Дополнительное образование в детских оздоровительных лагерях
Содержание:
Издательство журнала
вот задания для детей:
- придумать название и нарисовать обложку
- написать страничку редактора (там обычно добрые слова для читателей и тема номера в двух словах)
- рубрики: красота, здоровье, автомобили, политика, путешествия по странам, советуем почитать, компьютерные игры, приложения для смартфонов, интересное кино, советы для мастериц, мода, украшения, реклама и т.д. На каждую рубрику можно рисовать по 2-3 листа, если детей в отряде много
Напоминаю, каждый ребенок оформляет только одну страничку. Пишет небольшой текст, рисует, придумывает подзаголовки. Он будет журналистом, художником, дизайнером и редактором одной рубрики. Все листочки собираем в журнал, сшиваем, отдаем на суд жюри.
Как же потом интересно все это разглядывать… Журналы до конца смены хранятся в столовой, можно брать и читать.
Центр детского творчества МДЦ «Артек»
Детские лагеря центра «Артек» объединяют более 20 кружков, реализует совместно с детскими лагерями развивающие программы по различным направлениям познавательной творческой деятельности, в том числе прикладного, художественного, научно-технического творчества.
Основными задачами и направлениями деятельности центра детского творчества являются:
- развитие у детей интереса к техническому, декоративно-прикладному творчеству, науке и технике;
- формирование трудолюбия, практических навыков и умений, необходимых в жизни;
- ориентирование детей в основных видах деятельности: познавательной, эстетической, физкультурно-оздоровительной;
- осуществление информационно-методической и организационно-массовой работы.
Из истории кружковой работы в «Артеке»
Кружковая работа в «Артеке» всегда занимала важное место в общей системе воспитательной работы лагеря. Кружки «Артека» начали свою деятельность практически с первых дней основания лагеря – с 1925 года
В первые годы занятия по столярному, слесарному, сапожному делу, авиамоделизму проводились самими вожатыми непосредственно на базе Нижнего лагеря
Кружки «Артека» начали свою деятельность практически с первых дней основания лагеря – с 1925 года. В первые годы занятия по столярному, слесарному, сапожному делу, авиамоделизму проводились самими вожатыми непосредственно на базе Нижнего лагеря.
В 30-е годы в качестве базы для проведения занятий был определён бывший потемкинский дом с его пятью большими комнатами и верандой. В начале 1932 года было принято решение оборудовать в двухэтажном особняке бывших владельцев имения «Звонкий источник» Метальниковых станцию юных техников (СЮТ) для занятий техническим творчеством (здесь и ныне действуют три кружка).
В 1937 году начал функционировать новый круглогодичный лагерь — «Суук-Су», и сразу же была создана детская техническая станция, для которой отвели первый этаж пятой (теперь Желтой) дачи с верандами. Кружки размещались также в помещениях дач бывшей курортной гостиницы «Орлиное гнездо».
Летом 1945 года начал функционировать новый лагерь — «Колхозная молодежь» (ныне лагерь «Кипарисный»). Кружки разместили в комнатах первого этажа второй дачи, в одноэтажном доме бывшей гурзуфской поликлиники, а после восстановления в 1948 году первого корпуса кружки работали в комнатах первого этажа этого здания.
Количество и направленность кружков периодически менялись. В 70-е годы внешкольная работа приобрела масштабный характер, предоставляя детям возможности деятельности в различных сферах творчества. В те годы одновременно работало от 30 до 40 кружков разного направлений.
В 80-е годы кружковая база позволяла осуществлять проведение всесоюзных слетов технического и научного творчества, располагая и площадями, и необходимым — современным на тот период — оборудованием и оснащением.
В 2006 году в МДЦ «Артек» создан центр детского творчества, который объединил работу всех артековских кружков.
Пример программы
Каждая программа дополнительного образования в лагере составляется по типовой структуре. Она включает разделы, представленные на рисунке.
Методический конструктор программы дополнительного образования в лагере (автор – доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Воронина Е.А.). В образце содержатся детальные пояснения к содержанию каждого из разделов программ.
Дополнительное образование, организованное в лагерях, помогает найти занятие по душе каждому ребенку. Задача педагогов – не только создать условия для продуктивного времяпровождения на каникулах, но и обозначить траекторию дальнейшего развития.
Тематическая дискотека, танцевальный батл или флешмоб
Если удается подобрать аксессуары (например, украсить обычные темные очки бумажными звездами или сделать забавные галстуки), номера получаются еще более зрелищными.
Вечером — просмотр и оценка номеров.
Флешмоб устроить сложнее, так как танец должен стать неожиданностью для всех непосвященных. Наши ребята однажды подготовили очень хороший танец, удачно выбрали время (скучное ожидание обеда у входа в столовую), но музыка звучала слишком тихо, так как дети использовали обычный телефон. Когда стало понятно, что эффект от такого флешмоба слишком тусклый, музыку стали включать на серьезной аппаратуре. Ради такого дела руководство лагеря поможет обязательно.
Художественный фильм
в первой половине дня:
- выбор жанра (детектив, мелодрама, вестерн, боевик, драма, комедия, исторический фильм, фантастика, приключенческий фильм, фильм-катастрофа, фильм-сказка)
- написание сценария
- подготовка костюмов, реквизита, декораций
- разучивание ролей, выбор «голоса за кадром»
во второй половине дня:
Съемки нескольких дублей, выбор лучшего варианта (все снимаем подряд, монтировать очень сложно, хотя современные приложения для смартфонов позволяют это делать). Фильм не должен длиться более 3-5 минут. Проверено: за такое время можно успеть показать завязку, кульминацию и эпилог.
вечером:
- красная дорожка для прибытия звезд кинофестиваля
- общий просмотр всех фильмов на большом мониторе
- жюри награждает за «лучшую роль», за «лучший сценарий», за «лучшие костюмы и грим» и т.д. «Оскара» получают все отряды, естественно. В качестве наград у нас была цилиндрическая упаковка чипсов, так как потом хоть по паре картофельных кружочков всем досталось.
Режим занятий
Даже идеально разработанная программа обучения не даст должных результатов, если неправильно распланирован режим занятий. Конкретная продолжительность урока и наполненность групп зависят от профиля подготовки. Если в ансамблях, оркестрах и театральных занятиях число участников может быть любым (ограничивающий фактор – количество инструментов и площадь помещения), то в остальных объединениях не желательно набирать более 15–20 человек.
Продолжительность занятий в рамках дополнительного образования в лагере по нормам СанПиНа
Профиль | Длительность занятия, мин. | Число занятий в неделю |
---|---|---|
Технический | 45 мин. (30 мин. для детей младше 10 лет при условии активного использования ПК) | 2 |
Художественный — ИЗО и декоративно-прикладное искусство; — музыка и вокал; — хореография; — хор; — оркестр |
45 45 (до 30 мин. при индивидуальном обучении) 45 (полчаса для детей младше 8) 45 до 4 ч с перерывом 20 минут |
2–4 2–3 2 2–3 не ограничено |
Естественно-научный | 45 (на местности до 8 ч.) | 2–3 |
Туристический / краеведческий | ||
Спортивный | 45 | 2 (1 для детей младше 8) |
Культурологический | 45 | 1-2 |
Патриотический | 45 (на местности до 8 ч.) | 1-3 |
Социально-педагогический — дошкольное развитие |
45 30 |
1–3 1–4 |
Полный перечень нормативно-правовых актов, в которых установлены требования к организации дополнительного образования в детских оздоровительных лагерях, содержится в письме Минобрнауки № 09-3388 от 30 ноября 2015 г.
Допуск детей к занятиям в спортивных секциях производится только при отсутствии врачебных противопоказаний к запланированному виду активности.
Карнавальное шествие
Там к карнавалу готовятся целый год, а у нас с вами всего несколько часов. Этого времени хватает, чтобы устроить, например, парад мыльных пузырей. Все идут и пускают пузыри…
Или предложите придумать необычные шумовые инструменты для Парада Барабанов. А может сделать Карнавал Цветов? Шахматный марш?
Еще один совет! У нас участвовали все отряды одновременно, т.е. зрителей не было, были одни участники. К счастью, кто-то из вожатых снял на камеру весь парад под музыку с балкона второго этажа, поэтому после ужина все могли полюбоваться праздничным зрелищем.
Не забываем заранее объявить номинации: Лучшие костюмы, Лучший грим, Лучшие аксессуары, Лучшие танцы во время шествия и т.д.
Интеллектуальные игры
В интернете есть подборки вопросов по возрасту участников, с этим проблем не будет. Вот, например, моя викторина с ответами для младших школьников.
Несколько советов из опыта, чтобы все прошло организованно:
- команды нужно сформировать за пару дней до начала серии игр, по громкой связи объявляем фамилии выбранных игроков
- играть могут одновременно несколько команд, ответы в этом случае пишутся на специальных бланках, ведущий собирает и озвучивает все варианты или только правильный
- подготовьте игровые столы: застелите яркими одноразовыми скатертями, разложите блокноты, ручки
- сделайте удобные места для зрителей-болельщиков каждой команды
- одну минуту обсуждения пусть засекают с секундомером 2-3 ответственных ребенка. Раздайте им свистки или дудки, чтобы они оповещали команды громкими сигналами
- организуйте 1 раз за игру чайную паузу (компотную тоже можно)
- пару вопросов придумайте с использованием черных ящиков
- проведите 2-3 музыкальные паузы, привлекая артистов из лагеря
- обязательно учредите свою «хрустальную сову», пусть даже мягкую игрушку
- найдите музыку «Вся наша жизнь — Игра» и короткие музыкальные перебивочки для привлечения внимания зрителей и игроков к новому этапу игры
Спортивные секции в «Артеке»
Занятия в секциях спортивного направления способствуют общефизическому развитию и оздоровлению детей.
«Баскетбол»
Баскетбол развивает координацию движений, ловкость, быстроту реакции, умение мгновенно принимать решения в сложных игровых ситуациях.
Баскетбол – командная игра. Сыгранность, чувство локтя, умение владеть мячом, вера в коллективный успех – слагаемые успеха.
«Мини- футбол»
Футбол – популярная игра народов мира. Кто не мечтает быть похожим на своих кумиров?! Но мало мечтать – пора действовать и самому выходить на футбольное поле!
Занимаясь футболом, дети осваивают правила и технику игры в мини-футбол, основные приемы владения мячом.
«Настольный теннис»
Теннисная ракетка и маленький пластмассовый мячик творят чудеса в умелых руках юного спортсмена
Теннис развивает координацию, ловкость, внимание, быстроту реакции. Успеха достигает тот, кто смело идет к достижению цели!
Мастер-классы + выставка
Для всех работ используем гуашь. Показываем самые эффектные приемы (подробное описание таких мастер-классов найти очень легко).
Самые доступные материалы — пластиковые бутылки, камни, картонные коробки, одноразовая посуда. Образцы расписанных бутылок и круглых камней поражают своей красотой, думаю, вам неоднократно попадались.
Советую делать тематические выставки. Например, пусть все поделки призывают к охране исчезающих животных из Красной книги. Еще можно посвятить работы бездомным животным или назвать выставку «Город-сад», где дети расскажут о том, какими хотели бы видеть улицы и дворы своего города.