Аттестационный лист

Что такое аттестация и аттестационный лист

Понятие аттестации означает выявление у сотрудника его профессиональных навыков, а также его делового потенциала. Данная проверка организуется для того, что выявить следующее: соответствует ли сотрудники занимаемой им должности или нет, для этого применяется аттестационный лист.

Аттестационным листом является документ, содержащий необходимые сведения об аттестуемом сотруднике, которые были получены в ходе проведении проверки его на профпригодность. Как таковой официальной формы данного листа не установлено на государственном уровне, поэтому его можно оформлять на официальном бланке организации, при этом следует соблюдать общие правила оформления.

3.3. Форма аттестационного листа по практике (заполняется на каждого обучающегося)

Дифференцированный зачет по учебной и (или) производственной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

Аттестационный лист по учебной /производственной практике (по профилю специальности)

Формиру-емая профессиональная компетен-ция

Виды работ, выполненные студентами во время производственной практики

Качество выполнения работ в соответствии

Ответственное лицо организации: _________________

Для чего нужно оценивать сотрудников

Аттестация – это важный, и, пожалуй, единственный способ оценки знаний и квалификации персонала организации. Это процесс оценки соответствия сотрудников организации занимаемым должностям, степени укомплектованности штата либо возможности его сокращения, определения возможности и целесообразности проведения внутренних горизонтальных, либо вертикальных перестановок, повышения либо понижения оклада, предоставления премий и наград, выявления потребности в повышении квалификации, профессиональной переподготовки сотрудников, обучении смежным специальностям, проведении тренингов. Такая процедура обычно носит регулярный характер.

Процесс аттестации – это сравнение полученных результатов труда с определенными стандартами и нормами труда, принятыми в конкретной организации.

При этом, аттестация необязательна по законодательству, и может не проводится во многих организациях.

Однако на бюджетных предприятиях государственные и муниципальные служащие проходят подобную проверку в обязательном порядке.

Также существуют определенные виды деятельности организаций, установленные законом, вне зависимости от их организационно-правовой формы, в которых непременно должна проводиться аттестация.

При аттестации сотрудники дают себе оценку самостоятельно, а также дается оценка его руководителя и экспертов.

Самостоятельно оценивая себя, сотрудник получает возможность проанализировать свои качества и способности, и улучшить их.

Оценка руководителя необходима для анализа деятельности сотрудника, его успехов и достижений. После аттестации руководитель дает обратную связь, объясняя причины принятых им решений, таких как, например, повышение оклада или даже увольнение.

Оценка экспертов необходима в случаях, когда руководитель предприятия не может проанализировать деятельность определенных сотрудников в особо важных отделах. Тогда в качестве эксперта может выступать функциональный руководитель отдела.

Аттестацию принято делить на очередную и внеочередную. Очередная – обычно проводится в организации каждые 5 лет. Внеочередная – проводится по определенным причинам: по соглашению сторон; по решению вышестоящего руководства в связи с сокращением штата, либо изменением политики условий и оплаты труда.

Аттестации обычно подлежат все руководители и специалисты, проработавшие на своей должности более одного года. От проверки освобождаются лишь беременные и отсутствующие по причинам декретного отпуска, а также отпуска по уходу за детьми, не достигшими трехлетнего возраста.

По ходу проверки формируется аттестационный лист. Существуют определенные нормы и правила его составления, которые закрепляются в Положении об аттестации в организации.

Что такое аттестационный лист и зачем он нужен

Как я уже говорил, аттестационный лист в процессе прохождения производственной практики очень важен. В идеале, отчет заполняет куратор, закрепленный за студентом, или руководитель от вуза. Но часто бывает, что они доверяют это дело самим студентам.

В самом листе нужно обозначить, чем вы занимались на практике и в каком объеме, предоставить небольшую характеристику профессиональной компетентности (ПК) и выставить итоговую оценку.

По поводу последнего: итоговую оценку выставляет либо сам преподаватель, либо вы, но после того, как он вам ее сообщит. А вы переносите оценку в аттестационный лист.

Также вместе с итоговой оценку преподаватель пишет характеристику на студента.

3.3. Форма аттестационного листа по практике (заполняется на каждого обучающегося)

Дифференцированный зачет по учебной и (или) производственной практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности обучающегося на практике) с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика.

Аттестационный лист по учебной /производственной практике (по профилю специальности)

Формиру-емая профессиональная компетен-ция

Виды работ, выполненные студентами во время производственной практики

Качество выполнения работ в соответствии

Ответственное лицо организации: _________________

Что такое аттестационный лист и зачем он нужен

Как я уже говорил, аттестационный лист в процессе прохождения производственной практики очень важен. В идеале, отчет заполняет куратор, закрепленный за студентом, или руководитель от вуза. Но часто бывает, что они доверяют это дело самим студентам.

В самом листе нужно обозначить, чем вы занимались на практике и в каком объеме, предоставить небольшую характеристику профессиональной компетентности (ПК) и выставить итоговую оценку.

По поводу последнего: итоговую оценку выставляет либо сам преподаватель, либо вы, но после того, как он вам ее сообщит. А вы переносите оценку в аттестационный лист.

Также вместе с итоговой оценку преподаватель пишет характеристику на студента.

Законодательная база

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

Совет от эксперта

Ковалева Ольга Владимировна

Директор рекрутингового агентства «Либертран».

При приеме студентов на стажировку, а в последующем и на работу мы много внимания уделяем оценке soft skills (надпрофессиональные навыки) кандидатов.
Фокусировка на задачах, скорость реакции, внимательность к мелочам и хорошая память крайне важны для того, чтобы вы смогли стать частью нашего коллектива.

Для их развития я настоятельно рекомендую использовать бесплатный онлайн-тренажер
Викиум.
Есть статистика за 2017 — 2021 года. 94% стажеров и практикантов, прошедших полный курс обучения были приняты на работу в крупнейшие компании страны,
а в течение года получили повышение по должности и увеличили свою зарплату в 1,7 раз.

Также интересны данные по студентам. Их средний балл по диплому составил 4,8. При этом многие отмечают, что стали значительно меньше времени тратить на учебу, т. к.
материал стал усваиваться моментально. И все это после занятий всего лишь в течении…

Узнать подробности >>

Кого нельзя подвергать аттестации

Как уже говорилось выше, на некоторых предприятиях аттестация — рядовое явление, которое периодически проходят все профильные специалисты, независимо от уровня их квалификации (в числе прочих аттестацию проходят и работники, имеющие длительный стаж и научные степени). Тем не менее, есть категории граждан, которые законом защищены от подобного рода проверок. К ним относятся:

  • сотрудники, проработавшие по специальности (или на данной должности) меньше года,
  • беременные работницы,
  • женщины, ухаживавшие за детьми до трехлетнего возраста,
  • студенты дневных форм обучений в течение первого года после выхода на работу,
  • лица, находящиеся на длительном больничном.

Структура документа

Непосредственная цель проведения аттестационного мероприятия влияет на содержание и форму листа, оформление и утверждения которого может производиться непосредственно аттестационной комиссией. Помимо этого данный документ является неотъемлемым приложением, которое закреплено в Положении о правилах проведения аттестации сотрудников в организации. Так, например, оценка сотрудника может проводиться как с целью повышения его уровня квалификации, так и с целью установления соответствия им занимаемой должности.

В структуру листа включатся следующие разделы:

  • Персональные сведения об аттестуемом сотруднике.
  • Информация о его образовании.
  • Трудовой стаж, а также занимаемая в соответствии со штатным расписанием должность в компании.
  • Вопросы к работнику и его ответы на них.
  • Вынесенное решение аттестационной комиссии и рекомендации.

Порядок проведения обязательной аттестации

Для организации проведения аттестации педагогических работников образовательная организация должна предпринять следующие шаги:

  1. Разработать, принять и утвердить в установленном в организации порядком локальные акты по вопросам аттестации  педагогов в школе: Положение об аттестационной комиссии, график аттестации, форму Представления на педагога, форму распорядительного акта об аттестации, форму протокола и выписки из протокола заседания аттестационной комиссии.
  2. Определить список педработников, подлежащих аттестации, и график прохождения ими аттестации и утвердить их приказом директора.
  3. Ознакомить педагогических работников с приказом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
  4. Составить и передать в аттестационную комиссию организации представление на каждого педагогического работника. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: а) фамилия, имя, отчество (при наличии); б) наименование должности на дату проведения аттестации; в) дата заключения по этой должности трудового договора; г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
  5. Создать аттестационную комиссию и утвердить ее состав приказом директора.
  6. Разместить на информационном стенде все материалы по вопросам аттестации.
  7. Разместить информацию по вопросам аттестации педработников на сайте образовательной организации.

По результатам рассмотрения имеющихся сведений аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности (когда не менее половины присутствующих членов аттестационной комиссии проголосовали за решение о соответствии аттестуемого занимаемой должности);
  • не соответствует занимаемой должности.

Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый всеми членами аттестационной комиссии и сообщаются аттестуемому непосредственно после подведения итогов голосования. Протокол вместе с другими документами, относящимися к аттестации педагогических работников, хранится у работодателя.

Согласно п. 20 раздела II Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Приказом Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года N 276, на педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

Результаты аттестации являются основанием для внесения аттестационной комиссией на рассмотрение работодателя мотивированных рекомендаций о целесообразности (нецелесообразности) назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или (и) стажа работы, но при этом обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих возложенные на них должностные обязанности качественно и в полном объеме.

Кого нельзя подвергать аттестации

Как уже говорилось выше, на некоторых предприятиях аттестация — рядовое явление, которое периодически проходят все профильные специалисты, независимо от уровня их квалификации (в числе прочих аттестацию проходят и работники, имеющие длительный стаж и научные степени). Тем не менее, есть категории граждан, которые законом защищены от подобного рода проверок. К ним относятся:

  • сотрудники, проработавшие по специальности (или на данной должности) меньше года,
  • беременные работницы,
  • женщины, ухаживавшие за детьми до трехлетнего возраста,
  • студенты дневных форм обучений в течение первого года после выхода на работу,
  • лица, находящиеся на длительном больничном.

Составление положения об аттестации

Такой документ составляется руководителем предприятия. В него надо включать стандартно следующие разделы:

Раздел Описание
Вводная информация Для обозначения целей мероприятий. Определяют состав сотрудников, по которым организуют проверку. Отдельно закрепляют периодичность мероприятия, указывают основания внеочередных видов.
Описание мероприятий по подготовке Председатель, секретарь и члены – вот какие специалисты обязательно должны составлять комиссию. В этой части документа пишут о том, кто входит в комиссию. Каждому участнику прописывают полномочия. Раздел посвящён сведениям, связанным со стандартным графиком. Описывают, как сотрудников уведомляют о самой процедуре. Отдельное место уделяют кадровым документам.
Описание порядка процедуры Приводят порядок формирования кворума. Пишут о самой проверке, механизмах принятия решений, вариантах решений и правилах оформления итогов. Описывают права, которыми наделены сотрудники в случае несогласия с выводами.
Заключительные положения Посвящены срокам хранения документов, другим особенностям, связанным с ними.

Положение – один из локальных нормативных актов. Его разрабатывают для каждой организации, с учетом основных трудовых условий. Всех сотрудников надо ознакомить с условиями положения, когда его разработка будет завершена.

Образец заполнения

Строкой ниже желательно указать место и дату проведения проверки.

На следующей строке по центру вносится наименование документа, в данном случае: Аттестационный лист.

Далее по пунктам секретарь комиссии протоколирует все необходимые данные. Чтобы заполнить данный документ, пройдемся по этим пунктам поподробнее:

  • Вносятся фамилия, имя и отчество аттестуемого – Иванова Лариса Александровна.
  • Записывается дата рождения сотрудника – 01.06.1974г.
  • Здесь отражается информация обо всем образовании, полученном после окончания среднего общеобразовательного учреждения (школы). Это могут быть различные ПТУ, колледжи, ВУЗы, курсы. Указывается год обучения, наименование учреждения, полученную квалификацию. Например,

1992-1997 – Московский финансово-экономический институт, бухгалтерский учет, анализ и аудит, бухгалтер;

2006 г. – обучение программе 1С: бухгалтерия в ООО «Золотой свиток»;

2008 г. – курсы при Палате Налоговых Консультантов России;

2010 г. – курсы повышения квалификации при МВШЭ, главный бухгалтер.

В данном пункте необходимо указать должность, которую занимает аттестуемый сотрудник в данной организации, и дату его принятия на работу, к примеру:

Главный бухгалтер (приказ № 135-лс от 17.11.2008 г.).

Здесь необходимо прописать общий стаж работы человека, и отдельно указать трудовой стаж в данной организации:

С 1998 г. по настоящее время, в том числе с 15.07.2003г. в ООО «Решение».

В данном пункте нужно подробно расписать все вопросы, которые задаются аттестуемому, и какие были получены на них ответы, а можно записать кратко: из каких областей были вопросы, и удовлетворены ли члены комиссии полученными ответами. Например:

Были заданы вопросы относительно знаний бухгалтерского, налогового и трудового законодательства, а также нюансов деятельности в ООО «Решение». Получены полные, информативные ответы, соответствующие действующим правилам, нормативам и нормам закона.

Этот пункт предназначен для отметки различных замечаний и рекомендаций, которые даются членами аттестационной комиссий. Если таковые отсутствуют, можно так и записать:

Отсутствуют.

  • Здесь фиксируются замечания и рекомендации со стороны самого сотрудника, если таковые имеются.
  • Данный пункт призван ответит на вопрос исполнены ли, исполнены частично либо не исполнены пожелания прошлой аттестации. Если сотрудник работает в данной организации меньше 5 лет, и это его первая аттестация – пункт не заполняется.
  • Самый важный пункт аттестационного листа, заполняемый в отсутствии аттестуемого после проведения голосования, в котором фиксируется итоговая оценка трудовой деятельности сотрудника, его деловых и личностных качеств, например,

Занимаемой должности соответствует. Показывает высокие результаты труда.

В этом пункте прописывается численность участников в комиссии, сколько из них было на заседании, и как они проголосовали.

Аттестационная комиссия в количестве – 4 сотрудника. На заседании присутствовало четверо членов комиссии. Количество голосов «за» – 4, «против» – 0.

Пункт для пожеланий, исходящих от аттестационной комиссии, к примеру:

Назначить премию, равную окладу данного работника.

Здесь можно указать какие-то особые примечания и соображения членов комиссии.

Далее следует заверение подписями каждым членом комиссии:

Глава аттестационной комиссии              Сергеев /Сергеев А.А./
Члены аттестационной комиссии            Петрова /Петрова С.И./
                                                                         Михайлов /Михайлов Е.Г/
                                                                         Красилова / Красилова Ф.И./

Секретарь аттестационной  комиссии    Фомин  /Фомин Р.Б./

В самом конце документа необходимо, чтобы аттестуемый проставил дату и заверил своей подписью ознакомление с данным документом, с вынесенным относительно него решением. Например,

С аттестационным листом ознакомлена:

05.08.2017   Иванова / Иванова Л.А./

Таким образом, подготавливается аттестационный лист, на основании которого принимается решение о дальнейшей судьбе сотрудника

Очень важно, чтоб он был подписан всеми, иначе лист может быть признан недействительным и быть оспорен в суде

Об авторе

Григорий Знайко
Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
  • 2020.12.08Инструкции для ИПКак ИП перейти с УСН на патент
  • 2020.09.09В помощь каждомуКак подготовиться ко второй волне коронавируса
  • 2020.09.08Договорные отношенияЗаключение договора в электронном виде: а так можно?
  • 2020.07.31В помощь каждомуКак правильно написать расписку о получении денежных средств

Правила составления аттестационного листа

Аттестационный лист не имеет унифицированного, обязательного к применению образца, поэтому писать его можно в свободном виде. Однако при его оформлении следует придерживаться некоторых правил. В частности, нужно обязательно указывать

  • дату аттестации,
  • данные сотрудника, который подвергся проверке: его фамилию, имя, отчество, должность (она должна соответствовать штатному расписанию, а ее функции, права и ответственность – должностной инструкции),
  • далее следует фиксировать контрольные вопросы (они должны напрямую касаться практической деятельности работника),
  • ответы на них
  • и вердикт комиссии.

При необходимости каких-то дополнений и примечаний со стороны экзаменаторов их также необходимо регистрировать в аттестационном листе.

Образец заполнения аттестационного листа по производственной практике

Нередко студентам приходится самостоятельно заполнять некоторые разделы аттестационного листа, например, его части, касающиеся места проведения практики, видов работ и освоенных профессиональных компетенций. Руководителям остается лишь заполнить графы с оценками качества выполненной работы, написать характеристику на студента и выставить итоговую оценку.

Чтобы оформить документ правильно с первого раза, лучше всего воспользоваться готовым примером. Скачать образец заполнения аттестационного листа.

Аттестационный лист помещается в отчет на отдельную пронумерованную страницу, подписывается руководителями практики и заверяется печатью организации.

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Ф. И. О. студента, группа, профессия

2. Место прохождения практики (название организации), адрес

3. Период прохождения __________________________________________________________

4. Степень освоения студентом профессиональных компетенций (ПК) в рамках практики:

№ ПК Профессиональная компетенция Качество выполнения работ
1. Работа с нормативно-правовыми актами (НПА), использование которых предусмотрено в рамках практики. Проводит правильную классификацию и анализ необходимых НПА.
2. Знакомство с документами, подтверждающими юридическую основу деятельности организации. Правильно проводит анализ производственных актов.
3. Создание проекта учредительного документа компании. Правильное составление и оформление юридических бумаг организации.
4. Подготовка предложений по урегулированию различных трудовых споров. Правильно определяет причины производственных споров. Может на практике разъяснить нормы трудового законодательства.
5. Ознакомление с коллективным договором и другими локальными актами, работа с их содержанием. Правильно проводит анализ актов, действующих в организации.

5. Качество выполненных работ соответствует/не соответствует технологиям и требованиям организации прохождения практики.

Руководитель практики от предприятия

М.П. _______________

(подпись)

Руководитель практики от университета (должность, Ф. И. О) _

Без оценок степени освоения профессиональных компетенций в аттестационном листе итоговая отметка за производственную практику не выставляется, что приводит к образованию академической задолженности и, как следствие, к недопуску к экзамену по учебному или профессиональному модулю.

Порядок проведения аттестации

Процесс осуществления проверки проходит такие основные этапы:

  1. Создание и утверждение приказа о проведении аттестации.
  2. Определение/назначение аттестационной комиссии, сроков реализации мероприятия. На данном этапе комиссия разъясняет всем сотрудникам цели и регламент прохождения проверки.
  3. Сбор документации и информации об аттестуемых. Это могут быть результаты работы за определенный промежуток времени, служебные характеристики, данные об участии в различных важных для организации мероприятиях, награды, звания, замечания, выговоры и прочее.
  4. Непосредственное проведение проверки, обязательно проходящее при наличии аттестуемого сотрудника. Для его неявки на аттестационную комиссию должны быть очень веские причины. При этом, комиссия может счесть возможным оценить сотрудника без его личного присутствия, либо назначить для него дополнительное время.

В процессе аттестации выслушиваются собранные материалы самих сотрудников и их прямых руководителей. Весь процесс, все принятые решения и итоги голосования фиксируется секретарем в протоколе заседания комиссии. Данный документ подлежит подписанию всеми участниками аттестации. Голосование является открытым, но проходит без аттестуемого.

При этом придерживаются правила, что при равенстве голосов, выносится решение в пользу работника.

После этого заполняется аттестационный лист в необходимом количестве экземпляров, один из которых передается сотруднику под подпись о получении и ознакомлении, второй — руководителю организации для утверждения, после чего подшивается к личному делу работника, остальные могут быть переданы другим заинтересованным лицам.

Порядок проведения аттестации

  1. Прежде чем приступить к аттестации сотрудников, по предприятию издается соответствующий приказ.
  2. Затем на его основе создается специальная комиссия, в которую входит не менее трех человек. Обычно это
    • руководитель организации (или уполномоченное действовать от его имени лицо),
    • руководитель структурного подразделения,
    • другие сотрудники предприятия, обладающие достаточным уровнем образования и квалификации для того, чтобы позволять им давать оценки другим работникам.

В некоторых случаях к участию в аттестационной комиссии может быть привлечен сторонний эксперт в той области, в которой трудятся проходящие аттестацию сотрудники.

После того, как комиссия будет назначена, она приступает к своим обязанностям.

Процесс аттестации чем-то напоминает экзамен: аттестируемому задаются вопросы, на которые он должен отвечать. В зависимости от результатов проверки комиссия делает выводы по каждому конкретному человеку (аттестация может проводиться как в отношении одного работника, так и сразу группы сотрудников).

Следует отметить, что к аттестации следует относиться со всей строгостью и вниманием, поскольку ее итоги могут служить поводом как к повышению сотрудника в занимаемой должности, так и к его увольнению. Если в проведении аттестации будут выявлены какие-либо нарушения, то возможна повторная процедура

В случае если работник не будет согласен в результатами проверки, он может обратиться в суд с их обжалованием

Если в проведении аттестации будут выявлены какие-либо нарушения, то возможна повторная процедура. В случае если работник не будет согласен в результатами проверки, он может обратиться в суд с их обжалованием.

Для чего нужна аттестация сотрудников

В большинстве случаев процедура аттестации позволяет определить уровень профессиональной подготовки кадров, оценить теоретические и практические знания сотрудников, понять их действия в случае возникновения сложных и нештатных ситуаций.

Она считается очень полезной и дает возможность руководству предприятия своевременно принять меры к устранению недочетов в области подготовки персонала, направить сотрудников на курсы повышения квалификации или, в случае установления факта несоответствия занимаемой должности, уволить кого-либо из работников.

В большинстве организаций процедура аттестации не обязательна, а носит сугубо добровольный характер. При этом в бюджетной сфере (образование и здравоохранение) и некоторых специализированных частных компаниях такая форма экзаменации является установленной законодательно необходимостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector