Сколько зарабатывает машинист поезда? пассажирские, грузовые поезда
Содержание:
- 350 км за 20 часов
- Кому подходит
- Где учиться на машиниста | Про профессии.ру
- От чего зависит размер заработной платы
- Социальные преимущества профессии
- Особенности профессии
- Обучение в метрополитене
- Оклады на железной дороге
- Машинист метро: секреты профессии
- Кратко о профессии
- Какие предусмотрены льготы в 2019 году
- Сколько получают сотрудники метрополитена из службы безопасности?
- Кто такой машинист?
- Описание профессии
- Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
- Описание и характеристика профессии
- Получение специальности в колледже
- Где можно получить профессию машиниста?
350 км за 20 часов
«На тысячи километров я ещё не ездил. Бригаду на такое расстояние не выпустят, так как рекомендовано работать 12 часов, а потом отдыхать. Но на специфические случаи есть режим автоведения – по типу автопилота у самолёта. Есть специальный блок накопления, на него записывается информация нужного участка. Затем этот блок устанавливают и настраивают в кабине управления.
Постоянного графика работы у нас нет. Заканчивается время отдыха после поездки, и меня вызывают на работу. Зарплата зависит от того, какие ты поезда таскал. Тяжёлые и длинносоставные дают неплохую надбавку, влияет и то, сколько часов за месяц ты накатал. В месяц можно заработать 90–120 тыс. рублей за норму (примерно 170 часов).
Кому подходит
Машинистом метрополитена может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет с уровнем образования не ниже среднего и прошедший срочную службу в Вооруженных Силах. Работа женщин на данной должности на сегодня не предусмотрена.
Рассмотрим подробнее, как стать машинистом метро в Санкт-Петербурге:
- Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
- Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
- Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
- После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.
Основные требования работодателей к претендентам на должность:
- крепкое физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- аккуратность и пунктуальность,
- ответственность,
- готовность к физическим и психическим перегрузкам,
- способность работать в ночную смену,
- хорошая память и быстрая реакция,
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Плюсы профессии – достойная оплата труда, работа на стабильном государственном предприятии, а также ряд льгот. Минусы – эмоционально и физически тяжелый посменный труд под землей, что плохо сказывается на здоровье.
Где учиться на машиниста | Про профессии.ру
Стать машинистом — это мечта многих ребят с детства
Профессия машиниста считается престижной еще с советского времени. Сейчас, в ходе реформирования холдинга ОАО «РЖД», интерес молодежи к этой профессии не ослаб, поскольку парк моторвагонного подвижного состава и локомотивов пополняется новыми современными единицами. На многих участках запущены в эксплуатацию скоростные и высокоскоростные поезда, принципиально новые, и требующие системного подхода к их обслуживанию. Стабильная и высокая заработная плата, возможность быстрого карьерного роста и интересная работа, усиливают стремление получить эту специальность.
Работать машинистом можно не только в ОАО «РЖД»
Здесь следует учесть, что ОАО «РЖД» не сотрудничает с предприятиями городского транспорта, в частности такими, как «Метрополитен». Стать машинистом метро проще, и для этого необходимо пройти обучение в соответствующем учебном центре, отработать практику, и быть впоследствии зачисленным на работу. Работа в ОАО «РЖД» такого изначально не предполагает. Надо понимать, что в процессе первоначального этапа обучения удастся лишь получить корочку помощника машиниста, и затем, отработав около двух лет в этой должности, пойти на обучение в дорожно-техническую школу, где уже и получить допуск к управлению тяговым подвижным составом.
Куда пойти учиться на машиниста
Так куда пойти учиться на машиниста? Этот вопрос мучает каждого человека, который хочет освоить эту специальность, но не знает с чего начать. Советское наследие оставило богатую железнодорожную школу: отраслевые ВУЗы, техникумы и профессиональные технические училища. Практически в каждом из этих заведений, готовят помощников машинистов. Отличий сильных в преподавании данной специальности нет. Разница состоит лишь в том, что образование в ВУЗе дает больше преимуществ при трудоустройстве, а также неоспоримую возможность карьерного роста. Все начальники локомотивных депо и подразделений дорог, начинали с профессии помощника машиниста, и в обязательном порядке получили высшее техническое железнодорожное образование. Многие учились заочно, уже работая на предприятии.
Зоркий глаз — основа безаварийной работы
Но данная профессия имеет требования, которыми не стоит пренебрегать. И самым главным здесь является здоровье. В частности, нужно стопроцентное зрение, хорошее сердце и приемлемое физическое развитие. Работа тяжелая, требует постоянной концентрации внимания, поэтому слабый здоровьем транспортник проработать долго не сможет на железной дороге. Ну и желательно иметь первоначальное образование, достаточное для того, чтобы освоить все нюансы работы.
Возможно Вас заинтересуют:
www.proprof.ru
От чего зависит размер заработной платы
Зарплата работника РЖД зависит от многих факторов. Назовем некоторые из них.
- Тип перевозок. Рабочий персонал пассажирского поезда получает больший оклад, чем бригада грузового поезда.
- Вид поезда. Машинист электропоезда с новой системой получает гораздо больше, чем сотрудник, работающий на старых поездах.
- Длина маршрута. Машинисты, совершающие длительные поездки, получают зарплату выше.
Таким образом, машинист с тяжелыми условиями работы будет заслуженно получать оклад намного выше, чем обычный машинист на маршруте между городами.
От квалификации
Чтобы служащий РЖД имел максимально возможный оклад, ему нужно соответствовать нескольким критериям:
- наличие аттестата о получении среднего специального образования;
- отсутствие проблем со здоровьем;
- отличное окончание стажировки.
Последняя длится от 3 до 4 месяцев.
От региона
Наибольшие зарплаты получают сотрудники железной дороги в центральных областях — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других местах все зависит от сложности деятельности и нагрузок на рабочего.
Социальные преимущества профессии
Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:
- дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
- бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
- бесплатный проезд в метро;
- образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
- медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
- обеспечение спецодеждой;
- отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.
Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.
Особенности профессии
Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) – маршруты таких поездов ещё короче.
И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.
Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.
Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар – он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни – большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.
Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.
Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.
Обучение в метрополитене
Колледжи подготавливают универсальных работников для электричек и метро. Но те, кто желают трудиться в метрополитене, зачастую идут по другому пути. В депо можно подать заявление о желании стать машинистом. Отдел кадров направит человека на обучение в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена. Процесс очень насыщенный. Он складывается из таких этапов:
- Производственна слесарная практика.
- Сдача экзамена на получение разряда.
- Изучение оборудования электропоезда.
- Ознакомление со всеми инструкциями и терминами.
- Поездная практика.
Последний этап длится на протяжении нескольких недель на закреплённом маршруте. После сдачи финального экзамена выпускник становится помощником машиниста. Теперь необходимо отработать от нескольких месяцев до двух лет. В это время сотруднику предстоит наблюдать за посадкой пассажиров, проверять техническое состояние оборудования, реагировать на все обращения. Так человек набирается опыта.
Затем появляется возможность стать машинистом. Для этого кандидат направляется на дополнительное обучение в дорожно-техническую школу. Здесь процесс происходит на новом уровне. Будущих машинистов учат на специальных тренажёрах, которые моделируют управление составом. Это занимает от четырёх до шести месяцев.
После завершения дорожно-технической школы новичку даётся право сесть за контроллер машиниста. Потихоньку он будет набираться опыта и расти от машиниста 4-го класса до машиниста 1-го класса. После этого можно будет стать инструктором. Для повышения разряда необходимо снова отправляться на обучение.
Депо предлагает отличным работникам бесплатное обучение в университете. Перед сотрудником с высшим техническим образованием открывается много возможностей для карьерного роста. Например, в администрации РЖД и Управлении государственного железнодорожного надзора есть начальники, которые раньше трудились машинистами.
Оклады на железной дороге
Заработки специалистов зависят от их места жительства, классности, опыта работы, продолжительности пути и сложности задачи.
Выпускник железнодорожного техникума проходит 3-х – 4-х месячную стажировку, чтобы стать помощником машиниста поезда и зарабатывать 45000 руб. ($673).
Дальнейшие заработки зависят от полученной категории:
- III класс присваивают молодым специалистам, работающим 2 года в должности помощника машиниста на локомотиве или электричке. Они имеют право водить небольшие грузовые составы на короткие расстояния. Жалованье – 50000 руб. ($748).
- II класс получают работники, имеющие практический стаж от 4-х лет. Они управляют пассажирскими поездами на коротких расстояниях. Оклад повышается до 70000 ($1048).
- I класс доступен только профессионалам с семилетней практикой вождения. Им доверяют пассажирские перевозки дальнего следования. Оплата труда – 100000 ($1496).
Максимальную выручку специалисты получают:
- на пассажирских перевозках;
- на новых электропоездах;
- на поездах дальнего следования.
Средняя оплата труда машинистов на РЖД составляет 58100 руб. ($868). Минимум, который достается новичкам – 30500 ($456). Максимальная оплата труда – 163000 ($2439).
В зависимости от места проживания, специалисты зарабатывают:
- Нальчик – 50000 ($748);
- Уфа – 40000 ($599);
- Пенза – 31000 ($464);
- Чебоксары – 25000 ($419);
- Саратов – 22000 ($329).
В отдаленных районах страны их оклады соответствуют:
- Сахалин – 100000 руб. ($1496);
- Ингушетия – 86700 ($1297);
- Ямало-Ненецкий АО – 70000 ($1048);
- Амурская обл. – 58335 ($873).
В разных городах водитель локомотива получает от 31600 ($473) до 190100 руб. ($2843).
Столичный машинист пассажирского поезда зарабатывает от 48 до 90 тыс. ($673 – 1347). В Питере – от 50500 ($756) до 55100 руб. ($825) в месяц.
Машинист метро: секреты профессии
Жители больших городов регулярно пользуются услугами метрополитена и не задумываются о тех, кто по 6-8,5 часов в день перевозит их под землей. А это делает машинист метро, который за свою рабочую смену несколько раз проезжает по одному и тому же маршруту. Все это время он может только разговаривать сам с собой да развлекаться песнями и картинками, видимыми с рабочего места. Каждому машинисту доверяют жизни тысяч людей, и он отвечает за них. Такую серьезную нагрузку выдержать очень трудно, и мало кто из людей этой профессии работает в ней более 10-15 лет.
За что же страдает машинист метро? Зарплата (2013, Москва) такого специалиста в среднем составляет 50 000 рублей в месяц. Не такие уж и большие деньги за выполняемую работу. Почему же многие стремятся получить эту профессию?
Основная причина заключается в том, что работа на метрополитене кажется чем-то загадочным, романтичным. Ведь метро – объект стратегический, поэтому информации о нем совсем мало. И когда люди приходят устраиваться на работу, то, узнав о графике и условиях труда, из сотни претендентов остается только половина, еще столько же отсеивают, и на обучение отправляется всего один человек.
Все-таки как устроиться машинистом в метро? Работать здесь может только мужчина, отслуживший в рядах ВС, возрастом до 35 лет. В первую очередь нужно обязательно пройти комплексное обследование у специалиста-психолога. А уже по его результатам претендент направляется на медицинскую комиссию. Здесь проверяют зрение, работу сердца, слух, наличие дальтонизма. Затем человек проходит флюорографию, ЭКГ, хирурга, терапевта, отоларинголога и сдает кровь. В том случае, когда медицинская комиссия дает положительное заключение, соискатель получает направление на четырехмесячное обучение, во время которого ему будут выплачивать стипендию.
После успешной экзаменационной сессии выходит еще не машинист метро, а его помощник. Где-то через месяц его могут отправить тренироваться под руководством опытного специалиста. И только по прошествии двух-трех месяцев он может быть допущен к экзамену на право управления составом. А еще через два-три месяца – к экзамену на право самостоятельного вождения. Получается, что проходит около года со дня поступления на учебу до самостоятельного управления.
На этом все трудности не закончились, можно сказать, это были только цветочки. Каждая смена начинается с медицинского осмотра, ежедневно ведется серьезный контроль над состоянием здоровья. Ведь машинист метро должен работать 6 часов в день, 36 – в неделю, но приходится трудиться по 8,5 часов за смену. И это при постоянном шуме, вспышках света и напряжении внимания. Когда имеется недостаток людей, то бывает и 11-12 рабочих дней подряд без выходных. Основное, что помогает машинисту справляться со всеми этими и другими трудностями, – чувство юмора. Без него под землей работать невозможно. Ведь, ко всему прочему, метрополитен является излюбленным местом самоубийц, которых, по инструкции, должен извлекать из-под поезда именно машинист.
Чем же еще характеризуется профессия «машинист метро»? Есть следующие десять пунктов.
Машинисту разрешено курить в кабине.
После ночной смены работники ночуют в специальных квартирах около станций или в комнатах отдыха, имеющихся в каждом депо.
На такую должность не может рассчитывать женщина.
Пенсионный возраст машиниста – 55 лет.
На открытых участках линий, при снегопадах им также приходится стоять в пробках.
Обедают они часто в своих кабинках, на ходу.
После слов “Осторожно, двери закрываются” машинист имеет право закрыть дверь, не дожидаясь окончания высадки-посадки пассажиров.
Его работа регулируется одновременно 55-ю инструкциями.
Вспышки света при выезде поезда из туннеля на станцию являются сильным стрессом для машиниста.
На работу он обязан прибыть подготовленным и хорошо отдохнувшим.
Каждый претендент на такую должность должен сначала хорошо подумать, выдержит ли он все эти тяготы, чтобы затем не было жалко потерянного времени.
Кратко о профессии
Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.
Требования к специалисту
Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.
Московский метрополитен подготовит к 2020 году первую группу девушек-машинистов
Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:
- сужение поля зрения;
- аномалии цветовосприятия;
- плохая адаптация к свету в темноте;
- низкая острота зрения или слуха;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- варикозная болезнь;
- эмоциональная неустойчивость.
Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.
На вопросы отвечает машинист московского метро:
Где учиться
Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта.
- Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.
Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.
После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.
Обучение машинистов на тренажере:
По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.
Какие предусмотрены льготы в 2019 году
Работники железной дороги в 2019 году могут пользоваться такими трудовыми льготами:
- оплачиваемое высшее образование или курсы повышения квалификации (без отрыва от рабочего процесса);
- бесплатный проезд в поездах РЖД в оба конца дважды в год;
- предоставление жилья, согласно договору РЖД;
- повторное трудоустройство при условии призыва в армию не позднее чем через 3 месяца после увольнения;
- нельзя увольнять обоих членов семьи, которые работают на железной дороге (за исключением полного закрытия филиала);
РЖД постоянно улучшает условия труда, чтобы увеличить мотивацию своих рабочих.
Сколько получают сотрудники метрополитена из службы безопасности?
Зарплаты в метро Москвы на должности «Инспектор» стартуют от 33 тысяч рублей с учетом всех вычетов, то есть столько сотрудник получает на руки. Другие выгоды и поощрения:
- право неоплачиваемого проезда в московском метро;
- бесплатный трансфер по железным дорогам в пределах МО;
- премия за должное выполнение профессиональных обязанностей;
- поощрение за стаж;
- бесплатное профессиональное образование;
- льготный отдых в здравнице учреждения;
- предоставление путевок в детский лагерь.
График работы нестандартный. Один день нужно отработать с восьми утра до восьми вечера, второй – с восьми вечера до восьми утра. После предусмотрено два выходных. В обязанности сотрудников входит контроль над соблюдением пассажирами правил пользования метро и действующего законодательства.
Кто такой машинист?
Машинист – квалифицированный специалист, профессиональная деятельность которого заключается в управлении машинами самого разного вида и предназначения. Отметим, что в зависимости от того, какой машиной управляет специалист, термин «машинист» всегда дополняется типом машины. При этом, некоторые профессии, связанные с управлением некоторых типов машин, ничего общего с термином «машинист» не имеет. Например, автомобилем управляет водитель, а самолетом – пилот.
Название профессии произошло от латинского māchina (орудие, устройство, механизм). Интересно, что в допетровской России все механические устройства называли «махина», и только потом это слово приобрело несколько иной смысл, а механизмы начали называть немецким словом Мaschine. Первые машины появились в античные времена, соответственно тогда же возникла и одноименная профессия.
Но если на заре становления профессии машинисты управляли примитивными подъемными механизмами (блоками и рычагами) и военной техникой, то современные специалисты управляют огромнейшим количеством самой разной техники, управление которыми сродни управлению космическим кораблем: подъемные краны, поезда, манипуляторы, экскаваторы и т.д. Правда в обыденной жизни большинство специалистов называют по названию той техники, которой они управляют: крановщик, бульдозерист, экскаваторщик.
Независимо от того, на какой машине работает специалист, профессиональные обязанности всех машинистов приблизительно одинаковые: управление механическим устройством, поддержание чистоты на рабочем месте, строгое следование технике безопасности во время работы, контроль за состоянием техсредства и своевременное прохождение технического осмотра машины и т.д.
Описание профессии
Машинист электропоезда – это рабочий, который умеет управлять данной техникой. На сегодняшний день это весьма востребованная специальность, которая предлагает высокий уровень заработной платы и стабильное место работы. При этом обычно различают два типа специалистов – машинист электрички, машинист метрополитена.
Работа машинистом электропоезда в метрополитене подразумевает постоянное нахождение под землей, что влечет за собой большие нагрузки. Поэтому такие вакансии открыты исключительно для мужчин без ограничений по здоровью. Эти специалисты имеют напряженный график работы, поэтому для них предусмотрен длительный отпуск – 40 дней, а также возможность раннего выхода на пенсию. Машинист электропоезда, который работает на РЖД, совершает более длительные маршруты и работает, так сказать, «на земле». Однако его работа такая же напряженная и ответственная.
Вне зависимости от места работы машинист электропоезда управлять транспортным средствам, соблюдая график движения, регулярно проводить осмотры поезда на предмет неисправностей. В случае обнаружения подобного – сообщать руководителю. Перед началом работы ему необходимо проверить состояние тормозной системы и сигнальных приборов.
У представителей данной профессии сменный график работы. Машинист может выходить на маршрут в разное время и при различных погодных условиях, поэтому, кроме проверки самого транспортного средства, необходимо проверять и состояние здоровье машиниста. Так, перед началом каждый смены специалисту необходимо пройти медицинский осмотр, чтобы подтвердить свою готовность приступить к работе. Если в процессе осмотра было выявлено плохое самочувствие или в крови были обнаружены наркотические и алкогольные вещества, сотрудник отстраняется от работы. И дальнейшие решения по этому поводу будет принимать руководство.
Традиционно принято, что работать машинистом могут только мужчины. На сегодняшний день подавляющее большинство представителей данной профессии являются мужчинами, но можно встретить и машиниста женщину.
Для работы в качестве машиниста необходимо пройти медицинскую комиссию, для которой необходимо принести заключения из наркологического, туберкулезного и психоневрологического диспансеров, а также сдать анализы мочи и крови. Если результаты всех анализов соответствуют норме, то машинист допускается к стажировке под руководством более опытного коллеги. После успешного прохождения стажировки специалист может приступать к самостоятельной работе.
Кроме того, на машиниста регулярно воздействуют различные неблагоприятные факторы, которые приводят к серьезным перегрузкам организма. К ним можно отнести: сильный шум, перепады света при выезде из туннеля, высокий уровень вибрации. Из-за этого воздействия у многих машинистов развивается хроническое переутомление.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Чтобы выучиться на машиниста поезда, не нужно поступать в вуз. Этой специальности учат в многочисленных железнодорожных техникумах и колледжах, поступать в которые можно после окончания 9 или 11 класса общеобразовательной школы. Основная специальность – «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Среди большого количества средних специальных учебных заведений выделим несколько в разных регионах страны:
- Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта при местном институте позволяет получить необходимые знания и работать в Забайкалье.
- Омский техникум железнодорожного транспорта. Здесь среди прочих также доступна профессия машинист тепловоза.
- Волгоградский техникум железнодорожного транспорта готовит специалистов по направлениям «Локомотивы» и «Вагоны».
- Отделение среднего профессионального обучения в г. Казани является филиалом Самарского государственного университета путей сообщения. Профессия машинист локомотива здесь доступна выпускникам школ по конкурсу аттестатов.
- Челябинское отделение СПО Уральского ГУПС готовит техников для вождения электровоза и тепловоза. Учащиеся проходят практику и набираются опыта на отраслевых предприятиях.
Выбор, куда поступать и где выучиться профессии, достаточно широк. После 11 класса срок обучения составляет 34 месяца, после 9 класса – 46 месяцев. В таких заведениях всегда много бюджетных мест, но можно учиться и на контракте.
Однако просто отучиться на машиниста недостаточно для того, чтобы самостоятельно управлять многотонным составом. После выпуска ты получаешь специальность помощника машиниста и далее учишься и нарабатываешь наезд на рабочем месте. Это занимает около двух лет, после чего нужно сдать квалификационный экзамен.
Описание и характеристика профессии
Машинист электропоезда обеспечивает управление вверенным ему составом, выполняя поставленные задания (перевозка пассажиров, доставка груза и ремонтной бригады для обслуживания путей). Это тяжелая и ответственная работа, связанная с физическими и психологическими нагрузками, сменным или ненормированным характером работы, воздействием на организм электрических полей.
Можно выделить два основных вида таких работников по месту их работы:
- машинист электропоезда РЖД, который обеспечивает движение на поверхности земли, в основном, между разными населенными пунктами;
- работник метрополитена, который осуществляет перевозки в границах конкретного города, в основном в подземном режиме.
В подчинении у машиниста часто находится помощник машиниста электропоезда, который способствует обслуживанию состава, следит за работой узлов и механизмов, а при необходимости может управлять транспортным средством.
Получение специальности в колледже
Если с физическим и психическим здоровьем всё хорошо, можно начинать учиться. Обучение на машиниста электропоезда метрополитена Москвы можно пройти в Железнодорожном колледже № 52 и Московском колледже железнодорожного транспорта. В этих заведениях можно стать помощником машиниста за короткое время. Если абитуриент пришёл после 11 класса, то весь процесс обучения займёт всего 10 месяцев. Для выпускников 9-х классов оно длится почти три года.
Коллектив бригад, работающих на локомотивах, исключительно мужской. Конечно, почти все работники слышали историю о машинистках, но на самом деле женщин нет в этой профессии уже довольно давно. В процессе обучения студент получает слесарный разряд после сдачи экзамена. Затем он начинает изучать уже основные дисциплины, например, техобслуживание электропоезда.
Где можно получить профессию машиниста?
Получить профессию машиниста, независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности «помощник машиниста» (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.
Выбор учебного заведения во многом зависит от специализации машиниста: для получения профессии «машинист поезда» нужно выбирать железнодорожные техникумы, профессию «машинист-тракторист» можно получить в сельскохозяйственном техникуме, а стать бульдозеристом, можно после окончания обучения в строительном техникуме. В частности, превосходным выбором места обучения будущего машиниста может стать:
- Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта;
- Моздокский механико-технологический техникум;
- Забайкальский горный колледж им. М.И. Агошкова;
- Тульский технический колледж им. С.И. Мосина;
- Московский строительный техникум №12.
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Москва
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очно-заочная | 123 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 200 000,00 ₽ |
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Хабаровск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 41 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 117 170,00 ₽ |
Байкало-Амурский институт железнодорожного транспорта — филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Тынде
Тында
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 112 070,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 39 600,00 ₽ |
Сахалинский институт железнодорожного транспорта — филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения в г. Южно-Сахалинске
Южно-Сахалинск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 112 070,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 39 600,00 ₽ |
Уссурийский филиал Современной гуманитарной академии
Уссурийск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 112 070,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 39 600,00 ₽ |
Сибирский государственный университет путей сообщения
Новосибирск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 107 000,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 47 250,00 ₽ |
Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал Иркутского государственного университета путей сообщения в г. Красноярске
Красноярск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 104 500,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 42 700,00 ₽ |
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростов-на-Дону
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Заочная | 52 400,00 ₽ |
Бакалавриат | Очная | 102 000,00 ₽ |
Иркутский государственный университет путей сообщения
Иркутск
Тип | Форма | Стоимость |
---|---|---|
Бакалавриат | Очная | 101 800,00 ₽ |
Бакалавриат | Заочная | 55 800,00 ₽ |
Сибирский государственный индустриальный университет
Новокузнецк