Правила приема в вузы в казахстане
Содержание:
- Проблемы
- Преимущества получения дистанционного второго высшего образования
- Историческая справка
- Система дошкольного обучения
- Национальный (генеральный) рейтинг лучших многопрофильных вузов Казахстана
- Выбор профессии в Казахстане: какие специальности сейчас востребованы?
- Какие документы необходимы для поступления в вузы РФ для казахстанцев?
- Высшее образование в российских вузах: кому подойдет?
- Кыргызстан
- Институты и университеты
- Школьное образование
- Система образования Казахстана
- Прием на творческие специальности
- Цены на обучение в университетах Казахстана
- К чему будут готовы выпускники при академической свободе?
- Можно ли отменить сельские квоты и ввести ваучеры?
- Узбекистан
Проблемы
В связи с нехваткой школьных помещений или учителей некоторые начальные и средние школы проводят три занятия вместо двух, поэтому одна группа учеников посещает с 8 до 13 часов, вторая — с 13 до 6. Это приводит к перегрузке учителей. , студенты, которые не спят допоздна, и чрезмерно используемые помещения.
Азиатский банк развития (АБР) опубликовал доклад о финансировании народного образования в Казахстане в 2004 году, в котором упоминается широко согласованный критику системы государственного образования в других источниках . Согласно этому отчету, финансирование государственного образования является низким, а механизмы введения частного финансирования оказались безуспешными. Более того, Бюджетный кодекс и закон «Об образовании» не содержат четкого разграничения обязанностей местных и центральных органов власти, а также не включают достаточных механизмов для мониторинга бюджетных расходов.
В 2014 году Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала отчет о системе образования в Казахстане. Согласно отчету, Казахстан добился значительного улучшения качества образования и расширения доступа к начальному и среднему образованию
В отчете также указано, что Казахстан приступил к глубоким реформам, направленным на повышение качества системы образования, и все больше обращает внимание на международные стандарты и передовой опыт.
Преимущества получения дистанционного второго высшего образования
1. Совмещайте учебу и работу.
Второе высшее образование чаще всего выбирают люди, которые активно строят карьеру, но нуждаются в дополнительных знаниях. Дистанционный формат позволяет реализовать эту задачу в полном объеме. Вам не нужно брать отпуск на работе на время установочной сессии и сдачи экзаменов, как это происходит на заочных факультетах.
Также учиться удаленно могут молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, люди, имеющие стойкие нарушения здоровья, и жители отдаленных регионов страны.
2. Поступайте без экзаменов.
Чтобы стать студентом КазИТУ, заполните заявку на нашем сайте:
- укажите ФИО и город проживания;
- выберите специальность;
- отметьте удобный способ оплаты;
- оставьте номер телефона и адрес электронной почты.
Приемная комиссия рассмотрит вашу заявку и свяжется с вами для проведения собеседования онлайн. После этого мы попросим вас предоставить:
- медицинскую справку по форме 086-У;
- копию удостоверения личности;
- оригинал диплома о высшем образовании и приложения к нему;
- шесть фотографий 3х4.
И все – вы можете приступать к учебе! На базе первого высшего образования обучение в КазИТУ составит 2 года.
3. Учитесь из любой точки мира.
Получение второго высшего образования дистанционно предполагает несколько форматов работы.
- Общий чат. Здесь происходит общение студентов между собой и преподавателей в режиме реального времени. Вы задаете вопросы, получаете ответы, обсуждаете интересующие вас темы.
- Онлайн-занятия. Вы слушаете преподавателя и смотрите презентации в удобное время. Доступ к лекциям, семинарам, практикумам, конференциям осуществляется через интернет-платформы.
- Телеконференции. Масштабные мероприятия, на которые собирается большая аудитория, например, несколько потоков студентов. Можно участвовать онлайн или смотреть выступления спикеров в записи.
С вами на связи преподаватели КазИТУ, готовые в любой момент прийти на помощь!
4. Планируйте график учебы самостоятельно.
Дистанционный формат обучения предполагает индивидуальный график работы. Вы сами планируете, когда смотреть лекции и выполнять практические занятия. Это удобно, но требует высокой самодисциплины от студента.
5. Сдавайте сессии онлайн.
Контроль знаний студентов происходит благодаря сдаче экзаменов и проведению тестирования. Несмотря на то, что для получения второго высшего образования выбран дистанционный формат, учебная программа подается в полном, а не сокращенном виде. Тесты в конце каждого модуля тщательно формируются и проверяются с тем, чтобы вы получили объективный показатель усвоенных знаний.
Историческая справка
Отправной точкой в истории становления системы образования в стране стал год, в котором Казахстан был признан отдельным государством. Большая часть школьников ХХ века обучались в медресе, учеба в котором касалась в основном религиозных вопросов. До 1917 года функционировало несколько школ с казахским и русским языком, но в советское время ситуация резко изменилась.
В начале 90-х годов страна насчитывала уже около 8.5 тысяч средних школ, количество учащихся в которых составляло 3 миллиона, и 61 вуз с 272 тысячами студентов. Однако развитие системы обучения происходило по устаревшей методологии. Исследования ЮНЕСКО продемонстрировали наличие устойчивой тенденции к снижению его качества.
Образование не было направлено на подготовку школьников ко взрослой жизни и не формировало у них четких планов на будущее, а отсутствие обучения для дошкольников негативно отражалось на уровне их подготовленности к школе. С началом экономического развития страны правительством Казахстана стали приниматься меры для улучшения качества обучения.
Система дошкольного обучения
Правительство страны серьезно отнеслось к вопросу получения дошкольного образования. Частные и государственные инвестиции привели к быстрому росту количества учреждений для дошкольного обучения. Существенные изменения претерпели и подходы к воспитанию детей. Люди осознали, что детский возраст — это не только подготовка к жизни в школе, но и отдельный важный этап в формировании личности человека. Основным стало развитие у ребенка самостоятельности и самодостаточности.
Процесс обучения для дошколят стал строиться на основе игры с постепенным усложнением задачи и перерастанием из развлечения в творчество. Такой подход позволяет сохранить заинтересованность ребенка в получении новых знаний и сформировать модель человеческих отношений.
Национальный (генеральный) рейтинг лучших многопрофильных вузов Казахстана
№ |
Наименование вузов |
Итоговые результаты, весовые проценты (вес. %) |
||
1 |
Казахский национальный университет имени аль-Фараби |
99, 87 |
||
2 |
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева |
95, 58 |
||
3 |
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауэзова |
62,05 |
||
4 |
Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова |
59,02 |
||
5 |
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова |
54,72 |
||
6 |
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати |
49,65 |
||
6 |
Восточно-Казахстанский государственный университет имени С. Аманжолова |
49,65 |
||
8 |
Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Яссауи |
49,31 |
||
9 |
Кызылординский государственный университет им. Коркыта-ата |
47,1 |
||
10 |
Костанайский государственный университет имени |
46,82 |
||
А. Байтурсынова |
||||
11 |
Университет имени Сулеймана Демиреля |
42,65 |
||
12 |
Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова |
42,54 |
||
13 |
Государственный университет имени Шакарима города Семей |
40,58 |
||
14 |
Инновационный Евразийский университет |
40,28 |
||
15 |
Северо-Казахстанский государственный университет имени М. Козыбаева |
38,07 |
||
16 |
Атырауский государственный университет имени |
30,77 |
||
Х.Досмухамедова |
||||
17 |
Кокшетауский государственный университет имени |
30,4 |
||
Ш. Уалиханова |
||||
18 |
Международная образовательная корпорация |
30,12 |
||
19 |
Каспийский общественный университет |
28,76 |
||
20 |
Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова |
26,4 |
||
21 |
Таразский инновационно-гуманитарный университет |
23,19 |
||
№ |
Наименование вузов |
Итоговые результаты, вес. % |
||
1 |
Казахстанско-Британский технический университет |
94,81 |
||
2 |
Карагандинский государственный технический университет |
84,91 |
||
3 |
Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева |
76,2 |
||
4 |
Казахский национальный аграрный университет |
75,6 |
||
5 |
Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева |
66,06 |
||
6 |
Алматинский университет энергетики и связи |
61,93 |
||
7 |
Международный университет информационных технологий |
57,78 |
||
7 |
Казахская академия транспорта и коммуникации имени М. Тынышпаева |
57,78 |
||
9 |
Алматинский технологический университет |
57,13 |
||
10 |
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана |
56,44 |
||
11 |
Карагандинский государственный индустриальный университет |
49,84 |
||
12 |
Рудненский индустриальный институт |
43,51 |
||
13 |
Казахский университет путей сообщения |
33,58 |
||
14 |
Казахстанский инженерно-технологический университет |
29,17 |
||
15 |
Екибастузский инженерно-технический институт имени академика К.И. Сатпаева |
28,07 |
||
16 |
Атырауский институт нефти и газа |
26,09 |
||
№ |
Наименование вузов |
Итоговые результаты, вес. % |
||
1 |
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза |
97,53 |
||
2 |
Алматы менеджмент университет |
84,24 |
||
3 |
Университет Нархоз |
83,23 |
||
4 |
81,7 |
|||
5 |
Академия «Болашак» |
69,73 |
||
(г. Караганда) |
||||
6 |
Казахский университет экономики, финансов и международной торговли |
59,53 |
||
7 |
Университет «Туран-Астана» |
57,55 |
||
8 |
Казахстанско — Американский свободный университет |
51,65 |
||
9 |
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет |
51,09 |
||
10 |
Казахская академия труда и социальных отношений |
38,82 |
||
1 |
Казахский национальный медицинский университет им. С. Д. Асфендиярова |
98,2 |
||
2 |
Карагандинский государственный медицинский университет |
82,67 |
||
3 |
Государственный медицинский университет г. Семей |
74,06 |
||
4 |
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия |
66,68 |
||
№ |
Наименование вузов |
Итоговые результаты, вес. % |
||
1 |
Казахский государственный женский педагогический университет |
98,39 |
||
2 |
Павлодарский государственный педагогический институт |
85,48 |
||
3 |
Костанайский государственный педагогический институт |
70,54 |
||
4 |
Таразский государственный педагогический институт |
62,44 |
||
5 |
Южно-Казахстанский педагогический университет |
34,75 |
||
№ |
Наименование вузов |
Итоговые результаты, вес. % |
||
1 |
Казахский национальный университет искусств |
100 |
||
Выбор профессии в Казахстане: какие специальности сейчас востребованы?
Рынок труда сейчас динамичный в связи с активной диджитализацией всех сфер жизни. Кроме того, что меняются старые профессии, появляются еще и новые.
Поэтому важно следить за тенденциями, думать о перспективах трудоустройства. Полезным ресурсом для тех, кто серьезно подходит к выбору профессии, станет электронная биржа труда РК
На сайте можно ознакомиться с регулярными отчетами по рынку труда, а так же
Важно также помнить, что будущая карьера не зависит только от выбора специальности. . Приводим вам пример самых востребованных профессий на момент 2019-го года со средней заработной платой и местами, где можно работать:
Приводим вам пример самых востребованных профессий на момент 2019-го года со средней заработной платой и местами, где можно работать:
- менеджер по продажам: заработная плата 50 000 — 1 000 000 тенге. Места работы: предприятия, которые производят продукцию для продажи в Казахстане и на экспорт, торговые марки, магазины, торговые сети;
- бухгалтер: заработная плата в среднем 80 000 тенге. Места работы: предприятия, магазины, рестораны и т.п.;
- торговый представитель: заработная плата 50 000 — 250 000 тенге. Места работы: торговые марки;
- маркетолог: заработная плата от 50 000 до 400 000 тенге. Места работы: бренды (одежда, продукты), промышленные предприятия, торговые марки;
- администратор: заработная плата от 50 000 до 150 000 тенге. Места работы: гостиницы, рестораны, кинотеатры, бутики;
- переводчик: заработная плата в среднем 200 000 тенге. Места работы: предприятия, фирмы, курсы по преподаванию иностранных языков;
- инженер: заработная плата от 70 000 до 350 000 тенге. Места работы: предприятия и фирмы;
- банковский работник: заработная плата от 30 000 до 200 000 тенге. Места работы: банки;
- дизайнеры;
- рекламщики;
- журналисты;
- риелторы;
- специалисты информационных технологий.
Какие документы необходимы для поступления в вузы РФ для казахстанцев?
Для участия в конкурсе на государственную стипендию от российского правительства вам нужно предоставить стандартный перечень документов, а именно: заявление, цветную фотографию, школьный диплом и оценки за последнее полугодие, медицинскую справку о состоянии здоровья, медицинскую справку об отсутствии у абитуриента ВИЧ и СПИД, копию паспорта или свидетельства о рождении, а также дополнительные дипломы, грамоты или другие документы, подтверждающие участие или победу в конференциях, олимпиадах и т.д.
Поступление и обучение в университете – это серьезный шаг в жизни каждого человека, период взросления и принятия на себя ответственности за свою жизнь. Чтобы сделать это время более легким, свободным и менее стрессовым, готовьтесь к поступлению заранее.
Высшее образование в российских вузах: кому подойдет?
Среди преимуществ российского образования чаще всего выделяют более высокие образовательные стандарты и широкие перспективы для дальнейшего трудоустройства. Высшее образование в России – также отличный выбор для тех, кто планирует переехать в эту страну жить и работать, поскольку российский диплом местные работодатели всегда будут ценить выше, чем казахстанский.
Кроме этого, в России возможно обучение на заочной форме. В Казахстане этот формат отменили несколько лет назад, поэтому студентам, которые хотят совмещать обучение с карьерой, больше подойдут вузы в РФ. Российские университеты также предлагают широкий выбор дистанционных образовательных программ, что особенно актуально во время пандемии и карантинных ограничений.
Для тех, кто не хочет получать образование в Казахстане и ищет варианты вузов за границей: в Европе, США, Канаде или Южной Корее, образование в России может быть более удобным, поскольку это соседняя страна со знакомой культурой и уже известным языком преподавания.
Прежде, чем перейти к минусам образования в России, важно также отметить еще один весомый плюс – граждане Казахстана могут поступить в абсолютно любой университет РФ. У абитуриентов из Казахстана есть невероятно широкий выбор учебных заведений, и только от их личного решения зависит, какой из вузов станет их альма матер
В пятерку самых популярных вузов для иностранных студентов в последние годы входят Российский университет дружбы народов, Казанский федеральный университет, Санкт-Петербургзский политехнический университет Петра Великого, Университет «Синергия» и Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина.
Кыргызстан
Американский университет в Центральной Азии AUCA
Основан в 1993 году. АУЦА — первый университет в Центральной Азии, выдающий аккредитованные степени США в сфере гуманитарных наук через партнерство с Бард-колледжем в Соединенных Штатах Америки. Это международное мультидисциплинарное сообщество.
Миссия АУЦА — подготовка новых, образованных, руководящих кадров в лучших традициях американского гуманитарного образования для осуществления преобразований в Центральной Азии.
В вузе учатся студенты и работают профессора из 25 различных стран: Афганистан, Китай, Голландия, Германия, Пакистан, Россия, Южная Корея, Соединенные Штаты и все центральноазиатские страны.
В рейтинге лучших университетов развивающихся стран Европы и Центральной Азии, который составила британская национальная компания Quacquarelli Symonds, в конце 2019 года АУЦА занял 163 место.
Международный университет Кыргызстана
Вуз с международным статусом, действует как интеллектуальный центр Кыргызстана, генерирует новые знания и внедряет новые технологии.
В университете создана организационная структура, в основе которой евроамериканская структура университетов. Университет стремится к международному сотрудничеству, развивает тенденцию глобализации образования, расширяет сотрудничество с университетами и организациями разных стран.
В 2002 году МУК первым в Центрально-Азиатском регионе подписал Великую университетскую хартию, что означает вхождение в Болонский процесс. Выпускники вуза наряду с дипломом о высшем образовании государственного образца получают Diploma Supplement — приложение к диплому европейского образца.
Институты и университеты
Среди всех стран СНГ Казахстан провел самые радикальные изменения в системе высшего образования. В 2007 г. был определен следующий порядок получения высшего образования:
- Базовое. Продолжительность — 4 года, по окончании вуза присвоение степени бакалавра. Программа нацелена на углубленное изучение выбранной профессии.
- Специальное. Продолжительность — 2 года, по окончании — получение диплома магистра. Обучение доступно только после прохождения базового обучения.
- Докторантура. Продолжительность — 3 года, по окончании — получение степени доктора наук.
Каждый студент имеет право пройти обучение на бакалавриате по одной специальности, а степень магистра получить по другой. Казахстанская система высшего образования насчитывает большое количество частных вузов, однако большая часть студентов предпочитает обучаться в государственных учреждениях. В стране приняты следующие формы получения высшего образования:
- Очная — подразумевает регулярное личное посещение студентом всех лекций и экзаменов.
- Заочная — учащийся должен дважды в год посещать сессии продолжительностью в один месяц. После каждой сессии студенты сдают экзамены.
- Дистанционная — обучение осуществляется через интернет. В сети представлен весь материал, предназначенный для самостоятельного ознакомления. Защита дипломов осуществляется в стенах университета.
Процесс получения высшего образования находится в непрерывном совершенствании, что оказывает явное влияние на рост уровня подготовки студентов. К основным изменениям, внедренным в систему высшего образования, относятся:
- Увеличение грантов на 20 тысяч.
- Профилизация вузов. Ежегодно по некоторым направлениям в учебных заведениях случается серьезный недобор в связи с невостребованностью специальностей среди молодежи. Государством было принято решение забирать лицензию вузов на данные направления подготовки. Это позволит постепенно сформировать конкурентные и востребованные направления обучения и улучшит качество преподавания.
- Антиплагиат для проверки работ учащихся. С развитием интернета и общедоступности информации самостоятельное выполнение студентами курсовых, дипломных, рефератов и сочинений резко снизилось. Учащиеся нередко сдают на проверку чужую работу, скачанную из сети. Поэтому была разработана и внедрена система, позволяющая проверять все труды студентов на уникальность и выявлять, заимствована работа или это личное исследование учащегося.
- Из колледжа в вуз — название пилотного проекта, в рамках которого выпускники колледжей могут продолжить обучение в вузах на основании своих оценок.
Школьное образование
Среднее образование в Казахстане подразумевает одиннадцатилетнюю систему обучения в школе. Она разделяется на несколько этапов:
- начальное (1−4 класс);
- основное (5−9 класс);
- старшее (10−11 класс).
Для грамотного распределения нагрузки на детей и повышения эффективности среднего образования в стране запланирован постепенный переход на 12-летнюю систему обучения, которая принята уже во многих высокоразвитых странах. Намечено и внедрение двенадцатибальной шкалы выставления оценок. Основной трудностью перехода к новой системе обучения является недостаточное финансирование учебных заведений и неподготовленность педагогического состава к нововведениям. Однако некоторые направления все-таки удалось обновить.
Суть обновлений кратко:
- Новые требования подразумевают необходимость развития критического мышления и умения анализировать ситуацию.
- Введение критериального оценивания для определения успеваемости учащихся. Данная система помогает поставить оценку за личные достижения каждого ученика и определить его сильные стороны, выявив сферы, которые необходимо проработать дополнительно.
- Эффективность понимания ребенком учебных материалов определяется с помощью проведения контрольного теста после изучения каждой новой темы. Результат выражается в процентном соотношении и показывает, как школьник справился с заданием.
- Оценка за четверть формируется на основе всех контрольных работ.
- Данные о том, как учится ребенок, заносятся в электронный дневник, доступный для онлайн -просмотра родителями.
- Постепенно снижаются учебные нагрузки и уменьшается количество времени, затрачиваемого на выполнение домашних заданий. В школах вводится пятидневная учебная неделя и снижается количество учебных часов.
- На физкультуре дети получают возможность заниматься хореографией или играть в спортивные игры.
- Для старших классов внедряется система изучения математики и естествознания на английском языке.
- Школы, в которых большая часть предметов преподается на русском языке, увеличивают количество уроков на казахском.
- Осуществляется переход на электронные учебники и внедрение новых предметов.
Нововведения затронут и педагогический состав образовательных учреждений. Теперь учителя будут получать оплату за каждый вид выполняемой работы. Существенно будет снижено количество бумажной писанины: педагоги будут заниматься ведением только учебно-методической документации. Государственное финансирование школ будет зависеть от количества обучающихся, благодаря чему каждое учреждение будет заинтересовано в повышении качества обучения и привлечения новых учеников.
Система образования Казахстана
Срок обязательного образования в Казахстане составляет 11 лет. Дети идут в школу в 6-7 лет. Ранее они посещают дошкольные учреждения. Среднее образование длится в среднем до 17 лет. По окончанию ученики проходят Единое национальное тестирование (ЕНТ) — вступительный экзамен в университеты и выпускной экзамен со школы.
Среднее образование обязательно. К нему относят не только школьное обучение, а и начальное профессиональное и среднее профессиональное образования. Среднее образование делится на начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы) ступени.
Начальное профессиональное и среднее профессиональное образования получают на базе основного образования, после завершения 9 классов. Начальное профессиональное образование получают в специальных лицеях и школах за 2-3 года. Среднее профессиональное получают в колледжах и училищах за 3-4 года.
Высшее образование
Высшее образование предоставляется только после получения среднего. Для поступления абитуриенты сдают экзамены (ЕНТ или КТА). В конце институтского образования выпускнику присуждается степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет), магистра (6 лет).
Второе и дальнейшие высшие образования в Республике Казахстан получают на коммерческой основе и в ускоренном режиме за 2-3 года.
Языки образования
Как правило, обучение проходит на казахском или русском языках. Учащиеся национальных школ могут выбрать язык сдачи экзаменов между русским и казахским.
Без знания государственного языка нельзя претендовать на гранты, карьеру в муниципальных учреждениях и правоохранительной сфере.
Прием на творческие специальности
Лицам, поступающим в ВУЗ на обучение по специальностям, требующим специальной или творческой подготовки, необходимо сдать творческий экзамен. Список творческих специальностей размещен здесь.
Количество творческих экзаменов равно двум, при этом абитуриент указывает только одну. Заявление на творческие специальности подается в приемные комиссии ВУЗов с 20 июня по 1 июля.
Экзамен проводится со 2 по 7 июля. Для поступления абитуриентам необходимо набрать не менее 10 баллов из 25 возможных. Для творческих специальностей, на ЕНТ или КТА учитываются баллы только по двум предметам: язык обучения и история Казахстана.
Цены на обучение в университетах Казахстана
Еще один важный фактор — это цена. И абитуриент, и его родители, должны отчетливо понимать, потянут они финансовую сторону обучения или нет. В некоторых случаях именно цена обучения становится решающим фактором, которые влияет на выбор университета. Предлагаем вам ознакомиться с ценой на обучение в популярных университетах Казахстана:
Название университета |
Цена обучения за один год |
КазНУ имени аль-Фараби (КазГУ) |
980 000 — 1 500 000 тенге |
Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (ЕНУ) |
944 000 — 968 000 тенге |
Satbayev University (Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева) |
635 000 тенге в среднем на всех факультетах |
Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова (КазНМУ) |
635 000 — 1 200 000 тенге |
Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ) |
635 000 тенге |
Назарбаев Университет |
16 000 — 23 000 долларов |
Университет имени Сулеймана Демиреля |
600 000 — 1 200 00 тенге |
Карагандинский государственный университет имени Е. Букетова (КарГУ) |
350 000 тенге |
Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати (ТарГУ) |
308 000 — 318 000 тенге |
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова (ЖГУ) |
410 00 — 463 00 тенге |
Как видите, в Казахстане есть обучение на разный кошелек. Можно выбрать более доступные университеты, а можно получить элитное образование, оплачивать которое придется в долларах. В любом случае, выбор за вами! И помните, что цена — это не всегда качество. Поэтому, если видите цену ниже, то не думайте, что обучение в этом ВУЗе будет некачественным, а диплом не востребованным.
Не стоит забывать и про существование образовательных грантов в Казахстане. Ознакомьтесь со списком государственного заказа
Выбор университета — это целый этап в жизни каждого школьника. Желательно начинать поиски пораньше, чтобы ибметь возможность найти больше информации, посетить Дни открытых дверей, узнать всю подробную информацию о цене. И помните, что выбор специальности, сделанный сейчас, повлияет на вашу дальнейшую судьбу!
К чему будут готовы выпускники при академической свободе?
Одна из задач академической свободы – подготовка востребованных на рынке труда специалистов. Вполне логично, если спрос и предложения будут изучать вузы.
«Основной работодатель на рынке в Казахстане – это государство. Более 60% трудоспособного населения косвенно или прямо работает на государство. Соответственно, для него большинство госвузов выпускают специалистов, а частные вузы – для бизнеса. Нам поступают заказы, например, подготовить IT-специалистов. Мы обучаем молодых людей, к нам из компании-заказчика приходят сотрудники, которые преподают. Во время учёбы в вузе студент уже практикуется в бизнес-сфере. В итоге, получая диплом, он имеет два года стажа и потенциального работодателя», – говорит ректор Университета имени Сулеймана Демиреля (СДУ) Канат Кожахмет.
Ректор СДУ Канат Кожахмет / Фото Виктории Ли
Специалистов, готовящихся к работе в госсекторе, в несколько раз больше. Как следствие, выше конкуренция, поэтому многие, заканчивая высшее учебное заведение, работают не по специальности. К этому нужно быть готовыми, предупреждают ректоры.
«У нас есть факультет «Международные отношения». Если посмотреть на его учебную программу, становится понятно, что это дипломатия. Но мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы работать дипломатом в МИД, нужно не профессию выбрать, а родителей. Если у молодого человека родители не работают в МИД, то мало шансов попасть туда. Именно по этой причине мы готовим дипломатов, но тех, кто может найти работу в других, соседствующих областях, чтобы человек не потерялся в жизни», – считает Эндрю Вахтель ректор университета Narxoz.
Похожего мнения придерживается и декан факультета информационных технологий Казахстанско-британского технического университета (КБТУ) Фуад Гаджиев:
«Дипломатия – это не специальность. Это два часа говорить ни о чём и обо всём. Как можно учить дипломатии 18-летнего молодого человека, который ещё не созрел психологически к жизни? Он формирует свои взгляды и накапливает опыт в стенах вуза. Поэтому вузы думают за него: какие знания дать, чтобы после получения диплома он не пополнил ряды безработных», – говорит Фуад Гаджиев.
Декан факультета в КБТУ Фуад Гаджиев / Фото Виктории Ли
Эксперты сошлись во мнении, что зависеть от рынка труда нельзя – слишком он непостоянен. Предугадать, какие профессии станут востребованными в будущем, никто точно сказать не может. 10-15 лет назад самых востребованных в настоящее время профессий не было вовсе. По мнению Эндрю Вахтеля, ненужными в будущем окажутся те специалисты, работу которых может заменить компьютер, запрограммированное оборудование или другая техника.
Напротив, самыми востребованными специальностями называют дизайн, экологию, психологию и социологию. Те сферы, в которых нужен анализ и обработка огромного количества информации, а также творческий подход, где машина не заменит живого человека.
Задача вузов – подготовить такого человека, который сможет в любое время и при любых обстоятельствах использовать те знания, которые он получил. Профессия – это грамотность и навыки, которыми вооружится молодой человек в стенах учебного заведения. От того, как он ими сможет воспользоваться в жизни, зависит его востребованность и успех, говорят ректоры. Академическая свобода, как понимают ректоры, даст возможность сделать из 18-летних юношей и девушек готовых к новым вызовам специалистов.
Можно ли отменить сельские квоты и ввести ваучеры?
Ректоры полагают, что предоставляя сельскую квоту, государство делает медвежью услугу абитуриентам. По их мнению, в первые семестры студенты из сельской местности набирают «неуды» и после этого не могут соответствовать уровню своего вуза. Причина кроется в низком качестве образования в школах на селе. Помогать стоит только талантливой молодёжи, уверены руководители вузов.
Ректор Narxoz Эндрю Вахтель / Фото Виктории Ли
«Допустим, государство выдаёт грант, который стоит примерно 600 тысяч тенге, тогда можно предложить студенту получить этот грант, но пойти с ним в частный вуз, доплатив разницу. По типу ваучера: софинансирование со стороны самого студента. Ведь в получении знаний, а не просто диплома, заинтересован сам обучающийся. Вуз со своей стороны тоже будет поддерживать талантливую молодёжь: перспективных студентов стимулируют, в том числе, финансово», – говорит Эндрю Вахтель.
По мнению экспертов, объявленная Министерством образования и науки академическая свобода в некотором смысле действительно даёт свободу действий. Но передовые вузы Казахстана, для того чтобы держать планку и давать качественные знания, работали по тем же принципам и без объявления автономии.
Другое дело, что объявленной свободы ректорам вышеназванных учебных заведений мало. Сфера образования и рынок труда настолько непредсказуемы, что требуют постоянной корректировки.
Узбекистан
Международный Вестминстерский университет в Ташкенте WIUT
Первый международный англоязычный университет в Узбекистане. Основан в 2002 году. Предлагает образование в западном стиле с британской квалификацией.
Вуз создан для подготовки в Узбекистане квалифицированных кадров в соответствии с требованиями мировых образовательных стандартов и создания условий для поддержки потенциала одаренной молодежи.
Обучение проводится по грантам университета и на платной основе. Образовательные стандарты, учебные планы и программы бакалавриата и магистратуры WIUT соответствуют принятым в Вестминстерском университете Лондона.
Университет Инха в городе Ташкент IUT
Один из ведущих университетов Узбекистана по подготовке специалистов в сфере информационных технологий и логистики.
Университет Инха в Ташкенте создан в 2014 году как результат сотрудничества между Университетом Инха Южной Кореи и Правительством Республики Узбекистан. Основная цель IUT — подготовить лидеров будущего в области технологий, промышленности, бизнеса и других профессий, которые будут способствовать развитию нации и общества.
Выпускники вуза получают два диплома: образца Университета Инха в Республике Корея и диплом Университета Инха в городе Ташкент. Дипломы, выданные выпускникам ташкентского вуза, полностью идентичны дипломам в Корее и дают право на трудоустройство и дальнейшее обучение во всех странах мира.
Технический институт Ёджу в городе Ташкент
Источник фотографии: pv.uz
Вуз создан в 2017 году в рамках корейско-узбекского бизнес-форума, посвященного визиту президента Узбекистана в Республику Корея.
Основная задача института Ёджув Ташкенте — подготовка высококвалифицированных кадров и специалистов с современными профессиональными навыками, востребованными на рынке труда.
Профессорско-преподавательский состав института в основном представлен международными профессорами из Великобритании, США, Бельгии, Южной Кореи и Саудовской Аравии.