Кинооператор

Чем занимается фильммейкер

В кинематографии бытует мнение, что кино рождается трижды: при создании сценария (пре-продакшн), во время съемок (продакшн) и в монтажной (пост-продакшн). Удивительно, но могут получиться три абсолютно разных фильма: написали одно, сняли другое, а смонтировали и вовсе третье.

Сложность профессии в том и состоит, что фильммейкер проходит все три стадии самостоятельно. Он, и только он, отвечает за целую серию действий. Нужно:

  • найти идею и придумать историю, которая ее отразит;
  • написать сценарий;
  • найти съемочную технику и места для съемок;
  • провести кастинг и выбрать актеров;
  • разыскать деньги на всё это удовольствие;
  • поработать камерой, выставить свет, подобрать антураж и снять отдельные кадры и сцены;
  • смонтировать фильм;
  • озвучить картину;
  • подобрать и наложить музыкальное сопровождение;
  • добавить спецэффектов;
  • выйти в мир со своим творением.

При этом важно не растерять по дороге начальную задумку и пройти весь путь от идеи до премьеры без потерь. Поэтому для всех, кто рассматривает стезю фильммейкера, обучение смежным профессиям оператора, монтажера и сценариста выходит на первый план

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.

Суть работы оператора

Оператор в киноиндустрии или на телевидении занимает одну из важнейших ролей. Режиссер отвечает за идею проекта, решает, что именно нужно снимать. Оператор же решает, как именно это осуществить. Если на режиссере лежит ответственность за творческую сторону деятельности, то оператор отвечает за техническую сторону вопроса.

Именно оператор отвечает за расстановку на съемочной площадке многочисленного технического оборудования, света, декораций, разрабатывает с программистами необходимые для съемок спецэффекты.

Профессия оператора привлекает тем, что объединяет в себе как техническую часть съемочного процесса, так и творческую. Конечный результат, который видит зритель – это, в первую очередь, работа и «авторский взгляд» оператора. Именно этот специалист, отталкиваясь от замысла режиссера, должен сначала представить себе будущие кадры, а затем воплотить их в жизнь.

На самом деле оператор – это достаточно широкая профессия. Поэтому у каждого специалиста по съемкам после окончания учебы своя специализация:

  • игровое кино;

  • документальные фильмы;

  • рекламные ролики;

  • новости на ТВ.

У профессий кинооператора и оператора на ТВ много общего, но в то же время различия также существенны. Так, телеоператор должен уметь проводить съемку с нескольких камер для телевизионных программ. Кинооператор, в свою очередь, должен уметь обрабатывать изображение определенным образом, выстраивать кадр, композицию и т.д.

Источник фото freepik

Условия поступления

Воплощая в жизнь замыслы режиссера и сценариста, специалисты данного профиля используют различные композиции фактуры, света и цвета кадра, находя креативные решения каждой отдельной сцены и достигая ее максимальной экспрессивности. Профессия кинооператора не любит случайных людей и наличие/ отсутствие у абитуриента того особого художественного вкуса, творческих способностей, позволяющих находить оптимальное решение оформления каждой сцены выявляется уже на этапе сдачи вступительных испытаний, в качестве которых выступают следующие:

  • русский язык;
  • физика;
  • литература (профильный).

Приоритетным экзаменом, от результатов которого во многом будет зависеть зачисление Вас на обучения, выступает творческий экзамен по фотосъёмке, а также собеседование, направленное на выявление общего культурного уровня абитуриента.

Кто работает в команде с кинооператором

В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

  • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
  • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
  • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
  • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.

Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком

И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт. Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д

Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.

Роджер Дикинс

Один из самых известных операторов Голливуда. Первый кинооператор, получивший звание командора ордена Британской империи.

Родился в 1949 году в городе Торки, Великобритания. Обучался в Национальной школе кино и телевидения.

С 1975 года снимал документальные фильмы для английского телевидения. Иногда ему приходилось очень тяжело. Например, он девять месяцев провел в кругосветном путешествии на яхте и попал под минометный огонь в Эфиопии, когда там шла гражданская война.

Известность к Роджеру пришла после фильма «1984» режиссера Майкла Андерсона. С 1990 года работает в основном в США. После выхода черной комедии «Бартон Финк» начинает сотрудничество с режиссерами братьями Коэн . С 1995 года более десятка раз номинировался на премию «Оскар», но победить удалось только в 2018-м — за фантастический фильм «Бегущий по лезвию 2049».

Оператор фильмов:

  • «Фарго»;
  • «Бартон Финк»;
  • «Время»;
  • «Серьезный человек»;
  • «Большой Лебовски».

Каким должен быть оператор

На такой вопрос можно ответить, если знать, какова специализация оператора. К разным операторам предъявляются разные требования.

Они сильно отличаются друг от друга:

  • у оператора производственных установок должно быть техническое образование и доскональное знание принципов, по которым работает оборудование;
  • от оператора ПК ожидается отличное умение пользоваться стандартными офисными программами;
  • оператору на складе вменяется в обязанность хорошо знать и уметь работать с бухгалтерским программным обеспечением;
  • кинооператор обязан закончить ВУЗ и знать все нюансы в своей нише.

Чаще всего от операторов ожидается, что они будут проявлять уравновешенность и исполнительность.

Важными качествами также являются:

  • организованность;
  • внимательность;
  • требовательность к себе;
  • усидчивость;
  • хорошая память;
  • развитая моторика рук.

При работе с людьми приветствуется доброжелательность и тактичность.

Люди и проекты, которые нас вдохновляют

— Какие из недавних, современных проектов в кино вас удивили, вдохновили?

— Я так много фильмов смотрю, что сразу все и не вспомнишь. Тем не менее…

Из зарубежного я отмечу проект Аpple TV из серии альтернативной истории о космической гонке между Советским Союзом и США. Проект называется «Ради всего человечества». Очень интересный телевизионный сериал. Ярко снят, плюс у него впечатляющий сценарий с такими деталями, которые особенно понравятся любителям космической тематики.

Второй зарубежный проект, который отмечу, — «1917». Это работа одного из величайших операторов современности Роджера Дикинса в фильме режиссера Сэма Мендеса.

Теперь об отечественных проектах. Я хоть и 22 года работаю в этой индустрии, но сохранил способность смотреть фильмы глазами зрителя. И для меня как для зрителя открытием и приятным удивлением стал фильм «Спутник». Это science-fiction и немного ужасы. Дело происходит в Советском Союзе, но фильм современный. Я очень удивлен операторской работой, она очень необычная для российского кинематографа — в России так редко снимают. Даже, пожалуй, никогда так не снимают. Получилось очень красиво. И вдохновляюще. Киноволшбество случилось.

Беседовал Владимир Королев

Хочу стать фильммейкером. С чего начать?

Новички в профессии начинают с создания короткометражных фильмов. Именно короткий метр позволяет заявить о себе и своем творчестве, сэкономить на бюджете, набраться опыта. А в случае успеха получить шанс на финансирование собственного большого кино.

С короткометражек начинали Стивен Спилберг и Крис Нолан, Мартин Скорсезе и Дэвид Линч. Но еще до создания короткого метра современный фильммейкер должен овладеть многими навыками и умениями.

Выше мы уже упоминали о четырех главных составляющих любого кино: написании сценария, собственно съемке, режиссуре и продюсировании. Так вот, по мнению многих известных кинодеятелей, в основе всегда лежит сценарий – то, на чем завязано все остальное. Это идея, воплощенная в тексте, где подробно расписаны все моменты: выбор героя, места действия, диалоги; и то, как через эти детали выражается основная мысль проекта, что именно хочет донести автор.

Степень: Кинооператор. Педагог Телеоператор. Педагог

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Профессиональная деятельность кинооператора представляет собой синтез творческой составляющей фильма или постановки с его техническими аспектами. Специалисты данного направления в буквальном смысле рисуют высокохудожественное произведение посредством света, осветительных приборов. Развитие науки и техники приводит к появлению и широкому использованию в кинематографе современного оборудования, оперирование которыми входит в задачи целой команды, а управление этой командой, в свою очередь, является главной задачей кинооператора. Именно он решает, что показать в следующем кадре, он же решает и каким образом это сделать. Применяя в своей работе достижения отечественного и мирового кинематографа, вырабатывая свой собственный, уникальный и неповторимый стиль, кинооператор становится настоящим художником фильма, создавая образ постановки, обеспечивая единство сцен и кинокадров, оформляя внутренне содержание дискурса и выгодно оттеняя игру актеров.

Какие бывают операторы и в чем состоят их обязанности

Работают операторы во многих компаниях, занимающихся различной деятельностью. Эти специалисты встречаются в складских помещения и промышленных цехах, в киностудиях и в call-центрах, а также без них на обойтись на фабриках и заводах.

Что делает оператор на производстве

Существует оператор:

  • прокатного стана. Обслуживает оборудование и контролирует технологические процессы;
  • инкубатория. Следит за технологией процесса появления яиц;
  • по производству металлических изделий. Налаживает и обслуживает металлообрабатывающее оборудование, следит за качеством изготовляемой продукции.

Есть также операторы, задачей которых является работа на компьютерах.

В их обязанности входит:

  • обработка различной документации (счета, накладные, электронные письма, заявки от клиентов;
  • следить за информационной базой;
  • ведение и архивирование документов;
  • составление и оформление отчетов;
  • работа с оргтехникой.

Многие из нас регулярно являются клиентами сбербанка, многофункциональных центров, посты России. Так вот там тоже трудятся операторы.

Эти служащие предоставляют населению такие услуги:

  • прием платежей;
  • работа с переводами денег, письмами и почтовыми отправлениями;
  • продажа почтовой продукции (марки, конверт, газеты, журналы).

Бывают операторы, деятельность которых можно назвать творчеством. Это радиооператоры, от их мастерства зависит качество музыки и звука, видеооператоры, снимающие праздничные мероприятия, телеоператоры, без которых не обойтись при съемке телевизионных фильмов и программ.

В обязанности кинооператора входят такие обязанности:

  • подборка цвета;
  • грамотное выставление угла съемки;
  • выбор масштаба изображения и композиции кадра.

И, конечно, всем нам знакомы операторы, трудящиеся в call-центрах. Они отвечают на вопросы граждан и принимают самое непосредственное участие в решении вопросов, которые лежат в области их компетенции.

Направление: Творческие профессии

Кинооператор — очень важный специалист в области съемки кинофильмов, который обычно находится в тени славы режиссера, в то время как проделывает колоссальную работу, необходимую для съемки фильма не просто с технической, но особенно с художественной стороны.

Профессия кинооператора скорее мужская, чем женская, так как кроме всего прочего ему приходится обращаться с камерой, которая зачастую достаточно тяжелая, а также проделывать всякие «каскадерские трюки» при съемках, ведь чтобы добиться нужного эффекта иногда приходится очень потрудиться. Также нужна хорошая физическая подготовка для командировок, съемок ночных кадров и долгих часов ожидания необходимых световых эффектов на природе.

Кинооператор совмещает в себе художественную и техническую составляющие фильма. Он буквально рисует фильм с помощью света, работая подчас с таким огромным количеством осветительных приборов, что они могут занимать в несколько раз большую площадь, чем сам снимаемый кадр. Всеми этими приборами оперирует целая команда, которой руководит кинооператор, а для этого ему также необходимо обладать высоким управленческим потенциалом. Режиссер решает, что показать в очередной сцене, кинооператор же решает, как это показать, и решает это на практике. То есть, по сути, он является художником фильма. Хорошо зная примеры из классики истории кино, живописи и художественной фотографии, а также выработав свой собственный художественный почерк, кинооператор отвечает за образ фильма, художественное единство всех кинокадров и сцен, зрительное впечатление, оставляемое им, ведь иногда достаточно посмотреть пару далеко не самых узнаваемых кадров, чтобы понять, из какой они кинокартины. С помощью композиции, цвета, света и фактуры кадра, кинооператор помогает проявить все замыслы сценариста и режиссера, а зачастую и сам находит креативное решение той или иной сцены и достигает максимальной ее выразительности. В своей работе кинооператор использует самые неожиданные вещи для того чтобы создать эффект дождя, когда дождя нет, эффект теней проносящихся мимо деревьев в вагоне поезда, когда на самом деле сцена снимается в помещении, красивый эффект света луны, когда за окном день. А чего стоят одни только ночные съемки, когда ни в коем случае не нарушая впечатления кромешной тьмы, задуманной по сценарию, необходимо отделить киногероев от фона и, кроме того, показать их эмоции. Зритель не должен догадаться, что за кадром, который он видит, находится огромное количество всяких приборов и ухищрений, он должен думать, что вся красота, происходящая перед его глазами, естественна и все так и было на самом деле.

Кинооператор принимает самое активное участие на стадии монтажа фильма, следя за качеством проделанных монтажных работ и цветокоррекции

На этом этапе важно не потерять ни один художественный эффект, работающий на образ всей картины. Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом

Чтобы работать кинооператором, необходимо иметь художественный вкус, чувство стиля, композиции и цвета, креативное мышление, уметь руководить людьми, обладать высокой трудоспособностью и физической подготовкой, а также быть увлеченным своим делом.

Мы любим свою работу!

Как здорово, что мы все занимаемся делом, которое мы любим. Этот момент дорогого стоит и далеко не со всеми случается

Но хотелось бы обратить ваше внимание на то, что этой нашей любовью зачастую пользуются нечистоплотные работодатели. Мы стесняемся лишний раз напомнить о деньгах — вроде как искусством занимаемся, чистым творчеством — о деньгах тут говорить вроде бы неприлично

Да и вообще деньги брать за это неловко — как брать деньги за любовь. Нет, друзья мои, запомните раз и навсегда — деньги — это важнейшая часть вашего трудового соглашения! Да, вы продаете свои навыки, квалификацию, свою любовь к делу. С этим надо смириться и не стесняться вести разговор в этой плоскости. Я видел специалистов, которые получали в течение десятилетий одну и ту же зарплату, потому что у них не поворачивался язык поговорить о деньгах. При этом их коллеги рядом при прочих равных получали в три раза больше. Не бойтесь поднимать тему денег в разговоре с продюсером! Пожалуйста! И будьте востребованы, богаты и счастливы!

Особенности профессии

Обычно режиссёр занимается следующим:

  • Выбирает сценарий (зачастую сам его пишет или участвует в написании); 
  • Определяет общий художественный стиль фильма; 
  • Руководит работой художников (по костюмам, декораторов и пр.);
  • Отбирает актёров;
  • Руководит актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств; 
  • Руководит работой операторов; 
  • Руководит монтажом фильма. 

В современном кинематографе важную роль играет продюсер. И в некоторых случаях он определяет и концепцию будущего фильма, и его стилистику, исходя из коммерческих соображений. Поэтому можно сказать, что в современно кино существуют два направления: режиссёрское (авторское) кино и продюсерское.

Яркие мировые образцы современного режиссёрского (авторского) кино – в творчестве Федерико Феллини, Фраунса Трюффо, Вуди Аллена, Ингмара Бергмана и др.

В советском кинематографе: Андрей Тарковский, Кира Муратова, Динара Асанова, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия и др. 

В современном отечественном: Лариса Садилова, Геннадий Сидоров и др. 

Кино можно поделить на три основных жанра: игровое кино, документальное и анимационное (мультипликация). Для каждого из них – своё направление режиссуры. Родоначальником игрового кино считается режиссер Жорж Мельес, а документального –  Братья Люмьер.  Инженер-самоучка Эмиль Рейно – создатель первого мультфильма.

До появления звукового кинематографа основной задачей режиссера игрового кино была постановка смешных положений и пантомимы (Чарли Чаплин, Бастер Китон, Сергей Эйзенштейн). В крупных планах присутствовала преувеличенная выразительность, максимально выразительной была и пластика актёров. 

Звук привнёс в кино новые возможности: сложные диалоги, музыкальное сопровождение и пр. Фильмы стали более реалистичными. Следующим этапом на этом направлении стало появления цветной плёнки. А в последние годы – технологии 3D. («Аватар» Джеймса Кэмерона и др.) Однако новые изобретения не отменяют главного: человек идёт в кино за сильными чувствами. Кино – это выразительный способ показать интересную историю. И у каждого режиссёра – свои средства выражения. 

Оператор-постановщик

Оператор-постановщик — одна из самых важных фигур на съёмочной площадке. Его первостепенная задача — воплотить на экране режиссерское видение и идею фильма, донести до зрителя эмоциональную окраску каждого эпизода. Для этого используются различные технические приёмы: хитрые ракурсы, смены точек зрения, колористические и светотональные решения. Например, ракурс снизу вверх расширяет плечи героев и придаёт основательности и решительности, а эффект «голландского угла», т.е заваленного горизонта, создаёт у зрителя ощущение тревоги и дискомфорта. Изменчивая перспектива объектов даже способна создать иллюзию медленного впадения в безумие. Получается, что оператор-постановщик умеет управлять эмоциональным состоянием зрителей, достигая необходимого эффекта для замысла режиссера.

Работа оператора-постановщика требует глубокого понимания материала, с которым ему придётся работать. Подготавливаясь к съемке фильма или ролика, оператор-постановщик работает над сценарием вместе с режиссёром и художником, пытаясь спланировать, как раскрыть творческий замысел режиссера. Именно на его плечи ляжет выбор мест съемок, утверждение эскизов и визуального стиля будущего фильма, проработка освещения и портретов персонажей. Будут ли персонажи ролика органично смотреться в кадре, как на них будет падать свет, как и когда будут использованы визуальные эффекты и музыка — всё это зависит от решений оператора-постановщика.

Рекламный ролик о финансовой компании Wellmax

Не стоит забывать и о технической работе оператора-постановщика. Здесь на его плечи также ложится огромная ответственность. Необходимо выбрать тип и количество камер, проработать схему их движения, подобрать осветительную аппаратуру и оптические приборы

Фактически, он является вторым человеком по важности на съемочной площадке и руководит работой всей операторской группы

Не путайте должность оператора-постановщика и оператора. Оператор — ближайший помощник оператора-постановщика, так же руководящий ассистентом оператора и другим техническим персоналом. Может самостоятельно проводить съёмки в павильоне и натуре при поручении оператора-постановщика. Отвечает за техническое качество изображения, комплектацию съёмочной техники, испытание аппаратуры, плёнки, фильтров и всего остального.

Таким образом получается, что профессия оператора-постановщика требует и художественного вкуса, и технических знаний и навыков. Люди этой профессии мыслят зрительными образами и воплощают их на экранах, используя магию освещения и видеоаппаратуры.

Кадр со съемок имиджевого ролика для Трубодетали

Когда вопрос касается видеороликов, не стоит думать, что ответственность и вклад оператора-постановщика уменьшаются, раз по времени они короче. Наоборот, ведь всего за несколько минут ему необходимо передать зрителям всю информацию, которую хочет донести режиссёр, договориться о местах съёмки и одобрить сопроводительную музыку. Всё это требует знаний, глубокого понимания процесса работы и, конечно, таланта. Ведь от качества операторской работы зависит успех всего видеоролика.

Посмотрите, что такое качественная операторская работа на примере наших рекламных видеороликов и корпоративных фильмов. Мы используем динамические камеры, продумываем освещение и композицию, а главное — всегда вкладываем в ролики душу.

Кто нужен на киностудии

Если не брать во внимание «ключевых действующих лиц», кто исполняет главные и второстепенные роли и, конечно же, режиссеров, в список вакансий входят:

  • администратор по площадке;
  • фотографы;
  • сценаристы, редакторы, композиторы;
  • исполнители трюков, пиротехники;
  • хореографы;
  • ассистенты оператора;
  • гримеры, костюмеры, визажисты, стилисты, декораторы.

Мне несколько раз приходилось работать в группе сценаристов в юмористических проектах.

Сразу скажу, что этот процесс действительно затягивает, но со временем приходит понимание, что, либо должно быть призвание и тогда процесс поиска новых идей существенно упрощается, или это превращается в нескончаемую гонку, когда ты находишься на грани морального истощения.

За месяц с лишним мне тогда удалось заработать 50 тыс. р.

Телеоператор

Телеоператор – человек, который чувствует и передает изображение зрителю. Именно он выбирает и представляет самые интересные материалы для аудитории. Профессия кинооператор охватывает широкий спектр программ: новости и спортивные события, документальные фильмы, телесериалы, студийные программы и даже музыкальные клипы.

Этот профессионал несет ответственность за запись различных эпизодов с помощью видеокамеры для телевизионных программ или фильмов. Оператор может работать с цифровыми, электронными или пленочными камерами в самых разных условиях. Иногда это находится внутри студии, а иногда и на открытом воздухе, в зависимости от программы.

Данная профессия имеет широкий круг обязанностей. Телеоператор работает в команде с режиссером и корреспондентом, чтобы определить максимально точное видение картинки. Но случаются ситуации, в которых оператору приходится справляться самостоятельно, поэтому здесь необходимо тщательно отработанное мастерство

Креативность, хорошие визуальные навыки, внимание к деталям – все это позволяет стать профи в своем деле

Специалисту необходимо самостоятельно осуществлять сборку и настройку оборудования, планирование различных ракурсов, решать проблемы, связанные с техническими или практическими вопросами. Оператор является достоянием любого телевизионного или кино-проекта, поскольку его усилия часто могут быть ключом к успеху. Оператор должен быть очень внимателен к деталям и способен действовать быстро и эффективно.

Курс операторского мастерства в Высшей Школе Кино и Телевидения «Останкино» помогает приобрести профессиональные знания, либо улучшить уже имеющиеся. На лекциях и практических занятиях учащиеся знакомятся с такими техническими аспектами, как составление кадра, движение камеры и работа с освещением.

Также, в процессе обучения присутствует стажировка. Операторам необходимо будет экспериментировать и использовать полученный опыт в условиях, максимально близким к реальным ситуациям. Обучающиеся будут развивать свои навыки на всех крупных телевизионных и кино-студий под чутким наблюдением профессионалов.

Отличительная особенность высших операторских курсов заключается в том, что на всех занятиях учащиеся проходят практику с профессиональной техникой последней модели, что позволяет обучению идти в ногу со временем.

По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по выбранной специальности.

Особенности профессии телеоператора

Профессия оператора находится на стыке искусства и техники. С одной стороны кинооператор или телеоператор должен реализовать замысел режиссера, работая совместно с художниками по костюмам и декорациям. С другой стороны, он должен правильно подобрать технику и методы обработки изображения для получения нужного результата.

Работа оператора не имеет привязки к определенному месту. Съемки могут проходить в студиях, павильонах или, зачастую, на открытом воздухе, в любую погоду.

Кроме этого, оператору часто приходится работать над менее зрелищными, но очень важными спецэффектами: устраивать на съемках дождь в солнечную погоду, снег в середине лета, помогать зрителю «видеть» в темноте и т.д.

Профессиональные инструменты телеоператора:

  • камеры (как ручные, так и подвижные);

  • операторские тележки;

  • оборудование для монтажа.

У профессии кино- и телеоператора, несомненно, есть будущее. Роль визуального наполнения в настоящее время постоянно растет. Видеоматериалы уже вышли за пределы одних лишь телевизионных программ или киноиндустрии. С развитием интернета и все повышающимися требованиями к качеству видеоряда потребность в специалистах в данной сфере только увеличивается.

В будущем ожидается осуществление все большего количества спутниковых трансляций, появление небольших телеканалов с профильными тематиками. Будут и дальше развиваться мультиэкранные технологии.

Это означает постоянный спрос на профессию оператора на ТВ или кинооператора. Однако же с постоянным развитием технологий, увеличиваются и требования, предъявляемые к специалистам. Оператор должен будет постоянно быть в курсе последних обновлений, уметь пользоваться самыми актуальными инструментами съемки, знать основы программирования.

Конечно же, оператор не может выполнять свою работу в одиночку. У него есть ассистенты, помогающие ему в рутинной работе записи многочисленных дублей, составлении списка сцен, которые надо отснять. Специальные операторы принимают участие в работе, когда необходимы комбинированные съемки. Помощники оператора следят за перемещениями операторской тележки на съемках.

Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Роберт Ричардсон

Роберт Ричардсон получил «Оскара» за «Авиатора» и «Хранителя времени» Мартина Скорсезе и за исторический триллер Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», а также снял все фильмы Тарантино, начиная с первого «Убить Билла» («Однажды в… Голливуде» – в их числе). Но его главная заслуга – не послужной список, а недюжинная профессиональная смекалка. Если и говорить об авторском почерке Ричардсона, то речь пойдет не о любимых приемах, оптике и цветовой гамме, а об умении и готовности изобретать велосипед в каждом новом проекте. Разные исторические периоды в «Авиаторе» он снял, используя характерные для них пленку и обработочные материалы. Для «Омерзительной восьмерки» он возродил сверхширокий и сверхдорогой пленочный формат Ultra Panavision 70 – в пику всепроникающей цифровизации и сериализации кино. При этом новейшие технологии подчиняются ему так же покорно: рождественская сказка «Хранитель времени» – одна из немногих картин, оправдывающая существование гнусного 3D.

Кстати, сравните наш рейтинг фильмов Квентина Тарантино со своим собственным.

«Бесславные ублюдки»
2009

«Джанго освобожденный»
2012

«Авиатор»
2004

«Омерзительная восьмерка»
2015

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре или докторантуре позволит Вам совершенствовать теоретические и практические профессиональные знания, умения и навыки. Чаще всего преподавателями в вузе выступают люди, за плечами которых многие годы успешной работы над фильмами, соответственно, написание магистерской диссертации представляет собой не только оптимальный способ формирования научной компетенции, но и интеграцию опыта выдающихся деятелей сферы кинематографа с собственной техникой работы

Диплом магистра позволит Вам осуществлять профессиональную деятельность за пределами России, а принимая во внимание творческий характер работы кинооператора и разницу в оплате труда, данный фактор является важным аргументом в пользу обучения в магистратуре

Ассистенты разного толка

Не один съемочный процесс не обходится без помощников того или иного специалиста.

Если есть желание подработать и при этом нет профильного образования, нужны деньги для оплаты учебы или хочется узнать все тонкости профессии изнутри, то вакансии ассистентов стоит рассмотреть повнимательнее.

Итак, что для таких соискателей предлагает киноиндустрия? В первую очередь поисковик выдает ссылки, где указан ассистент оператора или первый помощник оператора.

Как второй человек на площадке с множеством обязанностей, зарплата такого сотрудника в среднем 30-35 тыс. р.

Это, безусловно, не голливудский размах, а российская действительность, поэтому все гораздо скромнее. Все зависит от бюджета картины, так сказать, престижа.

Аналогичные ставки публикуют для ассистента режиссера-постановщика.

Кажется маленькая, но на самом деле очень значимая должность – второй ассистент оператора. Если не вдаваться в детали, то это всем известный «хлопушечник», который вступает в дело перед каждым дублем.

Еще одно интересное предложение из этой же серии – ассистент художника-гримера. Рутинная работа быть подмастерьем, поддерживать внешний вид актеров на площадке.

Все те же задачи с одной лишь разницей, что дело касается создания визуального образа персонажей, входят в обязанности ассистента художника по костюмам.

Если не образование, то соответствующие навыки и знания здесь точно нужны, зато есть возможность совмещать несколько проектов или постановок.

Обогатиться таким образом вряд ли получится – предлагают 11-80 тыс. р., но на практике выходит примерно 45 тыс.

Нюансы фильммейкинга

Создание кино подразумевает четыре основных этапа, без которых появление кино просто невозможно.

  1. Авторская работа. Сценарист генерирует идею, продумывает, какие эмоции зрителя он хочет зацепить, что желает донести своим кино, какую мысль ставит во главу угла. Придумывает все и записывает.
  2. Съемка. Оператор переносит в видеоряд записанное и придуманное.
  3. Режиссура – контроль всего процесса, пути реализации идеи от текста до видео.
  4. И есть то, что делает этот процесс реальным – продюсирование. Продюсер находит деньги для воплощения идеи, решает, что будет с фильмом дальше, придумывает рекламу.

В большом кино эти четыре этапа выполняет группа людей. Для фильммейкинга характерно, что все процессы проходят при участии одного мастера. Можно, конечно, делегировать часть заданий. Многое зависит от бюджета. Но сама идея в том и состоит, что автор сам придумывает, сам пишет сценарий, сам снимает, монтирует и презентует.

Главный нюанс фильммейкинга в том, что один человек может создать качественное видео. Но для этого требуется обладать широким спектром навыков. Нужно, например, знать, как работает пространство и освещение, как выбрать героя, чтобы он отвечал режиссерским ожиданиям, как правило золотого сечения помогает выставить кадр. И еще много-много специфичных деталей кинематографа.

Если вы любите снимать видео, вам нравится с помощью камеры передавать настроение и мысли, вы готовы хоть сейчас исколесить полгорода в поисках подходящей натуры, вам в кайф придумывать идеи и воплощать их в движущихся картинках, вы грезите о лаврах Тарантино или Альмодовара – профессия точно для вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector