Большой этнографический диктант 2021 года

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия этнограф подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Плюсы и минусы профессии

Желательно внимательно изучить плюсы и минусы профессии

Это особенно важно для детей, которые выбирают профессию для себя

Плюсы:

  • Возможность совершать разнообразные интересные открытия;
  • Проведение насыщенной исследовательской работы;
  • Отсутствие рутины, связанной с работой в офисе;
  • Официальная трудовая деятельность;
  • Коммуникация с интересными людьми;
  • Хороший доход при работе за рубежом.

Минусы::

  • Наличие противопоказаний, которые не позволяют получить профессию;
  • Необходимость стремления к регулярному получению знаний;
  • Низкая зарплата в России, поэтому гарантировать получение желаемого уровня прибыли оказывается затруднительным в большинстве случаев.

[править] Проблема названия науки

Кандидат исторических наук Владимир Серафимович Бузин отмечает, что в 1991 году произошло разделение названия. В одних академических центрах оставлен термин «этнография», в других «этнология». Учёный пишет: «…В самой западной науке нет единого наименования для этой сферы знания… Более того, если строго подходить к названию науки, то культурная или социальная, антропология не имеет права на существование как наука, изучающая народы земли, поскольку в её названии отсутствует необходимый для определения содержания науки термин — этнос»

Между тем, работы по «модернизации» этнографии не останавливаются. Так в Омском государственном университете проходит программа по «новому» курсу: «Социальная антропология».

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества

Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена

Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Культура и этнография

С давних пор сказания, повествовавшие о героических подвигах, были темой для рассказов. Они передавались между поколениями, были любимы народом, служили многим источниками вдохновения. Поэты и скульпторы, художники и архитекторы не раз прибегали к народным сказаниям, черпая из них мотивы для своего творчества. Этнография собирает различные произведения, созданные таким образом. Даже простейшие изготовленные ремесленниками вазы, украшенные мотивами из мифа, становятся для современного человека важным, ценным предметом, хотя для современников автор мог быть заурядным производителем.

Художники – вот та социальная группа, которая традиционно отличается интересом к мифологии. Создались и создаются многочисленные картины, посвященные мифологии. Разобраться в изображенном и в полной мере оценить авторский замысел сможет лишь знакомый с мотивами. То, что передавалось раньше из уст в уста, не уходит бесследно: наследие прошлого меняет искусство современности, вдохновляя и даруя новый опыт современникам. Мы можем видеть отражения мифов в книгах и фильмах, в живописи и музыке.

Вопрос №7

В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти – хозяйки в русской крестьянской семье?

  • а. Хомут, в который запрягают лошадь
  • б. Серп, которым жнут зерновые в поле
  • в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
  • г. Хлебная лопата, которой «сажают» в печь хлеб

Правильный ответ: г

Для выбора правильного ответа полезно использовать следующую логику: 1) хомут не подходит, потому что связан с лошадью, а лошадь – это зона ответственности мужчин; 2) ставить тесто на хлеб и правильно его испечь – это долгий и сложный процесс, для которого нужны знания, опыт и доступ к продуктам. Это есть только у взрослой женщины – полноправной хозяйки в доме. Вообще, всё, что связано с очагом и готовкой в большинстве традиционных культур связано с женщинами и женской властью. Если женщина передавала хлебную лопату другой женщине, то это значило, что она передает тем самым свою власть в семье. А вот за водой с коромыслом и жать серпом ходили взрослые дочери и невестки, пока большуха вела хозяйство. Больше об этом можно прочитать в книге Светланы Адоньевой Лора Олсон «Традиция, трансгрессия, компромисс: Миры русской деревенской женщины».

Вопрос №8

Согласно адыгским обычаям (у адыгейцев, кабардинцев и черкесов), если мужчина хотел танцевать с девушкой, то сперва должен был снять с себя этот предмет и танцевать без него:

  • а. Шашка
  • б. Черкеска
  • в. Папаха
  • г. Пояс

Правильный ответ: а

Правило тут четкое: «там, где женщины, оружием не размахивают». Вообще, женщины и мужчины, если не были близкими родственниками, собирались вместе только по особым, строго определенным традициями случаям. Шашку как боевое оружие не надевали без особой причины и не ходили с ней на мероприятия, где могли быть танцы. Или же снимали еще до вхождения в танцевальный круг. А вот остальные элементы одежды снимать было просто неприлично. Папаха сама по себе — это символ мужчины, его взрослости и того, что он полноправный член общества. Папаху нельзя было трогать никому, кроме её владельца. Появиться без пояса и без черкески в обществе тоже было неприлично.

Учеба и ЕГЭ

Чтобы стать профессиональным этнографом, необходимо для начала получить высшее образование

Выбирая вуз, обратите внимание на исторический, филологический, географический и культурологический факультеты. Направление журналистики тоже подойдет

Все они представлены во многих высших учебных заведениях России. Приведем в качестве примера некоторые из них:

  1. Алтайский госуниверситет. Географический и исторический факультеты.
  2. Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова. Институт естественных наук.
  3. Российский педагогический госуниверситет им. А. Герцена. Факультет географии.
  4. Национальный исследовательский Томский госуниверситет. Факультет исторических и политических наук. Геолого-географический факультет.
  5. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). Институт наук о земле.
  6. Санкт-Петербургский госуниверситет. Восточный факультет. Институт наук о земле.
  7. Кубанский госуниверситет. Факультет истории, социологии и международных отношений.
  8. Московский госуниверситет им. М. Ломоносова. Институт стран Азии и Африки.
  9. Государственный академический университет гуманитарных наук. Восточный факультет.
  10. Казанский федеральный университет. Институт международных отношений.
  11. Омский госуниверситет им. Ф. Достоевского. Исторический факультет.
  12. Российский гуманитарный госуниверситет. Историко-архивный институт.

История возникновения

Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.

Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:

  1. Изучение быта и культуры исследуемого народа.
  2. Установление путей его исторического развития и формирования.
  3. Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.

В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.

Мифология

Анализируя, что такое этнография и что она изучает, обязательно нужно уделить внимание мифам. Сбор этой информации, фиксация на бумаге, систематизация собранных рассказов позволяет этнографам составить полноценное представление о самых разных представлениях об устройстве мира, свойственных конкретной местности

Мифами принято именовать такие сказания, которые повествуют о божественных поступках, природных явлениях, объяснения которым в древности люди еще не знали.

Пытаясь понять, почему все происходит именно так, как это им видится, племена изобретали собственные уникальные объяснения. Так зародились предположения о появлении небесных тел, человека и других форм жизни, огня и ремесла. Мифические герои имеют сверхъестественную силу, а божественные существа зачастую сходны с человеком. Миф – это вымысел, в котором содержится зерно правды. Со временем слово получило второе значение – выдумка, рассказ, которому нельзя верить. На основании мифов этнографы могут восстановить уникальные особенности формирования культуры, представление о вселенной в исследуемой местности.

Вопрос №9

У многих народов России существовал обычай, по которому женщина должна была скрывать свои волосы от посторонних мужчин. И «опростоволоситься», то есть показаться на людях без головного убора, было страшным позором. Чаще всего женщины начинали закрывать волосы:

  • а. После получения паспорта
  • б. После развода
  • в. После рождения первого внука
  • г. После свадьбы

Правильный ответ: г

При ответе на этот вопрос лучше использовать самые общие знания культуры и истории народов России, элементарную логику и чувство юмора. Паспортизация граждан была введена в СССР только в 1932 году, при этом подавляющему большинству сельских жителей паспорта начали выдавать только в 1970-е гг. Поэтому паспорт к традиционной культуре и обрядности никакого отношения не имеет. Именно свадьба кардинально меняла статус женщины, да и мужчины, в традиционном обществе. Фактически, свадьба была главным обрядом в жизни человека. После свадьбы резко менялись права и обязанности женщины, менялись ее костюм и прическа. Правда, у некоторых народов молодая женщина меняла головной убор после рождения первого ребенка или через год после свадьбы.

Шаг за шагом

Силами РГО была создана программа сбора сведений, связанных с этнографией. Уже в девятнадцатом столетии ее распространили по всей державе. В наше время можно наблюдать многочисленные рукописи, хранимые в архивах сообщества и посвященные этнографии разных местностей. Тексты стали важными материалами для занимавшихся фольклором, языкознанием специалистов. Например, Даль активно прибегал к полученным материалам, формируя свой уникальный словарь в 1862 году. Не менее ценны были сведения и для А. Афанасьева, опубликовавшего сборник народных сказаний в 1855-1864 годах.

Этнографические карты в России впервые были составлены с участием Кеппена, Риттиха. Первый занимался европейскими регионами, второй – центральными. Дополнительно РГО взяло на себя издание нескольких журналов, сборников, посвященных этнографии. Спустя некоторое время была создана уникальная награда, и первым награжденным стал исследователь марийских поверий, языка чувашей Н. Золотницкий.

