Тульский университет (тиэи)
Содержание:
Востребованность на рынке труда
Менеджеры востребованы на современном рынке труда.
Любая сфера промышленности или оказания услуг, каждый трудовой коллектив нуждаются в грамотном управлении. Ведь именно менеджер, работая в тандеме с подчиненными и вышестоящими органами, направляет деятельность организации, определяет ее концепцию и стратегическое развитие. Руководитель распределяет функционал между служащими, помогает им адаптироваться к условиям труда, совершенствовать профессиональные навыки, проходить внутреннюю аттестацию.
Характер деятельности менеджера зависит от того, каким звеном он руководит. Так, выделяются менеджеры среднего звена: отдела продаж, внутренних коммуникаций, рекламы, кадров (HR, по работе с персоналом), связей с общественностью. Также существуют топ-менеджеры, которые управляют деятельностью всей компании (генеральные директора), возглавляют ее. Изменения в мире диктуют потребность в новых нишах. Поэтому возникают менеджеры в области экологии офисов, космотуризму, музыкальные менеджеры, бренд-менеджеры и др. У представителей данной профессии есть возможность карьерного роста как по горизонтали, так и по вертикали, а также перспективы открытия своего дела.
Доходы определяются личной энергией, профессиональными качествами и приобретенным опытом менеджера. Наиболее ценятся универсалы, знающие тонкости управления разными секторами предприятия. Благодаря усилиям менеджера создается позитивный имидж организации в глазах клиентов, в том числе потенциальных. Опытный менеджер – это очень ценный сотрудник.
Области применения профессиональных компетенций::
- промышленные фирмы;
- сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
- сфера строительства и добывающей промышленности (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании);
- транспортная сфера (компании по автодоставке и автоперевозкам);
- сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании);
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- туристические компании;
- рекламные агентства и компании;
- брокерские фирмы.
Сущность
Это сфера деятельности, где разрабатываются меры и проводится анализ процедур, влияющих на качество производственного процесса. С помощью созданных услуг или продуктов, а также посредством организации специальных мероприятий обеспечивается достижение высоких показателей по качеству. Такая скоординированная управленческая деятельность направлена на решение задач, ориентированных на обеспечение надежной и непрерывной работы предприятия. Регламентируется международными стандартами.
Аспекты термина распространяются на качество конечного продукта, управления, поставки или работ, жизнедеятельности персонала компании и влияние ее деятельности на благосостояние окружающих людей.
Портрет выпускника
Специалист в области прикладной информатики в экономике должен знать системный анализ, моделирование, основы высшей математики, теорию алгоритмов, методы оптимизации, работы с базами данных, высокоуровневые технологии и языки программирования, проектирование общих и интеллектуальных информационных систем, основы предпринимательской деятельности, менеджмент и маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, физику, технику безопасности, правовые основы прикладной информатики. Быть осведомленным в истории, философии и экономике, статистике, социологии.
Немаловажным является знание иностранного языка (особенно английского) на высоком уровне (технический). Такой специалист сможет создавать, внедрять и сопровождать программное обеспечение в сфере экономики, анализируя его работу и алгоритмы, своевременно устраняя возникающие сбои.
Он должен уметь:
- моделировать доступную с технической точки зрения информационную среду на основе анализа поступающих данных, различные объекты и процессы; разрабатывать и внедрять компьютерное обеспечение, прикладные информационные системы и бизнес-приложения для решения конкретных задач;
- управлять информационные, финансовыми и материальными потоками в предметной области, применяя готовые или разработанные программы обработки данных;
- продуктивно использовать современные информационные технологии, сервисы и системы в эксплуатационной, проектно-технологической, аналитической, организационно-управленческой и других сферах;
- участвовать в создании инновационных технологий для разработки уникальных сервисов, программ и систем.
- программировать на различных языках;
- обследовать экономические объекты, описывать и анализировать их архитектуру и ИТ-инфраструктуру;
- проектировать экономические и финансовые информационные системы предприятий и организаций (в банковском и страховом деле, налогообложении, бухгалтерском учете и аудите т.д.);
- согласовывать технические задания со специалистам других отделов компании;
- создавать презентации проектов;
- разрабатывать программные приложения, тестировать их и документировать согласно международным и отечественным стандартам
- создавать интерфейсы для ИС и системы защиты данных, использующих разные стандарты;
- переводить ИС на новые аппаратные и информационные платформы;
- интегрировать информационные системы из разных областей;
- обучать и консультировать пользователей в процессе эксплуатации информационных систем;
- проводить сертификацию программных продуктов в соответствии с действующими стандартами, оценивать эффективность программного обеспечения и баз данных.
Личностные качества специалиста: развитые коммуникативные навыки (важные для подготовки ответов на электронные письма, согласования проектов и технических заданий); склонность к работе с информацией; умение слушать, командная работа, лидерство, наставничество, гибкость мышления, креативность, умение вести переговоры и делать презентации, целеустремленность; развитые математические, логические и лексические способности; способность к концентрации внимания; эмоциональная устойчивость.
Востребованность на рынке труда
Направление «Государственное и муниципальное управление» является престижным и востребованным в связи с ростом государственного аппарата, расширением секторов экономики и коммерции. С дипломом бакалавра по данному направлению подготовки можно реализовать профессиональные планы в разных сферах деятельности и общественной жизни.
Где можно работать:
- в законодательных, надзорных (прокуратора, налоговая инспекция) органах власти;
- в государственных структурах;
- в финансовых фондах;
- в многофункциональных центрах по оказанию государственных услуг гражданам;
- в органах исполнительной власти и социальной защиты населения, страхования, пенсионного обеспечения, в администрации разных уровней;
- в крупных коммерческих корпорациях и частных фирмах (например, быть сотрудником отдела по налаживанию взаимосвязей с государственными структурами и общественностью);
- в консалтинговых агентствах и аналитических центрах (в том числе международных);
- в высших учебных заведениях или исследовательских лабораториях;
- в дипломатических ведомствах;
- в отделах по внешнеэкономическим связям;
- вести свой бизнес.
Государственные и муниципальные служащие требуются как в федеральные, так и муниципальные органы. Такой специалист имеет хорошие шансы для продвижения по карьерной лестнице. Ведь он выполняет функции посредника между институтами власти и гражданами. Путь президентов, мэров, депутатов и министров к занимаемым должностям начинался с выполнения обязанностей госслужащего разных ступеней власти
Поэтому важно непрерывно повышать уровень развития профессиональных компетенций, а в начале карьеры быть готовым к работе на низших позициях, сулящих перспективы профессионального роста. Новичок может приступить к деятельности в местной администрации и дорасти до депутата Государственной Думы РФ
Все зависит от личных способностей и амбиций человека и его опыта.
Портрет выпускника
Широкий диапазон функциональных обязанностей педагога-психолога в образовательных учреждениях или специализированных центрах включает в себя следующие формы работы:
просвещение, профилактику, консультирование, первичный прием, диагностическое обследование, семейное консультирование и коррекционно-развивающую деятельность.
Профессиональная деятельность психолога в сфере образования ориентирована на:
- диагностику психического состояния детей и сохранение их душевного, соматического (телесного) и социального здоровья;
- проведение мероприятий, способствующих индивидуальной коррекции поведенческих особенностей обучающихся и воспитанников и других отклонений психологического спектра;
- обеспечение гармоничного личностного развития детей;
- социальную адаптацию детского контингента;
- оказание психологической помощи детям и их родителям.
Педагог-психолог образовательных (дошкольных, школьных и т.д.) учреждений, социально-реабилитационных центров, интернатов должен знать:
- основные законы РФ, связанные с защитой детства и правами ребенка; Всеобщую декларацию прав человека; Конвенцию о правах ребенка;
- общую психологию, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную и семейную психологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, нейропсихологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации и психологии труда, психодиагностики, диагностики и коррекции;
- методы и приемы психологического консультирования, активного обучения детей;
- нормативные документы в области обучения, здравоохранения, занятости детей, их социальной защиты;
- структуру социальных служб, педагогических и медицинских учреждений для осуществления согласованных действий по работе с ребенком;
- технологии групповой психологической работы, методики проведения социально-психологического тренинга; техники индивидуальной и групповой профессиональной консультации.
Должен уметь:
- осуществлять сбор и анализ объективной информации о конкретном ребенке или группе детей (диагностика различного назначения);
- находить способы выхода из проблемной ситуации, основываясь на научных знаниях по психологии и смежным дисциплинам;
- проводить консультации и тренинги, оказывать первичную психологическую поддержку в форме беседы;
- информировать родителей или опекунов о возможных формах психологической, медицинской, социальной и педагогической помощи, а также способах ее получения;
- вести необходимую документацию по установленной форме (индивидуальную карту ребенка с указанием особенностей структуры личности, уровня развития интеллектуальных возможностей, свойств эмоциональной сферы, возможных девиантных расстройствах и т.д.);
- составлять программу психолого-педагогической помощи с учетом результатов проведенной диагностики;
- содействовать развитию позитивной Я-концепции ребенка, формированию у него чувства уверенности в себе, адекватной самооценки, коммуникативных навыков и умения ориентироваться в различных ситуациях;
- разрабатывать программу повышения социально-психологической компетентности родителей и опекунов с применением комплекса современных методик и технологий.
Качества личности, которые помогут наиболее успешно ориентироваться в профессионально значимых ситуациях:
- наличие интереса к личности другого человека, уважение его индивидуальности, эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека);
- стрессоустойчивость;
- высокий интеллект;
- склонность к исследовательской и творческой деятельности;
- обаяние;
- развитые коммуникативные навыки;
- умение слушать;
- толерантность (терпимость к другому, принятие человека без агрессии и раздражения);
- гибкость мышления (способность находить решение в ситуациях неопределенности, предлагать несколько решений одной задачи), открытость новому;
- самоконтроль и склонность к рефлексии (анализ собственного поведения и переживаний);
- словесно-логическое, образное и абстрактно-символическое мышление;
- хорошая логическая и эмоциональная память;
- быстрая переключаемость и одновременная способность глубоко проникать в суть проблемы.
Портрет выпускника
Человеку, владеющему таким образованием, важно знать:
- основы и методы прогнозирования и анализа, ведения статистики и отчетности, делопроизводство;
- экономические и юридические основы и закономерности (знание современного законодательства, включая Конституцию РФ, федеральные и региональные законы, структуру органов государственной власти);
- теорию государственного и муниципального управления;
- общекультурную информацию;
- основы социологии и психологии управления (принципы управления общественным мнением);
- политические аспекты организационного управления на государственном уровне;
- текущую обстановку и актуальные проблемы в социальной сфере, на финансовом рынке, в налоговой политике;
- иностранный язык.
Профессиональные умения и навыки:
- планирование и контроль деятельности сотрудников и организации в целом;
- применение основ менеджмента и знаний по психологии управления для решения практических управленческих задач;
- сопровождение работы государственных служащих (подготовка документов и отчетности; ведение делопроизводства и документооборота и т.д.);
- разработка и реализация проектов, направленных на улучшение социально-экономических условий жизни в конкретном регионе;
- предложение программ совместной деятельности организации с региональными органами самоуправления;
- предотвращение или разрешение конфликтов между сотрудниками организации и гражданами;
- участие в планировании бюджета и оценке его рационального использования;
- повышение имиджа государственной и муниципальной службы, региона во внешней среде;
- актуализация информации для принятия управленческих решений;
- налаживание продуктивных отношений между органами власти (организациями) и людьми, институтами гражданского общества, средствами массовой информации;
- оказание консультационных услуг государственным предприятиям и частным фирмам, физическим лицам;
- анализ проблем и рисков в управленческой деятельности организации, выявление ее текущих потребностей;
- анализ действий власти, законов, политических тенденций.
Личные качества:
- самоконтроль;
- способность усваивать большой объем информации;
- развитые аналитические способности и исследовательские умения;
- мотивация на саморазвитие;
- мышление лидера и стратега;
- коммуникативные навыки, развитые на высоком уровне;
- обаяние, позволяющее иметь авторитет среди людей;
- склонность к высказыванию личных убеждений.
История
Мировой опыт управленческой деятельности накапливался тысячелетиями, поэтому можно предполагать, что исторически основы теории и практики управления были заложены еще в античности. Древнегреческий философ Сократ рассматривал менеджмент (искусство управления людьми) как особый вид деятельности, при котором один человек помогает другому достичь поставленных целей, наблюдая за ходом его работы и направляя ее в соответствии с заданным «вектором».
Как и любая другая область знаний, менеджмент в процессе своего становления прошел ряд важных этапов.
Понимание термина «менеджмент», приближенное к современному, совпало с эпохой индустриальной революции, когда в Европе, а в дальнейшем и в США появились производственные предприятия (17-19 века). Встал вопрос, связанный с необходимостью заполнения ниши управленца, способного координировать трудовую деятельность огромного коллектива рабочих и служащих. Менеджмент стал обеспечивать непрерывное функционирование предприятиями разных отраслей промышленности и определять конкурентоспособность компании на рынке труда.
Сама наука управления оформилась к концу 19 века с возникновением трудов исследователей данной области (Ф. У. Тейлор, Г. Таун, Ф. Гилберт и др.).
В 20 веке возникают «школы» управления:
- научного менеджмента (основатель Ф. Тейлор);
- административная (основатель А. Файоль);
- количественная (представители – Д. Томпсон, Г. Акофф, Д. Марч);
- бихевиористская (Ч. Бернард, Ф. Герцберг, К. Арджирис);
- человеческих отношений (основатель Э. Мэйо).
Концепции современной теории и практики управления непосредственно связаны с автоматизацией производственного процесса и внедрением в менеджмент информационно-коммуникационных технологий.
Сущность
Прикладная информатика представляет собой инновационную практическую область, которая находится на стыке тех сфер деятельности, где применяются компьютерные знания, информационные и цифровые технологии. Это перспективное направление востребовано в экономике, управлении, дизайне и пр. Благодаря ему на рынке труда появились универсальные специалисты IT-сферы с широкими возможностями, способные технически грамотно обслуживать информационные системы и сети любого уровня.
Прикладная информатика тесно связана с математикой, вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями. Она направлена на выявление определенных понятий в области информатики с целью их использования для решения стандартизированных задач (например, построение алгоритмов). Также ее применяют в промышленных, бытовых или научных сферах (например, компьютерной лингвистике).
Объектами деятельности специалиста выступают специальные профессионально-ориентированные информационные системы банковского, таможенного, административного, страхового и других секторов.
Портрет выпускника
Для полноценной профессиональной реализации психологу важно обладать определенным набором личных качеств. К наиболее значимым из них относятся:
интерес к личности другого человека (его внутреннему миру), уважение его индивидуальности – человеколюбие;
личностная зрелость и психологическая стрессоустойчивость;
высокий интеллект;
склонность к экспериментированию и научному познанию реальности, к творческой деятельности в процессе взаимоотношения с людьми;
харизма и умение убеждать;
развитые коммуникативные навыки;
способность слушать и сопереживать эмоциональному состоянию другого человека (чувствительность);
толерантность (терпимость к другому, принятие человека без агрессии и раздражения);
гибкость мышления (способность находить решение в ситуациях неопределенности, предлагать несколько решений одной задачи), открытость новому;
самоконтроль и склонность к рефлексии (анализу собственного поведения и переживаний);
развитые словесно-логическое, образное и абстрактно-символическое мышление;
хорошая логическая и эмоциональная память;
умение переключать внимание с одного объекта на другой;
высокая работоспособность.
Знания:
- методология и методы профессиональной деятельности психолога;
- история становления психологии, основные концепции в ее развитии, современные проблемы психологической науки;
- закономерности эволюции психики животных, сходные черты и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
- природа деятельности и поведения личности, функции психики в жизнедеятельности человека;
- закономерности формирования и функционирования мотивационной сферы личности;
- психологические закономерности когнитивных процессов (памяти, мышления, речи и пр.);
- механизмы внимания, эмоций, процессов волевой сферы;
- понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
- психологические закономерности эффективной коммуникации;
- возрастная психологию;
- основы психологии образования;
- критерии нормы и патологии психических процессов, пути восстановления нормы;
- основные сферы и виды деятельности психолога;
- методы психодиагностики, психологического консультирования;
- основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы;
- приемы психологического просвещения и основы преподавания психологии как предмета;
- основы организации психологических исследований.
Профессиональные умения психолога складываются из спектра его должностных обязанностей. Так, среди наиболее значимых стоит выделить следующие умения:
- изучать комплексное воздействие психологических, экономических, организационных факторов на повышение или снижение эффективности труда сотрудников учреждения;
- применять приемы и техники профессионально направленного общения с целью диагностики и разрешения проблем отдельно взятого человека или коллектива в целом;
- планировать мероприятия с целью улучшения условий труда на производстве и повышения результативности работы кадров;
- проводить эксперименты по выявлению психологических факторов, которые влияют на комфорт или дискомфорт в рабочей среде;
- осуществлять анализ производственных процессов и их воздействие на микроклимат в коллективе, на степень нервно-психического состояния специалистов;
- определять и решать в тандеме с другими сотрудниками комплекс задач, нацеленных на социальное развитие компании;
- разрабатывать профессиональные программы и анализировать психологические качества, характерные для разных сотрудников;
- составлять рекомендации по оптимизации потенциала работников с целью выстраивания стратегической линии их развития как профессионалов;
- готовить специальные мероприятия (тренинги) для адаптации новичков к условиям труда в компании;
- в случае текучки на производстве выявлять проблемы, которые влекут за собой уход сотрудника, и предлагать пути разрешения проблем;
- оказывать помощь работодателю в процессе подбора квалицированного персонала;
- участвовать в мероприятиях, улучшающих организацию трудового процесса;
- проводить консультации для руководящего состава предприятия и кадровиков с целью устранения проблем социально-психологического характера (например, нарушение трудовой дисциплины, конфликты на рабочем месте и пр.).
Если Вы умеете ладить с людьми, находя индивидуальный подход к каждому собеседнику, способны оказывать действенную помощь советом, умеете убеждать, можете «вскрыть» мотивы поведения человека, обладаете чувством эмпатии (сопереживания эмоциональному состоянию другого), тогда работа психолога отлично подойдет Вам!
Скидки
СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В АНО ВО «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВПА»
Информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки
№ | Основание для предоставления скидки | Категория лиц, получающих скидку | Размер скидки | Срок действия скидки | Документы на скидку |
Категории социальных скидок | |||||
1 | Лица с ограниченными возможностями здоровья | Студенты | 15% | Определяется индивидуально | Заявление студента, представление начальника УОО, копии подтверждающих документов |
2 | Потеря одного или обоих кормильцев, во время обучения в университете | Студенты | 10% | ||
3 | Многодетные родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 1 закона Тульской обл. от 04.12.2008 № 1154-ЗТО) | Студенты | 10% | ||
4 | Одновременное обучение в Академии двух и более родственников (родители, дети, братья, сестры, супруги) | Студенты | 5% | ||
5 | Сотрудникам Академии и их родственникам (стаж работы в университете более 1 года) | Штатные сотрудники и их родственники (родители, дети, братья, сестры, супруги) | 5% | На один учебный год | Заявление студента, представление начальника УОО, виза проректора по кадровой работе |
6 | Сотрудникам Академии и их родственникам (стаж работы в академии более 3 лет) | 10% | На один учебный год | ||
7 | Предъявители социальной карты «Забота», действующей на территории г. Тулы и Тульской области | Студенты всех форм обучения | 10% | На один учебный год | Заявление студента, представление начальника УОО, копии подтверждающих документов |
Категории скидок при реализации маркетинговой деятельности | |||||
8 | Студенты МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АКАДЕМИИ ВПА, прописанные и проживающие за пределами Тульской области, обучающиеся на заочной форме обучения с применением ДОТ, при условии единовременной оплаты за год обучения | Студенты заочной формы обучения | 10% | В течение первого года обучения | Заявление студента, представление начальника УОО |
9 | Сетевой маркетинг после двух месяцев обучения нового студента | Студенты всех форм обучения | 1000 рублей за одного человека | Единовременно | Заявление студента, представление начальника УОО |
10 | Индивидуальная скидка ректора | Студенты | До 20% | 1 семестр | Заявление студента, представление начальника УОО и виза проректора по МКиСП — директора ЦКР |
Категории скидок, обучающимся по программам дополнительного образования | |||||
11 | Обучение на краткосрочных курсах, семинарах, программах повышения квалификации | Студенты МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИЦЕЙСКОЙ АКАДЕМИИ ВПА | До 10% | На весь период обучения | Заявление студента, приказ о зачислении на курсы |
12 | Обучение на всех программах дополнительного образования | Сотрудники, работники сферы образования | До 10% | Определяется приказом ректора | Заявление слушателя, представление директора ФДО |
Цели и задачи маркетинговой политики:
Реализация системы поощрения студентов, показавших высокие результаты в учебной, научной и внеучебной деятельности.
Обеспечение поддержки социально-незащищенным категориям населения, а также лицам с ограниченными возможностями.
Активное привлечение различных категорий потенциальных абитуриентов на образовательные программы Академии.
СТИПЕНДИИ И ИНЫЕ ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В АНО ВО «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВПА»
Информация о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки
Предоставление всех категорий скидок и срок их действия устанавливается приказом ректора АНО ВО «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИЦЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВПА», при условии отсутствия у студента задолженностей по оплате за обучение. При попадании сразу в несколько категорий скидки не суммируются.
История
Возникнув во Франции в 60-х годах 20 века, термин «информатика» («автоматика» + «информация») использовался для обозначения области, занимающейся автоматизированной обработкой данных с помощью электронных вычислительных машин.
Еще наши предки в древности стремились найти способы надежного хранения, обработки и трансляции информации (например, наскальные изображения, пресловутые записи на глиняных табличках или бересте).
С изобретением печатного станка в 16 веке возможности сохранения сведений и их передачи значительно возросли – отпала необходимость ручного копирования.
В 19 веке были изобретены «аналитические машины», проект первого автоматического цифрового компьютера (Чарльз Бэббидж), перфокарты (картонные носители информации), табулятор для их считывания (Герман Холлерит), алгоритм для вычисления чисел Бернулли (Ада Лавлейс) – первая компьютерная программа.
Настоящую революцию в процессах сохранения и обмена информации произвели созданные в 20 веке ЭВМ, с помощью которых были разработаны эффективные методы оперативной работы с данными (их поиск, сбор, хранение, автоматическую переработку, изменение и практическое применение). Данные, полученные при работе ЭВМ, стали использоваться в различных областях деятельности и инновациях. Так возникла прикладная информатика. В 1969 году американская компания Хьюлетт-Паккард создала первый программируемый настольный калькулятор HP 9100A.
Люди стали активно применять компьютер и цифровые технологии в разных сферах деятельности. Информатика получила статус официальной науки, став одним из самых перспективных направлений теоретического и прикладного характера.
Портрет выпускника
Спектр функциональных обязанностей лингвиста широк и разнообразен. Он включает в себя:
- профессиональный письменный и устный (в том числе синхронный) перевод текстов (специальной литературы, материалов выступлений, статей и пр.), редактирование переводов;
- написание аннотаций, рефератов на иностранном языке, подготовка тематических обзоров по зарубежным материалам;
- создание информационно-поисковых словарей, тезаурусов (упорядоченность слов по смысловой близости) и антологий (собрания текстов);
- разработку алгоритмов и техник автоматической обработки текстовой информации;
- разработку основ и приемов автоматизированного и машинного перевода;
- осуществление научно-исследовательской деятельности для создания информационных систем и баз данных;
- сбор и упорядочивание языковой информации;
- подготовку инструкций (сопроводительной, научно-технической документации) или пособий по создаваемым продуктам и системам;
- создание языковых курсов для обучения разных категорий людей, преподавание.
Языковеду важно обладать творческой инициативой, изобретательностью, гибкостью и глубиной мышления, развитыми ассоциативными связями, иметь хорошую память и высокую степень концентрации внимания, усидчивость, развитые коммуникативные способности, уверенность в себе. Лингвист должен быть хорошо воспитанным, грамотным и эрудированным, знать нормы речевого этикета стран изучаемого языка
Ему важно иметь интерес к гуманитарным дисциплинам (философия, литература, иностранные языки и пр.) и склонность к исследовательской деятельности.
К профессионально важным качествам лингвиста следует относить:
- способность к успешной коммуникации (умение вступать в разговор, устанавливать связи с людьми и пр.);
- ораторские способности (умение красиво и понятно оформлять высказывания, умение убеждать слушателя или читателя);
- умение воспринимать услышанное;
- развитая словесно-логическая и образная память;
- склонность к работе с большим объемом текстовой информации.
Требования к лингвисту во многом обусловлены его квалификацией (переводчик-синхронист, устный переводчик, технический переводчик), однако можно выделить наиболее существенные из них:
- высшее лингвистическое/филологическое образование;
- знания разделов конкретного языка или языковой группы на профессиональном уровне;
- умение работать с текстом (осуществлять формальный анализ языкового материала и пр.);
- уверенное владение пакетом современных компьютерных программ;
- знание основ информатики, языков программирования, фундаментальной и прикладной математики, необходимое для работы в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- владение базовыми знаниями в области компьютерной лингвистики и лексикографии, умение работать с базами данных и системами автоматизированного перевода;
- опыт переводческой деятельности (включая художественный перевод).