«аватар»: фильм, который изменил мир
Содержание:
- Интересные факты[]
- Пути вызова Состояния[]
- Появление Аватара
- Дисциплины одновременно
- «Аватар»: как снимали инопланетян
- Связанная продукция
- Создание
- Культурные влияния
- Примечания[]
- Виртуальная планета
- Затронутые темы и критика[править]
- Мир[править]
- Приговор человечеству
- Идентификация Джейка
- Что такое аватар?
- Пока ты спал
- Интересные факты
- Предположения и размышления
- Аватары
Интересные факты[]
- В отличие от версии для Android, в этой игре язык На’ви сильно искажен: в частности, многие имена персонажей содержат звуки, которых в их языке быть не может.
- Практически во всех игровых локациях доступна смена дня и ночи: примерно через полтора-два часа игрового времени наступают сумерки, а за ними и ночное время суток, на период которого флора и фауна Пандоры начинают ярко биолюминесцировать. Исключениями являются «Адские Врата», Равнины Голиафа, Ва’ера Рамунонг и Охотничья лощина: в этих локациях ночь не наступает никогда.
- В игре встречается несколько уникальных животных, отличающихся окраской от сородичей: в Ксания Тау можно встретить фиолетовых бронезверей, в Охотничьей лощине обитает синий шестиног, в Ва’ера Рамунонг водится белый змееволк галактонотус, а в Торука На’ринг находится труп красного титанотерия.
- Также во многих локациях имеются свои растения, которые не встречаются за её пределами: например, только в Суотулу произрастает кошачье ухо, дандетайгер не встретишь за пределами Ва’ера Рамунонг, и лишь в Торука На’ринг можно увидеть скрученную лилию.
Пути вызова Состояния[]
Эмоциональное или принуждённое
Когда под влиянием сильных эмоций Аватар входит в Состояние, он становится злым. («Пустыня»)
Когда состояние Аватара не контролируется и вызывается путём переживания сильных эмоций или угрозы, глаза и рот (а в случае мага воздуха — еще и татуировки) светятся постоянно и духи прошлого направляют эту энергию и свои знания через тело Аватара. Таким образом Аватар использует Состояние бессознательно и неконтролируемо. Року описал это как «защитный механизм». Так Состояние используется рефлекторно, а затем постоянно. Неопытный или молодой Аватар, по-видимому, не может взять под контроль всю энергию, что ему посылают духи прошлого. Он также и не помнит ничего.
Путём открытия чакр
Состояние Аватара можно контролировать путём открытия всех cеми чакр мага. Тогда глаза и рот (а в случае мага воздуха — ещё и татуировки) светятся на мгновенье, и духи прошлого направляют энергию и свои знания через тело Аватара. Но Аватар берёт лишь столько энергии, сколько ему необходимо, что позволяет ему её контролировать и не впадать в неконтролируемое состояние. Это увеличивает силу, позволяя Аватару не устать. Но открыть свои чакры и овладеть Состоянием нелегко, так как это уже сознательное использование, а не инстинктивное. Овладение Состоянием Аватара определяет, насколько Аватар «полностью осуществлённый» — абсолютный.
Объединение сил Аанга и Ла.(«Осада Севера, часть 2»)
Вследствие объединения сил
Состояние Аватара вызывается также с помощью другого духа, то есть — объединение сил. Это было продемонстрировано Аватаром Аангом в серии «Осада Севера, часть 2», когда он слился с духом Океана, Ла. Созданное существо — Коизилла — отлично справилось с защитой Севера, пока на небо не вернулся дух Луны, Туи.
Появление Аватара
Во времена, предшествовавшие Аватару, люди не рождались со способностями к стихиям, а ненадолго получали их от древних львов-черепах. Разделения на четыре народа не было, так как группы людей жили обособленно, селясь на спинах львов-черепах, владеющих силой стихий, и не знали о существовании других племён. («Начало, часть 2»)
Некоторые люди проникали в мир Духов через порталы духов, которые в те времена были открыты, и путём медитации находили в себе способности к управлению энергией своего тела. («Свет во тьме»)
Мир людей и мир Духов защищала Рава, дух света и гармонии, удерживавшая духа тьмы и хаоса Вату. Поэтому время до Аватара называется также эпоха Равы.
Примерно в 9830 году ДГ Рава и Вату оказались отделены друг от друга по вине молодого покорителя огня по имени Ван. Этот человек был первым и единственным из людей своего племени, кто покинул льва-черепаху, вступил в тесный контакт с духами, усовершенствовал способ покорения огня и прошёл расстояние, разделявшее львов-черепах. Ван вмешался в противостояние Равы и Вату, считая, что оно подвергает опасности окружающих, и в итоге освободил духа тьмы. Впоследствии, желая исправить свою ошибку, Ван обратился к львам-черепахам с просьбой дать ему силу других стихий, чтобы он помог Раве вернуть контроль над Вату. Рава согласилась принять его помощь и, в свою очередь, помогла ему овладеть стихиями воздуха, воды и земли. Год спустя, во время Гармонического сближения, они вместе сразились с Вату. Рава вселилась в Вана, чтобы дать ему возможность использовать все четыре стихии одновременно. Благодаря энергии порталов Духов дух Равы оказался навечно привязан к душе Вана, тем самым создав дух Аватара, и это позволило им одолеть Вату.
Став хранителем воплощения света, Ван разделил людей и духов, выселив духов из материального мира и закрыв порталы. Люди переселились со львов-черепах, образовав четыре народа, названные согласно стихиям, полученным от львов-черепах: Воды, Земли, Огня и Воздуха. Ван определил роль Аватара в мире: поддерживать равновесие мировых сил, быть посредником («мостом») между людьми и духами, учить разные племена людей мирному взаимодействию друг с другом и разрешать конфликты. Это было целью его жизни и стало предназначением всех последующих Аватаров. После смерти Вана дух Аватара переродился в одном из людей Народа Воздуха, а после смерти второго Аватара стал воплощаться в других народах в порядке соответствия их стихий с временами года. Благодаря Раве Аватары получали способности к владению четырьмя стихиями и память о своих предыдущих воплощениях.
Дисциплины одновременно
Аватар Аанг использует одновременно все четыре вида магии в борьбе против Озая. («Комета Созина, часть 4: Аватар Аанг»)
Аватары способны в одно время использовать больше одной стихии, если их изучили. Впервые это продемонстрировал Аанг в серии «Истории Ба Синг Се». Тогда он создавал зоопарк, одновременно подымая землю и используя воздушный скутер. Также, если предположить, что для управления облаками используется магия воды и магия воздуха, то больше одной дисциплины Аанг использовал для создания прикрытия для Аппы, когда они пролетали над землями Огня. Хотя, возможно, ему помогала Катара. Ну и, бесспорно, ярче всего Аанг показал использование всех четырёх элементов в борьбе против Озая («Комета Созина, часть 4: Аватар Аанг»). Он создал вокруг себя сферу из воздуха, а вокруг — орбиты из камней, воды и огня.
«Аватар»: как снимали инопланетян
Режиссёр хотел, чтобы инопланетяне и люди сосуществовали в кадре и выглядели одинаково реалистично. На меньшее он был не согласен. Когда в середине 2000-ых, после «Полярного экспресса» и «Властелина колец» технология motion-capture прочно укрепилась в широком кинематографе, Кэмерон понял, что его идеи, наконец-то, могут быть воплощены на большом экране.
Появление на больших экранах Голлума доказало, что воплощение задумки Кэмерона возможно
Актеры носили особые костюмы с датчиками, их действия фиксировали 120 камер
«Аватар» – фильм, который более чем наполовину состоит из компьютерной графики. И, пожалуй, самая удивительная его часть – это именно персонажи. Внешности инопланетной расы на’ви было уделено немало внимания. Кэмерон привлек десятки художников, поставив перед ними задачу разработать концепт-арты и определить, как будут выглядеть эти воинственные гуманоиды. Творческий поиск начался с зарисовок с классическими инопланетянами с овальными вытянутыми головами и раскосыми глазами. Однако, этот облик вовсе не соответствовал основному посылу фильма.
Первые концепты внешнего вида обитателей Пандоры
Захватнической, «злой» силой в «Аватаре» выступал человек, а на’ви должны были вызывать зрительскую симпатию и сопереживание. После длительных поисков, художники нашли баланс между животными чертами во внешности и общей «очеловеченностью» инопланетной расы, и мы получили необычных и привлекательных персонажей с детально проработанной внешностью.
Большая часть съёмок происходила в интерактивном павильоне с более чем сотней видеокамер, которые были расположены по всему периметру помещения и работали одновременно. Актёры, как и полагается для motion capture, были одеты в маркерные костюмы со множеством датчиков, регистрирующих каждое их движение
Кэмерону было важно, чтобы эмоции компьютерных персонажей тоже были воссозданы с максимальной точностью. С этой целью были разработаны шлемы со встроенной мини-камерой с широкоугольным объективом
Именно эта технология позволила добиться убедительной мимики на’ви.
Карбоновые шлемы с закрепленной на них камерой позволяли точно фиксировать эмоции актеров
Связанная продукция
Книги и комиксы
В «Хрониках» повествование ведётся от лица главных персонажей.
По мотивам сериала было выпущено несколько книг. Во-первых, это традиционные для американского рынка новеллизации, представляющие собой пересказ событий сериала. В 2006-2007 годах были выпущена серия книг «Утерянные свитки» — новеллизации первой Книги, а в 2007-2008 годах — «Хроники Царства Земли», являющиеся новеллизациями второй Книги. По третьей Книги была выпущена только одна книга — новеллизация финальных серий. Она называлась «Комета Созина: Финальная битва». Кроме новеллизаций, были изданы серия книг-игр по мотивам сериала, специальный выпуск в серии книг Ready-to-Read, среди которых была оригинальная история «Напиток любви №8», и несколько книг в жанре фильм-манги.
В 2010 году началось сотрудничество Nickelodeon с компанией Dark Horse Comics. Вместе они издали красочный артбук по сериалу, в котором были собраны эскизы и наброски, иллюстрирующие процесс создания сериала, а также комментарии Майкла и Брайана.
В 2011 году Dark Horse Comics выпустила 240-страничный сборник комиксов. Он содержал как комиксы, выпущенные ранее вместе с DVD и в журнале Nickelodeom Magazine, так и абсолютно новые работы. Комиксы по Аватару созданы разными авторами и художниками, поэтому сильно отличаются по внешнему виду и сюжету. Часть комиксов, заполняющих пробелы между Второй и Третьей Книгами сериала, считаются каноническими.
Видеоигры
Аанг сражается с Зуко в игре «Bending Battle».
- Основная статья: Видеоигры.
В октябре 2006 года компания THQ выпустила первую игру по мотивам сериала. Затем она создала ещё две видеоигры. Каждая из них следовала за событиями одного из сезонов сериала, но имела свой оригинальный сюжет. Несмотря на довольно прохладные отзывы, эти игры имели коммерческий успех, а первая игра получила статус «Greatest Hits» от Sony CEA.
Сам Nickelodeon сосредоточился на выпуске онлайн мини-игр, в которые можно было поиграть на официальном сайте сериала. Самой успешной из этих игр стала «Rise of the Phoenix King», которая была выпущена одновременно с финалом сериала и за три дня собрала 815 000 посещений. Персонажи сериала также поучаствовали в нескольких играх-кроссоверах, где их можно увидеть вместе с другими персонажами Nickelodeon.
DVD
- Основная статья: Аватар: Легенда об Аанге (DVD).
В США была выпущена целая серия DVD, каждый из которых содержал по 4-5 серий сериала, а также разнообразные дополнительные материалы. По итогам сезонов издавались полноценные сборники, содержащие все серии сезона. Также было выпущено полное издание со всеми сезонами сериала и коллекционное издание первой Книги.
В России в были выпущены все отдельные DVD.
Игрушки
- Основная статья: Аватар: Легенда об Аанге (игрушки).
Компания Nickelodeon запустила в продажу несколько серий пластмассовых фигурок и серию плюшевых игрушек. Совместно с компанией LEGO были изданы два набора конструкторов, в которых были и фигурки главных персонажей.
В 2006 году компания Upper Deck Entertainment предприняла попытку запустить коллекционную карточную игру по сериалу. Однако игра не снискала популярности и был выпущен только один набор карт.
Другое
В рамках рекламной кампании в парке аттракционов Kings Island был открыт аттракцион (тип «лодочка»), названный Avatar: The Last Airbender. В настоящий момент он уже переименован в Surf Dog. Весной 2008 года в торговом центре Mall of America, Блумингтон, штат Миннесота, в парке аттракционов Nickelodeon Universe были открыты американские горки с названием Avatar Airbender.
Кроме вышеперечисленного, сериал имеет свою собственную линию сторонней продукции, среди которой есть одежда, наборы значков, паззлы, наклейки и прочее.
Создание
«Аватар» был моим самым длинным и самым сложным проектом» — так о своем детище говорит Джеймс Кэмерон. Режиссер посвятил картине без преувеличения всю жизнь. Те или иные заготовки для футуристического фильма о столкновении некой внеземной цивилизации и людей, выступающих в роли захватчиков-инопланетян, формировались в фантазии Кэмерона на протяжении многих лет. Вдохновение режиссер щедро черпал из всей сокровищницы мировой культуры, обращаясь и к традициям индейских и индонезийских племен, и к индуистской мифологии, и к братьям Стругацким с Айзеком Азимовым, и к Стэнли Кубрику с Джорджем Лукасом. Первый вариант сценария был написан Кэмероном в середине 90-х годов. Режиссеру нетерпелось начать новый проект сразу по завершении съемок «Титаника», однако вскоре стало очевидным, что смелая фантазия опережает технический прогресс — проект пришлось отложить.
То, что время «Аватара» пришло, режиссер понял, когда увидел Голлума во «Властелине колец» — фотореалистичный персонаж, созданный с помощью технологии motion capture и встроенный в настоящее пространство, был тем самым, что отвечало значительной части требований фильма Кэмерона. Оставалось усовершенствовать эту технологию, ну а остальные придумать. В конце концов, после «Терминаторов», «Чужих», «Бездны» и «Титаника» быть первопроходцем Кэмерону привычно.
Заручившись поддержкой продюсера Джона Ландау, режиссер сформировал две команды, техническую и творческую, которые занялись предварительной подготовкой картины. На основе первых разработок в августе 2005 года был снят тестовый 37-секундный ролик, после которого 20th Century Fox дала добро на масштабный проект. Дальнейшая подготовка, включавшая продолжение технических разработок, в том числе проб 3D-съемок, завершение сценария, художественные изыскания, кастинг, тренировку актеров и т.п. потребовала еще полтора года.
Первые так называемые виртуальные съемки стартовали в феврале 2007 года и заняли с перерывами полгода. Еще полгода, с октября 2007 по март 2008, ушло на реальные съемки в декорациях. Затем год потребовался на виртуальные съемки, которые Кэмерон проводил, по сути, в одиночку бродя по специальному павильону с виртуальной камерой. И, наконец, весной 2009 года были проведены досъемки в декорациях. Параллельно почти на протяжении всего этого времени осуществлялась компьютерная обработка материала и монтаж.
Культурные влияния
Общее
Девушка в традиционной Корейской одежде.
Широкое заимствование культурных элементов из азиатских стран добавило в сериал неповторимую восточную атмосферу. Мультсериал сделан на подобие аниме, хотя таковым и не считается из-за производства в США. Также в сериале ощущается влияние китайского искусства, религий Индуизма, Даосизма, Буддизма, йоги. Одним из консультантов создателей сериала стал Эдвин Зейн, который проверял все материалы, связанные с восточной тематикой.
Почти в каждой серии можно увидеть традиционные для Востока иероглифы. Для каждого написания иероглифов использовался свой каллиграфический стиль: от архаического до обычного. Консультантом и каллиграфом для сериала выступал Люнг Сиу-Ли.
Аватар
Аватары из сериала.
Термин «Аватар» происходит от санскритского слова Avatāra (Санскрит: अवतार), что означает «воплощение». В индусской мифологии боги воплощаются в аватаров, чтобы восстановить баланс на земле в период большого зла. Китайские иероглифы, изображенные над картой, в переводе означают «божественный посланник, спустившийся в мир смертных».
Когда Аанг был маленьким ребенком, он показал, что он Аватар, выбрав четыре игрушки из тысячи других. В Тибетском Буддизме существует подобное испытание. Ребенок, выбирая вещи, которые ему понравятся, показывал, является ли он воплощением Тулку Ламы. Цитата из книги Александры Девид-Нил «Магия и тайны в Тибете»: «Множество вещей, вроде четок, ритуальных предметов, книг, чайных чашек и пр., разложены перед ребенком, и он должен выбрать те вещи, которые принадлежали последнему его воплощению».
Магия стихий
Четыре стихии сериала.
Магия мира Аватара состоит в покорении четырёх стихий, классических для большинства древних философий, но, что интересно, не для китайской философии, где таких стихий было пять. Этими стихиями являются вода, земля, огонь и воздух.
Боевые искусства
Ещё одним элементом, без которого невозможно представить себе сериал, стали восточные боевые искусства, на которых основаны магические пассы. Любой маг должен усердно трудится, что бы овладеть своей магией и совершенствоваться в ней. У каждой магии множество стилей и приемов. Все стили боев в сериале базируются на Китайских боевых искусствах. Основа каждой магии это реальный боевой стиль. В основе магии воздуха лежит стиль Ба Гуа, магии земли – Хун Гар, магии воды – Тай Цзи, магии огня — Северное Шаолиньское Кунг-Фу. В штате сотрудников есть консультант по боевым искусствам – Сифу Кису.
Примечания[]
Avatar — новая игра Ubisoft по фильму Джеймса Кэмерона. GameTech (25 июля 2007 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 26 декабря 2009.
3D-режим Avatar: The Game будет работать только на консолях с HDMI-выходом. GameTech (30 июля 2009 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 26 декабря 2009.
Andreas Link James Cameron’s Avatar: System Requirements(en). PC Games Hardware (10 ноября 2009 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 26 января 2010.
↑ Михаил Шкредов (Thunder) James Cameron’s Avatar: The Game – не хотите, дети, в На’ви пострелять?. GameTech (12 января 2010 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 12 января 2010.
Mario Riemann Download: Patch 1.01 for James Cameron’s Avatar: The Game(en). PC Games Hardware (10 декабря 2009 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 26 января 2010.
Jube Avatar: The Game Patch v1.02 Released(en). Voodoo Extreme 3D (25 января 2010 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 26 января 2010.
Антон Костюкевич James Cameron’s Avatar: The Game – диаметральные взгляды. 3DNews (2 января 2010 года). Проверено 12 января 2010.
Перспективы «глубоких» развлечений // Игромания. — 2010. — № 2 (149). — С. 21.
Александр Башкиров James Cameron’s Avatar: The Game // Игромания. — 2010. — № 2 (149). — С. 108—109.
James Cameron о 3D и играх. GameTech (26 апреля 2011 года). Архивировано из первоисточника 13 апреля 2012. Проверено 26 апреля 2011.
Андрей Чаплюк Ubisoft разочаровалась в лицензиях. Игромания (20 января 2010). Архивировано из первоисточника 30 июня 2012.
Виртуальная планета
Пандора на экране поражает своей реалистичностью, так как снимали «Аватар» частично на «настоящих», земных локациях, да и вообще идеи для флоры новой планеты Кэмерон черпал из экзотичных уголков Земли. В частности, пейзаж с «левитирующими» скалами это фантастичная вариация реально существующих горных вершин в китайской провинции Гуйлинь. Колония по добыче ресурсов является прообразом нефтяной платформы Noble Clyde Boudreaux, которая расположена в Мексиканском заливе.
Горы в провинции Гуйлинь вдохновили художников по графике на создание пейзажей Пандоры
Часть сцен была создана в павильонах с декорациями, дополненными хромакеем и условными обозначениями элементов, которые в дальнейшем добавлялись с помощью графики. Монтаж фильма вёлся параллельно со съёмками. Известно, что самые первые кадры «Аватара» находились в обработке больше года. Требовались действительно мощные компьютеры и не один лучший видеоредактор, чтобы выполнить задумку режиссёра.
Так, как снимали фильм «Аватар», не снимали, пожалуй, ни один фильм в истории. Несмотря на то, что кинокартина более чем наполовину состоит из графики, в достоверность происходящего на экране невозможно не поверить, ведь художники проработали виды Пандоры до мельчайших деталей – каждая травинка была на своём месте. Чтобы заранее посмотреть, как будет выглядеть кадр, отснятый на хромакее, Кэмерон совместно с группой специалистов по визуальным эффектам разработали виртуальную камеру.
Виртуальная камера моментально превращала интерактивные декорации в готовое изображение
Затронутые темы и критика[править]
Фильм был хорошо принят большинством критиков и породил огромное количество дискуссий культурного, социального, политического и религиозного толка. Один репортёр сравнил «Аватар» с тестом Роршаха — каждый может увидеть в фильме подтверждение своих взглядов и нападки на взгляды его противников. Сам Кэмерон назвал свой шедевр «весьма политизированным кино». Вот список тем, вызывавших наибольшее количество споров:
Империализм
- Параллели между поведением белых колонизаторов прошлых веков и действиями мегакорпорации RDA очевидны: и те, и другие захватывают землю благородных дикарей, чтобы эксплуатировать её ресурсы. Сопротивление нецивилизованных народов они подавляют с помощью военной силы.
Милитаризм
- Не желая быть частью несправедливой, по его мнению, войны, Джейк Салли уходит из корпорации и организует сопротивление На’ви. Одни видели в этом предательство, другие превозносили такой поступок. Кэмерон проводит параллели с войнами во Вьетнаме и Ираке; многие критики обвиняли режиссёра в пропаганде пацифизма.
Антиамериканизм
- Критики уличали Кэмерона как в «неоконсервативной пропаганде», так и в рассказывании «либеральных антиамериканских сказок». Сам режиссёр утверждал, что фильм «точно не является антиамериканским» и что «быть американцем — в том числе значит иметь свободу инакомыслия». Особенно горячие споры велись вокруг сцены сожжения Дерева-Дома — некоторые усмотрели в этом намёк на события 11 сентября 2001 года.
- Особенно смешна эта критика в свете того, что Кэмерон-то как раз никогда американцем не был. Он канадец.
Цивилизация и раса
- Проистекает от бронебойного вопроса, заданного полковником Куоритчем за несколько минут до расставания с конькобежным спортом: «Каково это — предавать свою расу?» Оправдан ли антропоморфизм в отношении к инопланетянам или они настолько чужды, что отношение к ним, как к людям, противно здравому смыслу и иначе, чем злонамеренное предательство, расцениваться не может? Вопрос осложняется тем, что слово «race» не всегда означает «раса». Применительно к инопланетянам его постоянно используют (в фильмах и т. д.; кстати, и в «Ведьмаке» тоже не расизм, а отношения нескольких видов) в значении «разумный вид» или «народ».
- Окружающая среда и собственность
- Религиозная мифология
- Параллели с индуизмом
- Язычество против христианства
- Всепланетная нейросеть aka Эйва очень уж напоминает античную Гайю, славянскую Мать — Сыру Землю и многие неоязыческие концепции «мировой души», к тому же реально, можно сказать, физически откликается на воззвания своих адептов.
Как тебе такое, Джизас Крайст?С другой стороны, противостоящие ей земляне кто угодно, только не христиане, ну или по крайней мере очень нерелигиозные.
Мир[править]
К 2148 году ресурсы Земли изрядно истощились. В 2154 году на планету Пандора, обращающуюся вокруг Полифема, голубого газового гиганта в системе Альфы Центавра, прибывает экспедиция компании RDA (Resources Development Administration, «Управление по эксплуатации ресурсов»). Они начинают добывать очень ценный минерал унобтаний.
Пандора очень похожа на Землю, но её воздух ядовит для людей. На планете обитают На’ви, трёхметровые синекожие гуманоиды. Они живут в гармонии с природой и добывают себе пропитание охотой и собирательством. Земные учёные изучают На’ви с помощью аватаров — искусственных тел, внешне похожих на настоящих аборигенов.
На планете очень много светящихся животных и растений. Экосистема Пандоры объединена в огромную нейронную сеть, что-то вроде биологического интернета, к которому могут подключаться На’ви и другие существа. Сила этого коллективного сознания настолько велика, что сама природа восстаёт против людей-захватчиков после того, как они почти побеждают аборигенов.
Огромные запасы унобтания находятся во владениях На’ви, под их Домом-деревом. Аборигены отказываются уйти со своей родной земли, поэтому руководство RDA приходится искать способ, чтобы добиться желаемого.
Приговор человечеству
Измена Джейка, образцового солдата и честного американца, ставит главный вопрос – по верному ли пути идёт человечество и куда его заведёт жажда денег. Разрушить ли чужой первобытный мир ради земных высоких технологий, которые обещают человеку все блага? Чем может поделиться современный мир с другими мирами, если встреча состоится завтра?
Получается, что человек ни в чём не изменился со времён колониальных войн – все столетия цивилизации прошли впустую. А если завтра мы встретим чужой разум, то в первую очередь поинтересуемся, какие материальные блага сможем вынести из этой встречи.
Идентификация Джейка
Но если мы отложим в сторону громогласное обсуждение глобальных проблем и вернёмся к спящему герою, зависшему между бытием и сновидением, то поймём, что кроме смысла о столкновениях миров, разумов и политических систем, у фильма есть другой, очень важный – про самоидентификацию человека, про то, как ему разобраться – где «свои», а где враги.
Джейк не просто землянин. Он — белый американец, десантник, военный. Но его ментальные ценности совпадают с ценностями не с таких же, как он, людей, а абсолютно чуждых по физиологии и психологии созданий. На «чужой» стороне его ждала не только возможность стать синим трёхметровым великаном, но и возможность привести в соответствие с общественными свои личные понятия о добре и зле. Его моральные нормы оказались созвучны нормам дикарей, живущих по земным меркам в далёком прошлом.
Речь идёт не о том, что виновны современные технологии. Основная проблема – это ложная система ценностей, которую диктует человеку окружающая среда. Стремление к прибыли любой ценой, непонятное инопланетянам, так же непонятно и противно Джейку.
Что такое аватар?
Кэмерон, влюблённый в мифологию индуизма, вынес в название фильма слово «аватар» (в действительности – «аватара») и придал инопланетянам племени На’ви вид синекожих существ (таким, например, был воплощённый в человеческом облике Вишну).
Слово «аватара» переводится как «явление». Его концепция далека от идеи человеческого воплощения Бога в христианстве – боги индуизма не разделяют человеческую природу аватары. Главная функция аватар —сохранение социального и космического порядка. Однако герой фильма, десантник-инвалид Джейк Салли, хоть и выступает за сохранение природного баланса и порядка на планете Пандора, полностью теряет свою первоначальную сущность, превратившись в свой «аватар».
Пока ты спал
Колонизация планет – дело хлопотное, особенно, если на этих планетах полно полезных ископаемых, а аборигены, будь они хоть краснокожие, как индейцы, хоть синие, как На’ви, совершенно не в восторге от визита землян и добыче этих ископаемых препятствуют всеми силами. Надо отдать должное компании, нацелившейся на планету Пандору: она не стала истреблять всех сразу, а решила для начала поизучать. Так возник проект «Аватар» с любопытной технологией: пока исследователь спит, его инопланетное воплощение, синий туземец с хвостом, бегает по джунглям. Пока синий аватар спит, бодрствует землянин.
Выбор Джейка закономерен. Земной реальности с инвалидным креслом он предпочитает инопланетную – ту, где он здоров и любим. Поэтому он с лёгкостью переходит на сторону аборигенов, формально предав соплеменников-землян.
Зрителя не возмущает это предательство. Сражения в джунглях, небывалые полёты на укрощённом драконе, битва в облаках – это великолепное нереальное приключение, похожее на сон. Инвалид Джейк спит и видит себя здоровым и сильным. На первый взгляд, он потерялся не между двух планет, а между сном и явью.
Интересные факты
- Сценариями всех продолжений «Аватара» занималась целая команда авторов, в которую, помимо самого Кэмерона, входят Шейн Салерно, Рик Джаффа, Джош Фридман. Это опытные сценаристы, они уже работали над такими масштабными проектами, как «Война миров», «Восстание планеты обезьян» и другие. На работу над всей сагой ушло примерно семь месяцев, за которые были подробно расписаны все сцены в фильме. При этом сюжетные линии будут проходить через всю трилогию. Таким образом, перед нами действительно очень сложный проект. О том, какие трудности ждут тех, кто использует такой подход, наверняка мог бы рассказать Питер Джексон – к слову, этот режиссер вместе с Джеймсом Кэмероном активно способствует продвижению новозеландской киноиндустрии, и наверняка поделился с ним своим опытом.
-
Где проходили съемки «Аватара 2»? Хотя изначально предполагалось, что, как и первый фильм, сиквел будет сниматься в Новой Зеландии, Кэмерон решил для съемок арендовать очень необычную площадку в Южной Калифорнии. Она соответствует самым высоким экологическим стандартам, здесь используются только экологически чистые краски, экономят водные ресурсы, а кроме того, Кэмерон планировал установить здесь солнечные батареи и снять фильм только за счет альтернативной энергии. Вообще в сиквеле будет реализовано много технических новинок. Но слухи о том, что «Аватар 2» будет сниматься со скоростью 60 кадров в секунду, режиссер опроверг. Скорее всего, частота кадров будет такой же, какую Питер Джексон использовал для своей трилогии о хоббите.
- Изначально предполагалось, что премьера состоится в декабре 2016 года. Однако Кэмерон захотел снять не просто сиквел, а целую сагу, состоящую из нескольких частей. Съемки затянулись, и теперь считается, что «Аватар 2» выйдет на экраны в декабре 2017 года, а следующие две ленты будут выходить с перерывом в год каждая. Как бы то ни было, официального объявления придется подождать, так же, как и выхода трейлеров.
Предположения и размышления
- Цикл Аватара был нарушен, когда Азула попала молнией в Аанга и убила его, пока тот был в состоянии Аватара. Катаре удалось вернуть его обратно вовремя. Впрочем, после этого Аанг не мог какое-то время общаться со своими прошлыми воплощениями и входить в это состояние Аватара.
- Состояние Аватара, скорее, служит как мощный защитный механизм (он даже вызывается впоследствии переживания сильных эмоций), призванный расширить возможности Аватара и объединить все знания и опыт его предыдущих воплощений. Состояние Аватара у следующего по циклу Аватара также становится всё более мощным в связи с увеличением количества предшествующих Аватаров.
- Было заявлено, что Киоши жила около 230 лет. Связано это было с изучением способа вечной жизни у мудреца Лао Гэя.
- Неизвестно, как бы Аватары узнавали о своём статусе, если бы они родились в Болотном Племени.
- Было несколько раз установлено, что каждый следующий Аватар может легче изучать все четыре стихии, так как уже не раз делал это в своих прошлых воплощениях. Это означает, что каждый последующий Аватар будет сильнее предыдущего.
- Неизвестно, как второй Аватар узнал о своём статусе, но есть предположения, что он смог связаться с Равой или ему явился Ван, и от кого-нибудь из них он узнал, что он — Аватар, и выяснил, что входит в обязанности Аватара.
Аватары в мире Духов
Чаще всего в сериале мы видим, что в видениях и в мире Духов Аватары постоянно выглядят так, как выглядели на момент смерти. Року — всегда в образе старика, а другие Аватары молодые и здоровые. Однако Аватар Ван в видении Корры выглядел совсем молодым — каким он впервые проник в мир Духов, а не каким он был в момент смерти. («Тьма надвигается») Не менее странно, что Киоши выглядит так молодо в свои 230 лет (хотя слой косметики на лице, возможно, скрывает признаки старости). Также вполне возможно, в мире Духов Аватары выглядят так, как они себя видят или в каком виде появились там впервые. К примеру, Аанг был в одежде мага воздуха и с бритой головой, тогда как в мире людей он одет в одежду мага огня и с волосами. («Аватар и Хозяин Огня») В видениях Корры («Конец игры») взрослый Аанг выглядит намного моложе, чем в видении Тензина («Тьма надвигается»).
Аватары
Когда земляне приступили к активной добыче анобтаниума, шахтёры быстро ощутили на себе последствия долгого нахождения вблизи больших залежей этого металла. Из-за мощного электромагнитного поля сперва начинаются проблемы со зрением и слухом, тахикардия, тремор, головные боли, подступает чувство тревоги, появляются новые фобии. В итоге это приводит к клинической депрессии, ранней болезни Альцгеймера, раку крови и головного мозга.
Хотя RDA с успехом скрыла от Земли последствия такой работы, она искала все возможные способы, как бы минимализировать риски для шахтёров. Они и так работают в основном при помощи машин и находятся на поверхности — но это не спасает.
Анобтаниумовая шахта
Проблему попытались решить с помощью программы «Аватар».
Хотя, как вы помните, у на’ви нет ДНК, учёные как-то при помощи генной инженерии умудрились соединить генетический материал на’ви и человека. Так получался гибрид, не имеющий сознания, которым можно управлять на расстоянии. Оператор во время такой связи на время целиком переносил своё сознание в аватара, чтобы контролировать его, без всяких для себя последствий. Никаких лагов: передача сигналов аватару от мозга человека мгновенная, идёт на многие десятки километров без всяких искажений даже в самую толщу анобтаниумовой шахты.
Каждый аватар «заточен» под своего оператора. На Земле берут ДНК человека и на его основе выращивают за время полёта на Падору взрослого аватара. От на’ви аватары отличаются лишь несколькими деталями: пальцев у них пять, а не четыре, есть брови, нос менее плоский, глаза чуть меньше, коса начинается немного ниже и телосложение несколько более широкое. В остальном — полная копия, в них можно жить и двигаться точно так же.
Шахтёры в таких телах могли бы дышать токсичным для людей воздухом, есть местную пищу, не получать проблем со здоровьем. Но, к их несчастью, очень уж дорого обходится создание одного аватара: пять миллиардов долларов. Так что RDA отказалась от использования аватаров в шахтах.
Корпорация попробовала использовать их для переговоров с на’ви — но те считали их чужаками, особенно после кучи стычек с военными. А последняя попытка такого общения с аборигенами привела к разгрому колонии RDA на Пандоре в фильме.
На самом деле, сейчас можно лишь гадать, что будет в Avatar: Frontiers of Pandora. Неизвестно, насколько сильно Ubisoft сотрудничает с Джеймсом Кэмероном, и появятся ли там вещи, которых не будет в грядущих фильмах. Тем более, что лор вселенной всё ещё неустойчив: кажется, что обыкновенный саговник намекает на древнюю тесную связь с Землёй — хотя может быть, в будущем эту часть мира «Аватара» ещё переделают, чтобы убрать намёки на общих предков на’ви и людей.
#аватар #истории #лонг