РГО: Русское географическое общество

Это сообщество с самого момента своего создания занимается не только лишь вопросами географии, но и этнологическими исследованиями

Тематическое отделение было сформировано в 1845, став одним из первой четверки этой крупнейшей и очень важной как в прежние года, так и сегодня научной организации. Задача этнографического отделения с самого начала была озвучена как познание племен, которые проживают на территории России, с самых разных сторон

В равной степени предполагалось уделять внимание и текущему положению дел, и восстановлению прошлого народностей

Первое научное слушание состоялось уже в 1846. Выступали К. Бэр, Н. Надеждин

Первый рассматривал тематику этнографических изучений, второй сосредоточил свое внимание на русской народности. Тогда же от РГО была сформирована первая экспедиция под руководством А

Шегрена, направившегося в Прибалтийский регион с целью исследования кревингов, ливов. В 1847 впервые была отправлена экспедиция на Урал под руководством Э. Гофмана. Ее участники собирали информацию о коми, хантах, ненцах.

Вопрос №14

У народов Кавказа до сих пор существует традиция, которую описывает следующая пословица: «Когда приходишь к скотине, даже она встаёт». Что это за традиция?

  • а. Ходить в гости
  • б. Отгонять весной скот в горы
  • в. Избегать младших
  • г. Вставать при приветствии

Правильный ответ: г

Похожие пословицы есть практически у всех народов Кавказа и описывают они важную деталь этикета: вставать при приветствии другого человека. Это правило соблюдают до сих пор. У пословицы однозначный смысл: даже домашние животные (скот) поднимаются, когда к ним приближается другое животное, а человек – выше животного и не должен опускаться ниже уровня домашней скотины. Источник пословицы: Адыгские пословицы и поговорки (На адыгейском языке) / Сост. Хуажев М., Хут Щ. Майкоп., 1978 г. С. 77. Оригинал — «Хьайуаными уахахьэмэ, мэтэджых».

Народности нашей планеты

Этнография – это наука, поставившая перед собой целью собрать информацию обо всех народах, которые существовали ранее и живут на Земле в настоящее время. Именно благодаря этнографам мировая общественность знает, что и по сей день некоторые сообщества применяют изделия, аналогичные древнейшим. Азиатские, африканские, латиноамериканские племена, скажем, до сих пор охотятся, используя стрелы и лук. Именно этнографы нашли, зафиксировали эту информацию, сравнили современные луки с образцами прежних. На основании полученной информации можно говорить о различных уровнях, статусах, областях прогресса, выявлять влияющие на это факторы.

Очень тесно связаны между собой археология, этнография и антропология. Современные ученые, исследуя информацию о прошлом и настоящем разных народов, получают иногда совершенно удивительные сведения. Конечно, наибольший интерес для научного сообщества представляют такие народности, которые и в наше время используют традиционные бытовые предметы, обряды. Известно, что есть племена, где жизнь за прошедшие века практически не изменилась

Уделяя внимание традициям таких местностей, используемым трудовым орудиям, можно представить, как жили люди столетия и даже тысячелетия тому назад

Вопрос №13

В известной песне Владимира Высоцкого есть фраза: «Послушай, Зин, не трогай шурина!» Кого называют «шурином» в системе терминов родства и свойства?

  • а. Племянника по отцу
  • б. Брата мужа
  • в. Брата жены
  • г. Дядю по матери

Правильный ответ: в

Семейные и родственные связи и отношения значимо влияют на жизнь современных людей, а в традиционных обществах семья, родня, род (клан) определяли судьбу, статус и поведение человека. Поэтому в каждом языке есть очень четкая система терминов родства и свойства, которая описывает, кто кому кем доводится, а значит и у кого к кому какие обязательства. Важных родственников в этой системе обычно называют одним словом-термином: мама, папа, теща, свекровь. Слово шурин, как и многие другие термины родства в русском языке – праславянского происхождения.

Краткая история

Кто такие этнографы и как появилась профессия? Определить точную дату появления этнографии как науки достаточно трудно. Впервые метод непосредственного наблюдения за бытом разных народов применил Геродот (около 484 года до н. э. – около 425 года до н. э.). Свой вклад в формирование этнографии внес и Гай Юлий Цезарь (100 год до н. э. – 44 год до н. э.). Ему принадлежит труд под названием «Записки о Галльской войне». В нем знаменитый полководец проводит анализ поведения кельтов в условиях боевых действий и сравнивает их с германцами.

Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (середина 50-х годов – около 120 года) удалось собрать богатейший этнографический материал. В самом начале своей деятельности он прилагал максимальные усилия для систематизации того, что видел собственными глазами. В своих первых научных трудах Тацит делал попытки определить, откуда пошли британские народы, а также понять истоки их многообразия.

Некоторые ученые полагают, что этнография появилась в тот период, когда были сделаны великие географические открытия (15–17 века). Ведь именно в это время люди получили достоверную информацию о том, что существуют и другие народы. Как наука она официально сформировалась и была признана только в 19 столетии.

Экспозиции и выставки Российского этнографического музея

В настоящее время в открытом доступе для посетителей 24 зала с постоянными экспозициями, и первая из них посвящена быту русского крестьянства и материальной культуре XIX века. Гостей знакомят с образцами посуды, деревянного зодчества, национального костюма и многочисленных промыслов, которыми жила и зарабатывала деревня. Отдельный зал посвящён дохристианским обрядам и праздникам — с ростовыми манекенами и утварью.

Уважение к традициям народов бывшего СССР отражено дальше — в богатых инсталляциях, посвящённых украинцам, белорусам и молдаванам. Витрины повторяют типичные для регионов элементы жилищ, белокаменных печей и яркой глиняной посуды, а прославленные Гоголем сельские ярмарки воссозданы по редким архивным фотографиям. Молдавские стенды представлены винодельческими инструментами и ткацкими станками для ковров.

Особого внимания достойны залы народов Севера и Прибалтики — яркие пятна на пёстром лоскутном «одеяле» российской карты. Чукчи-оленеводы и латыши представлены в повседневных сценках из жизни. Большой акцент делается на культурном разнообразии — шаманские верования выставлены в один ряд с прибалтийским католицизмом и протестантами, а элементы костюмов рассматриваются в доскональных деталях, буквально до каждой пуговицы.

Chatsam

Другой не менее интересной экспозицией порадует тема евреев, живших на территории России веками. Бесценные находки и дары из частных коллекций — основа выставок, ведь к семитским народам на протяжении всей истории относились неоднозначно, и множество артефактов не сохранилось до наших дней. Своеобразными святынями считаются предметы культа ашкенази — еврейских диаспор, живших на территории Царства Польского.

Ещё одна сокровищница — Особая кладовая, где собраны накопленные подарки дому Романовых, которые присылали со всех уголков империи. На богатейших витринах можно увидеть откуп татарских ханов в виде серебра и золота, мурманский жемчуг и бирюзу от узбекских правителей. Необычными экспонатами называют буддийские молитвенные барабаны — отделанные драгоценностями инструменты являются дарами калмыков и бурятов.

Дальше на восток — в глубины Сибири и Средней Азии, коренное население которой до сих пор сохранило аутентичные традиции и неповторимый колорит. Строгий исламский мир здесь прекрасно уживается с древней культурой, а пёстрые наряды девушек с суровыми буднями на не слишком плодородных землях. Каждый из народов в остальных залах презентуется с лучших и прославленных сторон, будь то промысел или национальный характер.

Интересные факты

Центральной частью мемориальной экспозиции по изначальной задумке Николая II должен был стать огромный бронзовый памятник Александру III, выполненный в античной стилистике. Сбыться планам не удалось — после 1917-го года все изображения августейшего отца были уничтожены, вместе с гипсовым эскизом будущего монумента. С тех пор единственный уцелевший бронзовый памятник «царю-миротворцу» в Санкт-Петербурге стоит рядом с Мраморным дворцом.

Одновременно со строительством музейного здания далеко в Германии готовилось беспрецедентное для страны оборудование — дезинфекционная камера. Помещение предназначалось для «консервации» и антисептической обработки поступающих экспонатов, которых уже на момент открытия насчитывалось несколько тысяч. Историческая комната работает и сейчас, и даже часть инвентаря в ней чудом пережила блокаду и сохранилась, спустя целый век.

Мраморный зал этнографического музея — жемчужина не только архитектурной, но и нетривиальной инженерной мысли. Высота свода в нём — 17 метров, потолочные блоки лежат на 28 колоннах, вес каждой — более 20 тонн. Весь нижний уровень — горельеф протяжённостью 96 метров, где каждая скульптура из 183 ростовых фигур — представитель конкретной народности. С «натуры» вылеплен только один образ — это портрет великого русского писателя Льва Толстого.

В рамках изучения культурных феноменов Русского Севера в 2004–2005-м годах была организована беспрецедентная экспедиция «От Белого моря до Берингова пролива». В течение нескольких месяцев отряды этнографов на всех видах транспорта — по земле, воде и воздуху, посетили сотни полузабытых деревень, монастырей и природных объектов. Путешествие легло в основу нескольких масштабных исследований, пополнивших экспозиционные витрины.

Каждый вторник в стенах музея проводится уникальная программа, задача которой — познакомить людей с культурой и бытом народов России. Сюда приглашаются лекторы из Сибири и Кавказа, устраиваются живые концерты этнической музыки, конкурсы, театрализованные выступления и мастер-классы ремесленников, работающих в прикладном жанре. Доплачивать за посещение не нужно — за редким исключением всё включено в стоимость билета.

После событий 2014-го года один из залов, посвящённых российскому Югу, получил новое название — «Народы Кавказа и Крыма». Вернувшийся домой полуостров пополнил постоянные выставки витринами о быте и истории крымско-татарских поселений. Впрочем, основная экспозиция продолжает расширяться и сегодня, а экскурсоводы регулярно напоминают, что история отдельно взятых этносов развивается непрерывно вместе с огромной страной.

Chatsam

Как добраться до Этнографического музея в Санкт-Петербурге

Достопримечательность находится в историческом центре Северной столицы, поэтому попасть сюда в составе экскурсионной группы или самостоятельно не составит никакого труда. Ближайшая остановка — «Инженерная» — к ней несколько рейсовых автобусов и маршруток, музей находится буквально в двух шагах. От метро «Невский проспект» идти дольше — нужно сначала пройти Михайловскую улицу и сквер, а это почти 500 метров.

Насчёт такси переживать тоже не стоит — мобильные приложения Uber, Yandex и Maxim работают бесперебойно и уже много лет. Заказывать машину бывалые туристы советуют хотя бы за 12 часов до поездки — так больше шансов получить скидки и не попасть в ситуацию, когда весь транспорт занят. Уличных извозчиков не рекомендуют никому — иногородних гостей они вычисляют моментально, и тут же взвинчивают цены в несколько раз.

Путешествуя на личном или арендованном автомобиле, нужно держаться координат навигатора — 59.937840, 30.334393. Ближайшая парковка при этом — у здания гимназии напротив. Вдоль инженерной улицы стоянка запрещена, знаки висят, но видят их не все, что становится причиной частых штрафов и увоза транспорта на эвакуаторе.

[править] История науки

Зарождение этнографии часто связывают с началом Великих географических открытий, когда европейцы увидели многие неизвестные народы — открытие Америки, путешествия на Африканский континент (южнее Сахары и другие). Это не совсем верно, Сергей Александрович Токарев отмечал, что исследования народов происходили во все времена — ещё со времени Древнего Египта.

Становление и официальное признание науки происходит в XIX веке, когда были разгромлены Французская антропологическая школа (выступавшая за расизм, выделяя 3 степени), а также мифологическая — А. Н. Афанасьев и другие. Появилось течение которое назвали эволюционизмом, так как: «Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному…». После этого возникли такие школы как:

  • Культурно-историческая
  • Диффузионизм
  • Французская социологическая школа
  • Американская школа исторической этнологии
  • Функционализм
  • Психологическая школа
  • Российская и советская школа в этнографии
  • Конструктивизм, как новое течение.

Верить или нет?

Как видно из краткого определения, что такое этнография, под этой наукой принято понимать достоверную область, то есть информация, которую предоставляют историкам этнографы, должна быть четкой и проверенной. Иной может засомневаться: раз в качестве базы используются народные мифы, разве можно получить сколько-нибудь достоверные сведения?

Этнографы на это с уверенностью отвечают: можно. Несмотря на обилие выдумок, из сказаний отдельных народностей можно добыть немало полезной информации, ведь такие истории содержат упоминания об используемых орудиях труда, практикуемых ремеслах и культурах, выращиваемых крестьянами, а также прочих бытовых аспектах. Социальная этнография из мифов и сказаний получает немалый объем информации, связанной со взаимодействием социальных групп в прежние времена. Можно справедливо заключить, каковы были проблемы, какие сложности наблюдались, насколько существенным было деление на классы и по каким признакам производилось.

Как строить карьеру

Карьерный рост этнографа невозможен без ведения научных исследований и получения ученых степеней. Начальная ступень такой лестницы – лаборант или младший научный сотрудник. Затем, набравшись опыта, специалист может стать старшим, ведущим и главным научным сотрудником.

Вырасти представителю этой профессии можно и в вузе. Начинают здесь с того же лаборанта или преподавателя кафедры. Следующие ступеньки – заведующий кафедрой, декан факультета, ректор вуза.

Строить карьеру этнограф может не только в науке. Такой специалист станет хорошим гидом в туристической компании. Знания, которыми он обладает, позволят ему проводить интереснейшие историко-этнографические экскурсии. Альтернативный вариант профессионального развития – в сфере СМИ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector