Теория для подготовки к егэ по химии 2022 по заданиям
Содержание:
- Основные понятия и законы химии
- Взаимосвязь неорганических веществ
- Химические реакции (ОВР, химическое равновесие, скорость реакции и т.п.)
- Онлайн-учебники
- Теория к заданию 10 из ЕГЭ по химии
- Ответы:
- Виртуальные лаборатории
- Теория к заданию 25 из ЕГЭ по химии
- Бесплатно
- Советы для подготовки к ЕГЭ по химии
- Составьте план
- Выберите наставника
- Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ
- Изучите спецификацию КИМ по предмету
- Внимательно читайте задания тестовой части
- Изучите критерии оценивания заданий части 2
- Не читайте узкоспециализированную литературу
- Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором
- Проверяйте свои знания
- Ниже представлены вещества, применение которых на ЕГЭ по химии спрашивается наиболее часто
- Строение атома и периодический закон
- Важнейшие классы неорганических веществ (оксиды, кислоты, основания, соли)
- Теория к заданию 11 из ЕГЭ по химии
Основные понятия и законы химии
Тесты и задания с видео-объяснением:
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 1
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 2
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 3
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 4
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 5
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 6
- Тесты по теме Основные понятия и законы химии. Часть 7
Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):
- Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов. Часть 1
- Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов. Часть 2
Взаимосвязь неорганических веществ
Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):
- Химические свойства веществ. Часть 1
- Химические свойства веществ. Часть 2
- Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей. Часть 1
- Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей. Часть 2
- Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 1
- Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 2
- Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 3
- Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций. Часть 4
- Свойства неорганических веществ. Часть 1
- Свойства неорганических веществ. Часть 2
- Химические свойства неорганических веществ. Часть 1
- Химические свойства неорганических веществ. Часть 2
- Взаимосвязь неорганических веществ (цепочки превращений). Часть 1
- Взаимосвязь неорганических веществ (цепочки превращений). Часть 2
- Качественные реакции на органические и неорганические вещества. Часть 1
- Качественные реакции на органические и неорганические вещества. Часть 2
Химические реакции (ОВР, химическое равновесие, скорость реакции и т.п.)
Тесты и задания с видео-объяснением:
- Тесты по теме Химические реакции. Часть 1
- Тесты по теме Химические реакции. Часть 2
- Тесты по теме Химические реакции. Часть 3
- Тесты по теме Химические реакции. Часть 4
- Тесты по теме Химические реакции. Часть 5
Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):
- Тест по теме Химические реакции
- Окислительно-восстановительные реакции. Часть 1
- Окислительно-восстановительные реакции. Часть 2
- Окислительно-восстановительные реакции. Часть 3
- Окислительно-восстановительные реакции. Часть 4
- Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 1
- Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Часть 2
- Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Часть 1
- Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Часть 2
- Реакции окислительно-восстановительные. Окислители и восстановители. Часть 1
- Реакции окислительно-восстановительные. Окислители и восстановители. Часть 2
- Электролиз растворов и расплавов. Часть 1
- Электролиз растворов и расплавов. Часть 2
- Химическое равновесие. Часть 1
- Химическое равновесие. Часть 2
Онлайн-учебники
Собственная википедия «Фоксфорда». Мы собрали всю школьную программу и немного больше в лаконичную структуру из отдельных статей. В учебнике есть понятные иллюстрации, видео-тьюториалы, возможность сохранять избранные статьи и много другое. И так по всем предметам — не только по химии.
Справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
Больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.
Сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.
Химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.
Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:
Приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.
Сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.
Теория к заданию 10 из ЕГЭ по химии
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах. Выделим наиболее характерные признаки таких рядов:
1. Все вещества этого ряда должны быть образованы одним химическим элементом. Например, ряд, записанный с помощью следующих формул:
$Br_2 → HBr → NaBr → NaNO_3$,
нельзя считать генетическим, т.к. в последнем звене элемент бром отсутствует, хотя реакция для перехода от $NaBr$ к $NaNO_3$ легко осуществима:
$NaBr + AgNO_3 = AgBr↓+ NaNO_3$.
Этот ряд мог бы считаться генетическим рядом элемента брома, если бы его завершили, например, так:
$Br_2 → HBr → NaBr → AgBr$.
2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам, т.е. отражать разные формы его существования.
3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны взаимопревращениями. По этому признаку можно различать полные и неполные генетические ряды.
Например, приведенный выше генетический ряд брома будет неполным, незавершенным. А вот следующий ряд:
$Br_2 → HBr → NaBr → AgBr → Br_2$
уже можно рассматривать как полный: он начинался простым веществом — бромом и им же закончился. Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение генетического ряда.
Генетическим называется ряд веществ — представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.
Генетическая связь — понятие более общее, чем генетический ряд, который является пусть и ярким, но частным проявлением этой связи, реализующейся при любых взаимных превращениях веществ. Тогда, очевидно, под это определение подходит и первый приведенный в тексте ряд веществ.
Для характеристики генетической связи неорганических веществ мы рассмотрим три разновидности генетических рядов.
Генетический ряд металла.
Наиболее богат ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. В качестве примера рассмотрим генетический ряд железа со степенями окисления $+2$ и $+3$:
${Fe}{\text»металл»}→{FeCl_2}{\text»соль — хлорид железа(II)»}$ $→{Fe(OH)_2}{\text»основание — гидроксид железа(II)»}$ $→{FeO}{\text»основный оксид — оксид железа(II)»}$ $→{Fe}{\text»металл»}$ $→{FeCl_3}{\text»соль — хлорид железа(III)»}$ $→{Fe(OH)_3}{\text»гидроксид железа (III) — амфотерное соединение с преобладанием основных свойств»}$ $→{Fe_2O_3}{\text»оксид железа(III), аналогичен по свойствам соответствующему гидроксиду»}$ $→{Fe}{\text»металл»}$
Напомним, что для окисления железа в хлорид железа (II) нужно взять более слабый окислитель, чем для получения хлорида железа (III):
Генетический ряд неметалла.
Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметалла с разными степенями окисления, например, генетический ряд серы со степенями окисления $+4$ и $+6$:
${S}{\text»неметалл»} → {SO_2}{\text»кислотный оксид — оксид серы (IV)»}$ $ → {H_SO_3}{\text»сернистая кислота»}$ $ → {Na_SO_3}{\text»соль — сульфит натрия»}$ $ → {SO_2}{\text»кислотный оксид — оксид серы (IV)»}$ $ → {SO_3}{\text»кислотный оксид — оксид серы (VI)»} $ $ → {H_SO_4}{\text»серная кислота»}$ $ → {SO_2}{\text»кислотный оксид — оксид серы (IV)»} $ $→ {S}{\text»неметалл»}$
Затруднение может вызвать лишь последний переход. Руководствуйтесь правилом: чтобы получить простое вещество из окисленного соединения элемента, нужно взять для этой цели самое восстановленное его соединение, например, летучее водородное соединение неметалла. В нашем случае:
${SO_2}{+4}+2H_2{S}{-2}=2H_2O+S{0}↓.$
По этой реакции в природе из вулканических газов образуется сера.
Аналогично для хлора:
Генетический ряд металла, которому соответствуют амфотерные оксид и гидроксид, очень богат связями, т.к. они проявляют в зависимости от условий то кислотные, то основные свойства.
Например, рассмотрим генетический ряд цинка:
Ответы:
Вторая часть:
- Br2 + SO2 + 2H2O = 2HBr + H2SO4
S+4 – 2e = S+6 1
Br2 + 2e = 2Br-1 1
Сера в степени окисления +4 (или SO2) является восстановителем.
Бром в степени окисления 0 (или Br2) является окислителем.
- Al(NO3)3 + 3KHCO3 = Al(OH)3↓ + 3CO2↑ + 3KNO3
Al3+ + 3NO3— + 3K+ + 3HCO3— = Al(OH)3 + 3CO2 + 3K+ + 3NO3—
Al3+ + 3HCO3— = Al(OH)3 + 3CO2
- 1) Na2S + 8NaNO2 + 4H2SO4 = 8NO + 5Na2SO4 +4H2O
или 2NaNO2 + Na2S + 2H2SO4 = 2Na2SO4 + S + 2NO + 2H2O
2) 2NO + O2 = 2NO2
3) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
4) Cu2S + 12HNO3 → CuSO4 + Cu(NO3)2 + 6H2O + 10NO2
- W(BaCl2) = 20%, W(Ba(OH)2) = 6,6%
Решение: смотри видео
- 1) n (CO2) = m (CO2) / M (CO2) = 5,5 г / 44 г/моль = 0,125 моль
n (C) = n (CO2) = 0,125 моль.
n (HCl) = V (HCl) / Vm = 3,36 л / 22,4 л/моль = 0,15 моль, тогда:
n (H) = n (HCl) = 0,15 моль
n (Cl) = n (HCl) = 0,15 моль.
m (C) = n (C) ∙ M (C) = 0,125 моль ∙ 12 г/моль = 1,5 г
m (Н) = n (Н) ∙ M (Н) = 0,15 моль ∙ 1 г/моль = 0,15 г
m (Cl) = n (Cl) ∙ M (Cl) = 0,15 моль ∙ 35,5 г/моль = 5,325 г
m (O) = m (в-ва) – m (C) – m (H) – m (Cl) = 6,975 г – 1,5 г – 0,15 г – 5,325 г = 0, следовательно кислорода нет в составе вещества А.
Представим формулу вещества А в виде CxHyClz, тогда
x : y : z = 0,125 : 0,15 : 0,15 = 1 : 1,2 : 1,2 = 5 : 6 : 6
Таким образом, молекулярная формула вещества А – C5H6Cl6.
2) При этом нам известно, что при гидролизе вещества А образуется соль Б, не содержащая атомов хлора, значит в структуре вещества А атомы хлора находятся в концевых положениях (в противном случае при гидролизе атомы хлора бы не взаимодействовали с водой). Другими словами, надо было подумать, в каком случае галогеналканы переходят в карбоновые кислоты или соли этих карбоновых кислот — когда у одного атома углерода сразу три атома хлора, тогда атомы хлора замепщаются на гидроксильные группы, но у одного атома углерода не может быть две и более гидроксильных шрупп, поэтому происходит трансформация в карбоксильную группу, которая затем также реагирует со щёлочью и даёт соль. Дополнительно известно, что в молекуле органического соединения А имеется третичный атом (значит от него отходит по отдельности 3 атома углерода). Отсюда строим структурную формулу вещества А:
3)
В случае, если вы нашли ошибку или опечатку, просьба сообщать об этом автору проекта в контакте https://vk.com/id30891697 или на электронную почту yoursystemeducation@gmail.com
А также вы можете получить доступ ко всем видео-урокам, заданиям реального ЕГЭ с подробными видео-объяснениями, задачам и всем материалам сайта кликнув:
- Реальный вариант ЕГЭ по химии 2021. Сибирь
- Реальный вариант ЕГЭ по химии 2021. Урал
- Посмотреть видео-объяснения решений всех типов задач вы можете здесь, нажав на эту строку
- Просмотреть задания ЕГЭ всех лет (реальные, пробные и тренировочные задания) вы можете здесь, нажав на эту строку
- Посмотреть все видео-уроки вы можете здесь, нажав на эту строку
- Прочитать всю теорию для подготовки к ЕГЭ и ЦТ вы можете здесь, нажав на эту строку
- Просмотреть все тесты по органической химии
- Просмотреть все тесты по неорганической химии
- Все видео-объяснения вы можете найти на YouTube канале, нажав на эту строку
Виртуальные лаборатории
Российский портал, на котором эксперименты из школьной программы можно смоделировать онлайн.
Международный ресурс, которые разрабатывают учёные со всего мира. Позволяет ставить более серьёзные опыты.
Проект по доставке на дом наборов для экспериментов. Также на сайте есть подробные и корректные инструкции по выполнению опытов. Многие ингредиенты для этих опытов можно самостоятельно купить в аптеке или продовольственном магазине. В дополнение к опытам на Mel Science полезно смотреть видео, которые объясняют суть химических явлений.
На портале есть множество полезных статей, подробные разборы опытов, инструкции, как проводить их в домашних условиях и где брать для них реактивы.
Теория к заданию 25 из ЕГЭ по химии
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
Качественные реакции на катионы и анионы некоторых неорганических веществ
Качественные реакции на анионы.
Анион | Условие, реактив, катион | Признаки и сокращенное ионное уравнение реакции |
$Cl^{-}$ | Нитрат серебра $Ag^{+}$ | Белый творожистый осадок:$Ag^{+}+Cl^{-}→AgCl↓$ |
$Br^{-}$ | Нитрат серебра $Ag^{+}$ | Желтоватый творожистый осадок: $Ag^{+}+Br^{-}→AgBr↓$ |
$I^{-}$ | Нитрат серебра $Ag^{+}$ | Желтый творожистый осадок: $Ag^{+}+I^{–}→AgI↓$ |
$SO_4^{2-}$ | Растворимые соли бария $Ba^{2+}$ | Белый осадок: $Ba^{2+}+SO_4^{2-}→BaSO_4↓$ |
$NO_3^{-}$ | $H_2SO_4(конц)$ и $Cu$ | Выделение бурого газа: $Cu+NO_3^{-}+2H^{+}=Cu^{2+}+NO_2↑+H_2O$ |
$PO_4^{3-}$ | Нитрат серебра $Ag^{+} | Ярко-желтый осадок:$3Ag^{+}+PO_4^{3-}→Ag_3PO_4↓$ |
$CrO_4^{2-}$ | Растворимые соли бария $Ba^{2+}$ | Желтый осадок: $Ba^{2+}+CrO_4^{2-}=BaCrO_4↓$ |
$S^{2-}$ | Растворимые соли меди $Cu^{2+}$ | Черный осадок: $Cu^{2+}+S^{2–}=CuS↓$ |
$CO_3^{2-}$ | Кислоты $H^{+}$ | Выделение газа без запаха: $2H^{+}+CO_3^{2-}=H_2O+CO_2↑$ |
$OH^{-}$ | Лакмус | Синий цвет раствора |
Фенолфталеин | Малиновый цвет раствора | |
Метиловый оранжевый | Желтый цвет раствора |
Качественные реакции на катионы.
Катион | Условие, реактив, анион | Признаки, сокращенное ионное уравнение реакции |
$H^{+}$ | Лакмус | Красный цвет раствора |
Метиловый оранжевый | Розовый цвет раствора | |
$NH_4^{+}$ | Щелочь, $OH^{–}$, $t°$ | Выделение газа с резким запахом: $NH_4^{+}+OH^{-}=NH_3↑+H_2O$ |
$Ag^{+}$ | Соляная кислота, растворы хлоридов, $Cl^{–} | Белый творожистый осадок: $Ag^{+}+Cl^{–}→AgCl↓$ |
$Li^{+}$ | Пламя | Красное окрашивание |
$Na^{+}$ | Пламя | Желтое окрашивание |
$K^{+}$ | Пламя | Фиолетовое окрашивание |
$Ca^{2+}$ | Пламя | Кирпично-красное окрашивание |
Растворы карбонатов, $CO_3^{2−}$ | Белый осадок: $Ca^{2+}+CO_3^{2-}→CaCO_3↓$ | |
$Ba^{2+}$ | Пламя | Желто-зеленое окрашивание |
Серная кислота, растворы сульфатов, $SO_4^{2−}$ | Белый (мелкокристаллический) осадок: $Ba^{2+}+SO_4^{2-}→BaSO_4↓$ | |
$Cu^{2+}$ | Пламя | Зеленое окрашивание |
Вода | Гидратированные ионы $Cu^{2+}$ имеют голубую окраску | |
Щелочь, $OH^{–}$ | Синий осадок: $Cu^{2+}+2OH^{-}=Cu(OH)_2↓$ | |
$Fe^{2+}$ | Щелочь, $OH^{–}$ | Зеленоватый осадок: $Fe^{2+}+2OH^{–}=Fe(OH)_2↓$ |
Красная кровяная соль $K_3, Fe(CN)_6^{3−}$ | Синий осадок (турнбулева синь): $3Fe^{2+}+2^{3-}=Fe_3_2↓$ | |
$Fe^{3+}$ | Щелочь, $OH^{–}$ | Бурый осадок: $Fe^{3+}+3OH^{–}=Fe(OH)_3↓$ |
Роданид аммония $NH_4SCN, SCN^{–}$ | Кроваво-красный осадок: $3Fe^{3+}+3CNS^{-}⇄Fe(SCN)_3↓$ | |
$Fe^{3+}$ | Желтая кровяная соль $K_4$ | Темно-синий осадок (берлинская лазурь): $4Fe^{3+}+3^{4–}=Fe_4_3↓$ |
$Al^{3+}$ | Щелочь, $OH^{–}$ | Желеобразный осадок белого цвета, растворяется в избытке раствора щелочи: $Al^{3+}+3OH^{–}=Al(OH)_3↓$ |
Вещество | Реактив, условие | Признаки реакции |
$CH_2=CH_2$ | Раствор $KMnO_4, H^{+}$ | Обесцвечивание раствора |
Раствор $Br_2$ | Обесцвечивание раствора | |
$C_2H_5OH$ | $CuO$ | Изменение цвета проволоки, выделение паров с фруктовым запахом |
$Cu(OH)_2$ | Образование ярко-синего раствора | |
Раствор $Br_2$ | Выпадение белого осадка | |
Раствор $FeCl_3$ | Фиолетовое окрашивание | |
$Cu(OH)_2, t°$ | Образование красного осадка $Cu_2O$ | |
$Ag_2O, t°$ | Образование «серебряного зеркала» | |
$CH_3COOH$ | Лакмус | Красное окрашивание |
Раствор $Na_2CO_3$ | Выделение газа | |
$HCOOH$ | Лакмус | Красное окрашивание |
Раствор $KMnO_4, H^{+}$ | Обесцвечивание раствора | |
Раствор $Na_2CO_3$ | Выделение газа | |
$C_{17}H_{33}COOH$ | Раствор $Br_2$ | Обесцвечивание раствора |
Раствор $KMnO_4$ | Обесцвечивание раствора | |
$C_{17}H_{35}COONa$ раствор мыла | $H^{+}$ | Образование белых хлопьев |
$C_{6}H_{12}O_6$ | $Cu(OH)_2$ | Ярко-синее окрашивание; при нагревании образование красного осадка |
$Ag_2O$ | Образование «серебряного зеркала» | |
$(C_{6}H_{10}O_5)_n$ крахмал | Раствор $I_2$ | Синее окрашивание |
Раствор $Br_2$ | Выпадение белого осадка | |
Белок яичный (раствор) | $HNO_3$ | Образование осадка желтого цвета |
$Cu(OH)_2$ | Фиолетовое окрашивание |
Бесплатно
CHEMEGE.RU
Сайт: https://chemege.ru
На сайте вы найдете полный теоретический курс подготовки к ЕГЭ по химии-2021. Приведена теория по каждому заданию в соответствии с кодификатором.
К части тем есть тренировочные тесты и задачи. Также есть раздел с видеоопытами по общей, неорганической и органической химии.
ЕГЭ.рф
Сайт: https://егэ.рф
Сайт предоставляет шанс всем желающим пройти ЕГЭ по химии для оценки текущего уровня подготовки. Тестирование проводится онлайн на реальных вариантах ЕГЭ. Платформа сотрудничает с ФИПИ.
Тестовую часть проверяет компьютер, результат будет доступен сразу. Письменную часть можно отправить на проверку реальному эксперту ЕГЭ. Стоимость услуги: 500 р. — оценка письменной части без комментариев, 1000 р. — с развернутыми комментариями эксперта.
«4ЕГЭ»
Сайт: https://4ege.ru
Здесь вы найдете материалы для подготовки к ЕГЭ по химии по разным темам:
- Видеоразборы отдельных заданий в ЕГЭ по химии
- Методические пособия с теорией
- Записи вебинаров по теоретическим темам
- Шпаргалки для запоминания
«Синергия»
Сайт: https://synergy.ru
На сайте собраны все актуальные материалы по теме ЕГЭ по химии:
- Демоверсии и КИМы за 2021 год
- ЕГЭ предыдущих периодов (2019-2020)
- Теоретическая часть: по каждому типу заданий ЕГЭ, а также химия в схемах и таблицах, таблица Менделеева, таблица растворимости
- Практическая часть: подборка задач по каждому типу заданий ЕГЭ с ответами для самопроверки
«РешуЕГЭ»
Сайт: https://chem-ege.sdamgia.ru
Это сайт-тренажер, где каждый месяц появляются новые варианты тренировочных заданий по химии: тестовой части и с развернутым ответом. Варианты генерируются компьютером: из новых заданий и самых сложных заданий по статистике прошлого месяца.
Чтобы проверить свои знания по определенному разделу химии, можно сформировать тест самостоятельно — из каталога заданий по интересующим вас темам.
Яндекс.Репетитор
Сайт: https://yandex.ru
Здесь вы найдете 6 видео-уроков по 45 минут по темам:
- Решение расчетных задач
- Классификация неорганических веществ. Химические свойства основных классов неорганических веществ
- Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз
- Химические реакции. Скорость химической реакции. Химическое равновесие
- Строение вещества
- Строение атома. Периодический закон
Также здесь можно порешать тесты. Варианты похожи на те, что используются на реальном ЕГЭ, потому что их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Каталог заданий регулярно обновляется.
«Птичка Химичка -Химия с Нуля-«
Сайт: https://www.youtube.com
Автор канала обещает помочь всем желающим разобраться в химии.
Здесь собраны видео по разным темам:
- Что нужно знать для ЕГЭ
- Актуальная информация по ЕГЭ 2021
- Полный курс химии из 92 уроков
- 71 видео по теме: Общая химия. Понятия. Законы. Формулы
- Видео по отдельным темам: Органическая химия, Типы химических связей, Классы неорганических соединений, Неорганическая химия
Смотреть видео нужно подряд, не пропуская уроков, и результат не заставит себя ждать.
«examtop»
Сайт: https://www.youtube.com
На канале выходят видеоуроки для подготовки к ЕГЭ по химии с доп. материалами и актуальными заданиями 2021 года.
В плейлистах собраны уроки по темам:
- Курс: Задание 34 ЕГЭ по химии (на примерах реальных задач). 69 видео
- Курс: Органическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 20 видео
- Курс: Неорганическая химия. Подготовка к ЕГЭ. 17 видео
- Видео-разборы отдельных заданий ЕГЭ по химии
«Химия ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»
Сайт: https://www.youtube.com
В бесплатном доступе 129+ видеоуроков с разборами заданий из ЕГЭ по химии и теорией к экзамену. В отдельном плейлисте собраны прямые трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке. Новые уроки выходят 2 раза в неделю.
Советы для подготовки к ЕГЭ по химии
Составьте план
Например, каждую неделю в понедельник и среду два часа вы занимаетесь химией. Кроме того, вы можете воспользоваться нашим планером для подготовки. Записывайте в нём главные задачи дня и вопросы учителю, а также что нового вы узнали, какие темы прошли и какие ещё предстоит разобрать, что нужно поискать дополнительно.
Выберите наставника
Найдите человека, который сможет ответить на все возникающие вопросы. Это может быть учитель или знакомый студент, изучающий химию.
Определите ресурсы для подготовки к ЕГЭ
Это и печатные материалы, и электронные образовательные ресурсы. Помните, что ЕГЭ периодически меняют, и не все пособия могут быть актуальными, даже если выпущены в текущем году. Среди популярных ресурсов для подготовки к экзамену по химии:
- Д.Ю. Добротин, «Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ. Химия», ФИПИ, Москва, 2020 г;
- В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
- В.Н. Доронькин и др. «ЕГЭ. Химия. Тематический тренинг. Задания высокого уровня сложности» Легион, Ростов-на Дону, 202_г.;
- Д.Ю. Добротина «ЕГЭ. Химия. Типовые экзаменационные варианты», Национальное образование, М, 202_г.;
- Е.В. Зыкова «Сборник задач и упражнений по органической химии» Феникс, Ростов-на Дону, 2019г.;
- Сайт ФИПИ;
- Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ»;
- Сайт «Наука для тебя».
Изучите спецификацию КИМ по предмету
Актуальная информация есть на сайте ФИПИ. Изучайте сначала теорию по каждому вопросу. Помните, что информации из школьного учебника может быть недостаточно. Выполняйте тематические тесты и только потом общие варианты ЕГЭ.
Внимательно читайте задания тестовой части
Не трактуйте тексты задач, основываясь на личных ассоциациях или опыте решения аналогичных заданий. Отвечайте на поставленный вопрос. Например, если вас просят записать ответ с точностью до десятых, не нужно записывать получившееся число полностью. Если просят выписать числа, соответствующие кислоте и щелочи, пишите только в той последовательности, которая соответствует кислоте и щелочи, а не наоборот
Особое внимание нужно обращать и на количество требуемых ответов к заданиям. С 2021 года в заданиях 19 и 20 предлагается выбрать все верные ответы
Их может быть два, три или четыре.
Изучите критерии оценивания заданий части 2
За правильно решенное, но неправильно оформленное задание вы можете потерять баллы. При этом некоторые нюансы знают только эксперты ЕГЭ
Например, необходимо обратить внимание, что если в задании №30 (ОВР) допустимо использовать удвоенные коэффициенты в уравнениях реакций, то в сокращенном ионном уравнении (задание №31) удвоенные коэффициенты недопустимы. Или, если ранее в задании №30 была допустима форма записи:
2Cl+2e=2Cl— 1 восстановление, окислитель;
то сейчас:
2Cl+2e=2Cl— 1 окислитель, восстановление;
т.е. окислитель и восстановитель (можно даже проставить просто буквы О или В) пишутся только спереди (допустимы и другие формы записи).
Если в задании №30 для некоторых химических элементов допустимо поставить и степень окисления, и заряд (S-2 и S2-), то для других элементов этого делать категорически нельзя (N+3, но не N3+, т.к. такой частицы реально не существует).
В задании №33 необходимо обратить внимание, как функциональные заместители или катализаторы влияют на направление химической реакции. Сравните, например, галогенирование алканов на свету и в жестких условиях; гидрогалогенирование несимметричных алкенов при нормальных условиях и в присутствии катализатора H2O2
Не читайте узкоспециализированную литературу
Во-первых, это отнимает время. Во-вторых, помните, что ЕГЭ проверяет школьные знания — они не всегда соответствуют современной науке.
Научитесь работать с непрограммируемым калькулятором
Помните: когда вы считаете в телефоне, он правильно проводит порядок действий. При работе с калькулятором порядок действий вам придется соблюдать самостоятельно. Посчитайте ради интереса в телефоне и на калькуляторе простейший пример: 2+2*2. Сравните ответы.
Проверяйте свои знания
Периодически проверяйте уровень усвоения как новых, так и ранее полученных знаний. Тематические тесты или полные варианты ЕГЭ вы можете найти на сайте ФИПИ. Подготовка к ЕГЭ 2021 по химии будет проще, если под рукой будут все необходимые материалы. Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к библиотеке полезных материалов для подготовки.
Ниже представлены вещества, применение которых на ЕГЭ по химии спрашивается наиболее часто
Нитрат натрия Нитрат калия Нитрат аммония | Азотсодержащие удобрения (селитры). |
Фосфат кальция Гидрофосфат кальция Суперфосфат | Фосфорные удобрения |
Оксид кремния (IV) | Производство керамических изделий. |
Пальмитат натрия/калия Стеарат натрия/калия | Мыла Натриевые соли высших карбоновых кислот – твердые мыла, а калиевые соли высших карбоновых кислот – жидкие мыла. |
Сера | Используется при производстве резины. Для этого серу нагревают (вулканизируют) с каучуком. |
Гидрокарбонат натрия. | Твердое вещество, использующееся в качестве разрыхлителя теста, а также в качестве чистящего средства. |
Карбонат аммония | Используется как разрыхлитель теста благодаря тому, что при нагревании образует газообразные продукты разложения в соответствии с уравнением: (NH4)2CO3 => 2NH3 + CO2 + H2O |
Этановая (уксусная) кислота | Используется для консервирования овощей. Концентрированные растворы вызывают ожоги. |
Активированный уголь | Твердое вещество черного цвета используется в качестве поглотителя (адсорбента) в фильтрах, а также как лекарственное средство при различных видах отравлений. |
Этанол (этиловый спирт). C2H5OH | Основной компонент алкогольных напитков, может быть использован в качестве топлива. Жидкость со специфическим запахом. |
Глицерин | Используется в парфюмерии и пищевой промышленности. |
Ацетон | Распространенный растворитель. |
Тетрахлорид углерода CCl4 | Растворитель. |
Аммиак | Сырье для получения удобрений (нитратов калия, натрия, аммония). Сырье для получения азотной кислоты. |
Аммиак раствор | Используется как компонент стеклоочистительных жидкостей, жидкость с резким запахом. В аптечке – нашатырный спирт, применяется для приведения в чувство человека, потерявшего сознание. |
Озон O3 | Дезинфекция (очистка) воды. |
Хлор Cl2 | Дезинфекция (очистка) воды. |
Ацетилен C2H2 | Используется для сварки и резки металла благодаря тому, что при горении ацетилена развивается крайне высокая температура – около 3000 оС |
Метан | Основной компонент природного газа. Горючее для газовых плит. |
Лимонная кислота | Используется для удаления накипи с внутренней поверхности чайника. |
Пероксид водорода | Используется в качестве антисептика (дезинфицирующего средства) при обработке небольших ран и порезов. |
Хлоропрен (2-хлорбутадиен-1,3) Изопрен (2-метилбутадиен-1,3) Бутадиен (дивинил) | Сырье для производства каучука. |
Йод | Спиртовой раствор данного вещества используется для дезинфекции мелких порезов и царапин. |
Анилин | Производство красителей |
Строение атома и периодический закон
Тесты и задания с видео-объяснением:
- Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 1
- Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 2
- Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 3
- Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 4
- Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 5
- Тесты по теме Строение атома и периодический закон. Часть 6
Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):
- Электронная конфигурация атома. Часть 1
- Электронная конфигурация атома. Часть 2
- Закономерности изменения химических свойств элементов. Характеристика элементов. Часть 1
- Закономерности изменения химических свойств элементов. Характеристика элементов. Часть 2
Важнейшие классы неорганических веществ (оксиды, кислоты, основания, соли)
Тесты и задания с видео-объяснением:
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 1
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 2
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 3
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 4
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 5
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 6
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 7
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 8
- Тесты по теме Основные классы неорганических веществ. Часть 9
Тесты и задания без видео-объяснения (с ответами):
- Тест по теме Классы неорганических веществ
- Классификация и номенклатура неорганических веществ. Часть 1
- Классификация и номенклатура неорганических веществ. Часть 2
Теория к заданию 11 из ЕГЭ по химии
Классификация органических соединений
Известно, что свойства органических веществ определяются их составом и химическим строением. Поэтому неудивительно, что в основе классификации органических соединений лежит именно теория строения — теория А. М. Бутлерова. Классифицируют органические вещества по наличию и порядку соединения атомов в их молекулах. Наиболее прочной и малоизменяемой частью молекулы органического вещества является ее скелет — цепь атомов углерода. В зависимости от порядка соединения атомов углерода в этой цепи вещества делятся на ациклические, не содержащие замкнутых цепей атомов углерода в молекулах, и карбоциклические, содержащие такие цепи (циклы) в молекулах.
Классификация органических веществ (по строению углеродной цепи молекул).
Помимо атомов углерода и водорода молекулы органических веществ могут содержать атомы и других химических элементов. Вещества, в молекулах которых эти так называемые гетероатомы включены в замкнутую цепь, относят к гетероциклическим соединениям.
Гетероатомы (кислород, азот и др.) могут входить в состав молекул и ациклических соединений, образуя в них функциональные группы, например, гидроксильную — $ОН$, карбонильную , карбоксильную — , аминогруппу — $NH_2$.
Номенклатура органических соединений
В начале развития органической химии открываемым соединениям присваивались тривиальные названия, часто связанные с историей их получения: уксусная кислота (являющаяся основой винного уксуса), масляная кислота (образующаяся в сливочном масле), гликоль (т.е. сладкий) и т.д. По мере увеличения числа новых открытых веществ возникла необходимость связывать названия с их строением. Так появились рациональные названия: метил амин, диэтиламин, этиловый спирт, метилэтилкетон, в основе которых лежит название простейшего соединения. Для более сложных соединений рациональная номенклатура непригодна.
Теория строения А. М. Бутлерова стала основой для классификации и номенклатуры органических соединений по структурным элементам и по расположению атомов углерода в молекуле. В настоящее время наиболее употребляемой является номенклатура, разработанная Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUРАС), которая называется номенклатурой ИЮПАК. Правила ИЮПАК рекомендуют для образования названий несколько принципов, один из них — принцип замещения. На основе этого разработана заместительная номенклатура, которая является наиболее универсальной. Приведем несколько основных правил заместительной номенклатуры и рассмотрим их применение на примере гетерофункционального соединения, содержащего две функциональные группы, — аминокислоты лейцина:
1. В основе названия соединений лежит родоначальная структура (главная цепь ациклической молекулы, карбоциклическая или гетероциклическая система). Название родоначальной структуры составляет основу названия, корень слова.
В данном случае родоначальной структурой является цепь из пяти атомов углерода, связанных одинарными связями. Таким образом, коренная часть названия — пентан.
2. Характеристические группы и заместители (структурные элементы) обозначаются префиксами и суффиксами. Характеристические группы подразделяются по старшинству. Порядок старшинства основных групп:
Выявляют старшую характеристическую группу, которую обозначают в суффиксе. Все остальные заместители называют в префиксе в алфавитном порядке.
В данном случае старшей характеристической группой является карбоксильная, т.е. это соединение относится к классу карбоновых кислот, поэтому к коренной части названия добавляем -овая кислота. Второй по старшинству группой является аминогруппа, которая обозначается префиксом амино-. Кроме этого, молекула содержит углеводородный заместитель метил-. Таким образом, основой названия является аминометилпентановая кислота.
3. В название включают обозначение двойной и тройной связи, которое идет сразу после корня. Рассматриваемое соединение не содержит кратных связей.
4. Атомы родоначальной структуры нумеруют. Нумерацию начинают с того конца углеродной цепи, к которому ближе расположена старшая характеристическая группа:
Нумерацию цепи начинают с атома углерода, входящего в состав карбоксильной группы, ему присваивается номер $1$. В этом случае аминогруппа окажется при углероде $2$, а метил — при углероде $4$.
Таким образом, природная аминокислота лейцин по правилам номенклатуры ИЮПАК называется $2$-амино-$4$-метилпентановая кислота.