Искусствовед

Как я стала искусствоведом

Сначала я считала, что искусствоведение следует изучать только в МГУ, но меня напугали требования к поступающим в магистратуру. Например, на письменном экзамене нужно в числе прочего продемонстрировать знание специфики европейских школ академического рисунка и семиотики как эмпирического и теоретического знания о природе искусства. Поэтому я успешно прошла вступительные испытания на программу по русской культуре в моём родном вузе. Однако её передумали открывать. Так в апреле на четвёртом курсе я понятия не имела, куда идти дальше, пока не услышала о магистратуре ВШЭ.

Оказалось, что в НИУ ВШЭ шёл набор на программу «История художественной культуры и рынок искусства». Я разузнала всё об этой магистратуре и сообщила родителям о своём решении. Хорошо помню этот непростой разговор: родители были сильно расстроены, ведь без диплома магистра в сфере международных отношений путь в МИД для меня был закрыт. Мама и папа мечтали, что я стану дипломатом в четвёртом поколении, но я наконец-то поняла, что именно мне нужно.

Два года в Вышке стали самыми прекрасными в моей жизни: там я встретила преподавателей с горящими глазами, мы изучали историю архитектуры, технику живописи и скульптуры. Нас водили в реставрационные мастерские, где художники и скульпторы показывали, как делают отливы. Увидеть всё это вживую было неземным наслаждением.

Один из спецкурсов был посвящён ориентализму. Это направление в искусстве показывает культуру востока глазами европейца: романтизированную, утрированную, например, с банями и бассейнами, где прекрасные женщины курят кальян. Конечно, такое представление не совсем соответствует действительности, и меня это заинтересовало. Я писала магистерскую диссертацию по творчеству французских художников-путешественников: Александра-Габриэля Декана, Жана-Леона Жерома, Эжена Фромантена.

Знания и личностные качества

Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.

Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.

Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.

Рафаэль Санти

 

Рафаэль Санти стал одним из самых знаменитых представителей эпохи Возрождения, создававшим мадонн, портреты, фрески, гравюры, эскизы для гобеленов. Прожив около 30 лет, он добился призвания, славы, богатства и обрел репутацию дамского угодника. О его творческом пути, от ученика, подражающего Пьетро Перуджино до успешного сотрудничества с папой римским, в своей легкой увлекательной манере рассказывает Оксана Санжарова. Зрители смогут познакомиться со знаменитыми и малоизвестными полотнами Рафаэля, проследить его становление как мастера, узнать факты и легенды, познакомиться с цитатами из «Жизнеописания» Джорджо Вазари.            
 

Описание профессии

Искусствоведение включает в себя несколько сфер-направлений. Оно состоит из литературоведения, театроведения, музыковедения, киноведения и прочих узких тематических «отраслей». Многие специалисты посвящают себя исследованию изобразительного искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, фотографии и так далее). Как мы уже говорили, они обычно выбирают для углубленного изучения какой-то один вид. Некоторые даже сосредоточиваются на конкретном периоде в истории его развития.

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Обязанности

Искусствовед — это человек, специализирующийся на исследовании определённого вида искусства из многих его направлений. Работа искусствоведа интересная, увлекательная и познавательная. Она настолько многообразна, что позволяет работать в нескольких областях. Теория искусства, история искусства, художественная критика — всё это включено в искусствоведение, где каждый специалист имеет свои обязанности.

Теоретик искусства:

  • изучение проблем, связанных с изобразительным искусством;
  • изучение проблем, связанных с архитектурными творениями;
  • проведение исследовательских работ, связанных со становлением искусства, выявление регулярно повторяющейся взаимосвязи между событиями, определение отношения искусства к действующему времени;
  • проведение анализа по вопросам влияния идейного содержания в проявлении художественных форм;
  • проведение аналитической работы — как влияет искусство на современное общество;
  • исследование особенностей формирования определённых видов и жанров искусства.

Историк искусства:

  • ознакомление и изучение коллекций;
  • проведение группирования творений по определённым мастерам, направлениям, школам;
  • составление заключительных актов о целесообразности реставрационных работ по конкретной работе;
  • проведение экскурсий, семинаров, лекций, факультативов;
  • определение автора спорного творения, его подлинности, стоимости;
  • создание карточек для предметов искусства, которые находятся в музеях, создание всех условий для их сохранности;
  • подготовка выставочных работ, экспозиций;
  • поиск и выявление неизвестных ранее имён творцов, занимающихся искусством;
  • выпуск брошюр, носящих научный и научно-популярный характер, а также сборников, путеводителей для художественных галерей и музеев;
  • непосредственное участие в экспедициях, носящих исследовательский и археологический характер.

Художественная критика:

  • написание статей и рецензий с объективной оценкой представленных произведений;
  • аналитика;
  • критика;
  • детальное исследование и анализ актуальных проблемных вопросов, связанных с определённым направлением искусства.

Франсиско Гойя

 

Франсиско Гойя – герой биографического романа Лиона Фейхтвангера, по которому большинство людей познакомились с этим живописцем, его любовными похождениями, последствиями болезни. Но рассказ Оксаны Санжаровой открывает слушателю совершенно новые стороны личности героя, его характер, новаторский подход к работе, долгий путь от создателя веселых ярких эскизов для шпалер до придворного портретиста. Разбирается и вторая часть жизни Гойи – глухота, медленное погружение в себя, воплощение на холсте и гравюрах своих демонов, создание на стенах дома «Мрачных картин», н-р, «Сатурн, пожирающий своего сына».
 

Где работают искусствоведы

Искусствоведение – крайне обширная отрасль, поэтому мест для трудоустройства у этих специалистов крайне много. Наиболее распространенные организации:

  1. музеи;
  2. художественные галереи;
  3. научно-исследовательские институты;
  4. профильные учебные заведения, а также центры дополнительного образования и переподготовки;
  5. антикварные салоны;
  6. аукционы, специализирующие на произведениях искусства.

В ряде случаев искусствоведы могут работать и на телевидении, и заниматься научно-просветительской работой среди населения. Кроме того, искусствоведы с художественным образованием занимаются реставрационными работами, либо организуют выставки современных художников.

Как я искала работу

После поступления в магистратуру мне казалось, что с дипломом я буду модная, концептуальная и стану делать выставки. Очень скоро стало ясно, что это не совсем моё, а в середине второго курса я начала искать работу. На весь портал HeadHunter было две вакансии в сфере искусства, и одна из них меня заинтересовала.

Фонду русского абстрактного искусства требовался искусствовед, который будет делать всё. Я отправила резюме, и меня взяли, несмотря на скромный опыт волонтёрства на выставках. Работать я начала сразу полный день: занималась хранением картин, отбирала работы на реставрацию, писала тексты для сайта, брала интервью у художников. Мне довелось буквально прикоснуться к искусству: я трогала руками работы, когда перекладывала листы графики микалентной бумагой, чтобы сангина и уголь не осыпались. Именно в Фонде я познакомилась практически со всеми видами деятельности искусствоведа.

Программы

Учебные планы разных программ по искусствоведению могут заметно различаться и иметь свою специфику, поэтому и наполнение у них разное. Среди наиболее часто встречающихся дисциплин:

  • искусство Древнего Востока, античности, Византии;
  • западноевропейское искусство (по векам);
  • славянская культура;
  • христианская иконография;
  • искусство эпохи Ренессанса;
  • искусство Нового и Новейшего времени;
  • сюжеты античной мифологии в искусстве;
  • библейские мотивы в произведениях искусства;
  • правовое регулирование арт-рынка;
  • галерейное дело;
  • атрибуция и экспертиза предметов антиквариата.

В зависимости от конкретного курса, слушатели изучают теоретические выкладки, такие как история художественной критики, эстетика или методы анализа и описания памятников искусства. Также многие программы содержат прикладные дисциплины: реставрация памятников изобразительного искусства, создание экспозиций и формирование музейного фонда, фотофиксация коллекций. Важную роль в продвижении искусства играет коммуникация с медиасферой (телевидением, печатными СМИ, интернет-сайтами и социальными сетями).

С чего начать путь в мир искусства

Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.

Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.

Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания

Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов. 

Иллюстрация: Nick Matej

Ассоциация искусствоведов

В нашей стране есть целая ассоциация представителей этой профессии, которая располагается в Москве. Эта общественная организация занимается проведением различных экспертиз предметов искусства, подготовкой квалифицированных специалистов, а также на ее базе проводятся различные научно-практические конференции, исследовательские работы и проектные выставки.

Также ассоциация поддерживает искусствоведов и представителей творческих профессий со всей России. При поддержке государства она выделяет стипендии, выдвигает своих коллег на премии, гранты и награды, осуществляет их защиту и т. д.

Помимо общероссийской ассоциации и ее представительств, существуют и другие независимые организации. Практически в каждом крупном городе РФ есть своя ассоциация искусствоведов, которая выполняет в целом те же функции, но в меньших масштабах.

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.
  2. Национальный исследовательский университет (НИУ) «Высшая школа экономики». Факультеты: гуманитарных наук; коммуникаций, медиа и дизайна.
  3. Российский гуманитарный госуниверситет. Факультет истории искусства. Институт филологии и истории.  
  4. Московский академический художественный госинститут им. В. Сурикова. Факультет теории и истории изобразительного искусства.
  5. Московская художественно-промышленная госакадемия им. С. Строганова. Факультет искусства реставрации.
  6. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет искусствоведения.
  7. Санкт-Петербургский академический госинститут живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Факультет теории и истории искусств.
  8. Санкт-Петербургский госуниверситет. Факультет свободных искусств и наук. Институт истории.
  9. Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина. Гуманитарный институт.
  10. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Институт искусств и культуры.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Англия. От Уильяма Хогарта до модерна

 

Выступление профессора Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Николая Громова посвящена не особо популярной в плане искусствознания стране – Англии. Даже далекие от «сферы прекрасного» люди слышали о талантах Италии, России, Нидерландов, но Англия не могла похвастаться гениальными шедеврами, прогремевшими на весь мир. Николай Громов постарается донести до слушателей то, что несправедливо задвигается на задворки Италии, Франции, Голландии – работы английских художников. Рассмотрены полотна Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнолдса, Джона Констебля, Эдварда Пойнтера, Лоуренса Альма-Тадема. 
 
 

Перспективность профессии

Раньше профессия искусствоведа к престижным явно не относилась. Скорее наоборот. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Если мы посмотрим, как развивался арт-рынок с 2010 года, то увидим, как, например, трансформировался музей. Оставаясь культурно-просветительским заведением, он стал частью досуга успешных людей, в некотором смысле приблизившись к индустрии развлечений. Посещать вернисаж сейчас так же «модно», как и «Гоголь-центр». За последние несколько лет открылось много новых музеев, представляющих собой интерактивные арт-площадки. Яркий образец – «Мультимедиа Арт Музей», где проходят выставки, различные презентации и фестивали. Огромной популярностью пользуются всяческие экскурсии и тематические лекции. К примеру, на дизайн- (очень модное место в Москве) читают лекции об истории развития изобразительного искусства.

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.

Юлия Заблоцкая

Трудоустройство

«Связей — нет, но вы держитесь!». Да, без них в крупный музей вы вряд ли пробьётесь. Но Эрмитажем и Русским музеем выставочный мир в нашей стране не заканчивается. Всё чаще открываются новые площадки, где набирают штат сотрудников. Покажите свою креативность и место ваше!

Самое ценное, что вы можете сделать для себя во время обучения — регулярные стажировки и волонтёрство. Таким образом, вы увидите музей наизнанку и сможете завести интересные знакомства. 

Искусствовед занимается всем! Арт-критика, арт-менеджмент, участие в аукционах, публицистика, разработка молодёжных программ. Последнее, кстати, молодое направление, которое набирает свои обороты, поэтому если вам интересно продвигать искусство в массы — добро пожаловать!

Старт-ап-культура уместна и в художественной нише. Российские музеи отстают от прогрессивного Запада, прежде всего, отсутствием интерактива в своих экспозициях. Поэтому собирайте всю креативность в кулак и создавайте инновационные проекты!

Если вы по-прежнему не верите, что сможете устроиться на работу с достойной зарплатой, загляните в эту группу и убедитесь. 

Все гуманитарные профессии связаны между собой. Будьте инициативными и креативными, и тогда вы сможете успешно применить свои знания на практике. 

Как я нашла своё призвание

Школа в Марокко и подготовка к ЕГЭ

Я из семьи потомственных дипломатов: родилась в Москве, но первые четыре класса училась в школе при посольстве в городе Рабат, куда родителей отправили в командировку. Влиться в учебный процесс по возвращении было непросто: в пятом классе оказалось больше ребят, чем во всей моей прежней школе.

В московской школе я получила свою первую двойку и даже тройку за четверть. Справиться со стрессом и исправить ситуацию помогла мудрость родителей. Они поддерживали меня, говорили, что нужно немножко позаниматься и отметки повысятся.

Моими любимыми предметами были английский, французский и русская литература. Другие давались сложнее, особенно история. Поэтому, когда в 10-м классе я поняла, что придётся сдавать её в формате ЕГЭ, — это была трагедия. Два года я усиленно изучала историю с нуля, в том числе один год в экстернате.

Как я поступила в МГИМО

В старших классах я понятия не имела, куда поступать: сидела на уроках, выполняла домашние задания и не думала, что могу интересоваться чем-то ещё. Сейчас мне кажется, что стоило пойти поработать, заняться волонтёрской деятельностью, чтобы понять, чего я хочу. Но тогда я ощущала сильное давление со стороны сверстников, которые куда-то готовились, и взрослых, которые пугали: «Если сейчас не поступишь, будет плохо».

В надежде, что я заинтересуюсь дипломатией и продолжу семейную традицию, родители предложили поступать на международные отношения в МГИМО. Все готовились к экзаменам, и если ты никуда не собирался поступать, то просто выпадал из тусовки, поэтому я согласилась. В 2009 году все впервые поступали только по ЕГЭ. Я хорошо написала английский, а по истории набрала всего 78 баллов. Однако этого хватило, чтобы меня зачислили на платное.

Удивительная стажировка в Париже

Годы учёбы в МГИМО были славным временем: я нашла друзей, с которыми поддерживаю отношения до сих пор. Учёбой я не особенно интересовалась, поскольку выбор специальности был почти бессознательный. Университет стал для меня возможностью изучать французский и поехать на стажировку.

На третьем курсе мне повезло отправиться в Париж по программе студенческого обмена. Так вышло, что решение об этом приняли внезапно, поэтому я не смогла вовремя записаться на популярные курсы. Обычно студенты по обмену стараются взять те предметы, которые им перезачтут в родном вузе, но мне вместо политологии и международных отношений пришлось изучать нечто экзотическое.

Мой учебный план в Институте политических наук Сьянс-По составили «Нации и национализм», «Партия как организм чего-то там» и потрясающий, хотя абсолютно бесполезный, как мне тогда казалось, предмет «История футбола». Этот великолепный курс преподавал обаятельный француз, ярый фанат, который знает про футбол абсолютно всё. Другой необычный предмет вели адвокатесса и девяностолетний литератор: они рассказывали, как юридические дела отражаются в литературе и что это может дать читателю. Наконец, моей основной дисциплиной была «Культура европейца».

Главный курс моего парижского семестра стоял в расписании в восемь утра по четвергам. Это было единственное занятие, и желание туда не пойти было просто гигантским. Однако я не пропустила ни одной лекции, потому что впервые в жизни мне стало ужасно интересно. Я просыпалась в шесть часов, чтобы не опоздать к началу, а потом с огромным удовольствием сидела в библиотеке над дополнительной литературой.

Архитектура

 

Татьяна Быковская проводит онлайн и оффлайн уроки, преподает в Школе рисования Вероники Калачевой. В этом вебинаре Татьяна затронет историю развития архитектуры с 1000 года, на который пришелся расцвет романики до наших дней. Она объяснит характерные черты таких стилей как романика, готика, классицизм, барокко, эклектика, модерн, арт-деко, европейский функционализм. Зрители научатся отличать одно от другого, а в конце ролика преподаватель предложит 10 изображений, принадлежность которых к определенному стилю следует записать, чтобы после проверить, насколько хорошо усвоился материал. 
 

Чем занимаются искусствоведы

Искусствоведение – это крайне широкое направление, находящееся на стыке истории, искусства и культурологии. Различные виды искусства здесь рассматриваются не только в целом, но и по отдельности. Поэтому среди искусствоведов выделяют и более узкие специальности:

  1. искусствовед, занимающийся изучением изобразительного и монументального искусства;

  2. литературовед, специализирующийся на различных художественных произведениях;

  3. музыковед – специалист по различным музыкальным композициям;

  4. театровед – человек, изучающий вопросы возникновения и развития театра как вида искусства;

  5. киновед – знаток одного из самых молодых направлений искусства.

Хотя чаще всего под искусствоведом понимается ученый, который занимается изучением исключительно живописи, скульптуры, архитектуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Однако вне зависимости от направленности любой искусствовед в совершенстве знает:

  • историю и теорию искусства;

  • критику художественных произведений;

  • методиками определения подлинников.

В определенном смысле любой искусствовед – это также популяризатор художественной культуры, который помогает прививать эстетический вкус аудитории, помогает разбираться в истории, биографиях великих художников.

При этом произведений искусства в мире насчитывается великое множество. Очень многие искусствоведы всю жизнь посвящают изучению творчества какого-либо одного художника, или какой-то конкретной эпохе, или углубляются в изучение определенного жанра.

Выбор деловых людей

Если ты мечтаешь о государственной службе или высокой должности, история и обществознание помогут

Тем, кто планирует сделать головокружительную карьеру и работать в органах государственной власти или в частных организациях на руководящих должностях, можно поступить на юридический факультет.

Поступить туда непросто, так как конкуренция огромна, поэтому будущим юристам понадобятся высокие баллы по всем экзаменам.

Профильным из них является обществознание, поэтому при подготовке особое внимание лучше уделить этому предмету. Помимо истории и обществознания, потребуется результат экзамена по русскому языку

В некоторых ВУЗах абитуриенты также сдают английский язык

Помимо истории и обществознания, потребуется результат экзамена по русскому языку. В некоторых ВУЗах абитуриенты также сдают английский язык.

В какой ВУЗ поступать на юридический факультет

Желающим получить качественное юридическое образование стоит обратить внимание на следующие ВУЗы:

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина.

Юриспруденция одно из самых престижных направлений уже не одно десятилетие

Профессии для выпускников:

  • адвокат по гражданским, уголовным, семейным, трудовым, финансовым делам,
  • следователь, прокурор, работник правоохранительных органов,
  • государственный служащий,
  • юрисконсульт,
  • корпоративный юрист,
  • преподаватель юридических дисциплин или научный сотрудник

Желающим получить специальность “юриспруденция” для успешной учёбы и дальнейшего трудоустройства пригодятся такие качества, как уверенность в себе, способность убеждать, отсутствие страха перед представителями власти и руководящими лицами, хорошая память, логика, грамотная речь.

Уроки искусствоведения для начинающих: познавательные видео для обучения с нуля

От античности до наших дней люди оставляли свой след в истории. Отследить развитие человечества легче всего по произведениям искусства – от наскальных рисунков, до современного перфоманса. Архитектура, скульптура, живопись открывают удивительный мир, прекрасный и пугающий, изящный и монументальный, понятный и полный аллегорий. 
 

Научиться понимать задумку мастера, читать скрытые смыслы, наслаждаться увиденным, знать подоплеку создания очередного полотна помогает изучение увлекательной дисциплины – искусствоведения. Начать можно с бесплатных видео уроков, которые ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН подобрали специально для новичков.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector