Классификатор оксо
Начальное профессиональное образование Перечни профессий НПО и указатели «Отменяющие приказы»: Приказ Минобрнауки России от 28.08.2009 №329 «Об отмене некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации»
№ п/п
|
Наименование документа
|
Cтатус
|
Сроки действия
|
Состав и наименования Приложений
|
Ссылка
|
1. |
Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 №639
|
Действующий
|
01.07.1996
|
|
|
2. |
Постановление Правительства России от 08.12.1999 №362 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования»
|
Действующий
|
08.12.1999
|
Приложение. Перечень профессий начального профессионального образования
|
|
3. |
Приказ Минобразования РФ от 29.10.2001 №3477 «Об утверждении перечня профессий профессиональной подготовки» (часть 2) (выпуски 39-65)
|
Действующий
|
29.10.2001
|
Приложение. Перечень профессий профессиональной подготовки
|
|
4. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2007 г. №339 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»
|
Отменен приказом Минобрнауки РФ от 28.08.2009 №329
|
14.12.2007
|
Приложение. Перечень профессий начального профессионального образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2007 г. № 339)
|
|
5. |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2008 г. №144 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2007 г. №339»
|
Отменен приказом Минобрнауки РФ от 28.08.2009 №329
|
|
|
|
6. |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.06.2009 г. №243 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. №339»
|
Отменен приказом Минобрнауки РФ от 28.08.2009 №329
|
|
|
|
7. |
Приказ Минобрнауки России от 28.08.2009 №329 «Об отмене некоторых приказов Министерства образования и науки Российской Федерации»
|
|
|
|
|
8. |
Приказ Минобрнауки РФ от 28.09.2009 №354 «Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования»
|
Действует
|
28.09.2009
|
Приложение. Перечень
профессий начального профессионального образования
|
|
9. |
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1242 «О внесении изменений в Перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354»
|
Действует
|
26.11.2010
|
Приложение. Изменения, которые вносятся в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354
|
|
10. |
Приказ Минобрнауки России от 01.04.2011 №1440 «Об утверждении Перечня профессий профессиональной подготовки»
|
Действует
|
01.04.2011
|
Приложение. Перечень профессий профессиональной подготовки
|
|
11. |
Приказ Минобрнауки России 21.12.2009 №740 «Об установлении соответствия профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. № 1362»
|
Действует
|
21.12.2009
|
Приложение. Соответствие профессий начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. №362
|
|
12. |
Приказ Минобрнауки России №1245 от 26.11.2010 «О внесении изменений в соответствие профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 8 декабря 1999 г. №1362, установленное приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. №740»
|
Действует
|
26.11.2010
|
Приложение Изменения, которые вносятся в соответствие профессий начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. №354, профессиям начального профессионального образования, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. №1362, установленное Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. №740
|
|
Общество и образование
Глядя на успешных людей, не имеющих диплома о высшем образовании, некоторые выпускники престижных ВУЗов спрашивают себя: «Зачем я столько лет посвятил учебе и остался безработным, а у того парня вообще никакого образования нет, но он занимает высокую должность?».
К большому сожалению, вынуждены констатировать что, в современном обществе увеличивается соотношение людей, убежденных в отсутствии необходимости получать диплом о высшем образовании. Они уверены, что документ о полученном образовании, вероятнее всего, останется лежать в дальнем темном углу и кроме морального удовлетворения не принесет никакой пользы.
Если говорить сухим языком цифр, то данные опроса, отражающего степень важности образования для населения России, представленные ВЦИОМ, показывают, что более половины молодых людей (52%) в возрасте 18-24 года подтверждают большое влияние высшего образования на обеспечение жизненных целей. В него верят и 63% россиян старшего поколения
Вместе с тем, отмечается отрицательная динамика: еще 10 лет назад высокую оценку значимости образования давали 76%.
За этот же период увеличилось количество молодежи, убежденной в отсутствии необходимости получать диплом для успешного карьерного продвижения. По сравнению с 2008 годом этот показатель вырос с 20% до 47%. Среди опрошенных 56% населения старшего поколения и 72% молодых людей утверждают, что значение диплома слишком преувеличено, и без него также можно достичь профессиональных высот.
Несмотря на то, что российский уровень образования стабильно занимает самые высокие позиции в мире, стремление общества к получению диплома снижается с каждым годом. Все больше школьников предпочитают не идти в 10 класс, чтобы получить профессию в техникуме или колледже – таких сегодня 40%. Из числа выпускников 11 классов только 20% молодых людей получают высшее образование.
Структура ОКСО
По сути ОКСО – это сборник кодов, включающих в себя:
- объект классификации;
- наименование объекта классификации;
- иные признаки объекта.
Кодовое обозначение каждого объекта разделяется на ряд кодовых блоков, включающих в себя:
- идентификационное обозначение;
- наименование;
- иные признаки конкретного объекта.
В свою очередь идентификационные блоки делятся на общие группы специальностей и направлений и раздельные группы специальностей и направлений подготовки. Общие группы представляют собой широкую область образования, а специализированные – более узкое направление образования либо конкретную профессиональную отрасль.
Структура кода состоит из шести цифр ряда от 0 до 9, где:
- первая пара цифр – общая группа специальностей и направлений;
- вторая пара цифр – направление подготовки;
- третья пара цифр – специальности.
Блок дополнительных сведений включает в себя информацию, касающуюся квалификации, полученной по результатам обучения.
Графа один блока дополнительной информации включает в себя код, а графа вторая – квалификацию по двум разрядам. Сами разряды, в свою очередь, диверсифицируются по ряду признаков, с присвоением каждому признаку собственного цифрового обозначения квалификации специалиста.
Так, разряд 1 имеет следующие квалификации:
- 5 – среднее профессиональное образование;
- 6 – высшее профессиональное образование.
Разряд 2 конкретизирует квалификации разряда 1, то есть указывает уровни каждой квалификации.
Так, для среднего профессионального образования предусмотрены следующие уровни:
- 1 – базовый уровень подготовки;
- 2 – повышенный.
Для высшего образования предусмотрены следующие уровни:
- 2 – бакалавр;
- 5 – специалист с дипломом;
- 8 – магистр.
При необходимости дополнительного кодирования используется 8-значный код, который присоединяется к шестизначному коду.
В качестве примера приведены коды, относящиеся к специалистам, получившим высшее образование на факультете геодезии и землеустройства:
- общая группа – наименование «геодезия и землеустройство», код 120000;
- раздельная группа – направление подготовки «геодезия», код 120100;
- квалификация по направлению – «бакалавр техники» код 62, из которых цифра 6 – это высшее образование, а цифра 2 – бакалавр;
- квалификация по направлению 2 разряд «магистр техники», код 68, где 6 – высшее образование, а 8 – магистр.
Итак, специалист с кодом 12010062 – это бакалавр техники по направлению «Геодезия», а специалист с кодом 12010068 – магистр техники по направлению «геодезия».
Если развить пример с геодезией дальше, то в соответствии с ОКСО код 120101 – это специальность «Прикладная геодезия». Соответственно:
- специалист с кодом 12010165 – это инженер по специальности «прикладная геодезия», где 6 – это высшее образование, а 5 – специалист с дипломом;
- специалист с кодом 12010151 – это техник по специальности «прикладная геодезия», где 5 – это среднее профессиональное образование, а 1 – базовый уровень подготовки.
Выберите обучение
Высшее образование
|
Физическая культура и воспитание |
|
Строительство. Архитектура |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Второе высшее
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Магистратура
|
Делопроизводство. Секретариат |
Профпереподготовка
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Повышение квалификации
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Физическая культура и воспитание |
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Теплоэнергетика и теплотехника |
|
Спорт и спортивная практика |
Колледж
|
Электроэнергетика и электротехника |
|
Спорт и спортивная практика |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Строительство. Архитектура |
|
Коррекционная педагогика в начальном образовании |
Профобучение
|
Нефтегазовая промышленность |
|
Делопроизводство. Секретариат |
|
Строительство. Архитектура |
|
Машиностроение. Транспорт |
|
Электроэнергетика и электротехника |
Бакалавриат
6B01 Педагогические науки
- 6B011 Педагогика и психология (0111)
- 6B012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения (0112)
- 6B013 Подготовка учителей без предметной специализации (0113)
- 6B014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития (0114)
- 6B015 Подготовка учителей по естественнонаучным предметам (0114)
- 6B016 Подготовка учителей по гуманитарным предметам (0114)
- 6B017 Подготовка учителей по языкам и литературе (0114)
- 6B018 Подготовка специалистов по социальной педагогике и самопознанию (0114)
- 6B019 Специальная педагогика (0113)
6B05 Естественные науки, математика и статистика
- 6B051 Биологические и смежные науки (0510)
- 6B052 Окружающая среда (0520)
- 6B053 Физические и химические науки (0530)
- 6B054 Математика и статистика (0540)
- 6B055 Геология (0532)
6B06 Информационно-коммуникационные технологии
- 6B061 Информационно-коммуникационные технологии (0610)
- 6B062 Телекоммуникации (0714)
- 6B063 Информационная безопасность (0612)
6B07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
- 6B071 Инженерия и инженерное дело (0710)
- 6B072 Производственные и обрабатывающие отрасли (0720)
- 6B073 Архитектура и строительство (0730)
- 6B074 Водное хозяйство (0732)
- 6B075 Стандартизация, сертификация и метрология (по отраслям) (0788)
6B08 Сельское хозяйство и биоресурсы
- 6B081 Агрономия (0812)
- 6B082 Животноводство (0811)
- 6B083 Лесное хозяйство (0821)
- 6B084 Рыбное хозяйство (0811)
- 6B085 Землеустройство (0731)
- 6B086 Водные ресурсы и водопользования (0522)
- 6B087 Агроинженерия (0710)
6B11 Услуги
- 6B111 Сфера обслуживания (1010)
- 6B112 Гигиена и охрана труда на производстве (1020)
- 6B113 Транспортные услуги (1040)
- 6B114 Социальная работа (0920)
Высшее образование и профессия: в чем разница
Статистика, свидетельствующая о том, что сейчас многие дипломированные специалисты не работают по специальности, полученной в стенах образовательных организаций (независимо от того, будь то ВУЗ или техникум/колледж), подтверждает общественную позицию о преувеличении значимости дипломов. Подчеркнем, что между образованием и профессией существует большая разница. А данные статистики – это всего лишь цифры.
Нужно понимать, что большая часть учреждений высшего образования не гарантируют получения профессии по специальности. Их основное назначение заключается в обеспечении знаниями в той или иной области. Лишь небольшая доля специализированных ВУЗов нацелена на подготовку кадров под выбранную студентом профессию. Остальные преподают науку, дают максимально полное представление об интересующем студента предмете, а не навыки трудоустройства на престижные должности. То есть, суть вузовского образования заключается в повышении уровня образованности граждан и удовлетворении их потребностей в углублении знаний.
Получение практических знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности зачастую никак не связано с обучением в ВУЗе. Хорошо известно, что многие добившиеся успеха люди и вовсе не получали высшего образования или же оставили учебу на первых курсах. Всем знакома и распространенная практика, при которой компании, принимая на работу дипломированного специалиста, заявляют ему о необходимости забыть все, чему он учился, и «затачивают» кадры под собственные потребности.
Другими словами, профессия не зависит от полученного диплома. На нее влияет мышление, необходимые для выбранной специальности навыки и умения, а также уровень образованности и опыт. Так, наличие диплома филологического факультета не говорит о том, что человек не может стать хорошим управленцем, а дипломированные экономисты не могут уйти в журналистику. В процессе длительного обучения в университете студенты углубляются в науку и получают определенные навыки, в дальнейшем позволяющие им добиться успехов в профессии, которую они выбирают после окончания ВУЗа.
Нельзя отрицать и тот факт, что многие рекрутеры по-прежнему обращают внимание на наличие диплома престижного учреждения, но должность отдают кандидатам с наиболее предпочтительными навыками и личностными качествами
Магистратура
7M01 Педагогические науки
- 7M011 Педагогика и психология (0111)
- 7M012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения (0112)
- 7M013 Подготовка педагогов без предметной специализации (0113)
- 7M014 Подготовка педагогов с предметной специализацией общего развития (0114)
- 7M015 Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам (0114)
- 7M016 Подготовка педагогов по гуманитарным предметам (0114)
- 7M017 Подготовка педагогов по языкам и литературе (0114)
- 7M018 Подготовка специалистов по социальной педагогике и самопознанию (0114)
- 7M019 Специальная педагогика (0113)
7M05 Естественные науки, математика и статистика
- 7M051 Биологические и смежные науки (0510)
- 7M052 Окружающая среда (0520)
- 7M053 Физические и химические науки (0530)
- 7M054 Математика и статистика (0540)
- 7M055 Геология (0532)
7M06 Информационно-коммуникационные технологии
- 7M061 Информационно-коммуникационные технологии (0610)
- 7M062 Телекоммуникации (0714)
- 7М063 Информационная безопасность (0612)
7M07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
- 7M071 Инженерия и инженерное дело (0710)
- 7M072 Производственные и обрабатывающие отрасли (0720)
- 7M073 Архитектура и строительство (0730)
- 7M074 Водное хозяйство (0732)
- 7M075 Стандартизация, сертификация и метрология (по отраслям) (0788)
7M08 Сельское хозяйство и биоресурсы
- 7M081 Агрономия (0812)
- 7M082 Животноводство (0811)
- 7M083 Лесное хозяйство (0821)
- 7M084 Рыбное хозяйство (0811)
- 7M085 Землеустройство (0731)
- 7M086 Водные ресурсы и водопользование (0522)
- 7М087 Агроинженерия (0710)
7M11 Услуги
- 7M111 Сфера обслуживания (1010)
- 7M112 Гигиена и охрана труда на производстве (1020)
- 7M113 Транспортные услуги (1040)
- 7М114 Социальная работа (0920)
Докторантура
8D01 Педагогические науки
- 8D011 Педагогика и психология (0111)
- 8D012 Педагогика дошкольного воспитания и обучения (0112)
- 8D013 Подготовка педагогов без предметной специализации (0113)
- 8D014 Подготовка педагогов с предметной специализацией общего развития (0114)
- 8D015 Подготовка педагогов по естественнонаучным предметам (0114)
- 8D016 Подготовка педагогов по гуманитарным предметам (0114)
- 8D017 Подготовка педагогов по языкам и литературе (0114)
- 8D018 Подготовка специалистов по социальной педагогике и самопознанию (0114)
- 8D019 Специальная педагогика (0113)
8D05 Естественные науки, математика и статистика
- 8D051 Биологические и смежные науки (0510)
- 8D052 Окружающая среда (0520)
- 8D053 Физические и химические науки (0530)
- 8D054 Математика и статистика (0540)
- 8D055 Геология (0532)
8D06 Информационно-коммуникационные технологии
- 8D061 Информационно-коммуникационные технологии (0610)
- 8D062 Телекоммуникации (0714)
- 8D063 Информационная безопасность (0612)
8D07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
- 8D071 Инженерия и инженерное дело (0710)
- 8D072 Производственные и обрабатывающие отрасли (0720)
- 8D073 Архитектура и строительство (0730)
- 8D074 Водное хозяйство (0732)
- 8D075 Стандартизация, сертификация и метрология (по отраслям) (0788)
8D08 Сельское хозяйство и биоресурсы
- 8D081 Агрономия (0812)
- 8D082 Животноводство (0811)
- 8D083 Лесное хозяйство (0821)
- 8D084 Рыбное хозяйство (0811)
- 8D085 Землеустройство (0731)
- 8D086 Водные ресурсы и водопользование (0522)
- 8D087 Агроинженерия (0710)
8D11 Услуги
- 8D111 Сфера обслуживания (1010)
- 8D112 Гигиена и охрана труда на производстве (1020)
- 8D113 Транспортные услуги (1040)
- 8D114 Социальная работа (0920)
8D12 Национальная безопасность и военное дело
- 8D121 Военное дело (1031)
- 8D122 Национальная безопасность (1031)
- 8D123 Общественная безопасность (1032)
В скобках указан Код в Международной стандартной классификации образования (МСКО)
Получать диплом или уйти в профессию?
Разочарование, вызванное невозможностью занимать должность в соответствии с полученной специализацией, привело к несколько несправедливому занижению значимости университетов. Общество забыло о первоначальной сущности Университета и, перескакивая через важную часть развития, ищет способы достижения материального благополучия. А ведь открытие первых институтов науки много столетий назад совсем не предполагало получение профессии, и было нацелено лишь на повышение уровня образованности граждан.
Специалисты уверены, что существующая тенденция обусловлена не проблемами в системе образования, а постановкой неправильных целей. Не следует подавать документы в ВУЗ с мыслями о том, какую должность можно будет получить в будущем и насколько она будет престижной и высокооплачиваемой. При выборе ВУЗа и направления обучения абитуриенты должны задавать себе такие вопросы: Какая предметная область интересует меня больше всего? Какие знания этот ВУЗ может мне дать?
И лишь после окончания учебного заведения молодые люди должны задумываться о том, как можно воспользоваться полученными знаниями при выборе профессии.
Не хочется тратить годы на учебу в университете? Существует необходимость в приобретении профессии сразу после школы? Есть желание учить что-то новое и получить профессию, не соответствующую диплому? Большое количество информационных потоков, находящихся в общем доступе, обеспечивает возможность освоения любой предметной области.
Учиться или пойти работать после школы? Личный выбор каждого. Главное ставить правильные вопросы, следовать интересам и не забывать о необходимости постоянного углубления знаний и личностном развитии.
Обзор документа
Утвержден Порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки.
Речь идет о 13 перечнях. В частности, это перечни профессий и специальностей среднего профобразования, направлений подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры, специальностей специалитета, ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Перечни формируются и пересматриваются Минобрнауки России и утверждаются его приказами.
Изменения в перечни вносятся после принятия Министерством решения об утверждении соответствующего федерального образовательного госстандарта профессионального образования.
Профессии, специальности и направления, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупненные группы.
Группы распределяются по 9 областям образования: математические и естественные науки; иженерное дело, технологии и технические науки; здравоохранение и медицинские науки; сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура; оборона и безопасность государства. военные науки.
Каждой группе присваивается 6-значный код: первые 2 цифры — порядковый номер группы, 4 последующие — «0». Каждые 2 цифры отделяются точкой.
Области код не присваивается.
Коды групп едины для всех перечней независимо от того, в какую область входит группа. В перечнях могут содержаться не все области и группы.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: