Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков
Содержание:
Лётное Краснокутское училище гражданской авиации
Лётное Краснокутское училище гражданской авиации (ККЛУГА) — лётное училище, которое расположено в Саратовской области в городе Красный Кут.
Основано на базе лётного Качинского училища, которое эвакуировано в 1941 году в Красный Кут. С 2009 года является филиалом Высшего Ульяновского авиационного училища Гражданской Авиации.
Училище подготавливает коммерческих пилотов для гражданской авиации. Срок обучения — два года десять месяцев. Выпускникам по окончании выдают свидетельства коммерческих пилотов гражданской авиации, и кроме того дипломы гособразца о специальном среднем образовании по специальности ЛЭЛА (Летная эксплуатация летательных аппаратов). Обучение курсантов проходит как на бюджетной, так и на платной основе. Парк авиационной техники училища состоит из двадцати Ан-2 самолётов, а также восемь легких новых самолетов Cessna 172S, оборудованные навигационным пилотажным комплексом Garmin G1000 . Учебно-тренировочные полёты производятся на аэродромах Комсомольский и Красный Кут.
В 1978 году Як-18Т( 35 серии) самолет первоначального обучения введен в эксплуатацию . Летное Краснокутское училище в 1980 году наградили Красным переходящим Знаменем как победителя соревнования меж учебными заведениями гражданской авиации. Большое чувство личной ответственности В.Г. Ивко, требовательность по отношению к подчиненным дали возможность обеспечить хорошую работу учебного заведения в 1976-1987 годы.
Начальником училища в 1987 году назначили B.C. Сулимина , пилота первого класса, заслуженного пилота России, руководившего училищем до 2005 года . В 1988 году снят с эксплуатации Як-18Т самолет и в училище остался только один вид воздушного судна, то есть Ан-2 самолет, эксплуатирующийся по настоящее время. Самый весомый вклад в улучшение учебного заведения внесли также: заместители начальников училища в отношении летной подготовки: М.Д. Абрамов , А.В. Иванов , И.И. Кожа , В.А. Князьков , Ю.С. Косарев , Л.Р. Миллер , Н.В. Мышкин;
Главный штурман училища — В.Г. Орлянский;
Главный инженер училища — Григорьев С.Я.;
Заместитель начальника в отношении наземных служб – Э.Э. Горковенко ;
Начальники штаба училища: А.А. Каскевич , Н.Н. Ефимов , Ю.Л. Воронин ;
Политработники: А.И. Рыбаков , Г.А. Тульский , А.С. Зыкин ;
Командиры летных отрядов: Г.И. Иванов , В.М. Воробьев , И.И.Синченко, М.Ф.Дорошек , В.И.Быкадоров , Л.Ф.Карпиевич , С.М.Еременко , И.Н.Деревякин ;
Начальник базы ЭРТОС — С.И.Войтенко ;
Старшие инженеры отрядов: П.С.Коваленко , Я.С.Корнейчук , И.Г.Шибковский, С.И.Балакирев , В.А.Антонов , А.И.Самородов;
Училищем во время своего существования приготовлено для гражданской авиации больше, чем двадцать семь тысяч пилотов и более трехсот штурманов, включая: трое Героев Советского Союза; один Герой России; восемь Героев Социалистического труда , 96 Заслуженных пилотов, четверо Заслуженных штурманов ; четверо Заслуженных работников транспорта, двое Заслуженных работников образования.
Сайт: kklugа.ru/
Другие авиационные учебные заведения
Прохождение медкомиссии
Кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, в том числе не иметь заболеваний вегетативной нервной системы и сердца.
С требованиями по здоровью, на основании которых медкомиссия делает вывод о годности кандидата, можно ознакомиться в приказе Минтранса России от 22.04.2002 N 50.
Медицинскую комиссию проводит врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК). Для ее прохождения необходимо предоставить следующие документы:
- Выписка из амбулаторной карты и заключение терапевта (действуют 1 месяц). Эти документы выдают в поликлинике по месту прописки;
- Справка из психоневрологического диспансера;
- Справка из наркодиспансера;
- Справка из военкомата (для мальчиков).
- Фото 3*4.
Медицинские требования к пилоту различаются в зависимости от его статуса. Условно все требования можно разделить на 3 большие группы:
- К тем, кто собирается проходить обучение в летном училище авиации;
- К тем, у кого уже имеется лицензия пилота;
- К тем, кто собирается учиться на частного пилота (пилот, работающий на частного владельца воздушного судна, в том числе для работы за рубежом).
Гражданская авиация
Получить профессию лётчика гражданской авиации можно в одном из российских училищ. В число гражданских авиационных училищ входят:
- Лётное училище им. Ермакова. Расположено в городе Бугуруслан Оренбургской области. Проводится очное обучение пилотов коммерческой авиации. Ежегодно набирается 320 абитуриентов. В колледже есть обширный парк самолётов, тренажёры и другое оборудование.
- Лётное училище гражданской авиации в городе Красный Кут Саратовской области. Набор абитуриентов проводится на базе 11-летнего образования. Длительность обучения составляет 2 года 11 месяцев. Всего обучается 300 курсантов. Есть возможность платного и бесплатного обучения.
- Лётное учебное заведение им. Тарана в Сасово Рязанской области. Здесь готовят пилотов гражданской авиации и техников, работающих с оборудованием.
- Лётно-технический колледж Омска. Сюда можно поступать после 9 или 11 класса. Обучение на лётчика здесь проходит в течение 3 лет 10 месяцев. Выпускники могут получить специальности пилота самолёта и вертолёта, авиамеханика, бортмеханика, а также инженера по работе с оборудованием. Всего в колледже постоянно обучается около 1 тыс. человек. Имеются очное и заочное отделения. Для успешного обучения на территории училища имеется необходимое оборудование и помещения.
- В Москве есть 9 авиационных училищ и колледжей. Среди них есть заведения, где можно учиться вечером.
Учебные заведения в Омске, Красном Куте и Сасово являются филиалами Ульяновского института гражданской авиации. Училище в Бугуруслане — филиал института гражданской авиации города Санкт-Петербурга. Выпускники имеют возможность получать высшее образование в университете на сокращённой основе или трудоустроиться в российские авиакомпании.
Высшее лётное училище (институт) гражданской авиации обучает на пилотов, диспетчеров, спасателей. Здесь готовятся бакалавры по специальностям «обеспечение авиационной безопасности», «авиатопливное обеспечение», производственный менеджмент. Имеется также аспирантура, выпускающая педагогов для специальных учебных заведений.
Правила поведения и распорядок дня
Курсанты обязаны следовать четким правилам поведения в пределах училища и за его стенами. Они включают в себя освоение учебных материалов, внутренний распорядок дня, дисциплину и соблюдение указаний старших по званию. В общежитии требуется поддерживать чистоту и не нарушать установленные правила поведения. При увольнительной или отпуске выход и вход на территорию училища должны быть произведены точно в указанные сроки.
За отличное поведение и учебу курсантов поощряют не только благодарностями и грамотами, но и дополнительным отпуском. Нарушение же правил грозит взысканиями от выговора разной степени до лишения отпуска и, в крайнем случае, отчисления. Будущие учащиеся ККЛУ ГА должны понимать, что обучение в авиационном училище требует не только знаний и хорошей учебы, но и выносливости, собранности и ответственности перед собой и коллективом. Как и другие учебные заведения закрытого типа, училище предъявляет строгие требования к своим курсантам.
Общежитие
Тыл училища
1. Заместители начальника училища (школы) по тылу – начальники тыла
Годы вдолжности | воинскоезвание | Фамилия | Имя | Отчество |
---|---|---|---|---|
1969 – 1978 гг | п-к | Квитницкий | Борис | Ильич |
1978 – 1987 гг. | п-к | Ракитин | Анатолий | Митрофанович |
1987 – 1990 гг. | п-к | Глазков | Юрий | Сергеевич |
2. Офицеры тыла училища
Заместители начальника тыла
1976 – 1981 гг. | п/п-к | Алексеенко | Владимир | Исаевич |
1982 – 1986 гг. | п/п-к | Ткачук | Борис | Борисович |
1986 – 1989 гг. | п/п-к | Самарцев | Владимир | Андреевич |
1989 – 1990 гг. | п/п-к | Мохов | Анатолий | Михайлович |
Начальники службы ГСМ
19… – 1988 гг. | м-р | Коновалов | Михаил | Романович |
1988 – 1990 гг. | м-р | Фатыхов | Ягафар | Абдурахманович |
Начальники службы вооружения
19… – 19… гг. | м-р | Мухамедзянов | Карам | Абдулхакович |
1987 – 1990 гг. | м-р | Резинкин | Александр | Иванович |
Начальники автотранспортной и электрогазовой службы
19… – 19… гг. | м-р | Туркот | Сергей | Петрович |
19… – 1977 гг. | м-р | Бабаян | Юрий | Левонович |
19… – 19… гг. | м-р | Воробьев | Николай | Иванович |
19… – 19… гг. | к-н | Реутов | Леонид | Виулович |
1987 – 1988 гг. | м-р | Проскуряков | Сергей | Иванович |
1988 – 1989 гг. | м-р | Кузнецов | Владимир | Иванович |
Начальники финансовой службы
1970 – 1986 гг. | п/п-к | Кузнецов | Виктор | Петрович |
1986 – 1988 гг. | м-р | Целиков | Владимир | Александрович |
1988 – 1990 гг. | м-р | Берендяев | Виктор | Степанович |
Начальники авиационно-технической службы
1984 – 1987 гг. | м-р | Поляков | Дмитрий | Михайлович |
1988 – 1990 гг. | м-р | Кравчук | Владимир | Михайлович |
Начальники аэродромной службы
19… – 1985 гг. | м-р | Бакулев | Леонид | Николаевич |
1985 – 1987 гг. | п/п-к | Чулков | Александр | Иванович |
1988 – 1990 гг. | м-р | Челушкин | Владимир | Николаевич |
Начальники вещевой службы
1970 – 19… гг. | м-р | Агейчик | Николай | Алексеевич |
19… – 1985 гг. | м-р | Перфильев | Владимир | Алексеевич |
1985 – 1990 гг. | м-р | Семенов | Николай | Петрович |
Начальники продовольственной службы
19… – 1978 гг. | м-р | Кулешов | Иван | Михайлович |
1979 – 1983 гг. | м-р | Попов | Борис | Иванович |
1983 – 1988 гг. | м-р | Брич | Василий | Михайлович |
1988 – 1990 гг. | м-р | Хаев | Александр | Лейбович |
1990 г. | м-р | Сягин | Михаил | Иванович |
Начальники КЭО
19… – 1983 гг. | м-р | Николаенко | Михаил | |
1983 – 1990 гг. | м-р | Федурин | Анатолий | Александрович |
3. Медицинская служба училища
Начальники медицинской службы училища (школы)
1970 – 1979 гг. | п/п-к | Усков | Сергей | Иванович |
1979 – 1982 гг. | п/п-к | Шашков | Владимир | Федорович |
19… – 19… гг. | п/п-к | Гальцов | Виктор | Александрович |
19… – 19… гг. | п/п-к | Полюнов | Вячеслав | Васильевич |
Начальники лазарета
19… – 19… гг. | к-н | Рубан Г.Г. |
19… – 19… гг. | м-р | Вдовиченко Я.В. |
19… – 19… гг. | м-р | Михайлов Б.И. |
Специалисты
19… – 19… гг. | п/п-к | Канышев К.Д |
19… – 19… гг. | ст.л | Соболь В.Д |
19… – 19… гг. | м-р | Ампилогов А.Н. |
19… – 19… гг. | м-р | Орлов В. |
19… – 19… гг. | ст.л | Мандрюк А. |
19… – 19… гг. | ст.л | Козлов А. |
19… – 19… гг. | м-р | Рудаков О.И. |
19… – 19… гг. | к-н | Лебедь |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Федотов Б.В. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Симонов И.П. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Голубева Т.А. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Ахтырченко И.И. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Трофименко А. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Жидкова Г.М. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Злыгарева В.И. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Юрьев В.П. |
19… – 19… гг. | Сл.СА | Кантор С.И. |
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ШКОЛЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Слева направо: СУВОРОВ В.Н., ЯНОВСКИЙ Д.С., ДОВГАНЬ П.А., ЧМУТ В.И., ЗАРВА Г.С.
Наряду с ремонтом самолетов и моторов оказывалась помощь частям и учебным заведениям ВВС в освоении новой авиационной техники и ее ремонте, снабжении их наглядными пособиями, переподготовке летчиков и техсостава. Школа младших авиаспециалистов была обеспечена полностью наглядными пособиями и учебными материалами. Ей был передан исправный самолет ЛАГГ-3 с полным комплектом схем, разрезов и макетов. Курсантский состав обучался нашим преподавательско-инструкторским составом.
В октябре 1942 г. была сформирована и подготовлена аэродромно-техническая команда, которая в 1943 г. отправлена в 17-ю воздушную армию на фронт.
Важным событием стало вручение школе Боевого Красного Знамени. В день авиации 20 августа 1944 года в торжественной обстановке на школьном стадионе от имени Президиума Верховного Совета СССР заместителем командующего ВВС ПриВО генерал-майором авиации Игнатовым состоялось вручение Боевого Красного Знамени. Школе предстояло хранить этот символ чести, доблести и славы как напоминание «каждому курсанту и офицеру об их священном долге преданно служить Родине, защищать ее мужественно и умело, не щадя крови и самой жизни». Это событие «подняло моральный дух и ответственность всего личного состава за выполнение заданий партии и правительства по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВВС нашей Родины». Для охраны этой священной реликвии был установлен Пост № 1. Часовыми у Знамени стали назначаться только лучшие курсанты-отличники учебно-боевой и политической подготовки.
Коллектив школы принимал участие во всех общегосударственных мероприятиях партии и правительства, направленных на укрепление экономического и военного могущества нашей Родины и ее Вооруженных Сил.
25 мая 1944 г. «Правда» опубликовала обращение колхозника Саратовской области Ферапонта Петровича Головатого с призывом ко всем колхозникам усилить сбор средств на постройку самолетов, танков, пушек и другой военной техники. Свой призыв Ферапонт Петрович подкрепил личным примером. В июне 1944 г. в городе Саратове состоялся митинг, посвященный передаче нашему выпускнику майору Еремину Б. Н. второго самолета, построенного на средства Головатого Ф. П. Этот призыв нашел горячий отклик в сердцах тружеников села Вольского района, завода «Большевик» и коллектива Вольских учлетов и авиамехаников. Офицеры, курсанты, рабочие и служащие подписались на государственный займ на сумму более 6 млн. рублей, внесли в фонд обороны страны 1 244 752 рубля, на строительство танковой колонны «Саратовский комсомолец» — 90 345 рублей, на постройку самолета «Волжанин» — 251 032 рубля, в фонд помощи детям фронтовиков — 7 848 рублей.
Жены офицеров школы взяли шефство над тремя госпиталями в городе Вольске по уходу за тяжелоранеными бойцами, ремонту помещений, стирке белья, сбору посуды, обеспечению больничного уюта и обихода.
Весь состав школы сплотился в дружный монолитный коллектив, объединенный великой и священной целью освобождения Советской страны от фашизма. Долгожданная весть о победоносном окончании Великой Отечественной войны была встречена с огромной радостью и воодушевлением курсантами, офицерами, рабочими, служащими Красной Армии и их семьями.
Праздничным весенним утром 9 мая 1945 г. собрался личный состав школы на митинг, чтобы отпраздновать великую историческую Победу. Начальник школы инженер-подполковник Христюк С. X. подвел краткий итог работы педагогов и курсантов за годы войны, указав, что и личный состав внес свой «скромный вклад в дело победы над фашизмом». Каждый офицер, сержант и курсант своим напряженным трудом и учебой укреплял боевую мощь Воздушных Сил Красной Армии, честно и добросовестно выполнял свой долг перед Родиной по подготовке квалифицированных и стойких кадров для фронта.
Школа воспитала двадцать девять Героев Советского Союза, прославленных летчиков страны. Десятки и сотни ее воспитанников получили высокие награды Родины.
Учёные
Полковник. Военный летчик 1 класса. Доктор исторических наук, профессор, действительный член корреспондент Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Академии Военных наук, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
В 1974 г. окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков. С 1974 г. лётчик- инструктор, с 1977 г.- командир звена, с 1981 г — командир эскадрильи. В 1983г Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского (заочно), в 1987 г. командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. В 2001 году успешно окончил факультет переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба ВС РФ по специальности «Командно-штабная оперативно-стратегическая».
С 1987 г обучался в очной адъюнктуре ВВА им. Ю.А. Гагарина. С 1990 г преподаватель, с 1992 г старший преподаватель, с июня 1994 г заместитель начальника командного факультета, с 1997 г по 2009 год — начальник командного факультета ВВА им. Ю.А. Гагарина. В 1990 г защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата военных наук, в 2012 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук. Учёное звание профессора по кафедре «Боевая подготовка и безопасность полётов» присвоено в 2003 г.
Полковник. Военный летчик-инструктор 1 класса. Кандидат военных наук. Родился 9 апреля 1967 года в городе Сердобске Пензенской области. В 1988 году окончил Саратовское ВВАУЛ с отличием. С 1988 года – летчик–инструктор, командир звена 131 увп Саратовского ВВАУЛ (позже Сызранского ВВАУЛ).
В 2001 году окончил командный факультет ВВА имени Ю.А.Гагарина с отличием. Назначен заместителем командира эскадрильи в 131 увп. В 2004 году окончил очную адъюнктуру ВВА имени Ю.А.Гагарина с присвоением квалификации «Преподаватель высшей школы», успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени «Кандидат военных наук».
С 2004 по 2005 годы – старший преподаватель кафедры «Тактика армейской авиации» ВВА имени Ю.А. Гагарина, с 2005 года – старший инспектор-летчик направления военного образования ВВС, с мая 2013 года – главный инспектор отдела военного образования Главного командования Военно-воздушных сил.
Кафедра марксизма–ленинизма
1. | п – к | Козлов Н.Ф. | 197.. г. | кандидат философских наук |
2. | п – к | Мошков А.Ф. | 1977 г. | кандидат исторических наук |
3. | п – к | Садовой П.С. | 1983 г. | кандидат философских наук |
4. | п/п | Кокорин А.А. | 1983 г | кандидат философских наук |
5. | п/п | Безбородько В.Г. | 1985 г. | кандидат исторических наук |
6. | п/п | Мамчур А.М | 198.. г. | кандидат психологических наук |
Кафедра конструкции и эксплуатации авиационной техники
1. | п – к | Рыбалко В.В. | 1980 г | кандидат технических наук |
2. | п – к | Степанов Р.А. | 19… г. | кандидат технических наук |
3. | м-р | Менделев Н.Ф. | 19… г. | кандидат технических наук |
4. | м-р | Загорский В.А | 19… г. | кандидат технических наук |
Кафедра авиационного и радиоэлектронного оборудования
1. | п/п | Днищенко В.А | 1985 г. | кандидат технических наук |
2. | п/п | Плахотя В.Н. | 1980 г | кандидат военных наук |
3. | м-р | Шпрыков В. | 1983 г. | кандидат технических наук |
Кафедра физики
1. | сл. СА | Бирюков В.П. | 1977 г. | кандидат технических наук |
2. | сл. СА | Чумаевский Н.Б. | 1980 г. | кандидат химических наук |
3. | сл. СА | Соколов И.Л. | 19… г. | кандидат технических наук |
4. | сл. СА | Голубцов В.Д. | 1984 г. | кандидат технических наук |
История создания
- 22 октября 1930 — приказом № 108 по Главной инспекции ГВФ в Балашове создана 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ (обучение летчиков и техников на самолетах Р-1, У-2, Р-5).
- Сентябрь 1939 — на базу Балашовского летного училища ГВФ прибыла 27-я летная школа ВВС из Читы. Формируется Балашовская военная авиационная школа (подготовка летчиков на самолет СБ, а с осени 1941 — на самолет Ил-2).
- 1 мая 1944 — постановлением ГКО от 22 декабря 1943 создана 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов (подготовка летчиков на самолет Пе-2).
- 25 июля 1945 — 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов переименована во 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА.
- 5 января 1948 — училище переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации ВС СССР (подготовка летчиков на самолет Ил-4).
- 5 июня 1954 — училище переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков (подготовка летчиков на самолет Ли-2 для дальней и транспортной авиации).
- 25 мая 1959 — училище преобразовано в высшее и получило наименование Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (подготовка летчиков на самолет Ил-14).
- 1968 — училище перешло на подготовку летчиков на самолет Ан-26.
- 14 мая 1977 — присвоено имя Главного маршала авиации А. А. Новикова.
- 1995 — училище начало готовить летчиков для военно-транспортной, транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации ВВС РФ, а также для других министерств и ведомств.
- Август 1998 — Балашовское ВВАУЛ им. Главного маршала авиации А. А. Новикова переименовано в Балашовский военный авиационный институт.
- 1 сентября 2002 — Балашовский военный авиационный институт реорганизован в Балашовский УАЦ — 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института.
В советский и постсоветский периоды летная подготовка курсантов училища велась в пяти учебных авиационных полках: в Балашове на транспортных самолетах Ан-26 (606-й учебный авиационный полк, существует поныне), в Ртищеве (666-й учебный авиационный полк, существует поныне) на самолетах Л-29 и Петровске (478-й учебный авиационный полк, расформирован в 1998 г.) на пассажирских самолетах Ан-24.
Биография
Родился 28 марта 1965 года в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области. Татарин.
Окончив местную среднюю школу, решил стать лётчиком. Отправился поступать в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков. В лётчики не прошел по здоровью и решил поступать в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, однако и туда не прошёл по конкурсу.
Осенью был призван в Советскую армию и направлен в Центральную группу войск в чехословацкий город Зволен в 30-ю гвардейскую мотострелковую Иркутско-Пинскую дивизию. Службу проходил рядовым в 1983—1984 годах в разведроте зенитно-ракетного полка. Спустя полтора года службы Хабибуллин подал рапорт с просьбой направить в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков, и вскоре его просьба была удовлетворена.
Окончив в 1988 году училище, в звании лейтенанта Ряфагать Хабибуллин был направлен для прохождения службы в 55-й Севастопольский вертолётный полк, который в мае 1992 года стал базироваться на аэродроме вблизи города Кореновска Краснодарского края.
Осенью 1992 года Хабибуллин участвовал в осетино-ингушском конфликте. В 1993—1994 годах был командирован на боевые действия в зоне грузино-абхазского конфликта.
В 1994 году принимал участие в первой чеченской кампании, где получил тяжёлое ранение. В течение восьми месяцев находился в госпиталях, после врачебно-лётной комиссии капитан Хабибуллин вернулся в строй. Выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики до конца 1996 года, затем принимал участие в поддержании мира в зоне грузино-абхазского конфликта.
В 1999 году стал участником второй чеченской кампании, получил звание майора.
В 2005 году закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.
После завершения Чеченской войны, до лета 2008 года Ряфагать Хабибуллин продолжил службу в Российской армии, исполнял обязанности командира отдельного вертолётного полка на аэродроме Ханкала в Чеченской Республике.
В августе 2008 года принимал участие в грузино-южноосетинском вооружённом конфликте, стал подполковником. В августе 2009 года, когда на базе отдельного вертолётного полка и штурмового авиационного полка была создана Будённовская авиационная база 1-й категории, полковник Ряфагать Махмутович Хабибуллин стал заместителем командира по лётной подготовке авиационной базы.
В 2012 году командир 393-й Севастопольской авиационной базы армейской авиации полковник Хабибуллин Ряфагать Махмутович из рук президента получил высокую государственную награду – орден Кутузова «За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом личным составом базы мужество и героизм». Командир 55-го отдельного вертолетного полка Южного военного округа полковник Хабибуллин погиб 8 июля 2016 года во время военной операции России в Сирии. Летчик-инструктор Евгений Долгин и командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин погибли над городом Пальмира, совершая облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс. Экипаж атаковал отряд боевиков террористической группировки «Исламское государство», прорвавших оборону сирийских войск, наступление террористов было сорвано. На обратном курсе огнём с земли вертолёт был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии.
На момент своей героической гибели летчик-инструктор полковник Хабибуллин лично подготовил 28 лётчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3.000 метров. Имел налёт более 3.300 часов, из них на выполнение боевых задач — более 2.800 часов. Выполнил более 2.000 боевых вылетов. Прошел две чеченских кампании, осетино-ингушский конфликт, войну в Грузии (2008). Он владел всеми типами и модификациями вертолетов Ми-8, Ми-24 и Ми-28Н и был опытнейшим летчиком российских ВВС.
Церемония прощания с командиром полка состоялась в Кореновске,после чего его тело было доставлено на родину. Похороны Хабибуллина прошли 12 июля в его родном селе Вязовый Гай Ульяновской области.Его именем названы улица и школа на родине летчика — в селе Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области. В селе также обсуждается вопрос установки памятника погибшему летчику.
Военные училища
Выпускники средней школы, решившие связать жизнь с авиацией, могут поступать в лётные училища гражданского или военного профиля. Каждое из этих направлений имеет свои преимущества и недостатки.
Тем, кто решил связать свою жизнь и карьеру с военной службой, следует помнить:
- Армия — это жёсткая дисциплина и подчинение приказу.
- Придётся постоянно менять место службы и проживания.
В Краснодарском лётном военном училище имени Серова открыто 5 факультетов:
- Базовая теоретическая подготовка курсантов проводится в городе Краснодаре.
- Факультет истребительной авиации располагается в городе Армавире Краснодарского края.
- Факультет штурмовой и бомбардировочной авиации базируется на территории города Борисоглебска.
- Факультет военно-транспортной и дальней авиации находится в Балашове Саратовской области.
- Имеется факультет для обучения студентов из других государств.
Вертолётный спорт
Вертолетным спортом в училище начали заниматься с 1971 года на базе 131 увп на вертолетах Ми-1. Первыми организаторами начинания были полковник А.И. Юрченко, полковник Ю.К. Левченко, подполковник В.Г. Горшков. Первыми заметных успехов на союзном уровне добились подполковник Ю.В. Леликов, майор А.П. Петров. За 6 лет спортивных полетов на Ми-1 было подготовлено более 20 мастеров спорта.
С 1978 года после переучивания на вертолеты Ми-2 в училище вновь возродился вертолетный спорт. Первоначально костяк сборной училища составили озинковцы – ст. лейтенанты А. Головко, М. Кадыров, В. Мартынов. Организаторами вертолетного спорта и тренерами тогда стали майоры В.М. Балыкин, А.Н. Пишенин.
В начале 80-х годов капитаны В.В. Никифоров и А.А. Головко из 437 увп были включены в состав сборной округа по вертолетному спорту, а капитаны Н.С. Буров и В.В. Коротаев — летчики 95 увп — вошли в состав сборной СССР. Затем команда 95 увп вышла на ведущее место и заняла место сборной команды училища по вертолетному спорту до конца существования Саратовского ВВАУЛ.
Тренировал летчиков и руководил командой заслуженный тренер В.И. Брыкаев, в прошлом чемпион ВС СССР, летчик-методист ЛМО. В 1986 году команда училища по вертолетному спорту (майоры В.А.Васянин, В.Г.Гладченко, капитаны В.В.Коротаев, Н.С.Буров) впервые выиграла Чемпионат ПриВО, ВС СССР, СССР, а В.А.Васянин стал абсолютным чемпионом СССР.
Команда ВС СССР по вертолетному спорту на чемпионате СССР 1986 года.
- Стоят справа: Н. Буров, В. Коротаев, В. Гладченко. С кубком – тренер В. Брыкаев.
- Сидит слева: первый абсолютный чемпион СССР по вертолетному спорту В.А. Васянин.
С 1986 по 1990 год команда Саратовского ВВАУЛ 3 раза выигрывала первенство СССР, дважды была второй. Абсолютными чемпионами СССР становились В.В. Коротаев – дважды (в 87, 90), В.Г. Зябликов (Озинки) – в 1989 году.
В 1989 году спортсмены-вертолетчики 95 увп, выступавшие в составе сборной СССР во Франции, заняли второе место в командном зачете. В 1990 учебном году летчики 95 увп майоры Буров Н.С., Коротаев В.В., Зябликов В.В., капитан Бибишев М.С. участвовали во внутрисоюзных соревнованиях по вертолетному спорту и вошли в состав сборной СССР.
Достижения выпускников Саратовского ВВАУЛ в вертолетном спорте
-
Из числа выпускников Саратовского ВВАУЛ подготовлено:
- мастеров спорта международного класса — 1
- заслуженных мастеров спорта — 4
- мастеров спорта — 85
-
Команда Саратовского ВВАУЛ (команда ВС СССР):
- чемпион СССР 1986, 1989,1991 годов;
- вице-чемпион СССР 1987, 1990 годов;
- бронзовый призер чемпионата СССР 1988 года.
- Абсолютные чемпионы СССР: 1986, 1987, 1989, 1990, 1991 годы.
-
Летчиками-спортсменами Саратовского ВВАУЛ за 1986 — 1991 годы на первенствах ВС СССР, чемпионатах РСФСР, СССР завоевано:107 медалей, из них:
- золотых — 46;
- серебряных — 39;
- бронзовых — 22.
После расформирования Саратовского ВВАУЛ выпускники училища продолжали развивать вертолетный спорт, утверждая его право и успехи на международном уровне.
Вот их достижения:
- Абсолютные чемпионы мира: 1998, 2002, 2005, 2008 годы.
- Чемпионы мира в отдельных упражнениях:1992 — 2012 годы.
- Призёры чемпионатов мира : 1992 — 2012 годы.
- Удостоен званий «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РСФСР», «СУДЬЯ МЕЖДУНРОДНОЙ КАТЕГОРИИ» майор В.И. Брыкаев.
- Брыкаев В.И. награжден шестью золотыми медалями «Тренер чемпиона СССР», медалью «За вклад в развитие вертолётного спорта», медалью имени М.Л. Миля.
- Удостоен звания «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РОССИИ» майор М.С. Бибишев.
На фото вертолетчики — спортсмены СК ВВС ПриВО с губернатором Самарской области К.А. Титовым
(слева направо):
- заслуженный мастер спорта Владимир Григорьевич Гладченко – трехкратный абсолютный чемпион мира;
- заслуженный мастер спорта Николай Семенович Буров – двукратный абсолютный чемпион мира, пятикратный вице-чемпион мира;
- заслуженный тренер РФ, тренер СК ВВС ПриВО Михаил Серафимович Бибишев;
- заслуженный мастер спорта Виктор Васильевич Коротаев – абсолютный чемпион мира, пятикратный вице-чемпион мира;
- заслуженный мастер спорта Владимир Геннадьевич Зябликов – трехкратный абсолютный чемпион мира.
Связь училища
Начальники связи училища (школы)
Годы вдолжности | воинскоезвание | Фамилия | Имя | Отчество |
---|---|---|---|---|
1970 — 1976 гг. | п/п-к | Фурсов | Георгий | Кузьмич |
1976 — 1977 гг. | п/м-р | Макаров | Олег | Владимирович |
1978 — 1984 гг. | п/п-к | Мирко | Алексей | Гаврилович |
1984 — 1988 гг. | п/п-к | Шишкин | Виталий | Алексеевич |
1988 — 1989 гг. | п/п-к | Дмитриев | Николай | Николаевич |
1989 — 1990 гг. | п/п-к | Кужелев | Владимир | Иванович |
Офицеры связи училища (школы)
1969 — 1977гг | м-р | Косточка | … | … — (радио) |
1977 — ?гг | м-р | Макаров | Олег | Владимирович |
1972 — 1977гг | к-н | Гнедков | Сергей | Тимофеевич |
1977 — 1985гг | к-н | Бучнев | Александр | Николаевич (РТО) |
1972 — 1976гг. | м-р | Сафронов | Анатолий | Иванович (ЗАС) |
1982 — 1990 гг. | м-р | Гнедков | Сергей | Тимофеевич |
1977 — 1985гг. | к-н | Ткаченко | Николай | Владимирович (ЗАС) |
1987 — 1989гг. | к-н | Ильичев | Вячеслав | Леонидович |
1987 — 1990гг. | м-р | Попов | Александр | Алексеевич (ЗАС) |
Командиры рот
1969 — 1977гг | к-н | Костюк | Александр | Филлипович |
1977 — 1980гг | к-н | Андрушко | Александр | Иванович |
1983 — 1985гг | к-н | Турченяк | Владимир | Иосифович |
1985 — 1986гг | к-н | Кужелев | Владимир | Иванович |
1986 — 1988 гг. | к-н | Рыбак | Владимир | Семенович |
1988 — 1989 гг. | к-н | Могучев | Владимир | Борисович |
1989 — 1990 гг. | к-н | Бумаченко | Михаил | Михайлович |
Заместители командиров роты по политчасти
1973 — (?)гг. | л-т | Архипов | Александр | Алексеевич |
1985 — 1987гг | ст.л-т | Бочкарев | Игорь | Владимирович |
1987 — 1990гг. | к-н | Полонников | Владимир | Владимирович |
1980 — 1985гг | к-н | Снежко | Сергей | Владленович |
Командиры учебного взвода
1975 — 1977гг.. | ст.л-т | Анисимов | Владимир | Николаевич |
1985 — 1990 гг. | к-н | Снежко | Сергей | Владленович |
1986 — 1990 гг. | к-н | Ковалев | Владимир | Михайлович |
(?) — 1988 гг. | к-н | Клющев | Александр | Владимирович |
1988 — 1990 гг. | ст.л-т | Богданов | Олег | Владимирович |
Командиры взводов
1973 — 1977гг | ст.л-т | Андрушко | Александр | Иванович |
1982 — 1984гг | ст.л-т | Гаврилов | Евгений | … |
1983 -1985гг. | к-н | Мочалов | Владимир | Борисович |
1983 — 1985гг | ст.л-т | Половинкин | Александр | Александрович |
1983 — 1987гг | к-н | Серёгин | Владимир | … |
… — … гг. | ст.л-т | Тухватуллин | Александр | Ревальевич |
1974 — 1982гг. | к-н | Борсук | Петр | Михайлович (РЛС) |
… — … гг | к-н | Лепинский | Олег | … |
1979 — 1985гг | к-н | Бондаренко | Владимир | Михайлович |
Инструкторы учебных взводов
1975 — 1983гг | ст.пр. | Яковлевский | Вячеслав | Михайлович |
1975 — 1980гг | ст.пр. | Левченко | Александр | Иванович |
1980 -1980гг. | ст.пр. | Винокуров | Валентин | Васильевич |
1980 — 1985гг | пр-к | Погуляев | Виктор | Николаевич |
1983 — 1987гг | к-н | Серёгин | Владимир | … |
1983 — 1985 гг. 1988 — 1990гг |
ст.пр. | Рыжкин | Евгений | Викторович |
Нач телегр ЗАС
(?) — (?) ст. прап Стребков Анатолий Сергеевич (?) — (?) ст. прап Александров Николай
Нач ППРЦ
1980 — 1985 прап Бирюстиков Виктор Максимович 1985 — 1990 прап Козлов Николай Николаевич