерские центры (лейблы), для поиска которых можно воспользоваться рекомендациями знакомых или, попросту набрать необходимый запрос в любом поисковике. В данном случае интересы компании представляют несколько человек, заинтересованных в продвижении артиста.
2. Специализированные продюсеры-одиночки.
Чаще всего такие профессионалы сами ищут себе музыкантов, поэтому для того, чтобы привлечь их внимание, следует разместить свои объявления во всех доступных источниках массовой информации: печатных изданиях, радиовещании, интернете и телевидении. 3
Широко известные продюсеры
3. Широко известные продюсеры.
К популярным продюсерам следует обращаться напрямую. Как правило, они всегда заинтересованы в новых идеях и неизбалованных большими деньгами талантливых музыкантах. Контактные данные таких продюсеров и ссылки на их сайты можно безо всяких проблем найти в интернете.
4. Участие в различных шоу.
Многие современные артисты успешно позиционируют свои возможности при помощи участия в различных проектах, таких как «Фактор, А», «Народный артист», «Фабрика Звезд» и «Новая волна». Такой способ донесения своего искусства до аудитории является очень эффективным, как правило, по-настоящему одаренные исполнители после первых же своих выступлений находят продюсеров. Российской публике хорошо известны такие талантливые победители и участники из телевизионного проекта «Фабрика Звезд», как Стас Пьеха, Полина Гагарина, Виктория Дайнеко, Дмитрий Колдун, группа «Корни» и многие другие.
Где его найти
Артемка хочет стать известным и знаменитым, но как ему это сделать? Где искать продюсера? Вариантов тут сразу несколько.
Во-первых, последнее время таланты особенно популяризируются через шоу, вроде «Голос» и им подобные. Так вот, тот самый продюсер может ждать Артема в зале, либо входить в состав жюри. И если парень впечатлит продюсера, его ждет встречное предложение.
Во-вторых, по всей стране разбросаны продюсерские-центры, где руководство обещает сделать звезду практически из каждого мало-мальски талантливого певца или музыканта. Разумеется, не бесплатно, да и не всегда с результатом в 100%.
Наконец, если вы уверены в собственных силах, приготовьтесь к самостоятельному штурму интересующего вас продюсера, который уже несколько лет ведет один из ваших любимых коллективов. Подготовьте диск с записями и вперед на осаду крепости. Настырность – главное достоинство в шоу-бизнесе.
По дороге в продюсерский центр нужно морально зарядиться решительностью от Lossless-музыки. Рецепт «коктейля для штурма» прост: загружаете треки в плеер FiiO X3 III, подключаете наушники к балансному порту, классическому «джеку» или спариваете по Bluetooth, и наслаждаетесь неповторимым звучанием.
В FiiO X3 II используются сдвоенные чипы PCM5242, прекрасно показавшие себя в соотношении уровня сигнала/шума. Музыкальных искажений эта модель попросту не допускает.
О «неофициальных» способах выхода на продюсеров мы рассказывать не будем. В конце концов, продюсер – это такой же человек и у него есть свои слабости.
Резюмируем
Саунд-продюсер помогает создать и упаковать музыкальный материал:
работает с артистом, помогает ему поймать настроение песни, заряжает группу на работу, убирает ненужное, находит подходящие звуки, экспериментирует с вокалом и музыкальными инструментами, подбирает сессионных музыкантов.
Хороший саунд-продюсер не угождает инвестору или музыканту. Его задача – сделать песню или альбом хитовым, потому что в шоу-бизнесе музыка – это актив, который должен приносить деньги всем участникам проекта.
Именно поэтому важно найти своего саунд-продюсера, наладить с ним контакт, и если уже приглашать его в проект с конкретной целью – сделать коммерчески успешный альбом / песню – следует довериться ему на 100%, и не мешать работать (читай: не сбивать его вдохновение своими комментариями и видением). Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров
Есть такая легенда: в середине 90-х годов Стинг отдал свой альбом на сведение и мастеринг команде звукорежиссёров.
Когда пост-обработка была закончена, Стингу решительно не понравился результат.
Хотя саунд-продюсер настаивал на том, что ничего менять не нужно, потому что всё звучит отлично, Стинг был непреклонным. Тогда саунд-продюсер вместе со звукорежиссёром сохранили свои настройки, и пересвели так, как хотел Стинг.
Как только артист утвердил “Стинговоское сведение”, материал отправили на мастеринг (финальная стадия пост-обработки песни).
Только звукорежиссёр в итоге отправил свою первоначальную версию, в которой был уверен он и саунд-продюсер.
Как результат: альбом занял первые места в хит-парадах, получил Грэмми, в том числе за лучшую звукорежиссуру и саунд-продюсирование года.
Такие дела.
Продюсер – кто это?
Термин продюсер пришел к нам из английского языка от слова produce, то есть производить. Уже, исходя из точного перевода.ю можно сделать выводы, что значит продюсер, так, называют производителя или изготовителя. Если быть точнее, то продюсером именуется специалист, принимающий непосредственное участие в создании творческого проекта. Он отвечает за его коммерческий успех, регулируя финансовые, творческие, административные, юридические и другие аспекты деятельности.
Профессия считается молодой:
- Зародилась она в начале XX века в Голливуде в процессе развития американской киноиндустрии. С 1910 г. начались активные съемки фильмов, для которых требовались талантливые организаторы, способные взять на себя роль лидеров и обустроить творческий процесс так, чтобы в итоге он имел финансовый успех.
- В СССР киноиндустрия была государственной сферой, поэтому главным считался директор кинокартины. Лишь в 1990 г. в фильме А.Разумовского «Мордашка» в титрах официально появилась эта должность. С тех пор продюсеры стали активно применять свои таланты не только в кино, но и других сферах искусства.
Как найти историю для программы
Я искала истории повсюду: через социальные сети, газеты, по своим знакомым. Я все время с кем-то общалась. Иногда герои приходили к нам с основной историей, а я вытаскивала еще одну. Или общалась с друзьями героев после съемок и привлекала их.
В редакторской профессии главное — уметь слушать других людей. Случайно брошенная фраза может вывести тебя на историю. Ну и анкеты: в день приходило до 200 заявок, из них мы обычно отбирали только пять. Потом герои приходили к нам в «Останкино», мы собеседовали их по два с половиной часа, выясняли интимные подробности из жизни, обсуждали очень деликатные вещи. На проработку одной истории у нас было две недели. Перед съемкой редакторы звонили героям дать советы, проконсультировать. А герои говорили: «Мы все знаем, нам Таня уже сказала».
Многие из моих героинь, если я советовала развестись, разводились, если говорила, что нужно сойтись, — сходились. Мы со многими до сих пор общаемся и дружим. Они так доверяли мне, потому что я все пропускаю через себя. Говорят, что это непрофессионально, ты можешь быстро опустошиться. Но поскольку я не совсем из этой профессии, у меня такого нет. Для меня каждый герой — это кусок моей жизни.
Сколько зарабатывает продюсер
Именно этот вопрос волнует практически любого музыканта. Гонорар продюсера напрямую зависит от ряда факторов:
— опыта и авторитетности в музыкальной индустрии — чем известнее продюсер, тем дороже будут стоить его услуги;
— успешности музыкального коллектива: количества концертов, позициях в чартах, продаж альбомов;
— его собственного умения «быть в тренде» – продюсер должен чувствовать, что сегодня слушает большинство и что, в прямом смысле слова, будет продаваться.
Продюсер, который зарабатывает хорошо, просто обязан слушать музыку в первозданном виде. Новая реинкарнация плеера FiiO X5 III — это выбор тех, кто понимает, что значит по-настоящему качественный звук. Впрочем, скорее это не плеер, а настоящий музыкальный компьютер с ОС Android на борту.
Производитель предусмотрел два слота под microSD карты, встроил Wi-Fi модуль и добавил сразу три аудиопорта: балансный, «миниджк» и коаксильный, комбинированный с линейным. В качестве ЦАП используются два независимых чипа AK4490.
Еще одна фишка модели — возможность использования в качестве USB-ЦАП. Ни один конкурент на такое не способен.
Назвать диапазон финансового вознаграждения продюсера практически невозможно. Молодой, но талантливый продюсер может за несколько месяцев поднять начинающего музыканта на пик популярности (будем реалистами: если дадут акулы шоу-бизнеса), взяв за это символическую сумму.
В тоже время популярный и авторитетный продюсер может полностью похоронить начинающую звезду, получив за это внушительное денежное поощрение.
«Чтобы артиста запомнили, а музыка выстрелила, ему нужно торговать лицом»
— Как ты, кстати, вышел на TRUЕтня?
— Я познакомился с инвестором TRUЕтня в учебном чате Skillbox. Такие чаты, кстати, — доступный способ завести полезные знакомства. А с помощью связей можно круто стартануть в музбизнесе.
На вопросы инвестора по рекламе сразу отвечал цифрами — как бывший маркетолог, я привык с ними работать. Инвестор заинтересовался мной и сказал, что мало кто из претендующих на должность менеджера говорит о рекламе что-то дельное.
— То есть рецепт твоего успеха — это сухая конкретика?
— Да, можно так сказать. Я не строю долгоиграющих стратегий с размытыми результатами. Нельзя планировать что-то пространное и несерьёзное вроде «мой артист будет делать успешную поп-музыку, и через два года его позовут на программу „Вечерний Ургант“»
Мне важно ставить более реальные цели. Например, через месяц выпустить сингл, потратить на него столько-то денег, снять короткое музыкальное видео, прорекламировать это видео за такую-то сумму, получить определённые цифры с рекламы и так далее
Именно таким образом я строю дорожную карту сотрудничества с артистом.
По словам Данила, перевёрнутая надпись «Делай больше музла» на его толстовке — это мотивация, которую он получает каждый раз, когда смотрится в зеркало. Фото: личный архив Данила
— А работать с цифрами не надоедает?
— Наоборот! Я люблю обрабатывать большие цифры. Для меня это кайф — считать миллионы показов рекламного объявления и выводить из этих цифр эффективность, применять коэффициенты. Мне просто нравится достигать цели и чувствовать от этого удовлетворение.
— В чём, на твой взгляд, разница между маркетингом вообще и маркетингом в музыке?
— Разница в финансовом результате. В интернет-маркетинге всегда есть чёткая корреляция между суммой денег, которую ты вкладываешь в продукт, и деньгами, которые ты зарабатываешь с его продажи. В музыкальном бизнесе такого, к сожалению, нет — например, гонорар, который просит артист у менеджера, часто берётся с потолка.
— А ещё? Может быть, какие-то заблуждения музыкантов насчёт музыкального бизнеса?
— Самое непонятное заблуждение, на мой взгляд, — артисты не хотят быть «клоунами в соцсетях». Им не нравится выставлять свою жизнь напоказ, они не развивают свой бренд. И в итоге теряют веру в то, что станут известными.
Когда я был музыкантом, думал точно так же: «Я делаю классную музыку, ребята на концертах кайфуют. Значит, моя роль как исполнителя и аранжировщика полностью выполнена». Но это не так!
Чтобы артиста запомнили, а его музыка выстрелила, ему нужно, грубо говоря, торговать лицом. А музыкальный продюсер может в этом помочь.
— Видимо, без советов продюсеров музыкантам жить трудновато…
Фанаты путешествий
Когда я вижу, что после 20–30 программ ведущим скучно, меня это доводит до белого каления. Потому что я тут уже восемь лет, и мне все еще интересно! Когда я выпала во время беременности и декретного отпуска, то на стену лезла — у меня был самолетный зуд. Мне так хотелось лететь уже скорее, уже откормить и лететь.
Из всех стран, где мы были, адом для меня были Гондурас — Тегусигальпа и Бангладеш — Дакка. Такого загрязнения окружающей среды, как в Дакке, я не видела нигде. Почти у всех жителей тела в язвах. Там вообще белых нет, никакой нормальный белый турист туда не ездит. Все белые работники посольства живут в резервации. А мы прем в город! И все жители хотели нас потрогать, сфотографироваться. Они очень добродушные, и ты не можешь им отказать. Но их так много, и нам было так страшно заразиться… Рай для меня — это тихоокеанские острова, Карибы, Мальдивы. Я больше люблю островную жизнь, как в рекламе «райское наслаждение», чем мегаполисы. Самое прекрасное место — это Бора-Бора. Добираться туда нереально дорого и долго, мы попали туда в «Кругосветке» (12-й сезон программы. — Прим. ред.). Но там просто рай, такой, каким я его себе и представляла. Еще я увлеклась дайвингом. Раньше я боялась прыгнуть в открытую воду, а потом как попробовала — все, обожаю подводный мир. Да, «Морской сезон» — один из самых любимых! А еще я люблю Мексику.
Плюсы и минусы профессии продюсер
Как и любая другая специальность, работа продюсером имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести:
- Возможность устроиться на работу в крупный медийный холдинг или начать свое дело по поиску и раскручиванию успешных проектов.
- Перспективы собственной реализации.
- Широкий круг общения с людьми самых разных профессий.
- Интересный и творческих характер работы.
Из минусов можно выделить:
- Ненормированный рабочий график, особенно если человек занимается работой над собственным проектом.
- Отсутствие гарантированной прибыли при проектной деятельности, которая во многом зависит от талантов самого специалиста.
- Высокий уровень конкуренции на современном медийном пространстве сферы искусства.
«Самое главное — это героини»
Перед запуском сезона мы вместе с «Пятницей!» придумываем концепцию, параллельно пишем сценарий и проводим кастинги. Но когда мы понимаем, какие девочки к нам пришли, мы переписываем все, что написали до этого. Обычно приходится переделывать и концепцию, и сценарий, потому что самое главное — это героини. Когда мы запускали третий сезон, мы не думали, что у нас будут такие девушки — обозленные, дерзкие, с судимостями… Поэтому идея назвать сезон лютым пришла уже после кастингов.
Отбор героинь — самый сложный процесс. Ему мы уделяем максимальное количество времени. Вплоть до старта съемок мы продолжаем кастинги в надежде, что найдем еще один бриллиант, который украсит наше шоу.
Как мы их выбираем? У нас есть огромный опыт работы на телевидении, интуиция и вкус. Иногда достаточно минуты общения с девочкой, чтобы понять, что это наша героиня. Но иногда с психологом нужно потратить и два часа, чтобы раскрыть героиню, почувствовать, насколько она готова к изменениям, говорит ли она нам правду. Многие девочки приходят, придумывая себе невероятные истории, но нам такие не нужны. Мы всегда ищем искренних героев.
Игорь Крутой
Народный артист Украины и России родился в самой обычной советской рабочей семье: отец работал на заводе, мать – в лаборатории. Душа Игоря с детства лежала к музыке, поэтому никто особенно не удивился тому, что мальчик самостоятельно освоил игру на баяне, чтобы выступать в школьном ансамбле.
Позже, уже во время учебы в институте имени Белинского, он познакомился с Александром Серовым, который быстро распознал в нем талант поэта и композитора. Серов – один из первых, кому Крутой начал писать песни, и именно он его прославил, замечательно исполнив песню «Мадонна» (на стихи Риммы Казаковой) в 1987 году. В том же году вышел первый альбом – «Признание», в который вошло 4 композиции за авторством Игоря.
«Господдержка кинематографа требует изменений»
— Вы были создателем и первым президентом Гильдии продюсеров России. Чего хотели вы и другие деятели кино, работавшие в этой сфере, объединяясь в профессиональное сообщество?
— Думаю, для ясности стоит сначала сравнить пути создания аудиовизуальной продукции в СССР и России. В Советском Союзе было 16 студий, снимающих художественные фильмы. В их состав входили творческие объединения. В каждом формировался годовой тематический план производства, который затем изучался на худсовете объединения или всей студии и направлялся в главную редакцию студии, а также ее директору. Оттуда одобренный план попадал на утверждение в Министерство культуры СССР.
После этого формировались съемочные группы, согласовывались сценарии. Худсовет объединения рассматривал пробы актеров, а худсовет студии — уже утверждал их на роли. По завершении фильма режиссер показывал его худсовету объединения и ждал оценку, причем нередко замечания составляли несколько страниц. Далее фильм отсматривался худсоветом студии и, если он всех устраивал, посылался в Министерство культуры. И только после получения одобрения в этом ведомстве картина сдавалась в Главкинопрокат.
— Сейчас процесс проще?
— Он завязан на продюсере. Сейчас продюсер (или руководитель студии) принимает решение о создании фильма, приглашает сценариста и заказывает ему сценарий. Это первый вариант. Второй — когда сценарист, иногда вместе с режиссером, сам предлагает продюсеру заявку или готовый сценарий. Далее продюсер ищет финансирование: подаются заявки в Министерство культуры или Фонд кино, а возможно — частным инвесторам или в банки.
Будем стараться
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Получив средства, продюсер запускает ленту в производство, а потом осуществляет контроль на всех этапах — от формирования состава съемочной группы до утверждения готового фильма. Прокатное удостоверение выдает Минкультуры. Затем продюсер договаривается с прокатчиком.
Когда я объединял коллег в Гильдию продюсеров России, то первое, что нам всем требовалось в тот момент, — разработать соответствующие действующему законодательству договоры со всеми участниками кинопроцесса.
— При создании гильдии вы ратовали за «справедливость, законность и мораль во имя искусства». Получилось ли соответствовать?
— Здесь всё зависит от образованности и профессионализма каждого конкретного продюсера.
Владимир Досталь
— Выражение «продюсерское кино» зачастую имеет негативный оттенок. И дискредитируют профессию те люди, которые называют себя продюсерами, но при этом не понимают, по каким законам существует кино. Вас это не смущает?
— Смущает. Но пока им дают деньги, да еще и без обязательств возврата, ситуацию не исправить. Вообще государственная финансовая поддержка кинематографа требует изменений. Поддерживать надо кинообразование, первые фильмы выпускников профильных вузов, картины для детей и юношества, строительство кинотеатров — в том числе мобильных, на 100–150 мест. В СССР было 40 тыс. киноустановок, а сейчас — 4,4 тыс. Продюсерам же пора учиться снимать не на государственные, а на заработанные или кредитные деньги. Тем более что таких возможностей благодаря интернету становится всё больше.
— А есть ли профессионал, которого вы бы назвали идеальным продюсером?
— Был такой продюсер Дино Де Лаурентис. Его фильмография говорит сама за себя: «Синий бархат», «Регтайм», «Кинг-Конг», «Ганнибал» и другие. Мне довелось поработать с ним над несколькими фильмами. Однажды у него в кабинете я увидел шкаф, заставленный двумя сотнями папок. Спросил: «Что это?» Он ответил: «Это киносценарии, которые я еще не снял». В этой фразе — весь Дино.
Начало карьеры
Во время учебы я была на практике и в газете, и в новостях. Тогда я поняла, что мне ближе телевидение, но не новости, а развлекательные проекты. На последних курсах института я уже работала редактором, снимала для утренней программы рубрику со звездами.
После окончания института я познакомилась с руководителем крупного продакшена Алексеем Гончаренко и начала с ним сотрудничать. Сначала я параллельно работала редактором в ток-шоу и кулинарной передаче, мы снимали новогодние огоньки. Спустя два года Алексей позвонил мне и сказал: «Есть одно замечательное шоу, оно идет во всем мире. Надо запустить его на Украине, а ну-ка посмотри!» Он вручил мне восемь дисков, и после этого я сутки не спала — смотрела «Танцы со звездами». В 12 лет я занималась бальными танцами и тут увидела это шоу. На следующий день я сказала Леше: «Это будет бомба! Мы будем делать». Это был мой первый телевизионный продюсерский опыт, первое прямоэфирное шоу, самое успешное на Украине — на финале доля смотрящих была 54 %! Мне было тогда 25, и я так успешно стартанула.
Где работает продюсер?
Разобравшись с тем, кто такой продюсер, не все абитуриенты понимают, где они смогут работать после окончания выбранного факультета. Сегодня должность «продюсер» существует:
- в киностудиях и на киноконцернах, занимающихся производством кинолент;
- на телестудиях и радиостанциях;
- в театральных заведениях, цирках;
- специализированных продюсерских центрах.
Активно развивается с конца прошлого столетия и особый бизнес – продюсер творческих личностей, будь то музыканты, певцы или танцовщики. Такой человек «раскручивает» своего подопечного, создавая ему известность и популярность. Вкладывает время, силы и средства в то, чтобы новоиспеченный артист стал популярной звездой, к примеру.
Своя продакшен-студия
Мы открыли TeenSpirit, когда нам утвердили покупку первого сезона «Решки». Мы понимали: формат надо зарегистрировать. Чтобы войти в поток, нужен был офис с монтажками и своими камерами. Какой-никакой, а маленький продакшен уже получается.
Когда прошло года три и «Орел и решка» встала на ноги, я очень переживала, что мы останемся создателями одного проекта. Мои амбиции так играли, что мы распылялись и брались за все. Но сейчас я уже успокоилась и говорю: а кто может похвастаться продакшеном с таким большим проектом? Пусть он и один, но он на две линейки. Я говорю себе: «Когда придет еще один такой проект, в который ты будешь так же сильно верить, ты его сделаешь».
Где и как учат продюсированию?
Обучение по направлению подготовки «Продюсирование» производится в высших учебных заведениях или на специализированных курсах.
Соответствующая программа бакалавриата открыта в университете «Синергия» на факультете Театра, кино и телевидения. Срок обучения — от 3,5 до 4,5 лет. По окончании учебы выпускники получают государственный диплом и широкую практику в проектах компаний-партнеров «Синергии». Полученные знания и навыки помогут выпускнику университета вести дальнейшую профессиональную деятельность максимально успешно.
В процессе обучения студенты осваивают специализированные предметы:
- основы продюсирования;
- медиапланирование;
- технология кино и телевидения;
- инвестиционная деятельность в киноиндустрии и др.
Теоретические занятия дополняются большим количеством практических упражнений, семинаров, мастер-классов, встречами с известными личностями. Все это позволяет сформировать полный набор необходимых для работы компетенций.
Для людей, которые уже имеют высшее образование, предлагается пройти куры по направлению «Продюсирование». Они дают возможность в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями в концентрированном виде.
Так, университет «Синергия» совместно со школой МХАТ им. Горького запустил курсы продюсирования сроком 5 месяцев. За это время слушатели освоят порядок составления бюджета, работу по поиску площадок, организацию и продвижение проектов, научатся разрабатывать и реализовывать свои идеи.