Смольный в санкт-петербурге: институт благородных девиц (музей) и сад-партер
Содержание:
- Условия жизни в институте
- Ближайшие вузы
- Образованные женщины и полезные члены общества
- Общие сведения
- Музей Смольный
- История
- История и миссия института
- Как и чему учились в институте
- Смольный институт после Екатерины II
- Правила пребывания в институте
- Об учебном заведении
- «Отнюдь не делать из наук предметов скуки»
- Правила поведения благородных девиц
- История
- Вот это храм!
Условия жизни в институте
Условия жизни в Смольном были спартанские: в комнатах, где жили девушки, температура не поднималась выше 16 градусов, подъём был очень ранним, а умывались воспитанницы ледяной водой из Невы.
Спальные места
Скудным и невкусным было и их питание. Это отметил даже Николай I, как-то раз навестивший учениц в институте. Попробовав суп, он сказал, что его солдат кормят куда лучше.
Вот что пишет в своих мемуарах одна их выпускниц:
«Но если чем и был плох институт, так это пищей. У нас готовили скверно: мясо синеватое, жёсткое, скорее рваное, чем резаное… Часто мы вставали из-за стола, съевши только кусок хлеба, тусклые и уже слишком некрасивые блюда оставались нетронутыми».
Столовая
Гуляли девушки только по территории института. Только раз в год, летом, их выводили на прогулку в Таврический сад, предварительно выгнав оттуда всех посетителей.
Ближайшие вузы
Санкт-Петербургский медико-социальный институт 195271, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 72, литера А
Институт занимается подготовкой врачей высокой квалификации для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона по специальностям «лечебное дело» и «стоматология», а также дополнительным образованием по специальностям здравоохранения. Тщательный подбор преподавателей позволил сформировать высоко квалифицированный профессорско-преподавательский состав, в числе которого 42% докторов наук и 57% кандидатов наук. Некоторые программы дополнительного профессионального образования являются уникальными – например, программа «Эрготерапия в социальной реабилитации». разработана и реализуется только в Санкт-Петербургском медико-социальном институте и пользуется повышенным спросом среди слушателей.
1.85 км
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕЕ ЕВРАЗЭС 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, литер Б
УВАЖАЕМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКИ! БУДУЩИЕ АБИТУРИЕНТЫ!
У Вас наступает самый ответственный период в жизни, когда нужно сделать выбор!
Перед Вами открывается множество путей для реализации своего потенциала и достижения успеха в жизни.
Этот успех во многом зависит от того, насколько обдуманным будет Ваш выбор профессии и учебного заведения, в котором Вы её обретёте.
Предлагаю весь путь по освоению новой интересной профессии пройти вместе с нами!
Ректор Университета при МПА ЕврАзЭС И. Ж. Искаков
2.11 км
Военный институт физической культуры (филиал) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации 194044, г. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский просп., д. 63
2.30 км
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2
Университет основан 07 января 1925 года, как Институт охраны материнства и младенчества. На протяжении многих десятилетий вуз является международным центром высшего медицинского образования. За последние полвека его окончило несколько тысяч иностранных студентов из 70 стран с 4 континентов. В настоящее время двери Университета распахнуты для обучающихся из более чем 50 стран мира. В ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России может быть принято лицо любого пола, нации и расы, вне зависимости от политических и религиозных убеждений из любого государства, имеющего дипломатические отношения с Российской Федерацией.
2.40 км
Михайловская военная артиллерийская академия 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 22
Ответы на много вопросы можно получить в группе http://vk.com/club_mvaa
2.50 км
Больше? Ещё 20 ближайших вузов
Образованные женщины и полезные члены общества
Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан Смольный институт благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.
Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.
При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.
В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.
Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.
Смольный Институт. 1917. Фотография: petrograd1917.ru
Смольный Институт. 1940-ые. Фотография: istpravda
Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru
Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru
Воспитанницы Смольного института. Фотография: opeterburge.ru
Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru
Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru
Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru
Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru
На катке. Фотография: birdinflight.com
Гимнастика. Фотография: birdinflight.com
Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Общие сведения
История
В 1998 году по предложению Президента Российской академии образования академика Н.Д. Никандрова был создан Смольный университет. Учредителем Смольного университета выступила Российская академия образования. В 2004 году ее стратегическим партнером по организации деятельности Смольного университета стала Холдинговая компания «Электрокерамика».
В 2009 году решением Президиума Российской академии образования и Совета директоров Холдинговой компании «Электрокерамика» на базе современного Смольного института создается Научно-образовательный комплекс «Смольный институт Российской академии образования». С одной стороны, создание такого комплекса позволит Российской академии образования иметь еще одну экспериментальную площадку для инновационной деятельности. С другой стороны, использование интеллектуальных ресурсов Российской академии образования и привлечение наиболее талантливой молодежи в научную и производственную деятельность холдинга повысят ее эффективность, позволят преобразовать холдинг из узкоспециализированного предприятия в многопрофильный технопарк.
Научно-образовательный комплекс создается для выполнения научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, просветительской и издательской функций.
Факультеты
- гуманитарный,
- искусств,
- информационных технологий,
- сервиса,
- экономический,
- кинологии и безопасности.
Экономический факультет
Экономический факультет был основан в 1998 году. Факультет ежегодно приглашает для учебной и научной работы ведущих российских экономистов из научно-исследовательских институтов, органов государственного управления, сферы бизнеса. В состав факультета входит 2 кафедры. Высшим управляющим органом факультета является Ученый совет, в который входят декан, его заместители, руководители кафедр, выборные представители из числа преподавателей, ученых и студентов. В соответствии с Уставом института он решает стратегические вопросы жизни факультета. Ученый совет избирает для повседневного руководства факультета.
Смольный институт создан как многопрофильный вуз с гибкой организационной образовательной системой.
В настоящее время Смольный институт осуществляет образовательную деятельность по девяти укрупненным группам направлений: гуманитарные, социальные, образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление, информационная безопасность, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания, транспортные средства. Институт осуществляет подготовку бакалавров по 20 направлениям подготовки, дипломированных специалистов по 14 специальностям и магистров информационных систем и технологий. Программы обучения в институте соответствуют Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. В институте работают 14 докторов и 43 кандидата наук.
Общее количество студентов всех форм обучения составляет около 2000 человек.
Музей Смольный
Первый музей в стенах Смольного института был организован в 1927 году в честь десятилетия свершения Революции. В комнатах, где в 1917-1918 годах жили революционеры во главе с Лениным и Крупской, была организована выставка. Эта мемориальная экспозиция стала центром музея.
Экспозиция музея посвящена четырем этапам истории существования здания:
- Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — период с конца XVIII до начала XX века
- Смольный — резиденция первого советского правительства 1917-1918 гг. -период Великой Октябрьской революции
- Смольный в Блокадные дни — годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда
- Деловой Смольный- период с 1990-х годов по сегодняшний день.
Экскурсанты посещают знаменитый Актовый зал, комнаты революционеров, где хранятся личные вещи Ленина, Крупской, Кирова, знакомятся с экспозицией, посвященной развитию женского образования в России, событиям Октябрьской революции и блокады Ленинграда.
В музее собрана коллекция из более чем четырех тысяч подлинных плакатов советского периода с первых лет существования советской власти до послевоенного времени. В фондах музея хранится собрание художественных полотен Бродского, Серебряного, Мановского, а также коллекция предметов декоративно — прикладного искусства.
Постоянная экспозиция небольшая, занимает всего порядка 250 кв. м. Периодически в музее устраиваются временные выставки.
У музея есть два филиала:
- музей — квартира Елизаровых
- музей — квартира Аллилуевых
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.
История и миссия института
Прорыв в области женского образования в России совершила Екатерина II. Императрица считала, что девушкам необходимо получать образование и развиваться культурно и нравственно. Совместно с президентом Академии художеств Иваном Бецким она задумала учреждение, в котором готовили бы образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества.
Екатерине II хотелось, чтобы выпускницы института стали примером для всех женщин России. Она принимала активное участие в жизни заведения: интересовалась успехами и трудностями, вкладывала большие деньги в развитие, беседовала с классными дамами и воспитанницами.
В Смольном воспитанницы учились вплоть до революции 1917 года, затем институту пришлось переехать в Новочеркасск, где он просуществовал ещё несколько лет.
Как и чему учились в институте
Воспитанницы Смольного института благородных девиц были разделены на классы по возрасту: от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет.
С 6 до 9 лет девочки изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рукоделие, музыку, рисунок и танцы. Позже добавлялись гуманитарные науки и домашнее хозяйство. В старших классах ученицы начинали изучать физику, архитектуру и уделяли больше времени домоводству.
Фото из швейной мастерской
Покинуть стены института девушки не могли до самого окончания. Отдавая дочерей в институт, родители подписывали бумагу о том, что не отзовут их обратно домой. Послабление пришло только с началом правления Марии Фёдоровны, которая сократила срок обучения на 3 года. Однако у воспитанниц так и не появилось выходных и каникул.
Правда, как свидетельствуют сами смолянки, учёба в институте была довольно посредственной. На уроках разрешено было только слушать, а вот задавать вопросы и вступать в дискуссии с преподавателем — строго запрещалось. Но и за успеваемостью особо не следили, классных дам больше волновали внешний вид и соблюдение приличий.
Урок музыки
Смольный институт после Екатерины II
После смерти Екатерины управление Смольным взяла на себя жена Павла I Мария Федоровна. Пробыв на этой должности 32 года, императрица многое изменила в жизни воспитанниц и преподавательниц. В первую очередь поменялись правила поступления и проживания в институте. Теперь девочек отдавали с более позднего возраста — примерно с 8 лет — и обучались они там не 12, а 9 лет. Мария Федоровна изменила расписание таким образом, что появились почасовые уроки. Дважды в год студентки сдавали экзамены, и в зависимости от результатов их распределяли в определенные классы. Классовая градация теперь выглядела так: самые успевающие ученицы, затем девочки со средним баллом оценок и третий класс с отстающими.
С приходом Марии Федоровны заметно изменились цели, которые преследовали работники заведения. Теперь из воспитанниц стремились сделать скорее не фрейлин, а покладистых жен. Если в Екатерининское время здесь предписывали читать книгу «О должностях человека и гражданина», то теперь ей на смену пришли «Отеческие советы моей дочери». Институт благородных девиц был закрыт в 1917 году, но до тех пор все изменения Марии Федоровны соблюдали неукоснительно.
Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького — Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова — поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.
Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Правила пребывания в институте
Правила поведения в заведении были подробно расписаны в уставе института. Нарушительниц порядка называли «мовешками» от французского слова mauvaise, что переводится как «дурная». Девочек, которые никогда не нарушали правил, дразнили «парфетками» (от французского parfait — совершенная). Друг друга воспитанницы института ласково называли «милочка» и «душечка», бранились же ещё более мило — «бессовестная душечка» и «душечка поганая».
Для каждого возраста в Смольном существовала своя форма и своя причёска. Так самые младшие носили форму кофейного цвета и кудри, те, кто постарше, переодевались в синюю одежду. Девушки от 12 лет носили форму серого цвета и заплетали волосы в косы. Старший класс назывался «белым» из-за белоснежной формы воспитанниц. На голове же они носили модные в то время высокие черепаховые гребешки. Более светлые цвета в одежде воспитанниц символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
Об учебном заведении
На март 2020 учреждение не имеет государственной аккредитации. Программы обучения в институте соответствуют Федеральным, Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. По всем направлениям предусмотрено применение современных компьютерных технологий и изучение иностранных языков. В институте работают 57 докторов и кандидатов наук. Ведётся образовательная деятельность по группам направлений: образование и педагогика; культура и искусство; экономика и управление; информационная безопасность; информатика и вычислительная техника; сфера обслуживания; транспортные средства. Здесь готовят бакалавров по 20 направлениям подготовки, дипломированных специалистов по 14 специальностям и магистров информационных систем.
«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»
В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.
Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.
Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю
Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.
Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.
«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души»
Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности». Зинаида Мордвинова, автор исторического очерка «Смольный институт в эпоху Екатерины II»
Правила поведения благородных девиц
В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.
В институте работало более 20 преподавательниц — это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» — дурная). Существовал и другой термин — «парфетки» (искаженное французское «parfaite» — совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.
Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически — гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет — синего, от 12 до 15 лет — голубого, а самые старшие — белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.
Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.
Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.
Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com
Преподаватели Смольного института и их ученицы. Фотография: birdinflight.com
Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru
Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru
Выпускница Смольного института. Фотография: storyo.ru
Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru
Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru
Мария Будберг. Фотография: telegrafua.com
Нина Хабис. Фотография: ruspoeti.ru
Мария Добролюбова. Фотография: pinterest.com
На медосмотре. Фотография: nrfmir.ru
На медосмотре. Фотография: nrfmir.ru
Дежурство на кухне. Фотография: nrfmir.ru
История
В первой половине XVIII века на излучине Невы располагался смоляной двор, где хранили смолу для строительства кораблей на Адмиралтейской верфи. Именно поэтому все здания, которые впоследствии здесь были построены, получили соответствующее название — Смольный институт, Смольный собор.
В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы Петровны здесь был основан женский монастырь. Свое развитие он получил во времена правления Екатерины II Великой: по инициативе известного русского просветителя Белецкого в апреле 1764 года при монастыре было учреждено Императорское воспитательное общество благородных девиц. Это было первое в России женское учебное заведение.
Первоначально воспитанницы обучались и проживали в кельях монастыря, однако постепенно стало очевидно, что такого рода помещения для образовательного процесса не приспособлены. В начале XIX века специально для Института было построено здание в южной части монастырской территории.
Осенью 1917 года начались волнения, и институт был эвакуирован в Новочеркасск. Там он просуществовал недолго и уже в 1919 году был закрыт.
Здание бывшего института стало центром революционных событий. Здесь разместился Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, революционный штаб и военно-революционный комитет. Отсюда Ленин руководил восстанием. Здесь, после захвата всех стратегических объектов города и свержения Временного правительства, прозвучала знаменитая фраза «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась».
Здание Смольного института стало официальным местом заседаний советского правительства, а после переезда столицы в Москву здесь расположился Ленинградский Совет депутатов трудящихся и руководящих партийных органов города и губернии.
В годы Великой Отечественной войны в Смольном институте располагался Военный совет Ленинградского фронта, откуда происходило руководство обороной блокадного города.
До 1991 года в Смольном находился городской комитет ВКП(б). После перестройки в здании Смольного разместилась мэрия Петербурга, а с 1996 года — резиденция губернатора. Сегодня здесь располагается Администрация города.
Вот это храм!
Ухожу в монастырь!
Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.
Елизавета Петровна хотела быть настоятельницей Смольного монастыря
Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.
Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной. В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.
Православие и барокко
Спустя год начались разногласия — Елизавета приказала переделать проект. Ей захотелось выстроить храм, похожий на Успенский собор в Москве. Архитектура в России вновь вернулась к православным канонам, о которых забыли почти на полвека.
Растрелли соединил в архитектуре Смольного православный стиль и барокко
Растрелли нашел необычное решение — четыре малых купола он вплотную придвинул к главному, так что домовые церкви оказались как бы встроенными в стены. К тому же архитектор, большой любитель барокко, отошел от традиций барочных храмов, когда здание украшалось лишь с парадной стороны. Смольный одинаково красив со всех четырех фасадов.
Макет Смольного монастыря
Строительство шло бойко, деньги выделялись регулярно, но в 1757 запасы казны оскудели. Работы пришлось остановить. Семилетняя война охладила пыл императрицы, и она почему-то раздумала идти в монастырь. В 1761 Елизавета Петровна умерла, так и не успев освятить Смольный.
Храм-призрак
Целых пять лет собор стоял с недостроенной часовней и без куполов. Он напоминал призрака. В народе ходила легенда, что один из рабочих покончил с собой внутри храма, а потому в нем нельзя будет вести службы целых сто лет.
Смольный собор строили на протяжении 87 лет
Правда это или нет — сказать трудно, но Смольный и правда еще не скоро достроили и освятили. Когда к власти пришла Екатерина II, она отстранила от дел любимца Елизаветы Петровны и поручила строительство архитектору Юрию Фельтену. В здание Смольного монастыря императрица поселила «благородных девиц», которых сразу же окрестили «смолянками». В начале XIX века они переехали в построенный неподалеку Смольный институт, а в неудавшемся монастыре расположился Вдовий дом.
Смольный монастырь, Иван Айвазовский, 1849
Величественен и щеголеват
Собор достроили лишь к 1835 году (правда, без колокольни, задуманной Растрелли), когда за дело взялся Василий Стасов. Тогда же храм освятили как «Собор всех учебных заведений». Последний архитектор Смольного писал о создателе проекта Растрелли: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен, в общности и частях часто смел, щеголеват… и вообще самобытен, не обременен по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями». По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного, снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!».
Смольный собор, начало XX века
В XX веке собор не жаловали. В 1923 приняли решение о его закрытии, но почему-то прождали еще 8 лет. Тем не менее, еще в 1922 из храма вынесли все церковное имущество, которое представляло хоть какую-то ценность. Иконостас простоял вплоть до 1972, но, конечно, службы в Смольном уже никто не вел.
Кваренги снимал перед собором шляпу и восклицал: «Вот это храм!»
Несколько десятков лет спустя храм наконец открыли для богослужений — первый молебен в нем отслужил епископ Амвросий. А в 2011 в стенах Смольного провели первую почти за сотню лет Рождественскую службу. Все это время в храме располагался концертно-выставочный зал, но в 2020 году Смольный окончательно перешел к Петербургской епархии. Уникальный орган, созданный специально для здания собора, пришлось демонтировать.